Меню

упражнение на принятие имени

Занятие, направленное на принятие подростком своего имени из программы «Как стать взрослым?»

Принятие подростком своего имени

Цель: определение отношения к собственному имени, осознание чувственно-телесных переживаний, связанных с именем.

— понятие и принятие подростком имени, выделение себя из окружающего мира;

— осознание «личностного смысла» своего имени;

— коррекция переживаний подростка, связанных с именем.

«Что интересного произошло со дня нашей последней встречи?» Каждый из участников делится по кругу своими событиями в жизни.

Разминка. Упражнение «Всеобщее внимание».

Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств. Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих. Начали! Подсчитываем, в заключение, кто привлек внимание большего числа участников игры.

Основная работа начинается с вопроса «Как ты выделяешь себя из окружающей среды?»

Текст для ведущего: «Несомненно, мы имеем свою линию поведения, поэтому и отличаемся от других людей. Однако давайте вспомним, с чего начинается отделение себя от других? Ребенка называют, зовут по имени, окликают и т.д. Как тут уже говорили, маленькие дети уже знают, кто они, как их зовут. И если вам задать вопрос: «Кто ты?», то большинство из вас наверняка назовет свое имя, чтобы обозначить, кто же он.… Сегодня мы поговорим об имени, что оно для вас значит, нравится оно вам или нет, помогает оно или мешает жить.… Наше имя, то, как мы его произносим, как произносят его другие, близкие или чужие люди, влияет на то, как мы себя чувствуем. … Наверняка, у каждого из вас есть имя, которым вы позволяете называть очень узкий круг близких и родных вам людей. С другой стороны, есть имя, которое как бы «официальное», «дежурное», которое существует независимо от ситуации, настроения, роли. Сейчас представьтесь тем именем, которое ближе вашему состоянию, настроению … тем именем, которым бы, как вам хотелось, чтобы вас здесь называли. … Прислушайтесь к своему имени. … Как оно звучит для вас? Может, как-то ласково? … Или наоборот, «одергивающе»? … А может нейтрально? …»

Далее участникам предлагается по кругу рассказать о своем имени, обращая внимание на то, есть ли история имени, кто принял решение именно так назвать, как в детстве называли, какое самое яркое событие в жизни связано с именем и т.д., упоминая мифы, легенды, связанные с именем.

Упражнение «Какое имя мне подходит»

Задание: написать своё имя на визитной карточке и передавать карточку по кругу, чтобы каждый другой участник написал рядом с этим именем то имя, которое, как он считает, больше подходит первому участнику. Когда на визитной карточке каждый участник напишет имена для каждого участника, дается инструкция.

«… А теперь мы попробуем познакомиться заново. Для этого мы используем мяч. Сейчас я кину мяч тому, как мне кажется, со мной похож, и назову то качество или черту, которой, как я считаю, мы похожи. И конечно, не забуду назвать его новым именем. Итак, кидаю мяч, называю имя, называю качество. Потом тот, кому я кинула мяч, кидает мяч другому человеку и так далее ».

В процессе этого упражнения происходит «принятие» себя в другом качестве, изменение образов Я, связанных с именем, в структуре Я-концепции, выход «за пределы» ограниченности собственными «мифами», ожиданиями других и т.д. По ходу упражнения корректируются иррациональные установки, эмоциональные реакции, стратегии поведения.

В конце занятия ведущий сообщает участникам, что с 14 лет каждый из них с согласия родителей имеет право поменять свое имя на другое. Кто хотел бы это сделать, а кто хотел бы вернуть себя свое? Тем, кто захочет поменять свое имя на другое, предлагается до конца дня просить своих близких и друзей называть себя по-новому. (Ведущему необходимо делать пометки, чтобы начать обсуждение следующей сессии с этого.)

Завершение сессии происходит с помощью обсуждения новых мыслей и чувств по поводу своего имени.

Источник

Тренинговое занятие с элементами арт-терапии: Я И МОЕ ИМЯ

Цели

Способствовать формированию позитивного образа «Я».
Развивать навыки общения.
Активизировать процесс самопознания.

Задачи

Развивать позитивное самовосприятие.
Способствовать принятию собственного имени.
Развивать коммуникативные навыки.
Развивать творческое самовыражение при помощи рисования.
Обучать элементам релаксации и визуализации.
Формировать элементарные представления об образе «Я».
Провести экспресс-диагностику содержания образа «Я».
Формировать адекватную самооценку.
Содействовать сплочению группы.

Просмотр содержимого документа
«Тренинговое занятие с элементами арт-терапии: Я И МОЕ ИМЯ»

Тренинговое занятие с элементами арт-терапии:

Способствовать формированию позитивного образа «Я».
Развивать навыки общения.
Активизировать процесс самопознания.

Развивать позитивное самовосприятие.
Способствовать принятию собственного имени.
Развивать коммуникативные навыки.
Развивать творческое самовыражение при помощи рисования.
Обучать элементам релаксации и визуализации.
Формировать элементарные представления об образе «Я».
Провести экспресс-диагностику содержания образа «Я».
Формировать адекватную самооценку.
Содействовать сплочению группы.

1. Приветствие. Постановка проблемы.
2. Экспресс-диагностика отношения к собственному имени.
3. Групповая работа по принятию имени.
4. Релаксация «Представь свое имя».
5. Арт-терапевтическое упражнение «Нарисуй свое имя».
6. Обсуждение рисунков, группировка по признакам.
7. Упражнение на сплочение группы «Паутинка».
8. Понятие об образе «Я», устное самоописание.
9. Подведение итогов.
10. Упражнение «Накопительные аплодисменты».
11. Прощание.

Кто я? Этот вопрос задавали себе люди во все времена. А зачем человеку надо это знать? От того, каким человек себя представляет, зависит, как он будет себя вести, чем заниматься и, вообще, какой жизненный путь выберет.

Итак. Кто я? Какой возникает самый первый, естественный и простой ответ? (Я — человек.) А что есть у каждого человека, без чего ему не прожить? (Без имени.) Я очень хочу познакомиться с вами.

Ученик ловит мяч, смотрит в глаза ведущему и называет свое имя.

Ведущий отвечает: «Очень приятно».

Ведущий. А теперь несколько секунд подумайте о себе, задайте себе вопрос «Кто я?», вспомните все самое важное, самое хорошее и сохраните в душе, это нам пригодится.Дети выполняют задание.

Ведущий. Вернемся к нашим именам. Имя дается человеку другими людьми и в такой момент жизни, когда посоветоваться с ним самим никак невозможно. И все люди по-разному относятся к своему имени: кому-то оно нравится, а кому-то нет. Мне интересно ваше отношение. Сейчас мы покажем его на пальцах. Мы закроем глаза, я хлопну в ладоши, и пять пальцев покажет тот, кто в восторге от своего имени, четыре — кому оно нравится, три — относится спокойно, два — не очень нравится, один — совсем не нравится. Приготовились, закрыли глаза. (Ведущий хлопает в ладоши.) Открываем глаза, посмотрим, что получилось. (Без комментариев.) А как вы думаете, важно, чтобы свое имя нравилось? А почему? Я тоже думаю, что важно.

Как мир меняется,
и как я сам меняюсь!
Лишь именем одним
я называюсь!

Эти слова Николая Заболоцкого подчеркивают постоянство нашего имени, ведь оно дается человеку, как правило, один раз и на всю жизнь. И хорошее отношение к имени служит первой ступенькой на пути принятия человеком самого себя. Давайте же поможем кому-нибудь из вас полюбить свое имя.

Вызывается кто-то один по желанию.

Ведущий. Мы называем все возможные варианты этого имени. А ты (обращается к ребенку по имени), просто сиди, слушай и выбирай, что тебе нравится.

Имя — это не просто набор звуков, оно имеет свое значение. (Говорим о значении этого имени, ссылка на книгу Б. Хигира). А ведь это имя носило и носит много прекрасных людей. (Называем знаменитых тезок.) Вот в какой приятной компании ты находишься.

Читайте также:  как похудеть в плечах девушке упражнения

А еще, ребята, поговорите дома с родителями о том, в честь кого вас назвали, кто выбрал для вас имя, какие были варианты: то есть узнайте историю вашего имени. Вспомните, как называют вас в вашей семье, ведь «у любимого дитятки двести имен».

Итак, (обращается к ребенку по имени), ты выбрал вариант имени, который тебе нравится? Если нет, выбери какое-нибудь другое имя. Пускай сегодня ты будешь.

Упражнение «Представь себе»

Ведущий. А сейчас каждый представит себе свое имя. Сядьте поудобнее (ноги стоят на полу, руки свободно лежат на коленях), сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, расслабьте ноги, руки, плечи, шею, мышцы лица, закройте глаза.

Представьте свое имя. Может быть, вы увидите его написанным или нарисованным. Какое оно? Большое или маленькое? Какого оно цвета? Оно светлое или темное, яркое или нежное? Может, вы видите какие-то образы. Каково ваше имя на ощупь, мягкое или твердое, теплое или холодное. Может, вы услышите звук вашего имени. А может, почувствуете вкус и запах. Побудьте немного со своим именем. А теперь возвращаемся назад. Откройте глаза, вздохните, потянитесь, сядьте прямо.

Упражнение «Нарисуй имя»

Ведущий. Давайте нарисуем свое имя. Возьмите бумагу, мелки или фломастеры и изобразите то, что увидели. Если не удалось что-то представить, то просто начинайте рисовать, посмотрим, что получится. Рисуйте так, как вы можете. Сейчас нам важно, чтобы каждый выразил на бумаге то, что он хочет. Работаем 5 минут, пока звучит музыка. За минуту до окончания я предупрежу вас. Начинаем. Когда будете готовы, повесьте сами свой рисунок на доску, куда вам хочется.

Далее проводится обсуждение рисунков.

Ведущий. Посмотрите, какой у нас получился сад имен. Наши имена — как цветы, нет некрасивых цветов: и пышная роза, и гордый гладиолус, и скромная незабудка — все прекрасны по-своему. Также и наши имена, и мы сами. Каждый человек неповторим и уникален. Это означает, что не было и нет на земле точно такого же человека, как ты (обращается к ребенку по имени), ты (обращается к другому ребенку по имени). А все вместе мы составляем чудесный сад.

Посмотрите внимательно на свои рисунки: некоторые из них чем-то похожи. Скажите, пожалуйста, а какие имена могли бы расти на одной клумбе? По какому признаку? (По цвету, форме, настроению. ) Присмотритесь к этим людям в жизни. Может быть, и они сами чем-то похожи друг на друга?

Ведущий. Мы живем среди других людей. Мнение другого человека добавляет что-то в нашу копилочку знаний о себе. Иногда наше представление о себе совпадает с мнением окружающих, иногда нет, и это нормально. Следующее упражнение поможет нам взглянуть на себя глазами другого. Но сегодня я попрошу вас быть тактичными и говорить о своих товарищах только хорошее.

Выходите, пожалуйста, и становитесь в круг. Я бросаю клубок, смотрю на человека, обращаюсь к нему по имени и говорю о том, что мне нравится в его характере, поведении, внешности. Затем клубок бросает тот, кто его получил, и т.д.

Дети выполняют задание.

Ведущий. Посмотрите на эти нити, которые только что нас связали. Обычно мы их не видим, но они существуют. Пусть и в жизни нас всегда связывают нити теплых, добрых слов и чувств. А теперь распутаем паутинку, вспомним, что говорили нам другие дети.

Ведущий. Давайте теперь вернемся к вопросу, который я задала в начале урока: «Кто я?» Наши представления о себе составляют образ «Я» (показывает плакат).

Что входит в это понятие? Все то, о чем мы сегодня с вами говорили, это и имя, и внешность, и черты характера, и интересы (продолжает схему). Кроме того, в школе каждый из вас — (ученик), дома — (сын, дочь). Кто-нибудь хочет рассказать о себе?

Слушаем 1—2 самоописания.

Ведущий. Спасибо, ребята. Посмотрите еще раз на нашу схему, на что она похожа? (На солнышко.) Я желаю, чтобы у каждого из вас образ «Я» был таким же светлым и теплым, как солнышко. Конечно, и на солнце есть пятна, но это не мешает ему согревать и освещать все вокруг. Посмотрите, несколько лучиков я оставила, этот рисунок не закончен. Почему?

Сегодня мы только коснулись вершины айсберга, только начали отвечать на один из самых главных вопросов. Дать какой-то определенный, точный ответ невозможно, ведь наш путь продолжается, и отвечать на этот вопрос мы с вами будем всю свою жизнь.

Ведущий. Скажите, пожалуйста, что интересного для вас было на уроке? Может быть, кто-то узнал что-то новое или необычное о себе, своем имени, отношении к вам одноклассников? Что вам понравилось? А что показалось трудным?

Упражнение «Накопительные аплодисменты»

Ведущий. Ребята, спасибо вам за работу, мне было с вами очень интересно. Я хочу, чтобы мы поблагодарили друг друга при помощи упражнения «Накопительные аплодисменты». Я подхожу к тебе (обращается к ребенку по имени) и дарю аплодисменты. Это для тебя. К кому пойдем дальше, выбирай. Так по очереди подходим ко всем участникам. А в самом конце — мы благодарим всех участников за то, что они были с нами! Все вместе хлопаем в ладоши.

Ведущий. Все протягиваем в центр круга правые ладошки, кладем их друг на друга, затем так же соединяем левые ладошки. Немного помолчим, а теперь говорим хором: «До свидания»! Всего хорошего, желаю вам успехов!

Источник

Упражнения на осознание себя, принятия себя, самоидентификацию, повышение уровня субъектности личности на жизненном пути

Для проработки можно использовать упражнения, помогающие осознать своё Я, понять сильные и слабые качества собственной личности, укрепить самооценку, задуматься о многогранности и разносторонней направленности своего Я, принятия себя и стремление к самосовершенствованию.

Упражнение «Четыре квадрата»

Благодаря этому упражнению подростки могут проанализировать свои личностные особенности, сделать шаг на пути формирования положительного отношения к себе и принятия себя. Кроме того, оно способствует развитию и поддержанию толерантных отношений с окружающими. Можно проводить как в индивидуальной, так и групповой форме.

Участника дается инструкция: «Возьмите лист бумаги и разделите его на четыре квадрата. В углу каждого квадрата поставьте цифры 1, 2, 3, 4. (Ведущий показывает свой лист, разделенный на четыре части с пронумерованными квадратами.)

Теперь в квадрате 1 напишите пять ваших качеств, которые вам нравятся, и которые вы считаете положительными. Можно назвать качества одним словом, например, «находчивый», «надежный». А можно описать их несколькими словами, например, «умею по-настоящему дружить», «всегда довожу начатое дело до конца».

После того как задание выполнено, тренер предлагает «Теперь заполните квадрат 3: напишите в нем пять ваши качеств, которые вам не нравятся, которые вы считаете не­гативными. Вы можете писать совершенно искренне, если вы не захотите, никто не узнает о том, что вы написали».

После того как заполнен квадрат 3, тренер предлагает: «Теперь внимательно посмотрите на качества, которые вы записали в квадрате 3, и переформулируйте их так, чтобы они стали выглядеть как положительные. Для этого вы можете представить, как эти качества назвал бы человек, который вас очень любит и которому в вас нравится все. Вспомни – когда мы влюблены, недостатки возлюбленных кажутся нам достоинствами. Посмотри на себя глазами влюбленного в тебя человека или мамы, которая тебя обожает. Запишите переформулированные качества в квадрате 2».

После того как заполнен квадрат 2, тренер предлагает: «Теперь представьте, что вас кто-то очень не любит и поэтому даже ваши положительные качества он воспринимает как отрицательные. Такой человек в штыки воспринимает любые слова и действия, и все его в вас категорически не устраивает. Даже то, что вы «белый и пушистый», дико раздражает. Посмотрите на качества, записанные в квадрате 1, переформулируйте их в негативные (с точки зрения вашего недруга) и запишите в квадрате 4».

Читайте также:  петли trx эффективные упражнения

После того как все квадраты заполнены, тренер предлагает: «А теперь прикройте ладонью квадраты 3 и 4, и посмотрите на квадраты 1 и 2. Видите, какой замечательный человек получился! Теперь, наоборот, закройте ладонью квадраты 1 и 2, и посмотрите на квадраты 3 и 4. Жуткая картина! С таким человеком никто не захочет общаться. А теперь посмотрите в целом на свой лист. Ведь на самом деле вы описали одни и те же качества. Это все вы. Только с двух точек зрения: с точки зрения друга и с точки зрения неприятеля. Нарисуйте на пересечении квадратов круг и напишите в нем крупную букву «Я»».

Иногда участники испытывают затруднения при переформулировании своих качеств. Нужно предоставить им возможность обратиться за помощью к тренеру или к группе в целом (в этом случае процесс может стать увлекательной тренировкой для всей группы). Обсуждение может касаться того, какие качества было труднее анализировать и переформулировать, положительные или отрицательные, в каких ситуациях может пригодиться этот навык.

Недостатки – продолжение наших достоинств, равно как и достоинства найдутся в недостатках. В одних ситуациях определенное качество окажется уместным и полезным, а в других – нет. Каждый сам выбирает, как относиться к себе. Если видеть только квадраты 3 и 4 (негатив), то человек будет себя презирать, ругать, ненавидеть. Если вы стараетесь увидеть квадраты 1 и 2 (позитив), то вы будете уважать, ценить и принимать себя. А от того, как вы к себе относитесь, зависит, как вас воспринимают окружающие, и какими видите их вы.

Упражнения на развитие компетентности во времени жизни (Хомик В.С.)

Самофутурирование сводится к перенесению воображаемого будущего в психологическое настоящее. В соответствии с этим производится планирование предполагаемых поступков, репетиция будущего поведения на пути к поставленной цели. Психолог облегчает обратную связь, побуждает человека анализировать недавние жизненные события, чтобы тот осознавал, в какой мере они приближают его к целям.

Также в рамках ПОРБ Мелджес предлагает ролевую игру времен, когда клиент входит последовательно в образы Я-будущий, Я-настоящий, Я-прошлый и создает диалог между этими разными модусами Я. Игра производится в воображении человека, который должен закрыть глаза и брать на себя попеременно роль разных Я. Для усиления эффекта клиент «усаживает» в пустое кресло напротив себя своё Я-актуальное, с которым ведет диалог с позиции Я-будущее.

«Повелитель времени» (Н.Н. Толстых)

Занятие направлено на прояснение жизненных планов и формирование у старшеклассников представления о собственном будущем.

Процедура занятия «Повелитель времени»:

1. Упражнения на установление контакта. Беседа о важности целей жизни.

2. Работа с группой по определению жизненных целей участников тренинга. Для этого каждый участник должен:

— составить сценарий фильма о своем будущем;

— нарисовать на бумаге свой портрет в будущем, каким человек хочет стать. Можно рисовать символически;

— выполнить упражнения на самосознание, отвечая вслух на вопросы: что и почему делает меня счастливым, что я люблю делать больше всего;

— участвовать в групповой дискуссии по высказываниям участников.

3. Лекция психолога о резервах психики, о том, что человек может многого добиться, если станет хозяином своей судьбы.

4. Психолог с группой составляют список из 12 характеристик неудачника и 12 характеристик удачливого человека-победителя в жизни.

5. Каждый участник из полученных 24 высказываний выбирает подходящие к его характеру черты, анализирует, из какого списка попало больше черт.

6.Психолог проводит упражнения на самокоррекцию.

7. Все вновь обращаются к сценарию фильма о своей жизни. Описывают его персонажей, дискутируют по содержанию сценариев.

Упражнение «Круг субличностей» (Дж. Рейнуотер)

Для многих людей их сознание является полем боя, на котором ведут свои баталии, борются за власть различные внутренние голоса. В системе Роберто Ассаджиоли внутренние голоса были названы субличностями. Их количество и особенности могут быть разными у разных людей. Есть субличности и для тех ролей, которые мы играем в жизни: Родитель, Ребенок, Начальник, Подчиненный, Учитель, Ученик, Пациент, Врач, Потребитель, Антрепренер, «Собака-сверху», «Собака-снизу», «Обвинитель», «Злобный демон», Критик, Саботажник, Жертва и т.д. Каждая субличность строится на основе какого-то желания целостной личности. Сила каждого желания и соответствующей ему субличности может зависеть от ситуации, в которой впервые возникло это желание.

1. Перечислите все свои желания. Записывайте все, что приходит вам в голову. Убедитесь, что вы включили и то, что у вас сейчас есть, и то, что вы хотели бы иметь в дальнейшем. Следует учесть, что этот список не похож на список «Чего бы мне хотелось к Рождеству»!

Поскольку вы не имеете возможности взглянуть на списки других людей, я приведу наиболее часто встречающиеся желания:

– быть хорошим родителем,

– достигнуть успеха в работе/бизнесе,

– получить хорошее образование.

2. Теперь сосредоточьтесь на том, что вы чувствовали, когда читали список. Есть ли у вас субличность, которая говорит вам, что она тоже хотела бы иметь все это? Или субличность, осуждающая людей, имеющих желания, которых нет у вас или которые для вас являются несущественными. А теперь составьте список вашихсобственных (!) желаний.

3. Когда в вашем списке наберется двадцать пунктов (или когда вы почувствуете, что записали все желания), просмотрите список и выберите пять-шесть самых существенных. Может быть, вы захотите что-то изменить в нем. Например, можно объединить желания «кататься на лыжах», «плавать», «играть в теннис», «ходить в походы» в одно общее: «заниматься спортом на свежем воздухе». Теперь выделите свои самые важные желания и не включайте те, которым хочет отдать предпочтение ваша субличность «Что Подумают Люди?».

4. На большом листе бумаги нарисуйте круг диаметром примерно 20 см. Внутри него – круг поменьше. Получилось кольцо, центральная часть которого – ваше «Я». А в самом кольце разместите те пять-шесть субличностей, которые являются выразителями ваших желаний.

5. Нарисуйте пастелью или цветными мелками символы, отражающие ваши желания. Отсутствие художественных способностей в данном случае не имеет значения. Просто нарисуйте и раскрасьте любые пришедшие в голову символы.

6. Когда вы закончите рисование, дайте каждой субличности свое индивидуальное имя. Некоторые из них могут походить на клички: Авантюрист, Благоразумный, Беззащитная Крошка, Здоровяк, Мать-Земля, Герой-Любовник, Лекарь, Знаток. Другие будут более романтичны, например: Первобытный Любитель Лошадей И Гончих, Девушка Из Провинции, Лесной Эльф, Мисс Божество и т.д. Важно придумать свои собственные, имеющие для вас смысл, названия.

7. Теперь раскрасьте свое «Я».

Участникам группы раздаются списки возможных человеческих ценностей:

— хорошая обстановка в стране

Затем каждому предлагается выбрать из списка пять самых главных для него ценностей и две ценности, которые не очень значимы в данный момент. После этапа индивидуальной работы участники объединяются в малые подгруппы (по 3-4 человека) и обсуждают свои варианты. Затем происходит общегрупповое обсуждение, во время которого участники делятся своими впечатлениями.

Упражнение «Камешки дружбы» (С. Керрел)

Цели: Обсуждение опыта пребывания в позитивной и негативной группах; рассмотрение общих возможностей группы в сравнении с возможностями одного человека.

Материалы: банка или любая емкость; камешек или бусинка для каждого участника, шарики с отверстиями (они не должны быть совсем легкими); нить, леска, если вы хотите сделать ожерелье, краски и кисти, если вы хотите рисовать на камнях; клеенка, чтобы постелить ее под банку с водой; доска или планшет.

Ведущий ставит емкость с водой в центр группового круга.

Участникам сообщается, что сегодня им предстоит рассмотреть проблему групп и членства в группах, а также обсудить дружбу в этих группах.

Затем участникам предлагается составить список позитивных и негативных групп. Ведущий пишет задание на доске; в случае если подростки недостаточно зрелые, им может потребоваться ваша помощь. Ниже приводится памятка для ведущего.

Читайте также:  matematika упражнения 1 класс
Позитивная группа Негативная группа
Позволяет быть самим собой Настаивает на том, чтобы ты мыслил, чувствовал и вёл себя так, как предписывает группа
Позволяет тебе быть несогласным Не позволяет иметь другую точку зрения
Приветствует индивидуальность Настаивает на приверженности мнению большинства
Оказывает поддержку, когда у тебя проблемы Заботится только о групповом распорядке (не приветствуется откровенность и личные переживания, т.е. твои проблемы ничего не значат)
Позволяет уйти, когда ты этого хочешь Не позволяет тебе уйти
Не требует от тебя преданности Может потребовать доказательства верности, настаивая на участии членов в нечестных, подлых, криминальных или агрессивных действиях

Затем участникам предлагается определить позитивные и негативные группы, в которых они состоят или состояли. Это может быть семья, лагерь, кружок, спортивная команда, молодежная банда, интернет-сообщество и т. п. Обсуждение идёт по кругу, взрослый подчёркивает, что участие именно в этой (тренинговой) группе может оказаться хорошим опытом.

Передавая корзину с камешками по кругу, предлагается каждому участнику выбрать себе камень. «Выберите себе камень, который вам больше всего нравиться, который больше всего вам напоминает себя, привлекает внимание, и стимулирует воображение».

Одному из участников предлагается бросить свой камень в воду (камень остается в воде), получается небольшой всплеск. Затем ещё кто-то бросает (также немного брызг). Далее ведущий собирает все камешки, включая те, которые были в воде, и бросает сразу все камни в ёмкость с водой. Получается большой всплеск и много брызг, некоторые участники могут намокнуть. То есть, происходит демонстрация возможности целой группы в сравнении с возможностями одного человека.

Затем идет обсуждение и обмен мнениями, о чем это может сказать. Ведущий подводит к мысли о том, что вместе – мы сила, что один в поле не воин, что каждый из присутствующих может положиться на группу, ведь она как раз позитивная (в свете перечисленных выше признаков), что дружеские отношения укрепляют человека и т.п.

«Кто желает ещё выговориться? У кого какие мысли о дружбе появились? Какими ценностями должен обладать друг? А сами вы всегда придерживаетесь этих ценностей? Что вам мешает?».

Завершить занятие можно тем, что группа делает ожерелья из камешков или рисует на них (в зависимости от материала), желательно это делать под песни о дружбе. Например, дается следующая инструкция:

«А теперь я хочу вас попросить разукрасить ваши камушки, подписать, нарисовать что-либо на них, но так, чтобы было понятно, что это ваш камень. Дома подержите эти камни в своей комнате, чтобы они пропитались вашими мыслями, чувствами, вашим отношением к жизни, а когда вам будет тяжело, вы подержите камень дружбы в руках, вспомните нас, и он обязательно вам поможет».

Грани моего Я /Ролевая карта (А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская)

Содержание: участникам группы предлагается принести из дома фотографии, на которых они представлены в различных ролях и личностных проявлениях. Можно предоставить им полную свободу выбора, хотя в некоторых случаях можно попросить их принести фотографии, отражающие как положительные, так и отрицательные (с их точки зрения либо с точки зрения окружающих) проявления их личности, либо любимые и нелюбимые роли.

Во время занятия происходит представление и обсуждение снимков. Один из вариантов данной техники предполагает визуальную организацию снимков посредством изготовления плакатов, их размещения в альбоме и т.д.

Упражнение «Поделись со мной»

Упражнение предназначено для эмпатийной диагностики личностных качеств и расширения репертуара способов взаимопонимания.

Участникам тренинга предлагается записать на карточке 10 качеств:

• умение создавать хорошее настроение,

Список может быть изменен в зависимости от состава группы и целей занятия. При необходимости ведущий дает пояснение значений этих качеств.

Затем каждый участник должен решить, какое качество присутствует у кого-либо из группы в большей степени, чем у него и подходит к этому человеку с фразой: «Пожалуйста, поделись со мной, например, твоим умением сочувствовать». Тот участник, к которому обратились с просьбой, отмечает у себя на карточке это качество.

Таким образом, нужно обойти всю группу, попросив у каждого, какое-либо качество (или несколько). На карточке каждого участника будут отметки о том, какие качества были у него востребованы другими, и какие качества он запрашивал сам.

На упражнение отводится – 20 минут.

После выполнения задания участники садятся в круг для обсуждения. Обсуждение результатов может происходить как по количественному, так и по качественному составу признаков.

Перечень документации, предоставляемой в ДРУМЦ ПС СО
по случаю суицида

1. Городскими и районными отделами образования.

1.1. Информация по делу гибели учащегося

1.2. Приказ о назначении комиссии по расследованию причин суицида.

1.3. План (городских, районных) мероприятий по профилактике суицидального поведения учащегося.

2. Администрацией учреждений образования.

2.1.Докладная записка директора (завуча по ВР).

2.2.Приказ о создании комиссии по расследованию причин случившегося.

2.3.Акт служебного расследования по факту самоубийства.

2.4.Постановление по факту суицида.

2.5. Мероприятия по профилактике суицидального поведения (выписка из годового плана учреждения).

2.6. Протоколы педагогических составов и Советов Профилактики по проблеме.

3.1. Индивидуальная карточка психолого-педагогического сопровождения обучающегося.

3.2. Результаты диагностической и коррекционно-развивающейся работы с ребенком.

3.3. Просветительские мероприятия, проводимые с классом (группой).

3.4. Схема организации профилактики суицидального поведения (в учебном заведении).

3.5. Мероприятия по предупреждению самоубийства (выписка из годового плана).

3.6. Информация о наличии ТД (телефон доверия), ПД (почты доверия) информационного уголка.

4. Классным руководителям.

4.2.Перечень мероприятий, проводимых с классом и индивидуальные занятия (пед. диагностика и предупреждения суицидальных тенденций).

4.3.Сведения о семье (отразить состав семьи):

— статус ребенка в семье;

— кто занимался воспитанием;

4.4. Характеристика на обучающегося (раскрыть особенности межличностных взаимоотношений с одноклассниками и взрослыми).

— статус ребенка в коллективе;

— участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях;

— состоял ли ребенок на внутри- и внешкольном учете;

— интерес к учебе, посещение занятий.

4.5. Табель успеваемости.

4.6. Выписка из плана воспитательной работы (мероприятия по профилактике суицида).

При разработке рекомендаций была использована следующая литература:

1. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.

2. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. – (Справочник практического психолога).

3. Шнейдман Э. Душа самоубийцы. Монография, Москва, издательство «Смысл», 2001. –132 с.

4. Шелехов И.Л, Каштанова Т.В., Корнетов А.Н., Толстолес Е.С. Суицидология: учебное пособие / И.Л.Шелехов, Т.В.Каштанова, А.Н.Корнетов, Е.С.Толстолес – Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2011. – 203 с.

5.Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Г. Осухова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.

7. Иванова-Кружкова Е.А. Проективные методики: «Линия жизни», «Прошлое. Настоящее. Будущее», «Изобразите гнев». Электронный ресурс: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2011/12/25/proektivnye-metodiki-liniya-zhizni-proshloe

8.Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях.– М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. – (Справочник практического психолога).

9.ДжанеттРейнуотер. ЭТО В ВАШИХ СИЛАХ. Как стать собственным психотерапевтом. Москва, «Прогресс», 1992. – 240 с.

10.Хомик B.C. Психотерапия, ориентированная на реконструкцию будущего личности//Время деятельности личности. Черновцы: ЧГУ, 1991. С. 63-66

11.Толстых Н.Н. Психологическая технология развития временной перспективы и личностной организации времени//Актуальные методы в работе школьного психолога. М.: АПП СССР, 1991. С. 62-73.

12. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-ерапия детей и подростков.2-е стереотип, изд. – М.: «Когито-Цеитр», 2014. – 197 с.

13.Керрел С. Групповая психотерапия подростков. СПб., 2002. – 224с.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Adblock
detector