Меню

упражнение на принятие чувств

Тренинговое занятие «Принятие чувств ребёнка»
методическая разработка по психологии на тему

Занятие формирует у родителей навыки активного слушания

Скачать:

Вложение Размер
Тренинговое занятие: «Принятие чувств ребёнка» 21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Принятие чувств ребенка»

Цель: обучение навыкам активного слушания.

Упражнение № 1. «Здравствуйте!»

Процедура проведения: участники сидят в кругу. Ведущий выходит в круг, выбирает следующего человека, подходит к нему, здоровается, пожимая руки. Вышедший участник свободной рукой приветствует другого. Образуется цепочка, в которой игроки держаться за руки. По команде ведущего громко говорят друг другу «Здравствуйте!».

— с каким настроением вы сегодня пришли на занятие?

— чего вы ждёте от сегодняшнего занятия?

Упражнение № 2. «Комплименты»

Процедура проведения: ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Катя, у тебя замечательная прическа» и др. Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику тренинговой группы.

«Психологические механизмы подавления чувств»

Ведущий рассказывает о психологических механизмах подавления чувств и компенсации составляется в соответствии с образовательным уровнем участников. Основной его тезис может быть следующим: «Эмоции, которые подавляются, сохраняются. Чувства, которые допускаются и признаются, теряют свою разрушительную силу. Название и признание подавленных эмоций приносит ребенку огромное облегчение, радость, ощущение близости с родителями, сознание того, что тебя слышат и понимают».

Упражнение № 3. «Памятник чувству»

Процедура проведения: это вариант известной техники «Скульптор», являющейся одновременно и разминочным упражнением, и хорошим введением в тему. Родители работают в парах, один выполняет роль «глины», другой — «скульптора». «Скульпторы» получают карточки с названиями чувств, эмоциональных состояний, «памятники» которым они должны без слов «слепить», используя тело партнера.

На этапе обсуждения родителям предлагается ответить на два дополнительных вопроса:

1. Когда вы испытываете данное чувство по отношению к своему ребенку?

2. Когда, по вашему мнению, ребенок испытывает его по отношению к вам?

Упражнение 4. «Принятие чувств»

Процедура проведения: участники делятся на микрогруппы по 4-5 человек, каждая из которых получает задание переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы были приняты чувства ребенка. Приводим образцы заданий и возможные варианты ответов:

  • «Не смей его бить! Это же твой брат! / «Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя».
  • «Не бойся. Собака тебя не тронет»/ «Симпатичный пес. Но если боишься – давай перейдем на другую сторону».
  • «Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется» / «Я бы тоже расстроился. Но, может, мы вместе найдем выход?».
  • «Подумаешь – укол! Даже малыш не боится, а ты…»/ «Да, укол – это больно. Если ты боишься, можешь меня за руку».

В процессе обсуждения этого упражнения родители знакомятся с понятием «активного слушания». Слушать активно – значит улавливать, что ваш ребенок пытается вам сказать на самом деле, что он чувствует на самом деле, и озвучивать эти чувства своими словами, окрашивая свои высказывания пониманием и неподдельной заботой. Навык активного слушания невозможно выработать одним упражнением, на одном занятии. Поэтому к этой теме необходимо возвращаться на протяжении всего курса.

Родителям предлагаются вопросы для определения степени их осведомленности в различных сферах интересов и предпочтений ребенка. Отвечая на вопросы, родители заполняют таблицу, где отвечают за себя и за ребенка, оставляя место для реального ответа ребенка, который они получат уже дома.

Вот примерный перечень вопросов для школьников и родителей:

  • Мое любимое животное и почему. Мое нелюбимое животное и почему.
  • Мой любимый цвет и почему. Мой нелюбимый цвет и почему.
  • Моя любимая сказка. Сказка, которая мне не нравится.
  • В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как. а не нравится и т.д.

Упражнение № 5. «Полянка

Процедура проведения: родители рисуют ромашки, лепестки по количеству присутвующих. Рисунки запускаются по кругу, где участники записывают пожелания друг другу.

— Чем полезна именно для вас данная встреча?

— Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?

— Какие конкретные приемы вы будете использовать?

Источник

Тренинговое занятие «Принятие чувств ребёнка»

Занятие формирует у родителей навыки активного слушания

Скачать:

Вложение Размер
Тренинговое занятие: «Принятие чувств ребёнка» 21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Принятие чувств ребенка»

Цель: обучение навыкам активного слушания.

Упражнение № 1. «Здравствуйте!»

Процедура проведения: участники сидят в кругу. Ведущий выходит в круг, выбирает следующего человека, подходит к нему, здоровается, пожимая руки. Вышедший участник свободной рукой приветствует другого. Образуется цепочка, в которой игроки держаться за руки. По команде ведущего громко говорят друг другу «Здравствуйте!».

— с каким настроением вы сегодня пришли на занятие?

— чего вы ждёте от сегодняшнего занятия?

Упражнение № 2. «Комплименты»

Процедура проведения: ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Катя, у тебя замечательная прическа» и др. Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику тренинговой группы.

«Психологические механизмы подавления чувств»

Ведущий рассказывает о психологических механизмах подавления чувств и компенсации составляется в соответствии с образовательным уровнем участников. Основной его тезис может быть следующим: «Эмоции, которые подавляются, сохраняются. Чувства, которые допускаются и признаются, теряют свою разрушительную силу. Название и признание подавленных эмоций приносит ребенку огромное облегчение, радость, ощущение близости с родителями, сознание того, что тебя слышат и понимают».

Упражнение № 3. «Памятник чувству»

Процедура проведения: это вариант известной техники «Скульптор», являющейся одновременно и разминочным упражнением, и хорошим введением в тему. Родители работают в парах, один выполняет роль «глины», другой — «скульптора». «Скульпторы» получают карточки с названиями чувств, эмоциональных состояний, «памятники» которым они должны без слов «слепить», используя тело партнера.

На этапе обсуждения родителям предлагается ответить на два дополнительных вопроса:

1. Когда вы испытываете данное чувство по отношению к своему ребенку?

2. Когда, по вашему мнению, ребенок испытывает его по отношению к вам?

Упражнение 4. «Принятие чувств»

Процедура проведения: участники делятся на микрогруппы по 4-5 человек, каждая из которых получает задание переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы были приняты чувства ребенка. Приводим образцы заданий и возможные варианты ответов:

  • «Не смей его бить! Это же твой брат! / «Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя».
  • «Не бойся. Собака тебя не тронет»/ «Симпатичный пес. Но если боишься – давай перейдем на другую сторону».
  • «Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется» / «Я бы тоже расстроился. Но, может, мы вместе найдем выход?».
  • «Подумаешь – укол! Даже малыш не боится, а ты…»/ «Да, укол – это больно. Если ты боишься, можешь меня за руку».

В процессе обсуждения этого упражнения родители знакомятся с понятием «активного слушания». Слушать активно – значит улавливать, что ваш ребенок пытается вам сказать на самом деле, что он чувствует на самом деле, и озвучивать эти чувства своими словами, окрашивая свои высказывания пониманием и неподдельной заботой. Навык активного слушания невозможно выработать одним упражнением, на одном занятии. Поэтому к этой теме необходимо возвращаться на протяжении всего курса.

Родителям предлагаются вопросы для определения степени их осведомленности в различных сферах интересов и предпочтений ребенка. Отвечая на вопросы, родители заполняют таблицу, где отвечают за себя и за ребенка, оставляя место для реального ответа ребенка, который они получат уже дома.

Вот примерный перечень вопросов для школьников и родителей:

  • Мое любимое животное и почему. Мое нелюбимое животное и почему.
  • Мой любимый цвет и почему. Мой нелюбимый цвет и почему.
  • Моя любимая сказка. Сказка, которая мне не нравится.
  • В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как. а не нравится и т.д.

Упражнение № 5. «Полянка

Процедура проведения: родители рисуют ромашки, лепестки по количеству присутвующих. Рисунки запускаются по кругу, где участники записывают пожелания друг другу.

— Чем полезна именно для вас данная встреча?

— Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?

— Какие конкретные приемы вы будете использовать?

Источник

Упражнение “Принятие чувств”.

Участники делятся на микрогруппы, необходимо переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы были приняты чувства ребенка.

· “Не смей его бить! Это же твой старший брат!” (“Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя”)

· “НЕ бойся! Собака тебя не тронет” (“Симпатичный пес. Но если боишься – давай перейдем на другую сторону”)

· “Улыбнись. Всё не так плохо как тебе кажется” (“Я бы тоже расстроился. Но может мы вместе найдем выход?”)

· “Подумаешь – укол! Даже малыш не боится, а ты. ” (“Да, укол это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку”)

5. Коллективное обсуждение:Что дает принятие чувств?

Вывод: Для детей восприятие их чувств оборачивается воспитанием чувств. Дети что-то переживают. Мы называем их переживания своими именами. Говорим не о том, что они должны или не должны чувствовать, а то, что они действительно чувствуют. От нас они узнают, как называется то, что они переживают сейчас. Если это слово можно произнести, значит можно признать это чувство, а раз так, значит, ему можно доверять. Не бояться, не стыдиться, а признавать и справляться. Другими словами, эмоции которые подавляются, сохраняются. Чувства, которые допускаются и признаются, теряют свою разрушительную сущность. Называние и признание подавленных эмоций приносит ребенку огромное облегчение, радость, ощущение близости с родителями, осознание того, что тебя слышат и понимают.

6. Обсуждение ситуаций в группах.(приложение 5)

7. Коллективное обсуждение:Предоставление права выбора – что это дает ребенку? Чувство ответственности и самостоятельности.

Встреча 5

Слушать ребенка. Как?

Познакомить родителей с техникой активного слушания.

Бумага формата А4, A3.

Карточки с описанием различных ситуаций.

Ведущий. Здравствуйте! Мы рады, что вы нашли время прийти на наше мероприятие. Сегодня мы проводим мероприятие в форме тренинга.

Игра: «Я сюда пришел…»

Ведущий.Сегодня мы будем говорить о проблемах, которые возникают у нас в процессе общения с детьми. Попробуем разобраться в причинах, обсудим, как можно решать эти проблемы. В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с различными ситуациями в общении с детьми: наши дети не могут что-то поделить между собой; ребенок рассказывает, что он с кем-то из ребят поссорился или подрался или кто-то его обидел и т. д. Все эти ситуации нам хорошо известны. Давайте попробуем вспомнить, каким образом мы выстраиваем беседу с ребенком.

Ситуации, например: ребенок не хочет надевать шапку; ребенок плачет, потому что другой сломал или отобрал его игрушку. Ведущий на этом этапе каждый раз спрашивает у родителей, что они обычно говорят своим детям в таких случаях. Родители делятся своим опытом и произносят хорошо знакомые нам фразы: надо надеть эту шапку; не переживай, купим другую игрушку; он немного поиграет и вернет твою игрушку сам и т. д.

Ведущий. Как вы думаете, чего ждут от нас дети в эти минуты?

Родители высказывают свою точку зрения. На данном этапе важно выйти на понимание родителями того, что ребенок ждет понимания, а не родительских лекций и нотаций, а порой и угроз.

Ведущий. Причины трудностей детей часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Поэтому если просто что-то показать, чему-то научить или как-то направить ребенка — мы ему не поможем. В таких случаях лучше всего ребенка выслушать. Психологи называют этот способ активным слушанием.

Что значит активно выслушать? Мнения родителей.

Ведущий. Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства.

СЫН. Он отнял мою машинку! МАМА. Ты очень огорчен и рассержен на него.

СЫН. Больше я туда не пойду! ПАПА. Ты больше не хочешь ходить в школу.

ДОЧЬ. Не буду я носить эту уродскую шапку! МАМА. Тебе она очень не нравится.

Ведущий. Сейчас мы предлагаем вам разыграть одну сценку, где будет ярко продемонстрирован этот способ.

Ведущий предлагает желающим разыграть сцену, взятую из книги «Общаться с ребенком. Как?» (стр. 64).

Этот этап работы можно также подготовить заранее с кем-то из участников, чтобы

потратить меньше времени.

Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играют ее пятилетняя дочка и десятилетний сын. Вдруг раздается громкий плач. Плач приближается к маминой двери, и со стороны коридора начинает дергаться ручка. Мама открывает дверь, перед ней стоит, уткнувшись в косяк, плачущая дочь, а сзади — растерянный сын.

ДОЧЬ. У-у-у-у! (мама садится на стул)

МАМА. Миша тебя обидел. (пауза).

ДОЧЬ (продолжает плакать). Он меня урони-и-ил!

МАМА. Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась. (пауза).

ДОЧЬ (перестает плакать, но все еще обиженным тоном). Нет, он меня не поймал.

МАМА. Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал и ты упала. (пауза). Миша, который с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает головой.

ДОЧЬ. (уже спокойно) Да. Я к тебе хочу. (Забирается к маме на колени).

МАМА. (через некоторое время). Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу все еще обижаешься и не хочешь с ним играть…

ДОЧЬ. Нет. Он там свои пластинки слушает, а мне не интересно.

МИША. Ладно, пойдем, я тебе твою пластинку поставлю.

Ведущий. Вы только что увидели, как мама использует технику активного слушания. Давайте попробуем прописать алгоритм действий этой техники.

Представим, что у вас случилось что-то подобное и вы решили использовать эту технику. Что вы будете делать вначале?

Вначале нужно занять правильное положение по отношению к ребенку. Вспомните только что разыгранную сцену. Какое положение занимала мама, когда разговаривала с дочерью?

Участники должны сказать, что глаза ребенка и матери были на одном уровне.

Ведущий.Вы заметили совершенно верно. Это действительно первый и важный шаг при использовании этой техники: занять правильное положение по отношению к ребенку. Почему это так важно? Психологические исследования показали, что человек воспринимает преимущественно именно невербальную информацию, поэтому наша поза является для детей самым сильным сигналом о том, насколько мы готовы его слушать и услышать.

На этом этапе появляется лист, на котором написан алгоритм действий по применению техники АС (активное слушание)

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Источник

Читайте также:  основные упражнения с собственным весом
Adblock
detector