Меню

упражнение на правило зор или зар

Практическая работа по русскому языку на тему «Правописание корней -зар- зор-» (6 класс)

Практическая работа «Правописание корней –зар-, -зор», 6 класс

I . Спишите, вставьте пропущенные буквы.

1.З..ря в волну бросается с разбегу, и сразу разг..рается волна.( А. Прокофьев)

2.Красавица з..рька в небе заг..релась, из большого леса солнышко выходит.(А. Кольцов)

3.Мы выехали, когда з..ря разг..ралась.

4.На з..ре ты её не буди: на з..ре она крепко так спит. ( А. Кольцов)

5.Выткался на озере алый свет з..ри… (С.Есенин)

II . Игра «Четвёртое лишнее» . Выпишите из каждого ряда «лишнее» слово.

III . Распределите слова в два столбика.

Оз..рённый пламенем, зорька золотая, оз..рить солнцем, яркие з..рницы, утренняя з..ря, разливалась з..ренька, оз..рилась луной, оз..рённость мысли, залилась песенкой з..рянка, снизошло оз..рение.

IV .Проверочная работа: спишите, вставьте пропущенные буквы.

1.А между тем з..ря разг..рается; вот уже золотые полосы протянулись по небу.(Тургенев)

2.От з..ри до з..ри работают в сенокос люди: ярко бл..стят косы, густыми рядами л..житься высокая, пахучая трава.(Соколов-Микитов)

3.Чистая з..ря ещё долго г..рела над лугами.(К Паустовский)

I .В корнях – ЗАР- — ЗОР- пишется А, если

1)после корня стоит суффикс – А- 2)на неё падает ударение 3)на неё не падает ударение

4)после неё стоит гласная 5)после неё стоит Е.

II . В корнях – ГАР- — ГОР- пишется О, если

1)после корня стоит суффикс – А- 2)на неё падает ударение 3)на неё не падает ударение

4)после неё стоит гласная 5) после неё стоит Е.
Ш. В корнях – КАС- — КОС- пишется А, если

1)на неё падает ударение 2)на неё не падает ударение 3)после корня стоит суффикс – А-

4)после неё стоит Е. 5)после неё стоит гласная И

IV . Определите, когда пишется А
1. заг…реть 2. г…релый 3. уг…р 4. перег…реть 5. уг…реть.

V . Укажите слово — исключение

Р…стение 2.Р…сток 3.Зар…сти 4.Ср…щение 5. Р…стущий

VI . Укажите правильный вариант расстановки букв в словах
К…сательная, г…рящий, прик. снуться , г. рение, прик. саться
1. А. А. О, А, А 2. О. А, А, А, А 3. А, О, О, О, А
4. А. А. А. О, А 5. А. А. О. А, А

Выберите книгу со скидкой:

ЕГЭ. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Русский язык в картинках для современных детей

Русский язык. Типовые варианты

Идеальная грамотность Русский язык без правил и словарей

Русский язык. 4 класс. Контрольные и диагностические работы.

ОГЭ-2020. Русский язык. Итоговое собеседование

ОГЭ-2020. Русский язык (60х84/8) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену

Русский язык. Все виды разбора: фонетический, морфологический, по составу, разбор предложения

Русский язык в схемах и таблицах

Русский язык. Тематические тренировочные задания

Русский язык в таблицах

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-769782

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Читайте также:  made my day упражнения

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Буквы а и о в корне -зар- — -зор-

Разработка урока « Буквы а и о в корне -зар- — -зор- »

Учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 10 г. Новоалтайска Алтайского края»

Козиной Екатерины Валериевны

научить правильно, без ошибок, писать слова с чередованием ао в корне -зар--зор- ;

сформировать стойкое представление об условиях выбора гласных o – а и развить навык графически обозначать орфограмму;

закрепить умение разделять слова по разным видам орфограмм.

Формирование системы ценностей в отношении учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.

Умение определять тему урока, цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать достигнутые результаты.

Развивать умение работать с различными видами информации на уроке, последовательно и развернуто излагать мысли. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Строить рассуждение в логике из простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Знать правило написания букв а и о в корне –зар- — -зор-, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильного написания.

Добрый день, уважаемые ребята!

Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем себе на уроке получить новые знания и с хорошим настроением примемся за работу. Открываем свои тетради, записываем сегодняшнее число. Для темы урока я прошу вас оставить одну строчку.

Актуализация полученных знаний.

Учитель : Последние несколько уроков мы с вами работали над освоением орфограмм, которые касаются правописания корней с чередующимися гласными.

Проверим свои знания по теме .

Обменяйтесь с соседом по парте карточками, составленными по этой теме, дома, выполните задания и взаимопроверку.

Поднимите руку те, у кого не оказалось ни одной ошибки. Молодцы! Поставьте себе плюсик на полях, если все верно. Теперь поднимите руку те, кто допустил одну ошибку. Молодцы! Поднимите руку, кто допустил две и более ошибки. Нужно повторить правила дома, чтобы в следующий раз ошибок не было!

Физкультминутка. Ребята, давайте немного разомнемся и выполним у пражнение для улучшения мозгового кровообращения. Сидя, руки на поясе:

1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и.п., 5 — плавно наклонить голову назад, 6 — и.п., 7 — голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз медленно.

Поставьте плюсик на полях за заботу о здоровье.

Изучение нового материала.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Рассмотрите таблицу.

Давайте сформулируем правило! (Ученики формулируют правило) Какая информация в этой таблице является избыточной? (О правописании под ударением) Правило написания корня будет аналогично сформулированному на прошлом уроке. Запишем тему сегодняшнего урока.

Выполните упражнение 192.

Работа сопровождается лексическим комментарием слова заря , анализом статьи толкового словаря.

Кто легко справился с упражнением? Поставьте плюсик на полях! У кого возникли вопросы? Вы молодцы!

Физкультминутка. Вы, наверное, устали?

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все вместе встали.

Ручками похлопали, ножками потопали.

Покрутились, повертелись и за парты дружно сели.

Глазки крепко закрываем, вместе до 5 считаем.

Читайте также:  программа упражнений для натуралов

Открываем, поморгаем и работать продолжаем.

Поставьте плюсик на полях за заботу о здоровье.

Выполните упражнение 193

Давайте проведем орфоэпическую работу, согласно произношению форм множественного числа слова заря , отражённые в статье толкового словаря ( зОри, зОрь, зОрям и зорЯм ). Прочитайте, пожалуйста, стихотворение выразительно.

Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Это черновик таблицы, который мы начали делать. Давайте продолжим ее заполнять с помощью упражнения 194.

Вас ждет еще одно задание, очень творческое. Это сочинение по картинкам упражнения 196. Проверьте друг друга. Кто справился с сочинением на положительную оценку? Поставьте плюсик себе на полях.

V. Подведение итогов урока в форме самоанализа.

Посчитайте, пожалуйста, сколько плюсиков вы сегодня на уроке заработали. Молодцы! Что нового вы узнали на уроке? Получили новые знания?

VI. Домашнее задание. Давайте откроем дневники и запишем домашнее задание : упражнение 193: подготовиться к письму по памяти.

Исключение: з а рево

Приложение 2 Чередование гласных в корнях слов

Растить, росли, выращенный

Искл.: росток, отрасль, Ростов, Ростислав

А, если после корня есть суффикс А

Под ударением А, без ударения О

Список использованной литературы:

Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов , Л.А. Тростенцова и др. «Русский язык» 6 класс :Москва, «Просвещение», 2015 г.

Источник

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Буквы а и о в корне –зар- -зор-»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Буквы а и о в корне –зар- -зор-»

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_russkomu_yazyku_v_6_klasse_bukvy_a_i_o_v_korne_zar_zor.doc 44 КБ

Предварительный просмотр:

Михайлова Екатерина Валерьевна – учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №251 Кировского района Санкт-Петербурга

Название работы: Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Буквы а и о в корне –зар- -зор-»

Предметная область: Русский язык

Тема урока: «Буквы а и о в корне –зар- -зор-»

Цель: познакомить учащихся с правописанием гласной в корне –зар-,-зор-.

1. Научить отличать корни с чередующимися гласными О-А от корней с проверяемыми гласными

2. Закрепить новые знания путем анализа таблицы о правописании чередующихся гласных в корне ЗОР-ЗАР и составления обобщающей таблицы «Чередования в корнях ГОР-ГАР, ЗОР-ЗАР»

3. Развивать умение договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь

Планируемые результаты : знать о корнях с чередованием –зар—зор-, уметь определять условия выбора о-а, понимать важность грамматического анализа слов.

Тип урока – урок усвоения новых знаний

Оборудование урока: учебник русского языка 6 кл., учебная интерактивная доска, компьютерная презентация, карточки

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания.

Ребята, обратите внимание на доску. Посмотрите, что написано.

-Кас- Кос/ Гар – Гор/ -Зар – Зор

С какими корнями из этого списка мы уже знакомы? (-Кас- Кос/ Гар – Гор)

Каким общим названием можно объединить эти темы? (Чередование гласных в корне или А и О в корнях).

Обратите внимание, что сегодня у нас появилось два новых корня. Следовательно, как бы мы с вами обозначили нашу сегодняшнюю тему? ( Буквы А и О в корне -Зар – Зор ).

Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, когда в корнях -Кас- Кос пишется буква А, а когда О?

(Если после корня стоит суффикс А, то пишется А; в остальных случаях пишется буква О)

А когда у нас пишется буква А и буква О в корне Гар – Гор?

(Под ударением пишется буква А, без ударения пишется буква О)

Какие исключения мы с вами знаем? (Выгарки, пригарки, изгарь)

На доске написаны слова, давайте с вами вставим нужные орфограммы.

кАсаюсь, кАсание, кОснитесь, кОснулся, соприкОсновение, загОрел, догОрала, сгОрело, разгОрелся, огАрок, подгОрела, выгАрки, угОрел, изгАрь.

Посмотрим, что гласят правила по теме «Буквы А и О в корне -Зар – Зор»

Давайте с вами вместе откроем учебник на этой теме.

Под ударением в корнях зар – зор пишется буква О, без ударения буква А.

Обратите внимание, что в предыдущих корнях гар – гор было всё наоборот.

На практике попытаемся подтвердить данные правила.

После зелёного значка у нас с вами нарисована таблица. Перерисуем её себе в теоретическую тетрадь.

В учебнике приведены не все исключения на это правило, поэтому мы с вами занесём в исключения не только слово ЗАРЕВО, но и ЗОРЯНКА (всполохи молнии).

А теперь давайте все вместе разберем упражнение 192, стр 108. Прочитаем задание. (Один человек читает задание).

Попытаемся определить смысл каждой пословицы. Что означает первая пословица

1.Зарю проспать – рубахи не достать.

Иногда говорят иначе: «Зарю проспать — рубля не достать»

Как вы думаете, смысл этих строк один и тот же или всё – таки он разный?

(Одинаковый. Означает, что чем раньше встанешь, тем больше успеешь сделать).

Кто – нибудь помнит ещё какие – нибудь пословицы с этим же смыслом?

(Кто рано встаёт, тому бог подаёт!)

2.Заря надежду родит. (т.е с наступлением нового дня мы всегда верим в лучшее будущее)

3.Какова вечерняя заря, таков и вечерний день. (Можно сказать по-другому: «Что посеешь, то и пожнёшь»)

Давайте выполним задание у доски. (Один человек работает у доски, все остальные работают в тетради).

зАря, зОри, зАрница,зОрянка, зОренька, озАрение, озАрённость, зАрево, озАриться, зОревать, зАрничный, зОрюшка, оЗарив.

(После того, как ребята выполнили задание, они приступают к выполнению следующего задания :

Найдите «третье лишнее»:

Заря, зарница, зарядка.

Заразить, зорька, зоревать.

Озарить, заряд , зарево.

Новое задание на повторение.

Определить способ образования следующих слов:

Зоркость, озарение, прикасаться, лесоразработки, кое-чем, взрыв, лесник, никто, по-испански, ширь, беспросветный, ВДНХ, зайка, уехал, землепашец, свежемороженый, подбородок, прогул, неяркий, суперигра, кто-нибудь, чем-то.

Теперь запишите и проанализируйте текст стихотворения ( упр. 195):

Вот и лето жарко, сухо;

Зорька сходится с зарею,

По лугам идут работы

Только зорюшка займется,

-определите тип и стиль текста;

-начертите схему второго предложения, объяснить знаки препинания;

— произведите его синтаксический разбор;

-выпишите однокоренные слова,

-какую роль выполняют в тексте однокоренные слова?

(Жарко-жара, зорька-заря, зорюшка)

Индивидуальные ответы учащихся.

-Вспомним, какие мы знаем корни с чередованием?

-От чего зависит выбор гласной?

-перечислите слова- исключения из правил

-сформулируйте правило о правописании корней –зар- -зор

В корне с чередованием -зар- — -зор- под ударением пишется та гласная, которая слышится, в безударном положении —а: заря, зарево, зорька.

Индивидуальная работа в тетради (текст представлен на слайде)

1. Вставьте пропущенные буквы, запишите, обозначьте орфограммы. Почему слова сгруппированы именно так?

A . Заг..р, уг..р, выг..рки, разг..р, уг..рный.
Б. Г..реть, г..рение, заг..реть, г..релый, подг..реть.
B . 3..рево, з..ря, з..рница, оз..рение, оз..рить. Г. З..рька, з..ри, з..рюшка, з..ренька.

Источник

Adblock
detector