Меню

упражнение на познание себя кто я

Психологический тренинг. «Кто Я»

Психологический тренинг. «Кто Я». Формирование самопринятия, понимания себя, своего внутреннего ребенка.

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie_ya.docx 20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формирование самопринятия, понимания себя, своего внутреннего ребенка; изменение установок и стереотипов поведения родителей.

Оборудование: мяч, музыкальное сопровождение, чистые листы бумаги, ручки, цветные карандаши (фломастеры).

Участники перебрасывают друг другу мяч, называя свое имя в сочетании с глаголом. Затем мяч идет в обратном порядке, а участники называют черту характера того, кому они бросают мяч.

Упражнение «О ком я забочусь?»

Необходимо составить список людей, о которых каждый участник заботится на данном этапе своей жизни. Как правило, люди забывают внести в этот список себя, на что и призвано обратить внимание данное упражнение.

Каждый участник получает ручку и лист бумаги.

Инструкция. Напишите в столбик цифры от 1 до 10 и напротив каждой цифры дайте ответ на один и тот же вопрос: «Кто я?», то есть одним словом обозначьте свои социальные роли. Постарайтесь быть искренними, откровенными, учитывайте свои интересы, положительные и отрицательные качества.

Обратить внимание на то, какую роль ставят участники на первые позиции, что свидетельствует об осознании их значимости. Чаще всего это «отец», «муж», «жена», «мать» и т.д.

Упражнение «Кто я как родитель?», «Каким я хотел бы быть?»

Показать важность эмоциональной стороны отношения к себе как к отцу, мужу (матери, жене) по сравнению с социальной нагрузкой, которая заложена в этой роли.

Чаще всего участники отмечают следующее: «любящая», «заботливая», «близкий детям человек», а также – «хочу быть другом, советчиком, любимой матерью» и др.

Упражнение «Продолжи предложение «Счастье – это…»

– Сегодня мы с вами попробуем разобраться, умеем ли мы быть счастливыми, почему важно быть счастливым и для себя, и для других, имеет ли счастливый человек проблемы и др.

• Есть ли общее определение счастья? (Ответы участников.)

Вывод: каждый понимает счастье по-своему, у каждого «свое» счастье.

• Почему же быть счастливым полезно в первую очередь для себя самого? (Ответы участников.)

Счастье — это положительные эмоции. Чем чаще человек испытывает их, тем меньше нервного напряжения возникает в его организме, а значит, тем он здоровее. Известно, что больше всего долгожителей в горных селениях. Там встречаются старцы, которым более ста лет. Что же так благотворно действует на людей? Ученые долго искали причину этого явления и пришли к выводу, что главное здесь — добросердечность, доброжелательное отношение к окружающим. Эти качества переходят из поколения в поколение, что и образует полезный «микроклимат».

• Почему быть счастливым полезно и для окружающих людей? (Ответы участников.)

Счастливый человек продлевает жизнь тем, кто с ним контактирует. Он умеет доставлять счастье другому, сказать добрые слова, поблагодарить, попытаться рассмешить, чтобы поднять настроение. Счастливый бережет счастье другого, поэтому он деликатен. На такого человека приятно смотреть, с ним приятно общаться. Своим видом он говорит: «Я счастлив; я спокоен; я уверен в себе; я знаю, чего хочу; я люблю этот мир и желаю счастья людям. »

Психологи подчеркивают актуальность проблемы формирования эмоциональной культуры человека, его эмоциональной компетентности — открытости своим эмоциональным переживаниям, связывая их возможности с гармоничным взаимодействием сердца и разума, аффекта и интеллекта.

Упражнение «День, наполненный счастьем»

– Отыщите в сегодняшнем дне признаки счастья, которые вы проживали, но в суете дел, забот, может быть, не запомнили, а значит, не оценили.

Вывод: мы умеем быть счастливыми, когда думаем не о том, чего хотим, а о том, что имеем. Нам есть за что благодарить судьбу.

– Чтобы приносить счастье другому, надо уметь высказывать людям свои теплые чувства, хотя бы раз в день кого-то благодарить. Скажите сейчас слова благодарности кому-нибудь по желанию.

• Опишите, как выглядит счастливый человек: его одежду, внешний вид, выражение лица.

Действительно у него открытое лицо, с улыбкой, с блеском в глазах, поза свободная, осанка уверенная. Он заботится о своей внешности, аккуратно и чисто одевается, украшает себя.

• Покажите состояние счастливого человека.

• Какие еще чувства соседствуют со счастьем? Правильно, спокойствие, удовольствие, восторг, надежда, доверие, удивление, удовлетворенность.

• Давайте теперь ответим на вопрос, поставленный в начале занятия. Продолжите фразу: «Я умею быть счастливым человеком, потому что. »

Завтра вы можете совсем по-другому ответить на этот вопрос, потому что посмотрите на все с другой точки зрения. Главное, что мы поняли: счастье можно получить, когда даришь счастье не только самому себе, но и другому человеку, когда делаешь добрые дела. Поэтому завтрашний день объявляется Днем счастливых сюрпризов!

Многочисленными исследованиями показано, что отношение к другому человеку, будь то собственный родитель или собственный ребенок, возможно только на основе самопринятия. Самопринятие, или принятие самого себя, может быть понято как гамма определенного эмоционального отношения к себе. Подчеркнем, что речь идет не о предъявляемом окружающим, демонстрируемом отношении, а об истинном эмоциональном настрое на самого себя. Его можно описать через переживания общего внутреннего благополучия или неблагополучия. Это спокойный, критичный, достаточно уверенный в себе человек, но вместе с тем человек, признающий собственные слабости, несовершенства и активно стремящийся к самопринятию. А, например, человек, испытывающий состояния раздражения, тоски, жалующийся на других людей, обстоятельства, – это человек, не принимающий самого себя. Таким образом, самопринятие – это не самооценка, а именно некая общеэмоциональная картина, создающаяся человеком от восприятия и изучения самого себя.

Упражнение на самоотношение

– Подумайте и напишите три свои качества, достойные любви и восхищения. Это могут быть внешние и внутренние качества. А теперь закройте глаза и семь раз повторите: «Я люблю себя за то, что у меня есть…»

• Почувствуйте, что вы ощутили? Согласие, радость. Несогласие, протест, грусть, уныние.

Если по поводу всех трех качеств вы ощутили позитивные чувства, то вы считаете себя достойным уважения, любите себя. В этом ваша сила. Если ваши чувства амбивалентны (двойственны) или вы почти ничего не ощутили, – вы не любите себя и поэтому вам трудно уважать других. Вы часто конфликтуете, т.к. носите в себе эти качества и поэтому считаете себя несчастным.

При отрицательных эмоциях для человека характерна самоотвергающая позиция. Любящие себя способны к любви к другому. У амбивалентных преобладают тревога и страх, у самоотвергающих – агрессия.

Упражнение «Меня наказывали»

На фоне расслабления воспитателям предлагается вспомнить ситуацию, когда они были наказаны своими родителями.

– Необходимо получить для себя ответы на следующие вопросы:

• Что вы чувствовали тогда?

• Каковы были ваши телесные ощущения?

• О чем вы тогда думали?

• Что вам хотелось сделать?

Наши замечания и общение без слов помогают детям или быть довольными собой, или чувствовать себя неудачниками. Дети интуитивно чувствуют, когда родители верят в их способности и таланты, доверяют им и уважают их чувство собственного достоинства, когда даже ошибки детей не пугают и не расстраивают родителей, поскольку рассматриваются как необходимый жизненный опыт.

Упражнение «Я – хороший воспитатель»

Каждому участнику предлагается в течение одной минуты рассказать о своих сильных «воспитательских» сторонах. После каждого выступления остальные участники невербально выражают свою поддержку рассказчику (это может быть рукопожатие, дружеское похлопывание по плечу, одобрительный кивок головой).

Упражнение «Я очень хочу…»

Упражнение выполняется в несколько этапов.

1. Всем участникам раздается по 1–2 бланка, в которых они должны закончить предложение «Я очень хочу…».

2. На доску прикрепляются заполненные воспитателями бланки.

3. Основные вопросы для обсуждения:

• Как помочь исполнению желания?

• Можно ли вообще исполнить это желание?

• Ущемляет ли какое-либо желание ваши права?

4. Каждая группа высказывает свою точку зрения. Обсуждение спорных вопросов.

5. Заключительный этап упражнения: все участники выбирают по одному из анализируемых желаний и высказываются по кругу «Для исполнения желания… я мог бы…».

Психологическая разминка «Парное приседание»

В качестве разминки для этого занятия используется упражнение из телесно-ориентированной терапии, позволяющее на телесном уровне ощутить необходимость равноправного соотношения нагрузки для построения гармоничных отношений.

Родители работают в парах: необходимо стать друг к другу спиной, облокотившись о партнера так, чтобы и одному и другому было достаточно удобно. Затем без помощи рук пары должны присесть и встать, что возможно сделать только при равномерном распределении нагрузки между участниками взаимодействия.

Первое слово, которое произносит психолог, – «воспитатель». Затем он бросает мяч любому из участников, который должен назвать любое слово-ассоциацию на это слово, и бросает мяч другому. Тот, в свою очередь, называет слово-ассоциацию на слово предыдущего участника и так далее. Таким образом выстраивается цепочка слов. По окончании игры проводится параллель между первым словом – «ребенок» и последним словом…

Участники делятся своими впечатлениями от занятия.

Источник

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ «ПОЗНАЙ СЕБЯ»

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

«Мир существует не для того, чтобы

мы его познавали, а для того, чтобы

мы познавали и воспитывали себя в нём».

Сегодня на нашем тренинге мы с вами попробуем познать себя как личность; узнать свои ценности, удостоверить свою индивидуальность или схожесть с ровесниками.

Познание человеком самого себя, тайн жизни – один из аспектов его духовного поиска, что уходит в глубь столетий. Согласно легенды, много тысяч лет тому назад семь мудрецов Древней Греции встретились в храме Аполлона в Дельфах и написали на стене храма: «Познай самого себя». Что означали эти слова?

Каждое новое поколение людей стремится достичь смысл существования человека, ответить на эти вопросы согласно своего времени.

Вы сейчас в том возрасте, когда человек делает одно из важнейших открытий – открывает себя. В этих поисках заложен великий потенциал. Чтобы выявить использовать его, необходимо найти себя, но сразу замечу, что никому не дано точно познать свои силы до конца и определить свое будущее. Но всё же каждому по силе начертить свой собственный путь сотворения себя. Желаю всем успеха и плодотворной работы.

Упражнение на знакомство «Меня зовут… Я умею деть вот так»

Цель: знакомство, снятие напряженности, скованности, повышение сплоченности группы.

Все встают в круг и по очереди называют свое имя, и показывают, что они умеют, повторяться нельзя. Например: «Меня зовут Миша, я умею делать так…» и показывает хлопок, прыжок или еще что-то. Все стоящие в кругу должны сказать хором: «Его зовут Миша, он умеет делать так» и повторить то, что он показал. И так каждый по кругу!

Упражнение: «Имена прилагательные».

Цель: возможность выучить имена участников и одновременно прорекламировать себя.

Каждый участник выбирает прилагательное — качество, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же букв, что и имя участника. Первый называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, ласковая Лена). Таким образом, каждый участник характеризует свои положительные качества, попадая в атмосферу положительных эмоций, и создает ее сам.

В конце игры предложите членам группы обменяться впечатлениями, ответив на вопросы:

Какие эпитеты меня впечатлили?

Какие имена мне было трудно запомнить?

К кому я теперь испытываю интерес?

РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ «КАКТУС»


Задание очень простое: «Нарисуй кактус». Пояснения не требуются, свободу фантазии!

Материалы: бумага А4, простой карандаш. Можно также использовать цветные карандаши или другие материалы для раскрашивания. Это даст дополнительные возможности для интерпретации цвета.

После завершения рисунка можно задать дополнительные вопросы:
1. Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого дома или в какой пустыне)?
2. Этот кактус колется? Его можно потрогать?
3. О нем кто-нибудь заботится?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
5. Когда кактус вырастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки)?

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ рисуночного теста «Кактус» (с примером)

Общие параметры: Пространственное положение:

Внизу страницы — заниженная самооценка, вверху — завышенная самооценка, на средней линии — адекватная самооценка. Справа — ориентация на будущее, слева — уход в прошлое, по центру — сосредоточение в настоящем.

Менее 1/3 страницы — заниженная самооценка, более 2/3 страницы — завышенная самооценка.
Крупный рисунок, расположенный в центре листа — эгоцентризм, стремление к лидерству.
Маленький рисунок, расположенный внизу листа — неуверенность в себе, зависимость.

Штриховка — тревожность, отрывистые линии — импульсивность, четкие линии — уверенность.

Силу нажима на карандаш удобно смотреть с «изнанки» листа:

Сильный нажим — напряжение (особенно если подчеркнута какая-то деталь), импульсивность; слабый нажим — слабость, снижение настроения.

Иголки (их может и не быть!) указывают на уровень агрессивности. Большие, длинные, толстые, ядовитые означают высокий уровень агрессивности. Направленные вверх — на вышестоящих людей (взрослых, руководство и т.д.), в стороны — на равных (ровесников, того же социального положения), вниз — на младших (слабых, зависимых, детей).

Домашний кактус (в горшке или в помещении) — ценность семьи, домашнего тепла, стремление к защите.

Дикий кактус (растет в пустыне) — чувство одиночества (если он там один) или потребность в свободе (если там много растений).

Цветок, необычная форма, украшения — женственность, демонстративность (любит быть в центре внимания).

Наличие выступающих отростков — открытость.

Отростки, зигзаги расположены внутри контура — замкнутость.

«Радостный» кактус, яркие цвета — оптимизм, эмоциональный подъем.

Заштрихованный кактус, темные цвета — тревожность, сниженное настроение.

Наличие других кактусов, растений или животных — экстравертированность (общительность).

Только один кактус (неживые предметы не считаются) — интровертированность (погруженность в себя, замкнутость) или одиночество.

Какой кактус у вас получился?

Что вы узнали о себе нового?

Цель: возможность понять себя и разобраться о представление об окружающем мире.

Представьте, что вы гуляете по лесу.

Что вы видите и чувствуете при этом?

В лесу ярко или темно?

Лес – это наше представление об окружающем мире в период нашего взросления.

Если в вашем лесу много зверей, которые резвятся и играют, ваш мир в этот период был беззаботным и безопасным. Количество и наличие деревьев и света в лесу – это взрослые и их влияние на вас.

Чем больше высоких деревьев, тем больше взрослые влияли на вас. Освещение представляет властность и авторитетность взрослых.

Чем больше яркого света в лесу, тем больше у вас было свободы для себя и тем меньше вы чувствовали их властность. Но при этом это не значит, что взрослые вами пренебрегали и игнорировали вас.

Чем более темный лес, тем больше ограничений вы чувствовали и скорее всего, часто оказывались в трудных ситуациях.

Узнали ли вы про себя что-то новое?

Какие впечатления на вас произвело это упражнение?

Что оказалось вам трудным, а что далось легко?

Упражнение «Я — уникальный»

Цель: понимание уникальности и значимости каждого человека, себя в том числе.

На Земле нет другого человека, подобного нам, каждый человек неповторим.

Ведущий передает налево и направо два мяча разного цвета. Учащийся слева, получив мяч, продолжает высказывание «Я, как все. », и при этом он выбирает одну из социальных позиций (сын, дочь, друг, учащийся, девушка, юноша). Позиции написаны либо на доске, либо на больших карточках. Учащиеся, получившие мяч справа, выполняют аналогичные действия, продолжая высказывание «Я, не как все. ».

Когда в руках одного из участников встречаются два мяча, ему предоставляется право выбора, какое высказывание продолжать. В итоге психолог подводит учащихся к выводу, что у всех нас есть какие-то общие качества, а есть и уникальные, неповторимые, присущие только одной личности.

Что вы поняли для себя после данного упражнения?

Психологическое упражнение «На риск»

Цель: Это очень короткое упражнение на доверие.

Время: 5 минут. Размер группы: Любой

Сейчас мы с вами проведем упражнение, связанное с определенным риском. Прошу Вас довериться мне и войти в круг тем, кто хочет мне помочь…»

После того, как все желающие войдут в круг, поблагодарите их и скажите, что на этом упражнение закончено.

Подведение итогов упражнения:

Спросите у вышедших, почему они это сделали? У тех, кто не вошел — почему? Обсудите, как повлияла фраза «Доверьтесь мне» на их решение.

Почему люди часто доверяют другим, не задумываясь о последствиях, и т. д.?

Упражнение «Письмо себе, любимому»

Цель: научиться обращать внимание на самого себя, осознать свою любовь.

Каждый пишет письмо самому близкому человеку, то есть самому себе, любимому. Любимому, потому что, не любя самого себя, нельзя свободно жить. Время — 10–15 минут, можно включить тихую музыку. После выполнения упражнения желательно обменяться мнениями:

С какими чувствами делали это задание? По желанию можно пересказать или зачитать свое письмо.

Какие трудности возникли при написании письма?

Цель: приобретение навыков самопрезентации, повышение уверенности в себе.

Расслабьтесь, закройте глаза и представьте себя каким-либо предметом. Это может быть машина, предмет одежды, посуда или духи. А возможно, вы видите себя каким-то вкусным блюдом или напитком. Абсолютно не важно, выбирайте любой предмет.

Четко представьте себя конкретным предметом для продажи. Ярко визуализируйте картинку и ассоциируйте себя с ней. Просмотрите подробно все детали. Какой цвет у этого предмета? Какой он на ощупь? Как он пахнет?

Запоминайте все эти ощущения. Проникнетесь четкой мыслью, что вы — это данный предмет, предназначенный для выставления на аукционе. Насколько вы уверены в этом? Спросите себя: «кто я?». Какой ответ выдает ваше подсознание? Помните, все манипуляции с превращением в чашку чая или белую мышку следует производить в состоянии полной отрешенности от ежедневных забот и проблем! Это основное условие успеха в нелегком деле самовнушения и продажи себя на нашем воображаемом аукционе! Когда вы полностью ассоциируете себя с нужной вещью, переходите к следующему этапу.

Теперь представьте, что вокруг вас огромная толпа. И все эти люди пришли, чтобы купить вас. Они ссорятся и дерутся ради права приобрести вас. Вы уникальный в своем роде и нужный любому человеку предмет. Проникнитесь ощущением, что вас желает приобрести любой человек! Не задумывайтесь, зачем и почему, просто представляйте себя предметом и чувствуйте огромное желание сотен незнакомых людей вас иметь в собственном распоряжении.

Это ощущение желания вас приобрести должно проявляться не только в голове, а во всем теле. Прочувствуйте всем телом, каждым его кусочком это жгучее, огромное желание толпы. Меня, ложку чайную или палатку двухместную, желает иметь каждый! Люди готовы выложить за меня кругленькую сумму! Это ощущение теплой волной заполняет все тело! Как приятно чувствовать себя неповторимым и незаменимым, уникальным и желанным!

Кем вы были в своём представлении?

Легло ли было представить, что толпа людей хотят купить вас?

Цель: работа на повышение самооценки. Участники выстраиваются в колонну друг за другом. Самый первый встает лицом к стене, остальные – за ним. Принцип построения колонны: первым встает тот, кто считает себя самым счастливым. Остальные – за ним, по мере убывания счастья. Последним встает самый несчастливый человек. В процессе построения можно менять свое место в колонне. Обсуждение.

Учащиеся пишут на листе, прикрепленном на спине у каждого из участников, положительные качества, присущие данному человеку.

Задание: собрать больше положительных качеств за 3-4 минуты. Затем снимите листочки со спины и поставьте галочку против того качества, с которым вы согласны. Подсчитайте совпадения.

Рефлексия: Тот, кто был активнее, тот и узнал о себе больше.

Очень важно для успешности то, что оценка самого себя совпадает с оценкой окружающих.

Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу.

Количество человек в обоих кругах одинаковое. Участники, стоящие напротив, говорят друг другу комплименты. Затем по команде ведущего внутренний круг сдвигается (по часовой стрелке), партнеры меняются. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Упражнение «Сердце нашей группы»

Материал: лист ватмана, цветная бумага, ножницы, фломастеры, карандаши, клей или скотч.

Возьмите лист ватмана, вырежьте большое сердце и прикрепите его к стене. А теперь каждый из вас возьмет цветную бумагу, вырежет сердечко и напишет на нем пожелания участникам группы.

Обратите внимание на это огромное белое сердце. Оно не живое, не бьется и не трепещет. Но мы сейчас оживим его и вдохнем в него жизнь! Для этого надо немного. Просто взять и прикрепить свои маленькие сердечки на это большое сердце. Посмотрите, как оно на ваших глазах оживает! И это наше групповое сердце будет биться с нами все наши занятия!

Рефлексия. Давайте немного поговорим о нашем тренинге. Как вы себя ощущаете после нашего тренинга? Какие интересные выводы вы для себя сделали? Что было неожиданным для вас? Что было труднее всего? Почему? А что понравилось?

Выберите книгу со скидкой:

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Рисуем по клеточкам и точкам

ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

«ПОЗНАЙ СЕБЯ»

«Мир существует не для того, чтобы

мы его познавали, а для того, чтобы

мы познавали и воспитывали себя в нём».

Сегодня на нашем тренинге мы с вами попробуем познать себя как личность; узнать свои ценности, удостоверить свою индивидуальность или схожесть с ровесниками.

Познание человеком самого себя, тайн жизни – один из аспектов его духовного поиска, что уходит в глубь столетий. Согласно легенды, много тысяч лет тому назад семь мудрецов Древней Греции встретились в храме Аполлона в Дельфах и написали на стене храма: «Познай самого себя». Что означали эти слова?

Каждое новое поколение людей стремится достичь смысл существования человека, ответить на эти вопросы согласно своего времени.

Вы сейчас в том возрасте, когда человек делает одно из важнейших открытий – открывает себя. В этих поисках заложен великий потенциал. Чтобы выявить использовать его, необходимо найти себя, но сразу замечу, что никому не дано точно познать свои силы до конца и определить свое будущее. Но всё же каждому по силе начертить свой собственный путь сотворения себя. Желаю всем успеха и плодотворной работы.

Упражнение на знакомство «Меня зовут… Я умею деть вот так»

Цель: знакомство, снятие напряженности, скованности, повышение сплоченности группы.

Все встают в круг и по очереди называют свое имя, и показывают, что они умеют, повторяться нельзя. Например: «Меня зовут Миша, я умею делать так…» и показывает хлопок, прыжок или еще что-то. Все стоящие в кругу должны сказать хором: «Его зовут Миша, он умеет делать так» и повторить то, что он показал. И так каждый по кругу!

Упражнение: «Имена прилагательные».

Цель: возможность выучить имена участников и одновременно прорекламировать себя.

Каждый участник выбирает прилагательное — качество, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же букв, что и имя участника. Первый называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, ласковая Лена). Таким образом, каждый участник характеризует свои положительные качества, попадая в атмосферу положительных эмоций, и создает ее сам.

В конце игры предложите членам группы обменяться впечатлениями, ответив на вопросы:

  • Какие эпитеты меня впечатлили?
  • Какие имена мне было трудно запомнить?
  • К кому я теперь испытываю интерес?

РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ «КАКТУС»


Задание очень простое: «Нарисуй кактус». Пояснения не требуются, свободу фантазии!

Материалы: бумага А4, простой карандаш. Можно также использовать цветные карандаши или другие материалы для раскрашивания. Это даст дополнительные возможности для интерпретации цвета.

После завершения рисунка можно задать дополнительные вопросы:
1. Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого дома или в какой пустыне)?
2. Этот кактус колется? Его можно потрогать?
3. О нем кто-нибудь заботится?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
5. Когда кактус вырастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки)?

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ рисуночного теста «Кактус» (с примером)

Общие параметры: Пространственное положение:

Внизу страницы — заниженная самооценка, вверху — завышенная самооценка, на средней линии — адекватная самооценка. Справа — ориентация на будущее, слева — уход в прошлое, по центру — сосредоточение в настоящем.

Менее 1/3 страницы — заниженная самооценка, более 2/3 страницы — завышенная самооценка.
Крупный рисунок, расположенный в центре листа — эгоцентризм, стремление к лидерству.
Маленький рисунок, расположенный внизу листа — неуверенность в себе, зависимость.

Штриховка — тревожность, отрывистые линии — импульсивность, четкие линии — уверенность.

Силу нажима на карандаш удобно смотреть с «изнанки» листа:

Сильный нажим — напряжение (особенно если подчеркнута какая-то деталь), импульсивность; слабый нажим — слабость, снижение настроения.

Иголки (их может и не быть!) указывают на уровень агрессивности. Большие, длинные, толстые, ядовитые означают высокий уровень агрессивности. Направленные вверх — на вышестоящих людей (взрослых, руководство и т.д.), в стороны — на равных (ровесников, того же социального положения), вниз — на младших (слабых, зависимых, детей).

Домашний кактус (в горшке или в помещении) — ценность семьи, домашнего тепла, стремление к защите.

Дикий кактус (растет в пустыне) — чувство одиночества (если он там один) или потребность в свободе (если там много растений).

Цветок, необычная форма, украшения — женственность, демонстративность (любит быть в центре внимания).

Наличие выступающих отростков — открытость.

Отростки, зигзаги расположены внутри контура — замкнутость.

«Радостный» кактус, яркие цвета — оптимизм, эмоциональный подъем.

Заштрихованный кактус, темные цвета — тревожность, сниженное настроение.

Наличие других кактусов, растений или животных — экстравертированность (общительность).

Только один кактус (неживые предметы не считаются) — интровертированность (погруженность в себя, замкнутость) или одиночество.

  • Какой кактус у вас получился?
  • Что вы узнали о себе нового?

Упражнение: «Лес»

Цель: возможность понять себя и разобраться о представление об окружающем мире.

Представьте, что вы гуляете по лесу.

  • Что вы видите и чувствуете при этом?
  • Какие там деревья?
  • В лесу ярко или темно?

Лес – это наше представление об окружающем мире в период нашего взросления.

Если в вашем лесу много зверей, которые резвятся и играют, ваш мир в этот период был беззаботным и безопасным. Количество и наличие деревьев и света в лесу – это взрослые и их влияние на вас.

Чем больше высоких деревьев, тем больше взрослые влияли на вас. Освещение представляет властность и авторитетность взрослых.

Чем больше яркого света в лесу, тем больше у вас было свободы для себя и тем меньше вы чувствовали их властность. Но при этом это не значит, что взрослые вами пренебрегали и игнорировали вас.

Чем более темный лес, тем больше ограничений вы чувствовали и скорее всего, часто оказывались в трудных ситуациях.

  • Узнали ли вы про себя что-то новое?
  • Какие впечатления на вас произвело это упражнение?
  • Что оказалось вам трудным, а что далось легко?

Упражнение «Я — уникальный»

Цель: понимание уникальности и значимости каждого человека, себя в том числе.

Материал: 2 мяча

На Земле нет другого человека, подобного нам, каждый человек неповторим.

Ведущий передает налево и направо два мяча разного цвета. Учащийся слева, получив мяч, продолжает высказывание «Я, как все. », и при этом он выбирает одну из социальных позиций (сын, дочь, друг, учащийся, девушка, юноша). Позиции написаны либо на доске, либо на больших карточках. Учащиеся, получившие мяч справа, выполняют аналогичные действия, продолжая высказывание «Я, не как все. ».

Когда в руках одного из участников встречаются два мяча, ему предоставляется право выбора, какое высказывание продолжать. В итоге психолог подводит учащихся к выводу, что у всех нас есть какие-то общие качества, а есть и уникальные, неповторимые, присущие только одной личности.

  • Что вы поняли для себя после данного упражнения?

Психологическое упражнение «На риск»

Цель: Это очень короткое упражнение на доверие.

Время: 5 минут. Размер группы: Любой

Сейчас мы с вами проведем упражнение, связанное с определенным риском. Прошу Вас довериться мне и войти в круг тем, кто хочет мне помочь…»

После того, как все желающие войдут в круг, поблагодарите их и скажите, что на этом упражнение закончено.

Подведение итогов упражнения:

  • Спросите у вышедших, почему они это сделали? У тех, кто не вошел — почему? Обсудите, как повлияла фраза «Доверьтесь мне» на их решение.
  • Почему люди часто доверяют другим, не задумываясь о последствиях, и т. д.?

Упражнение «Письмо себе, любимому»

Цель: научиться обращать внимание на самого себя, осознать свою любовь.

Каждый пишет письмо самому близкому человеку, то есть самому себе, любимому. Любимому, потому что, не любя самого себя, нельзя свободно жить. Время — 10–15 минут, можно включить тихую музыку. После выполнения упражнения желательно обменяться мнениями:

  • С какими чувствами делали это задание? По желанию можно пересказать или зачитать свое письмо.
  • Какие трудности возникли при написании письма?

Упражнение «Аукцион»

Цель: приобретение навыков самопрезентации, повышение уверенности в себе.

Расслабьтесь, закройте глаза и представьте себя каким-либо предметом. Это может быть машина, предмет одежды, посуда или духи. А возможно, вы видите себя каким-то вкусным блюдом или напитком. Абсолютно не важно, выбирайте любой предмет.

Четко представьте себя конкретным предметом для продажи. Ярко визуализируйте картинку и ассоциируйте себя с ней. Просмотрите подробно все детали. Какой цвет у этого предмета? Какой он на ощупь? Как он пахнет?

Запоминайте все эти ощущения. Проникнетесь четкой мыслью, что вы — это данный предмет, предназначенный для выставления на аукционе. Насколько вы уверены в этом? Спросите себя: «кто я?». Какой ответ выдает ваше подсознание? Помните, все манипуляции с превращением в чашку чая или белую мышку следует производить в состоянии полной отрешенности от ежедневных забот и проблем! Это основное условие успеха в нелегком деле самовнушения и продажи себя на нашем воображаемом аукционе! Когда вы полностью ассоциируете себя с нужной вещью, переходите к следующему этапу.

Теперь представьте, что вокруг вас огромная толпа. И все эти люди пришли, чтобы купить вас. Они ссорятся и дерутся ради права приобрести вас. Вы уникальный в своем роде и нужный любому человеку предмет. Проникнитесь ощущением, что вас желает приобрести любой человек! Не задумывайтесь, зачем и почему, просто представляйте себя предметом и чувствуйте огромное желание сотен незнакомых людей вас иметь в собственном распоряжении.

Это ощущение желания вас приобрести должно проявляться не только в голове, а во всем теле. Прочувствуйте всем телом, каждым его кусочком это жгучее, огромное желание толпы. Меня, ложку чайную или палатку двухместную, желает иметь каждый! Люди готовы выложить за меня кругленькую сумму! Это ощущение теплой волной заполняет все тело! Как приятно чувствовать себя неповторимым и незаменимым, уникальным и желанным!

  • Кем вы были в своём представлении?
  • Легло ли было представить, что толпа людей хотят купить вас?

Колонна счастья

Цель: работа на повышение самооценки. Участники выстраиваются в колонну друг за другом. Самый первый встает лицом к стене, остальные – за ним. Принцип построения колонны: первым встает тот, кто считает себя самым счастливым. Остальные – за ним, по мере убывания счастья. Последним встает самый несчастливый человек. В процессе построения можно менять свое место в колонне. Обсуждение.

Упражнение “Копилка

Учащиеся пишут на листе, прикрепленном на спине у каждого из участников, положительные качества, присущие данному человеку.

Задание: собрать больше положительных качеств за 3-4 минуты. Затем снимите листочки со спины и поставьте галочку против того качества, с которым вы согласны. Подсчитайте совпадения.

Рефлексия: Тот, кто был активнее, тот и узнал о себе больше.

Очень важно для успешности то, что оценка самого себя совпадает с оценкой окружающих.

Упражнение «Комплимент»

Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу.

Количество человек в обоих кругах одинаковое. Участники, стоящие напротив, говорят друг другу комплименты. Затем по команде ведущего внутренний круг сдвигается (по часовой стрелке), партнеры меняются. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Упражнение «Сердце нашей группы»

Цель:

Материал: лист ватмана, цветная бумага, ножницы, фломастеры, карандаши, клей или скотч.

Возьмите лист ватмана, вырежьте большое сердце и прикрепите его к стене. А теперь каждый из вас возьмет цветную бумагу, вырежет сердечко и напишет на нем пожелания участникам группы.

Обратите внимание на это огромное белое сердце. Оно не живое, не бьется и не трепещет. Но мы сейчас оживим его и вдохнем в него жизнь! Для этого надо немного. Просто взять и прикрепить свои маленькие сердечки на это большое сердце. Посмотрите, как оно на ваших глазах оживает! И это наше групповое сердце будет биться с нами все наши занятия!

Рефлексия. Давайте немного поговорим о нашем тренинге. Как вы себя ощущаете после нашего тренинга? Какие интересные выводы вы для себя сделали? Что было неожиданным для вас? Что было труднее всего? Почему? А что понравилось?

Источник

Читайте также:  игровое упражнение поймай мяч
Adblock
detector