Меню

упражнение на познание других людей

Занятие «Познай себя»
методическая разработка (2 класс) на тему

Занятие «Познай себя»

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie_poznay_sebya.doc 40 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Познай себя».

Цель: преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психологического и эмоционального напряжения, создание возможностей для самовыражения, что способствует становлению самооценки и образа « Я ».

— формирование у детей представлений о мире и о самих себе в нем;

— развитие понимания собственной индивидуальности и индивидуальности других детей;

— формирование позитивного отношения к себе и окружающим, положительной самооценки через подкрепление любых успешных действий;

— формирование умения общаться с помощью положительных эмоций и чувств;

— расширение и обогащение коммуникативных навыков для бесконфликтного общения и взаимодействия;

— развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся;

— воспитание доброжелательности, умения видеть красоту в простом

и обыденном, умения дарить тепло и доброту;

— развитие памяти, внимания, мышления через разные виды деятельности;

— развитие речи учащихся посредством включения в учебный диалог;

— воспитание стремления к самовоспитанию, формированию в себе лучших человеческих качеств.

Оборудование: раздаточный материал, стаканы с водой, игрушка, мяч, бочонки со словами, мешочки, зеркало, презентация «Улыбнись», фонограмма песни «Улыбка».

I. Создание эмоционального настроя класса.

Игра «Друг к дружке».

Дети здороваются, прикасаясь друг к другу (рука к руке, ухо к уху, спина к спине, плечо к плечу, нос к носу и т. д.)

— Я загадаю загадку, а отгадку вы подарите друг другу.

Есть у радости подруга

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть-тоска ее боится. (Улыбка)

2. Упражнение «Закончи предложение».

— Я начну предложение, а вы его закончите: «Я пришел в школу с улыбкой, потому что. ».

Дети передают друг другу мяч и заканчивают предложение.

3. Презентация «Улыбнись».

— Когда люди улыбаются, они становятся красивы. Китайцы говорят: “Человек, который не умеет улыбаться, не должен открывать магазин”. Каждый человек хочет жить долго и счастливо. Вы согласны со мной? А для этого человеку необходимо крепкое … здоровье. Попробуйте сказать, от чего зависит здоровье? (компонентами здоровья являются чистота, соблюдение режима, закаливание, отказ от вредных привычек, движение, правильное питание, одежда по погоде…)

На здоровье влияет ещё и настроение. Чтобы у вас всегда было хорошее настроение, берите с собой …что? (улыбку)

II. Основное содержание занятия. (упражнения и игры с целью привлечения детей; упражнения и игры, направленные на коррекцию эмоционально-личностной сферы, обсуждение впечатлений; совместная деятельность, закрепление положительных эмоций от работы;)

1. Упражнение «Зеркало».

Дети по очереди смотрят на себя в зеркало и описывают себя (цвет глаз, волос, внешний облик).

— Вы видите своё внешнее Я.

— А может зеркало отобразить ваш внутренний мир? (нет).

— Что такое внутренний мир, внутреннее состояние человека? Под внутренним миром мы понимаем чувства, настроение, мысли, человеческие качества.

Этот внутренний мир невидим для окружающих, поэтому очень сложно понять себя, свои мысли, осознать чувства, оценить своё поведение. И чтобы лучше знать и понимать себя, мы должны изучать себя, свои чувства, поведение, качества.

— Попробуйте назвать тему нашего занятия. Поместить на доску табличку «Познайсебясам». Итак, тема нашего занятия « Познай себя сам» .

Сегодня мы заглянем в свой внутренний мир и будем изучать своё внутреннее Я.

— А для чего это нужно? (чтобы стать лучше)

— А для чего необходимо становиться лучше? Чтобы быть успешным, то есть человек, обладающий лучшими качествами, может многого добиться в жизни. Чтобы стать лучшими, вы должны постоянно работать над собой, другими словами – заниматься самовоспитанием.

Воспитывать себя самому непросто, но возможно.

Игра «Те, кто».
Делают шаг вперед те, кто любит сладкое; поднимают правую руку те, у кого есть кошка; приседают те, кому нравится играть в футбол, и тому подобное.

2. Упражнение «Сходства и различия».

Вызываются 2 ученика. Дети смотрят на них и называют, чем они похожи, а чем различаются.

— Люди различаются не только внешне, но и внутренне. Для того, чтобы увидеть внутренние отличия, мало просто посмотреть на человека. Нужно наблюдать за его поведением. Внутренние отличия — это качества людей.

— Вы знаете, что человека, который совершает добрые поступки, называют добрым. А как называют человека, который любит трудиться?

3. Упражнение «Качества».

Дети вспоминают известные им качества людей. ( аукцион качеств).

— Качества бывают хорошие (положительные) и плохие (отрицательные). Я предлагаю вам прочитать качества и определить, какие они.

4. Упражнение «Волшебные мешочки».

Дети по очереди достают из бочонков названия качеств и определяют, положительные они или отрицательные. Раскладывают названия в разные мешочки.

— Сочетание хороших и плохих качеств в человеке называется характером.

5. Диагностика «Я на лесенках характера».

— От человека зависит, каких качеств у него больше: хороших или плохих. В хороших качествах человека заключена его внутренняя сила. Я желаю вам, чтобы мешочек ваших положительных качеств со временем становился все больше, а отрицательных — меньше.

6. Упражнение «В чем твоя сила?»

Ребенок садится на стульчик в центре круга. Детям предлагается поискать внутреннюю силу этого ребенка, то есть назвать главное хорошее качество, которое отличает его от других. Дети с помощью ведущего выбирают это качество и хором выкрикивают его. Например: «Артем-умный», «Наташа — справедливая». На стульчике должны побывать все дети.

7. Обучение способам саморегуляции.

— Быть всегда в хорошем настроении- это здорово! Но иногда в жизни людей возникают проблемы и портят им настроение.

— Что может вам испортить настроение? ( не получается что-нибудь сделать, бывает грустно, обидно. )

Сказка «Дракончик Памси грустит».

На краю луга среди диких цветов есть каменная пещера. В ней живет маленький дракончик по имени Памси. Когда Памси чувствует себя хорошо, у него все получается, он доволен всем и всех любит. В это время его настроение похоже на чистую воду, и мысли у него ясные и чистые (ведущий показывает стакан с чистой водой). Когда в его голову приходят отличные идеи, то настроение бывает прекрасным, радостным, и мысли становятся похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в этом стакане (ведущий бросает во второй стакан блестки и размешивает их) . Но бывает, что его мысли грустны и неприятны, ему плохо или обидно. Тогда его мысли похожи на темную, мутную воду (ведущий бросает землю в третий стакан).

Вопросы для обсуждения:

  • Бывало ли у вас такое грустное настроение?
  • Что вы чувствовали при этом?
  • О чем вы думали?
  • Как вы выходили из грустного состояния?
  • Нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение?
  • Что же нужно делать, чтобы оно прошло?

Правило-секрет: наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, думай о хорошем.

На доске соединить примеры плохих мыслей с примерами хороших мыслей:

Я плохой Я справлюсь

Я не умею У меня получится

Я не справился Я научусь

Меня обидели Все будет хорошо

Я боюсь Я не буду бояться

III. Итог занятия, рефлексия.

Упражнение «Лучики любви».

Сердечный (добрый, отзывчивый) человек посылает окружающим «лучики» своей любви. Подумай, кому ты посылаешь свои лучики (родителям, учителям, друзьям). Впиши их имена в лучики на картинке.

Игра «Кто сегодня молодец».

Ведущий предлагает детям узнать, кто из них сегодня молодец и говорит: «Молодец, кто сегодня улыбался». Дети, которые считают, что сегодня много улыбались, громко кричат: «Это я!» Далее ведущий продолжает игру со словами: «Молодец, кто сегодня помог другу», «Молодец, кто сегодня старался», «Молодец, кто говорил только правду», «Молодец, кто с радостью шел в школу» и т. п.

-Что понравилось?
-Какие испытали трудности?
-Кого трудней оценивать – себя или других?

-Какие чувства испытывали?

Самое главное, чтобы становиться лучше – надо очень сильно хотеть и верить в это. Ведь только человек, обладающий такими качествами, может достичь успехов в жизни, осуществляя самые заветные мечты.

В основе хорошего поведения всегда лежит умение правильно владеть собой. Всегда следуйте правилам хорошего тона. Идите по жизни с улыбкой.

Игра — кричалка (Дети отвечают хором: Это я, это я, это все мои друзья!)

1) Кто с улыбкою из вас

Ежедневно входит в класс?

2) С улыбкой кто не расстается.

Кто и шутит, и смеется?

3) Кто с улыбкою родится –

С каждым хочет поделиться?

4) Кто с улыбкою поет

Кто с ней весело живет?

Хором поем песню «Улыбка».

— Как вы считаете у кого в нашем классе самая красивая и привлекательная улыбка?

Источник

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ «ПОЗНАЙ СЕБЯ»

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

«Мир существует не для того, чтобы

мы его познавали, а для того, чтобы

мы познавали и воспитывали себя в нём».

Сегодня на нашем тренинге мы с вами попробуем познать себя как личность; узнать свои ценности, удостоверить свою индивидуальность или схожесть с ровесниками.

Познание человеком самого себя, тайн жизни – один из аспектов его духовного поиска, что уходит в глубь столетий. Согласно легенды, много тысяч лет тому назад семь мудрецов Древней Греции встретились в храме Аполлона в Дельфах и написали на стене храма: «Познай самого себя». Что означали эти слова?

Каждое новое поколение людей стремится достичь смысл существования человека, ответить на эти вопросы согласно своего времени.

Вы сейчас в том возрасте, когда человек делает одно из важнейших открытий – открывает себя. В этих поисках заложен великий потенциал. Чтобы выявить использовать его, необходимо найти себя, но сразу замечу, что никому не дано точно познать свои силы до конца и определить свое будущее. Но всё же каждому по силе начертить свой собственный путь сотворения себя. Желаю всем успеха и плодотворной работы.

Упражнение на знакомство «Меня зовут… Я умею деть вот так»

Цель: знакомство, снятие напряженности, скованности, повышение сплоченности группы.

Все встают в круг и по очереди называют свое имя, и показывают, что они умеют, повторяться нельзя. Например: «Меня зовут Миша, я умею делать так…» и показывает хлопок, прыжок или еще что-то. Все стоящие в кругу должны сказать хором: «Его зовут Миша, он умеет делать так» и повторить то, что он показал. И так каждый по кругу!

Упражнение: «Имена прилагательные».

Цель: возможность выучить имена участников и одновременно прорекламировать себя.

Каждый участник выбирает прилагательное — качество, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же букв, что и имя участника. Первый называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, ласковая Лена). Таким образом, каждый участник характеризует свои положительные качества, попадая в атмосферу положительных эмоций, и создает ее сам.

В конце игры предложите членам группы обменяться впечатлениями, ответив на вопросы:

Какие эпитеты меня впечатлили?

Какие имена мне было трудно запомнить?

К кому я теперь испытываю интерес?

РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ «КАКТУС»


Задание очень простое: «Нарисуй кактус». Пояснения не требуются, свободу фантазии!

Материалы: бумага А4, простой карандаш. Можно также использовать цветные карандаши или другие материалы для раскрашивания. Это даст дополнительные возможности для интерпретации цвета.

После завершения рисунка можно задать дополнительные вопросы:
1. Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого дома или в какой пустыне)?
2. Этот кактус колется? Его можно потрогать?
3. О нем кто-нибудь заботится?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
5. Когда кактус вырастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки)?

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ рисуночного теста «Кактус» (с примером)

Общие параметры: Пространственное положение:

Внизу страницы — заниженная самооценка, вверху — завышенная самооценка, на средней линии — адекватная самооценка. Справа — ориентация на будущее, слева — уход в прошлое, по центру — сосредоточение в настоящем.

Менее 1/3 страницы — заниженная самооценка, более 2/3 страницы — завышенная самооценка.
Крупный рисунок, расположенный в центре листа — эгоцентризм, стремление к лидерству.
Маленький рисунок, расположенный внизу листа — неуверенность в себе, зависимость.

Штриховка — тревожность, отрывистые линии — импульсивность, четкие линии — уверенность.

Силу нажима на карандаш удобно смотреть с «изнанки» листа:

Сильный нажим — напряжение (особенно если подчеркнута какая-то деталь), импульсивность; слабый нажим — слабость, снижение настроения.

Иголки (их может и не быть!) указывают на уровень агрессивности. Большие, длинные, толстые, ядовитые означают высокий уровень агрессивности. Направленные вверх — на вышестоящих людей (взрослых, руководство и т.д.), в стороны — на равных (ровесников, того же социального положения), вниз — на младших (слабых, зависимых, детей).

Домашний кактус (в горшке или в помещении) — ценность семьи, домашнего тепла, стремление к защите.

Дикий кактус (растет в пустыне) — чувство одиночества (если он там один) или потребность в свободе (если там много растений).

Цветок, необычная форма, украшения — женственность, демонстративность (любит быть в центре внимания).

Наличие выступающих отростков — открытость.

Отростки, зигзаги расположены внутри контура — замкнутость.

«Радостный» кактус, яркие цвета — оптимизм, эмоциональный подъем.

Заштрихованный кактус, темные цвета — тревожность, сниженное настроение.

Наличие других кактусов, растений или животных — экстравертированность (общительность).

Только один кактус (неживые предметы не считаются) — интровертированность (погруженность в себя, замкнутость) или одиночество.

Какой кактус у вас получился?

Что вы узнали о себе нового?

Цель: возможность понять себя и разобраться о представление об окружающем мире.

Представьте, что вы гуляете по лесу.

Что вы видите и чувствуете при этом?

В лесу ярко или темно?

Лес – это наше представление об окружающем мире в период нашего взросления.

Если в вашем лесу много зверей, которые резвятся и играют, ваш мир в этот период был беззаботным и безопасным. Количество и наличие деревьев и света в лесу – это взрослые и их влияние на вас.

Чем больше высоких деревьев, тем больше взрослые влияли на вас. Освещение представляет властность и авторитетность взрослых.

Чем больше яркого света в лесу, тем больше у вас было свободы для себя и тем меньше вы чувствовали их властность. Но при этом это не значит, что взрослые вами пренебрегали и игнорировали вас.

Чем более темный лес, тем больше ограничений вы чувствовали и скорее всего, часто оказывались в трудных ситуациях.

Узнали ли вы про себя что-то новое?

Какие впечатления на вас произвело это упражнение?

Что оказалось вам трудным, а что далось легко?

Упражнение «Я — уникальный»

Цель: понимание уникальности и значимости каждого человека, себя в том числе.

На Земле нет другого человека, подобного нам, каждый человек неповторим.

Ведущий передает налево и направо два мяча разного цвета. Учащийся слева, получив мяч, продолжает высказывание «Я, как все. », и при этом он выбирает одну из социальных позиций (сын, дочь, друг, учащийся, девушка, юноша). Позиции написаны либо на доске, либо на больших карточках. Учащиеся, получившие мяч справа, выполняют аналогичные действия, продолжая высказывание «Я, не как все. ».

Когда в руках одного из участников встречаются два мяча, ему предоставляется право выбора, какое высказывание продолжать. В итоге психолог подводит учащихся к выводу, что у всех нас есть какие-то общие качества, а есть и уникальные, неповторимые, присущие только одной личности.

Что вы поняли для себя после данного упражнения?

Психологическое упражнение «На риск»

Цель: Это очень короткое упражнение на доверие.

Время: 5 минут. Размер группы: Любой

Сейчас мы с вами проведем упражнение, связанное с определенным риском. Прошу Вас довериться мне и войти в круг тем, кто хочет мне помочь…»

После того, как все желающие войдут в круг, поблагодарите их и скажите, что на этом упражнение закончено.

Подведение итогов упражнения:

Спросите у вышедших, почему они это сделали? У тех, кто не вошел — почему? Обсудите, как повлияла фраза «Доверьтесь мне» на их решение.

Почему люди часто доверяют другим, не задумываясь о последствиях, и т. д.?

Упражнение «Письмо себе, любимому»

Цель: научиться обращать внимание на самого себя, осознать свою любовь.

Каждый пишет письмо самому близкому человеку, то есть самому себе, любимому. Любимому, потому что, не любя самого себя, нельзя свободно жить. Время — 10–15 минут, можно включить тихую музыку. После выполнения упражнения желательно обменяться мнениями:

С какими чувствами делали это задание? По желанию можно пересказать или зачитать свое письмо.

Какие трудности возникли при написании письма?

Цель: приобретение навыков самопрезентации, повышение уверенности в себе.

Расслабьтесь, закройте глаза и представьте себя каким-либо предметом. Это может быть машина, предмет одежды, посуда или духи. А возможно, вы видите себя каким-то вкусным блюдом или напитком. Абсолютно не важно, выбирайте любой предмет.

Четко представьте себя конкретным предметом для продажи. Ярко визуализируйте картинку и ассоциируйте себя с ней. Просмотрите подробно все детали. Какой цвет у этого предмета? Какой он на ощупь? Как он пахнет?

Запоминайте все эти ощущения. Проникнетесь четкой мыслью, что вы — это данный предмет, предназначенный для выставления на аукционе. Насколько вы уверены в этом? Спросите себя: «кто я?». Какой ответ выдает ваше подсознание? Помните, все манипуляции с превращением в чашку чая или белую мышку следует производить в состоянии полной отрешенности от ежедневных забот и проблем! Это основное условие успеха в нелегком деле самовнушения и продажи себя на нашем воображаемом аукционе! Когда вы полностью ассоциируете себя с нужной вещью, переходите к следующему этапу.

Теперь представьте, что вокруг вас огромная толпа. И все эти люди пришли, чтобы купить вас. Они ссорятся и дерутся ради права приобрести вас. Вы уникальный в своем роде и нужный любому человеку предмет. Проникнитесь ощущением, что вас желает приобрести любой человек! Не задумывайтесь, зачем и почему, просто представляйте себя предметом и чувствуйте огромное желание сотен незнакомых людей вас иметь в собственном распоряжении.

Это ощущение желания вас приобрести должно проявляться не только в голове, а во всем теле. Прочувствуйте всем телом, каждым его кусочком это жгучее, огромное желание толпы. Меня, ложку чайную или палатку двухместную, желает иметь каждый! Люди готовы выложить за меня кругленькую сумму! Это ощущение теплой волной заполняет все тело! Как приятно чувствовать себя неповторимым и незаменимым, уникальным и желанным!

Кем вы были в своём представлении?

Легло ли было представить, что толпа людей хотят купить вас?

Цель: работа на повышение самооценки. Участники выстраиваются в колонну друг за другом. Самый первый встает лицом к стене, остальные – за ним. Принцип построения колонны: первым встает тот, кто считает себя самым счастливым. Остальные – за ним, по мере убывания счастья. Последним встает самый несчастливый человек. В процессе построения можно менять свое место в колонне. Обсуждение.

Учащиеся пишут на листе, прикрепленном на спине у каждого из участников, положительные качества, присущие данному человеку.

Задание: собрать больше положительных качеств за 3-4 минуты. Затем снимите листочки со спины и поставьте галочку против того качества, с которым вы согласны. Подсчитайте совпадения.

Рефлексия: Тот, кто был активнее, тот и узнал о себе больше.

Очень важно для успешности то, что оценка самого себя совпадает с оценкой окружающих.

Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу.

Количество человек в обоих кругах одинаковое. Участники, стоящие напротив, говорят друг другу комплименты. Затем по команде ведущего внутренний круг сдвигается (по часовой стрелке), партнеры меняются. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Упражнение «Сердце нашей группы»

Материал: лист ватмана, цветная бумага, ножницы, фломастеры, карандаши, клей или скотч.

Возьмите лист ватмана, вырежьте большое сердце и прикрепите его к стене. А теперь каждый из вас возьмет цветную бумагу, вырежет сердечко и напишет на нем пожелания участникам группы.

Обратите внимание на это огромное белое сердце. Оно не живое, не бьется и не трепещет. Но мы сейчас оживим его и вдохнем в него жизнь! Для этого надо немного. Просто взять и прикрепить свои маленькие сердечки на это большое сердце. Посмотрите, как оно на ваших глазах оживает! И это наше групповое сердце будет биться с нами все наши занятия!

Рефлексия. Давайте немного поговорим о нашем тренинге. Как вы себя ощущаете после нашего тренинга? Какие интересные выводы вы для себя сделали? Что было неожиданным для вас? Что было труднее всего? Почему? А что понравилось?

Выберите книгу со скидкой:

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Рисуем по клеточкам и точкам

ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

«ПОЗНАЙ СЕБЯ»

«Мир существует не для того, чтобы

мы его познавали, а для того, чтобы

мы познавали и воспитывали себя в нём».

Сегодня на нашем тренинге мы с вами попробуем познать себя как личность; узнать свои ценности, удостоверить свою индивидуальность или схожесть с ровесниками.

Познание человеком самого себя, тайн жизни – один из аспектов его духовного поиска, что уходит в глубь столетий. Согласно легенды, много тысяч лет тому назад семь мудрецов Древней Греции встретились в храме Аполлона в Дельфах и написали на стене храма: «Познай самого себя». Что означали эти слова?

Каждое новое поколение людей стремится достичь смысл существования человека, ответить на эти вопросы согласно своего времени.

Вы сейчас в том возрасте, когда человек делает одно из важнейших открытий – открывает себя. В этих поисках заложен великий потенциал. Чтобы выявить использовать его, необходимо найти себя, но сразу замечу, что никому не дано точно познать свои силы до конца и определить свое будущее. Но всё же каждому по силе начертить свой собственный путь сотворения себя. Желаю всем успеха и плодотворной работы.

Упражнение на знакомство «Меня зовут… Я умею деть вот так»

Цель: знакомство, снятие напряженности, скованности, повышение сплоченности группы.

Все встают в круг и по очереди называют свое имя, и показывают, что они умеют, повторяться нельзя. Например: «Меня зовут Миша, я умею делать так…» и показывает хлопок, прыжок или еще что-то. Все стоящие в кругу должны сказать хором: «Его зовут Миша, он умеет делать так» и повторить то, что он показал. И так каждый по кругу!

Упражнение: «Имена прилагательные».

Цель: возможность выучить имена участников и одновременно прорекламировать себя.

Каждый участник выбирает прилагательное — качество, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же букв, что и имя участника. Первый называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, ласковая Лена). Таким образом, каждый участник характеризует свои положительные качества, попадая в атмосферу положительных эмоций, и создает ее сам.

В конце игры предложите членам группы обменяться впечатлениями, ответив на вопросы:

  • Какие эпитеты меня впечатлили?
  • Какие имена мне было трудно запомнить?
  • К кому я теперь испытываю интерес?

РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ «КАКТУС»


Задание очень простое: «Нарисуй кактус». Пояснения не требуются, свободу фантазии!

Материалы: бумага А4, простой карандаш. Можно также использовать цветные карандаши или другие материалы для раскрашивания. Это даст дополнительные возможности для интерпретации цвета.

После завершения рисунка можно задать дополнительные вопросы:
1. Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого дома или в какой пустыне)?
2. Этот кактус колется? Его можно потрогать?
3. О нем кто-нибудь заботится?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
5. Когда кактус вырастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки)?

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ рисуночного теста «Кактус» (с примером)

Общие параметры: Пространственное положение:

Внизу страницы — заниженная самооценка, вверху — завышенная самооценка, на средней линии — адекватная самооценка. Справа — ориентация на будущее, слева — уход в прошлое, по центру — сосредоточение в настоящем.

Менее 1/3 страницы — заниженная самооценка, более 2/3 страницы — завышенная самооценка.
Крупный рисунок, расположенный в центре листа — эгоцентризм, стремление к лидерству.
Маленький рисунок, расположенный внизу листа — неуверенность в себе, зависимость.

Штриховка — тревожность, отрывистые линии — импульсивность, четкие линии — уверенность.

Силу нажима на карандаш удобно смотреть с «изнанки» листа:

Сильный нажим — напряжение (особенно если подчеркнута какая-то деталь), импульсивность; слабый нажим — слабость, снижение настроения.

Иголки (их может и не быть!) указывают на уровень агрессивности. Большие, длинные, толстые, ядовитые означают высокий уровень агрессивности. Направленные вверх — на вышестоящих людей (взрослых, руководство и т.д.), в стороны — на равных (ровесников, того же социального положения), вниз — на младших (слабых, зависимых, детей).

Домашний кактус (в горшке или в помещении) — ценность семьи, домашнего тепла, стремление к защите.

Дикий кактус (растет в пустыне) — чувство одиночества (если он там один) или потребность в свободе (если там много растений).

Цветок, необычная форма, украшения — женственность, демонстративность (любит быть в центре внимания).

Наличие выступающих отростков — открытость.

Отростки, зигзаги расположены внутри контура — замкнутость.

«Радостный» кактус, яркие цвета — оптимизм, эмоциональный подъем.

Заштрихованный кактус, темные цвета — тревожность, сниженное настроение.

Наличие других кактусов, растений или животных — экстравертированность (общительность).

Только один кактус (неживые предметы не считаются) — интровертированность (погруженность в себя, замкнутость) или одиночество.

  • Какой кактус у вас получился?
  • Что вы узнали о себе нового?

Упражнение: «Лес»

Цель: возможность понять себя и разобраться о представление об окружающем мире.

Представьте, что вы гуляете по лесу.

  • Что вы видите и чувствуете при этом?
  • Какие там деревья?
  • В лесу ярко или темно?

Лес – это наше представление об окружающем мире в период нашего взросления.

Если в вашем лесу много зверей, которые резвятся и играют, ваш мир в этот период был беззаботным и безопасным. Количество и наличие деревьев и света в лесу – это взрослые и их влияние на вас.

Чем больше высоких деревьев, тем больше взрослые влияли на вас. Освещение представляет властность и авторитетность взрослых.

Чем больше яркого света в лесу, тем больше у вас было свободы для себя и тем меньше вы чувствовали их властность. Но при этом это не значит, что взрослые вами пренебрегали и игнорировали вас.

Чем более темный лес, тем больше ограничений вы чувствовали и скорее всего, часто оказывались в трудных ситуациях.

  • Узнали ли вы про себя что-то новое?
  • Какие впечатления на вас произвело это упражнение?
  • Что оказалось вам трудным, а что далось легко?

Упражнение «Я — уникальный»

Цель: понимание уникальности и значимости каждого человека, себя в том числе.

Материал: 2 мяча

На Земле нет другого человека, подобного нам, каждый человек неповторим.

Ведущий передает налево и направо два мяча разного цвета. Учащийся слева, получив мяч, продолжает высказывание «Я, как все. », и при этом он выбирает одну из социальных позиций (сын, дочь, друг, учащийся, девушка, юноша). Позиции написаны либо на доске, либо на больших карточках. Учащиеся, получившие мяч справа, выполняют аналогичные действия, продолжая высказывание «Я, не как все. ».

Когда в руках одного из участников встречаются два мяча, ему предоставляется право выбора, какое высказывание продолжать. В итоге психолог подводит учащихся к выводу, что у всех нас есть какие-то общие качества, а есть и уникальные, неповторимые, присущие только одной личности.

  • Что вы поняли для себя после данного упражнения?

Психологическое упражнение «На риск»

Цель: Это очень короткое упражнение на доверие.

Время: 5 минут. Размер группы: Любой

Сейчас мы с вами проведем упражнение, связанное с определенным риском. Прошу Вас довериться мне и войти в круг тем, кто хочет мне помочь…»

После того, как все желающие войдут в круг, поблагодарите их и скажите, что на этом упражнение закончено.

Подведение итогов упражнения:

  • Спросите у вышедших, почему они это сделали? У тех, кто не вошел — почему? Обсудите, как повлияла фраза «Доверьтесь мне» на их решение.
  • Почему люди часто доверяют другим, не задумываясь о последствиях, и т. д.?

Упражнение «Письмо себе, любимому»

Цель: научиться обращать внимание на самого себя, осознать свою любовь.

Каждый пишет письмо самому близкому человеку, то есть самому себе, любимому. Любимому, потому что, не любя самого себя, нельзя свободно жить. Время — 10–15 минут, можно включить тихую музыку. После выполнения упражнения желательно обменяться мнениями:

  • С какими чувствами делали это задание? По желанию можно пересказать или зачитать свое письмо.
  • Какие трудности возникли при написании письма?

Упражнение «Аукцион»

Цель: приобретение навыков самопрезентации, повышение уверенности в себе.

Расслабьтесь, закройте глаза и представьте себя каким-либо предметом. Это может быть машина, предмет одежды, посуда или духи. А возможно, вы видите себя каким-то вкусным блюдом или напитком. Абсолютно не важно, выбирайте любой предмет.

Четко представьте себя конкретным предметом для продажи. Ярко визуализируйте картинку и ассоциируйте себя с ней. Просмотрите подробно все детали. Какой цвет у этого предмета? Какой он на ощупь? Как он пахнет?

Запоминайте все эти ощущения. Проникнетесь четкой мыслью, что вы — это данный предмет, предназначенный для выставления на аукционе. Насколько вы уверены в этом? Спросите себя: «кто я?». Какой ответ выдает ваше подсознание? Помните, все манипуляции с превращением в чашку чая или белую мышку следует производить в состоянии полной отрешенности от ежедневных забот и проблем! Это основное условие успеха в нелегком деле самовнушения и продажи себя на нашем воображаемом аукционе! Когда вы полностью ассоциируете себя с нужной вещью, переходите к следующему этапу.

Теперь представьте, что вокруг вас огромная толпа. И все эти люди пришли, чтобы купить вас. Они ссорятся и дерутся ради права приобрести вас. Вы уникальный в своем роде и нужный любому человеку предмет. Проникнитесь ощущением, что вас желает приобрести любой человек! Не задумывайтесь, зачем и почему, просто представляйте себя предметом и чувствуйте огромное желание сотен незнакомых людей вас иметь в собственном распоряжении.

Это ощущение желания вас приобрести должно проявляться не только в голове, а во всем теле. Прочувствуйте всем телом, каждым его кусочком это жгучее, огромное желание толпы. Меня, ложку чайную или палатку двухместную, желает иметь каждый! Люди готовы выложить за меня кругленькую сумму! Это ощущение теплой волной заполняет все тело! Как приятно чувствовать себя неповторимым и незаменимым, уникальным и желанным!

  • Кем вы были в своём представлении?
  • Легло ли было представить, что толпа людей хотят купить вас?

Колонна счастья

Цель: работа на повышение самооценки. Участники выстраиваются в колонну друг за другом. Самый первый встает лицом к стене, остальные – за ним. Принцип построения колонны: первым встает тот, кто считает себя самым счастливым. Остальные – за ним, по мере убывания счастья. Последним встает самый несчастливый человек. В процессе построения можно менять свое место в колонне. Обсуждение.

Упражнение “Копилка

Учащиеся пишут на листе, прикрепленном на спине у каждого из участников, положительные качества, присущие данному человеку.

Задание: собрать больше положительных качеств за 3-4 минуты. Затем снимите листочки со спины и поставьте галочку против того качества, с которым вы согласны. Подсчитайте совпадения.

Рефлексия: Тот, кто был активнее, тот и узнал о себе больше.

Очень важно для успешности то, что оценка самого себя совпадает с оценкой окружающих.

Упражнение «Комплимент»

Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу.

Количество человек в обоих кругах одинаковое. Участники, стоящие напротив, говорят друг другу комплименты. Затем по команде ведущего внутренний круг сдвигается (по часовой стрелке), партнеры меняются. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Упражнение «Сердце нашей группы»

Цель:

Материал: лист ватмана, цветная бумага, ножницы, фломастеры, карандаши, клей или скотч.

Возьмите лист ватмана, вырежьте большое сердце и прикрепите его к стене. А теперь каждый из вас возьмет цветную бумагу, вырежет сердечко и напишет на нем пожелания участникам группы.

Обратите внимание на это огромное белое сердце. Оно не живое, не бьется и не трепещет. Но мы сейчас оживим его и вдохнем в него жизнь! Для этого надо немного. Просто взять и прикрепить свои маленькие сердечки на это большое сердце. Посмотрите, как оно на ваших глазах оживает! И это наше групповое сердце будет биться с нами все наши занятия!

Рефлексия. Давайте немного поговорим о нашем тренинге. Как вы себя ощущаете после нашего тренинга? Какие интересные выводы вы для себя сделали? Что было неожиданным для вас? Что было труднее всего? Почему? А что понравилось?

Источник

Читайте также:  неумывакин отеки ног упражнения лежа
Adblock
detector