Меню

упражнение на повторение букв и звуков

Система упражнений по теме «Звуки и буквы»
учебно-методический материал на тему

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью включает в себя требования к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.

Скачать:

Вложение Размер
zvuki_i_bukvy.docx 24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Звуки и буквы.

Познакомьтесь с жителями домика.

Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ

В алфавите — 33 буквы

Буквы ъ и ь не обозначают звуков — 2

Ответьте на вопросы:

Сколько букв в русском алфавите?

Назовите гласные буквы.

Назовите согласные буквы.

Какие буквы обозначают только мягкий звук?

Какие буквы обозначают только твердый звук?

Какие буквы не обозначают звука?

Гласные произносятся с голосом. Воздух, выходящий изо рта, не встречает преград.

Согласные произносятся с шумом. Воздух, выходящий изо рта встречает преграду: язык, зубы, губы.

Сколько в слове гласных звуков,

столько в слове и слогов.

  1. Спиши письменными буквами:

Нина Инна Анна они она он оно

Подчеркни гласные буквы красным карандашом.

Поставь в словах ударение.

  1. Спиши слова. Подчеркни согласные.

Шк о л а, дружба, читайте, ручейки, улица, девочка, муравей, слушайте, птичка, принесла, клетка, комната

  1. Спиши предложения. Подчеркни гласные.

Н а др у г о м берегу омута стояла старая
водяная мельница. Стены и толстые столбы были покрыты
зелёными водорослями.

Вот коровник. Тут коровы. Вот и косилка. Иван косит траву.

У нас урок. На стене висит картина. У Коли кисти и краски. Он рисует луну.

Источник

Картотека игр и упражнений на произношение звуков

Маряна Бешукова
Картотека игр и упражнений на произношение звуков

Игры и упражнения в произношении звука В (с 2–3 лет)

Длительно, на одном выдохе, тяните звук В – это песенка ветра. Артикуляция такая же, как при произнесении звука Ф, но с подключением голоса.

Изобразите вместе с ребенком легкий ветерок: тихо произносите звук В. Затем изобразите,как гудит сильный ветер: громко произносите звук В.

Поиграйте с ребенком в игру «Чей ветерок дольше гудит» (кто дольше сможет тянуть звук В на одном выдохе).

Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги ва, во, ву, вы. Выполняйте движения сначала правой рукой, потом левой рукой.

Разучите с ребенком стихотворение:

Вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках

Повторите с ребенком скороговорку: «Витя Вову угощал. Витя Вове вафли дал».

Игры и упражнения в произношении звука Т (с 2–3 лет)

Четко и громко несколько раз подряд произнесите звук Т. При произнесении звука кончик языка прижимается к верхним зубам, зубы разомкнуты.

Разучите звукоподражания: тук-тук (молоток, тик-так (часы).

Игра «Угадай, что это». Взрослый произносит одно из звукоподражаний, а ребенок отгадывает,что это: молоток или часы.

Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги та, то, ту, ты, сначала правой, потом левой рукой, а затем одновременно двумя руками.

Большие ноги шли по дороге:

ТОП-ТОП-ТОП (низким голосом!

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ (высоким голосом!

ТА-ТА-ТА – хвост пушистый у кота.

ТУ-ТУ-ТУ – молочка налью коту.

Разучите скороговорку: «От топота копыт пыль по полю летит».

Игры и упражнения в произнесении звука Д (с 2–3 лет)

Четко и громко несколько раз подряд произносите звук Д. Ребенок, имитируя забивание гвоздя в стену молотком, бьет кулачком о кулачок, произнося звук Д.

Повторите звукоподражания: ду-ду (дудочка, ту-ту (поезд).

Игра «Угадай, что это». Произнесите: «Ду-ду!»,а ребенок должен отгадать: «Это дудочка».Затем говорите: «Ту-ту!»,а ребенок отгадывает: «Это поезд». И так несколько раз.

Скажите ребенку фразы:

Мальчик Том рисует дом.

Был жаркий день, мы сели в тень.

Затем попросите малыша подсказать вам нужное слово.

После этого повторите те же фразы,пропуская слова:

Был жаркий, мы сели в …

Ты повтори их звон:

«Динь-динь, дан-дан, дон-дон!»

Дина, Диме дыни дай!»

Игры и упражнения в произношении звука К (с 2–3 лет)

Кратко и громко несколько раз подряд произнесите звук К, при этом кончик языка опущен, а спинка языка выгнута.

Если не получается, попросите ребенка покашлять; высунуть, а затем спрятать язычок как можно дальше в рот (поиграйте в «доктора Айболита»).

Повторите звукоподражания: ко-ко (курица, ку-ку (кукушка, ква-ква (лягушка, кап-кап (дождик).

Игра «Угадай, кто это». Произнесите одно из звукоподражаний (ко-к о или ку-ку, а ребенка попросите отгадать, кто это голос подает, кукушка или курочка.

Произнесите пары слогов:

КА-КА-КА – белая мука.

КУ-КУ-КУ– булочку пеку.

КИ-КИ-КИ – булка из муки.

С утра поет кукушка:

Разучите скороговорку: «У киски в миске сливки скисли».

Игры и упражнения в произношении звука Г (с 2–3 лет)

Громко, несколько раз подряд произнесите звук Г. Артикуляция такая же, как при произнесении звука К, но с подключением голоса.

Игра «Угадай, кто это». Произнесите одно из звукоподражаний (ку-ку или гу-гух, а ребенок пусть отгадает, кто это – кукушка или голубь. (Аналогично – гоп—гоп и топ—топ.)

ГА-ГА-ГА – зеленые луга.

ГУ-ГУ-ГУ – гуси на лугу.

ГИ-ГИ-ГИ – от гусей беги.

Произнесите пары слогов:

Разучите скороговорку: «Гена, Галю угощай. Гена, Гале грушу дай».

Скажите ребенку такие фразы:

Мы пришли сегодня в гости,

Принесли собаке кости.

А теперь попросите его послушать внимательно и исправить ошибки:

Мы пришли сегодня в кости,

Принесли собаке гости.

Заглянула в дверь коза –

Очень грустные… (глаза).

Где же, где же петушок,

Золотой наш… (гребешок?

Игры и упражнения в произношении звука X (с 2–3 лет)

Длительно тяните звук X. При этом выдыхайте теплую струю воздуха на ладони («согреем ручки»). Артикуляция такая же, как при произнесении звука К.

Разучите звукоподражания: ха-ха (посмеялись, ах-ах (удивились).

Произноситес разной интонацией и мимикой: «Ах! Как красиво!», «Ох! Зубы болят!», «Ух! Тяжело!»

Игра «Угадай, что это». Произносите одно из звукоподражаний (га-га или ха-ха, а ребенок пусть отгадает, что это – гуси гогочут или люди смеются.

Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги ха, хо, ху, хы, сначала правой рукой, потом левой рукой, затем одновременно двумя руками.

ХИ-ХИ-ХИ – дайте нам ухи.

ХУ-ХУ-ХУ – любим мы уху

ХА-ХА-ХА – вкусная уха!

Ходит по двору петух,

Поскользнулся, в речку – бух!

На улице две курицы

Как нам жалко петуха!

Игры и упражнения в произношении звука С (с 3–4 лет)

Длительно тяните звук С. При этом губы растяните в улыбке, зубы сблизьте на 1–2 мм, кончиком языка упирайтесь в нижние зубы.

Скажите ребенку, что «С-с-с» – это песенка водички, когда она бежит тонкой струйкой из крана. Попросите ребенка спеть эту песенку.

Игра «Насос».Скажите ребенку: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Но сначала надо накачать шины.Возьмем насос и будем качать: „С-с-с“ (при этом совершайте соответствующие движения руками)».

Для того чтобы ребенок учился различать твердые и мягкие звуки,предложите научиться себя контролировать: при произнесении первого слога из пары (с твердым согласным, например «са», стучите кулаком по столу, как будто это твердый молоток; при произнесении второго слога (с мягким согласным – «ся») неспешно проведите ладонью по столу, словно это мягкая кисточка.

Произнесите цепочки слогов:

СА-СА-СА – вот идет лиса.

Спит спокойно старый слон,

Стоя спать умеет он. (С. Маршак)

Игры и упражнения в произношении звука З (с 3–4 лет)

Длительно, на одном выдохе, тяните звук 3. Артикуляция такая же, как при произношении звука С, но с подключением голоса.

Скажите ребенку, что «З-з-з» – это песенка комара. Поиграйте с малышом,в игру: «Чей комар дольше звенит?»

Разучите звукоподражание дзинь-дзинь (звонок). Научите ребенка произносить звукоподражание тихо и громко.

Игра «Угадай, чья это песенка». Произносите одно из двух звукоподражаний, а ребенок пусть отгадает, чья это песенка – комара (з) или водички (с).Затем поменяйтесь ролями: пусть звуковые загадки загадывает ребенок, а вы их отгадывайте.

Произнесите пары слогов:

Для того чтобы ребенок научился различать твердые и мягкие звуки,предложите ему себя контролировать: при произнесении первого слога из пары с твердым согласным, например «за», вместе с ребенком стукните кулаком по столу (так стучит твердый молоток); при произнесении второго слога с мягким согласным («зя») медленно проведите ладонью по столу (так рисуют мягкой кисточкой).

ЗА-ЗА-ЗА – вот идет коза.

ЗУ-ЗУ-ЗУ – накормлю козу,

ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ – несу сено для козы.

ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ – сено дам козе.

СА-СА-ЗА – вот идет коза.

ЗА-ЗА-СА – вот летит оса.

Игры и упражнения в произношении звука Ц (с 3–4 лет)

Кратко и громко, несколько раз подряд, произнесите звук Ц. Артикуляция должна быть такая же, как при произнесении звука С (губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы). Если сразу не получается, то следует произносить один за другим звуки Т и С: сначала раздельно, с паузой, а потом слитно, на одном выдохе, ускоряя темп.

Скажите ребенку, что Ц – песенка синички. Спойте песенку с малышом.

Разучите звукоподражания: цик-цик (белочка, цок-цок (лошадка, цып-цып (бабушка цыплят созывает, цап-цап (кошка мышку ловит).

Повторите пары слогов:

ЦА-ЦА-ЦА – вот идет овца.

ЦУ-ЦУ-ЦУ – накормлю овцу.

ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ – несу сено для овцы.

ЦЕ-ЦЕ-ЦЕ – сена дам овце.

Предложите малышу подсказать подходящее слово.

ЦА-ЦА-ЦА – белая овца.

СА-СА-СА – рыжая лиса.

ЦУ-ЦУ-ЦУ – видели … (овцу).

СУ-СУ-СУ – видели … (лису).

ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ – у нас нет … (овцы).

СЫ-СЫ-СЫ – у нас нет … (лисы).

Игры и упражнения в произношении звука Й (с 3–4 лет)

Четко и громко, несколько раз подряд, произнесите звук Й, при этом губы в улыбке, зубы сближены и видны, кончик языка находится за нижними резцами.

Произнесите звук Й в сочетании с гласными а, э, о, у (й + а = я, й + э = е, й + о = ё, й + у = ю).

Произнесите междометия «ай!» и «ой!» и объясните ребенку, в каких случаях их употребляют. Одновременно выполняйте мимические движения, а ребенок пусть повторяет.

«Ай!» – удивился (поднять брови, изобразить удивление на лице).

«Ой!» – больно (нахмурить брови, изобразить страдание на лице).

ОЙ-ОЙ-ОЙ – поиграй со мной.

ЭЙ-ЭЙ-ЭЙ – бей сильней.

ЭЛЬ-ЭЛЬ-ЭЛЬ – прямо в цель.

Я-Я-Я, Я-Я-Я – это песенка моя.

Ю-Ю-Ю, Ю-Ю-Ю – звонко песенку пою.

Е-Е-Е, Е-Е-Е – подарю ее тебе.

Падай, падай, падай, снег,

Радуй, радуй, радуй всех!

Ель на ежика похожа,

Ель – в иголках, ежик – тоже.

Игры и упражнения в произношении звука Ш (с 4–5 лет)

Длительно тяните звук Ш. При этом губы округлены, широкий язык имеет форму ковша, поднят кверху.

Подставьте ладонь к губам и произнесите звук Ш. Ладонь ощущает теплую струйку воздуха – «теплый ветерок».

Поднесите к губам ребенка ладонь, на которой лежит маленький кусочек ваты. Ребенок громко произнесет звук Ш, при этом вата должна слететь с ладони.

Игра «Лес шумит». Скажите ребенку, что звук Ш похож на шелест листьев. Встаньте, подняв руки вверх, покачивайте ими из стороны в сторону – «как деревья ветками на ветру» – и произносите звук Ш.

Звук Ш можно услышать, когда из шарика или шины выходит воздух.

Игра «Угадай, что это». Произнесите звук С или Ш, а ребенок пусть отгадает,что это: накачивают шину насосом (С) или из шины выходит воздух (Ш).Затем поменяйтесь ролями: пусть ребенок загадывает звуковые загадки, а вы их отгадывайте.

Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги ша, шо, шу, ши. Выполняйте движения сначала правой рукой, потом левой, затем одновременно двумя руками. Произнесите пары и цепочки:

Картотека дидактических игр и упражнений в старшей группе. «Основы грамоты и письма» Дид. игра «Магазин» Цель: Продолжать учить детей определять первый звук слова. Ход: Воспитатель – продавец, дети.

Картотека игр и упражнений для развивающих занятий Картотека игр используемых в развивающих занятиях. Ритуалы приветствия: направленные на создание эмоциональной благоприятной дружеской атмосферы,.

Картотека игр и упражнений для тренингов с педагогами «Знакомство» Участники тренинга садятся по кругу. Любому участнику предлагается начать: назвать своё имя и растение, с которым он себя ассоциирует.

Картотека игр и упражнений с кинетическим песком Картотека игр и упражнений с кинетическим песком Кинетический песок — это неисчерпаемый источник вдохновения. Предлагаю несколько игр с.

Картотека пальчиковых игр и упражнений Картотека пальчиковых игр и упражнений. Игрушки «Шарик» Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении.

Картотека пальчиковых игр и упражнений Картотека пальчиковых игр и упражнений. Игрушки «Шарик» Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении.

Картотека подвижных игр и упражнений для детей младшей группы Картотека подвижных игр и упражнений для детей младшей группы Раздел: «Введение в звуковую действительность» Игра «Угадай, что делать».

Картотека релаксационных игр и упражнений по психогимнастике Курс психогимнастики состоит из 20 занятий, на которых дети должны усвоить примерно восемь понятий, связанных с переживаниями основных эмоций,.

Развитие фонематического слуха. Картотека игр и упражнений Картотека игр и упражнений по развитию фонематического слуха. РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. № 1Вспомним разные слова Цель.

Источник

Читайте также:  упражнение для раскачки плечей
Adblock
detector