Меню

упражнение на понимание чувств других

11 упражнений, которые помогут лучше понимать свои и чужие эмоции

Об эмоциональном интеллекте в области образования говорят последние 30 лет. Эксперты школы предпринимательства и soft skills Startup Junior рассказывают, как определить свой уровень эмоционального интеллекта и прокачать его.

Зачем нужен эмоциональный интеллект

Представьте, что вам четыре года и перед вами поставлен нелегкий выбор: съесть зефирку немедленно или подождать 15 минут, не поддавшись искушению, и удвоить угощение. Серьёзное испытание, особенно для малыша. Этот «зефирный тест», который провели в Стэнфордском университете в конце 1960-х и начале 1970-х годов под руководством психолога Уолтера Мишеля, показал, насколько важна способность контролировать эмоции и сдерживать порывы. Дети, устоявшие перед соблазном, повзрослев, стали более успешными, уверенными в себе и способными лучше справляться с жизненными трудностями.

Исследования эмоционального интеллекта доказывают, что лучшими лидерами становятся те, кто умеет думать в долгосрочной перспективе, вдохновляет людей вокруг себя и может построить сильную команду.

Как понять, что эмоциональный интеллект хромает

Зачастую люди не знают о своих эмоциональных способностях или склонны переоценивать собственный эмоциональный интеллект. Разберёмся, какими навыками обладает человек с высоким эмоциональным интеллектом.

Он различает свои эмоции. Способность отслеживать чувства — ключ к пониманию себя. Люди, отличающие злость от тревоги, меньше сомневаются и быстрее действуют.

Он умеет контролировать эмоции. Способность успокоиться в нужный момент, унять тревогу и раздражение позволяют действовать эффективнее и быстрее приходить в норму после неудач.

Он мотивирует самого себя. Чтобы сосредоточиться на учёбе или рабочей задаче, нужно привести эмоции в порядок. Проще смотреть YouTube, чем делать уроки, и проще съесть зефир сразу, чем мучительно ждать. Но искусство контроля делает продуктивными.

Он распознаёт эмоции других людей. Это качество также называют эмпатией.

Он поддерживает взаимоотношения. Здесь дело по большей части заключается в правильном обращении с чужими эмоциями.

Вот признаки, которые указывают на низкий уровень эмоционального интеллекта:

  • поддаётесь стрессу,
  • не можете распознать свои эмоции,
  • легко обижаетесь,
  • долго переживаете из-за ошибок,
  • подавляете негативные эмоции,
  • склонны обвинять других людей,
  • испытываете трудности с установлением личных границ,
  • агрессивны в общении с людьми,
  • чувствуете себя непонятым.

Упражнения для распознавания эмоций

«Зеркало»

  1. Встаньте напротив зеркала, расслабьтесь. Начните изображать различные эмоции.
  2. Радость: расслабьте лицевые мышцы и широко улыбнитесь, при этом подумайте о чем-нибудь приятном.
  3. Удивление: расслабьте лицевые мышцы, широко откройте глаза, при этом подумав с удивлением: «Для чего это делать?» — спокойно закройте глаза.
  4. Гнев: расслабьте лицевые мышцы и прищурьтесь, при этом напрягите нос и подумайте: «Как мне всё это надоело!»
  5. Счастье: расслабьте лицевые мышцы, вытяните губы в трубочку, затем растяните в улыбке.

Повторяйте упражнение каждый день хотя бы неделю, а затем попробуйте изображать эмоции только с помощью глаз: добрые, злые, любящие, завистливые глаза. Важно думать в этот момент о соответствующей эмоции.

«Найти и запомнить»

  1. В течение дня найдите десять поводов для радости, порадуйтесь от души и проследите, как изменилось ваше состояние в этот момент. При возможности — посмотритесь в зеркало, прочувствуйте и постарайтесь запомнить ощущения в теле.
  2. На следующий день найдите десять поводов для удивления и проследите, как меняется состояние.
  3. По такой же схеме отработайте все эмоции, повышающие эффективность человеческой деятельности: принятие, доверие, интерес, восхищение.

«Раздражители»

Попробуйте в течение нескольких дней специально фиксировать внимание на неожиданных раздражителях: громких звуках или ярком свете. Постарайтесь сформулировать, что происходит с вашей эмоциональной сферой при воздействии таких раздражителей.

Упражнения для эмоциональной устойчивости

Эти упражнения тренируют устойчивость нервной системы и увеличивают скорость адаптации при изменении внешних условий. Освоив эти упражнения, человек перестаёт быть «заложником эмоций», приобретает уверенность, что в каждой ситуации может контролировать эмоции.

Читайте также:  как делать упражнение шлем для лица

«Назойливая муха»

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голову опустите, закройте глаза. Представьте, что на ваше лицо пытается сесть назойливая муха. Она садится то на нос, то на губы, то на лоб, то на глаза. Ваша задача — не открывая глаз, согнать назойливое насекомое. Через пару минут напряжение с мышц лица уходит, а вместе с ним — раздражение.

«Дышать правильно»

Сядьте на стул боком к спинке, выпрямите спину и расслабьте мышцы шеи. Руки свободно положите на колени, закройте глаза. Сконцентрируйтесь на дыхании. Дышите через нос, губы слегка сомкните, но не сжимайте. Проследите, чтобы во время вдоха и выдоха не включались вспомогательные дыхательные мышцы, особенно при вдохе не следует расправлять плечи. Глубокий вдох и продолжительный выдох повторите несколько раз. Упражнение позволяет стабилизировать эмоциональное состояние.

Просто читайте книги

Идентифицируя себя с героями художественного произведения и их переживаниями, мы достигаем эмоционального отреагирования. Это помогает осознать эмоции, понять их причины.

Упражнения для тренировки эмоций

«Аверс и реверс»

Попробуйте переосмыслить негативное событие, найдите в нём небольшую выгоду. Возьмите лист бумаги и запишите три минуса и три плюса состояния, в котором вы оказались.

«Разобрать по косточкам»

Источником эмоций могут быть внешние события, а могут — внутренние стимулы: память, физическое состояние. Если эмоция, которую вы переживаете сейчас, имеет слишком высокий градус, сначала остыньте. Затем начните задавать себе вопросы:

  • Как я испытываю злость (другую эмоцию)?
  • Почему я испытываю злость?
  • Когда я уже испытывал злость?
  • Как часто я злюсь?
  • Чем злость мне помогает?
  • Чем и где злость мешает?

Разбор эмоции позволяет быстрее понять настоящую причину и источник реакции.

Упражнения на развитие эмпатии

«Эмоции исторических персонажей»

Вспомните пять исторических персонажей. Затем представьте эмоции, которые человек испытывал во время разных событий своей жизни. Пример: Авраам Линкольн видел, как людей продавали на рыночной площади, и чувствовал печаль оттого, что у него не было семьи, злость из-за того, что людьми торговали как животными, и беспомощность, потому что ничего не мог с этим поделать.

«Эмпатия и злость»

Упражнение поможет справиться со злостью на другого человека при помощи эмпатии. Вспомните ситуацию, когда вы очень злились на кого-то, а затем создайте эмпатическое утверждение. Например:

Раздражённый человек: «Ты никогда не делаешь того, о чем я прошу!»

Эмпатический слушатель: «Ты испытываешь раздражение из-за того, что я не сделал свою работу и тебе пришлось работать за меня».

«Дневник эмоций»

Записывайте каждую эмоцию, которую испытываете в течение дня, степень её проявления и причину. Например, эмоция — злость, степень — 7 из 10, причины — тройка по математике. На следующем этапе важно понять, как эмоция проявляется в теле. Возможно, рядом со злостью вы напишете «пересыхает во рту, чувствую ком в горле, звенит в голове». Опишите, какими были руки, ноги в этот момент, ощущались ли тяжесть или напряжение.

Источник

Занятие «Учимся понимать чувства других»

занятие по психоматорике «Учимся понимать чувства других людей»

Просмотр содержимого документа
«Занятие «Учимся понимать чувства других»»

Развитие эмоциональной сферы на занятиях по психологии во 2-м классе «Учимся понимать чувства других людей»

Королькова Светлана Валерьевна, учитель психологии начальных классов

Разделы: Школьная психологическая служба

Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь? Мысль изречённая есть ложь.

Ф.И. Тютчев (1803-1873)

Известный американский психолог Э.Берн высказал мысль о том, что примерно до 10 лет у ребенка формируется эмоция, которая будет преобладать в его жизни. Поэтому в младшем школьном возрасте эмоциональному развитию детей необходимо уделять серьезное внимание. Если в дошкольном возрасте дети испытывают небольшой спектр эмоций, то, начиная с 6-7 лет, этот круг расширяется настолько, что его трудно обозначить. Однако принято считать, что наиболее значимыми для этого возраста являются эмоции страха, интереса и радости.Следует отметить, что центральным новообразованием данного возраста является внутренняя позиция – система социальных установок, тесно связанных с его актуальными потребностями и определяющими собой основное содержание и направленность деятельности в данный период жизни. Эмоции ребенка позволяют нам оценить, как протекает данный процесс, а это, в свою очередь, дает возможность при необходимости корректировать его. Характеризуя детей, мы часто обращаем внимание на их эмоциональность, эмоциональную впечатлительность. Ведь одни и те же ситуации одних оставляют равнодушными, других слегка волнуют, а у третьих вызывают сильные переживания, с какими индивидуально-личностными особенностями это связано? Для того чтобы прогнозировать, вести к успеху, развивать умения управлять негативными эмоциями и переживаниями необходимо знать и понимать каждого ребёнка, сопереживать и сочувствовать ему, видеть эмоциональное состояние каждого, его собственный эмоциональный образ.

Читайте также:  гантели молот с какими упражнениями

Программа занятий по психологии предусматривает:

Обращение к личному опыту, собственным переживаниям, анализ чувств и эмоциональных состояний, нахождение сходств и различий у себя и других людей, учёт индивидуально-личностных особенностей обучающихся.

Поддержку первого успеха, доверие к ребёнку. Помощь в конструктивном разрешении конфликтов, интерес к чувствам другого.

Обеспечение психологической безопасности каждому, выполнение общих правил, принятие чувств другого, умение сдерживать негативные эмоции.

Можно выражать недовольство отдельными действиями детей, если затрагиваются чувства другого, но не самим ребёнком.

Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими – бы нежелательными они не были.

Недовольство поведением ребёнка не должно быть систематическим, иначе оно перейдёт в не принятие его.

Покажите ребёнку, что вы его уважаете. Помогают только высказанные вслух комплименты, а не то что вы, возможно, думаете, а не говорить.

В процессе изучения программного материала по психологии повышается творческая активность детей, продуктивность общении с учителями и одноклассниками, сглаживаются барьеры в общении, корректируется психика ребёнка как, познавательной так и эмоционально-личностной сферы. Таким образом, для решения всех, поставленных перед учителем целей, необходимо использовать в обучении индивидуальный подход, акцентируя внимание на серьезном изучении личности ребенка (в частности, его эмоций) и, при необходимости, корректировать психические процессы. Эмоциональное развитие ребёнка взаимосвязано с особенностями его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны являются «индикатором» состояния ребёнка, с другой играет большую роль в развитии познавательных процессов и поведения, поэтому развивать их, так же важно, как и заниматься развитием интеллектуальной сферы. Постоянная работа учителя над совершенствованием стиля своей педагогической деятельности, способствует улучшению эмоционального благополучия детей, развивает эмоциональную произвольность, создаёт атмосферу живого общения. Проведение самоанализа занятий, стимулирует к поиску творческих и личностных резервов для совершенствования качества преподавания.

«Учимся понимать чувства других людей»

Цели: развитие способности видеть и понимать чувства других людей, умения определять свои личные черты и свойства характера и эмоциональное состояние других людей; тренировать умение владеть собственными эмоциями.

а) словесные (использование объяснений, словесных инструкций, пояснений);
б) наглядные (пиктограммы « Азбука настроений», использование мультимедийной презентации с анимацией);
в) практические (выполнение различных практических заданий как вербального, визуального, так и двигательного характера);
г) диагностические (получение диагностической информации о наиболее значимых переживаниях детей, самопредставлении, потребностях и ценностях);
д) музыкальные (музыкальное сопровождение А. Глазунов « Времена года», «Вальс цветов»).

1. Ритуал приветствия: все участники встают в круг, берутся за руки, приветствуют друг друга. Представляют, что каждый из нас лепесток самого красивого цветка, который можно оживить, став добрым волшебником.

2. Чтение и обсуждение сказки «Цветочные характеры»

– Жил был Cадовник. Он очень любил цветы. Выращивал их, ухаживал за ними. Все цветы радовали своей красотой, запахом, но у каждого цветка был свой характер. Красавица Роза, желая показать свою неприступность, больно ранила шипами Садовника, когда он пропалывал вокруг неё сорняки. Общительный Колокольчик развлекал Садовника весёлой беседой, а Вьюнок удивлял его своей смелостью и настойчивостью – он всегда стремился вверх и совершенно не боялся высоты. Другие цветы тоже отличались характером.
– Но характеры, оказываются, могут меняться, и один из цветков изменил свой характер. Как же это произошло? Красивая, но неприступная Роза стала замечать, что её красота никому не видна, Её не срывали для букетов, не сажали на клумбах.
– Почему так происходило? – спросила она Садовника.
– Ты очень гордишься своей красотой и больно ранишь своими шипами всех, кто к тебе прикасается, а это не слишком приятно. Я – Садовник и люблю цветы с любыми характерами, но остальные не будут любить тебя только за красоту. Роза прислушалась к словам Садовника и постаралась сделать свои шипы не такими острыми. А если кто-то наклонялся к ней, чтобы насладиться ароматом лепестков, она вежливо предупреждала: «Осторожнее, у меня на стволе выросли колючки, я тоже от них страдаю, не пораньтесь, пожалуйста».
– Такие изменения в характере Розы не прошли незамеченными. Её привлекательность всем пришлась по душе, красавица восхищала аромат, поднимала настроение, а на шипы почти никто не обращал внимание.

Читайте также:  мощность физических упражнений это

3. Игра «Разговор цветов» с музыкальным сопровождением и просмотром презентации (Приложение 1)

Давайте представим разговор цветов. Цветы, растущие, у Садовника на клумбе беседуют, между собой, о том, что, скоро начнётся дождь. Я распределю роли (с учётом индивидуальных особенностей), а вы постараетесь хорошо их сыграть – подумайте о том, что будет говорить ваш герой, с какими интонациям выражением лица, мимикой.

Написать соседу те качества которые ему не хватает. Передавать листок с фамилией пока он не вернётся хозяину.

4. Динамическая пауза «Дождик» с музыкальным сопровождением

В это время дети прыгают, радуются. Когда слышат раскаты грома, приседают и прячутся.

5. Упражнение «В гостях у волшебника»

1. «Представьте, что вы попали в гости к волшебнику, и он захотел сделать вам приятное – подарить те качества, которые вы попросите. Но каждому из вас можно выбрать только пять качеств характера. Возьмите любой из цветных карандашей и раскрасьте любой квадратики рядом с теми качествам, которые вам кажутся самыми необходимыми (качества изображены рисунками).

2. «Подумайте, какие качества для вас выберут учителя, родители. Выполните задание три желания. Кокой подарок ты попросишь для себя, от учителей, родителей и детей?

Вопросы для обсуждения задания: «Три желания»:

– Как вы думаете, какие качества для вас, выберут: учителя родители, и дети?
– Они выберут разные качества, или одинаковые?
– Трудно было, выбрать качества за учителя?
– Чья помощь для тебя будет первой: учителей, родителей или детей?
– Что понравилось больше: решать за других или выбирать самому?

6. Этюд «Капризный мальчик»

7. Рефлексия занятия

Давайте прислушаемся к своему дыханию. Все вместе сделаем вдох, выдох и ещё раз вдох, выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьётся наше сердце. Тук – делаем шаг вперёд, тук шаг назад. И ещё раз тук – шаг вперёд, тук шаг назад. Дотронемся друг до друга и превратимся в милых, добрых детей. До скорой встречи!

1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. М.ТЦ Сферы, 2003. – 88с.
2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира для детей. Ярославль: Академия развития, 1996 – 208с.
3. Лебеденко Е.Н. Развития самосознания и индивидуальности. М. Прометей; Книголюб, 2003 – 64с.

Источник

Adblock
detector