Меню

упражнение на показ с называнием

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Первое полугодие

Ознакомительно-ориентировочные действияв предмет­но-развивающей среде.Знакомство учащихся с помещением класса, с другими учениками и учителем. Выбор вместе с учащи­мися наиболее интересных для каждого из них бытовых предме­тов и игрушек (из ряда предложенных) — определение предпо­чтений учащихся. Совместное с учащимися проигрывание одного-двух действий с выбранными игрушками, бытовыми предме­тами.

Знакомство учащихся с ближайшими к классу помещениями школы. Прогулка по школе (детскому дому-интернату) вместе с учащимися. Совместное взаимодействие с незнакомыми атрибу­тами, оборудованием помещений, предназначенных для игровых целей. Мини-экскурсии и наблюдения (при активном участии учителя) для установления контактов учащихся с окружающим пространством («первые шаги в сенсорной интеграции», по Дж. Айрис).

Организация пассивного участия учащихся в досугах стар­ших школьников, а также побуждение к участию в простых играх с детьми старшего возраста (вместе с учителем).

Я — ребенок. Упражнения на ориентировку в собственном теле. Показ и называние частей тела: голова (глаза, нос, рот, уши), руки, ноги — совместно с учителем (с использованием не­вербальных и вербальных средств общения).

Сравнение частей тела и лица ребенка с частями тела и лица Дидактической куклы (вместе с учителем). Показ частей тела и лица на большой дидактической кукле, на антропоморфных игрушках большого размера (мишка, собака, кошка). При этом учитель показывает части тела на кукле и на мягкой игрушке, кратко поясняет, чем отличаются части тела куклы (аналога человека) и животных.

Мои игрушки.Свободные предметные игры с любимыми игрушками. Игры с образными игрушками (учитель предлагает несколько игрушек и наблюдает за действиями учеников, вступая с ними в предметно-игровое сотрудничество).

Игры на звукоподражания. Узнавание игрушек по звуковым параметрам (звукоподражания животным, звукам двигателя ма­шины, стуку молоточка и т. п.).

Задания на узнавание знакомых игрушек по краткому сло­весному и жестовому описанию учителя. Побуждение учащихся к первым высказываниям об игровых умениях с использовани­ем невербальных и вербальных средств общения: Я играю. Играю с машиной. Пиктограммы «Игрушки» — одна-две пикто­граммы 4 .

Совместные с учащимися игры с сюжетными игрушками, иг­ры-имитации (передача в движении образов кукол, животных, птиц).

Специально созданные игровые ситуации, позволяющие учащимся с помощью вербальных и невербальных средств обще­ния, используя игрушки, выражать радость от достижения своих целей. Побуждение детей вступать в общение с учителем, друг с другом (парное) при обучении в малых группах.

Второе полугодие

Яребенок.Упражнения на ориентировку в собственном теле. Совместный с учителем показ и называние частей тела: го­лова (глаза, нос, рот, уши), шея, туловище, руки, ноги (с исполь­зованием невербальных и вербальных средств общения).

Двигательные и жестовые упражнения типа «Я вижу, дышу, нюхаю, говорю, кушаю, слышу», «Руки — я все делаю», «Ноги— я хожу», «Я смеюсь, радуюсь, плачу», «Я играю, мои игруш­ки», «Моя кукла — она похожа на меня».

Стимулирование в игровых упражнениях желания учащихся выражать с помощью вербальных и невербальных средств обще­ния свои впечатления (звукоподражания, отдельные слова), воз­можности, желания: я могу, я хочу, мне нравится.

Мои игрушки.Игры с образными игрушками. Проигрыва­ние различных ситуаций общения с образными игрушками (роль ведет учитель, роль ведет учащийся вместе с учителем).

Игровые ситуации на узнавание игрушки по описанию учи­теля (один-два наиболее характерных признака). Нахождение иг­рушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, картинка, нарисованная взрослым на глазах у ученика, картинка, состав­ленная из двух-четырех частей). Узнавание знакомой игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь.

Упражнения и игровые ситуации с детским конструктором и сборно-разборными игрушками: вместе с учителем, по подража­нию комбинации из двух-трех элементов полифункционального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора, представляющих собой простую кон­струкцию (стол, стул, домик). Совместное с учащимися обыгры­вание постройки по предложенному учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол). Совместная с учащимися игра со сборно-разборной игруш­кой: выбирается одна игрушка (разобрать целое на части, собрать части в целое). По мере овладения игрой предлагается аналогич­ная игрушка с большим количеством деталей.

Читайте также:  вокальные упражнения грудная клетка

Знакомство с пиктограммами «игрушки», «кукла», «мяч», «машина».

Игры и игровые упражнения с дидактическими игрушками и реальными предметами: «Матрешка», «Моя кукла: чем она по­хожа на меня, чем отличается?», «Пирамидка (большая и маленья)», «Подбери крышки к кастрюлям», «Прокати шары в воротики», «Собери картинку», «Стирка одежды для куклы» и др.

Моя семья.Члены семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра). Проигрывание в отобразительных играх ситуаций, отражающих любовь, доброе, заботливое отношение членов семьи друг к другу. Рассматривание фотографий членов семьи и возможное называние (показ) их на фотографии.

Знакомство с пиктограммами «мама», «папа», «ребенок», «дедушка», «бабушка» (исходя из возможностей учащихся).

Явления природы.Совместное с учениками наблюдение за погодными явлениями (холодно, тепло, идет дождь, идет снег), побуждение их к называнию погодных явлений.

Обучение учащихся в процессе игровых упражнений по под­ражанию учителю изображать погодные явления с помощью имитационных действий: холодно — нахмуриться и сжаться; тепло — улыбнуться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу; дождь — имитационные движения паль­цами рук по поверхности пола или стола с проговариванием «кап-кап» и т. п.

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ

Первое полугодие

«Чтение» телесных имимических движений.Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом себя и своего отражения в зеркале.

Упражнения на подражание выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям (жалеет — обнимает, гладит по голове; радуется — хлопает в ладоши и т. п.).

Движение по различным сенсорным дорожкам (учитель дер­жит ученика за руку и указательным жестом показывает направ­ление движения, движение по подражанию действиям учителя и по образцу).

Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают»: Покажи, чем нюхают (понюхай хлеб. ). Покажи, чем слушают (послушай, как я буду стучать деревянными ложками. ).

Аудиальные и визуальные упражнения с использованием большой дидактической куклы типа «Слушай и показывай на кукле»: у куклыруки, у тебяруки; у куклыноги, у тебяноги (упражнения с фотографиями и картинками) 5 .

Игровые упражнения с куклой, соотносимой с образом учени­ка. (Интеграция с уроками «Развитие речи и окружающий мир».)

«Чтение» изображений на картинках. Совместные с учите­лем упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе.

Визуальные упражнения с картинками: покажикуклу, мя­чик, медвежонка, кубики, барабан, машину, ведерко.

Нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация). Узнавание игрушки по характерным звукам (зву­чащие игрушки).

Второе полугодие

«Чтение» телесных имимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале.

Упражнения на подражание выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям (улыбается, грустит, закры­вает лицо, закрывает рот и т. п.).

Движения учащихся по коврику «Гофр» со следочками, по различным сенсорным дорожкам (движение по подражанию учите­лю, по образцу, самостоятельно по указательному жесту учителя).

Упражнения на ковриках и дорожках со звуковым сопровож­дением музыкальных инструментов.

Игры-имитации на передачу в движении образов животных (заяц, лисичка). Показ движений учителем и выбор учащимися (вместе с учителем) игрушки, соответствующей образу. Повторе­ние учениками движений за учителем, по показу игрушки или картинки.

Игры-имитации, сопровождаемые текстом песенок и потешек.

Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают»: докажи, чем нюхают. Понюхай хлеб (цветок). Покажи, чем слушают. Послушай, как тикают часы, как шумит вода.

Аудиальные и двигательные упражнения типа «Слушай и де­лай вместе со мной (чтение потешек, стихотворений-четверо­стиший)».

Упражнения на движения мимической мускулатуры по подражанию (зажмуривание глаз, надувание щек).

Аудиальные и визуальные упражнения с использованием дидактической куклы, которая соотносится с образом учащегося, типа «Слушай и показывай на кукле»: у куклыруки, у тебяруки; у кукчыноги, у тебяноги и т. д.

Читайте также:  упражнение ежик для шеи

«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах.Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе.

Аудиальные и визуальные упражнения типа «Слушай стишок и показывай картинку» (построчное иллюстрирование текста).

Знакомство с пиктограммами «нос», «голова», «ухо», «гла­за». Занятия по пособию «Знакомимся с окружающим миром» (авт. Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина).

Визуальные упражнения с картинками, которые выполняют­ся по образцу, данному учителем: покажикуклу, мячик, мед­вежонка, кубики, барабан, машину, ведерко.

Визуальные и аудиальные упражнения с игрушками и картин­ками: внимательно рассмотри куклу и мишку, слушай и показывай.

Двигательные упражнения вместе с учителем, а потом само­стоятельно (с минимальной жестовой помощью учителя): «Пока­жи, как это делают».

Аудиальные и двигательные упражнения типа «Слушай и танцуй вместе. » (по тексту стихотворения).

Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотво­рения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок).

Игровые ситуации на узнавание игрушки по описанию учи­теля (один-два наиболее характерных признака). Нахождение иг­рушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, нарисованная учителем для ученика, картин­ка, составленная из двух-четырех частей). Узнавание учениками знакомой игрушки (целостное восприятие) по отдельным дета­лям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь.

ГРАФИКА И ПИСЬМО

Первое полугодие

Упражнения для развития тонкой моторики рук.Привлечение внимания учащихся к предметам. Рассматривание предме­тов и обучение фиксации взгляда на объекте, активному восприя­тию, перемещению предметов в руке для рассматривания их со всех сторон (совместно с учителем).

Упражнения для кистей рук: сжимание, разжимание (сов­местно с учителем, по подражанию его движениям).

Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движе­ний и конструктивного праксиса: игры с пирамидками и т. д.

Упражнения с природным материалом и бытовыми предме­тами: «Раскопки», «Карандаши ставим в карандашницу», «Чашки на блюдца» и т. п.

«Рисуночное письмо».Рисование учителем для учеников (мелом на доске или кистью, фломастером, волоконным каран­дашом, маркером на большом листе бумаги) предметных изоб­ражений и изображений детей с предметами: с куклой, с мячом, с медвежонком, с кубиками, с барабаном, с машиной, с ведерком. Выбор учащимися соответствующего предмета и действия с ним вместе с учителем.

Игры на соотнесение реальных предметов и игровых дей­ствий с их изображениями: подкладывание, демонстрация дей­ствий с использованием указательного и соотносящего жестов, называние учителем или учащимися с использованием вербаль­ных и невербальных средств коммуникации.

Демонстрация учителем образцов рисования красками (на большом листе бумаги большой кистью): «Дорожка для маши­ны», «По речке плывет уточка», «Капельки» и т. д. Пробуждение эмоционального отклика учащихся на яркие пятна, мазки, штри­хи посредством привлечения внимания к ним, рассматривания, ассоциирования с реальными объектами.

Лепка без задания для знакомства учащихся с основными свойствами глины, пластилина, пата (цветного теста). Освоение Учениками основных приемов работы с пластичными материала­ми: разминать двумя руками, расплющивать (действия выполня­ются совместно с учителем или по подражанию ему).

Жестовые игры.Игры на противоположные действия, включающие крупные и мелкие движения учащихся с музыкаль­ным сопровождением и без него: шаги, бег, подпрыгивание, со­храняя равновесие и перенося предметы двумя руками: «Осенняя прогулка с листьями (в правой и левой руках)», «Осенняя про­гулка с корзиной листьев (корзину держат двумя руками)», «Осенняя прогулка с ведерками с шишками (в правой и левой ру­ках)» и т. п.

Ритмические упражнения.Упражнения на общую моторику под ритмичные звуки музыкальных инструментов типа «Падаем и встаем, садимся и встаем»: «Гололедица» , «Сижу — стою» и др.

Ходьба в заданном направлении с игрушкой (погремушкой, ленточкой, прикрепленной к палочке), по сенсорной и игровой дорожкам, коврику «Топ-топ», коврику «Гофр» под удары бубна, барабана, звуки музыкального треугольника.

Читайте также:  упражнение для детей на диалог

Игровые упражнения на прокатывание мяча двумя руками друг другу. Прыжки на мячах-хопах (фитбол) с речевым сопро­вождением <хоп-хоп)? с музыкальным сопровождением (с под­держкой педагогом).

Второе полугодие

Упражнения для развития тонкой моторики рук.Упраж­нения для кистей рук: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием межанализаторного взаимодействия (зрительного, слухового и тактильного анализа­торов) совместно с педагогом и по подражанию его движениям.

Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движе­ний и конструктивного праксиса: игры с пирамидками, матреш­ками, кубиками и т. д.

Упражнения с природным материалом и бытовыми предметами: «Раскопки», «Прищепки» в корзину», «Переливание из одного сосуда в другой», «Переливание из чайника в чашку», «Вы­жимание губки» и т. п.

«Рисуночное письмо».Игры на соотнесение реальных пред­метов, простых бытовых и игровых действий с их изображения­ми: подкладывание, демонстрация действий с использованием указательного и соотносящего жестов, называние учителем или учащимися с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации.

Игры и упражнения на идентификацию и простейшую груп­пировку по образцу (вместе с учителем, с его помощью) статиче­ских и динамических изображений предметов, животных, людей. Игры с красками (вместе с учителем): создание цветных пя­тен большой кистью, губкой, рукой. Последующее ассоциирова­ние этих пятен с реальными объектами (животными, тучами, рас­тениями, людьми). Называние их учителем, а по возможности и учащимися.

Демонстрация ученикам образцов рисования красками (на большом листе бумаги большой кистью): «Дорожка для маши­ны», «По речке плывет уточка», «Капельки» и т. д. Пробуждение эмоционального отклика учащихся на яркие пятна, мазки, штри­хи посредством привлечения внимания к ним, рассматривания, ассоциирования с реальными объектами.

Обучение учащихся правильно пользоваться кистью и каран­дашом (не сжимать карандаш в кулаке, придерживать бумагу свободной рукой, правильно держать кисть или карандаш).

Совместное с учащимися рисование пальцами, кистью, фло­мастерами и специально изготовленными средствами (тампоном из поролона, ваты) различных линий на бумаге, на индивидуаль­ных досках, мелом на доске.

Лепка без задания для ознакомления учащихся с основными свойствами глины, пластилина, пата (цветного теста). Освоение учащимися основных приемов работы с пластичными материа­лами: разминать двумя руками, разрывать на большие и мелкие куски, соединять их, отщипывать мелкие куски пальцами, раска­тывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать.

Жестовые игры.Игры на противоположные действия, включающие крупные и мелкие движения (шаги, бег, подпрыги­вание), сохраняя равновесие и перенося предметы двумя руками музыкальным сопровождением или без него): «Прогулка с игрушечным фонариком в руке» (чередование рук при остановке музыки), «Прогулка под зонтиком» (зонтик держат двумя руками, останавливаются по окончании звучания музыки), «Иду (бе­гу), удерживая кастрюлю с орехами» и т. п.

Игры-пантомимы, этюды: «Ветер, ветер», «Земля в разное время года», «Кукла заболела», «Кукла идет», «Катаю куклу в коляске», «Падающие листья», «Солнечные зайчики» и др.

Ритмические упражнения.Упражнения на общую мотори­ку, сопровождаемые ритмичными звуками музыкальных инстру­ментов, звукоподражанием типа «Падаем и встаем, садимся встаем»: «Гололедица» (бух), «Кошка» (опора на руки и колени — спинка выгнута: мяу-мяу, «Собачка» (опора на руки и колени — спинка прямая: гав-гав).

Двигательные речевые упражнения с элементами массажа (речевое сопровождение учителя с чередованием упражнений, которые выполняют учащиеся или сам учитель 7 ).

Упражнения в перешагивании через незначительные препят­ствия. Упражнения сопровождаются хлопками или ударами му­зыкальных инструментов в момент перешагивания, например че­рез веревку, невысокие (5 см) предметы (с помощью взрослого и самостоятельно).

Игровые упражнения с ритмическим сопровождением (хлопки учителя, удары в барабан, по металлофону, в бубен) на прока­тывание мяча двумя руками друг другу, под дуги, между предме­тами. Ловля мяча, брошенного учителем (расстояние определяет­ся исходя из особенностей моторного развития ребенка), броса­ние мяча учителю, подбрасывание мяча вверх и ловля его.

Прыжки на мячах-хопах (фитбол) с речевым сопровождени­ем (хоп-хоп), с музыкальным сопровождением и т. п.

Источник

Adblock
detector