Меню

упражнение на поиск ценности

1.3. Как выявить свои истинные жизненные ценности

Сильные и слабые стороны, врожденные таланты — это, конечно, прекрасно. Но далеко не все таланты люди хотят реализовывать и не всеми способностями пользоваться. Личность человека определяется не только его возможностями, но и тем, к чему он стремится, что он хочет достичь в своей жизни, кем он хочет стать, что хочет оставить после себя.

Все мы достаточно рано начинаем задумываться об этом вопросе. Обычно в подростковом возрасте мы много мечтаем о будущем и представляем, зачастую идеализированным образом, свой дальнейший жизненный путь. К сожалению, в какой-то момент нас захватывает рутина жизни и вот через много лет мы обнаруживаем себя не там, где мечтали, а совершенно в другом месте. И место это нам нравится далеко не всегда.

Что такое личные жизненные ценности? Это то, к чему вы готовы двигаться, невзирая на трудности и жертвы. То, что вызывает в вашей душе отклик, воодушевляет вас, пробуждает блеск в ваших глазах. Тот набор жизненных вознаграждений, который находится на вершине в вашем личном списке и который вы не готовы променять ни на что другое.

Давайте сделаем простое упражнение. Ниже вы найдете список из двух сотен определений возможных ценностей. Потратьте 5 минут на то, чтобы подчеркнуть те из них, которые вызывают в вашей душе отклик, трогают потаенные внутренние струны. Не думайте о том, как оценили бы ваш выбор друзья и знакомые. Будьте искренни наедине с собой.

На втором этапе, выпишите подчеркнутые понятия в отдельный список и постарайтесь сгруппировать их по смыслу. Скорее всего вы увидите, что ваш интерес вызывает одна и та же цель, сформулированная по-разному. Найдите и оставьте только один термин в каждой группе, наиболее точно отражающий ваше стремление. Список должен заметно сократиться.

На третьем, заключительном, этапе отсортируйте ценности по их значимости для себя, поставив на первое место самые важные. Первые три и есть ваши истинные ориентиры в жизни, к которым вы должны двигаться, чтобы быть счастливым.

Проверьте себя. Готовы ли вы к тому, чтобы посвятить жизнь достижению этих целей, чувствуете ли вы, что они наполняют вашу жизнь смыслом? Если да, то вы нашли тот набор, который сделает ваше существование осмысленным. Каждый шаг к этим ценностям, будет отзываться ростом внутренней удовлетворенности, а значит наполнять вас дополнительной энергией для дальнейшей деятельности.

Напоследок, попробуйте на базе выделенных ценностей сформулировать какой вид занятости им может соответствовать. Например, вы отметили «деньги», «власть» и «общественное признание». Очевидно, что для их достижения подходят такие сферы деятельности, как политика, шоу-бизнес или предпринимательство. Или, другой пример, «наследие», «знание» и «влияние». Здесь напрашиваются варианты научной карьеры, изобретателя, конструктора, путешественника, первооткрывателя и т.д.

Найти вид деятельности, отвечающий вашим истинным ценностям не просто. Возможно озарение придет к вам не сразу. Поэтому выпишите основные ценности в отдельный список и обращайтесь к нему время от времени, задавая себе вопросы: «Какое занятие, наилучшим образом отвечает моим ценностям? Движусь ли я в направлении своих ценностей в настоящее время? Что я должен делать чтобы скорректировать свой путь сейчас?

Источник

Практика. Упражнение на выявление своих ценностей

Как обычно у нас происходит в жизни?

Жизнь – отдельно, работа – отдельно. Я живу своей жизнью, потом сходил на работу, с работы – снова в свою жизнь и никакой радости и никакого удовлетворения и счастья.

А как должно быть?

Когда мы знаем свои ключевые ценности, знаем своё Предназначение, то на основе этого — создаём свой бизнес и строим Дело своей Жизни.

Мы выстраиваем свой бизнес, свое дело и свою жизнь вокруг этих ценностей.

Чем больше мы их будем использовать в своей жизни, руководствоваться ими, ориентироваться на них, искать их в делах, в работе, в семье…тем наша жизнь будет ярче, радостней и счастливей.

Наша жизнь и наше Дело жизни становятся неотделимы друг от друга. Я – это моё Дело Жизни, а Моё дело Жизни – это Я, это часть моей жизни.

Такой бизнес и такое Дело – невозможно скопировать. Так как они построены на наших ценностях и на основе нашей личности.

Поиск Предназначения начинается с простого упражнения на выявление своих истинных ценностей.

Это упражнение я взял у Юры Черникова — основателя Идеологического маркетинга.

Читайте также:  упражнение взаимоотношения с другими

В чём суть? Есть некое Корневое состояние, его ещё можно назвать состояние Творца. То состояние, в котором вы счастливы, вам кайфово, просто круто… круто!

Вспомните 10 событий в вашей жизни, когда вы чувствовали максимальное ощущение счастья, наполненность жизни. Когда вы чувствовали – Блин… вот это круто! Вот это жизнь!

Это не период времени, а конкретные моменты.

Достижение результата, семейные истории, моменты из путешествий, реализация чего-то… Запишите эти 10 событий на листке бумаги.

Корневое состояние

Какое внутреннее состояние мы должны поддерживать, чтобы наша жизнь была ярче, полнее и радостнее?

Состояние творца. Состояние изобилия.

В идеологическом маркетинге Юрия Черникова есть такое понятие, как Корневое состояние. Состояние, когда мы наполнены энергией, мы счастливы и удовлетворены жизнью. Нас прёт, мы готовы на свершения и подвиги.

Это состояние возможно, если мы знаем и используем в жизни наши истинные, ключевые и корневые Ценности!

Что такое вообще ценности?

Знаете ли вы свои истинные ценности?

Раньше, ответ на этот вопрос у меня был такой:

— Ну, честность. Порядочность… Пауза… Пауза затянулась. Всё… Затык.

Да. Они важны – эти ценности! Но делают ли они вас по — настоящему счастливыми?

Поэтому, мы будем искать наши ценности там, где находится наше удовлетворение, радость и счастье — будем искать в наших событиях жизни и моментах.

Итак. Вы выписали 10 счастливых событий своей жизни. Вернитесь к вашему списку и перечитайте их ещё раз. Попытайтесь представить и почувствовать то, что вы испытали.

Задание

Первый шаг. Посмотрите на каждое событие и напишите — какую ценность оно для вас несло?

Для каждого человека, одно, и тоже событие будет восприниматься по — разному. Каждый видит в нём своё!

Пример: Человек забрался на гору, огляделся…

Это событие – это ЧТО для вас? Что в этом событии для вас особенно ценно? Почувствуйте это!

Выпишите для каждого счастливого события свои ценности.

Второй шаг. Задайте себе вопрос – «Что в этих событиях общего? Какой общий тренд? Какие общие тенденции есть в данных событиях?» — некие общие состояния, которые вы можете назвать, которые делали вас счастливыми.

Этот тренд – в нём содержится ваша миссия по жизни. Ради чего вы будете зажигаться! Когда вы находитесь в этом тренде, векторе – ваша жизнь более наполнена и из неё вы транслируете то, что передаёте людям.

Посмотрите, как можно назвать вашу ключевую ценность одним словом? Т.е. про ЧТО ваше корневое состояние? Назовите ЭТО, одним словом.

Мой пример. Мои счастливые события:

Во всех этих событиях прослеживается несколько общих моментов и трендов:

Если одним словом описать каждый тренд, то у меня получилось:

ПОБЕДИТЕЛЬ. НОВОЕ. КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ.

Таким образом, я определил свои ключевые ценности, которые мне важны.

Оказывается, мне важны короткие дистанции (и это так!). Мне важно реализоваться в коротких промежутках времени – час, день, месяц, в зависимости от задачи. Если дольше – то начинаю сливаться.

Если я буду жить по этим ценностям, строить свою жизнь вокруг них, то буду испытывать максимальное удовлетворение и счастье.

Ещё один пример с клиенткой:

Татьяна выписала 5 счастливых событий. Какая ошибка? Нужны именно счастливые моменты, где вы можете определить свои ценности.

Для неё оказались важными ценности — Впечатления, Новое.

О себя она добавила очень ценную вещь!

Хотя порой мне ОЧЕНЬ бывает страшно от нового, но эмоции, которые я получаю от этого в будущем, они перебарывают страх в итоге. Понимаете о чём это?

Итак. Что у меня в итоге получилось? ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ. ПОБЕДИТЕЛЬ. НОВОЕ. КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ. ИДЕЯ. СМЫСЛ. РЕЗУЛЬТАТ.

И эти ценности я реализую сейчас, работая над книгой и тренингом. Есть еще мысли, но их нужно проверить на практике.

Третий шаг. Запишите полученные ценности на листок бумаги и повесьте на видное место.

Знаете, я пришел к выводу, что те ценности, которые у меня выявились в результате этих заданий – они все важны! Конечно, среди них есть одна, самая ценная и важная, но это познается уже на опыте. Но руководствоваться в жизни я буду всеми.

Подумайте, что вам нужно делать, что вам нужно создавать в жизни, чтобы таких событий было больше, чтобы вы испытывали этих состояний больше?

Ваша задача – встраивать эти состояния, эти ценности в свою жизнь. Интересы меняются, а ценности остаются.

Что теперь с ними делать?

Читайте также:  система корригирующих упражнений в

Не будьте фанатиком. Для того, чтобы выстроить вокруг этих ценностей жизнь, потребуется не один год.

Источник

Тренинг ценностных ориентаций
методическая разработка по психологии (9 класс)

Цель тренинга: формирование у учащихся представлений о жизненных ценностях.

Задачи:

1. Формирование доброжелательного отношения учащихся друг к другу;

2. Создание положительного эмоционального фона, атмосферы доверия;

3. Формирование умения различать истинные и мнимые ценности;

4. Побуждение к самосовершенствованию, саморазвитию;

5. Воспитание ответственного отношения к своей жизни.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тренинг ценностных ориентаций

Цель тренинга : формирование у учащихся представлений о жизненных ценностях.

План проведения тренинга

Принятие правил группы

Завершение работы, рефлексия

Вступительное слово ведущего о целях и задачах тренинга.

Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили. что полон.

И, наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки в сосуде.

Любая группа людей, собирающихся совместно проделать определенную работу и достичь цели, договаривается об основных правилах, соблюдение которых помогает получить возможный результат. Для того чтобы занятия проходили эффективно, необходимо договориться о правилах, поэтому сначала ознакомимся с теми правилами, которые обычно используются во время подобных занятий. Мы их сейчас обсудим и внесем необходимые коррективы. Каждый пункт правил принимается голосованием.

Правила поведения на занятиях.

1) Не существует правильных и неправильных ответов. Правильный ответ тот, который на самом деле выражает твое мнение.

2) Лучше помолчать, чем говорить не то, что ты думаешь, или просто лгать.

3) Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит.

4) Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнаем друг о друге на

занятиях и то, как разные участники ведут себя на них. Все, что происходит на занятиях, должно остаться нашей общей тайной.

5) Слушать говорящего, не перебивать.

6) Право на личное мнение есть у каждого.

7) Сообщать о трудностях, мешающих участию в работе группы.

В начале работы группы каждый участник оформляет карточку-визитку, где указывает свое тренинговое имя. При этом он вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя литературного персонажа и т.д. В дальнейшем на всем протяжении тренинга участники обращаются друг к другу по этим именам.

Ведущий дает 3-5 минут для того, чтобы все участники сделали свои визитки, прикрепили их к одежде и подготовились к представлению.

— формирование установок на выявление позитивных личностных и других качеств;

— умение представить себя и войти в первичный контакт с окружающими

— развитие ассоциативной памяти для запоминания имен;

— психологическое раскрепощение с целью создания благоприятного климата в группе.

Этап знакомства заканчивается упражнением

— развитие умения слушать партнера и совершенствовать коммуникативные навыки,

— сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга

«Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять». Список учитель заранее выписывает на доске.

Упражнение «Что было главным в жизни?»

Цель: способствовать осмыслению участниками главных ценностей жизни.
Инструкция: «Разбейтесь на пары. По очереди возьмите друг у друга интервью на тему: «Что было главным в жизни?». При этом нужно представить, что тот, кого интервьюируют, — человек очень пожилого возраста, но, несмотря на это, он абсолютно правильно мыслит. Репортер хочет изучить жизненные достижения и свершения этого человека».
Комментарий. Задание выполняется в парах. «Репортеры» должны делать записи, чтобы затем рассказать группе о своем интервью.

Цели: осознание целей своей жизни; развитие способности структурировать свои цели.
Инструкция : «Напишите пять своих самых заветных желаний. На выполнение задания дается 3 минуты. Представьте себе, что к нам приплыла Золотая рыбка и сказала, что может выполнить только четыре желания. Зачеркните одно желание из ваших списков». Затем ведущий говорит, что ему только что передали по пейджеру, что у рыбки проблемы и она может выполнить только три желания.
«Зачеркните еще одно желание из ваших списков». Далее ведущий сообщает об очередных проблемах Золотой рыбки, и участники соответственно зачеркивают все желания-цели до того, пока не останется одна, «самая-самая».
Комментарий. Упражнение можно провести и как простое ранжирование желаний по степени их значимости для школьников.

Читайте также:  упражнение бег по бревну

«Ноутбук»
Цель: отработка навыков своего поведения; вербализация осознания своего психологического состояния.

Технология: Ноутбук может представлять собой несколько страничек блокнота, каждый лист которого поделен на 2 части (табл.).

Мои шаги по достижению целей

В первой графе записываются основные цели, задачи, которые ведут к достижению целей. Во второй графе значками «+» и «-» отмечаются успехи или неудачи в достижении поставленных задач. После каждого занятия участник должен заглянуть в ноутбук и проанализировать свои достижения и неудачи.
На последующих занятиях (см. занятие № 7) для осмысления изменений рекомендуем периодически возвращаться к данной форме работы. Например, предложить посмотреть, какую цель подростки ставили перед собой в прошлый раз. Уточнить, появилось ли у них желание изменить её или пока оставить всё без изменений.

«Ваше представление о времени»

«Что я знаю и чего я не знаю»

Комментарий. Ведущий зачитывает учащимся правильные ответы и просит их сравнить со своими.

4- неверно. Люди, которые пристрастились к наркотикам или контролируют употребление алкоголя, могут изменить свое ведение при условии специального лечения и воспитания.

6- неверно. Все наркотики, включая алкоголь, сигареты, барбитураты и многие др., имеют опасное воздействие на беременность.

7- верно. Систематическое употребление алкоголя приводит к физической и психической зависимости от него.

8- неверно. Кроме себя они причиняют боль и вред своим семьям и друзьям, сотрудникам по работе и многим другим.

10- верно. Не имеет значения, какой тип алкоголя употребляет человек. Предрасположенность к тому, чтобы стать алкоголиком, зависит от особенностей личности. Пиво содержит этиловый спирт, но в меньшем количестве, чем вино или водка. Поэтому люди, пьющие пиво, должны больше его выпить, чтобы опьянеть.

14- неверно. Молодые люди принимают собственные решения, исходя из того, чему они научились в семье, на улице и в школе.

15- верно. Алкоголь понижает температуру тела, он вызывает у пьющих ощущение тепла, поскольку кровь приливает к поверхности кожи. Когда это происходит, температура тела понижается, поскольку тепло поверхности тела легко утрачивается.

16- неверно. Алкоголь- это депрессант. Он отрицательно влияет на рассудительность и самоконтроль.

17- неверно. Даже общеупотребляемые лекарства типа аспирина могут быть вредными для здоровья. Любое лекарство, если оно употребляется неправильно или не по назначению, может быть опасным.

18- неверно. Люди принимают наркотики разными способами. Зависимость возникает не от способа принятия наркотика, а от него самого.

19- неверно. У людей всегда имеются проблемы, и обращение к наркотикам их не разрешает, а скорее порождает новые. Не наркотики разрешают проблемы, а люди.

«Рецепт счастья»
Цели: способствовать осмыслению подростками главных ценностей жизни; формировать представления о счастливой полноценной жизни.
Инструкция :
Ведущий: Представьте, что счастье выдают людям по рецепту. Какой бы рецепт счастья вы им выписали? Составьте такой рецепт, указав основные компоненты счастья (в виде качеств, поступков, навыков и др.).
Комментарий. Данное упражнение можно выполнять и в подгруппах. Затем «рецепты счастья» могут быть, по желанию участников, зачитаны и обсуждены в общем кругу.
Ведущий в конце упражнения зачитывает в подарок всем участникам тренинга еще один рецепт счастья (Ирина Беляева, газета «Первое сентября» от 2 ноября 1999 г.): «Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте, намажьте на кусок отпущенной Вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути».

Ведущий: «В заключение нашего разговора я расскажу вам древнюю притчу о каменотесах».

Три каменотеса усердно работали в каменоломне. Философ спросил их, что они делают.

─Неужели ты не видишь –дроблю эти проклятые камни! – раздраженно буркнул один.

─Зарабатываю себе на жизнь,─ пожал плечами другой.

─Я строю храм! – гордо ответил третий.

Мне кажетя, все эти три каменотеса тоже идут по лестнице к счастью.

Первый никогда не будет счастлив, потому что у него нет никакой цели.

Второй будет счастлив, пока сможет зарабатывать себе на хлеб.

Только третьего можно назвать по-настоящему счастливым: он видит большую, красивую цель, ради которой работает и живет.

Желаю и вам в вашей повседневной работе не просто дробить камни или зарабатывать на жизнь, а строить храм, т. е. ставить перед собой высокие цели и добиваться их осуществления. Только тогда вы будете по-настоящему счастливыми людьми.

Источник

Adblock
detector