Меню

упражнение на поиск метафоры

Метафора: терия и практика

Материал предназначен для обучающихся и учителей русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Метафора: терия и практика»

МЕТАФОРА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Метафора — это пере­нос назва­ния с одно­го пред­ме­та или явле­ния дей­стви­тель­но­сти на дру­гой на осно­ве их сход­ства в каком-либо отно­ше­нии или по кон­трасту.

Метафора явля­ет­ся одним из самых рас­про­стра­нён­ных худо­же­ствен­ных тро­пов в лите­ра­ту­ре. Метафора осно­вы­ва­ет­ся на сход­стве пред­ме­тов или явле­ний в самых раз­лич­ных чер­тах. Она воз­ни­ка­ет из срав­не­ния, сопо­став­ле­ния ново­го пред­ме­та с уже извест­ным и выде­ле­ния общих их при­зна­ков.

Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «пере­нос», «пере­нос­ное зна­че­ние») — сло­во или выра­же­ние, упо­треб­ля­е­мое в пере­нос­ном зна­че­нии, в осно­ве кото­ро­го лежит срав­не­ние нена­зван­но­го пред­ме­та или явле­ния с каким-либо дру­гим на осно­ва­нии их обще­го при­зна­ка.

Чтобы появи­лась мета­фо­ра, сле­ду­ет най­ти точ­ки сопри­кос­но­ве­ния двух пред­ме­тов или явле­ний в чем-то, напри­мер:

озе­ро как зер­ка­ло — зер­ка­ло озе­ра;

руки как золо­то — золо­тые руки;

воло­сы как сереб­ро — сереб­ря­ные воло­сы.

Именно поэто­му мета­фо­ру счи­та­ют скры­тым срав­не­ни­ем, в кото­ром отоб­ра­жа­ют­ся как посто­ян­ные, так и вре­мен­ные, пре­хо­дя­щие, слу­чай­ные сход­ства пред­ме­тов.

Но в отли­чие от срав­не­ния мета­фо­ра выра­жа­ет усто­яв­ши­е­ся сход­ства пред­ме­тов.

Например, в осно­ве мета­фо­ри­че­ской свя­зи зна­че­ний суще­стви­тель­но­го «нос» лежит сход­ство пред­ме­тов по фор­ме и рас­по­ло­же­нию в про­стран­стве:

часть лица чело­ве­ка, мор­ды живот­но­го;

высту­па­ю­щая часть чай­ни­ка, кув­ши­на;

перед­няя часть ступ­ни, обу­ви и чул­ка;

перед­няя часть мор­ско­го суд­на, само­лё­та и т.д.

На осно­ве внеш­не­го сход­ства полу­чи­ли оди­на­ко­вые наиме­но­ва­ния швей­ная и хирур­ги­че­ская игла, лист хвой­но­го дере­ва (игла сос­ны, ели, кед­ра) и игла неко­то­рых живот­ных (ежа, дикоб­ра­за).

Метафоричными явля­ют­ся свя­зи живот­ное — чело­век и отсю­да воз­ник­шие наиме­но­ва­ния людей в пере­нос­ном смыс­ле:

баран, осёл, сви­нья, лиса, соро­ка, волк, мед­ведь, петух, вол.

Общность при­зна­ка дела­ют воз­мож­ным вот такие пере­но­сы при­зна­ка лица на пред­мет:

без­молв­ная жен­щи­на — без­молв­ная ули­ца;

дели­кат­ный чело­век — дели­кат­ный вопрос;

бой­кий маль­чик — бой­кий спор;

муд­рый ста­рик — муд­рое реше­ние;

любо­пыт­ная сосед­ка — любо­пыт­ный вопрос.

Перенос зна­че­ния одно­го сло­ва на дру­гой, то есть воз­ник­но­ве­ние мета­фо­ры, свя­зан с их сход­ством:

подо­бие фор­мы: дам­ская шляп­ка — шляп­ка гвоз­дя, коп­на сена — коп­на волос;

цве­то­вая бли­зость: янтар­ные бусы — янтар­ный блеск; золо­тое коль­цо — золо­тая листва;

общ­ность функ­ции: двор­ни­ки рас­чи­сти­ли снег — авто­мо­биль­ные двор­ни­ки; горит све­ча — горит лам­поч­ка; сто­рож (охран­ник) — сто­рож (кухон­ное при­спо­соб­ле­ние, не даю­щее под­го­реть моло­ку);

похо­жесть в рас­по­ло­же­нии: подош­ва обу­ви — подош­ва горы.

И может быть — на мой закат печаль­ный блес­нёт любовь улыб­кою про­щаль­ной. (А.С.Пушкин)

Нам доро­га твоя отва­га, огнём душа твоя пол­на. (М.Ю. Лермонтов)

Пора золо­тая была, да сокры­лась. (А.Кольцов)

Осень жиз­ни, как и осень года, надо бла­го­дар­но при­ни­мать. (Э. Рязанов)

Луна будет улы­бать­ся весь вечер. (А. Чехов)

Тоска необъ­ят­ная жра­ла его, и безы­мян­ный червь точил его серд­це. (Н. Гоголь)

И над серо­стью наших бесед в дым­ной ком­на­те машут кры­лья­ми опоз­дав­шие пти­цы газет. (Р. Рождественский)

Прапорщики воткну­лись гла­за­ми в царя. (А. Толстой)

Практические задания по теме «Метафора»

Упражнение 1. Найдите метафору в предложениях?

Прочитайте несколько рассказов, новелл, коротких эссе и постарайтесь понять, по каким законам происходит вос­приятие небольшого художественного текста.

Но мастерство писателя не может быть реализовано без мастерства читателя.

О нём будут говорить, что его вызвали на дуэль, а он не стал стреляться.

Пружина чести, наш кумир!

Читайте также:  корректирующее упражнения для бега

Вне нас нам не нужно ни на что опираться, мы самостоя­тельные люди.

В небе, как чёрные стрелы, мелькали ласточки.

Перед закатом стены и крыши домов горели золотом.

Летели вниз камни, листы железа, стёкла, птичьи гнёзда.

Укрывшись под деревом, я ждал конца налёта.

Упражнение 2. Найдите в текстах имена существительные, употреблённые в переносном значении. Объясните значение метафор. На основе какого сходства стал возможен такой перенос?

Отсталых туч над нами пролетает

Прозрачный их отрезок мягко тает

У лунного серпа. (А.А.Фет)

Вся в пыли торчит щетина

Придорожного хвоща. (Саша Чёрный)

Пошёл снег. Всё пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный – в лоб. В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль. (В.М.Шукшин)

Упражнение 3. Найдите метафоры в следующих текстах. Опишите создаваемые ими образы.

Равнодушен я стал к лачугам,

И очажный огонь мне не мил,

Даже яблонь осеннюю вьюгу

Я за бедность полей разлюбил.

Россия! В злые дни Батыя

Кто, кто монгольскому потопу

Возвёл плотину, как не ты?

Топи да болота, синий плат небес. (С.А.Есенин)

Мотоцикл вырулил из деревни, воткнул в ночь сверкающее лезвие света и помчался по накатанной ровной дороге в райцентр. (В.М.Шукшин)

«Золото, золото падает с неба!»

Дети кричат и бегут за дождем.

— Полноте, дети, его мы сберём,

Только сберём золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!

Под бровями в солнечном покое

Тихо светит небо голубое.

Ель рукавом мне тропинку завесила. (А.А.Фет)

Я вспоминаю, сердцем посветлев,

Какой я был взволнованный и юный!

И пусть стихов серебряные струны

Продолжат свой тоскующий напев.

Ветер плесень сизую

В окна бьют без промаха

Как метель, черёмуха

Бросили руки в ручьи.

Чайки кричали: «Чьи вы?»

Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы Старинной короной своих восходящих лучей! (Н.Рубцов)

Упражнение 4. Прочитайте и найдите метафоры.

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном.

Играют волны, ветер свищет,

И мачта гнётся и скрипит.

Увы, – он счастия не ищет,

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой.

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой.

Отсталых туч над нами пролетает

Прозрачный их отрезок мягко тает

Вся в пыли торчит щетина

Топи да болота, синий плат небес. (С. А. Есенин)

Пошел снег. Все пространство от земли до неба наполнилось тихим шорохом. Ветер сперва кружил: то в спину толкал, то с боков. Потом наладился встречный — в лоб. В ушах засвистело, в лицо полетели тысячи маленьких холодных пуль. (В. М. Шукшин)

Образно говоря, нить его жизни мерно струилась из чьих-то божественных рук, скользила меж пальцев. Без излишней стремительности, без обрывов и узлов, она, та нить, находилась в ровном и несильном натяжении и лишь временами немного провисала. (А. Г. Битов)

Подобно тому, как из колоссальной, почти безграничной туманности формируются, может быть, отдельные плотные звезды, так постоянно в сознании писателя из безбрежного океана жизненных впечатлений формируются точные и конкретные замыслы. Я иногда вижу, как во время оживленного разговора мой товарищ литератор вынимает записную книжку и скорей записывает в нее только

Читайте также:  по русскому упражнение суворов

что произнесенную фразу, только что рассказанный случай. А потом я вдруг встречаю этот эпизод в книге. Из него, как из зернышка, развилась и пышно расцвела целая глава рассказа или повести. (К. Г. Паустовский)

Мы стоим в лесном овраге. А над нами висит белое облако. Душистый дождь лепестков чуть брызжет, медленно опускаясь на голову, лицо и землю. Над нами жужжат пчелы. Живые крылатые вертолетики приземляются на пушистое облако. Пахнет пьянящим нектаром и ароматной пыльцой. Это цветет черемуха.

Источник

Тренировочные упражнения по русскому языку на тему «Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности» (9 класс, подготовка к ОГЭ).

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Укажите предложение, в котором средством выразительно­сти речи является эпитет.

1) Близко упавшая мина порвала провод и далеко в сторону отбросила другой конец кабеля.

2) Смертная обида томит его.

3) Мёртвый, он остался в строю, на линии.

4) Когда в конце боя передовая часть, получив нужные указания, ударила немцам во фланг и ушла от окружения, связисты, сматывая кабель, наткнулись на человека, полузанесённого позёмкой.

Укажите предложение, в котором средством выразительно­сти речи является сравнительный оборот.

1) Его старший брат стоял рядом с ним, с ужасом смотрел, как малыш бултыхается в воде, и тоже молчал от испуга.

2) И я тоже решил после школы поступать в институт физ­культуры.

3) Он забыл о страхе, не осознавал, что рискует своей жиз­нью.

4) Дима ведь просто мог стоять рядом с полыньёй, как дру­гие мальчишки.

Укажите предложение, в котором средством выразительно­сти речи является фразеологизм.

1) Ценой своей жизни наши бойцы остановили продвижение чеченского бандформирования численностью до двух с поло­виной тысяч стволов.

2) Уже потом станет известно, что в Аргунское ущелье Хаттаб привел лучших наёмников, среди которых было много арабов.

3) Одна из улиц Грозного названа именем 84-х псковских десантников.

В каком варианте ответа средством речевой выразительно­сти является метафора?

1) Прочитайте несколько рассказов, новелл, коротких эссе и постарайтесь понять, по каким законам происходит вос­приятие небольшого художественного текста.

3) Но мастерство писателя не может быть реализовано без мастерства читателя.

Укажите предложение, в котором средством выразительно­сти речи является олицетворение.

1) Жизнь человека полна опасностей: болезни обступают его, недобрые люди покушаются на него, кругом соблазны.

2) Да разве в самом деле существуют добрые и злые духи?

4) Может быть, это просто случай; может быть, это ты сам сумел собраться; но как в эту минуту не подумать с благодар­ностью о добром гении?

В каком варианте ответа средством речевой выразительно­сти является гипербола?

1) Матери Таньчора предлагала: «Давай, мама, сюда свою голову», зная, что мать любит, когда перебирают волосы на го­лове.

3) Старухины глаза застилали слезы от этих слов, и она то­ропливо поднималась: «Хватит на сегодня. Дорвались, а дело стоит».

4) Мать потом долго испытывала их про себя, как бы слу­чайно, ненароком припоминая выпавшие слова, на самом деле старательно собранные в памяти, чтобы погреть, когда захочется, душу.

Укажите предложение, в котором средством выразительно­сти речи является инверсия.

2) Маленький принц пошёл взглянуть на розы.

3) И Маленький принц возвратился к Лису.

4) Самого главного глазами не увидишь.

В каком варианте ответа средством речевой выразительно­сти является оксюморон?

1) Андрей увидел, как из узких вагонных дверей какие-то женщины в белых халатах, военные в бушлатах и сапогах и просто люди в тёмных ватниках выносили детей и ставили, сажали, а то и клали тут же у рельсов на землю.

Читайте также:  кто смог подтянуть грудь упражнениями

2) Но вот они смотрели, а кто бы посмотрел на них: столько боли, скорби, мучительной жалости, потрясения, страдания, но и горькой радости было в их глазах.

3) Ибо, хоть это были дети войны, жалкие обгарки на чёрном пепелище, но это были живые дети, спасённые и вынесенные из гибельного пламени, а это означало возрождение и надеж­ду на будущее, без чего не могло быть дальше жизни и у этих людей.

4) Но вот эти, которые стояли теперь колонной, взявшись по двое, готовые отправиться в неведомый путь, ведь выжи­ли же!

В каком варианте ответа средством речевой выразительно­сти является парцелляция?

1) До начала совещания оставалось часа полтора. Не торопясь, он ходил из зала в зал, отдыхал.

2) Неожиданно что-то словно дёрнуло Лосева. Как будто он на что-то наткнулся.

3) Но что это было, он не понял. Кругом него было пусто.

4) В том, что незачем зашифровывать. Надо точно указывать название.

В каком варианте ответа средством речевой выразительно­сти является градация?

1) Постепенно расширяясь, его привязанности распростра­няются на школу, село, город, всю свою страну.

2) А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

4) Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а че­ловек, их центр, мудрее.

В каком варианте ответа средством речевой выразительно­сти является парцелляция?

1) Он больше, чем кто-нибудь другой в этой толпе, пони­мал живую драму этих звуков. И вдруг сердце Максима упало.

2) Из-под рук музыканта опять, как и некогда, вырвался стон. Вырвался, прозвенел и замер.

3) На глазах старика появились слезы. Слёзы были и на глазах его соседей.

Укажите предложение, в котором средством выразительно­сти речи является метафора.

1) О нём будут говорить, что его вызвали на дуэль, а он не стал стреляться.

2) Пружина чести, наш кумир!

4) Вне нас нам не нужно ни на что опираться, мы самостоя­тельные люди.

Укажите предложение, в котором содержится гипербола.

1) Прав ли я, что взялся рассказать людям о Селигере, тем самым отдав его в чужие, многие руки?

2) Это был день 14 августа, и ничто не предвещало нам пере­мен, когда неожиданно прямо над нами раздались точечные хлопки выстрелов, они отразились от леса на том берегу, по­хожие на кашель великана, и устремились в небо.

3) Мы были в общем-то непугливыми столичными людьми, понимали кое-что и в системах ружей, и в калибрах и номерах дроби, но мы не хотели выстрелов.

4) Когда записываю эти строки, совершенно оглохший от грома пушек, иначе мне и не представляются тысячи ру­жей, объединённых в единое человекоружьё, которое при­ставлено прямо к сердцу природы, я переживаю только одно чувство, чувство возвращения в тишину, потерянную уже и здесь.

Укажите предложение, в котором средством выразительно­сти речи является метафора.

1) В небе, как чёрные стрелы, мелькали ласточки.

2) Перед закатом стены и крыши домов горели золотом.

3) Летели вниз камни, листы железа, стёкла, птичьи гнёзда.

4) Укрывшись под деревом, я ждал конца налёта.

Источник

Adblock
detector