Меню

упражнение на память корабль

Конспект психологической игры «Корабль» (4 класс)

Психологическая игра для 4-го класса

• сплочение классного коллектива;

• обучение совместной деятельности и принятию совместных решений;

• развитие умения распознавать и выражать чувства при помощи невербальных средств общения;

• развитие логического мышления;

• формирование умения планировать деятельность, выделять наиболее важные задачи;

• совершенствование коммуникативных навыков.

Оборудование: проигрыватель, грамзапись мюзикла «Сокровища капитана Флинта», магнитофон, аудиокассета «Магия волн», карточки с названиями спасенных предметов, карточки с вопросами для обсуждения, изображения островитян, выражающих разные чувства (гнев, страх, радость, удивление, любопытство, огорчение), большой лист бумаги, карандаши или фломастеры, магнитная доска.

I. Включение в игровую ситуацию

Звучит грамзапись начала мюзикла «Сокровища капитана Флинта».

Дети представляют себя матросами парусного корабля, который отправляется в плавание.

1. Психолог . Готовим корабль к отплытию. Загружаем в трюм последние ящики и тюки. Поднимите свой ящик. Он очень тяжелый. Вы можете поднять его и установить на другие такие же ящики. Поднимаем ящик высоко над головой, устанавливаем. Мышцы напряжены. Уф! Ящик на месте, можно отдохнуть. Роняем руки вниз, расслабляемся ( 2—3 раза ). А теперь вместе поднимем на самый верх большой тюк. Движения должны быть слаженными, не как у Лебедя, Рака и Щуки. Молодцы! Теперь можно расслабиться .

2. Психолог. Наш корабль отправляется в плавание по океану.

Упражнение «Кораблик» (включается кассета «Магия волн»).

Стало палубу качать.
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем.
А другую — расслабляем!

Психолог. Вы бывалые моряки, уже привыкли к морской качке и почти не замечаете ее. Каждый занят своим делом.

Участники по очереди изображают без слов, что они делают на корабле, и отгадывают, кто что делает. Например: матрос драит палубу, поднимает паруса, рулевой стоит у штурвала, кок готовит еду, капитан отдает распоряжения и пр.

III. Основное содержание занятия

Психолог . Начался шторм, и наш корабль разбился у берегов неизвестного острова. К счастью, все остались в живых и вам даже удалось спасти кое-что из груза и оснастки корабля.

В этой части океана корабли проходят очень редко. Возможно, вам придется прожить на острове несколько месяцев или даже лет. Вам нужно разобрать спасенные вещи и продукты и подумать, что и как вы сможете использовать. Хочу сказать, что вам повезло: на острове очень плодородная почва, есть источник пресной воды, климат здесь достаточно теплый, но по ночам бывает прохладно.

После обсуждения дети рассказывают, что и как будут использовать: какие продукты съедят в первую очередь, какие оставят впрок, что посадят или посеют, как воспользуются спасенными материалами и инструментами.

Психолог . Теперь вам придется решить несколько важных вопросов, касающихся вашей жизни на острове.

Вопросы на карточках :

• Как проводить досуг?

• Как обеспечить условия быта?

• Какие постройки нужно возвести?

• Что можно сделать для спасения с острова?

• Как защититься от диких животных?

• Как обеспечить питание?

Дети ранжируют вопросы по степени значимости (на магнитной доске) и обсуждают их в намеченной последовательности.

Психолог . Теперь вам нужно распределить обязанности и решить, кто что будет делать для воплощения ваших решений в жизнь.

Участники распределяют обязанности и назначают ответственных за каждое конкретное дело.

4. «Встреча с островитянами»

Психолог . Составив план действий, вы отправились обследовать остров и обнаружили, что он вовсе не необитаемый. В глубине острова живет небольшое племя. Увидев чужестранцев, так не похожих на них, местные жители испытывают разные чувства: кто-то удивлен, кто-то разгневан вашим появлением…

Определите, кто из туземцев какое чувство испытывает по отношению к вам.

По каким признакам вы определили, что этот человек испытывает именно такое чувство? Как вы думаете, чем вызвано такое чувство?

Островитяне не знают никаких иностранных языков. Постарайтесь без слов, только с помощью жестов, мимики и пантомимы, объяснить им, как вы сюда попали, и убедить их, что вы не желаете им зла и что у вас самые добрые намерения.

Психолог . Прошло некоторое время вашей жизни на острове, и вам многое удалось сделать. Нарисуйте, каким стал остров после ваших преобразований. Что где находится? Какие постройки у вас есть и для чего они служат? Какие работы продолжаются? Как вам удается сосуществовать с местными жителями: вы влились в их племя или стали просто соседями?

Когда будете рисовать, не забудьте, какие обязанности на кого из вас были возложены, чтобы каждый смог показать на рисунке, что сделал именно он.

Читайте также:  как выполняется упражнение пресс

Участники на большом листе бумаги совместно изображают свой остров на каком-то этапе своей жизни на нем, а затем рассказывают и отвечают на вопросы ведущего.

Психолог. Внезапно вы услышали гул мотора. Над островом показался небольшой самолет. Это ваш шанс подать сигнал бедствия. Как вы это сделаете?

Если дети предлагают зажечь сигнальные костры, ведущий говорит, что пока они будут собирать дрова, самолет улетит. Если костры были сложены заранее и они отмечены на рисунке, ведущий говорит, что ночью был сильный дождь и дрова промокли. Если дети предлагают прыгать и кричать, ведущий говорит, что летчик может подумать, что это островитяне танцуют свой танец. Выход — составить сигнал «SOS» из своих тел: стоя, взявшись за руки, или лежа. Участвовать должны все.

Психолог . На самолете заметили ваш сигнал. Вы спасены.

• Понравилась ли игра?

• Какие моменты игры вас особенно заинтересовали, если такие моменты были?

• Что вызвало у вас неприятие? Почему?

• Устраивает ли вас роль, отведенная вам товарищами? Какую роль вы хотели бы получить? Почему именно эту?

• Легко ли вам было понять чувства других людей? Выразить свои собственные?

В конце игры звучит заключительная песня из мюзикла «Сокровища капитана Флинта»: «Самое великое сокровище — это дружба».

Источник

Тренировка для памяти и внимания

Развитие памяти и внимания

Чтобы информация запоминалась проще и быстрее, нужна тренировка памяти. Для этого ученые и психологи создали многочисленные тесты и упражнения.

Улучшают память с помощью разных мнемотехник. Например, банальное подчеркивание в тетради важных дат и обведение в рамочку формулы концентрирует мозг на этом выделении и помогает лучше на нем сфокусироваться.

Особенности развития внимания и памяти

Тренировку памяти лучше начать после прохождения теста, который бы показал насколько эффективно вы пользуетесь памятью, и какой вид памяти у вас лучше всего развит.

Существует 4 вида памяти:

Особенности занятий заключаются в индивидуальном подходе к каждому виду памяти. Упражнения нужно открывать только после прохождения теста и выявления более развитого вида памяти у занимающегося. Таким образом человек может развить любой тип своей памяти.

Виды внимания

Непроизвольное

Непроизвольное внимание возникает неожиданно, независимо от сознания. Оно не требует каких-то волевых усилий. Его еще называют пассивным или вынужденным вниманием. Примером такого вида можно привести ситуацию с громкими звуками, яркими вспышками, когда человек невольно и несознательно обращает внимание на подобные раздражители.

Произвольное

Послепроизвольное

Послепроизвольный вид, как и произвольный, носит подсознательный характер, но при этом не требует особых волевых усилий. Управляется чаще интересом. Как пример, можно привести прочтение книги. Изначально человек концентрируется на сюжете с помощью волевых усилий, но затем интерес погружает индивида в чтение, и ему уже не нужно делать над собой усилия, чтобы закончить книгу.

Упражнения на развитие внимания и концентрации

Упражнение «Линия»

Возьмите белый лист бумаги и начните медленно рисовать прямую линию. Все ваши мысли должны быть сосредоточены только на этой линии, если вы отвлекаетесь на что-то еще, то делайте маленькую черту вверх, как на кардиограмме. Высоким результатом концентрации будет результат, где в течение 3 минут вы не сделаете ни одной черты вверх.

Упражнения на развитие памяти

Упражнения, рекомендованные психологами и учеными.

Для развития зрительной памяти

Лучше всего подойдет игра «Найди 10 отличий». Достаточно простое развлечение, но для тех, кто не обладает достаточным вниманием и концентрацией, эта игра может показаться не такой уж и легкой. Доступность ее в виде приложения на гаджетах также является большим плюсом.

Бросьте на пол 5 спичек и в течение нескольких секунд запомните их расположение. После этого отвернитесь и попробуйте сделать точно такую же картинку из 5 других спичек.

Упражнения для слуховой памяти

Для этого упражнения понадобится музыкальное сопровождение. Нужно включить на плеере любую песню и прослушав какую-то часть, поставить на паузу. Затем попробуйте продолжить воспроизведение куплета у себя в голове. Отличным результатом будет возможность полностью мысленно прокручивать и останавливать любимую песню.

Чтение вслух хорошо развивает слуховую память, способствует увеличению словарного запаса, улучшению дикции и интонации. Читать нужно не торопясь в оптимальном разговорном темпе.

Упражнения для двигательной памяти

Расположитесь на табурете лицом к стене, предварительно повесив на уровне глаз лист бумаги. Закройте глаза и нарисуйте точку в любом месте листа. После положите руки на колени, досчитайте до 5 и постарайтесь нарисовать точку в том же месте, при этом не открывая глаза. Чем меньше расстояние между точками, тем лучше развита двигательная память. При частых повторениях промежуток между точками будет сокращаться.

Читайте также:  комплекс упражнений сидя на стуле видео

Выставьте перед собой обе руки, как будто держите 2 колеса. Начните вращать воображаемые колеса в разные стороны. Как только поняли, что получается, поменяйте направление.

Упражнения на развитие мышления

Мышление также имеет несколько видов: образное, абстрактное, логическое, творческое.

Упражнения:

Вспомните несколько людей, с которыми вы сегодня общались: изобразите в деталях их одежду, прическу, цвет глаз.

Изобразите каждый из перечисленных ниже предметов:

Абстрактное мышление характеризуется тем, что человек вычленяет какие-то особые детали из полной картины. Такой вид мышления часто бывает полезным при решении задач ЕГЭ по математике, когда нужно обратить внимание на какую-то незначительную деталь и по ней прийти к ответу.

Пример упражнения: поставьте таймер на 3 минуты и напишите максимальное количество слов, которые бы начинались на буквы «К», «Ж», «М» и «Й».

1.Игра «Найди лишнее слово». Из нескольких наборов слов, например, «храбрый, злой, смелый, отважный» нужно найти лишнее. Игра достаточно простая, но она подходит для развития логики.

2.Игра «Найди отличия в каждой паре слов»:

Упражнения:

Концентрация и устойчивость внимания

На развитие внимания влияют многие факторы: генетика, окружающая среда, уровень концентрации и опыт. Поэтому если вы желаете развить внимание и концентрацию, то для этого предстоит выполнять несложные упражнения.

Игра «Не называй число» тоже влияет на развитие внимания. Надо посчитать до 100, но вместо каждого пятого числа говорить «я внимателен».

Все эти упражнения помогут вам подготовиться к экзамену. Ваше внимание, память и концентрация дойдут до идеала, и вы уже не будете отвлекаться.

Не забудьте про метод ассоциаций. Это первый способ запоминания информации, который необходимо освоить. Применение метода ассоциаций способствуют развитию творческого мышления и совершенствует механизмы запоминания. Наиболее широко распространен прием ассоциативного запоминания, основанный на образности мышления. Например, на уроках русского языка данный прием используется для запоминания правильности написания словарных слов. Орфограмма представляется в виде яркого образа.

Упражнение для развития «метода ассоциаций»

Итак, это и есть основные способы для подготовки к тестам и хорошей сдачи экзамена. Тренировка мозга и развитие внимания продолжаются и во время обучения. Выполнив все пункты, изложенные выше, можно рассчитывать на высокий балл ЕГЭ. И учеба, в свою очередь, станет даваться легче и интереснее.

Источник

Коммуникативный тренинг для подростков «Кораблекрушение»

Коммуникативный тренинг-игра «Кораблекрушение».

Цель данного тренинга: развитие навыков успешной межличностной коммуникации.

Задача: обучение в тренинговом взаимодействии наиболее эффективным методам разрешения сложных, конфликтных эмоциональных ситуаций; освоение умения эффективного слушания собеседника; создание безопасной атмосферы на тренинге; развитие творческих способностей.

Ведущий представляется, в нескольких словах рассказывает о себе, о предстоящем тренинге, регламенте, целях и задачах тренинга.

Цели: знакомство со всеми участниками игры, включение всех участников в работу группы, установ­ления контакта, создание работоспособности.

Упражнения: 1. «Назови свое имя и прилагательное, которым можно тебя охарактеризовать»;

2. «Пересядьте те, кто…»

«Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в цент­ре круга (для начала им буду я) предлагает поме­няться местами (пересесть) всем тем, кто об­ладает каким-то общим признаком. Этот при­знак он называет. Например, я скажу: „Пересядь­те все те, у кого есть сестры»,и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, про­должит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге».

Упражнение позво­ляет снизить напряженность, поднимает настроение, акти­визирует внимание и мышление.

3. Игра «Кораблекрушение».

— «Все мы собрались на одном большом корабле чтобы… (совместное фантазирование). Но вот неожиданно налетел шторм. Наш корабль пошел ко дну. К счастью у нас есть несколько шлюпок».

Для того чтобы распределиться по шлюпкам, ребята вытягивали листок с названием шлюпки («Ветер», «Чайка», «Победа», «Удача»).

«Вы вытянули карточки, на которых написано название вашей шлюпки. Названия повторяются на нескольких карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано „машина», знайте, что у кого-то есть карточка, на кото­рой также написано „машина»».

«Прочитайте, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждогонайти свою группу. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить. Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Читайте также:  тантра йога упражнения фото

Когда вы найдете свою группу, останьтесь ря­дом, но продолжайте молчать, не переговаривай­тесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

Цель: повышение настроения, снижение усталости, дальнейшее раскрепощение участников, развитие вы­разительного поведения; побуждать участников, быть внимательными к действиям других, а также искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

«Теперь у нас 4 группы. Каждая группа должна представить себя, свои лучшие качества, для того, чтобы лучше познакомить нас с каждым членом команды. Для этого нарисуйте на листе бумаги свои ладони и запишите качества, которые выгодно отличают вас от других членов команды, те качества, которые могут пригодиться вам в вашем нелегком путешествии».

После выполнения задания один из участников представляет членов своей команды.

Цели: развитие интереса к себе и другим, формирование первичных навыков самоанализа; формирование умения говорить и думать о себе.

— « Через некоторое время команды ступили на твердую почву необитаемых островов. Увы, разных! Так случилось, что вы оказались в неизвестном для вас месте, потеряв плавательные средства и не имея ничего, кроме того, что в данный момент находится в ваших карманах. Вам дается пятнадцать минут, чтобы решить, что делать в такой ситуации и как вы проведете на этих островах ближайшие сутки. Размеры острова, ландшафт, климат, растительный и животный мир и прочие обстоятельства вы можете задать сами».

Через пятнадцать минут представители каждой команды сообщают о результатах обсуждения.

Цели: развитие умения вести дискуссию, слушать собеседника, развитие воображения.

— упражнение «Вавилонская башня»

«Ваши острова находятся не так далеко друг от друга, поэтому у вас есть возможность подавать друг другу сигналы. Для этого вам необходимо построить высокую башню».

Каждой команде выдается пачка старых газет и дается задание построить из этих материалов максимально высокую башню. Разрешается использование любых подручных материалов.

Цели: повышение групповой сплоченности, развитие способности выдвигать и отстаивать свои идеи.

— задание «Передай сигнал».

«Теперь, имея высокие башни, вы можете передавать друзьям с других островов информацию».

Каждой команде выдается листок с текстом, который нужно передать другой команде с помощью жестов («У нас закончилась питьевая вода», «Мы построили плот», «Мы вчера ходили на охоту», «У нас все хорошо»).

Цель: развитие невербального общения, развитие креативности, выразительности.

«Жители двух островов приняли решение перебраться со своих островов на соседние. Для этого они отправились в опасное путешествие. Но на пути их ждут отмели и рифы. Как преодолеть препятствия?»

Членам двух команд дается задание преодолеть все препятствия (стулья, расставленные в беспорядке) и прибыть на соседний остров (при этом у каждого участника завязаны глаза). Жители других двух островов становятся «компасами» и указывают дорогу.

В итоге происходит объединение, и в игре уже участвуют не 4, а две команды.

Цель: повышение работоспособности, снижение напряженности, усталости, активизирует внимание, мышление.

«Члены одной из команд построили плот. Они встали на него и поплыли за своими товарищами по несчастью на другой остров. Все вместе они отправятся домой».

Участникам дается несколько газет, которые имитируют плот. Необходимо поместиться всем ребятам с первого острова. Затем нужно поместиться на этом острове с жителями второго острова.

«Но, к сожалению, нередко бывает, что сильный порыв ветра разрушает плоты. Вот так случилось и у нас. Порыв ветра оторвал несколько бревен от нашего плота (убирается несколько газет). Может быть кого-то оставим на острове?»

Задача поместиться всем участником на постепенно уменьшающемся плоту.

Цель: сплочение группы, снижение напряженности.

«Ну, вот мы все благополучно добрались до суши. Давайте сейчас вспомним, какие мы были, все лучшие качества, которые мы проявили в этом путешествии, и создадим групповой коллаж на тему «Моя команда».

Участники получают листы ватмана, цветную бумагу, клей, старые журналы, свои фотографии. Их задача – выполнение творческой композиции на заданную тему.

Цели: развитие эмпатии, умения координировать совместные действия, навыков невербального общения, развитие креативности, творческого потенциала.

«Что понравилось? Что не понравилось? Что показалось трудным? Какие задания хотелось бы повторить?»

— упражнение «Пожелание группе»

«Закончим нашу работу тем, что каждый по очереди выскажет пожелание группе на сего­дняшний день».

Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: «Речь», Институт тренинга, 2000. – 256 с.

Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2007. – 271 с.

Источник

Adblock
detector