Меню

упражнение на оттенки цветов

Упражнение на оттенки цветов

Сообщение Alfiya » Вт июн 16, 2009 12:57 pm

У меня часто спрашивают существуют ли упражнения для развития цветовосприятия. Конечно, часто повторяющийся вопрос поставил меня в тупик. Я поискала в книгах, интернете и поспрашивала у умных людей. Вот с чем я могу поделиться.

Способность к восприятию цвета у человека развилась в процессе эволюции для идентификации предметов вместе со способностями к восприятию других их свойств (размеров, твердости, теплоты и др.). Эта необходимость распознавания объектов выработала и закрепила в человеческом сознании устойчивое представление об определенном цвете.
С помощью глаз человек воспринимает освещенность (светлоту), цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление предметов при движении, ориентируется в пространстве.
Образ жизни современного человека с окружающими его серыми зданиями и припыленными цветами сильно отличается от жизни его предков, которым необходимо было охотиться и выживать, спасаясь от хищников.
Неудивительно, что острота зрения, так же как и острота, точность цветовосприятия становятся атавизмом.

1. Созерцание цветопятен
В состоянии успокоения с закрытыми глазами человек созерцает цветовые пятна, которые спонтанно возникают перед его взором. Это не галлюцинации, а так называемые последовательные образы. Они объясняются особенностями работы сетчатки наших глаз. Созерцая цветопятна, можно почувствовать прямую связь между цветом и эмоцией, единство цвета и эмоции.
Можно взять за правило периодически разглядывать таблицы Ишихары. Со временем нюансы оттенков становятся все более очевидными.

4. Разбудить воображение
Читая или слушая новую информацию можно уточнять, какого цвета та или иная деталь. Это возможность улучшить цветовосприятие. Рассмотрите, как расположены на картине предметы и фигуры, откуда падает свет.

5. По методике А.Н. Лутошкина о цветовосприятии, выделены семь цветов и определено их соответствие определенному настроению:

красный цвет – восторженное;

оранжевый – радостное, теплое;

желтый – светлое, приятное;

зеленый – спокойное, ровное;

синий – грустное, печальное;

фиолетовый – тревожное, тоскливое;

черный – полный упадок.

Через равные интервалы или в случае резкой смены настроения необходимо охарактеризовать свое состояние по приведенной шкале.

Попробуйте сделать несколько упражнений.
И не забудьте поделиться впечатлениями!
Хорошего настроения и разноцветного рабочего дня!

Источник

Дидактические упражнения и игры на развитие цветового восприятия детей дошкольного возраста.

Дидактические упражнения и игры на развитие цветового восприятия детей дошкольного возраста.

Подготовала: Каримжанова Толкын Калибековна –учитель ИЗО

Цвет может радовать нас или создавать неопределенное чувство приятного, необычного. И наоборот, некоторые цвета могут вызвать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти, даже «резать» глаз.

Цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие. Успокаивающе воздействуют зеленый, голубой, синий, а возбуждающе-пурпурный, красный, оранжевый, желтый цвета. Человек отдыхает, глядя на сочетания красок в природе и их гармонию в произведениях живописи.

Дошкольник еще не имеет разностороннего опыта восприятия цвета. Он воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно. Появление ассоциативного цветового образа зависит от богатства цветовых впечатлений. Чем больше ребенок видел и знает, чем ярче его эмоции, тем больше возможностей для появления в детском художественном творчестве интересных образов и тем.

Игры направлены на произвольное запоминание цветов и цветовых оттенков. В результате использования игр дети без труда запоминают цвета и их образование, развивают логическое мышление, память, внимание.

Развитие тонкой чувствительности к цвету начинается с ознакомления с цветами при смешивании красок на палитре, так ребенок лучше чувствует фактуру цвета, видит его изменения, замечает красоту.

Для развития творческого воображения необходимо в первую очередь заинтересовать ребенка, дать такие задания и игры, чтобы он мог с максимальной силой использовать свои художественные способности.

Дидактические игры, направленные на развитие чувства цвета обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов (в данном случае с цветом). В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь детей.

Упражнение «Какое время года?»

Цель : узнать, как воспринимают дети содержание картины, ее выразительные средства.

Педагог показывает пейзажи (репродукцию), спрашивая какое настроение передано в картине (веселое, грустное), какое время года изобразил художник.

Упражнение «Волшебный круг»

Цель: закрепить знания детей об основных и составных цветах.

Оборудование : круг диаметром 8 см, разделенный на 6 секторов, на котором закрашен 3 основных цвета-желтый, красный и синий.

Дети получают составные цвета, которые получаются при смешивании 2-х основных цветов: это оранжевая, фиолетовая и коричневая краски.

Задание «Укрась дымковским узором игрушку»

Цель: закрепить знания детей о дымковской росписи, ее цветовой гамме, элементах и особенностях узоров. Закреплять умение детей располагать узор в соответствии с формой шаблона. Развивать интерес к народным промыслам.

Оборудование : шаблоны дымковских игрушек 15х15, вырезанные элементы узоров.

Педагог раскладывает перед детьми подносы с элементами узора (круги, кольца, полосы, волнистые линии, разные по цвету).

Предлагает украсить узором шаблоны игрушек. Дети сами выбирают себе шаблоны. На выполнении задания отводится определенное время – 5 минут. Затем дети меняются шаблонами и по сигналу педагога приступают к составлению узоров.

Упражнение «Декоративные цветы и бабочки»

Цель : познакомить детей с теплыми и холодными цветами, развивать чувство цвета, дать понятие о том, что каждый цвет имеет характер, настроение.

Оборудование : картинки с изображением цветов и бабочек.

Дети угадывают цвета теплой и холодной гаммы.

Задание «Красивый коврик»

Цель: формировать у детей умение создавать декоративные композиции по собственному замыслу, используя разные оттенки одного цвета. Развивать чувство композиции, цвета, эстетическое восприятие, воображение.

Оборудование: бумага в форме квадрата, гуашь, кисти.

Педагог уточняет возможность расположения узора на квадрате, знание оттенков цвета. Предлагает создать узор в одной цветовой гамме, прибавляя зеленый (травка, листья).

Дети путем добавления белил и одной красной краски получают три красивых цвета: красный, розовый, нежно-розовый.

Задание «Распиши весенний ковер»

Цель : закреплять умение создавать части коллективной композиции. Упражнять в симметричном расположении изображений на квадрате и полосе. Развивать чувство композиции, цвета, ритма.

Оборудование: бумага в форме квадрата, полосы, краски, кисти.

Дети расписывают форму квадрата предметами симметричной формы.

Задание «Назови предметы цвета радуги»

Цель : закрепить представление о цветовом спектре, о последовательности цветов радуги, уточнить знания детей о теплых и холодных тонах; совершенствовать технику рисования «по-мокрому».

Оборудование: изображение радуги, полоски цветной бумаги, краски, кисти.

Педагог читает стихотворение о цветах радуги, дети выкладывают на доске полоски цветной бумаги, называют предметы цвета радуги. Спрашивает: «Какой цвет самый веселый? Самый нежный? Самый грустный? А кому из вас, какой цвет нравится больше всего?»

Детям предлагается нарисовать радугу в технике «по-мокрому».

По окончании дети составляют общую радугу.

Упражнение «Кто составит больше оттенков одного цвета»

Цель: расширить представления детей о цвете и оттенках. Развивать чувство цвета. Уметь получать путем смешивания белого и синего цветов разные оттенки одного цвета.

Оттенок – это изменение одного и того же цвета. Педагог предлагает детям поэкспериментировать с акварельными красками для получения светлых оттенков.

Упражнение «Закрась лист теплым цветом»

Цель: уточнить знания детей о теплых цветах.

Читайте также:  болит плечо какие упражнения надо делать

Оборудование : силуэты листов, цветовой круг, краски, кисти.

Дети называют предметы теплых цветов. Закрашивают силуэт листа теплым цветом.

Упражнение «Нарисуй холодный ветер»

Цель: уточнить знания детей о холодных цветах.

Оборудование : цветовой круг, краски, кисти.

Предлагается детям составить композицию с помощью цветных мазков, пятен холодного цвета, придавая движение ветра.

Цель: познакомить детей с цветом. Учить находить цвет по образцу и названию.

Оборудование: лист бумаги белый, размер А 4, предметы желтого цвета (плоскостные и объемные), гномик в желтой одежде («Желтый»), карандаши желтого цвета.

В гости приходит гном. Педагог знакомит детей с гномом, рассказывает, что его зовут «Желтый». Живет он в желтой стране. Гном приносит детям предметы только желтого цвета. Дети выкладывают предметы на белых листах, рассматривают их и обводят карандашом желтого цвета. Педагог проводит с детьми игру «Найди такой же», где дети выбирают предметы желтого цвета по образцу.

Аналогично проходит ознакомление со всеми основными цветами.

Игра «Цветовое лото».

Цель: закреплять умение детей узнавать и называть цвета.

Оборудование: 4 карты, 32 карточки с предметами основных цветов.

Детям предлагаются карточки, разделенные на девять квадратов. В середине квадрата изображено цветовое пятно. Водящий показывает карточку и называет (например, красный флажок). Ребенок, на карте которого находится красное цветовое пятно, забирает эту карточку. Выигрывает тот, у кого все пустые квадраты будут заполнены.

Игра «Кто в домике живет?»

Цель : закреплять происхождение розового, голубого, серого цвета; развивать логическое мышление.

Оборудование: домики розового, голубого, серого цвета; гномики красный, белый, черный, синий.

Вспомнить с детьми, как на занятии получали розовую, голубую, серую краску.

Детям предлагаются домики, в которые надо расселить гномов в цветной одежде.

Цель: развивать логическое мышление, внимание, учить подбирать предметы в определенной цветовой гамме.

Оборудование: игровое поле.

1-паровозики разного цвета,

Одинаковые по цвету части перепутать.

Ребенку предлагается игровой блок с перепутанными частями. Решается игровая задача: собрать поезд в путешествие. Необходимо подобрать для поезда вагончики соответственного цвета.

Игра «Угости гномов фруктами и овощами».

Цель: закреплять знания цветового спектра у детей.

Оборудование: гномы желтый, красный, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый.

Набор фруктов: слива, апельсин, лимон, банан, яблоко красное и зеленое, груша, виноград:

Набор овощей: баклажан, перец красный, желтый, зеленый; морковь, помидор, огурец.

Гномики пришли в гости. Детям предлагают угостить гномов фруктами (овощами). Как вы думаете, какие фрукты и овощи любят гномы?

Как вы думаете, почему?

Дети угощают гномов.

Игра «Кто в каком вагоне едет?»

Цель : закреплять знания детей о происхождении цветовых оттенков у цвета. Развивать логическое мышление, внимание.

Гномики отправляются путешествовать в вагонах, которые подобрали для них дети.

Источник

Подборка дидактических игр на цветовосприятие для детей дошкольного возраста
картотека по теме

Подобраны и разработаны дидактические игры на развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста. Материал можно использовать в занятийной, кружковой и индивидуальной работе с детьми.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №26 «Ягодка»

для детей дошкольного возраста

в индивидуальной и кружковой работе)

Воспитатель: Юрченко О.А.

Подборка дидактических игр, направленных на развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста.

Материал можно использовать как на занятиях, так и в индивидуальной, и кружковой работе.

Развитие цветового восприятия у детей старшего дошкольного возраста

«Сделаем мир цветным «(хроматические цвета)

Закрепление знаний о хроматических цветах основных и производных, знакомство с теплыми и холодными цветами, знакомство с последовательностью цветов спектра, контрастными, нюансными и гармоничными цветовыми сочетаниями.

Для закрепления знаний о хроматических цветах: основных и производных очень важна экспериментальная деятельность, когда ребенок, имея всего три основных цвета, может получить любые производные цвета и оттенки. Дети с удовольствием смешивают краски на палитре, поэтому во время экспериментов с цветом лучше не давать готовых решений, а предлагать им самим определить, какие цвета нужно смешать, чтобы получить тот или иной производный цвет или оттенок. Особое значение для детей имело называние полученных оттенков. Дети сами учились давать название получившимся цветовым сочетаниям (оттенкам), используя названия исходных цветов. Например, желто-зеленый, красно-оранжевый, красно-коричневый. Для закрепления названий цветовых оттенков проводились игры, где подбираются несколько цветных предметов таким образом, чтобы среди них имелись одинаковые предметы, окрашенные в разные оттенки одного цвета, например игра

«Назови цвет предмета»,

«Угадай, какого цвета одежда»,

«Разложи предметы по цвету»,

«Найди предмет такого же цвета».

Для закрепления знаний о получении производных цветов и называния их, можно проводить художественно-дидактические игры:

«Помоги украсить хвост павлину»,

Черно-белая красота (ахроматические цвета)

«Помоги кроликам встать по порядку»,

эксперимента «Превращение», занятий по рисованию «Что бывает серое», «Ворона и воробей», дети систематизировали знания об ахроматических цветах, учились получать и называть различные по тону ахроматические цвета. Завершало блок занятие «Как белая и черная краска подружились». Дети узнали, что ахроматические цвета имеют большие изобразительные возможности. В самостоятельной художественной деятельности дети стали шире применять в рисунке графитные карандаши, уголь, используя их изобразительные возможности, черную и белую краски для получения различны оттенков серого цвета.

Цвета и чувства (эмоциональное восприятие цвета)

«Угадай настроение клоуна»,

По мере проведения игр всех блоков, параллельно необходимо проводить закрепление изученного материала в течение дня.

при рассматривании книжных иллюстраций подбираются книги с цветными рисунками, в которых чаще всего встречаются изучаемые цвета;

в беседах с детьми часто заводится разговор о цвете, предлагается назвать свои любимые цвета;

во время прогулок дети рассматривают изменение цвета снега (земли, деревьев) в зависимости от времени суток, погоды, окружающих предметов, текстуры поверхности.

дети рассматривают репродукции картин известных художников (особое внимание обращается на колорит и особенности цветового решения).

Цель игры : научить детей рисовать радугу, правильно называть ее цвета, помочь запомнить их расположение, развивать речь и словарный запас ребят.

Оборудование: образец рисования радуги на листе формата А2, альбомные листы для детей, кисточки, гуашевые или акварельные краски разных цветов, баночки с чистой водой, тряпочки, палитра для смешивания красок (если понадобится).

После того как дети ответят на поставленные вопросы, руководитель показывает всем образец рисования радуги и просит ребят назвать цвета, которые они увидели. Затем все хором разучивают фразу, которая помогает запомнить расположение цветов в радуге:

Следующим этапом можно попросить ребят нарисовать радугу самостоятельно, используя для этого акварельные краски. Если дети в группе хорошо усвоили материал и знают способы получения разных цветов из красного, синего и желтого, то они вполне могут нарисовать радугу, используя для этого только три основных цвета.

В случае если малыши к этому еще не готовы, то воспитатель просит их нарисовать данную картинку, используя уже готовые краски фиолетового, оранжевого и зеленого цветов.

Ход игры: когда все подготовлено на столах детей, воспитатель говорит, что сегодня игра будет посвящена радуге, и спрашивает, видел ли кто-нибудь радугу на улице, в какое время года это было – зимой или летом, какая погода была в это время – солнечно или только что прошел сильный дождь.

Цель игры : развивать внимательность, ловкость, быстроту, умение быстро действовать в зависимости от ситуации.

Оборудование: картонный диск диаметром 30–40 см, одна сторона которого окрашена в белый цвет, другая – в черный.

Ход игры: воспитатель делит всех игроков на 2 команды: «черных» и «белых», которые выстраиваются вдоль прочерченных линий друг против друга. Затем руководитель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что одна команда должна ловить другую, но делать это можно только после полученного сигнала и только на игровом поле, которое ограничивается начерченными линиями.

Читайте также:  комплекс упражнений перед метанием

Воспитатель бросает диск, и все смотрят, каким цветом вверх он упал. Если это черный, то команда «черных» начинает ловить команду «белых», которые в свою очередь стараются проскочить за противоположную линию, считающуюся теперь их домиком. Все пойманные участники выходят из игры. Побеждает та команда, в которой осталось большее количество игроков.

Для закрепления названий цветов можно диск окрасить в другие цвета (например, с одной стороны в синий, с другой – в зеленый). Можно использовать и другие сочетания, помогающие ребятам в игровой форме запомнить нужные оттенки.

Цель игры : научить детей правилам игры в детское домино, показать важность подбора нужного цвета, продолжить обучение правильному названию цветов.

Оборудование : детское домино из 28 штук, в котором вместо картинок квадраты окрашены в разные цвета (которых должно быть 7 видов). Распределение должно соответствовать настоящему времени.

Ход игры : воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть не более 4 человек, и раздает домино. Каждому участнику достается по 7 штук. После этого один из игроков, которому досталась карточка «красный-красный» выкладывает ее на стол.

Следующий участник кладет домино, в котором один из квадратов окрашен в красный цвет. Далее необходимо выложить карточку, чтобы цвета совпадали. Если у ребенка нет необходимого цвета, то он пропускает ход.

Выигрывает человек, у которого раньше остальных закончатся карточки домино.

Если в игре участвуют только 2 или 3 человека, то на столе должны остаться 14 или 7 карточек, перевернутых цветами вниз. Они будут служить запасными для тех ребят, у которых во время игры не оказалось нужного цвета.

Для лучшего закрепления названия цветов желательно просить детей называть их, когда они выкладывают необходимую карточку на стол.

Цель игры : формировать навыки по различению и правильному называнию цветов, развивать быстроту, ловкость, артистизм, умение самостоятельно действовать в сложившейся ситуации.

Оборудование : маски обезьянок для каждого участника, футболки разного цвета для каждого игрока, 2 мяча, 2 обруча, 2 гимнастические палки.

Ход игры : воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть 8-10 человек, и просит участников надеть футболки и маски обезьянок. Для игры требуется еще один ребенок, который будет исполнять роль водящего.

Условия игры заключаются в том, что водящий отворачивается от обезьянок, называет цвет, который должен совпадать с цветом футболки одного из игроков, и просит выполнить определенное задание. Если участник игры с легкостью справился с полученным заданием, то он остается в команде, но если не справился, то выбывает. Победителем становится та обезьянка, которая смогла выполнить все задания.

В случае, когда игра проводится среди детей 3-летнего возраста, роль водящего может взять на себя сам руководитель.

Задания для участников могут звучать следующим образом:

1) обезьянка в синей футболке, отгадай, в какой руке я спрятал конфету;

2) обезьянка в красной футболке, ты должен присесть на месте 10 раз;

3) обезьянка желтого цвета, ответь на вопрос, как кричит петух, и продемонстрируй это 3 раза;

4) задание для обезьянки в белой футболке: расскажи самую смешную историю, которая происходила с тобой в жизни;

5) обезьянка в оранжевой футболке должна пробежать 2 круга вокруг стола;

6) задание для мальчиков-обезьянок: помериться силами на руках;

7) розовая обезьянка должна посчитать, сколько цветов находится на окне;

8) фиолетовая обезьянка должна при помощи гимнастической палки перекатить мяч в указанное место;

9) другие (в зависимости от возраста участников

Дидактическая игра «Цирк зажигает огни».

Цель игры : учить создавать целостную картину цирка на подмалевке, решать задачи по пространственному освоению листа. Закрепить знания детей об артистах цирка, атрибутах, используемых на представлениях. Уточнить знания о костюмах артистов: акробатов, жонглеров, клоунов, укротителей животных.

Активизация словаря детей: арена, прожекторы, дрессировщики, жонглеры и т.д.

Педагог предлагает детям рассмотреть подмалевки арены цирка, атрибуты и инвентарь, которые артисты используют для выступлений. Затем рассматриваются фигурки цирковых артистов, их костюмы, фигурки цирковых животных. Педагог предлагает детям на подмалевке выложить цирковой номер и рассказать о нем. Необходимо оказывать детям помощь при составлении композиции на подмалевке.

Цель игры : закреплять навыки детей в изображении портрета, создании выразительного образа. Развивать способность детей определять эмоциональное состояние человека по схематическим изображениям. Развитие мелкой моторики.

Дидактический материал : карточки-пиктограммы с графическим изображением эмоций человека: горя, гнева, страха, радости, удивления. Вырезанные овалы лица (15Х15 см) с нарисованным носом, части лица: глаза, брови, рот, различные по форме и цвету прически (одинаковые наборы для каждого ребенка в конвертах), цветные фишки для оценки работы.

Воспитатель предлагает детям за определенное время (2-3 минуты) разложить на подносах перед собой части лица; первый, выполнивший задание, получает фишку. Затем воспитатель берет в руки карточку-пиктограмму и предлагает детям изобразить на портрете это состояние человека, объяснить, какое состояние они изобразили, почему они так считают. На выполнение этого задания отводится 3-4 минуты. Фишку получает тот ребенок, который правильно смог передать эмоциональное состояние, дополнительные фишки получают дети, которые смогли красочно рассказать об этом состоянии.

Дидактическая игра «Волшебный круг» (цветовой круг)

Для детей старшего дошкольного возраста. В игре могут принимать участие 6-8 детей.

Цель игры: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес к искусству. Активизировать речь детей.

Игровой материал : круг, вырезанный из фанеры, диаметром 50 см, разделенный на 7 секторов, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга расположена стрелка, которую вращают рукой. Карточки с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов для каждого играющего (10Х10), круг красного цвета, диаметром 6 см, квадрат зеленого цвета (6Х6) для каждого играющего, призовые фишки.

Воспитатель предлагает детям поиграть с волшебным кругом. Воспитатель объясняет правила: после того, как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете остановится стрелка. Они должны определить, какой это цвет: основной или составной и быстро поднять геометрическую фигуру: круг для основного цвета, треугольник для составного. Фишку получает ребенок, который быстро и правильно выполнит задание. Дополнительную фишку получает ребенок, который первым сможет рассказать, из каких двух основных цветов составлен составной цвет.

Воспитатель выкладывает на цветовой круг карточки с изображением пейзажа, натюрморта или портрета. Среди карточек есть изображения картин, с которыми они уже познакомились на занятиях: Левитан «Золотая осень», Шишкин, Серов, Врубель, Грабарь и др.

Воспитатель вращает стрелку. После остановки стрелки, детям предлагается назвать жанр живописи. Правильно назвавший получает фишку. Дополнительные фишки могут получить дети, которые смогут назвать автора картины, ее название. Воспитатель может предложить детям по очереди вращать стрелку.

Дидактическая игра «Народный костюм»

Цель игры : приобщать детей к прошлому национальной культуры. Закреплять знания об особенностях народного костюма: головные уборы, элементы одежды. Развивать общие познавательные способности:

— умение описывать предметы одежды, высказывать предположения;

— сравнивать свой образ с людьми, жившими ранее;

— классифицировать предметы костюма в зависимости от положения людей в обществе (простые крестьяне, духовенство, знать, воины).

Развивать эстетический вкус, воспитывать чувство гордости за русский народ.

Активизация словаря детей: «веночек», «шаровары», «свитка»и т. д..

Педагог читает отрывок из сказок и предлагает одеть героя в костюм, объяснить выбор костюма, название деталей костюма.

Вариант игры: детям предлагается сравнить костюмы героев народных сказок и героев зарубежных сказок.

Дидактическая игра «Подводный мир»

Цель игры: закрепить знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.

Читайте также:  есть упражнения чтобы успокоить нервы

Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.

Дидактическая игра «Театр»

Педагог показывает детям подмалевки сцены и предлагает инсценировать сказку по желанию детей. Дети вспоминают героев сказки, подбирают соответствующие декорации, выкладывают на подмалевке театральное действие и рассказывают о нем.

Педагог рассматривает театральные костюмы, предлагает детям охарактеризовать этих героев, подобрать необходимые декорации, выложить на подмалевке театральное действие и рассказать о нем.

Дидактическая игра «Придумай пейзаж»

В игре могут принимать участие от 3-6 детей.

Цель игры: упражнять детей в составлении композиции с многоплановым содержанием, выделении главного размером. Упражнять детей в составлении композиции, объединенной единым содержанием. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Уточнение знаний детей о пейзаже, как виде живописи, закрепление знаний о художниках, работающих в этом жанре. Развивать наблюдательность детей, творческую фантазию.

Активизация словаря: «пейзаж», «живопись», «времена года».

Игровой материал : «подмалевки» различных времен года, вырезанные силуэты деревьев (соответствующих различным временам года), деревянные дома, церкви, фишки.

Воспитатель раскладывает перед детьми «подмалевки» 4 времен года и подносы с вырезанными силуэтами деревьев и домов. Детям предлагается прослушать стихотворение о времени года, определить, когда это бывает и придумать картину природы, соответствующую этому времени года.

Осень на опушке краски разводила, по листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены. В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Сигналом к началу работы служит включение музыки из альбома П.И.Чайковского «Времена года». Дети составляют картину, пока звучит фрагмент музыки. Затем воспитатель рассматривает полученные картины, вместе с детьми определяет правильность составленной композиции. Фишку получает тот ребенок, который правильно решил задачу по композиционному освоению листа, передал перспективу, правильно выбрал предметы по размеру. Дополнительные фишки может получить ребенок, который расскажет о художниках, работающих в этом жанре, сможет назвать их картины.

Затем воспитатель читает стихи о другом времени года, включает музыку, и дети составляют новый пейзаж.

УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ФОРМООБРАЗУЮЩИХ ДВИЖЕНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТРАФАРЕТА

Цель : развивать у детей умения выполнять круговые движения при рисовании клубка в замкнутом круге с опорой на зрительный контроль и с закрытыми глазами.

Периодически педагог предлагает детям закрывать глаза и выполнять движения с закрытыми глазами.

Для того чтобы у детей проявлялся интерес к работе, можно дать им возможность нарисовать много клубков, устроить соревнование: кто больше клубков нарисует.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПОДБЕРИ К ИЗОБРАЖЕНИЮ ИГРУШКУ»

Цель игры : научить детей зрительному анализу силуэта и формы реального предмета. Упражнять зрение в выделении формы в плоскостном изображении и объемном предмете.

Выигрывает тот, кто скорее заполнит все клетки.

Варианты игры могут быть разнообразны. Например, на картинке изображены реальные предметы, дети отбирают вырезанные из картона силуэтные изображения и накладывают на реальные изображения.

Формирование способов сличения, анализа предметов и их изображений является эффективным приемом обогащения предметных представлений. Этому способствуют игры типа «Наложи предмет на его изображение», «Составь предмет из частей», «Найди такой же предмет», «Найди такую же половинку предмета, изображения».

При этом важно учитывать индивидуальные различительные возможности зрения. При низкой остроте зрения и отсутствии навыков восприятия изображения лучше начинать работу по сличению предмета с его реальным, цветным изображением, а затем можно перейти к сличению предмета с силуэтным изображением.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «НАРИСУЕМ, КАК РАСПОЛОЖЕНЫ ТАРЕЛКИ НА СТОЛЕ»

Цель: упражнять детей в рисовании округлых и овальных форм, развивать умение различать предметы по величине от большой к маленькой.

Для выполнения упражнения детям дают трафареты с прорезями трех кругов разной величины и прорезями трех овалов, расположенных между кругами. Овалы также разного размера, к ним пририсованы ручки.

После выполнения задания медведи вместе с детьми смотрят, как выполнена вся работа, сравнивают с реальной сервировкой на столе, где расположены тарелки и ложки. Здесь же можно уточнить, с какой стороны тарелки расположена ложка.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КТО БОЛЬШЕ И БЫСТРЕЕ НАРИСУЕТ КРУЖОЧКИ»

Цель : упражнять детей с помощью рисования по трафаретам в изображении кругов разной величины, учить детей дорисовывать к кругам прямые линии, изображать яблоко и ягоды вишни.

Материал: трафареты с прорезями кругов разной величины, фломастеры, листы бумаги.

Можно предложить детям раскрасить круги, не снимая трафарета, закрашивание вести круговыми движениями, так, как рисуют клубочки ниток.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ «НАРИСУЕМ СОЛНЫШКО»

Цель: упражнять детей в рисовании круглых форм и прямых линий.

В другом задании можно предложить детям нарисовать с помощью трафарета одуванчик, пуговицы на пальто, неваляшку, воздушные шары и т. д.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ В РИСОВАНИИ НАПРАВЛЕНИЙ ДВИЖЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ

Материал : трафареты с изображением рыб, уток, гусей, машин, самолетов и др.

После выполнения рисования предметов дети совместно с педагогом называют направления, в которых движутся на рисунке объекты: влево или вправо, вверх или вниз и т. д.

Иногда можно предварять рисование выкладыванием из вырезанных по контуру изображений рисунка на фланелеграфе или же создавать предметные ситуации из игрушек, реальных предметов.

Иногда целесообразно упражнять детей в определении и изображении движения и направления с опорой на словесное указание педагога: «Нарисуйте машину, едущую вправо и т. д.».

ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «УКРАСИМ ПРЕДМЕТЫ»

Цель : упражнять детей в умении заполнять ограниченное пространство в соответствии с заданной формой предметов.

Такие упражнения обогащают детские впечатления о форме реальных предметов, учат замечать общее между ними, в частности, что все предметы раскрашены цветными полосками, все они разные (посуда, одежда, белье и т. д.). Так формируются у детей умения обобщать предметы по одному сходному признаку, вне зависимости от их функционального назначения.

Цель : упражнять детей в рисовании предмета, отталкиваясь от основной формы или формы дополнительных деталей, учить зрительному анализу строения предмета.

Затем дети выполняют обводку и дорисовывают по замыслу.

После создания наброска дети раскрашивают красками, фломастерами, цветными мелками, пастелью.

Рисование начинают с дополнительных деталей, рисование основной формы дети могут выполнить с использованием трафарета,а затем с использованием различных видов нетрадиционных техник.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ В РИСОВАНИИ ЛИСТЬЕВ

И ВЕТОК ДЕРЕВЬЕВ С ЛИСТЬЯМИ

Материал к заданию : трафареты листьев различных пород деревьев.

В другом задании дети после обводки раскрашивают листья в разные цвета, так у них получается узор из цветных листьев, в следующем — создают узор из листьев и веток.

Если дети способны рисовать предметы самостоятельно, можно дать задание создать образец сюжета на фланелеграфе из контурных изображений, а затем срисовать. Обязательное рисование по трафаретам идет только в случае затруднений, имеющихся у детей при изображении предметов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство со специальными знаниями и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным способам рисования;Умение сочетать на практике несколько нетрадиционных способов в.

Мастер-класс для воспитателей.

Консультация для воспитателей.

Собрана подборка дидактических игр, которые развивают у детей раннего возраста зрительную ориентировку на цвет. В раннем возрасте это очень важно, поэтому родителям предложены игры в которые можно пои.

1. Определение, характеристики, группы, свойства цветовосприятия2. Особенности развития цветовосприятия у детей дошкольного возраста.

Источник

Adblock
detector