Меню

упражнение на отражение чувств

Упражнение «Отражение чувств»

Упражнение «Отражение чувств»

Ведущий произносит любую фразу, содержание которой резко контрастирует с эмоциональной окраской (интонацией, мимикой, жестами, позой). Участники должны передать истинное содержание фразы, определив ее подтекст; опираясь на паралингвистические (экспрессивные) признаки, описать ситуацию, в которой может быть произнесена такая фраза, а также чувства того, кто произносит эту фразу.

Примеры фраз: «Ах, вас только здесь не хватало!», «Ну ты и красавица сегодня!», «Ой–ой, как страшно, испугал!».

Далее участники сами приводят примеры подобных фраз. Обсудить, как поняли бы смысл этих фраз иностранцы или маленькие дети (реагировали бы на форму, а не на содержание), почему экспрессивная составляющая важнее формального семантического значения (настоящее содержание передает именно экспрессия).

Группа обсуждает, по каким признакам удалось найти истинный смысл произносимого. Что чувствует собеседник, когда к нему обращаются подобным образом. В каких случаях люди прибегают к такому способу общения. Что, кроме слов, может передавать информацию.

Обобщая высказывания, ведущий показывает, как важно для педагога владеть эмоциональными реакциями.

Похожие главы из других книг:

15. СТЕНОГРАММА… ЧУВСТВ (Адрес седьмой: Офицерская ул., 53, кв. 9)

15. СТЕНОГРАММА… ЧУВСТВ (Адрес седьмой: Офицерская ул., 53, кв. 9) Если Фонтанка считается ахматовским районом города, то Офицерская, может, самое блоковское место Петербурга. На этой улице был когда-то театр, где грянул первый сценический успех Блока; здесь жила мать поэта,

М. Линдстром — Брендинг чувств

М. Линдстром — Брендинг чувств Беседа с Мартином Линдстромом — известным экспертом в области брендов.«Экономические стратегии», № 3-2006, стр. 98-103 Мартин Линдстром — известный эксперт в области брендов. Среди его клиентов такие компании, как Disney, Mars, Pepsi, American Express, Mercedes-Benz,

Сколько у человека чувств?

Сколько у человека чувств? Как минимум девять.Пять – те, что всем нам известны, то есть зрение, слух, вкус, обоняние и осязание – были впервые перечислены еще Аристотелем, который, будучи выдающимся ученым, все же нередко попадал впросак. (К примеру, согласно Аристотелю,

Глава 17 «Стенограмма чувств»

Глава 17 «Стенограмма чувств» Музыку Толстой считал некой демонической силой, сверхчувственной гениальной субстанцией. Она вдохновляла, стимулировала его к творчеству. Толстой любил «тапотировать» за роялем перед тем, как сесть за письменный стол. Но музыка была

IX Круг человеческих чувств

IX Круг человеческих чувств Этический кодекс, требующий, подобно японскому, строгого исполнения обязанностей и сурового самоограничения, может, в конце концов, оставить на личных желаниях клеймо зла, подлежащего искоренению из человеческого сердца. На этом основывается

Упражнение:

Упражнение: Разбейте текст на речевые такты, расставьте паузы, ударения.« Хождение по мукам? Нет, так будет неправильно сказать. Были, были муки. И сомнения были, холодные, колючие. И, бывало, схватывало за горло отчаяние. Все было, но зато и минуты восторга,

Упражнение «Дерево»[4]

Упражнение «Дерево»[4] Цель: осознание своей жизненной позиции.Участники в быстром темпе (возможный вариант: разделившись на группы, в режиме «аукциона») называют известные им породы деревьев. Обсуждается, что общего есть у всех деревьев при всем их многообразии (корень,

Упражнение «Любящий взгляд»

Упражнение «Любящий взгляд» Цель: осознание своего невербального эмпатийно–экспрессивного арсенала.Водящий выходит за дверь. Среди участников выбирается тот, кто будет смотреть на водящего любящим (варианты: равнодушным, заинтересованным, обиженным, ироничным,

Упражнение «Неожиданный гость»

Упражнение «Неожиданный гость» Цель: развитие экспрессии.Группа образует два концентрических круга лицом друг к другу. Внутренний круг – хозяева, внешний – неожиданные гости. Внешний круг по мере выполнения упражнения передвигается. Когда образуются пары, ведущий

Упражнение «Стратегии самопомощи»

Упражнение «Стратегии самопомощи» 1. Подумайте и запишите ответы на вопрос: «Что я могу сделать, чтобы снизить свой уровень стресса, доставить себе радость?»2. Попробуйте найти смысл, наполнить значимостью записанные вами ответы и осознать, как они могут противостоять

Источник

Психологический тренинг на тему: «Выражение позитивных чувств».

Выражение позитивных чувств

Не корчите из себя ничего, простота есть отпечаток гения.

Цель: Умение открыто выражать позитивные чувства.

1. Понимать собеседника, показывая, что его чувства нам интересны.

2. Помочь в выражении этих чувств.

Ключевые понятия: позитивные чувства, выражение позитивных чувств.

Беседа «Позитивные чувства»

 Ролевая игра «Как ты меня порадовала»

Читайте также:  как называются упражнения на скакалке

 Вспомнить ситуации,
в которых близкие своим поведением доставили приятные чувства.

 Выразить позитивные чувства партнеру

 Закрепление полученных навыков

 Выслушать партнера
и максимально пересказать его чувства

 Упражнение «Сбор ситуаций по теме «Вы- ражение позитивных чувств»»

 Упражнение «Проверка навыков»

 Беседа «Открытое отражение позитивных чувств»

 Упражнение «Сбор ситуаций по теме «Отражение позитивных чувств партнера»»

Систематизация информации, полученной в ходе занятия

Упражнение «Проверка полученных навыков»

Эта сфера поведения, очень близка к приемам, которыми мы вызываем симпатию у других людей. Подробных объяснений здесь не требуется, нужно только еще раз указать на важность выражения позитивных чувств в отношении близких людей (особенно детей). Раньше мы уже видели, что выражение позитивных чувств доставляет другому радость. Есть еще одно следствие выражения позитивных чувств – оно служит подкреплением поведению, которое их вызвало, и это поведение впредь встречается чаще.

И тогда, если мы говорим о своих позитивных чувствах, имеет смысл также описать конкретное поведение партнера, которое эти чувства вы-звали.

Иными словами, схема выражения позитивных чувств в отношении партнера выглядит следующим образом.

Схема «Выражение позитивных чувств»

 Не откладывайте «на потом». Начинайте сразу же, как только партнер сделал что-то для вас приятное.

 Используйте местоимение «я» («мне», «меня»).

 Назовите чувство «по имени» как можно точнее – не преувеличивая и не преуменьшая.

 Скажите, каким конкретно поступком вызваны ваши чувства.

 Постарайтесь подкрепить слова делом – действиями, мимикой, позой, интонациями.

Демонстрационная ролевая игра

В демонстрационной ролевой игре участникам сначала де­монстрируется модель тренируемого навыка, затем они пробуют воспроизвести этот навык в своем поведении.

Ролевая игра «Как ты меня порадовала»

Цель: Научиться выражать настойчивость в выражении позитивных чувств.

Ситуация : Сын в первый раз убрал в своей ком­нате без специального указания. Более того, он выгреб все бумажки из-за дивана и даже вынес мусор.

– Постарайтесь максимально от­крыто сказать сыну о своей радости и гордости за него. Точно описывайте, что именно вызвало вашу радость и гордость. Если в ответ вы услышите отговорки – будьте настойчивы, повторите при необходимости несколько раз.

– Проследите за тем, сопровожда­лось ли выражение позитивных чувств соответствующим невер­бальным поведением, насколько точно было описано вызвавшее ра­дость поведение.

– Что было самым сложным при выражении чувств?

Комментарии: При необходимости первая ролевая игра может быть разыграна ведущим с кем-либо из участников. В этой игре нужно показать, что и в случае выражения позитивных чувств необходима настойчи­вость, то есть иногда приходится повторять всю схему несколько раз. Например, в ответ на слова сына «Да это я просто друзей в гос­ти жду» следует повторить еще раз: «В любом случае я была очень рада и горда тобой, когда увидела порядок в комнате, наведенный твоими руками».

В обсуждении часто можно слышать, что выражение позитив­ных чувств совершенно бессмысленно, выглядит дико или недо­стойно мужчины. Некоторые даже считают, что это признак неуверенности в себе. Мы склонны считать, что такого рода фор­мулировки являются проявлением социальных страхов, напри­мер, страха показаться неполноценным или страха перед тем, что в ответ посмеются.

Если такого рода дискуссия возникает, обычно предлагается участникам обсудить следующую декларацию:

Схема «Позитивное отношение к собственным чувствам»

 Я имею право на любые чувства – как позитивные, так и негативные. Я принимаю чувства такими, какие они есть, не гоню их от себя.

 Никто лучше меня не знает моих чувств.

 Чувства, возникшие по отношению к другим, лучше выразить в диалоге с их непосредственным участием.

 Мой авторитет не страдает, если я говорю о своих чувствах.

 Выражение позитивных чувств ни к чему не обязывает.

 Не следует смешивать позитивные и негативные чувства. Их разумнее разделить во времени. Похвала со злобным выражением лица только дезориентирует партнера.

 Принимайте и цените похвалу партнера! Он это сделал для вас.

Страховка: Если предложенная ситуация наскучит, то можно вы-брать другие ситуации из следующего списка, воспользоваться пред­ложенными участниками или придумать новые.

Читайте также:  iron body тренажер для пресса упражнения

1. Сестра встала пораньше и приготовила всей семье завтрак.

2. Друг согласился помочь при переезде, еще и своих друзей обещал привести.

3. Дочь вовремя вернулась с прогулки.

4. Сын по собственной инициативе почистил обувь себе и вам.

5. Сосед по лестничной площадке убрал в подъезде.

6. Ребенок сам сделал уроки и на следующий день получил отличную оценку.

7. Дедушка и бабушка принесли в подарок варенье, которое сварили специально для вас.

Домашнее задание: Участники получают задание вспомнить и записать три ситу­ации, в которых близкий человек своим поведением доставил им приятные чувства. Эти ситуации будут обсуждаться на следую­щей встрече.

2. Работа по теме занятия.

Упражнение «Сбор ситуаций по теме
«Выражение позитивных чувств»»

Цель: Вспомнить ситуации, когда близкие люди своим поведением выражали позитивные чувства.

Материалы: По три бланка для записи ситуаций на каждого из участников.

– Пожалуйста, прочитайте ситуации, в которых близкий человек своим поведением доставил вам приятные чувства.

– Как вы считаете, будет ли партнеру приятно узнать о ваших чувствах? Сумеете ли вы быть настойчивыми в выра­жении позитивных чувств? Понадобится ли вам настойчивость?

Цель: Выразить позитивные чувства партнеру и указать поведение, которое их вызвало.

Используются ситуации, предложенные участниками.

– Ваша задача состоит в том, чтобы в ясной форме выразить позитив­ные чувства партнеру и точно ука­зать поведение, которое их вызвало. Следите за соответствием вербального и невербального поведения. Будьте настойчивы.

– Следите, пожалуйста, за тем, что­бы разговор шел действительно о чувствах, и лишь время от времени переходил в плоскость оценок.

– Что мог бы участник изменить, чтобы улучшить взаимопонимание?

Комментарии: В этом упражнении обычно бывает мало трудностей. Участ­никам лишь необходима поддержка в случае, если они считают, что выглядят смешно или нелепо со своими чувствами. При воз­никновении такой ситуации можно спросить мнение группы или еще раз вернуться к обсуждению схемы «Позитивное отношение к собственным чувствам».

Домашнее задание: До следующей встречи вам необходимо внимательно следить за своими чувствами. Как только близкий вам человек чем-либо порадует, не откладывайте, а сразу же скажите ему об этом.

Как только это произойдет, на бланке для записи ситуаций опишите этот случай, на обороте отметьте трудности, с которы­ми вы, возможно, столкнетесь. На следующей встрече мы обсудим ваши записи.

Упражнение «Проверка полученных навыков»

Цель: Говорить о своих чувствах и замечать позитивный отклик от партнера.

Материалы: Листки, заполненные участниками.

– Пожалуйста, расскажите о том, как вам удалось выразить позитивные чувства, какие при этом возникли трудности.

– В каком из пунктов схемы у вас возникли трудности? На что следует обратить внимание в будущем?

Комментарии: В случае если упражнения в реальной жизни были связаны с трудностями, на этапе проверки иногда нужно еще раз повторить те или иные упражнения или ролевые игры. Успешной проверку считают, если участник группы начи­нает получать удовольствие от высказывания своих чувств и замечать позитивный отклик от партнера.

Пример применения схемы:

Довольно обеспеченный мужчина жалуется на то, что его дочь заикает­ся, когда разговаривает с ним и когда читает стихи в школе перед всем классом. В то же время дочь «щебечет как птичка», как только останется од­на в своей комнате. Папа производит впечатление довольно авторитарного и жесткого человека. Девочка его явно боится.

Папа получает задание хвалить ребенка минимум пять раз в день, гово­рить о своих чувствах, связывая их с конкретным поведением. Он должен немедленно хвалить ребенка, как только девочка сделает что-либо хорошее. Все случаи похвалы должны отмечаться на специальном бланке, и мы обсуждаем их при следующей встрече. Поскольку папа очень занят на работе, подключается мама.

Папа начинает замечать, что дочка теперь не прячется от него в свою комнату и часто разговаривает с ним, все меньше заикается.

Открытое отражение позитивных чувств

Задача открытого отражения позитивных чувств возникает тогда, когда партнер начинает говорить о приятных для него чув­ствах или когда мы эти чувства видим, но он сам нам о них не го­ворит. Задача, собственно, возникает двоякая: с одной стороны, дать понять, что чувства партнера (а значит, и он сам) нам инте­ресны, с другой – помочь выразить чувства.

Читайте также:  комплекс упражнений для стрейчинг

Тренировка проводится аналогично тренировке открытого выражения чувств.

Схема отражения позитивных чувств партнера выглядит сле­дующим образом.

Схема «Отражение (пересказ) позитивных чувств партнера»

 Помогайте партнеру выражать его чувства, слушайте его внимательно.

 Повторяйте своими словами то, что сказал вам партнер: этим вы показываете ему, что вы его понимаете.

 Помогайте партнеру прояснить его чувства, обращайте внимание на его чувства и называйте их по имени.

 Сообщайте партнеру, как его слова действуют на вас, то есть выражайте свои собственные чувства. Используйте при этом местоимение «я» («мне», «меня»).

 Постарайтесь подкрепить свои слова делом – действия­ми, мимикой, позой, интонациями.

 Помните, что партнер тоже имеет право на свои собст­венные чувства по любому поводу. Не стоит их оспари­вать или высмеивать. Просто перескажите их.

Упражнение «Сбор ситуаций по теме
«Отражение позитивных чувств партнера»»

Цель: Вспомнить ситуации, когда близкие люди испытывали к вам приятные чувства.

Материалы: По три бланка для записи ситуаций на каждого из участников.

– Пожалуйста, вспомните и запишите на бланках ситуации, в которых близкий вам человек испытывал приятные чувства.

– Пожалуйста, прочитайте нам описание ваших ситуаций.

– Как вы считаете, будет ли партнеру приятно узнать, что вы разделяете его чувства? Сумеете ли вы точно пересказать его чувства? Что вам может в этом помешать? Понадобится ли вам настойчивость?

Используются ситуации, предложенные участниками.

– Ваша задача состоит в том, чтобы выслушать партнера и максимально точно пересказать чувства, о кото­рых он хочет рассказать. Следите за соответствием вербального и не­вербального поведения. Если партнер просто молчит и улы­бается, начинайте сами, например фразой: «Я вижу, ты чем-то очень доволен»».

– Следите, пожалуйста, за тем, что­бы разговор шел действительно о чувствах и лишь время от времени переходил в плоскость оценок».

– Точно ли были отражены чувства партнера? Принимались ли чувства партнера такими, какие они есть, или оспаривались и корректировались?

Комментарии: Если участник пытается оспаривать или корректировать чув­ства партнера, то игра повторяется вновь с указанием на то, что чувства партнера – это его собственность, их следует уважать.

Домашнее задание: До следующей встречи вам необходимо внимательно следить за чувствами партнера. Используйте любую возможность для того, чтобы отразить его позитивные чувства.

Как только это произойдет, на бланке для записи ситуаций опишите этот случай, на обороте отметьте трудности, с которы­ми вы, возможно, столкнетесь. На следующей встрече записи обсу­ждаются.

Упражнение «Бег с карандашом»

Цель: Учиться координировать свои действия с партнером, а также брать инициативу на себя, руководить этими действиями.

Инструкция: Участники разбиваются на пары. Каждой паре понадобится карандаш (можно использовать также закрывающийся колпачком фломастер или авторучку с убирающимся стержнем). Пары встают около одной из стен помещения и поднимают каждая свой карандаш, зажав его между указательными пальцами правых рук партнеров. По команде ведущего они начинают движение до противоположной стены помещения, а потом назад, продолжая зажимать карандаш между пальцами. Кто роняет его – выбывает из игры. Побеждает пара, преодолевшая дистанцию быстрее всего. Можно модифицировать упражнение: зажимать одновременно два карандаша (один между указательными пальцами правой, а второй – левой руки), бегать по сложным траекториям, в тройках, организовать эстафету.

4. Завершение занятия.

Упражнение «Проверка полученных навыков»

Цель: Закрепление полученных навыков.

Материалы: Листки, заполненные участниками.

– Пожалуйста, расскажите о том, как вам удалось отразить позитивные чувства, ка­кие при этом возникли трудности.

– В чем у вас возникли трудности? На что следует обратить внимание в будущем? Как реагировал партнер на отражение его позитивных чувств?

Комментарии: Обычно участники легко справляются с заданиями этого бло­ка и замечают, что отражение позитивных чувств очень хорошо сказывается на взаимоотношениях. В этом случае можно лишь рекомендовать им чаще использовать этот навык.

Рефлексия: Обмен мнениями, впечатлениями по занятию.

Источник

Adblock
detector