Меню

упражнение на отдых на уроке

Большая подборка упражнений на снятие усталости на уроке. Как восстановить детей, чтобы продолжить занятия

Статичное положение тела и умственные нагрузки на уроках приводят к усталости детей всех возрастов, особенно учеников начальных классов. Поэтому очень важно, чтобы при первых признаках утомления учитель знал, что нужно делать для восстановления работоспособности. Расскажем, какие упражнения на снятие напряжения и усталости можно использовать на уроке.

Физкультминутки как способ вернуть урок в рабочее русло

Педагоги младшего звена используют для этой цели физкультурные минутки. Это форма двигательной активности на 1-3 минуты, к которой учитель прибегает для активизации детей.

Каковы признаки усталости детей?

Важно не переборщить с продолжительностью перерыва и интенсивностью упражнений, чтобы дети восстановились, но не «разбушевались». Физкультминутки могут проводиться в начале урока (особенно первого, чтобы взбодрить детей), но обычно их проводят примерно в середине занятия. Иногда стоит делать такие передышки дважды за урок, например, в начале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно в конце недели. Так дети проще войдут в учебный процесс или смогут выпустить свою накопившуюся усталость.

В начальной школе на физкультминутках особое внимание обычно уделяется упражнениям для кистей рук и пальчиковым упражнениям. Дело в том, что в младшем школьном возрасте активно идут процессы формирования кисти, для которых длительные двигательные нагрузки в виде непрерывного письма нежелательны. Также физкультминутки включают в себя:

Упражнения на снятие усталости на уроке для детей младшего школьного возраста

Упражнения для кистей рук и пальчиковые упражнения

Гимнастические упражнения

В качестве двигательных упражнений можно брать классические варианты для зарядки или с уроков физической культуры. На физкультминутках обычно используют:

Эти упражнения можно комбинировать и получать варианты разного уровня сложности.

Упражнения в стихах

Упражнения для рук и гимнастику можно сопровождать стихами, например:

Упражнение в стихах №1

Вырос высокий цветок на поляне (формируем из рук нераскрывшийся бутон),

Утром весенним раскрыл лепестки (разводим пальцы рук).

Всем лепесткам красоту и питанье (ритмично двигаем пальцами вместе-врозь)

Дружно дают под землёй корешки (опускаем ладони вниз, соединяем запястья, разводим пальцы).

Упражнение в стихах №2

Дружно встали — раз, два, три,

Мы теперь богатыри,

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце — руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

Самомассаж

Массаж рук

Для разминки ладони, пальцев и кистей можно использовать растирание, поглаживание, надавливание пальцами и кулаком, разминку ладони и пальцев от ногтя до основания и наоборот. То же можно проделать и для всей руки: от плеча до подушечек пальцев.

Массаж лица.

Массаж головы

Слегка согнутыми пальцами рук массирующими движениями двигаемся от ушей к макушке и обратно, делаем круговые движения и т.д.

Массаж ног

Поглаживаем и растираем бёдра, икры, пальцы ног, ступни.

Упражнения для снятия напряжения глаз и улучшения зрения

Комплекс упражнений для глаз обычно включает следующее:

Упражнения на снятие усталости на уроке для учеников средней и старшей школы

С учениками среднего и старшего звена можно экспериментировать с психологической релаксацией, медитативными техниками и различными дыхательными упражнениями. Конечно, такое деление по возрастам условно и их можно использовать и с младшими школьниками.

Психологическая релаксация и медитативные техники

«Концентрация на дыхании» (дыхательная техника)

«Примите удобную позу и расслабьтесь. Направьте своё внимание на дыхание. Не пытайтесь контролировать или менять естественный тип дыхания, просто следите за ним. Если вы отвлеклись, просто вернитесь к наблюдению».

Упражнение выполняется 3-5 минут. Это упражнение является одной из самых простых и эффективных дыхательных техник и оказывает сильное успокаивающее действие.

«Место, где мне хорошо» (зрительная техника)

Текст этой техники следует не торопясь говорить спокойным, как бы убаюкивающим голосом, делая необходимые паузы, чтобы дать возможность погрузиться в себя. При желании можно использовать спокойную музыку.

Читайте также:  кесарево я делала дыхательные упражнения

«Сядьте поудобнее и закройте глаза. Почувствуйте, как по вашему телу разливается приятная теплота. Она растекается от вашей груди, сначала наполняя голову, затем спускаясь ниже в плечи, руки. Становится тёплым живот. Вам хорошо и спокойно. Тёплая волна спускается по вашим ногам до самых кончиков пальцев. Всё ваше тело объято теплом и спокойствием.

Представьте, что сейчас вы можете отправиться в любое место. Это место может быть реальным или существовать только в вашем воображении. Место, где вам хорошо. Представьте его. Оглянитесь вокруг, что вас окружает? Не спешите, пройдитесь немного. Постарайтесь приметить и запомнить все-все детали. Вы можете пробыть здесь столько, сколько захотите. В месте, где вам хорошо. Нам пора идти. Вы всегда можете вернуться в это место, где вам уютно и спокойно. Мысленно попрощайтесь с этим местом и открывайте глаза, когда будете готовы».

Можно предложить нарисовать те места, которые нарисовало воображение.

«Разговор на незнакомом языке» (голосовая техника)

«Говорите, не задумываясь, любые пришедшие в голову бессмысленные звукосочетания, имитирующие разговорную речь».

Во время упражнения «выбалтывается» мно­го беспокоящего, скрытого в подсознании, снимается напряжение с артикуляционного аппарата.

«Гудение» (голосовая техника)

«Сидя, расслабившись, закрыв глаза, закрыв рот, издавайте мычащий звук».

При групповом выполнении ведущему стоит обратить внимание на общий интонационный фон гудения: он может быть тревожным, напряжённым либо приподня­тым, эмоционально положительным.

Дыхательные упражнения

«Глубокое дыхание»

«Сядьте на стул, спина прямая и расслабленная.Положите руки на грудь так, чтобы средние пальцы касались друг друга в центре груди. Дышитекак обычно.Отметьте, в какой момент соединённые пальцы рук начнут расходиться. Усильте это движение, вдыхая глубже».

Упражнение выполняется 2-3 минуты. Маленькие дети могут представить это движение как поток воздуха, наполняющего грудь при вдохе и улетающего при выдохе.

«Альтернативное дыхание через ноздри»

В удобной позе прижимаем большим пальцем правой руки правую ноздрю и вдыхаем через левую. На пике вдоха закрываем левую ноздрю безымянным пальцем и выдыхаем через правую. Затем наоборот: вдыхаем через правую, а выдыхаем через левую ноздрю.

Эта техника позволяет быстро сосредоточиться.

«Дыхание по квадрату»

Представьте перед собой квадрат. Следуйте схеме дыхания, показанной на рисунке, начиная с левого нижнего угла. При этом каждая грань квадрата проходится за 4 счёта. Даже кратковременное выполнение этой техники оказывает сильный эффект: повышается концентрация и работоспособность, человек восстанавливает силы и успокаивается

Об авторе: Постылякова Екатерина Евгеньевна, психолог, преподаватель русского языка, г. Нижний Новгород, центр подготовки «Study Place».

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Оздоровительные упражнения на уроках
методическая разработка на тему

О важном значении проведения минут отдыха для умственного и физического развития обучающихся много писали и пишут врачи, педагоги, психологи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

О важном значении проведения минут отдыха для умственного и физического развития обучающихся много писали и пишут врачи, педагоги, психологи.

Я хочу поделиться опытом проведения на уроках разнообразных по содержанию упражнений, которые способствуют активному отдыху.

На уроках образовательных дисциплин они могут проводиться в течение одной-двух минут в начале урока – перед объяснением нового материала, после объяснения, во время практической деятельности для стимулирования эмоционального настроя. При длительной работе работе ручкой, карандашом пальцы рук детей нуждаются в специальной гимнастике. Приведенные ниже упражнения послужат отдыхом уставшим пальцам и увеличат их подвижность.

Упражнения выполняются сидя, поставив локти на парту,каждое повторить 10 – 15 раз.

Учащиеся на уроке устали. Чтобы поднять настроение хорошо использовать аффирмации. Дети повторяют за учителем предложения:

Я способен! Я со всем справлюсь!

Читайте также:  past simple ответы к упражнениям по теме

Мне нравится учиться! Я – хороший ученик!

Я хочу много знать! Я буду много знать!

Эти формулы самовнушения действуют не сразу, но подсознание примет повторяющуюся информацию как приказ к действию.

В наши дни по данным ученых-гигиенистов каждый пятый человек страдает различными заболеваниями глаз. Специалист по охране зрения детей профессор Э.С. Аветисов со своими сотрудниками предложил специальную гимнастику для глаз.

Прекрасный отдых, оживляющий внимание – хоровое чтение. Во время такого чтения важно приучать детей держать корпус выпрямленным, голову слегка приподнятой, что дает возможность соблюдать при чтении правильное дыхание, а учителю лучше видеть и слышать всех и каждого в отдельности.

Учащиеся младшего школьного возраста очень эмоциональны, непоседливы. Поэтому важно воспитывать у них умение сдерживать свои чувства, если они противоречат интересам окружающих. С этой целью очень полезно выполнение следующего упражнения. Учитель предупреждает, что когда на доске появится слово «тишина», то все должны сразу остановить работу, прекратить разговоры, удобно сесть и сидеть тихо.

Опыт показывает, что вначале, усаживаясь, учащиеся производят много шума, но после нескольких тренировок достаточно слову «тишина» появиться на доске, они буквально «замирают».

Минута тишины является не только физическим отдыхом, но и хорошей гимнастикой для волевых центров.

Прекрасное средство для борьбы с переутомлением – музыка. На занятиях по технологии постоянно использую методику музыкотерапии. В начале урока проходит инструктаж по технике безопасности, сообщение темы работы. Затем включается специально подобранная музыка определенной громкости, соответствующая возрасту учащихся. Звучит она в течение 20 минут. Учащиеся выполняют работу. По окончании этого времени звучит другая мелодия в течение 2-3 минут, которая является сигналом к окончанию работы.

Использование оздоровительных упражнений на уроках позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует укреплению здоровья детей.

Источник

Упражнения для отдыха на уроках.

Выбранный для просмотра документ дыхательные упражнения.doc

Вдох через нос — выдох через рот;

Краткий глубокий вдох — замедленный выдох;

Медленный глубокий вдох — краткий резкий выдох;

Медленный выдох, чтобы воздух выходил узкой струей; выдох толчками;

Сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос, задержите дыхание, на выдохе считайте от 1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счета;

Выдохните воздух и не дышите в течение нескольких секунд, затем наполните легкие воздухом, но не за один вдох, а за несколько коротких, активных вдохов;

На одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук: жужжание пчелы: Ж-Ж-Ж-Ж. писк летающего комара: 3-3-3-3. рычание собаки: Р-Р-Р. воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда: С-С-С-С.

«Свеча» — ровный медленный выдох, глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи, постараться дуть так, чтобы пламя «легло», и удержать его в таком положении до конца выдоха;

«Погаси свечу» — интенсивный, прерывистый выдох;

А мне не до недомогания.

Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Флора Лавру навру.

Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал.

Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.

Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.

Около кола колокола, около ворот коловорот.

Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.

Осип охрип, Архип осип.

От топота копыт пыль по полю летит.

По семеро в сани уселися сами.

Выбранный для просмотра документ релаксация.doc

для детей младшего школьного возраста

Дети сидят на стульях в свободной расслабленной позе, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатили апельсин. Пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8 –10 сек.). «Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок), ручка теплая. мягкая…отдыхает…). Затем апельсин подкатили к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты).

Читайте также:  видео упражнение для каждого утра

Дети лежат на парте. Попросите их представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8 – 12 сек.). Затем нога возвращается в исходное положение; «нога теплая…мягкая…отдыхает…». Затем то же самое проделывается с левой ногой.

Упражнение выполняется под музыку. Попросите детей закрыть глаза и представить себе место, где они любят отдыхать, где они всегда себя хорошо и

сесть, глубоко вдохнуть и встать.

Из этого упражнения можно сделать небольшую игру, катая при этом по полу воображаемые комья снега. Затем вместе с ребенком вы лепите снежную бабу, а ребенок ее изображает.

Итак, «слепили дети во дворе снежную бабу. Красивая снежная баба получилась (нужно попросить ребенка изобразить снежную бабу). Есть у нее голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит она на двух

крепких ножках. Ночью подул ветер холодный-холодный, и стала наша баба

замерзать. Сначала у нее замерзла голова (попросить ребенка напрячь голову

и шею), потом плечи, потом туловище. А ветер дует все сильнее, хочет разрушить снежную бабу. Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко и решило бабу отогреть. Стало солнышко припекать и начала наша снежная

баба таять. Сначала стала таять голова (свободно опустить голову) затем и

остальные части тела.

Для работы необходим набор фотографий (карточек) с изображением людей (взрослых или детей), находящихся в различных эмоциональных состояниях.

В этих целях можно попросить детей принести фотографии из дома. Детям предлагается рассмотреть внимательно фотографию (карточку-рисунок) и определить, в каком эмоциональном состоянии находится человек, изображенный на данной фотографии. Следует обсудить с детьми возникшие варианты. Затем попросите детей придумать историю, которая произошла с этим человеком (ребенком), позволяющую понять причины данного эмоционального состояния, отображенного на фотографии (карточке-рисунке). Лучше, если таких причин будет несколько. Далее можно обсудить с детьми, испытывали ли они, подобные чувства, и если да, то при каких обстоятельствах. Важно, чтобы каждый ребенок высказался и был услышан. Закончить занятие можно рисунком на обсуждаемую тему.

Упражнение выполняется в группе (парах, тройках). Для работы понадобятся заранее заготовленные карточки с названиями чувств. Это могут быть страх, обида, горечь, грусть, радость, восхищение, злость, вдохновение удовольствие, благодарность, растерянность, отвращение, досада, нетерпение, испуг смущение, любовь, гнев, сострадание, жалость.

Представителю каждой группы предлагается вытащить бумажку с названиями какой-нибудь эмоции. Они знакомятся с ними, но не показывают окружающим. Дети должны вспомнить ситуацию в которой испытывали подобное чувство. затем изобразить эту эмоцию с помощью выразительных движений (позы, мимика, жесты), другие отгадывают.

Сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде. Упражнение лучше всего выполнять под спокойную музыку.

Расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.

Выбранный для просмотра документ упражнения для глаз.doc

Источник

Adblock
detector