Меню

упражнение на освоение ритмики слова

Упражнения по освоению ритмики слова

1. Произнесение односложных слов:

а) простых: да, но, ты, мы, он, ем, сел, там, сук, мак, суп, сыт, сам, дым, нос, лес, дом, сон, лом, сыр и т. д.;

б) со стечением согласных: сто, сталь, волк, свет, страх, гном, стук, стол, старт, мост, куст, лист, танк и т. д.;

в) в структуре нераспространенных предложений: Соль стоит. Сом спит. Сын ест. Волк пьет. Снег скрипит. И т. д.

2. Произнесение пар слов с гласными У, Ы, И, находящимися в ударной и безударной позиции:

а) слова с гласными в ударном и предударном слогах: суп — супы, лист — листы, куст — кусты, лис — лиса, зуд — зудит и т. д.;

б) слова с гласными в ударном и заударном слогах: сам — сами, сок — соки, соль — соли, зуб — зубы и т. д.;

в) слова различной слоговой структуры и местом расположения гласного по отношению к ударению в слове: умный, устный, улица, удар, урюк, уроки, изучать, музыкант, август, градус, выпуск и т. д.

3. Произнесение пар слов с гласными Э, О, А, находящимися в ударной или безударной позиции.

а) в первом предударном слоге: цвет — цветы, смех — смешной, взгляд — глядеть, стены — стена, взял — взяла, связь — связать и т. д.;

б) во втором предударном слоге: серый — серебро, белый — белизна и т. д.;

в) в других предударных слогах: перенести, перевезти, переезжать и т. д.;

г) в заударном слоге: занять — занятый, девятый — девять, смотреть — просмотренный и т. д.;

д) в различной структуре слов: веселый, зеленый, секрет, певец, среда, месяц, палец, мастер, повесть, вывесить, зверинец, земляника, путешественник и т. д.

а) в первом предударном слоге: сам — сама, стар — старик, стол —столы, мост — мосты, дом — дома и т. д.

б) во втором предударном слоге: сама — самолет, создать — создавать, сказать — рассказать, балет — балерина и т. д.;

в) в других предударных слогах: сопровождать, прополоскать, заболевание и т. д.;

г) в заударных слогах: мороз — заморозки, золотой — золото, слова — слово, сказать — высказать и т. д.

4. Произнесение словосочетаний и предложений с различными комбинациями по месту ударения:

а) с ударением на первом слоге: Утром холодно. В восемь вечера. Слушали радио. Видел сына. Поздняя осень. В разных странах. И т. д.;

б) с ударением на одном из средних слогов: Домашнее задание. Последняя остановка. Строительство завода. И т. д.;

в) с ударением на конечном слоге: Задать вопрос. Самолет летит. Ходил в кино. Пришел в магазин. И т. д.;

Читайте также:  упражнение ветер на английском

г) в различных комбинациях по месту ударения: Новый рассказ. Станция метро. Несколько секунд. Не было дождя. Художественные фильмы. И т. д.

Упражнения по отработке интонационной конструкции, выражающей завершенность в повествовательном предложении

1. Отработка повествовательной конструкции с интонационным центром в конце предложения:

Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша. Сегодня на улице сыро. Стоит сухая погода. Мне понравилась сказка.

2. Отработка повествовательной конструкции с передвижением интонационного центра в неконечную позицию:

Я хожу в детский сад. И мой друг ходит в детский сад. Он уехал на дачу. И его соседи уехали на дачу. В моей комнате стоит стол. И в комнате сестры стоит стол.

II. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения

В процессе работы детям показывается, что при воспроизведении вопросительной интонации голос резко повышается на слове, несущем фразовое или логическое ударение. При повторении вопроса голос еще более повышается и диапазон его увеличивается. Затем дети произносят сопряженно с логопедом, повторяют за ним, произносят самостоятельно предложенный речевой материал.

Упражнения

1. Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова.

а. Резкое повышение тона в односложном слове:

твой? — твой сок? суп? — твой суп?

стол? — там стол? нос? — это нос?

дом? — твой дом? сад? — там сад?

б. Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на среднем слоге:

солдаты? — там солдаты?

в столовой? — он в столовой?

старушка? — идет старушка?

снежинки? — летят снежинки?

в. Резкое повышение тона с ударением на первом слоге:

весело? — вам весело?

очень? — очень вкусно?

ласковый? — ласковый кот?

г. Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на последнем слоге:

письмо? — вам письмо?

хорошо? — здесь хорошо?

далеко? — тебе далеко?

коньки? — твои коньки?

д. Выделение вопросительной интонацией слова в начале, середине и в конце предложения:

Можно взять санки? Все играют? Долго нам спать?

Вам все понятно? Тебе хорошо видно? Ты можешь достать сливу?

Ты идешь домой? Сказка тебе понравилась? Вы письмо получили?

Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка?

2. Отработка интонации вопросительного предложения с вопросительным словом.

а. Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в начале предложения:

Кто пришел? Какое сегодня число? Сколько тебе лет? Когда вы обедаете?

б. Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в середине предложения:

Тебе сколько лет? Ты когда пойдешь гулять? Ты что будешь есть?

3. Закрепление вопросительной интонации в стихах (сопряженно с логопедом, по подражанию, самостоятельно).

Источник

Упражнения по освоению ритмики слова

1. Произнесение односложных слов: простых (да, но, ты, мы, он, ем, сел, там, сок, сук, суп, сыт, сам, нос, лес, лом, сон, сыр и т. д.), со стечением согласных (сто, сталь, сеет, страх, стук, стоп, старт, мост, лист, куст и т. д.); в струк­туре нераспространенных предложений (Соль стоит. Сом спит. Сын ест. Снег скрипит. И т. д.).

Читайте также:  остеохондроз какие упражнение сделать

2. Произнесение пар слов с гласными (У, Ы, Я), находя­щимися в ударной и безударной позиции:

— слова с гласным в ударном и предударном слогах (супсупы, листлисты, кусткусты, лислиса, зудзу­дит и т. д.);

— слова сгласными в ударном и заударном слогах (самсами, соксоки, сольсоли, зубзубы и т. д.);

— слова с различной слоговой структурой и местом рас­положения гласного по отношению к ударению в слове (ум­ный, устный, улицы; удар, урюк, уроки, изучать, музыкант; август, градус, выпуск и т. д.).

3. Произнесение пар слов с гласными (Э, О, А), находя­щимися в ударной или безударной позиции:

— в первом предударном слоге (цветцветы, смехсмешной, взглядглядеть, стеныстена, взялвзяла, связьсвязать и т. д.);

— во втором предударном слоге (серыйсеребро, белыйбелизна и т. д.);

— в других предударных слогах (перенести, перевести, переезжать и т. д.);

— в заударном слоге (занятьзанятый, девятыйде­вять, смотретьпросмотренный и т. д.);

— в различной структуре слов (веселый, зеленый, секрет, певец, светла, среда, месяц, палец, мастер, повесть, выве­сить, зверинец, земляника, путешественник и т. д.);

— в первом предударном слоге (самсама, старста­рик, стол — столы, мостмосты, домдома и т. д.);

— во втором предударном слоге (самасамолет, со­здатьсоздавать, сказатьрассказать, балетба­лерина и т. д.);

— в других предударных слогах (сопровождать, прополос­кать, заболевание и т. д.);

— в заударных слогах (мороззаморозки, золотойзолото, словаслово, сказатьвысказать и т. д.).

4. Произнесение словосочетаний и предложений с различ­ными комбинациями по месту ударения:

— с ударением на первом слоге (Утром холодно. В восемь вечера. Слушали радио. Видел сына. Поздняя осень. В разных странах и т. д.);

— с ударением на одном из средних слогов (Домашнее за­дание. Последняя остановка. Строительство завода и т. д.);

— с ударением на конечном слоге (Задать вопрос. Само­лет летит. Ходил в кино. Пришел в магазин и т. д.);

— в различных комбинациях по ударению (Новый рас­сказ. Станция метро. Несколько секунд. Не было дождя. Художественные фильмы и т. д.).

Источник

Упражнения по освоению ритмики слова

1. Произнесение односложных слов: простых (да, но, ты, мы, он, ем, сел, там, сок, сук, суп, сыт, сам, нос, лес, лом, сон, сыр и т. д.), со стечением согласных (сто, сталь, сеет, страх, стук, стоп, старт, мост, лист, куст и т. д.); в струк­туре нераспространенных предложений (Соль стоит. Сом спит. Сын ест. Снег скрипит. И т. д.).

Читайте также:  подагра упражнения для стопы видео

2. Произнесение пар слов с гласными (У, Ы, Я), находя­щимися в ударной и безударной позиции:

— слова с гласным в ударном и предударном слогах (супсупы, листлисты, кусткусты, лислиса, зудзу­дит и т. д.);

— слова сгласными в ударном и заударном слогах (самсами, соксоки, сольсоли, зубзубы и т. д.);

— слова с различной слоговой структурой и местом рас­положения гласного по отношению к ударению в слове (ум­ный, устный, улицы; удар, урюк, уроки, изучать, музыкант; август, градус, выпуск и т. д.).

3. Произнесение пар слов с гласными (Э, О, А), находя­щимися в ударной или безударной позиции:

— в первом предударном слоге (цветцветы, смехсмешной, взглядглядеть, стеныстена, взялвзяла, связьсвязать и т. д.);

— во втором предударном слоге (серыйсеребро, белыйбелизна и т. д.);

— в других предударных слогах (перенести, перевести, переезжать и т. д.);

— в заударном слоге (занятьзанятый, девятыйде­вять, смотретьпросмотренный и т. д.);

— в различной структуре слов (веселый, зеленый, секрет, певец, светла, среда, месяц, палец, мастер, повесть, выве­сить, зверинец, земляника, путешественник и т. д.);

— в первом предударном слоге (самсама, старста­рик, стол — столы, мостмосты, домдома и т. д.);

— во втором предударном слоге (самасамолет, со­здатьсоздавать, сказатьрассказать, балетба­лерина и т. д.);

— в других предударных слогах (сопровождать, прополос­кать, заболевание и т. д.);

— в заударных слогах (мороззаморозки, золотойзолото, словаслово, сказатьвысказать и т. д.).

4. Произнесение словосочетаний и предложений с различ­ными комбинациями по месту ударения:

— с ударением на первом слоге (Утром холодно. В восемь вечера. Слушали радио. Видел сына. Поздняя осень. В разных странах и т. д.);

— с ударением на одном из средних слогов (Домашнее за­дание. Последняя остановка. Строительство завода и т. д.);

— с ударением на конечном слоге (Задать вопрос. Само­лет летит. Ходил в кино. Пришел в магазин и т. д.);

— в различных комбинациях по ударению (Новый рас­сказ. Станция метро. Несколько секунд. Не было дождя. Художественные фильмы и т. д.).

Источник

Adblock
detector