Меню

упражнение на осознание возможностей

5 упражнений: как развить осознанность

Сегодня осознанность — модное слово. Множество тренингов и книг посвящены этой теме, но мы так и не осознаем, что это такое и что же она нам даст. Сразу стоит сказать, что развив это качество, вы вряд ли перевернете мир с ног на голову, но в вашем мире будет проще навести порядок.

Что же такое осознанность?

Перед тем, как развить осознанность, нужно понять, что же это такое. Существует мнение, что это более «прокачанная» внимательность и умение отслеживать непрерывно все свои текущие переживания . В этом состоянии мы фокусируемся на самом переживании именно этого момента и не вовлекаемся в размышления о грядущем или прошлом, воспринимая все без концептуализации и таким, как есть.

Польза осознанности:

Понимание всего, что происходит вокруг (и внутри нас тоже). Так мы лучше распознаем невротические и ложные стратегии и убеждения, улавливая автоматические реакции психики на любые явления, а в итоге делаем не искаженные субъективным сознанием выводы и правильно планируем все свои дальнейшие действия. Ну, и справиться с депрессией осознанность помогает. Окончательно понять что же это такое можно лишь пережив ощущения на личном опыте, в достаточной степени развив это качество.

Так что, поговорим о том, как развить осознанность. Вот несколько упражнений.

Концентрируемся

Перед тем, как стать осознанным, нужно научиться концентрировать внимание на своем теле.

Начните с дыхания . Каким бы оно ни было, удерживайте внимание только на нем. Дальше переходите к удержанию внимания на своих мышцах. Сначала — на мелких и по отдельности, потом- на тех, что покрупнее. Напрягайте их и расслабляйте, отпускайте напряжение и чувствуйте процесс их расслабления. Можете концентрировать внимание на всем, что видите, на цвете или движении, не запуская при этом в голову никаких мыслей: просто дерево шуршит ветками.

Слух тренируйте при помощи концентрации на отдельных звуках и вылавливая из общего фона какие-нибудь детали звучания.

Знайте, что предмет (мышцы в том числе), на который мы направляем много внимания, отлично поддается управлению при помощи сознания.

Телесную осознанность можно развивать и другими способами. Например, делая медленный и вдумчивый самомассаж любой части тела, например, стоп. Это поможет вам понять реальные потребности тела и даже конкретных его частей, а еще — осознать, что именно делает вашу жизнь полной удовольствий. Вы сможете понять себя «по частям» и так перейти к целому. Для этого при выполнении массажа прислушивайтесь только к собственным ощущениям. Далее запишите ощущения на бумаге и сравните их с вашей привычкой все анализировать при помощи разума. Это два разных мира.

Развивайте интуитивную осознанность

Попробуйте на полтора суток избавиться при помощи отключения от любых электронных средств связи, будь то интернет, телефон, смартфон или телевизор. При этом нужно свести к минимуму контакты с внешним миром. Всего на 36 часов. На этот период ничего не планируйте, а если ранее были договоренности о встречах, используйте только свою интуицию и полагайтесь на предварительные догворенности. Это поможет вам обратить внимание на самих себя и перевести его фокус с источников внешних на внутренние. Так вы сможете себя увидеть изнутри, без внешних реакций.

Якорите

Выбираем «якорь». Неважно, что это будет, но этот предмет постоянно должен попадаться вам на глаза. Вариантов здесь много. Пусть это будут часы, которые вы носите не снимая на руке, дорожный знак «кирпич» постоянно попадающийся на глаза, брелок на сумке или кружка с изображением персонажа любимой компьютерной игры, из которой вы постоянно пьете кофе (можно взять две одинаковых — для дома и работы. Но вы должны видеть этот «якорь» в любую минуту и он должен для вас быть наполнен смыслом, напоминая, что вы должны стать осознанным в этот же миг. Для этого нужна внутренняя установка: каждый раз, когда я буду смотреть на эту кружку, я буду вспоминать внутреннем наблюдателе и об осознанности.

Чтобы это получилось, можно сделать еще одно упражнение. Садимся максимально удобно и стараемся свое тело прочувствовать. После концентрируемся на звуках, запаха и картинке вокруг. Все, как в пункте «концентрация». Сидите и воспринимайте, при этом разглядывая свой предмет-якорь. А теперь вспомните о ситуации, которая вас беспокоит в последнее время. Например, о том, что вас не ценят и ругают на работе.

Называйте все свои чувства, не стесняйтесь слов. Выговорившись, можете себе задать вопрос, почему вы испытываете эти чувства: «Я ощущаю себя раздраженной и обиженной, потому что ожидала, что начальник оценит мое выполнение проекта и мои идеи, а он их и не заметил». Все это время смотрите на свой якорь. А теперь подумайте, действительно ли это так важно и так обидно. Или может, вам просто не хватает добрых слов и поддержки. А если добавить тот факт, что у вас весь день болела голова…А теперь переключаемся с накручивания себя и культивирования обиды на начальника на работу с собственным телом и на концентрацию. Теперь якорь всегда будет с вами. Он заряжен!

Осознанность против страха

Суть упражнения заключается в том, что все свои повседневные дела и работу мы планируем исходя из желаний цели, а не исходя из страха. Как это делать? Перед стартом любого дела договаривайтесь с собой, что это просто эксперимент, а не дело жизни, за которое вам отрубят голову или вознесут на трон. Несколько раз говорите себе, что это просто опыт, получить который нужно, и не обязательно показывать результаты.

Задавайте себе вопросы

Кое-кто из психологов считает, что осознанность – это способность прямо здесь и сейчас ответить сразу на четыре вопроса: кто я, куда иду, как и зачем. На самом деле, это трудно. Начать нужно с некоторых других вопросов:

  • Что я чувствую и ощущаю сейчас, как это переживает мое тело;
  • Когда это началось?
  • Что случилось в моей жизни тогда, когда это началось;
  • Какие (и почему) у меня были ожидания незадолго до этого?
  • Почему я считаю, что буду счастливым лишь тогда, когда эти ожидания сбудутся?
  • Чего я хочу на самом деле от этой ситуации, от самого себя и другого?
  • Есть ли в происходящем что-то хорошее, способное меня чему-то научить?
  • Зачем мне данный опыт и что мне нужно понять?

Осознанность поможет вам понять, кто же вы. Поэтому иногда необходимо останавливаться и жить только здесь и сейчас

Источник

5 упражнений для развития осознанности

Осознанность делает жизнь более осмысленной, наполненной и многогранной. Поэтому ее нужно развивать. Помочь в этом могут простые упражнения.

Осознанность – такое модное словечко активно ворвалось в современную жизнь. Все вокруг твердят, что нужно быть осознанным, то есть таким человеком, который знает себя, свои эмоции и реакции, ощущает свое тело, понимает свой выбор и чувствует, что он «здесь и сейчас». Иными словами, такая способность является антонимом автоматизма.

Ее не прививают. Она уже имеется в каждом человеке. Ее нужно только лишь пробудить и развивать. Но как это сделать?

Читайте также:  кинезиотерапия упражнения при инсульте

В этой статье редакция estet-portal.com предлагает Вам заглянуть вглубь себя и воспользоваться 5 простыми практиками, которые помогут Вам стать более осознанными .

1. Зачем человеку нужно развивать осознанность
2. Упражнение № 1: Осознанность сна
3. Упражнение № 2: Развивайте эмоциональную осознанность
4. Упражнение №3: Развитие интуитивной осознанности
5. Упражнение №4: Развиваем ментальную осознанность
6. Упражнение №5: Развитие физической и телесной осознанности

Зачем человеку нужно развивать осознанность

Развивать сознательность нужно обязательно. Ведь от этого зависит качество жизни. Так, практикуясь ежедневно, Вы становитесь чувствительными к себе и другим людям. У Вас просыпается любовь к себе и окружающим.

А еще Вы видите, что важное, а что лишнее. А отсекая все ненужное, Ваша жизнь становится настоящей и эффективной.

Развивая осознанность, Вы тем самым делаете свою жизнь более осмысленной, яркой, наполненной и многогранной. При этом происходят кардинальные перемены во всех сферах жизни, начиная со здоровья и заканчивая личными отношениями.

Исследуя свою сущность, Вы начинаете видеть себя настоящего, без маски и фальши. Перед принятием какого-либо решения Вы останавливайтесь и делаете осознанный выбор, действуя при этом «не по сценарию».

По мнению психоаналитиков, осознанный человек смотрит на любую проблему «прямо ей в лицо», без использования защиты. В результате происходит перестройка психики, и он живет свободно в соответствии со своим внутренним «Я».

Если же не развивать сознательность , человек, словно робот, совершает все свои действия механически. От этого его жизнь становится скучной и монотонной. А практикуясь каждый день, Вы рано или поздно начнете ощущать внутри себя особую силу и наличие своего внутреннего «Я» .

Упражнение № 1: Осознанность сна

Ни для кого не секрет, что сон – это важная часть жизни каждого человека. Именно он делает нас энергичными, бодрыми и продуктивными. Поэтому нужно спать правильно.

Ответьте себе на следующие вопросы:

1. В какой комнате Вы и Ваш партнер любите отходить ко сну?
2. Какую температуру предпочитаете в спальне: низкую или высокую?
3. В какой постели любите засыпать: в мягкой или жесткой?
4. Какое постельное белье Вы больше всего предпочитаете: гладкое или мягкое?
5. Вы любите читать книгу или слушать расслабляющую музыку перед сном?
6. В какой позе Вы и Ваш партнер засыпаете?
7. Вы любите обниматься перед сном?
8. Есть ли у Вас или у Вашего партнера ритуал отхода ко сну?

Ответив на эти вопросы, Вы должны определить, что самое главное для Вас и Вашего партнера.

Вы начнете понимать важные критерии здорового сна и сформируете совместный ритуал, который улучшит качество сна.

Упражнение № 2: Развивайте эмоциональную осознанность

Вы наверняка ловили себя на мысли «Какой он толстый» при виде тучного мужчины, «Какой ужасный макияж на ней» при одном взгляде на накрашенную девушку или подобных высказываниях по отношению к себе. Такие мысли создаются в голове не осознанно.

Развитие эмоциональной сознательности приводит к тому, что человек принимает и понимает себя или другого человека и видит перед собой личность, а не поступок. Такая практика существенно меняет взаимоотношения с самим собой и окружающим миром.

Чтобы перестать осуждать других людей или себя за определенные особенности или действия и перестать ощущать при этом раздражение и обиду, осознайте свое внутреннее состояние.

В течение 7 дней мысленно отправляйте себе или другому человеку 7 комплиментов с их доказательствами.

Упражнение №3: Развитие интуитивной осознанности

Мобильные телефоны, планшеты, компьютеры и прочие гаджеты отвлекают не только от важных дел, но и от своего «Я». В результате человек становится раздражительным, постоянно чем-то недовольным и неуверенным в себе.

Поэтому на 36 часов отключите все средства связи. Не пользуйтесь интернетом, телефоном, телевизором и прочими каналами коммуникации. Одним словом, отключитесь от внешнего мира.

Очень важно на этот промежуток времени ничего не планировать. А если Вы работаете или у Вас важная встреча, полностью полагайтесь на свою интуицию и предварительные договоренности.

Таким образом, отказавшись от внешних источников коммуникации, Вы сконцентрируйте свое внимание на Вашем внутреннем «Я» и увидите себя как бы изнутри. Как результат, Ваша уверенность возрастет, а на смену раздражительности придет хорошее настроение.

Упражнение №4: Развиваем ментальную осознанность

Если Вы перед каждым начинанием испытываете страх и никак не можете сделать первый шаг, или же страдаете «синдромом отличника», это упражнение для Вас.

Его суть в следующем: перед каждым стартом договоритесь с собой, что это лишь эксперимент, а не дело всей жизни. Здесь важнее получить опыт, а не определенный результат.

Таким образом, Вы начнете выстраивать свое будущее без страха, причем исходя их Ваших реальных целей, а не прошлого опыта. Вы будете видеть перед собой много разных путей для самореализации.

Упражнение №5: Развитие физической и телесной осознанности

Суть практики состоит в том, чтобы сделать себе массаж определенного участка тела, например, стоп. Когда массируете их, прислушайтесь к своим ощущениям, а после самомассажа опишите их в блокноте и сравните свои физические ощущения с умственным анализом. Также подберите к своим стопам подходящую ортопедическую обувь и ходите в ней.

Это упражнение научит Вас узнавать себя не целиком, а по частям. Выполняя его регулярно, Вы начнете понимать, что радость – в мелочах. А из мелких частей складывается огромное счастье.

Каким бы ни был расписан Ваш день, находите свободную минутку на то, чтобы отбросить все лишнее, отключиться от внешнего мира и отработать свою осознанность . Только так Вы избавитесь от автоматизма, делающего жизнь скучной и неинтересной, приобретете уверенность в себе, устраните комплексы и ощутите внутри себя наличие своего «Я».

А став хозяином своей жизни, Вы будете жить настоящим, а не прошлым и будущим, будете дорожить каждой минутой, а не растрачивать свое время впустую.

К тому же, Ваша жизнь станет ярче, осмысленнее и многограннее.

Вам может быть интересно: Как работать с недостатками своей внешности.

Источник

Программа семинара тренинга: «Самосознание. Осознание собственных возможностей как сила личностного Я»

Программа семинара – тренинга педагога – психолога МКОУ «Новокаракюринская СОШ» им. М.Р.Расулова

Якубовой Марины Хайруллаевны.

Тема семинара – тренинга: «Самосознание. Осознание собственных возможностей как сила личностного Я».

Аннотация: Осознание собственных возможностей реализации и самореализации своих ценностей, норм, идеалов, принципов жизни, способствующие развитию качества личности как «Быть самим собой?», что выступает единственным средством получения успеха.

Цель семинара – тренинга: достижение осознания себя и понимания других людей.

— формирование стремления к самосознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентации в нем;

— знакомство с чертами личности;

— формирование возможностей распознавать собственные качества и качества других людей.

Ожидаемые результаты семинара – тренинга :

— формирование доверительных отношений в группе;

— раскрытие личностного «Я», осознание собственных возможностей;

— осознание своей внутренней сущности.

Оборудование и материалы : магнитофон, карточки с занятиями, мячик.

Читайте также:  комплекс упражнений при миопии для детей

Количество участников : 8-15 человек.

Продолжительность занятия : 2 часа.

1.Ориентировочно – ознакомительный этап.

Личностный блок открывает программу, важными задачами которого являются формирование сплочённости группы, выработка групповых правил, мотивирования на занятия, диагностика личностных особенностей человека.

Это происходит в процессе знакомства участников группы со своими личностными особенностями, что составляет специфику первого этапа.

Данный этап посвящён изучению первичных и вторичных качеств личности.

Основным содержанием этого этапа является интограция участниками полученной информации в целостный портрет своей личности. Рефлексия.

1.Ориентировочно – ознакомительный этап.

Вспоминаются слова Адама Джексона из книги «Десять секретов любви», которые подтверждают правильность вашего решения участвовать в нашем тренинге:

Если вы боитесь, что вас побьют,

считайте себя битым,

Если вы умеете, что вы не смеете,

Вы не посмеете никогда,

Если вам нравится побеждать,

Но вы думаете, что вы не сможете победить,

Вы почти наверняка потерпите поражение.

Если вы считаете, что вы проиграли,

Если вы считаете, что вас оставляют позади,

Потому что во всем мире успех начинается с воли человека.

Ваши мысли и стремления должны лететь высоко, чтобы дать вам подняться. Без веры в себя, в успешность своих действий, вам будет трудно чего- либо достичь.

Можно, конечно, «стараться» хотя бы для того, чтобы потом сказать себе: «Я пытался». Но эти попытки без веры не более чем- либо поражения и неудачи.

Если в процессе общения вы не достигнете должных результатов, не спешите во всем обвинять собеседников. Может быть, проблема вовсе и не в них?

Существуют основные правила поведения и работы в группе:

Каждый участник работает от начала и до конца работы группы и не опаздывает.

Информация о происходящем в группе не должна выноситься за ее пределы.

Каждый член группы должен стараться быть активным участником происходящего и стремиться участвовать во всех событиях и процедурах.

4.Искренность в общении и право сказать «нет».

Каждый член группы постарается быть искренним, но имеет право сказать «нет».

5.Обращение по имени.

6.Доверительный стиль общения и обращения на «ты» («Вы»).

Отказ от обязанных речевых форм, говорить «От себя лично»….; «Я – думаю…..» и т.п.

8.Недопустимость непосредственных оценок человека.

При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а их действия.

9.Обсуждение по принципу здесь и теперь.

Во время обсуждения предлагается говорить сразу то, что происходит в группе с ними, и о том, что они замечают.

И прежде чем начать обсуждать эти правила и формировать нормы поведения в группе, чтобы можно – было общаться друг с другом, я предлагаю познакомиться друг с другом.

Упражнение №1 «Самопрезентация».

Цель: знакомство членов группы друг с другом, формирование в группе доверительных отношений.

Инструкция: Вам необходимо встать в круг и по очереди сообщить остальным членам группы следующую информацию о себе: имя, место учебы, две лучшие черты характера, а также рассказать интересный случай жизни.

Обсуждение : Что вы открыли для себя в ходе знакомства? Было ли для вас что- то неудобным говорить о себе?

1.Теоретический подход к определению самосознания.

Сознание- это прежде всего осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида, в то же время оно – осознание природы.

Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды.

Сознание – высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функции мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, и предварительном мысленном построении действий и предвидению их результатов, в разумном.

Самосознание – важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.

Понятие «самосознание» не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется – биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи.

В более узком и специальном значении под самосознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую собственно человеческую форму отражения действительности. Самосознание здесь структурно организовано представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре самосознания наиболее отчётливо выделяются, прежде всего, такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определённое отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это знание. Развитие самосознания предпочитает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке.

Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные «бури», заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любить и ненавидеть.

Без человеческих эмоций никогда не бывало человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственные чувства, представляющие (удовольствие, радость, горе и др.), настроение или эмоциональное самочувствие ( весёлое, подавленное, и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т.п.).

В силу определенного отношения к объекту познания, знания получают различную значимость для личности, что находит своё наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром.

Чувства, эмоции суть компоненты человеческого самосознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека – потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе, как образное выражение, так и чувства.

Упражнение №2 «Долг и право».

Цель : помочь увидеть новые оттенки в самом себе, определить соотношение в своём сознание прав и обязанностей.

Упражнение выполняется стоя, руки раскинуты в стороны ладонями вверх, глаза закрыты.

Инструкция: Представьте, что на каждой вашей ладони стоит сосуд.

В одном из них – ваше чувство долга, ваши обязанности, в другом – ваши права.

Настройтесь на себя.

Обсуждение : Какая «чаша весов» перевешивает? Кака соотносятся в вашем сознании права и обязанности?

Упражнение №3 « Закончи предложение………».

Цель : познавать, изобразить многообразие возможностей осознания своей внутренней сущности.

Инструкция : Итак, продолжаем предложения ( по кругу).

«Я – стакан воды……», « Я — прекрасный цветок ………», « Я кубик тающего льда …….», «Я словно рыбка……..».

Обсуждение: Было ли что – то неожиданное для тебя на этом занятии?

Что тебе понравилось, что не понравилось?

На данном этапе используются упражнения, которые предоставляют группе возможность еще раз прочувствовать гамму своих личностных черт, получить обратную связь от участников группы, то есть уточнить и упорядочить представления о себе.

Не сознание рождается из самосознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того, как она становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом практической и теоретической деятельности, «Я» само формируется в ней.

Читайте также:  упражнение для низа живота на фитболе

Становление самосознания происходит по нескольким направлениям: — открытие своего внутреннего мира.

Человек начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и чувство одиночества.

—появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности заставляет человека всерьёз задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своём будущем, о своих целях. Жизненный план охватывает всю сферу личного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, выбор профессии и своего места жизни. Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработка жизненного плана – важный элемент самосознания.

——-формируются целостные представления о себе, отношение к себе, причём в начале осознаются и переживаются человеком особенности своего тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально – психологические, интеллектуальные, волевые свои качества.

Упражнение №4 « Волшебная лавка».

Вы должны сосредоточиться на представлении о себе, о своих особенностях и на их анализе, обдумывании, что бы вам хотелось изменить.

Упражнение позволяет прийти к мысли, что чтобы приобрести что – то новое, нам всегда приходится платить. Также вы можете задуматься о существующих для вас жизненных целях.

Цель : формирование представления о самом себе, о личностном отношении.

Инструкция : Я хочу предложить вам упражнение, которое даёт возможность посмотреть на самих себя. Устройтесь по удобнее.

Представьте себе, что вы идёте по узенькой тропинке через лес. Вообразите окружающую вас природу. Осмотритесь кругом.

Сумрачно или светло в окружающем вас лесу? Что вы слышите? Какие запахи вы ощущаете? Что вы еще чувствуете?

Внезапно тропинка поворачивает и выводит вас к какому – то старому дому. Вам становится интересно, и вы заходите внутрь. Вы видите полки, ящики. Повсюду стоят сосуды, банки, коробки. Это старая лавка, причём волшебная. Теперь представьте себе, что я – продавец в этой лавке.

Здесь вы можете приобрести что – нибудь, но не вещи, а черты характера, способности, всё, что пожелаете. Но есть одно правило: за каждое качество, ваше желание вы должны отдать что – либо, другое качество или от чего – то отказаться.

Тот, кто пожелает воспользоваться волшебной лавкой, может подойти ко мне и сказать, что он хочет. Я задал вопрос: «Что ты отдашь за это?»

Он должен решить, что это будет. Обмен состоится, если кто – то из группы захочет приобрести это качество, способность, умение, то что отдаётся.

В заключение, мы обсудим, что каждый из нас пережил.

В психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание. На протяжении всего процесса социализации личность имеет дело с освоением всё новых и новых видов деятельности. В результате каждая личность выявляет особо значимые для себя аспекты деятельности, концентрирует своё внимание на этом выбранном, главном аспекте, соподчиняя ему все остальные деятельности. В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом; происходит становление в человеке образа его «Я».

Образ «Я» или самосознание не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включают четыре компонента ( по В.С.Мерлину) :

— сознание отличия себя от остального мира;

— сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

— социально – нравственная самооценка, самоуважение, которые формируются на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Выделяются определённые критерии самосознания:

— выделение себя из среды, сознание как субъекта, автономного от среды (физической среды; социальной среды);

— осознание своей активности ( «Я» управляю собой);

— осознание себя через другого ( «То, Что я вижу в других, это может быть и мое качество»);

— моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта.

В структуре самосознания можно выделить:

— осознание близких и отдалённых целей, мотивов своего «Я» ( «Я» как действующий субъект);

— осознание своих реальных и желаемых качеств. ( Реальное « Я» и идеальное «Я»);

— познавательные, когнитивные представления о себе.( «я» как наблюдаемый объект);

— эмоциональные чувственные представления о себе.

Таким образом, самосознание включает в себя:

1.Самопознание (интеллектуальный аспект познания себя).

2.Самопонимание ( эмоциональное отношение к самому себе).

Упражнение №5 « Мои достижения».

Цель: осознание собственных возможностей.

Инструкция: для этого упражнения используется мяч или другой предмет. Тот, у кого он в руках, рассказывает о том, что ему удалось в жизни. То, чего он хотел и достиг. Например, « Я научился…….»

Обсуждение: Каково вам было говорить о себе? Что нового открыли для себя?

Упражнение №6 « Автобус».

В данном упражнении вы сможете вы сможете осознать способы достижения намеченных целей.

«Автобус» — это наша повседневная жизнь, и по тому, как мы ведём себя в нём, можно, наверное, определить, как мы ведём себя в жизни.

Цель: помочь осознать способы достижения намеченных целей.

Инструкция: Представьте себе, что вы едете в переполненном автобусе.

Вам нужно выходить на следующей остановке, пробираясь с задней площадки к передней двери.

( Все участники группы стимулируют автобус, по очереди «пробираясь к выходу»)

Рефлексия : Каково вам было, пробираться? Какие средства вы использовали для достижения цели? Что можете сказать о действиях других участников?

Упражнение №7 «Психологический настрой на осознание уверенности в себе».

Цель: осознание уверенности в себе.

Инструкция : Сядьте удобно. Сосредоточьтесь на себе, на своих внутренних ощущениях. Прочувствуйте своё тело и расслабьтесь………..

Представьте, что вы смотрите в небо.

Почувствуйте небо внутри себя. Ощутите его бесконечность, позвольте себе раствориться в нём.

Тело отдыхает, а сознание бодрствует, оно активно. Вы слушаете мой голос…..

Сосредоточьтесь на нём!

Почувствуйте, как хорошо я к вам отношусь. И пусть каждое моё слово найдёт отклик в вашем сердце.

Я настраиваю вас на энергичную весёлую жизнь – и сейчас, и завтра, и во все последующие дни. Вы будете весёлыми, энергичными, здоровыми.

Я настраиваю вас, на более равнодушное, на более снисходительное отношение к ударам судьбы. Никогда не теряйте мужества, оптимизма! Будьте более стойкими решительными.

Я настраиваю вас на постоянное, энергичное развитие всех своих способностей: и сейчас, и завтра, и во все последующие дни.

Представьте и прочувствуйте, что ваша голова стала сильной, умной.

Прочувствуйте – вы полны бодрости! Вы ничего не боитесь! ВЫ полны сил, энергии, уверенности в себе! У вас всё будет получаться!

Вы будете хорошо учиться за счёт большой выносливости, хорошего настроения, цепкости памяти, активного желания быстрее наверстать упущенное.

Прочувствуйте, как повышается ясность вашей мысли, улучшается настроение, обостряется интуиция.

Прочувствуйте прилив новых жизненных сил. У вас ещё всё впереди!

Вы талантливы! И у вас всё получится! Хорошо………Завершаем нашу работу.

Цель: обозначить эмоциональное состояние участников.

Инструкция: Пожалуйста, расскажите о том, что чувствуете сейчас, как прошло занятие, что особо – запомнилось. Сравните себя с каким — нибудь образом.

Источник

Adblock
detector