Меню

упражнение на осознание ответственности

Как развивать ответственность

Подводя итоги закончившегося октября, я с сожалением вынужден признать, что мне не хватило ответственности. К сожалению, руководства по развитию этого качества для взрослых в интернете я не нашел. Поэтому пришлось писать руководство самому себе.

Надеюсь, оно поможет и вам.


Сначала давайте разберемся, а что такое ответственность? Словарь дает такую трактовку: «субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия». На йоге, где одна из ценностей — это осознанность жизни, мне говорили, что слово «ответственность» идет от корня «вед» и обозначает «ведаю, что творю». Звучит красиво, но лингвисты говорят, что корнем является ветео (совет), которое уходит к βουλή, что с древнегреческого означает воля. Вот как раз воля — это способность сознательно управлять своей жизнью. Так что тренер по йоге был близок к истине.

Учитесь признавать свои ошибки. Это, наверно, самое сложное. В тот момент, когда тебя хвалят или благодарят, каждому из нас это приятно. Только вот когда мы слышим критику или порицания, то ведем себя совсем по-другому. Очень трудно не начать обороняться, стараясь сделать виноватым другого. А ведь куда правильнее сказать «Извини» и описать в чем именно ты раскаиваешься. Как раз тут ты развиваешь понимание поступков.

Еще сложнее извиниться, если тебя уличили во лжи. Ведь тогда надо будет сказать правду, а не просто предложить пути разрешения ситуации.

Проводите границы ответственности. Очевидно, что вы не можете быть в ответе и за всех, и за всё. Поэтому регулярно стоит размышлять, а где проходит граница? Мы каждый в ответе в первую очередь за себя. Поэтому на этом примере давайте попробуем провести границы.
Попробуем ответить на вопросы:

  • Кто отвечает за мои мысли, поступки, слова? Однозначно я сам.
  • Кто отвечает за моё здоровье? Если долго относится к нему безответственно, то настанет момент, когда отвечать будет врач. А пока я.
  • Кто отвечает за мою репутацию? Я и мои близкие.
  • Кто отвечает за мой уют? Женатый мужчина ответит — моя жена.
  • И так далее.

Проводить границы стоит не только в отношении себя. При этом помните: «очень многие вещи находятся не в зоне нашего влияния, а значит мы не можем за них отвечать». Вы не можете брать на себя ответственность за последствия землетрясения – вы же не Господь Бог. Вы отвечаете только за то, как потратить 10$ – пожертвовать их или купить новую книгу.

Формулируйте правила и придерживайтесь их. Принимать решения всегда трудно. А зачастую еще и долго. Именно поэтому люди придумали правила, законы, мораль. Но мы все разные, кто-то может больше, кто-то меньше. Поэтому придерживаться чужих правил не всегда верно. Более того, чужие правила зачастую конфликтуют не только с нашим представлением о правильном, но и друг с другом.

В заключение перефразирую слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за то, что сотворили».

Источник

Конспект тренинга для стареклассников»Ответственность»

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

Тренинг развития ответственности

Цель – повысить уровень осознания собственной ответственности за происходящее, научить студентов принятию ответственности на себя.

Кто может назвать себя ответственным человеком?

Хорошо или плохо быть ответственным?

А какие характеристики присущи такому человеку?

Как мы можем догадаться, что перед нами ответственный человек?

1. «Что такое ответственность» (по Н. И. Козлову), 10 мин.

Цели: осознание проблемы ответственности, дифференцировка ответственных-безответственных выражений в речи.

Участникам раздаются списки с вариантами ответов на затруднительные ситуации (см. Приложение 1). Каждый для себя должен определить ответственные фразы (+), формулировки в безответственном формате (-) и спорные обороты (?). Затем работа в парах или тройках, обсуждение и корректировка собственных списков (возможно изменение мнения в ходе общения).

2. «Принятие ответственности» (Р.Смид), 20 мин.

Цели: развитие умения работать с чувством ответственности.

Группа делится пополам, подгруппы получают ситуации (см. Приложение 2), в которых нужно решить, чья ответственность за произошедшее и насколько лежит на героях. Затем презентации ситуаций и решения, дискуссия и корректировка.

Вопросы тренера для обсуждения:

Какая часть ответственности лежит на мальчике, а какая — на собаке?

Какая часть ответственности лежит на остальных?

Что можно было сделать мальчику по-другому, чтобы собака не убежала?

Какая доля ответственности лежит на брате, а какая — на сестре?

На ком еще лежит ответственность за данную ситуацию?

Как брат мог поступить, чтобы проявить больше ответственности?

3. «Распределение ответственности» (Н. И. Козлов), 20 мин.

Цели: принятие решения о степени собственной ответственности.

Сколько процентов ответственности вы считаете правильным взять на себя, а сколько – повесить на других и обстоятельства?

Тренер зачитывает ситуации (см. Приложение 3), каждый из участников должен определить для себя степень собственной ответственности за случившуюся ситуацию (на листе бумаги, в процентах). Затем дискуссия, корректировка мнений.

Как много ответственности мы берем на себя в обыденной жизни?

Если мы считаем, что несем ответственность за происходящее с нами на 100%, сможем ли мы качественно выполнять свои функции (зачем брать на себя 100% ответственности за глобальные события. )

А если мы считаем, что ответственность лежит на окружающих, то можем ли мы управлять событиями (изменять их в соответствии с поставленными целями) собственной жизни?

4. «Моя ответственность», 7-10 мин.

Цели: ретроспективный анализ ответственности в собственной жизни.

Участникам предлагается написать на листках по 5 приятных и неприятных моментов собственной жизни, после этого нужно около каждого пункта обозначить, кто или что способствовало данной ситуации, что было причиной.

Задуматься: насколько происходящее в вашей жизни зависит от вас?

Цели: демонстрация непредвиденных жизненных обстоятельств, умения ответственно подходить к решению сложных ситуаций в собственной жизни.

Участники разбиваются на тройки, в которых один участник – Человек, чья жизнь будет проигрываться далее, другие два участника – это Судьба, один из них – это положительные обстоятельства, второй – отрицательные. «Человек» на листе бумаги обозначает значками какие-то важные события в своей жизни (напр., поступление в ВУЗ, получение диплома, поступление на работу, свадьба, рождение ребенка и т.д.), далее от одного до второго события — ход «Судьбы» — значок (кто ходит первым, + или –, решают сами участники), затем опять ход «Человека» — как он справляется с данным обстоятельством для достижения целей, после – снова ход «Судьбы» (уже противоположный первому ходу «Судьбы») и т.д.

Всегда ли только мы ответственны за происходящее с нами?

Когда возникают «непредвиденные обстоятельства» может ли ответственный человек использовать их в свою пользу?

Лично Вы использовали когда-нибудь случайные обстоятельства с выгодой для себя?

Бывало ли так, что случайные события оказывались решающим фактором в вашей жизни?

Что нового (мысли, чувства) для себя я открыл?

Что узнал о себе и других?

Как буду использовать это в дальнейшем?

Приложения к тренингу развития ответственности

«Что такое ответственность»

У меня не получается…

Мне требуется от вас следующая помощь…

Я просчитаю целесообразность и приму решение.

Я боюсь, что не справлюсь с этой проблемой.

Интересная, творческая задача! Будем разбираться.

Я взвешу плюсы и минусы и решу.

Тут ничего не получается.

Чтобы решить поставленную задачу, мне требуется следующее…

Я не передал, там телефон не отвечает.

Мне трудно себя сдержать, у меня импульсивный характер.

Я не хочу и не буду!

Нет, утренняя зарядка мне не подходит: я – Сова.

Дело в том, что там меня обманули.

Задачу понял, все будет сделано, о результатах сразу же сообщу.

Денис дома отвечает за собаку по кличке Лэд – кормит, моет, гуляет и играет с ней каждый день. Однако несколько дней подряд Денис был настолько увлечен играми со своими друзьями, что забывал погулять и поиграть со своим псом. Лэд очень любит бегать по окрестностям и играть с детьми и теперь, когда про него забыли, заскучал и начал грызть свой ремешок. Наконец, он перегрыз его и с радостью убежал гулять. Вечером Денис пришел кормить собаку и обнаружил порванный ремешок. Он очень огорчился и почувствовал себя ужасно из-за пропажи собаки. Однако Денис не хотел брать на себя ответственность за плохой уход за собакой и считает, что виноват Лэд: он не захотел оставаться дома, и поэтому он – плохой пес.

Паше исполнилось 18 лет, и он получил водительские права. Он очень доволен, что теперь может с друзьями ездить, куда захочет. Его сестра Катя работает в банке. Ее машина находится в ремонте. Паша согласился встретить Катю после работы в 17 часов и подвезти ее домой, потому что она плохо себя чувствует, и ей нельзя долго находиться на открытом солнце. В этот день было очень жарко, и друзья Паши попросили отвезти их после учебы в кафе. Они шутили, смеялись и не заметили, как пролетело время. Пробило 17 часов, и Паша понял, что опоздал за Катей как минимум на полчаса. Его друзья сказали, что ему не стоит беспокоиться, так как она и сама вполне может взять такси. Паша чувствовал нарастающее беспокойство. Когда наконец он добрался до банка, то увидел у входа несколько милиционеров и машину «скорой помощи». Выяснилось, что у входа в банк молодая женщина упала в обморок, и ее собираются везти в больницу. Это действительно была Катя. По дороге домой Паша чувствовал угрызения совести. Он думал, что если бы приехал за Катей вовремя, то она не перегрелась бы на солнце и не попала бы в больницу.

Зимой Вам на голову упала сосулька…

На поездах вам необходимо было сделать пересадку, но из-за того, что Ваш первый поезд опоздал, Вы не смогла пересесть на второй…

С работы Вы пришли домой, сильно устав, рассчитывая на то, что ужин уже готов, а он не готов…

Вы договорились с коллегой, что он Вас выручит, а он в последний момент сослался на обстоятельства и отказался…

Ваши дети Вас не слушаются…

Сын не сделал уроки…

Жена убеждена, что Вы обязаны ее содержать всегда и вообще слушаться, а не то она повесится! На Вас ли лежит ответственность за ее жизнь и содержание, если вы имеете детей?

Источник

Кафедра психологии и конфликтологии

Институт философии

ПСИХОЛОГИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОНФЛИКТ. Упражнения по повышению ответственности

ПСИХОЛОГИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОНФЛИКТ

Чем больше ответственности принимает на себя человек, тем больше у него власти над решением проблем.

Определение ответственности

Я знаю, как на мед садятся мухи.

Я знаю смерть, что рыщет, все губя.

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю все, но только не себя.

Принятие решений в условиях конфликтной педагогической ситуации отличается особой ответственностью, а сложность их выработки неизмеримо возрастает. В процессе решения педагогической ситуации важно не задеть личность учащегося, не уронить его достоинства. Часто возникновение трудной ситуации обусловлено личными качествами преподавателя. Педагог, воспринимая трудности, имеет возможность принимать ответственность на себя, не углубляться при этом в самообвинение, а выделять свои конкретные недостатки, которые в дальнейшем можно перевести в достоинства.

Ответственность — это способность личности понимать соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе или коллективе нормам (К. К. Платонов, 1981).

Экспериментальными исследованиями Латане и Дарлея (1970) установлено уменьшение личной ответственности испытуемого по мере роста численности группы, в которой он

юз работал. В случае если результат ответственной деятельности зависит от совместных усилий группы лиц или коллектива, необходимо установить персональную ответственность за конкретный участок работы.

По данным И. И. Купцова (1982), ведущими отрицательными чертами характера, которые отметили у себя учащиеся, явились безответственное отношение к учебе и общественным поручениям.

Ответственность — это осуществляемый в различных формах контроль над деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990).

Механическое следование придуманным людьми, обществом разнообразным «должен», «надо», «следует» или «обязан» является ярким проявлением самодиверсии. Действуя по данным правилам, нормам, мы перекладываем с себя ответственность за свои поступки на эти правила, т. е. оказываемся не в состоянии или неспособными вложить в выполняемое нами дело все самое лучшее, на что способны.

Психологическая структура ответственности

Если проблема принадлежит вам, то и ответственность за испытываемые негативные чувства — тоже ваша. Это наказание за то, что вы не решаете проблему, либо решаете неэффективно.

И. А. Минкина (1990) выделяет три компонента, характеризующих структуру ответственных действий субъекта: познавательную, волевую и практическую (ответственное поведение и деятельность) ответственность.

К. Муздыбаев (1983) видит в ответственности результат интеграции всех психических функций личности: субъективного восприятия окружающего мира, оценки собственных жизненных ресурсов, эмоционального отношения к должному, воли. Он среди существенных признаков ответственности личности в первую очередь выделяет точность, пунктуальность, обязательность, что подразумевает честность, справедливость, принципиальность. Реализация этих характеристик личности, в свою очередь, невозможна без эмоциональных и волевых качеств.

В соответствии со шкалой ответственности Гоу ответственный человек (личностные корреляты) не циничен, не враждебен, податлив, вынослив, общителен, спокоен, рассудителен, успешно учится, либерален. Общим для всех этих сопутствующих ответственности качеств является нормативность личности, ее лояльность к групповым стандартам и усердие в исполнении своих обязанностей (К. Муздыбаев, 1983).

Сила «сверх-Я» в 16-факторном опроснике Кэттелла наряду с ответственностью раскрывается через стойкость, упорство, обязательность, дисциплинированность, добросовестность. Такие люди точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, правил не нарушают, выполняют их буквально даже тогда, когда правила кажутся пустой формальностью (В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский, 1985).

Ответственность раскрывается А. В. Филипповым (1989) с соавторами через «результат многих психологических функций личности: познавательной, эмоциональной и поведенческой. Существенные признаки ответственности, проявляющейся в поведении, — точность, пунктуальность, обязательность. Ответственное поведение не может реализоваться успешно, если у человека не развиты эмоциональные качества: способность к сопереживанию, чуткость к состоянию другого человека. Осуществление ответственного поведения требует волевых качеств: настойчивости, терпеливости, выдержки, стойкости.

Виды ответственности

Человек является взрослым в той степени, в какой он воспринимает себя ответственным за свою собственную жизнь.

  • Ответственность в контексте решаемых проблем. В психологии термин «Ответственность» используется при рассмотрении проблем, связанных: а) с характером (воспитание ответственности); б) с чувствами (моральная ответственность); в) с интеллектом (осмысление и осознание ответственности).
  • Ответственность как умение отвечать за что-либо. Даже если человек не виноват в конфликте, он может взять ответственность на себя. Это может выражаться либо в принятии вины, либо в принятии решения. Данное вид ответственности является своего рода критерием проверки психологической грамотности.
  • По степени возложения ответственности. Ответственность может возлагаться на себя или делегироваться другим.
  • По степени активности. Ответственность может быть за деятельность или за бездеятельность.
  • Во временном аспекте различают ретроспективную, настоящую и перспективную ответственность.

Ответственность за конфликт

Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет,

а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение

и приказал выполнить.

Ответственность за конфликт означает, во-первых, умение проявить инициативу, занять авторскую позицию в данной ситуации; во-вторых, готовность отвечать за последствия; в-третьих, признать себя «разумно виноватым» за возникновение конфликта (И. Гете: «В ссоре виноват тот, кто умнее»). Следовательно, трудно переоценить значение способности признавать свою причастность за возникший конфликт: «Я умный, значит я виноват в том, что случился конфликт».

Читайте также:  комплекс самых лучших упражнений йогой

Ответственность за разрешение конфликта подразумевает то, что человек осознает принятие на себя каких-либо обязательств в деле преодоления разногласий и осознает возможность проявления тех или иных последствий. Личность, самостоятельно решающая конфликты, не перекладывает ответственности за свои трудности на других людей. Подлинная внутренняя ответственность характеризуется усилением удельного веса самоуправления в обществе. При этом существенную роль играет ориентация на внутреннюю стимуляцию как стратегию оптимального разрешения конфликта. Конфликт возникает первоначально во мне, во мне он и должен измениться.

Затруднения в принятии ответственности

Жизнь не удалась или во всяком случае была омрачена

болезнями души и тела, истерзана сомнениями, разочарованиями и отчаяниями.

Своевременное и правильное принятие ответственности присуще не каждому человеку. Человек оказывается неспособным управлять собой, поскольку не знает и не понимает себя. Следствием этого является устойчивое вращение в кругу своих ошибок и недостатков.

Спонтанная личность свободна и принимает ответственность за свои личные выборы. Такая личность отвергает побуждение жить определенным образом и учится сталкиваться с новыми ситуациями и открывать новые пути мышления, переживания и реагирования. Такая личность постоянно расширяет и переоценивает репертуар возможного поведения.

Если личность не поступает в соответствии с принятым решением, то его принятие бессмысленно. Только когда внутренняя этика и внешнее поведение личности соответствуют друг другу, личность является согласованной и цельной. Спонтанная личность свободная «делать свои собственные дела», но не за счет эксплуатации и (или) равнодушия к другим.

Сознательная личность полностью находится в настоящем и полностью себя осознает. Ее мысль и тело реагируют в унисон ситуации «здесь и теперь», тело не делает ничего отличного от того, на чем сосредоточена мысль. Такой человек не говорит сердитых слов, когда улыбается, не хмурится, когда ситуация вызывает смех.

Способы взятия на себя ответственности

Без сопричастности нет ответственности.

Степень развития личностной организации и психологическое содержание «Я» являются основными факторами формирования качества моральной ответственности. Когда мы сомневаемся в чем-то, мы часто бываем не правы. Не следует защищаться фразой: «Я сомневаюсь», нужно стремиться быть честным.

Обращаясь к самому себе, требуя точного ответа, — это значит взять на себя ответственность. Это само по себе уже является огромным шагом к самоактуализации. Всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализируется.

К основным способам взятия на себя ответственности за решение собственных конфликтных проблем относятся следующие.

  • 1. Активизация творческого начала своего я.
  • 2. Умение признаваться в своей вине сразу. Это поможет избежать критики.
  • 3. Способность не сваливать вину на внешние обстоятельства. Однако важно и не размывать границ ответственности. Важно научиться отвечать за свои слова и поступки, но не за действия других людей.
  • 4. Осознание истинного положения вещей способствует принятию ответственности на себя. Для этого необходим сте- реотипичный взгляд на ситуацию, рассмотрение ее с разных точек зрения.

Упражнения по повышению ответственности

Быть ответственным значит быть избирательным.

Упражнение 1. «Попробую — сделаю»

Цель. Мобилизация ответственности.

Процедура. Группа разбивается на пары. Работая в паре, каждый участник поочередно составляет три предложения, в которых имеется слово «попробую». После того как первый участник произнес свои предложения, его собеседник говорит тоже три предложения со словами «попробую».

Затем участники поочередно произносят те же самые предложения, в которых слова «попробую» заменяются на слова «сделаю».

Обсуждение. Участники обмениваются впечатлениями о своих переживаниях, возникших в ходе выполнения задания.

Упражнение 2. «Забота»

Цель. Принятие ответственности за свою собственную жизнь.

Процедура. Представьте себе всех тех людей, о которых вы должны заботиться, за жизнь и поведение которых вы чувствуете ответственность. Сосчитайте их и запишите на листок. Когда вы перечислите тех, кто относится к этой категории, остановитесь и задайте себе следующий вопрос»: Включил (-а) ли я себя в этот список?»

Обсуждение. Анализируются полученные результаты, и обсуждается, почему так получилось.

Упражнение 3. «Принятие ответственности»

Цель. Исследование процесса принятия ответственности.

Процедура. Группа разбивается на пары. Участники поочередно говорят о том, что они осознают, чувствуют, хотят и т. п. Каждая фраза заканчивается словами «я беру ответственность на себя».

«Я осознаю, что я сейчас делаю… (что-то) и я беру на себя ответственность за это».

«Я сейчас чувствую… (что-то) и я беру на себя ответственность за это».

«Я сейчас хочу (попросить помощи) и я беру ответственность на себя за это».

Что вы чувствуете, произнося эти фразы? Постарайтесь осознать как можно больше переживаний, происходящих с вами, когда говорит партнер. Отследите свои реакции на то, что говорит собеседник.

Обсуждение. Нести ответственность часто мешают страх наказания, унижения, опасение, что тебя не поймут и не простят.

Упражнение 4. «Принятие ответственности за свои взаимоотношения с другими людьми»

Цель. Осознание затруднений, возникающих в процессе принятия ответственности.

Процедура. Поговорите с близким для вас человеком о том, как вы его цените, о том, какое его поведение вызывает у вас обиду.

Обсуждение. Осознание источника возникновения обиды и процесса ее протекания позволяет управлять этим чувством.

Упражнение 5. «Принятие ответственности за свои эмоции и чувства»

Цель. Исследование механизма принятия ответственности.

Процедура. Отмечайте в течение недели все случаи и когда вы обвиняете других в чем-либо, и когда вы восхищаетесь другими.

Обсуждение. Что есть общего в этих случаях, какие имеются различия?

Упражнение 6. «Карусель»

Цель. Исследование различий в принятии ответственности.

Процедура. Группа делится на «первые» и «вторые» номера. «Первые» номера становятся в круг и стоят лицом ко «вторым» номерам, которые образуют внешний круг. Участники распределяются друг против друга.

В течение 1 мин «вторые» номера выговаривают партнеру напротив: «Я хочу…, я хочу…, я хочу…». Через 1 мин «карусель» сдвигается на одного человека.

В ходе всей процедуры образуется «энергетический котел»: все выговариваются в течение определенного времени без критики одному и тому же человеку.

Затем «первые» номера аналогичным образом выполняют следующее задание: говорить каждому «второму» номеру фразы — «Я могу…, я могу…, я могу…».

Возможны варианты этого упражнения, когда участники поочередно говорят: «Мои планы на предстоящие полгода…»; «Конкретный способ достижения поставленной цели…».

Обсуждение. В ходе анализа данного упражнения, можно обсудить такую тему как «Почему мы очень мало ориентируемся на то, что мы хотим».

Упражнение 7. «Принятие ответственности»

Цель. Формирование умения брать ответственность на себя.

Процедура. Почувствовать напряжение мышц.

Обозначить, выразить их словами: глаголом или существительным.

Пример: «Я сжимаюсь», «сотрясение»…

Расслабиться, убрать напряжение.

Снова его создать и т, д.

Обсуждение. Осознание того, что только мы хозяева своего состояния и своих чувств.

Упражнение 8. «Как почувствовать себя счастливым»

Цель. Принятие ответственности за собственное счастье.

Процедура. Написать сочинение для себя на тему «Что бы тебе хотелось сделать, чтоб стать счастливым (-ой)?»

Обсуждение. В группе обменяться чувствами и впечатлениями, возникшими в ходе написания сочинения. Постараться ответить на вопрос, что мешает это сделать.

Упражнение 9. «Автобиография»

Цель. Установление взаимосвязи между ответственностью и авторской позицией в жизни.

Процедура. Каждый член группы рассказывает о тех событиях, ситуациях своей жизни, в которых формировались или проявлялись его положительные качества.

Обсуждение. Анализ ситуаций, попытка найти нечто общее между ними.

Упражнение 10. «Ведущее качество»

Цель. Осознание сильных сторон собственной личности.

Процедура 1: каждый участник называет одним словом свое главное положительное качество. Если группа согласна с такой самооценкой, то встает. Если хотя бы один член группы не согласен, то участник старается его убедить в том, что обладает названным качеством. В случае возникновения затруднения убеждающему помогают другие члены группы.

Процедура 2: участники обсуждают черты характера, чаще всего приводящие к неправильным поступкам, а также качества личности, помогающие их избежать. Ответы записываются в два столбика. Затем каждым участником подчеркиваются те качества, которые у него (по его мнению) имеются.

Процедура 3: участникам предлагается закончить фразы: «Я чаще всего поступаю неправильно, потому что… (привести в качестве примера особенности своего характера)». «Чтобы не совершать ошибок в поведении, мне следует опираться на такую черту своего характера, как…».

Обсуждение. Планируя жизненную перспективу, зрелый человек должен опираться на имеющийся у него ресурс.

Упражнение 11. «Презентация»

Цель. Осознание сильных и слабых сторон своей личности.

Процедура 1: каждому участнику по кругу предлагается представиться и сказать о том, какие личностные качества помогают или мешают ему в конструктивном разрешении конфликтов. Остальные участники задают ему любые вопросы.

Процедура 2: участники по очереди называют свои имена и присущие им личностные качества, название которых начинается с одной из букв собственного имени. Вариант: назвать два качества, одно из которых помогает, а другое мешает в жизни.

Обсуждение. Участники делятся впечатлениями и тем, что нового они о себе узнали.

Упражнение 12. «Различение реального и воображаемого»

Цель. Установления степени адекватности представления о себе.

Процедура. Подойти к любому участнику и сказать о своем восприятии его.

Участники должны научиться разделять свои высказывания на два типа.

  • 1. «Я осознаю…», «Я чувствую…»
  • 2. «Я наблюдаю…», «Я представляю…»

Обсуждение. Участники стараются выявить основные отличия между двумя типами высказываний.

Упражнение 13. «Самоотношение»

Цель. Осознание взаимосвязи между самоотношением и отношением к себе других.

Процедура. Участникам предлагается составить два списка качеств и оформить их в виде таблицы

За что я себя люблю? За что я себя не люблю?
За что меня любят другие? За что меня не любят другие?

Обсуждение. Сравниваются обе колонки и анализируются сходства или отличия.

Упражнение 14. «Оптимум ответственности»

Цель. Избавление от чрезмерной ответственности.

Процедура. Перечислите все то, за что вы чувствуете себя ответственным, начиная каждый раз со слов «Я чувствую ответственность за…» Затем повторите все то же самое, начиная со слов: «Я готов принять на себя ответственность за…»

Обсуждение. Участники делятся впечатлениями и сравнивают те чувства, которые у них возникали в первой половине упражнения и во второй. Обсуждается, почему мы чувствуем ответственность за то, за что не готовы ее взять.

Упражнение 15. «Мотивация ответственности»

Цель. Определение источника ответственности.

Процедура. В парах участники по очереди отвечают на вопрос «Что я хочу?».

Обсуждение. Мы очень мало ориентируемся на то, что мы хотим.

Упражнение 16. «Функции ответственности»

Цель. Осознание значения ответственности в собственной жизни.

Процедура. Участникам предлагается ответить на вопросы: «Что бы тебе хотелось сделать, чтоб стать счастливой?», «На что я могу опираться, ставя перед собой реальные жизненные цели?»

Обсуждение. Что мешает делать то, что поможет быть счастливым. Важно понимать, что все достижения в жизни зависят от нас самих нужно просто знать: на что в нас самих мы можем опереться.

Упражнение 17. «Думать только о себе»

Цель. Осознание ответственности в ситуации возможного дискомфорта.

Процедура. Стоять спина к спине. Встать в такую позу, чтоб было удобно именно тебе самому.

Задача у каждого участника: стоять и думать только о себе.

Обсуждение, «в этом упражнении проявляются особенности разных симптомов или субличностей, способствующих возникновению дискомфорта в общении. Участники обсуждают кто что чувствовал, кому было комфортно, кому нет, почему, кто достиг в парах «согласия», как они этого долбились. Можно провести аналогию между поведением в упражнении и в жизни.

Упражнение 18. «Проективное письмо»

Цель. Принятие ответственности за эмоциональное состояние другого.

Процедура. Подумать, кто в группе больше всего нуждается в поддержке и помощи, найти способ поддержать его и попробовать написать письмо. В письме не должно быть советов адресату. Оно должно быть ориентировано на выражение собственных мыслей и чувств по отношению к этому человеку.

  • • это упражнение помогает отработать умения эмпатиче- ского понимания;
  • • работа над умениями оказывать положительные знаки внимания.

Упражнение 19. «Анализ проявления ответственности»

Цель. Прийти к пониманию своей авторской позиции и творческой роли в общении с другими людьми и ответственности за собственные действия.

Процедура. В течение недели проанализируйте свое общение с родителями, преподавателями, друзьями, наедине с собой. Постарайтесь определить, когда ваше поведение выражалось словами «Ядолжен», «Я хочу».

Обсуждение. Что было проще, то, что относилось к первой категории или ко второй? Как можно перевести поступки из «Я должен» в «Я хочу».

Упражнение 20. «Децентрация как способ принятия ответственности»

Цель. Отработка навыков гибкого поведения в конфликтной ситуации, нахождение оптимального варианта решения проблемы.

Процедура. Каждый участник группы предлагает свою конфликтную ситуацию, которая разыгрывается в лицах.

Обсуждение. По»дробный анализ чувств и причин поведения каждого участника конфликта. Наблюдателями предлагаются разные интерпретации конфликтной ситуации.

Упражнение 21. «Лабиринт»

Цель. Умение чувствовать и понимать другого без слов.

Процедура. Водящий выходит из аудитории. Перестановка мебели. Лабиринт. У «слепого» по очереди меняется «поводырь», которому запрещается говорить. Он может прикасаться руками к «слепому».

Обсуждение. Водящий рассказывает что он чувствовал, что помогало ему преодолевать препятствия, что мешало.

Упражнение 22. «Децентрация»

Цель. Развитие способности подстраиваться под другого человека для достижения результата.

Процедура. Каждому участнику предлагается представить себе своего друга, который в каких-то важных вещах существенно отличается от него. Затем необходимо, не называя его имени, рассказать, что общего между ними и чем он отличается, почему дорог.

Обсуждение. Как можно преодолеть эти различия.

Упражнение 23. «Рефлексия ресурса личности»

Цель. Осознать и приять ответственность за ресурс собственной личности.

Процедура. В центре солнца предлагается изобразить символический автопортрет и на двух-трех лучах солнца написать качества, присущие участнику и помогающие ему преодолевать сложные жизненные ситуации.

Заполнив лист, участники передают свои рисунки по кругу. При этом каждый, получив чужой лист, подписывает на одном луче названные качества, подчеркивающие, на его взгляд, индивидуальность автора рисунка.

Обсуждение. Участники обмениваются впечатлениями и чувствами. Каждый из участников делится тем, что нового о себе он узнал, и как это ему может пригодиться в жизни.

Упражнение 24. «Самоопределение»

Цель. Принятие ответственности за собственную личность.

Процедура. Дайте ответ на вопросы, представленные на рис. 6.1.

Рис. 6.1. Уровни самоопределения

Обсуждение. Причиной конфликтного поведения во многом является неспособность индивидуума понять свое я и принять за него ответственность.

Упражнение 25. «Ответственность за ошибки»

Цель. Отработка личных стратегий принятия на себя ответственности за ошибки.

Процедура. Участникам предлагается вспомнить или придумать примеры типичных житейских ошибок или проступков (в группах или индивидуально). Затем желающий или представитель одной из групп рассказывает об этом проступке, а остальные (им предлагается занять позицию близких людей, друзей или родителей) анализируют его причины, пытаются найти оправдание ему.

Обсуждение. Большинство рядовых проступков человека не является непоправимыми ошибками, которые близкие ему не смогут простить.

Упражнение 26. «Принятие ответственности на себя»

Цель. Развитие чувства ответственности за свои поступки.

Процедура. Участникам предлагается вспомнить испытанные ими чувства, когда происшествие, связанное с их проступком, закончилось: чувство вины, облегчение, желание, чтобы это больше не повторилось.

Обсуждение. Предлагается, вспомнив какой-либо свой проступок, подумать, как можно было бы поступить, чтобы не случилось неприятностей. Подчеркивается важность стремления предвидеть последствия своих поступков, а также обращается внимание на умение анализировать то, что уже случилось, поскольку это может помочь в дальнейшем в похожих обстоятельствах не совершать ошибок.

Читайте также:  серия упражнений для поясницы

Упражнение 27. «Интеграция противоположностей»

Цель. Принятие ответственности за проявление своих чувств.

Процедура. Каждому участнику по очереди высказываются его положительные и отрицательные качества, которые проявляются у этого человека в общении с тем, кто говорит в данный момент. Формула высказывания: «Мне нравятся (не нравятся) такие-то твои качества, и я беру на себя ответственность за эти свои чувства».

Обсуждение. Участники высказывают впечатления и чувства, которые возникали в ходе упражнения. Сравниваются высказывания про положительные и отрицательные качества.

Упражнение 28. «Понимание состояния другого»

Цель. Осознание ответственности за свои чувства.

Процедура. Каждый участник поочередно говорит о том, что чувствует сейчас его сосед слева. Затем этот сосед дает обратную связь о том, как он действительно себя чувствует.

Обсуждение. Насколько точны были высказывания. Как часто участники приписывали свои чувства другому.

Упражнение 29. «Обмен впечатлениями»

Цель. Принятие ответственности за свои чувства.

Процедура. Группа разбивается на пары. Каждый участник поочередно делится своими впечатлениями о том, что он чувствует сейчас, воспринимая и общаясь со своим собеседником.

Обсуждение. Насколько легко было выполнять упражнения, что вызвало затруднения.

Упражнение 30. «Понимание и принятие чувств клиента»

Цель. Принятие чувства другого человека.

Процедура. Группа разбивается на пары. Каждый участник рассказывает своему собеседнику о своих делах и настроениях, которые у него были с утра и до настоящего времени. Затем участники меняются ролями: второй рассказывает, а первый — слушает. После этого ведущий предлагает поочередно «представить» каждому своего собеседника: занять его позу, повторить мимику, интонацию и его же словами, в том числе типичными оборотами повторить обсуждаемую информацию.

Обсуждение. Что вызвало затруднение, что помогало успешно выполнять задание.

Упражнение 31. «Психолог»

Цель. Формирование наблюдательности.

Процедура. Группа разбивается на две бригады. В каждой бригаде ватман, маркеры, фломастеры, ножницы, бейджики, клей, бумага. Каждый участник по жребию выполняет одну из двух ролей: психолог или испытуемый. Задача психолога — показать самые сильные и привлекательные стороны своего обследуемого. Интервью — 5 мин. Презентация — 3 мин. По ходу представления на доску записываются черты характера, которые помогают в работе психолога. Из перечисленных на доске качеств каждый выбирает три, которые ему присущи, и еще два, которые он хотел бы иметь.

Обсуждение. Насколько точно психолог отразил качества обследуемого, что ему помогало.

Упражнение 32. «Брачное объявление»

Цель. Сравнить самоотношение и отношение других.

Процедура. Напишите о себе все, что желаете. Постарайтесь описать свой внутренний мир. Указывать внешние приметы (одежду, цвет волос и глаз) не надо.

Затем «объявления» собираются в мешок, из которого они достаются по одному и зачитываются. Если автора назвали, то он признается.

Обсуждение. Определение степени адекватности представления о себе.

Упражнение 33. «Обмен впечатлениями»

Цель. Принятие ответственности за свои впечатления.

Процедура. Участники разбиваются на пары. Сначала первый собеседник в течение 1 мин говорит о своих впечатлениях о внешности и внутреннем мире собеседника. Через 1 мин второй участник дает обратную связь первому.

Обсуждение. На»сколько правильными были высказывания. Было ли приписывание своих качеств собеседнику. Насколько развито внимание у участников группы.

Упражнение 34. «Представление киногероя»

Цель. Принятие ответственности за свои представления.

Процедура. Нужно представить героя, которого вы смогли бы сыграть, исходя из особенностей своего характера.

Процедура. Участник выходит и представляет персонаж кинофильма. Группа пытается угадать. Если у группы свое мнение по поводу показа киногероя, то группа предлагает свой вариант видения.

Обсуждение. Определение степени адекватности представления о себе.

Упражнение 35. «Перевертыш»

Цель. Осознание позитивных моментов в своих недостатках.

Процедура. Назовите свои недостатки, попробуйте выделить в каждом из них какие-то положительные, конструктивные моменты.

Обсуждение. Лег»ко ли было выполнять задание, как теперь относитесь к своим недостаткам.

Упражнение 36. «Трансформация»

Цель. Осознание своих сильных сторон и трансформация недостатков в достоинства.

Процедура. Составьте список своих положительных и негативных качеств. Подумайте, каким образом можно перевести недостаток в достоинство. Что для этого необходимо сделать? Что вам может помочь или помешать при этом? Как вы узнаете, что переход от недостатков к достоинствам произошел?

Обсуждение. Участники делятся впечатлениями, чувствами. Выясняется, в чем были трудности, что помогало.

Упражнение 37. «Самоободрение»

Цель. Повышение положительной самооценки.

Процедура. Назовите качества, которые вы любите в себе. Постарайтесь в течение определенного времени, через каждые 5 мин, повторять эти слова, говоря от собственного имени и в настоящем времени: «Я трудолюбив, способен, приветлив, добродушен…».

Обсуждение. Что чувствовали; важно отследить, как в ходе упражнения меняется самоощущение.

Упражнение 38. «Любовь к себе как основа любви к другим»

Цель. Повышение положительной самооценки.

Процедура. Рассказать, за что я себя люблю.

  • 1 этап — чего я хочу, что для меня значимо.
  • 2 этап — путь к самоудовлетворению. Это учет своих желаний. Умение учитывать свое продвижение. Осознание, что невозможно сразу достичь того, что хочешь.

Обсуждение. Само по себе чувство не может быть ни хорошим, ни плохим. Главное, что человек делает с этим чувством.

Упражнение 39. «Личностный ресурс»

Цель. Повышение личностных ресурсов.

Процедура. Составить перечень того, что приносит вам радость в жизни, создает атмосферу любви и уединения.

Обсуждение. Обме»н впечатлениями.

Упражнение 40. «Разговор о сексе»

Цель. Установление доверительных отношений.

Процедура. Двое сидят лицом друг к другу. Первый обращается ко второму дважды: в первый раз он предлагает ему (ей): «Скажите мне что-нибудь, что вы хотите сказать о сексе». Выслушав сказанное, он обращается со второй просьбой: «Отметьте в себе что-нибудь, чего вы не хотите говорить, и когда вы установили это, дайте мне понять кивком».

Обсуждение. Легко или сложно было выполнять упражнение, проследить, как изменяются чувства к собеседнику.

«Начальник — коллега — подчиненный»

Цель. Обучение ролевому общению.

Процедура. Водящий сидит с закрытыми глазами, руки на коленях ладонями вверх. Каждый участник подходит и кладет свои ладони на ладони водящего, который должен определить: кто к нему прикоснулся: «начальник», «подчиненный», «коллега». Участники расходятся в разные стороны в зависимости от слов водящего. Водящий по окончании данного этапа упражнения открывает глаза, осматривает три группы участников и делает свои комментарии.

Затем водящий подходит к каждому участнику и говорит что-то в зависимости от места («роли») участника. «Руководителю» говорится только положительное о нем. «Подчиненному» — замечания в его адрес. «Коллеге» — положительное и отрицательное.

Обсуждение. Анализ преобладающих тональностей в претензиях к партнеру. Положительное подкрепление нужно дозировать во времени: подчиненным нельзя выражать претензии до получения результата. Нельзя становиться рабом положительных подкреплений.

Упражнение 42. «Оценка»

Цель. Развитие рефлексивности.

Процедура. Участникам предлагается продолжить следующие высказывания.

  • 1. Я осознаю то-то и то-то и нахожу это приятным (неприятным).
  • 2. Я осознаю то-то и то-то и считаю хорошим (дурным).
  • 3. Одновременно произносятся оба варианта.

Обсуждение. Развитие рефлексии как способности задавать

себе вопросы: «Что я делаю? Как я делаю? Почему делаю так, а не иначе?», создает основу для понимания фактов поведения других людей.

Упражнение 43. «Обозначение проблемы»

Цель. Осознание отношений к себе здесь и сейчас, понимание других.

Процедура. Один из участников выходит. Все остальные задумывают одно отношение к нему (разочарование, радость…). Этот человек заходит и должен догадаться по невербальным признакам группы об их отношении к нему.

Обсуждение. По каким признакам угадал, что облегчало угадывание?

Упражнение 44. «Осознавание настоящего»

Цель. Осознать себя здесь и сейчас, понять себя.

Процедура. Участникам предлагается ответить на следующие вопросы:

  • 1. Что происходит в данный момент?
  • — как я сейчас думаю;
  • — как я сейчас чувствую;
  • — как я сейчас дышу.
  • 2. Что я хочу для себя в данный момент?

Обсуждение. Что мешало, что помогало, какие чувства

вызвало это упражнение.

Упражнение 45. «Броуновское движение»

Цель. Осознать себя здесь и сейчас.

Процедура. Участники в свободном порядке бродят по комнате («Броуновское» движение) по комнате, сосредотачиваясь на своих чувствах. Им необходимо проговаривать при этом предложения, которые начинались со слов «Я осознаю, что…», «Сейчас…», «Здесь…», «В этот момент я».

Участникам предлагается в комнате в зависимости от настроения найти, выбрать себе место, если в одном углу настроение = 10, а в другом — по диагонали = -10 баллов. Еще немного побродить и встать так, как хотелось бы изменить свое настроение.

Обсуждение. Что мешает изменить свое настроение.

Упражнение 46. «Взаиморефлексия»

Цель. Развитие взаиморефлексии.

Процедура. Ведущий делит всех участников на пары. Каждому участнику предлагается представить, каким его видит партнер. Например, «Я думаю, что ты думаешь обо мне так-то». Участникам предлагается по очереди рассказать друг другу, что у них получилось.

Обсуждение. Партнеры корректируют рассказ. Совместно ищут причины несоответствия.

Упражнение 47. «Невербальная реакция на конфликт»

Цель. Осознание своих способов реагирования на конфликт.

Процедура. Поочередно показывается невербальная реакция на конфликт.

Групповой анализ закономерностей реагирования на конфликт.

Обсуждение. Участники обсуждают способы выхода из конфликта.

Упражнение 48. «Преувеличение с целью разрушения»

Цель. Осознание собственных заблуждений.

Процедура. Следите за ключевыми словами типа «все», «каждый», «любой», «никто», ни один», «ничего», «никогда» и т. д. Эти слова указывают на возможность присутствия ограничивающих обобщений. Если человек говорит: «На меня никто не обращает внимания», то можно преувеличить обобщение: «Ты считаешь, что никто и никогда не обращал на тебя никакого внимания?»

Преувеличение обобщения происходит до такой степени, пока оно не становится неверным, неадекватным.

Обсуждение. Что такое метамодели, и какое влияние они оказывают.

Упражнение 49. «Способность к искренности»

Цель. Познание и осознание своих способностей к искренности.

Процедура. Ведущий просит разбиться на пары. Сесть лицом друг к другу. Смотреть прямо друг другу в глаза. Каждый участник делится со своим собеседником чем-либо действительно важным — своими опасениями, увлечениями или случаем из жизни. Осознаются и выражаются собственные чувства, возникающие в ходе выполнения упражнения. Осознаются изменения собственных чувств.

Обсуждение. Отследите, какие чувства испытываете к своему партнеру до начала и в конце упражнения.

Упражнение 50. «Кто я?»

Цель. Выявление личностных проблем.

Процедура. Необходимо 20 раз по-разному ответить на этот вопрос. Работа со списком. Объединение качеств. Поиск ответа на вопрос: «Почему ответил так, а не иначе?».

Обсуждение. Каждый участник делится опытом. Рассказывает, встречалась ли ему такая проблема. Если да, то как она решалась.

Упражнение 51. «Открытый конфликт»

Цель. Отработка навыков взаимодействия в конфликтных ситуациях.

Процедура. Группа делится на две команды. Первая команда — «директора», а вторая — «подчиненные». Обсуждаются проблемы трудовой дисциплины и уровня заработной платы. От участников требуется максимальная мобилизация сил и характера, а также несклоняемая воля.

Задача — словесно добиться от соперников выполнения своих требований. В максимально напряженный момент, когда аудитория готова броситься друг на друга с кулаками, «игра» останавливается.

Напряжение снимается физической разминкой с участием всех членов в общей команде.

После разряжения обстановки все возвращаются на свои места и описывают свои чувства и ощущения в роли начальников и подчиненных.

Затем используется прием «горячий стул», т. е. участники меняются местами и пытаются передать свои ощущения, находясь в состоянии противоположной позиции.

Обсуждение. Если это групповая смена ролей, то ведущий направляет обсуждение с помощью вопросов, если это индивидуальная работа, то участники могут задавать вопросы сидящему на стуле.

Упражнение 52. «Конструирование конфликта»

Цель. Отработка умений конструировать конфликт.

Процедура. Осознать себя здесь и сейчас, понять себя. Участникам диктуется список указаний.

  • 1. Напиши свое имя в нижнем левом ушу листа.
  • 2. В середине листа нарисуй дом.
  • 3. Справа от дома нарисуй озеро. Пусти в озеро шесть уток.
  • 4. Нарисуй тропинку от дома к правому нижнему углу листа.
  • 5. Сложи листок пополам.

Участник А пишет указания для участника Б, а Б — для А. Обмен листочками. Выполнение задания.

Обсуждение. Чему научились?

Упражнение 53. «Мячики»

Цель. Развитие навыков эффективного взаимодействия.

Процедура. Участники делятся на тройки — «наблюдатель» и двое, которые будут общаться между собой. Если у участника оказывается в руках мяч, то он становится «слушателем». Он может только задавать вопросы, чтобы уточнить что-либо, или показывать, понимает он или нет. Если он хочет сам что-либо сказать партнеру, то он должен попросить мяч у «говорящего».

«Говорящий» может дать ему мяч или оставить его у себя до тех пор, пока не закончит говорить и не будет готов слушать. Потом они обмениваются мячами.

Обсуждение. Насколько развито умение слушать, чему научились. Дать информацию о том, что такое эффективное слушание.

Упражнение 54. «Навык соответствия»

Цель. Развитие навыков невербального общения.

Процедура. Участник невербально «играет» какое-то отношение, типа нетерпения, восторга, удивления, гнева и т. д., а остальные наблюдают и отгадывают отношение.

Обсуждение. «В чем были трудности, что помогало.

Упражнение 55. «Цвет конфликта»

Цель. Осознать свое отношение к конфликту.

Процедура. Каждый участник, немного подумав, определяет, какого цвета, в его понимании, бывает конфликт.

Обсуждение. Что может обозначать каждый из выбранных цветов. Например, красный — возбуждение, агрессия; зеленый — спокойствие, уверенность.

Упражнение 56. «Проективный рисунок конфликта»

Цель. Осознание своего отношения к конфликту.

Процедура. Каждому участнику предлагается нарисовать конфликт в системе «руководитель — подчиненный» на бумаге, используя цветные фломастеры (10—15 мин). После этого рисунки, не подписанные, складываются все вместе.

Обсуждение. Участникам предлагается обсудить рисунки, отгадать, кому принадлежит тот или иной рисунок, выразить свои чувства по поводу каждого рисунка, попытаться ответить на вопрос, как влияет отношение к конфликту на его решение.

Упражнение 57. «Переправа»

Цель. Сплочение коллектива.

Процедура. Участники делятся на две команды, равные по числу участников. На полу раскладываются в два ряда листки бумаги. Их число равно числу участников. Задача: не наступая на пол, перебраться так, чтобы последний стал первым, предпоследний — вторым. Победившая команда придумывает наказание проигравшей.

Обсуждение. В чем были трудности, что помогало выполнить задание.

Упражнение 58. «Уверенность в себе»

Цель. Развитие уверенности в себе.

Процедура. Участникам предлагается продолжить следующие фразы: «Я уверен в себе, когда…», «Я не уверен в себе, если…»

Обсуждение. Чувство уверенности появляется тогда, когда человек ощущает в себе силы справиться с ситуацией.

Упражнение 59. «Скульптура»

Цель. Навыки невербальной коммуникации.

Процедура. Группа разбивается на две команды. Каждый участник первой команды выбирает себе участника другой команды и «лепит» из него скульптуру, олицетворяющую собой проблему выбранного участника. Вторая команда закрывает глаза. После завершения задания первой командой, участники второй команды открывают глаза, и идет обсуждение содержания проблемы конкретного участника и формы ее воплощения. «Скульптор», после объяснения своего замысла, показывает скульптуру, выражающую форму решения этой же проблемы.

Обсуждение. Насколько развиты навыки невербального общения, в чем трудности, что нового для себя открыли.

Упражнение 60. «Принятие ответственности на себя»

Цель. Развитие чувства ответственности за свои поступки, проявления себя.

Процедура. В течение времени до следующего занятия проанализируйте свое общение с коллегами, подчиненными, руководством и наедине с собой. Постарайтесь определить, когда ваше поведение выражалось словами «Я должен…», а когда «Я хочу…». Составьте диаграмму.

Читайте также:  упражнение для стоп бальников

Пример такой диаграммы.

Обсуждение. Причиной каждого невротического акта является неспособность индивидуума принять ответственность за свое я. Гештальтподход помогает преодолеть невротические механизмы с помощью изменения средств коммуникации и структуры языка. Смысл упражнения заключается в понимании своей авторской позиции и творческой роли в общении с другими людьми и ответственности за собственные действия.

Упражнение 61. «Проницательность»

Цель. Развитие психологической проницательности.

Процедура. Каждому участнику раздаются листы и ручки. Задание: изобразите с помощью пиктограммы какое-то чувство (гнев, обида, восхищение, досада, сомнение…). Все картинки собираются ведущим и в случайном порядке предъявляются окружению для отгадывания. Автор дает обратную связь (верно, угадали или нет).

Обсуждение. Выявление и осознание психологических механизмов понимания состояния другого.

Упражнение 62. «Пойми меня»

Цель. Понять мысли и чувства собеседника, его точку зрения.

Процедура. Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает каждому по очереди кратко рассказать о конфликтной ситуации, когда с ним поступили несправедливо. Сосед, сидящий слева, должен пересказать эту историю как можно точнее, а также попытаться понять и передать чувство рассказчика. Автор истории, в свою очередь, оценивает точность рассказа. Упражнение можно проводить по кругу.

Обсуждение. Осознание особенной эмоционального состояния в условиях конфликтной ситуации.

Упражнение 63. «Глаза в глаза»

Цель. Развитие эмоциональной чувствительности.

Процедура. Участники разбиваются на пары. В течение 3 мин участники смотрят друг на друга (в глаза), пытаясь понять мысли и чувства, как бы общаясь глазами.

Обсуждение. Участники делятся своими ощущениями с группой. Удалось ли кому-то понять друг друга без слов? Какие чувства испытывают люди при длительном контакте тазами? Возникали ли ощущение понимания, доверия, духовной близости?

Упражнение 64. «Порадуй меня»

Цель. Развитие социальной интуиции, чувствительности, понимание другого человека.

Процедура. В центр круга приглашается один из участников. Предполагается, что у него сегодня день рождения. Задача всех остальных — доставить ему радость. Каждый из участников решают, что ему подарить — вещь, или событие, или что-то еще. Тот, чей подарок окажется самым удачным, получает в награду улыбку от именинника. Затем становится именинником сам.

Обсуждение. Выявление и осознание психологических причин выбора подарка. Установление стоящих за данными причинами факторов.

Упражнение 65. «Интуиция»

Цель. Развитие умений адекватно воспринимать и интерпретировать информацию.

Процедура. Ведущий: «У меня в руках несколько карточек, на них написаны названия различных предметов, состояний, понятий. Например: лампа, сон, свет, веселье и т. д. Я приколю карточку на спину одному из вас, но сделаю это так, чтобы он не видел написанного. Затем этот человек будет подходить к разным участникам группы (по своему выбору) и те, к кому он подошел, невербально будут показывать то, что было написано у него на карточке. Задача игрока — понять, что было на бумажке».

Обсуждение. Выявление трудностей, мешавших точному восприятию информации и обсуждение способов преодоления установленных трудностей.

Упражнение 66. «Точность и скорость передачи информации»

Цель. Развитие точности восприятия информации и скорости ее передачи.

Процедура. Все участники становятся по кругу, спиной в круг. Ведущий: «Пусть кто-нибудь из вас задумает любой предмет, который мы будем невербально передавать друг другу. Предмет должен быть таким, который в реальности можно передавать друг другу.

Итак, сейчас первый участник передаст предмет соседу слева. При этом он, как и все мы, будет использовать только невербальные средства. Тот, кому предмет передается, должен понять, что за предмет он получил. Таким образом, предмет будет двигаться по внешнему кругу и в итоге вернется в начало. К этому времени все участники будут стоять лицом в круг, так как каждый, передав предмет, может повернуться лицом в круг».

Обсуждение. Когда предмет возвратился к отправителю, ведущий, двигаясь от последнего к первому игроку, спрашивает всех по очереди: кто что получал, а что передавал. Выявление причин, приводящих к искажению восприятия и передачи информации.

Упражнение 67. «Невербальный уровень взаимопонимания»

Цель. Развитие чувствительности к невербальной информации.

Процедура. Группа делится пополам, образуя две шеренги. Все садятся лицом друг к другу, друг напротив друга. Ведущий: «Представьте себе, что мы все едем в автобусах: одна подгруппа едет в одном, другая в другом. Автобусы остановились рядом в транспортном заторе. Вы сидите у окна и видите, что в другом автобусе прямо напротив вас и тоже у окна сидит ваш знакомый. Вам надо срочно передать ему важную информацию, и вы делаете это. Но только молча, без слов, времени у вас немного. Тот, кому передают информацию, должен постараться понять, что ему старается сообщить его знакомый».

Обсуждение. Выявление причин успешного и неуспешного выполнения упражнения.

Упражнение 68. «Поход»

Цель. Развитие наблюдательности.

Процедура. Участники садятся по кругу. Ведущий: «Давайте представим, что мы решили все вместе отправиться в поход. Вот здесь (ведущий показывает на середину круга) лежит рюкзак, который нам нужно собрать для похода. Каждый по очереди положит в него что-то нужное, сделать это надо без слов, не вербально. Все мы должны внимательно следить за тем, что каждый из нас кладет в рюкзак и не повторяться».

Обсуждение. После того как каждый положил что-то в рюкзак, группа обсуждает: что это было, что было тяжело угадать, что нет, почему. Что мешало и помогало угадывать.

Упражнение 69. «Чувствительность к новизне»

Цель. Развитие доброжелательности как умения видеть новое и хорошее в другом человеке.

Процедура. «Внимательно посмотрите друг на друга. Постарайтесь увидеть каждого, обратить внимание на то, как выглядит сегодня этот человек, в каком он настроении, как он себя проявляет. Для этого у вас будет 3 мин… А сейчас мы будем сообщать друг другу, что нового, по сравнению со вчерашним днем, вы увидели в человеке. Будьте внимательны и постарайтесь ничего не пропустить».

Обсуждение. Осознание «секретов» доброжелательности.

Упражнение 70. «Идентификация»

Цель. Развитие умений дифференцировать эмоциональные состояния.

Процедура. Каждому дается задание определить в цвете (придумать цвет или определенный оттенок) свое состояние на данный момент. И объяснить для себя почему.

Каждый участник должен угадать, какого цвета настроение у соседа справа. Затем идет соотнесение с реальным цветом, который загадал сосед. При этом и сосед и тот, кто угадывает, не просто называют цвета, но и объясняют, почему именно этот цвет, а не какой-нибудь другой.

Обсуждение. Особое внимание обращается на аргументацию собственной точки зрения.

Упражнение 71. «Наедине с другим»

Цель. Развитие умения быть близким к своим чувствам и брать на себя ответственность за свои чувства.

Процедура. В игре участвуют одновременно четыре-шесть человек (4—6). Первый человек встает на стул (неподалеку ставится стул), второй человек садится на стул (напротив него ставится стул, но с учетом того, что другой человек может как сесть на стул, так и встать на стул, встать рядом со стулом и т. д.), третий человек стоит.

Другим трем участникам предлагается встать поочередно у каждого из трех участников. Далее участнику предлагается расположиться напротив каждого из трех участников так, как ему будет удобно (при этом нужно смотреть в глаза человеку напротив).

Обсуждение. Напротив кого стоять было легко/тяжело/ неуютно/необычно/приятно? Почему во втором этапе упражнения была выбрана именно такая позиция? Как, по-вашему, чувствовали себя другие участники? Три участника отвечают на те же вопросы.

Упражнение 72. «Паровозик»

Цель. Формирование «чистых» каналов общения.

Процедура. Участники встают друг за другом, ведущий перемешивает их и переставляет людей так, чтобы каждый участник не знал, кто стоит за его спиной (все это осуществляется, когда у участников закрыты глаза). Ведущий встает в конец «паровозика» (у спины последнего).

Инструкция: ведущий посылает сигнал вперед, задача других участников — передать этот сигнал дальше. Все сигналы должны передаваться!

Сигналы: поглаживание по затылку; удар (несильный по плечу); положить обе руки на плечи; провести руками по рукам (от плеч до кистей); дернуть за волосы (несильно); «смахнуть ворсинку» со спины; схватить за плечи.

Обсуждение. Какие сигналы было трудно передавать? Какие сигналы было трудно получать? Почему?

Упражнение 73. «Фразы»

Цель. Развитие поведенческого репертуара.

Процедура. Нужно шесть и более (четное количество) участников. Им раздаются карточки с репликами: «Не будь таким!»; «Мы с тобой одной крови — ты и я!»; «Ля-ля-ля»; «Мне не нравится эта погода»; «Мне некогда»; «У тебя нитка на кофте» и прочие смешные цитаты, обвинительные, укоряющие фразы, комплименты.

Затем участники разбиваются на пары. Инструкция: «сейчас вы должны как можно большему числу участников сказать вашу фразу и выслушать фразу других».

Обсуждение, что было трудно говорить? что воспринимать? какая реакция? почему?

Упражнение 74. «Активное слушание»

Цель. Повышение уровня ответственности средствами активного слушания.

Процедура. Слушание — это активный процесс. Как таковое, оно предполагает желание услышать, внимание к собеседнику.

Каждый из нас может слушать более эффективно, только этому надо учиться. Существуют некоторые приемы активного слушания:

Выяснение — обращение к говорящему за уточнением. Здесь ключевые фразы «не повторите ли вы еще раз»; «я не понял» и т. д.

Перефразирование — формулировка той же мысли иначе: «как я вас понял…»; «выговорите…» и т. д.

Отражение чувств — отражение слушающим чувств, выраженных говорящим: «вероятно вы чувствуете…»; «мне кажется, что вы чувствуете…»

Резюмирование — подытоживание основных идей, чувств говорящего.

Обсуждение. Обоснование целесообразности применения активных методов слушания в ходе профилактики деструктивных конфликтов.

Упражнение 75. «Ответственность за понимание»

Цель. Развитие способности к пониманию

Процедура. «Сейчас мы разобьемся на пары. Один из вас расскажет своему собеседнику короткий случай (кратковременную конфликтную ситуацию) из жизни, или какую-то свою идею, а тот, в свою очередь, должен перефразировать это высказывание. Затем поменяйтесь ролями. Обязательно спросите собеседника, точно ли вы поняли, что он сказал».

Обсуждение. К умению активно слушать относятся также: кивок головой; взгляд в глаза; поза, направленная к собеседнику; реплики согласия и удовлетворения; уточнение мысли говорящего.

Упражнение 76. «Мимика и жесты»

Цель. Развитие внеязыковых средств общения, выработка свободного, раскованного стиля общения.

Процедура. Все разбиваются на пары. Один человек из пары получает записку с заданием: «Написать письмо»; «Переставить мебель в классе». Это он должен передать напарнику жестами и мимикой. Второй должен выполнить понятое им перед всеми. После чего сравнивается написанное на бумаге и сделанное.

Обсуждение. Сложно было или нет, что помогало и что мешало.

Упражнение 77. «Картина»

Цель. Развитие «чувства локтя».

Процедура. Данное упражнение определяет умение членов группы регулировать процесс общения, помогает отработать невербальные техники общения. Все разбиваются на пары, каждой паре дается лист бумаги и карандаш. За 5 мин им необходимо создать совместное произведение, под рисунком написать название и подпись. Вся работа проходит без помощи речи и предварительной договоренности о том, что и как будет нарисовано.

Обсуждение. Действительно ли совместное произведение? Кто инициатор создания именно этого сюжета? Кто лидер, а кто подчиненный? Учитывались ли желания каждого? Понимали ли друг друга, какие способы использовали?

Упражнение 78. «Влияние произвольного настроения»

Цель. Развитие способностей, необходимых для уверенного поведения в неожиданных ситуациях.

Процедура. Это упражнение показывает роль положительной и отрицательной атмосферы; развивает умение находить поддержку в любой аудитории; помогает выработать свободный, раскованный стиль общения; в ходе упражнения могут быть выработаны способы, помогающие расположить к себе аудиторию.

Выбираются три человека. Им дается задание — составить сообщение на 2 мин на любую тему. Затем они выходят за дверь. Те члены группы, которые остались, становятся слушателями. С ними ведущий договаривается, что когда войдет первый рассказчик, все будут проявлять доброжелательность. Во время второго рассказа все будут изображать холодность. А когда будет выступать третий, одна половина слушателей выражает положительное настроение, другая — отрицательное.

Обсуждение. Ораторы рассказывают о своих чувствах, ощущениях, дают оценку своему выступлению. После этого раскрывается заговор.

Упражнение 79. «Ответственность за свое отношение к людям»

Цель, развитие умений отвечать за свое отношение к другим людям.

Процедура. Сначала на бумаге, а затем обсуждение в парах. Я прошу написать начало предложения, завершает которое каждый по своему усмотрению.

«Мне не нравятся люди, которые…»

«Я не люблю людей, которые…»

«Я думаю, что все люди…»

«Мне кажется, что все люди…»

Обсуждение. Был ли в вашей жизни такой эпизод, когда вы проявляли эти качества, которые осудили. Открыл ли ктонибудь что-нибудь в себе, выполняя это упражнение. Является ли чувство, которое вы открыли, стимулом для внутреннего развития. Оказывается, качество, которое я не люблю в других, очень прочно сидит во мне. В связи с этим уместен вопрос ведущего: «Можешь ли ты взять на себя ответственность за решение этой задачи?»

Результат. Я решил (-а) для себя очень важную проблему. Мне не нравился один человек, но теперь я не испытываю раздражения по отношению к нему.

Цель. Развитие умений, необходимых для оперативной и адекватной обратной связи.

Процедура, а) участник начинает свой рассказ. Желательно, чтобы тема была значима для говорящего. Например, «Мои маленькие радости»; б) слушающий должен повторить сущность его сообщения, чтобы показать, что понял и почувствовал его; в) после этого первый участник подтверждает, что был понят правильно, и отмечает те моменты, которые не были уловлены в достаточной мере.

За ходом выполнения упражнения следит наблюдатель, который сообщает наиболее значимую информацию.

Обсуждение. Особое внимание обращается на преодоление затруднений, возникающих в процессе обратной связи.

Упражнение 81. «Обратная связь»

Цель. Развитие умений принимать на себя ответственность за получаемую информацию.

Процедура. Участник, получающий обратную связь, сидит в центре круга с закрытыми глазами, а остальные участники подходят к нему и невербально выражают ему свое отношение.

Затем участник пытается определить, кто и какое действие совершил, и «зеркально» возвращает этому человеку ответное действие.

Обсуждение. Поиск ресурсов, актуализация которых позволит повысить эффективность обратной связи в общении.

Упражнение 82. «Открытость»

Цель. Самораскрытие, принятие своих чувств.

Процедура. Найдите в группе человека, которого вы меньше всего знаете. Поделитесь с ним чем-либо важным для вас, своими мыслями и чувствами. Изменилось ли у вас отношение после этого к нему, что вы чувствуете?

Обсуждение. Открытость означает умение поделиться своими впечатлениями об актуальной ситуации, а также переживаниями, связанными с ней. Открытость — это готовность высказать другому свои соображения, выразить свои чувства в связи со сказанным или сделанным.

Установление близких отношений с другими людьми во многом определяется тем, насколько открыто, искренне вы можете выражать свои чувства, себя в присутствии друг друга.

Упражнение 83. «Ответственность как основа самосовершенствования»

Цель. Развитие позитивного отношения к себе.

Процедура. Составьте список слабых сторон. Разместите его на левой половине листа бумаги. На правой напротив каждого пункта укажите то положительное, что этому можно противопоставить. Разверните и обоснуйте контраргументы. Найдите подходящие примеры. Начните думать о себе в терминах правой колонки, а не левой.

Обсуждение. Выявление новых возможностей повышения самооценки.

Таким образом, быть ответственным — значит просто признать действия своими собственными. «Я сделал это, меня не принуждали ни обстоятельства, ни судьба, ни мое бессознательное, ни социальное давление».

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

Adblock
detector