Меню

упражнение на определение научного стиля

5.2. Научный стиль

Упражнение 78. Прочитайте текст. Докажите его принадлежность к научному стилю. Выделите лексические, морфологические и синтаксические средства, присущие научной речи.

Слово – это значимая самостоятельная единица, основной функцией которой является называние.

Каждое слово, кроме служебных слов, имеет значение; только одни слова имеют одно значение: карандаш, автобус, изречение, а другие – несколько: дом, нос, отметка, путь. Однозначных слов в языке сравнительно немного. Гораздо больше слов многозначных, имеющих по два, три, четыре и более значений. Так, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова зафиксировано 26 значений слова идти. Наличие у слова нескольких (двух и более) значений называется многозначностью или полисемией (от греческого poly – «многое» и sema – «знак»). Чем больше в языке многозначных слов, тем богаче язык.

В зависимости от того, по какому признаку совершается перенос значения слова, различают три типа полисемии (многозначности): метафору, метонимию и синекдоху.

Метафора – это перенос наименования по сходству признаков. Сходство может быть по форме: яблоко (плод) и яблоко (глазное); по цвету: золотая (вещь) – и золотая (осень); по расположению: нос (человека) и нос (корабля); по функции: дворник (работник) и дворник (стеклоочиститель у автомашины).

Метонимия основана не на сходстве, а на смежности. Явления, реально связанные друг с другом, получают одно и то же наименование: аудитория (помещение) и аудитория (группа слушателей); серебро (металл) и серебро (столовое серебро); тенор (голос) и тенор (певец с таким голосом).

Синекдоха – это перенос названия с целого на его часть и наоборот. Например, правильные черты лица (часть человеческого тела) – списки лиц (списки людей); голова (часть тела) – отчаянная голова (человек).

Упражнение 79. Используя приводимые ниже клише (то есть устойчивые обороты), присущие научной речи, составьте и напишите реферат по одной главе или по одному параграфу учебника физики, биологии, химии, русского языка.

  • В работе (книге, статье, параграфе) анализируется проблема (даётся характеристика, излагается теория, исследуется проблема, обосновывается тезис, обобщается опыт, описывается теория, освещается проблема, показывается сущность, приводится анализ, разбирается проблема, дано описание).
  • Автор анализирует проблему (выявляет сущность, затрагивает вопрос, решает комплекс задач).
  • В связи с этим автор касается (выделяет).
  • Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными примерами.
  • По мнению автора, .
  • Как отмечает (считает) автор, .
  • Вместе с тем, как подчёркивает автор, .
  • Особое внимание уделяется.
  • Важное значение имеет.
  • Далее освещается проблема (вопрос).
  • Характеризуя значение (чего?), автор пишет (отмечает, замечает, подчёркивает): «. ».
  • В этой связи раскрываются также причины.
  • Касаясь причин. автор подчёркивает, что.
  • Во-первых. во-вторых. в-третьих.
  • Эта проблема может быть рассмотрена в двух основных аспектах.
  • В следующей главе прослеживается.
  • Здесь подчёркивается.
  • Примером этого могут служить.
  • При этом подробно освещается роль.
  • В частности, отмечается, что.
  • Подчёркивается исключительная важность.
  • Этот тезис иллюстрируется примером.
  • «. », – указывает в связи с этим автор.
  • Это положение подкрепляется, в частности, примером.
  • В заключение автор делает вывод.
  • В итоге делается следующий вывод: «. ».
Читайте также:  продвинутые упражнения с мячом

Читать тему 5.2. Научный стиль

Источник

Практические задания и упражнения

Тема 4.2.1 Редактирование научного текста.

Цель занятия:получить представление о сфере функционирования, языковых и жанровых особенностях научного тиля современного русского литературного языка, научится редактировать научный текст (лексический, морфологический и синтаксический аспекты).

Основные вопросы (обязательные для изучения)

1. Понятие научного стиля (назовите сферу его функционирования, подстили и жанровые разновидности).

2. Языковые средства, формирующие научный стиль речи (охарактеризуйте лексические, фразеологические и грамматические особенности научного стиля).

3. Система жанров научного стиля:

— реферат (особенности реферата, правила написания);

— конспект (виды конспектов, правила составления)

К каким жанровым группам научного стиля относятся эти тексты (собственно научным, научно-информативным, научно-справочным, научно-учебным, научно-популярным)? Охарактеризуйте особенности каждого из перечисленных жанров. Назовите стандартные языковые средства, используемые в них.

Практические задания и упражнения

(выполняются письменно в тетради для практических занятий)

Задание 1. Выпишите из текста слова, не соответствующие научному стилю.

Существует факт, или, если угодно, закон, управляющий всеми явлениями природы, всем, что было известно до сих пор. Название его – сохранение энергии. Он утверждает, что существует определенная величина, называемая энергией, которая не меняется ни при каких превращениях, происходящих в природе. Само это утверждение весьма и весьма отвлеченно; это по существу математический принцип, утверждающий, что существует некоторая численная величина, которая не изменяется ни при каких обстоятельствах. Это отнюдь не описание механизма явления или чего-то конкретного, просто-напросто отмечается то странное обстоятельство, что можно подсчитать какое-то число и затем спокойно следить, как природа будет выкидывать любые свои трюки, а потом опять подсчитать это число – и оно останется прежним.

(Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. М., 1977)

Задание 2.Для научного стиля характерны цепочки несогласованных определений. Чаще всего они выражены цепочкой родительных падежей. Для того чтобы текст можно было легко прочитать, цепочка несогласованных определений должна состоять не более чем из 3-4 слов. Найдите в предложении цепочки несогласованных определений. Преобразуйте предложение, по возможности «разбив» некоторые из этих цепочек.

Читайте также:  комплексы упражнений дома для бедер

Вместе с тем недостаточная изученность влияния на структуру и механические свойства высокоалюминиевых чугунов (ВАЧ) химического состава, особенностей обработки в жидком состоянии, скорости охлаждения и технологии литейной формы не позволяют получать из них тонкостенные фасонные отливки общемашиностроительного и специального назначения.

Вместе с тем недостаточно изучены влияния на структуру и механические свойства высокоалюминиевых чугунов (ВАЧ) химического состава, особенности их обработки в жидком состоянии, скорости охлаждения и технологии литейной формы, это не позволяет получать из них тонкостенные фасонные отливки, общемашиностроительного и специального назначения.

Задание 3. В научных текстах встречаются ошибки в управлении. Обратите внимание на типичные ошибки, которых следует избегать. Выберите правильный вариант и объясните свой выбор.

Источник

Упражнение на определение научного стиля

1. Прочитайте тексты. Что в них вызвало у вас смех?

а) Пришёл ко мне Витя на День рождения. Зашёл в комнату, встал в торжественную позу и говорит так серьёзно:

— Уважаемый Иван! В связи с празднованием Дня твоего рождения, прошу принять электронную книгу Lenovo в количестве одна штука и коробку шоколадных конфет «Ассорти» весом 250 граммов сроком годности до 08.12.2016 года». С уважением, Виктор. 05.08.2016.

б) Купили мы новый фотоаппарат. Дорогой, профессиональный. Как и положено, решили начать с инструкции: всё изучить, потом только начать пользоваться. Открыли, читаем.

«Здорово, пользователи фотоаппарата! Крутяк, что вы его купили. Как пользоваться, спрашиваете? Нажимаем на любую кнопку. Не включился? Значит, на другую. Снова нет? На третью. Рычажок дёрните. Объектив покрутите. Дуньте, плюньте, скажите «Сим сиавим, трах-тибидох, ама-хасла, ама-ама-хасла». Снова не работает? Поздравляю, вы его сломали. Но не всё потеряно! Сделайте на телефон селфи с этим фотоаппаратом. И никому не рассказывайте, что воспользовались этой инструкцией.

в) Сел я писать объяснительную записку, почему я в школу опоздал.

«Вчера была изумительная ночь. Словно волшебные светлячки, сверкали звёзды. Пели соловьи, и на душе было хорошо-хорошо! Пахло душистой черёмухой. Нет, не хотелось в такую чудную ночь спать.

Я мечтал. Мечтал о сказочных дальних странах и берегах, о далёких замках, рыцарях и королях…

А сегодня утром, когда я проснулся, солнце было уже высоко и ласковыми лучами согревало дивный мир. Я шёл и любовался каждым деревом, каждым кустиком. Вот и опоздал в школу…»

2. Оформите таблицу «Стили речи».

Какие из этих стилей подошли бы к текстам из предыдущего упражнения?

Читайте также:  пилатес упражнения для спины грыжа

3. Прочитайте текст и оформите таблицу «Признаки текста научного стиля».

«Горностай – ценный пушной зверёк семейства куньих. Летом мех буровато-рыжий, зимой – снежно-белый, кончик хвоста чёрный в течение всего года. Длина тела самца около 25 сантиметров, длина хвоста до 10 сантиметров. Самки намного меньше. Распространён в Европе, Азии и Северной Америке. Обитает чаще всего в долинах рек, близ озёр, тростниковых зарослей, но встречается и в лесах, перелесках, горных россыпях и на полях»

4. Прочитайте описание ромашки, составленное учеником 4 класса. Можно ли его назвать научным? Пользуясь статьями из Интернета и энциклопедий, отредактируйте работу ученика, запишите полученный вариант.

Ромашка – очень красивый цветок. Растёт практически везде, куда бы я не отправился гулять: на лугах, полях, опушках лесов, даже в огороде у бабушки. Ромашка бывает разных видов: пахучая (лекарственная) и непахучая (обыкновенная) и ещё какая-то. Размер ромашки небольшой. Цветёт летом. Любит солнышко.

А ещё мы с Сашкой тайком любим гадать на ромашке. На Полинку Кругликову из 4 «А» класса. Один раз погадаю – «любит». Другой – «не любит». Наваждение просто.

5. Научным стилем часто создаются инструкции: как пользоваться тем или иным предметом, оборудованием. В последнее время популярность приобрели «шуточные инструкции», для создания которых требуется не только знания научного стиля, но и фантазия, юмор, смекалка. Изучите одну из таких «инструкций».

Инструкция по избавлению от комара.

а) Возьмите свежую прочитанную домочадцами газету (плотность бумаги до 7 г/кв. м.) и скрутите из неё бумажную палку (БП)

б) Визуально определите местонахождение комара, сидящего на потолке.

в) Возьмите табуретку, стол, стул, другой предмет мебели – нужное подчеркнуть – в дальнейшем ПМ.

г) Визуально определите место установки ПМ.

д) Крепко сожмите БП кистью правой, левой (нужное подчеркнуть) кистью руки.

ж) Бесшумно и осторожно залезьте на ПМ, держа БП.

з) Резко опустите БП, прямо на комара.

и) Если комар улетел, повторите пункты «д-з» до тех пор, пока комар не будет убит.

к) Теперь вы можете уснуть ровно до того момента, пока не прилетит новый комар. http://poznajvse.com/instrykc-izbavitsja-komara

Составьте аналогичные шуточные инструкции:

— Как почистить апельсин;

— Как уложить кота спать;

— Как научить хомяка играть в шахматы (в шашки);

— Как выйти из класса незаметно для учительницы;

— Как за 3 минуты найти потерявшийся носок.

Не забудьте про признаки научного стиля и юмор!

Источник

Adblock
detector