Меню

упражнение на определение компетенций

Упражнения направленные на формирование составляющих коммуникативной компетенции

Упражнения направленные на формирование составляющих коммуникативной компетенции (распредеделенные по компетенциям) +методическое обоснование

Просмотр содержимого документа
«Упражнения направленные на формирование составляющих коммуникативной компетенции»

К основным этапам работы над новым грамматическим явлением относятся: 1) ознакомление; 2) первичное закрепление; 3) развитие навыков и умений использования грамматики в устном и письменном общении. В свою очередь, ознакомление включает в себя (а) введение грамматического материала и (б) его объяснение.

При введении используется доска с записью несложного контекста или демонстрация грамматического явления в тексте, а также таблицы, схемы, рисунки. Чаще всего эти средства применяются не изолированно, а в различных сочетаниях друг с другом.

Объяснить грамматическое явление — это значит, во-первых, раскрыть его формальные признаки; во-вторых, объяснить его значение, т.е. семантические особенности; в-третьих, пояснить функцию в речевом контексте; в-четвертых, провести первичное закрепление.

Объяснение начинается с подготовки учащихся к восприятию нового грамматического явления, в процессе которого учитель напоминает учащимся уже знакомые им грамматические средства иностранного языка, которыми он намерен воспользоваться в качестве опоры при объяснении. Например, к введению некоторых форм прошедших времен относится повторение спряжения вспомогательных глаголов; перед введением страдательного залога повторяется действительный залог и др. Затем следует выделение нового грамматического явления из контекста, раскрытие его формы и значения, а также особенности его употребления. Объяснение завершается формулировкой обобщающего правила, содержащего определенный перечень дифференциальных признаков грамматического явления, характеризующих его особенности и последовательность реализации данных признаков в устном и письменном общении. Заканчивается объяснение проверкой понимания и первичным закреплением.

В качестве основных способов объяснения грамматики в школе используются индукция и дедукция. Под индукцией в логике понимается форма умозаключения, обобщающая отдельные факты и характеризующая движение познания от частного к общему. В методике обучения иностранным языкам сущность индукции заключается в том, что грамматические явления наблюдаются в графическом тексте/звучащей речи, изучаются в специально подобранных примерах и обобщаются в правилах. Под дедукцией понимается движение познания от общего к частному, т.е. от обобщающего правила или правила-инструкции, касающегося формы, значения и функции соответствующего явления, к наблюдению за контекстом и закреплению в упражнениях. Индукция и дедукция могут дополнять друг друга, обладая определенными достоинствами и недостатками.

Индуктивный путь имеет следующие преимущества:

а) является более наглядным, так как изучение грамматического материала проводится в языковом контексте;

б) способствует развитию мыслительной деятельности, вследствие того что она предполагает наличие у учащихся внимания, наблюдательности и большой активности;

в) обеспечивает быстрое запоминание, поскольку в результате наблюдения зa контекстом и самостоятельного вывода правила первичное закрепление осуществляется уже на этапе ознакомления.

Преимущества дедуктивного пути заключаются в следующем:

а) он требует значительно меньше времени на объяснение, увеличивая тем самым удельный вес упражнений;

б) позволяет учителю прогнозировать трудности и предусматривать основные ошибки;

в) способствует точности планирования урока;

г) учит работать по справочному материалу.

Выбор того или иного способа объяснения зависит от ряда факторов. Перечислим их.

Рассмотрим еще ряд упражнений, нацеленные для формирование грамматических навыков.

Practice activities — Подготовительные упражнения

Упражнение на дополнение это ряд незавершенных предложений и заданием является закончить их по смыслу или используя информацию, полученную из прослушанного или прочитанного текста. Материал для дополнения предложений учащиеся могут черпать и из собственного жизненного опыта. В упражнениях такого рода заданная часть — как правило, это начало предложения (sentence head) — служит смысловой опорой, толчком к созданию осмысленного законченного высказывания. Само дополнение может представлять собой семантическую константу, обусловленную началом высказывания, либо свободно выбранное смысловое наполнение заданной синтаксической рамки. В случае (единственно верного) варианта дополнения происходит реконструкция высказывания и тогда упражнение носит, контролирующий характер. В случае свободного смыслового дополнения упражнение является условно-речевым, тренировочным.

Упражнения на осознание языковой формы высказывания имеют рецептивный характер и нацеливают учащихся на распознавание языковых явлений, развивают способность наблюдать за речевыми образцами и делать выводы о том, как они функционируют .

Дрилл — организационная форма выполнения языковых упражнений, которая предполагает целенаправленную отработку отдельного учебно-речевого действия, его многократное воспроизведение, выполнение действий, аналогичных ему, с целью запоминания языкового явления и автоматизации навыков.

Rephrasing / Reformulation / Paraphrase

Учебному перифразу традиционно отводилось важное место при обучении экспрессивной устной и письменной речи. В методике закрепилось представление о том, что учебный перифраз формирует умение передать смысл речевой единицы (слова, фразы, высказывания) другими словами, способствует усвоению и активизации грамматического материала, развивает умение выражать мысли ограниченными языковыми средствами. Перифраз обычно не сводится к дословной передаче смысла, а стремится к уточнению, пояснению, в случае же ограниченного словарного запаса — к описательному выражению мыслей.

Грамматические действия включают в себя трансформацию, комбинирование, замену сложных синтаксических конструкций на более простые, например замену сложных предложений на ряд простых.

Упражнения на перифраз строятся на уровне отдельных слов, словосочетаний, предложений и текстов. Перифраз более объемных речевых отрезков — необходимый компонент при изложении содержания прочитанных или прослушанных материалов и особенно при «сжатых» пересказах и письменной компрессии текстов.

Основными правилами учебного перифраза являются следующие:

• Перифраз всегда должен быть на современном английском языке, независимо от времени написания оригинала.

• При перифразе нельзя заменять механически одни слова или словосочетания на другие; следует передавать понятия, идеи, мысли другими языковыми средствами.

• Некоторые слова и выражения не могут быть заменены и поэтому сохраняются при перифразе.

• Следует избегать собственных дополнений к тексту оригинала, комментария к нему и оценки.

• В перифраз обычно не включаются фигуры речи.

Упражнения на перифраз могут вызывать нарекания в том случае, если при чрезмерном увлечении этим видом работы и его некорректном использовании речевые действия учащихся сводятся к механическому манипулированию языковой формой в отрыве от реальных коммуникативных потребностей.

Следующие упражнения направлены на узнавание и дифференциацию грамматического явления.

определите на слух в диалогическом единстве предложение с новым грамматическим явлением, воспроизведите его (зафиксируйте его письменно);

Читайте также:  гимнастика для лица упражнение для лба

заполните таблицу/схему, опираясь на формальные признаки грамматической структуры и обобщающее правило;

подберите грамматический матерная из текста для иллюстрации правила-инструкции;

назовите эквивалентные грамматические замены указанных структур

проведите «лингвистическое» чтение текста, проанализируйте использованные в нем грамматические явления;

подберите к началу предложения, данного слева, окончание, расположенное среди образцов справа;

Упражнения в трансформации.

преобразуйте действительный залог в страдательный, дополните ваш пример пояснениями.

преобразуйте два простых предложения в сложное, используйте указанные союзы;

преобразуйте повествовательные предложения из мини-текста в вопросительные, следите за порядком слов;

преобразуйте диалог в монолог, сохраните все количественные данные (реалии и др.)

работая в группах, узнайте, как ваш друг провел выходные дни:

ответьте на вопросы, придерживаясь одного из двух вариантов (закрепление Present Perfect в парной работе). Образец: а) Have you ever been far away from home?

«поставьте друг другу вопросы, опираясь на образцы и схему (повторение приставок):

выполните вопросо-ответное упражнение, замените ответ новым вариантом, подходящим по смыслу.

языковая игра «Кто составит больше вопросов по содержанию картины (текста, серии рисунков)?» При подведении итогов учитывается количество вопросов, лексико-грамматическая правильность и тематическая обусловленность в решении задания.

•дополните/сократите/видоизмените диалог, содержащий закрепляемые грамматические явления;

• заполните пропуски глаголами в Passiv, перескажите текст;

• поставьте к тексту «Моя семья» («Моя школа», «Мое хобби» и др.) вопросы, перескажите текст с помощью данных вопросов.

Упражнения для формирования когнитивной компетенции.

1.Use the table in the previous task and complete the table with the definite or zero article. (Учащиеся получают раздаточный материал с таблицей).

Commonwealth of Australia

Check it up. ( Открывается «шторка» для проверки).

Упражнение для формирования прагматической компетенции.

1.Imagine you are from one of this countries. Make up dialogues using this guestions.

What’s the name of the country?

Where is it situated?

What language do people speak there?

2. Judy works for MicroSmart Computers in London. Say what did she do yesterday. Use the rule of forming the Past Continuous Tense to make statements about Judy. Here are the list of things she did:

6.45-7.15 packed her suitcase

7.30-8.30 drove to the airport

9.20-10.15 flew to Glasgow

11.00-12.45 had a meeting

2.30-4.15 visited Dot Com Enterprises

5.30-6.15 wrote a report on the plane

8.00-8.45 put the baby to bed

9.00-11.00 relaxed and listened to music

3. Using the rule of forming the guestions in the Past Continuous say: What Judy was doing at this time?Find the answer in the previous task.

7.00 a.m. 8.00 a.m. 10.00 a.m. 11.30a.m. 10.00 p.m.

1.30 p.m.3.00p.m. 6.00 p.m. 8.30 p.m.

Пример. What was she doing at 7 o`clock yesterday morning?

She was packing her suitcase.

4. Look through the table Past Continuous and write down your own timetable. Make up sentences using Past Continuous.Work in pairs ask and answer guestions in Past Continuous.

Past Simple and Past Continuous.

Упражнение для формирования лингвистической компетенции.

1.Underline the correct verb form. Use the table of Past Simple tense and Past Continuous.

I saw / was seeing a very good programme on TV last night.

While I shopped / was shopping this morning, I lost / was losing my money. I don’t know how.

Last week the police stopped / were stopping Man in his car because he drove / was driving at over eighty miles an hour.

How did you cut / were you cutting your finger?

1 cooked / was cooking and 1 dropped / was dropping the knife.

When I arrived / was arriving at the party, everyone had / was having a good time.

Did you have / Were you having a good time last night?

2. Complete the sentences with the verbs in the Past Simple or Past Continuous.

1. While I (go) to work this morning,

2. I (meet) an old friend.

3. I (not want) to get up this morning.

4. It (rain) and it was cold, and my bed was

5.I (listen) to the news on the radio when the

6. But when I (pick) up the phone, there was no one there.

Упражнения для формирования прагматической компетенции.

1.Here is a story. Your task is to read it one by one and add your own sentences paying attention that all the sentences should be in the Past Simple Tense.

I went out for a work.

Unfortunately. It began to rain.

Fortunately I had an umbrella.

Unfortunately it was broken.

Fortunately I met a friend in his car.

Unfortunately his car was broken.

Make up the same stories on this topics:

Make all the story in Past Simple .

I lost my wallet yesterday. It was my birthday last week. I went on holiday to..last week.

Упражнения для формирования лингвистической компетенции.

1.Find in every types of conditionals verbs and underline them.

Упражнения для формирования когнитивной компетенции.

1.Find in each type of Conditionals verbs according to the rule of forming the Conditionals and rewrite them as it is shown in the example.

Example: 1 Conditional. If + had, would+will.

2.Look through the Conditionals of type 1 and 2. What are the differences between them. Which of them are real and unreal.

Упражнения для формирования прагматической компетенции.

1.Use the rule about Conditionals and make up sentences. Join the condition and the result. And name the type of Conditional you use.

Example : If I don`t go out so much I`ll do more homework

I don’t go out so much — Do more homework- pass my exams- go to university- Study medicine- become a doctor – earn a good salary.

I stop smoking- I have more money- save some every week- be rich when I`m thirty- have my own business- make a lot of money- retire when I`m forty.

Читайте также:  мышечный спазм спины упражнения

Work in pairs and make up a dialogue. One of you is going to ski in Alps for the first time. Your partner thinks that he will have a lot of problems. Use Conditionals sentences in your dialogues.

This ideas can help you.

What will you do if there’s no snow?

don’t like the food it rains

there’s nothing to do in the evening

-don’t make any friends

Work in pairs. Ask and answer guestions. Use the rule of Conditionals type 2.

IMAGINE THE FOLLOWING SITUATIONS, WHAT WOULD YOU DO?

If you had to choose a place to live outside your country, which one would you choose?

В рамках коммуникативного подхода предлагается использовать следующие виды упражнений для формирования грамматических навыков.

Упражнение на перекодирование информации из одной формы ее представле​ния в другую. Формы представления информации могут быть вербальными и невербальными. Вербальные формы включают в себя многообразие устных и письменных текстов, различающихся по своему функционально-коммуника​тивному назначению, риторической организации, объему и степени свернутос​ти информации. Невербальные (наглядные) формы могут быть изобразитель​ными (картины) или графическими (таблицы, схемы, диаграммы).

Примерами упражнений на перекодирование информации из одной вербальной формы в другую являются представление повествовательного текста в виде письма или дневниковых записей, стихотворения — как отрывка в про​зе, телефонного разговора — в форме письменного сообщения, пересказ диалога с использованием косвенной речи. Задания на перекодирование вербаль​ной информации в наглядную и наоборот включают в себя передачу содержа​ния текста (например, рассказа) в виде рисунка, обозначений на карте или в виде диаграммы, схемы, указывающей на отношения между предметами, объек​тами, действующими лицами (Hedge 1993, p. Ill; Littlewood 1994, р. 71; Maley 1994; Ur 1996, p. 146).

В том случае, когда один учащийся передает информацию словами, а другой должен представить (перекодировать) ее невербальными средствами, либо когда учащиеся владеют одной и той же информацией, но в разном объеме и в разной форме ее представления, переко​дирование сочетается с преодолением «информационного неравновесия». Упражнение на перекодирование вербальной ин​формации в наглядную может сопутствовать чтению и аудированию с уста​новкой на выборочное извлечение информации, когда нужные сведения пред​ставляются в графической или изобразительной форме.

Упражнения на перекодирование информации используются для развития всех четырех видов речевой деятельности, реализуют принцип взаимосвязан​ного обучения рецептивным и продуктивным (экспрессивным) умениям.

Рассмотрим еще ряд упражнений, нацеленные для формирование грамматических навыков.

Practice activities — Подготовительные упражнения

Упражнение на дополнение это ряд незавершенных предложений и заданием является закончить их по смыслу или используя информацию, полученную из прослушанного или прочитанного текста. Материал для дополнения предложений учащиеся могут черпать и из собственного жизненного опыта. В упражнениях такого рода заданная часть — как правило, это начало предложения (sentence head) — служит смысловой опорой, толчком к созданию осмысленного законченного высказывания. Само дополнение может представлять собой семантическую константу, обусловленную началом высказывания, либо свободно выбранное смысловое наполнение заданной синтаксической рамки. В случае (единственно верного) варианта дополнения происходит реконструкция высказывания и тогда упражнение носит, контролирующий характер. В случае свободного смыслового дополнения упражнение является условно-речевым, тренировочным.

Упражнения на осознание языковой формы высказывания имеют рецептивный характер и нацеливают учащихся на распознавание языковых явлений, развивают способность наблюдать за речевыми образцами и делать выводы о том, как они функционируют .

Дрилл — организационная форма выполнения языковых упражнений, которая предполагает целенаправленную отработку отдельного учебно-речевого действия, его многократное воспроизведение, выполнение действий, аналогичных ему, с целью запоминания языкового явления и автоматизации навыков.

Rephrasing / Reformulation / Paraphrase

Учебному перифразу традиционно отводилось важное место при обучении экспрессивной устной и письменной речи. В методике закрепилось представление о том, что учебный перифраз формирует умение передать смысл речевой единицы (слова, фразы, высказывания) другими словами, способствует усвоению и активизации грамматического материала, развивает умение выражать мысли ограниченными языковыми средствами. Перифраз обычно не сводится к дословной передаче смысла, а стремится к уточнению, пояснению, в случае же ограниченного словарного запаса — к описательному выражению мыслей.

Грамматические действия включают в себя трансформацию, комбинирование, замену сложных синтаксических конструкций на более простые, например замену сложных предложений на ряд простых.

Упражнения на перифраз строятся на уровне отдельных слов, словосочетаний, предложений и текстов. Перифраз более объемных речевых отрезков — необходимый компонент при изложении содержания прочитанных или прослушанных материалов и особенно при «сжатых» пересказах и письменной компрессии текстов.

Основными правилами учебного перифраза являются следующие:

• Перифраз всегда должен быть на современном английском языке, независимо от времени написания оригинала.

• При перифразе нельзя заменять механически одни слова или словосочетания на другие; следует передавать понятия, идеи, мысли другими языковыми средствами.

• Некоторые слова и выражения не могут быть заменены и поэтому сохраняются при перифразе.

• Следует избегать собственных дополнений к тексту оригинала, комментария к нему и оценки.

• В перифраз обычно не включаются фигуры речи.

Упражнения на перифраз могут вызывать нарекания в том случае, если при чрезмерном увлечении этим видом работы и его некорректном использовании речевые действия учащихся сводятся к механическому манипулированию языковой формой в отрыве от реальных коммуникативных потребностей.

Следующие упражнения направлены на узнавание и дифференциацию грамматического явления.

определите на слух в диалогическом единстве предложение с новым грамматическим явлением, воспроизведите его (зафиксируйте его письменно);

заполните таблицу/схему, опираясь на формальные признаки грамматической структуры и обобщающее правило;

подберите грамматический матерная из текста для иллюстрации правила-инструкции;

назовите эквивалентные грамматические замены указанных структур

проведите «лингвистическое» чтение текста, проанализируйте использованные в нем грамматические явления;

подберите к началу предложения, данного слева, окончание, расположенное среди образцов справа;

Упражнения в трансформации.

преобразуйте действительный залог в страдательный, дополните ваш пример пояснениями.

преобразуйте два простых предложения в сложное, используйте указанные союзы;

преобразуйте повествовательные предложения из мини-текста в вопросительные, следите за порядком слов;

преобразуйте диалог в монолог, сохраните все количественные данные (реалии и др.)

Читайте также:  комплекс упражнений для щиколоток

работая в группах, узнайте, как ваш друг провел выходные дни:

ответьте на вопросы, придерживаясь одного из двух вариантов (закрепление Present Perfect в парной работе). Образец: а) Have you ever been far away from home?

«поставьте друг другу вопросы, опираясь на образцы и схему (повторение приставок):

выполните вопросо-ответное упражнение, замените ответ новым вариантом, подходящим по смыслу.

языковая игра «Кто составит больше вопросов по содержанию картины (текста, серии рисунков)?» При подведении итогов учитывается количество вопросов, лексико-грамматическая правильность и тематическая обусловленность в решении задания.

•дополните/сократите/видоизмените диалог, содержащий закрепляемые грамматические явления;

• заполните пропуски глаголами в Passiv, перескажите текст;

• поставьте к тексту «Моя семья» («Моя школа», «Мое хобби» и др.) вопросы, перескажите текст с помощью данных вопросов.

В процессе разработки упражнений мы руководствовались теорией о структуре коммуникативной компетенции, предложенной Л. Ф. Бахманом, которые выделяет лингвистическую, прагматическую и когнитивную компетенции применительно к обучению тем или иным аспектам языка.

What would you do if you saw a robbery or an assault?

If you had plenty of money to give away, what would you do with it?

What three things would you take if your house was on fire?

What will happen if you don’t get a good education?

If you had had the opportunity to travel to the USA last summer, what would you have done?

If you earn a lot of money in the future, will you help any charities? Which ones?

What would you have done if had had survived an earthquake?

If you see an immigrant begging for money in the street, what will you do?

What will happen if we don’t protect the environment?

If you had a child, how would you bring him/her up?

If you were the mayor of this town, what would you promise young people to get their votes?

If you were a teacher, how would you behave with your students?

What would happen if you failed English this year?

Look through the sentences . Some of them are real, some unreal. Work in pairs and make up dialogues. One of you ask the guestion using sentences below. Use

Conditional type 1 or 2.

Упражнения для формирования прагматтической компетенции.

1.What will you do? What would you do? Make questions out of the statements below. Your partner will make meaningful answers on this guestions.

Example: What will you do if there is a good documentary on TV tonight? I`ll watch it. What would you do if you find a burglar in your home? I`ll call the police.

There’s a good documentary on TV tonight, possible

You find a burglar in your home, unlikely

Your friend isn’t doing anything this weekend.

You are president of your country.

You don’t have any homework tonight.

You can speak perfect English.

Unite 4. Successful Person.

Упражнение для формирования лингвистической компетенции.

1.Complete the text with the passive form of the verbs. Use the Present Simple, Past Simple, or Present Perfect.

Concorde, the world’s fastest passenger plane. (1) was developed (develop) by France and Britain together, In the 1950s. both countries dreamed of having a supersonic plane and the project (start) in 1962. 1.5 billion pounds (3) (spend) on developing Concorde and it (4) (test) for over 5.000 hours, which makes it the most tested plane in history. The first passenger plane (5) (introduce) by British Airways and Air France in 1976. Concorde holds many world records, including the fastest crossing of the Atlantic from New York to London, which (6) (achieve) in 2 hours 45 seconds!

Flying at twice the speed of sound means that flying time (7) (reduce) by half, which is why the Concorde flight between London and New York (8) (use) a lot by business people and film stars — you can leave Britain at 10.30 and arrive in New York an hour earlier! Twenty planes (9) (build) up to the present day. But there are no plans to build any more. Each plane (10) (produce) at a cost of £55 million, which makes them very expensive!

2. Complete the sentences below with one of these reporting verbs in the correct form.

Tom ________ to his mother that he had told some lies about his cousins.

Martha ________ she would come with me as soon as she was ready.

In the courtroom the man ________ the charge of stealing $850 from the woman´s handbag.

Even though I had seen the film before, my friends, ________ me to go with them.

I ________ to my friend that I couldn´t have that dog as a pet. My flat is too small.

The customs officer ________ where I had come from and whether I was staying for more than a week.

Emma ________ me not to drive too fast because the road was icy.

George ________ that he had never see the woman before.

3. Change the sentences below from the direct to reported speech

“ If you don´t leave the room immediately, I´ll call the police.”

Mrs. Davidson ____________________________________________

“ I´ll phone you as soon as I have news about Richard´s state of health.”

“No, I will not speak to Tom.”

“You might catch the 8 o´clock train if you hurry.”

“Would you mind not smoking in the room?”

“ Don´t forget to buy the tickets for next Saturday´s concert.”

“ Why did you replace our director?”

Mr. Williams _______________________________________________

“ I´d like to spend a couple of days in a charming little hotel in the countryside”

Источник

Adblock
detector