Меню

упражнение на определение эго состояний

Тренинг «Определение Эго-состояний»

Упражнение 1. «Эго-состояния-1»

Напишите по одному примеру каждого из трех способов своего поведения (Родитель, Взрослый, Ребенок) за последние сутки и связанных с этим мыслей и чувств.

Упражнение 2. «Эго -состояния-2 «

Вернитесь к вашим примерам, когда вы в последние сутки находились в эго-состояниях Ребенка, Родителя и Взрослого.

Эго-состояние Ребенка.Подумайте о каждом случае, когда вы находились в эго-состоянии Ребенка. Запишите, какие чувства вы испытывали и о чем думали. Часто к мыслям Ребенка можно довольно легко подойти, спросив себя: «Что я думал о себе?» Отметьте, что вы думали о себе, о других людях и вообще о мире. Наконец, вспомните, как вы себя вели, когда были в Ребенке. Наилучшим способом для этого является проигрывание себя в Ребенке, глядя в зеркало. Возможно, вам удастся вспомнить, какие события в прошлом вы проигрывали. Сколько вам было лет в каждом из этих случаев?

Эго-состояние Родителя.Аналогичным образом запишите чувства, мысли и поведение для каждого случая, когда вы находились в эго-состоянии Родителя. И снова проиграйте это событие, если хотите. Часто к мыслям Родителя легче всего подойти, спросив себя: «Что «говорят» во мне мать и отец (или другие родственники: тетя, дядя, дедушка)?» Убедитесь, что в тех случаях, когда вы были в Родителе, вы копировали поведение, мысли и чувства ваших родителей и других значимых взрослых. Вам, вероятно, будет легко определить того человека, которого вы копировали в каждом отдельном случае.

Эго-состояние Взрослого.Запишите набор связанных друг с другом поведений, мыслей и чувств для случая, когда вы были во Взрослом. Для того чтобы отличить Взрослого от Ребенка или Родителя, спросите себя: «Соответствует ли это поведение, мысли и чувства взрослому подходу к ситуации, происходящей в данный момент?» Если да, то это реакция Взрослого.

Источник

Тренинг «Определение Эго-состояний»

Упражнение 1. «Эго-состояния-1»

Напишите по одному примеру каждого из трех способов своего поведения (Родитель, Взрослый, Ребенок) за последние сутки и связанных с этим мыслей и чувств.

Упражнение 2. «Эго -состояния-2 «

Вернитесь к вашим примерам, когда вы в последние сутки находились в эго-состояниях Ребенка, Родителя и Взрослого.

Эго-состояние Ребенка.Подумайте о каждом случае, когда вы находились в эго-состоянии Ребенка. Запишите, какие чувства вы испытывали и о чем думали. Часто к мыслям Ребенка можно довольно легко подойти, спросив себя: «Что я думал о себе?» Отметьте, что вы думали о себе, о других людях и вообще о мире. Наконец, вспомните, как вы себя вели, когда были в Ребенке. Наилучшим способом для этого является проигрывание себя в Ребенке, глядя в зеркало. Возможно, вам удастся вспомнить, какие события в прошлом вы проигрывали. Сколько вам было лет в каждом из этих случаев?

Эго-состояние Родителя.Аналогичным образом запишите чувства, мысли и поведение для каждого случая, когда вы находились в эго-состоянии Родителя. И снова проиграйте это событие, если хотите. Часто к мыслям Родителя легче всего подойти, спросив себя: «Что «говорят» во мне мать и отец (или другие родственники: тетя, дядя, дедушка)?» Убедитесь, что в тех случаях, когда вы были в Родителе, вы копировали поведение, мысли и чувства ваших родителей и других значимых взрослых. Вам, вероятно, будет легко определить того человека, которого вы копировали в каждом отдельном случае.

Эго-состояние Взрослого.Запишите набор связанных друг с другом поведений, мыслей и чувств для случая, когда вы были во Взрослом. Для того чтобы отличить Взрослого от Ребенка или Родителя, спросите себя: «Соответствует ли это поведение, мысли и чувства взрослому подходу к ситуации, происходящей в данный момент?» Если да, то это реакция Взрослого.

Упражнение 3. «Я человек, который»

Возьмите лист бумаги и озаглавьте его: «Я человек, который. » Затем за две минуты напишите все возможные способы закончить это предложение. После этого расслабьтесь и в течение некоторого времени осматривайте комнату, в которой вы находитесь. Для того чтобы помочь себе «войти» во Взрослого, сядьте на стуле прямо. Ногами упритесь в пол. Просмотрите ваши записи. Каждый вариант законченного предложения проверьте на то, является ли он отражением реальной действительности или написан с участием Ребенка. Если вы решите, что какие-то варианты составлены под влиянием Ребенка, подумайте, какова реальная действительность. Выделите свойственные Ребенку слова и употребите слова Взрослого. Например, если вы написали: «Я человек, который не умеет ладить с людьми», то это предложение можно переделать и так: «Я разумный и дружелюбный человек и вполне способен ладить с людьми». Измените подобным образом все продиктованные Ребенком варианты.

Теперь возьмите другой лист бумаги. За две минуты напишите все девизы и убеждения, которые вы слышали от своих родителей или значимых взрослых. Как и раньше, «включите» Взрослого. Посмотрите ваш список родительских девизов и убеждений. Отметьте, какие варианты отражают реальность, а какие продиктованы Родителем. Если вы решите, что некоторые варианты нуждаются в изменении в соответствии со «взрослой» реальностью, вычеркните их и замените на новые. Например, вы могли вычеркнуть: «Если у тебя сначала что-то не получается, пытайся еще и еще» и написать вместо этого: «Если у тебя сначала что-то не получается, измени то, что ты делаешь, так, чтобы получилось». Это упражнение можно делать в часы отдыха.

Упражнение 4. «Изучение состояний вашего «Я»

Выберите место, где вам не могли бы помешать. Выделите время, достаточное, чтобы представить каждую воображаемую ситуацию в деталях, рассмотрите следующие вопросы.

Вспомните в своем поведении что-нибудь, что вы заимствовали от родителей, и, если возможно, воспроизведите это своему мужу (жене), ребенку, друзьям или коллегам.

Вспомните какое-нибудь родительское утверждение, которое вы до сих пор слышите внутри себя и которому вы следуете, с которым вы боретесь или перед которым чувствуете смущение.

Читайте также:  лечебная физкультура упражнения уроки

Вспомните недавнюю ситуацию, в которой вы собрали факты и на их основе приняли разумное решение.

Вспомните недавнюю ситуацию, в которой вы чувствовали себя враждебно настроенным и агрессивным (или рассерженным, подавленным и т. д.) и тем не менее были способны разумно и правильно действовать, несмотря на ваши чувства.

Вспомните какую-нибудь форму манипулирования, которую вы использовали в детстве и применяете до сих пор.

Вспомните, что доставляло вам радость в детстве и что вы с удовольствием делаете до сих пор.

Упражнение 5. «Ваши состояния «Я» Родителя»

Напишите важные сообщения, которые вы получили от каждого из трех состояний «Я» двух самых значительных родительских фигур.

Какие из этих сообщений вошли в ваши собственные состояния «Я»? Включите сюда чувства, мысли и поведение.

Упражнение 6. «Дом вашего детства»

Закройте глаза. Вообразите, что вы снова в доме вашего детства. Пусть возникнут картины прошлого. Не надо включать в них то, что должно находиться там. Пусть будет только то, что вы видите.

Что вы видите на самом деле? Людей? Мебель? Или что-то еще?

Осмотрите комнату в деталях – цвета, размер, обои, двери, окна и т. д. Попытайтесь заново пережить ваши ощущения по отношению к этому дому. Какие вы слышите звуки? Какие ощущаете запахи, прикосновения? Какой испытываете вкус?

Обратите внимание на ваши эмоции, когда вы переживаете прошлое.

Теперь начните осознавать людей, которые находились в доме вашего детства. Взгляните на их лица, жесты, позы, одежду. Как они взаимодействуют друг с другом? С вами? Какой вид драмы происходит? Комедия? Фарс? Трагедия? Сага? Что-то еще? Какие роли исполняются? Кто Преследователь, Жертва, Спаситель? Каковы ваши роли в этой драме?

Чтобы возвратить воспоминания о доме вашего детства, вам может потребоваться несколько посещений. Вы можете также побывать в нескольких домах, связанных с вашим детством.

Упражнение 7. «Прикосновение к вашему детству»

Возьмите ваш семейный альбом или любую вашу детскую фотографию. Медленно изучите фотографии. Дайте появиться вашим воспоминаниям.

Это были счастливые времена? Печальные? Ничем не примечательные? Что происходило тогда в вашей жизни?

Вспомните себя в возрасте младенца, дошкольника, школьника. Сравните эти образы.

Что вы видите на этих фотографиях из того, что видите в себе сейчас? Видите ли вы на этих фотографиях что-нибудь из того, что вам хотелось бы увидеть в себе сейчас?

После изучения своей фотографии представьте себя этим ребенком, сидящим в тихом, уединенном месте, возможно, в любимом прибежище вашего детства. Прислушайтесь к болям, радостям, сильным желаниям вашего внутреннего Ребенка. Что думает этот Ребенок о себе?

Продолжайте оставаться там, пока вы не узнаете что-нибудь примечательно новое о себе как о Ребенке.

Упражнение 8. «Ваш Ребенок в настоящее время»

Попытайтесь обнаружить, как активизируется ваше состояние «Я» Ребенка в настоящем. Начните с осознания того, как вы себя ведете:

Когда вы напряжены, больны, устали, расстроены и т. д.; когда кто-то выступает Родителем по отношению к вам; когда Ребенок другой личности раздражает или привлекает вашего Ребенка; когда вы идете в гости; когда вы хотите что-то от кого-нибудь.

Теперь попытайтесь обнаружить, нет ли у вас привычки поступать неподходящим образом в роли Ребенка.

Может быть, вы делаете или говорите то, что вызывает неодобрительные взгляды или насмешки окружающих? То, что заставляет людей прервать разговор или приводит их в замешательство? Существуют ли люди, которым вы обычно отвечаете из состояния «Я» Ребенка? Если это так, то почему это происходит? Когда вы с ними общаетесь, что вы чувствуете и как себя ведете? Принимаете ли вы ответственность за характер ваших отношений?

Если вы обнаружите несоответствующие типы Детского поведения, поищите альтернативные пути своего поведения.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

Источник

Упражнения на выявление Эго-проблем.

С понятием Эго (Я) связано множество психологических проблем. Проблема идентичности, то есть, кем человек себя воспринимает. Проблема самореализации, как человек развивает и использует свой внутренний потенциал. Проблема целостности, насколько человек интегрирован в единое целое. Проблема самоотношения, как человек оценивает самого себя, принимает ли он самого себя. Проблема отношений с другими и т.д. Мы не будем развивать подробные теории по этому поводу, существует огромная по объему литература, посвященная данной тематике.

Приводимые ниже упражнения нацелены на работу, как нам кажется, с наиболее важными, в терапевтическом смысле, темами, связанными с понятием Я.

Упражнение 1. «Возвращение потерянного Я».

Этот метод внешне очень прост, но очень глубок по своим последствиям, поэтому он требует спокойствия и осторожности и лучше не применять его, пока вы не наберетесь опыта в решении других задач. Он может пробудить в человеке очень серьезные неосознанные комплексы и негативные чувства, которые он держал «под спудом», и надо быть готовым встретиться с ними лицом к лицу и добиться позитивных изменений. В некоторых случаях люди испытывают даже физическую боль в том или ином месте тела, там, где находятся те или иные эмоциональные блоки. Поэтому следует освоить теорию и методы, изложенные в этой книге, чтобы суметь справиться с неожиданностями.

В то же время не следует очень пугаться и ждать чего-то плохого. Для большинства людей этот опыт протекает вполне благополучно, и единственно, что они испытывают, это чувство расширения своей личности, необыкновенный прилив энергии и иногда некоторые трансперсональные переживания.

Сама инструкция, как уже говорилось, очень проста. Участников группы просят сесть в удобную позу и сосредоточиться на мысли и желании, чтобы к вам стали постепенно возвращаться те части Я, которые были утеряны ими когда-то в прошлом.

Они приглашают к себе все, что когда-то и где-то потеряли, без представления о конкретном времени, месте и обстоятельствах, не придумывая заранее каких-то образов, все происходит спонтанно. Главное — довериться бессознательному, оно знает лучше нас, что и где потеряно и что следует возвращать в первую очередь.

Читайте также:  какие упражнения могут расширить таз

Интуитивно мы знаем, что наше, а что не наше, что можно допустить в свою личность, а что нельзя. Но обычно, если человек не будете тянуть это к себе насильно, ничего чужого вернуться к нему не может. А если придет что-то не то, то следует это отпустить или переработать известными уже методами.

Задача состоит, прежде всего, в том, чтобы выполнять упражнение не конкретизируя запрос к бессознательному, не задавая схем и предварительных гипотез, по принципу: что придет, то и придет. Единственный критерий правильности, если субъект чувствует, что возвращается что-то родное, свое, то что нужно. Это приводит, в конечном счете, к усилению позитивного самоощущения. Многие после этого упражнения испытывают большую, чем обычно ясность сознания и уравновешенность.

Рекомендуемое время упражнения — 10 минут. После этого проводится подробное обсуждение полученного участниками занятия субъективного опыта.

Это упражнение нацелено, прежде всего, на интеграцию личности с вытесненными ранее ее частями, на возвращение забытых чувств и переживаний, которые требуют своей переработки. Оно выявляет конфликты с самим собой, поэтому оно может оказаться слишком тяжелым, для тех, кто слишком ненавидит самого себя, например, шизофреникам. Также оно тяжело для тех, кто понес большую утрату, например, для беженцев и т.д.

Упражнение 2. «Бытие самим собой».

Суть упражнения тоже проста. Сядьте в удобную позу, расслабьтесь и представьте, что перед вами на другом стуле находится ваше истинное Я, которое не притворяется, не изображает кого-то из себя, а просто является самим собой. Рассмотрите его, затем, мысленно войдите в него и станьте им, ощутите себя самим собой непосредственно телесно. Если что-то мешает стать самим собой или постоянно находиться в таком состоянии, то изучите эти препятствующие вам силы. На что они похожи? Как они объясняют, почему нельзя быть самим собой? Попробуйте преодолеть эти препятствия, найдя контраргументы. На упражнения отводится 5 минут. Потом результаты обсуждаются в группе.

Хотя каждый человек уже является сами собой, большинство людей имеют проблемы с подобным самоощущением. Многие считают, что если они будут позволять себе быть самими собой, то люди их не поймут, они будут иметь много неприятностей. Другие плохо к самому себе относятся. Третьи как бы не знают, какие они на самом деле, без защит и стереотипов. Обсуждение результатов в группе может привести к интересной дискуссии, а также к терапевтическим сеансам.

Пример. При разборе темы, как быть самим собой, одна девушка пожаловалась, что она никак не может испытывать это состояние. Тогда я предложил ей представить, что это искомое состояние находится на стуле перед ней. Она представила образ самой себя, но очень естественной и расслабленной, села на этот стул и ощутила, как хорошо быть самой собой. Однако она была уверена, что не может достигать этого состояния, что-то ей постоянно мешает так жить. Она села на прежний стул и представила эту преграду. Это было толстое стекло, которое не пропускало ее к самой себе. Я предложил ей встать на место этого стекла и объяснить, зачем оно так поступает. Стекло было очень агрессивным, властным и критиковало девушку, считая ее недостойным существом.

Тогда я предложил ей сесть на прежний стул, разрешить этому стеклу быть самим собой и чувствовать себя хорошим. Как только она выполнила эту инструкцию, стекло растаяло и перетекло на стул, где находилось состояние «быть самой собой». Это очень наглядно продемонстрировало, что «стекло» было частью личности студентки. Последняя очень удивилась такому результату, но ощутила, что ничто больше не мешает ей ощущать себя самой собой. Она с удовольствием села на стул, где было ее состояние «быть самой собой», и в еще большей степени ощутила себя именно такой. Для нее это было очень счастливым состоянием. Я нарочно подольше задержал ее на этом стуле, чтобы она привыкла к этому состоянию и убедилась, что может и дальше жить в подобном стиле. Понятно, что в дальнейшей жизни она испытывала не только такие позитивные чувства, но это достижение оставалось с ней, она достаточно легко могла вернуть это состояние.

Упражнение 3. «Полет к самому себе».

Сядьте спокойно, расслабьтесь насколько возможно, закройте глаза и представьте, что вы летите куда-то в пространстве и этот полет направлен к самому себе, может быть к вашему высшему «Я», к своей самости. Какое-то время вы будете ощущать, что вы куда-то движетесь, порой с большой скоростью, но в итоге скорость снижается, и вы останавливаетесь. Внутренний взором посмотрите, где вы оказались, и подчиняйтесь вашей интуиции, если там необходимо будет что-то сделать. Может быть, вам надо будет ощутить соприкосновение с самим собой, объединиться с этим качеством, может быть потребуется что-то иное.

После выполнения того, что необходимо было сделать, надо постепенно вернуться назад к самому себе, оставшемуся здесь в группе, ощутить возвращение в свое тело.

Пример. В ходе выполнения этого упражнения женщина увидела, что она прилетела к некоторому шару, похожему на солнце, и вошла в него. Она ощутила очень приятное чувство, как будто прибыла к себе домой, к каким-то родным существам. Ее как будто завернули в какую-то солнечную энергию, и это было процессом ее исцеления. Все дурное, неприятное стало выходить из ее тела, вместо этого она стала наполняться приятной золотистой энергией. В итоге, когда этот процесс закончился, она ощутила спокойствие и уверенность, что-то мучавшее ее ушло навсегда. Она воспринимала теперь свое тело как излучающее тот же золотистый свет и тепло, которое она получила в своем полете.

Читайте также:  перелом позвоночника упражнения 3 период

Это упражнение позволяет прикоснуться к своим глубинным ресурсам.

Упражнение 4. «Кто Я?»

Это упражнение направлено на выявление проблем идентичности и жизненных сценариев.

Сядьте удобно, закройте глаза и многократно задавайте один и тот же вопрос: «Кто Я?». Этот вопрос можно направить куда-то в пространство перед собой, или внутрь себя. Следите за мыслями и образами, которые будут появляться в вашем сознании. Если пришел один ответ, не останавливайтесь, но продолжайте задавать вопрос и, может быть, вы получите еще ответы, которые потом можно будет проанализировать.

В групповой дискуссии анализируется полученный материал, что приводит к проработке глубоких личностных проблем.

Упражнение 5. «Внутренняя гармония»

Это упражнение направлено на выявление проработку проблем связанных с самоотношением. Это упражнение больше направлено на исследование бессознательного, чем на использование ресурса или прямую коррекцию. Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшей углубленной работы.

Вариант 1.Представьте с одной стороны некоторую часть своей личности, которую вы не любите, а с другой стороны ту свою часть, которая недовольна первой частью. Проведите между ними мысленную дискуссию. Как можно уладить их конфликт? Могут ли они сблизиться и принять друг друга? Пусть отвергаемая часть скажет критикующей части, что она больше не будет ее отвергать (парадоксальный прием). Что происходит в этом случае? Если намечается сближение, то необходимо повторять эту формулу до полного примирения этих частей вашей личности.

После выполнения упражнения обязательно проводится групповое обсуждение полученных результатов, проводятся индивидуальные сеансы, направленные на завершение конфликта в тех случаях, когда участник группы не справился с проблемой самостоятельно.

Вариант 2.Представьте с одной стороны ту часть своей личности, которую вы очень любите, а с другой стороны, ту часть, которая ее любит. Какие образы появляются спонтанно? Мешает ли что-то этой любви? Что произойдет, если не будет препятствий в проявлении этих чувств? Взаимна ли эта любовь? Как вы себя чувствуете, когда между ними устанавливаются счастливые гармоничные отношения?

Результаты этого упражнения также могут привести к осознанию некоторых проблем и их решению в ходе индивидуальных сеансов.

Упражнение 6. «Восстановление своих границ».

Одна из важнейших проблем психологии Эго — это вопрос о наших собственных границах. Как и в межгосударственных отношениях, вопрос о границах — это вопрос о суверенитете. Как и у всякого нормального государства, психологические границы должны быть проницаемы в обе стороны для торговли, туризма, дипломатических миссий, культурных взаимообменов, научных и религиозных дискуссий и т.д. Но границы должны существовать, иначе непонятно, кто кому что делает, когда нарушаются наши права, где заканчиваемся мы и начинаются другие. При наглухо закрытых психологических границах возникает аутизм. При полностью открытых границах проявляется бесхарактерность и легкомыслие. Плохо не иметь четких границ и плохо, когда эти границы закрыты железным занавесом. Ф.Перлз указывал на пять вариантов нарушения Эго-границ [ ], но мы не будем здесь подробно рассматривать эту теорию. Наша задача дать упражнение, которое помогло бы выявлению и восстановлению нарушений в Эго-границах.

Инструкция.Сядьте удобно, представьте себе границы вашего Я как некоторый наглядный образ. Как соотносятся эти границы с вашим телом? Нет ли каких-то «дыр» в этих границах? Обеспечивают ли они достаточную защиту и одновременно возможности коммуникаций с внешним миром? Если вы ощущаете недостаток границ, мысленно попросите их восстановиться, так как это должно быть по природе вещей. Может быть, у вас несколько границ, каждая для своих задач? Поговорите с образом своих границ, выясняя, почему или для чего они именно такие. Результаты этого исследования, на которое отводится 10 минут, мы обсудим по окончании упражнения.

Упражнение 7. «Возвращение сознания».

Сядьте поудобнее и сконцентрируйтесь на мысли-желании возвращения утраченных вами частичек вашего сознания. Особенно это упражнение эффективно, когда вы утратили ясность ума и плохо воспринимаете происходящее. Потратьте 10 минут на это упражнение и к вам постепенно будут возвращаться спокойствие, ясность восприятия и мышления. Обуревавшие вас страсти постепенно улягутся и вы будете совершенно иначе смотреть на те ситуации, которые вас угнетали или травмировали. Возможно, вы увидите неожиданный выход в ситуации, которая казалась вам тупиковой. Ваше отчаяние и страдания будут мешать возвращению сознания, будут сбивать вас с концентрации на нужной мысли, но не сдавайтесь и упорно приглашайте к себе ваше собственное сознание. Скорее всего вы ощутите прилив каких-то сил и чувство расширения вашей личности в области груди или головы. Возможно вы ощутите легкость и некоторую ничем не обусловленную веселость.

Упражнение 8. «Возвращение сверхсознания».

Хотя очень трудно определить, что такое сверхсознание, ваше внутреннее Я знает это, поэтому выполняйте это упражнение, доверившись своему внутреннему чувству, и сконцентрируйтесь на мысли-желании возвращения частичек сверхсознания. Вы испытаете ощущение, что вы поднялись над суетой, может быть парите над миром, ваши беды и проблемы покажутся вам какой-то ерундой, мелочью не стоящей внимания. Вы ощутите свои истинные возможности и непосредственно поймете самого себя как духовное существо, не ограниченное рамками обыденных возможностей. Однако, это не будет чувством гордыни, самодовольством, это будет просто непосредственным осознанием своей духовности. Многие задачи покажутся вам легкими, ваша уверенность и спокойствие значительно возрастут. Вы почувствуете, что теперь можете многое легко объяснить другим людям, что теперь вам трудно сердиться на них, хотя вы непосредственно видите их ограниченность и стереотипность.

Пример.Выполняя это упражнение, большинство получает некоторое возвышенное состояние. Но одна участница группы удивила меня больше других: «За эти 2 минуты я решила ту проблему, над которой билась до того два года».

Источник

Adblock
detector