Меню

упражнение на обмен ролей

МЕТОДИКИ ПСИХОДРАМЫ

При проведении психодрамы используются следующие типичные методики:

1. Представление самого себя (самопрезентация).

3. Дублирование (множественное дублирование).

5. «Пустой» стул и «высокий» стул.

7. Проигрывание возможных будущих жизненных ситуаций.

9. Идеальный другой.

10. Волшебный магазин.

1. Представление самого себя (самопрезентация).Это одна из самых простых техник. Она состоит из серии коротких ролевых действий, в которых протагонист изображает самого себя или кого-то очень важного для себя. В этих действиях протагонист является единственным участником и представление получается абсолютно субъективным.

3. Дублирование (множественное дублирование).Дублирование в психодраме осуществляется двойником, который берет на себя роль автора проблемы, дополняя ее и подчеркивая те или иные моменты в психологии и поведении автора. Двойник может выступать в роли «внутреннего голоса» автора. В таком случае он выражает и высказывает его скрытые мысли и чувства. Двойник может усиливать те или иные моменты поведения автора в проблемной ситуации, изображать их комически, действовать совершенно противоположным образом и т.д.

Нейтральный двойник подтверждает или только несколько усиливает чувства протагониста.

Иронический двойник выполняет роль протагониста в ироническом, юмористическом ключе, подталкивая его на более глубокое изучение проблемы.

Страстный двойник усиливает чувства протагониста, делает их более яркими и понятными.

Двойник-оппозиционер старается занять позицию, противоположную позиции протагониста, чтобы вызвать его на спор и привлечь его внимание к альтернативным вариантам поведения. Двойник воспринимает действие протагониста одновременно и со стороны, и изнутри, это позволяет ему понять протагониста так, как не может никто другой из членов группы. Важно, чтобы двойник во всех случаях выражал чувства протагониста, а не свои собственные.

4. Обмен ролями.При обмене ролями протагонист играет в психодраме роль какой-нибудь другой ключевой фигуры, а вспомогательное «Я» берет на себя роль протагониста. Цель обмена ролями состоит в том, чтобы человек, выступающий как вспомогательное «Я», лучше уяснил свою собственную роль, глядя на ее исполнение протагонистом. В других случаях этот прием используется для того, чтобы одни участники могли достичь эмпатического понимания затруднений, которые испытывают другие, взглянуть на мир с их точки зрения.

При этой технике клиент в межличностной ситуации принимает на себя роль другого ее участника. Таким образом, искажение восприятия другого во взаимодействии может быть обнаружено, понято и проработано в действии, в контексте данной группы.

Обмен ролями эффективно используется в работе с детьми младшего и среднего возраста как техника социализации и самоинтеграции. Дети охотно берут на себя роли родителей или взрослых и таким образом осваивают новый социальный опыт.

5.»Пустой» стул и «высокий» стул.При использовании техники «пустого» стула клиент может отреагировать через действие свои проблемы, воображая своего антагониста сидящим на пустом стуле на сцене. Клиент взаимодействует с этим фантомом и даже обменивается с ним ролями, и в роли фантома взаимодействует с воображаемым самим собой. Иными словами, клиент, с позиции отсутствующего индивида и его роли, взаимодействует с фантомным индивидом, условно принявшим роль самого клиента после того, как клиент и отсутствующий или фантомный индивид обменялись ролями.

При использовании техники «высокого» стула обычный стул помещают на подставке так, чтобы клиент, сидящий на нем, возвышался над остальными сидящими (он может встать на стул, чтобы быть выше всех на сцене). Это делается для того, чтобы придать клиенту-протагонисту силу или ощущение силы, которая ему необходима, чтобы успешно справиться со своими врагами в психодраматическом действии или с другими людьми, важными для него, но которые обычно подавляют его в реальной жизни. Опыт «высокого» стула может помочь клиенту научиться более успешно справляться с угрожающей реальностью.

6. «Зеркало».Упражнение «Зеркало» по смыслу близко к упражнению «Обмен ролями». «Зеркало» позволяет протагонисту понять, как его воспринимают другие. Когда режиссер чувствует, что пора применить именно этот прием, он предлагает протагонисту отойти в сторону и понаблюдать затем, как его изображают вспомогательные «Я». Часто протагонисты бывают весьма удивлены тем, какое впечатление они производят. «Зеркало» позволяет им взглянуть со стороны на свои действия, а также обрести новый взгляд на свое собственное поведение.

Этот метод используется в группах, где основное внимание уделяется выработке умения вести себя в соответствии с ситуацией. «Зеркало» создает визуальную и вербальную обратную связь между протагонистом и его вспомогательными «Я», которые могут утрированно изображать привычки протагониста и показывать ему некоторые возможные альтернативы в его манере поведения. Техника «Зеркало», как и «Обмен ролями», используется для того, чтобы помочь клиенту понять, как видят его другие и как они склонны реагировать на него. Когда режиссер считает нужным применить эту технику, клиент отходит в сторону или садится вместе со зрителями и наблюдает за тем, как актер-вспомогательное «Я» исполняет его роль, т.е. изображает самого клиента и взаимодействует с другими вспомогательными «Я» в психодраматическом представлении ситуации клиента или его поведении так, как они сами видят это. Таким образом, клиент может увидеть какую-то часть себя такой, какой ее видят другие, или как другие понимают то, каким он видит самого себя. Иными словами, зеркальное изображение себя другим человеком позволяет увидеть самого себя в совершенно новом свете, что оказывается очень эффективным при работе с регрессивными или аутентичными клиентами.

Читайте также:  групповые упражнения с зависимыми

7. Проигрывание возможных будущих жизненных ситуаций.Участники должны представить себе, что произошло бы, если реально драматизируемая ими проблемная ситуация оказалась иной, чем она есть на самом деле, или разрешилась каким-нибудь другим способом. Импровизированно воссоздаются и проигрываются возможные ситуации, которые могут сложиться в будущем. Метод применяется для того, чтобы подготовить протагониста к ситуациям, возникновение которых можно предвидеть в будущем. Проигрывая эти ситуации заранее протагонист готовится к ним и вносит соответствующие коррективы в свое поведение.

8. «За спиной».Техника «За спиной» заключается в том, что клиент садится на сцене на стул спиной к зрителям, а режиссер призывает зрителей к обсуждению клиента, давая тем самым ему возможность понять, как видят его другие.

Эта техника часто описывалась теми, кто испытал ее на себе, как дающая очень ценный эмоциональный опыт.

10. Волшебный магазин.Одной из наиболее широко применяемых в психодраме разминок является игра под названием «Волшебный магазин». Эта техника помогает клиенту осознать свои истинные цели и желания в жизни: клиент взаимодействует с владельцем «волшебного магазина», которого часто изображает вспомогательное «Я» или режиссер.

Режиссер просит участников представить себе, что на сцене открыта лавочка, где продаются всякие чудесные вещи: любовь, мужество, мудрость, талант и т.д. Владелец магазина предлагает клиенту на выбор все, что он только может пожелать: богатство, успех, счастье, интеллект гения.

Добровольцев просят выйти вперед и попробовать выменять какой-нибудь товар. Например, кто-нибудь должен попросить «уважение». Режиссер, играющий роль хозяина лавки, уточняет: «Сколько нужно уважения», «От кого», «В связи с чем» и т.д.

В то же самое время владелец магазина требует в уплату от клиента что-нибудь из того, что пациенту тоже дорого, например здоровье, любовь, честь, независимость. Это ставит клиента перед дилеммой и обычно заставляет его немедленно обратиться внутрь самого себя, чтобы осознать, что он на самом деле ценит и чего хочет в жизни. Результатом взаимодействия клиента и продавца является либо принятие сделки, либо отказ от нее, либо, что случается очень часто, неспособность покупателя принять какое-то решение. Разработка этой темы приводит к тому, что добровольные покупатели начинают лучше понимать цель своей покупки и осознавать последствия своих действий. Кроме того, в процессе торга может быть найдена тема, подходящая для разыгрывания в психодраме. Но каким бы ни было окончательное решение клиента, важно то, что он в результате непременно узнает что-то новое о самом себе.

Выбор приемов определяется составом группы и готовностью ее членов к спонтанным действиям, направленным на достижение общегрупповой цели. Психодрама помогает человеку понять и реализовать себя, создавая для него условия, допускающие совершение ошибок без риска расплаты за них и получения негативного подкрепления. Однако в силу именно своей действенности психодрама требует высокой компетентности от режиссера.

Несомненным достоинством психодрамы является то, что в активную работу вовлекаются все члены группы, особенно те, кто выбран на роль вспомогательных «Я». Для психодрамы имеют значения такие аспекты групповой динамики, как групповые нормы, общегрупповые темы, борьба влияний.

Опытный режиссер выборочно применяет различные методики, управляет с их помощью развитием психодраматического действия, усиливая и углубляя катарсис и инсайт.

Источник

Обмен ролями является одновременно методикой, относящейся к социометрическими структурным шагам и психодраматической техникой, позволяющей оценить желание или способность клиента посмотреть глазами другого человека, эмоционально и физически ощутить роль другого, войти в образ другого. То, как клиент исполняет эту роль, показывает, как он видит себя и другого человека. Эта техника помогает клиенту заметить разные аспекты поведения и дает ему новую точку зрения. Кроме того, она позволяет клиенту думать, чувствовать и поступать, реально взаимодействуя с другими,в практической плоскости, вместо того чтобы лишь говорить об этом.

Обмен ролями может оказаться эффективным инструментом, когда клиенты не понимают друг друга или очутились в тупике при попытках разрешения разногласий, или имеет место негативное воздействие одного на других.

Психотерапевт является здесь тренером, поощряя клиентов говорить по очереди и удерживая их в их новых ролях. Она отмечает вербальное и невербальное содержание поведения, доводит его до сведения клиентов, задает вопросы, испытывает, просит пояснений и интерпретирует. Она может также попросить других членов семьи помогать исполнителям ролей или служить им в качестве «других я». Она задает вопросы типа: «Как по-вашему, когда он так ведет себя в действительности?», «Что вы по-настоящему хотите сейчас сделать?», «Как по-вашему, вы услышаны и поняты?», «Что бы вы хотели, чтобы другой сейчас сделал иначе?», «Как по-вашему, что вы можете сделать по-другому?».

После исполнения ролей психолог спрашивает, чему каждый научился, что каждый чувствует относительно другого и какие изменения они хотели бы произвести. Затем в качестве работы дома им предписывается выработка согласия насчет изменений.

Читайте также:  упражнения для ног ноги пресс ягодицы

Терапевт: Вы не возражаете против того, чтобы обменяться ролями и посмотреть, каково быть другим? Давайте начнем с того, что вы обменяетесь стульями и сядете так, как вы видите обычно сидящим другого? (Мать садится, небрежно развалившись, Грег выпрямляется на стуле, словно аршин проглотил).

Грег (изображая мать): Меня раздражает, как ты сидишь, выпрями спину!

Мать (изображая Грега): А тебе-то что? Грег: А вот то! Ты безответственный, хочешь, чтобы все само

Думаешь, кроме тебя больше никто ни о чем не думает? (Оба, мать и сын, расхохотались)

Терапевт: Теперь станьте самими собой. Чему вас научил этот опыт?

Грег: Я понял, что должен был бы объяснить ей, что мне вовсе не «ни до чего нет дела».

Мать: А мне не следует донимать его без конца нотациями о том, что и как делать.

В вышеприведенном примере члены семьи смогли со стороны увидеть собственную деятельность и то, что имплицитно заставляло их придерживаться своего стиля поведения. «Став» другим и изображая его, они смогли увидеть и прочувствовать происходящее с другой точки дрения. «Игра» стала им ясна, они засмеялись и поняли, что каждому необходимо кое-что изменить в своем поведении.

Техника обмена ролями может быть использована для разрешения внутрисемейных конфликтов. С ее помощью можно работать с любым членом семьи, который способен принять на себя роль другого лица. Она позволяет получить информацию о мыслях, чувствах и действиях, значимых в контексте данной проблемы. Она показывает, насколько члены семьи стремятся понимать и насколько хорошо они в действительности понимают друг друга, а не проецируют на других собственные чувства и убеждения. Она выявляет также желание или нежелание верить тому, что слова и поведение другого действительно искренни, или же тому, что они являются сознательным или бессознательным защитным маневром. Техника позволяет клиентам экспериментировать с другими ролями и другими способами существования в окружающем мире. Руководя исполнением ролей, терапевт может привести участников к новому пониманию и новым действиям.

Другие новости по теме:

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:

Источник

Метод тренинга: Ролевые игры. Примеры ролевых игр к тренингу торговых представителей, розничных продаж, управленческих навыков

Описание: Воплощение выбранных рабочих ситуаций, позволяющих группе увидеть разнообразие подходов к решению задачи. В зависимости от задач тренинга эта форма обучения может иметь вид игры или упражнения. Обычно она вклю­чает элемент соревнова­ния или обмена ролями. Во многих случаях между участниками тренинга распределяются роли сотрудников некоторой организации (продавцов, менеджеров, руководителей и т.п). Участники получают данные “входа в игру” – условие, описание ролевого поведения. Обязательна инструкция каждому участнику.

Повышает: жесткие временные рамки, видеокамера, обратная связь только от тренера, неграмотная обратная связь, если не затянуто и четко, если есть ограничения по времени. Когда игра – как итог занятия.

Снижает: деролинг (выход из роли), мягкий формат, положительная ОС (Обратная Связь) от участников, юмор, отреагирование, вовлечение других участников. Растянутость во времени. Неясность задач, кто что делает. Нельзя превращать игру в сельскую самодеятельность. Участники начинают скучать.

Количество участников: до 5 человек в одной игре.

Алгоритм проведения ролевой игры:

1) Выбираете активного участника. Вручаете инструкцию.

2) Выбираете подыгрывающего участника.Вручаете инструкцию.

3) Группе зачитываете задания.

5) Обозначаете сколько времени длиться игра. ( не более 5 мин)

6) После — деролинг ( обозначаете выход из роли игроков, «Ты теперь не менеджер, а участник тренинга — Вася»)

7) Спрашиваете у активных игроков, все ли они сделали как хотели. Даете возможность «самим назвать ошибки», снять негатив.

8) Обсуждение в группе. Анализ действий по заданным критериям ( соблюдали ли технологии вступления в контакт, невербальное поведение и т.п.

9) Даете экологичную обратную связь.

Если кратко – вот сводная таблица для сознательного использования ролевой игры во время тренинга. А не для того, чтобы “время занять”.

метод
РОЛЕВАЯ ИГРА
план тренинга Степень вовлеченности участников Содержание обучения
Исполнение определенных ролей в инсценировке – имитации ситуации с последующим анализом Содержательный Высокая: каждый играет определенную роль Правила корректного поведения в определенных ситуациях.
Отработка умений следовать стандартам работы.

Ролевая игра – это системное действие. Неправильно сразу после подачи информации давать ролевую игру!

Помним порядок действий во время классического модуля по отработке навыка:

элементное упражнение
комплексное действие РОЛЕВАЯ ИГРА
1 элемент: например фраза приветствие и контакт. 2 элемента:
контакт+вопрос для выяснения потребности
3 элемента:
Контакт + потребность + презентация

Пример ролевой игры к тренингу торговых представителей: «Вступление в контакт во время визита в торговую точку

Вы приезжаете в торговую точку, и выясняете, что владелец точки внезапно уехал по неотложным делам на месяц.

Читайте также:  стих для упражнения велосипед

На его месте – его сын ( 28 лет), он наделен всеми полномочиями. Но вы его не знаете. Сын владельца не в курсе, того, что вы почти договорились о поставке 100 комплектов.

2. Инструкция подыгрывающему участнику: Вы — сын владельца торговой точки.

Вам 28 лет. Вы наконец то получили возможность руководить делами отца. У вас сегодня второй рабочий день. С утра был неприятный разговор с арендаторами торгового комплекса. Сейчас вы беседуете с торговым представителем, вы видите его впервые, и ничего не знаете ни о нем, ни о товаре, ни о прошлых договоренностях.

3. Инструкция группе:

Сейчас вы увидите начало беседы торгового представителя с новым хозяином торговой точки. Это их первая встреча, они должны установить контакт. Внимательно следите, за ходом беседы, отмечайте действия каждого собеседника, которые способствовали установлению контакта.

Пример ролевой игры к тренингу розничных продаж: “Примерка и завершение продажи”

Вам нужно завершить продажу, предложив примерить ботинки мужчине средних лет. Мужчине приглянулись конкретные ботинки, но он ведет себя немного странно.

2. Инструкция подыгрывающему участнику. Вы — мужчина, которому понравились ботинки линии Спорт актив.

Желаете примерить, пока есть сомнения в целесообразности приобретения. Карта дисконтная имеется. На левом носке дырка. В конкретном магазине в первый раз. Если Ваши ноги в ботинках похвалят, купите. Оплачивать будете картой.

3. Инструкция группе:

Сейчас вы увидите общение клиента и продавца – консультанта на этапе примерки и завершение продажи. Внимательно следите, за ходом беседы, отмечайте действия продавца — консультанта, которые способствовали завершению продажи.

Пример ролевой игры к тренингу розничных продаж: “Выяснение потребности”. (Продажа кондиционеров)

Ваша задача — выяснить потребность клиента и предложить ему вариант оборудования, удовлетворяющий его потребности.

2. Инструкция подыгрывающему участнику. Вы – женатый мужчина. У вашей жены недавно стало плохо с сердцем. Так как целую неделю, стоит жара, а квартира на южной стороне. Врачи сказали, что этот приступ был метеообусловленным, что именно повышенная температура в комнате привела ее к такому состоянию. Вы обставили ее со всех сторон вентиляторами, но она недовольна на нее сильно дует горячим воздухом, при этом, как она говорит, все вокруг громыхает и шумит, и ей невозможно уснуть. Вам нужен кондиционер, удовлетворяющий вашим потребностям. Так как покупка внеплановая, вы планируете купить простой кондиционер. Вы принимаете решение, о покупке в зависимости от действий продавца!

3. Инструкция группе:

Сейчас вы увидите общение клиента и продавца – консультанта на этапе выяснения потребности и презентации предложения. Внимательно следите, за ходом беседы, отмечайте действия продавца — консультанта, которые способствоваливыяснению потребности и формированию предложения.

Пример ролевой игры к тренингу управленческих навыков: “Управленческая беседа”

Вам нужно провести мотивационную беседу с продавцом Петровой А.П.. Она регулярно опаздывает на работу. Вы заинтересованы в данном сотруднике. Она проявила себя как активный и компетентный сотрудник. Вам известно, что у нее маленький ребенок, и вы предполагаете, что причина опозданий в этом. Тем не менее, вам необходимо добиться соблюдения режима работы всеми сотрудниками без исключения.

Вы довольны своей работой. У Вас есть маленький ребенок 3,5 лет. Он не любит ходить в детский сад, часто затягивает сборы в связи с чем Вы опаздываете на работу.Вы надеетесь, что управляющий магазином, войдет в ваше положение, т.к. знаете, что он в вас заинтересован.

3. Инструкция группе:

Сейчас вы увидите беседу управляющего розничным магазином и продавца. Внимательно следите, за ходом беседы, отмечайте приемы ведения управленческой беседы.

—> Хочешь получить реальные инструменты для проведения тренинга за 7 дней?

Узнай дату ближайшего онлайн курса Школа тренеров и присоединяйся в команду

Рекомендую книги для тренера по этой теме:

OZON.ru — Книги | Метод игры в тренинге | Анна Азарнова | Бизнес-тренинг | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-9268-1064-3
OZON.ru — Книги | Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии | Е. В. Сидоренко | Психологический тренинг | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 5-9268-0117-6
OZON.ru — Книги | Тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения | Ирина Авидон, Ольга Гончукова | Психологический тренинг | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 5-9268-0712-3
OZON.ru — Книги | Ролевые игры. Практическое руководство | Дэвид Турнер | Эффективный тренинг | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 5-318-00486-5, 0-7494-2008-1
OZON.ru — Книги | Эффективный тренинг с помощью ролевых игр | Морри ван Ментс | Эффективный тренинг | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 5-318-00083-5, 0-7494-2799-X

А также рекомендую тренеру для мобильности, на тренинге всегда иметь свой ноутбук. Это ваш верный помощник. На ноутбук вы быстро скидываете с телефона видео для видеоанализа. А уж в командировках вообще вещь незаменимая, бывает, что на ходу нужно менять ролевую игру, переписывать условия – просто держите все под рукой в электронном виде и успех гарантирован. Ну а в самолете, на обратном пути после тренинга, вы записываете отчет и потом все это выкладываете на свой блог. Варианты ноутбуков можно посмотреть на OZON.

Источник

Adblock
detector