Меню

упражнение на невыученные слова

Упражнения, способствующие усвоению слов с непроверяемыми написаниями
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Фонетико-графические упражнения, синтаксические упражнения, лексические упражнения, примеры ассоциативных образов, стихотворения-опоры и рифмы-подсказки, кроссворды со словарными словами, которые помогают учащимся лучше усваивать слова с непрверяемыми орфограммами.

Скачать:

Вложение Размер
uprazhneniya.doc 102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения, способствующие усвоению слов с непроверяемыми написаниями

Различные виды упражнений для усвоения слов с непроверяемыми написаниями позволяют не только заинтересовать учащихся, но и активизировать их мыслительную деятельность, помочь в запоминании. Работа такого рода повышает интерес не только к изучаемому слову, но и к языку в целом. Она углубляет и расширяет знания детей об окружающем мире. Способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографии.

1. Собери слово из слогов пус ка та (капуста)

2. Восстанови слово, добавив первый или последний слог го- … (горох), … — реза (береза)

3. Игра, “Из каких слов выпали буквы”

4. Выпиши слова в два столбика: 1 – с глухими согласными звуками в конце слова, 2 – со звонкими.

Завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овес, билет, язык.

5. Запиши в слова в алфавитном порядке, поставь ударение.

Г…рой, адр…с, ур…жай, р…кета, ябл…ко, п…нал, т…пор, п…суда, б…лет.

1. Составить предложения с данными словами: ветер, товарищ, капуста, дежурный.

2. Составить предложения со словосочетаниями: веселый праздник, красивая одежда, детский рисунок и т. д.

3. Составьте предложения, различные по цели высказывания со словарными словами: береза, город, площадь, весело.

4. Выделите из предложений словосочетания со словарным словом. Определите главное и зависимое слово. Поставьте вопрос.

Я приехал в свой родной город. Старый учитель жил один. Лук растет в огороде.

5. Дописать предложение необходимым по смыслу словарным словом; закончить строку, подобрав словарное слово в рифму:

Весело чирикает . (воробей.) В лесу живут … (лисица, медведь, заяц.) С . подул холодный . (севера, ветер.)

Ведь, ведь, ведь — спит в берлоге … (медведь). Ко, ко, ко — мы купили … (молоко). Гаж, гаж, гаж — сдали в камеру … (багаж).

1. Найди лишнее слово:

Автомобиль, урожай, трамвай, самолет.

2. Сгруппировать слова по тематическим группам:

Малина, лисица, земляника, заяц, тетрадь, корова, пенал, карандаш.

3. К словам багаж, вместе, дорога подобрать синонимы.

4. К словам весело, девочка, хороший подобрать антонимы.

5. Многообразие переносных значений слов: чистая тетрадь, чистые руки, чистое небо, крепкое здоровье, крепкий материал, крепкий чай.

Подобрать синонимы для ясного различия:

Чистое – ясное небо и т. д.

6. Укажите переносное значение в предложении.

У девочки короткие волосы. У девочки короткая память.

Запоминаю словарные слова

Гласная для
запоминания

С какими
словами можно употреблять
данное слово

  1. Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.
  2. Исконно русское.
  3. Береза получила свое название по белому цвету коры.
  4. Раньше в языке существовало слово « бер », что означает «светлый, ясный, белый», от которого образовалось сначала слово « берза », а впоследствии – « береза ».
  5. Береза . В современном русском языке является непроизводным.

(О.Д. Ушакова «Этимологический словарик школьника»).

  1. Маленькая птичка с серо-черным оперением.
  2. Общеславянское слово.
  3. Птичка названа по своему чириканью. Звукоподражательная основа та же, что и ворковать.
  4. Воробей образовано от основы воръ- с помощью сффикса – ии-(-ей-).
  5. Воробей. В современном русском языке является непроизводным.

(О.Д. Ушакова «Этимологический словарик школьника).

  1. Проезд внутрь строения или за ограду, закрываемый широкими створами, а также сами эти створы.
  2. Общеславянское слово.
  3. Слово образовано от древней основы воръ- «ограда, забор» с помощью суффикса –т-.
  4. Фонетических изменений не произошло.
  5. Ворота . В современном русском языке является непроизводным.

(В.В. Волина «Этимологический словарик»).

  1. Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни.
  2. Заимствовано из итальянского языка
  3. Первоначально имело значение «мелкая монета» (за которую можно было сначала прочитать, а затем купить газету: появившиеся впервые в Венеции в 1563 году газеты первоначально были рукописными и давались за плату для прочтения).
  4. Восходит к итальянскому газа – «сорока» — изображение птицы на мелкой монете.
  5. Газета . В современном русском языке слово является непроизводным.

(О.Н. Лёвушкина «Словарная работа в начальных классах»).

  1. Крестьянское селение, тоже что село
  2. Слово по происхождению собственно-русское.
  3. Исторический корень –дерев-. Раньше на Руси дома были из дерева.
  4. Деревня образовано от дерево с помощью суффикса –ыня -.
  5. Фонетических изменений не произошло.
  6. Деревня . В современном русском языке является непроизводным.

(Н.М. Шанский, Т.А. Боброва «Школьный этимологический словарь русского языка»).

  1. Узкая полоска земли, по которой движутся машины, идут люди.
  2. Слово по происхождению общеславянское.
  3. Дорога восходит к общеславянскому «дорга», одного корня с «дергать», «драть». Чтобы проложить дорогу, нужно было расчистить полоску земли от деревьев, кустарников, дерна. Поэтому слово «дорога» образовано от «дорг», «дергать» — продранное в лесу пространство, полоска земли, с которой выкорчеван лес».
  4. Дорога – дорг, дергать = «продранное в лесу пространство».
  5. Дорога . В современном русском языке слово является непроизводным.

(О.Н. Лёвушкина «Словарная работа в начальных классах»).

  1. Травянистое растение, дающее душистые сладкие ягоды розовато-красного цвета, а также сами ягоды.
  2. Собственно-русское.
  3. Это растение получило такое название потому, что его ягоды довольно часто лежат прямо на земле.
  4. Земляника образовано от слова земля с помощью суффикса – ик-.
  5. Земляника.

(О.Н. Левушкина «Словарная работа в начальных классах»).

  1. Письменная принадлежность – деревянная палочка со стержнем из смеси глинистой массы с графитом.
  2. Пришло из тюркского языка.
  3. Это слово состояло из двух слов: кара – «черный», даш – «камень».
  4. Карандаш – «кара, даш» = черный камень.
  5. Карандаш. Слово в современном русском языке является непроизводным.

(Н.М. Шанский, Т.А. Боброва «Школьный этимологический словарь русского языка»).

  1. Плетеное изделие, служащее для хранения, упаковки или переноски вещей или продуктов.
  2. Произошло из восточнославянского слова.
  3. Образовано от основы к орз — (диалектное корзать – «рубить ветки, счищать кору») и суффикса – ина . Буквально корзина – «плетенка».
  4. Корзина – корз- + -ина = «плетенка».
  5. Корзина . В современном русском языке слово является непроизводным.

(В.В. Волина «Этимологический словарик»).

  1. Крупное рогатое животное, дающее молоко.
  2. Общеславянское слово.
  3. Свое название получила по наличию рогов. Первоначальное значение – рогатое животное.
  4. У общеславянского корва произошли изменения –ор- в –оро -.
  5. Корова . В современном русском языке слово является непроизводным.

(В.В. Волина «Этимологический словарик»).

  1. Ящичек, футляр для хранения ручек, карандашей, перьев, ластика.
  2. В старин писали гусиными перьями, позднее – металлическими. Для хранения перьев и карандашей люди придумали специальный ящичек. Название ему дали от слова «перо». На латинском языке перо называется «пена». Потому и ящичек назвали «пенал».
  3. Пенал – пена = «перо», «ящичек для перьев».
  4. Пенал . В современном русском языке является непроизводным.

(Н.М. Шанский, В.В. Иванов, Т.В. Шанская «Краткий этимологический словарь русского языка»).

  1. Четырехугольная сумка с застежкой и ручкой для ношения книг, тетрадей, деловых бумаг.
  2. Заимствовано из французского языка.
  3. Портфель так назвали потому, что в нем носят листы бумаги, тетради, книги.
  4. Портфель – порт – «нести, носить» + фель – «лист» = «то, в чем носят листы бумаги, документы».
  5. Портфель. В современном русском языке слово является непроизвдным.

(О.Н. Левушкина «Словарная работа в начальных классах»).

  1. Небольшая серая певчая птичка из отряда воробьиных с красной грудкой (у самцов).
  2. Слово по происхождению древнерусское.
  3. Птица названа так потому, что не боится снега, зимы.
  4. Снегирь образовано от слова снег с помощью суффикса -ырь- . Первоначально было сньгырь: сньгь +ырь.
  5. Снегирь□ . Слово является в современном русском языке непроизводным.

(В.В. Волина «Этимологический словарик»).

ПРИМЕРЫ АССОЦИАТИВНЫХ ОБРАЗОВ

П о д б о р а с с о ц и а т и в н ы х р я д о в с л о в.

кАрАндаш – грАнь, бумАга

кОнцерт – нОта, дО, хОр

кОрАбль – вОлны, бОцман, кОк

Пересечение слов через сомнительную орфограмму

Р К А П У С Т А К О С Т Ь

К О Р А Б Л Ь К О Н Ц Е Р Т К А С Т Р Ю Л Я

С Р П Р А З Д Н И К

И Н Е Й З Р О Ж Д Е Н И Я

СТИХИ-ОПОРЫ И РИФМЫ-ПОДСКАЗКИ

Молоко, компот, мороз

И корова , и колхоз ,

Борода, отец, корона ,

Колесо, ковер, колонна.

И корзина, и конфеты,

Голос, юмор и котлеты,

И комар, и крокодил,

Богатырь и коллектив.

Их уже давным-давно

Пишут люди с буквой «О».

Мы от школьного порога

Отправляемся в дорогу .

Вот приходим на вокзал ,

(Путь наш на восток лежал).

И садимся в поезд длинный,

Едем в город наш былинный,

А вокруг до горизонта

Все в волшебных красках солнца.

Сколько слов «опасных» здесь?

Хорошо бы их учесть.

И Россия , и Ростов ,

Много очень важных слов.

В них нельзя нам ошибаться,

Пишем с «О» – Москва , столица .

Восток, гореть, пожар, костер,

Вокзал, порог, портрет, шофер,

Шоссе, солома, хорошо –

В словах пишите букву «О».

Ворона, сорока, собака, комар,

Болото, костер, поросенок, пожар,

Дорога, лопата, топор, колесо –

Пишите всегда только с буквой «О»!

Кастрюля, капуста, арбуз и стакан,

Канава, картина, сарай, барабан,

Автобус, машина, гараж и балкон –

Пиши с буквой «А», как и слово «Закон»!

Петуха спросили дети:

«Почему зовут вас Петя?»

Так ответил Петя детям:

«Хорошо умею петь я!»

Ребятишки ждут автобус ,

В школу им давно пора.

Ав-ав-ав- собачка лает

И автобус провожает.

КРОССВОРДЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ

1. Подберите нужное слово и запишите его по горизонтали. Прочитайте слово в выделенных клетках.

В о п р о с ы: 1. Игры на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу. (Хоккей.) 2. Дорога с рядами деревьев по сторонам. (Аллея.) 3. Место, где продают билеты. (Касса.) 4. Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта. (Пассажир.) 5. Дорога, покрытая асфальтом. (Шоссе.)

К л ю ч е в о е с л о в о: класс.

2. Впишите в кроссворд слова, соответствующие данным значениям.

З н а ч е н и я с л о в:

1. Слово, близкое по значению слову «холод». ( М ороз.) 2. С лабый морозец, прохладный несильный ветер. (Холодок.) 3. Сильно охладить. (Заморозить.) 4. Легкий утренний мороз весной или осенью. (Заморозок.) 5. Очень холодный, замерзший. (Морозный.)

3. Кроссворд «Десять птиц».

Вспомните десять птиц, в названиях которых по две буквы «о», а в одном из них даже три «о».

1. Город-герой, столица нашей Родины. (Москва.) 2. Два братца в воду глядятся – век не сойдутся. (Берега.) 3. На пруду каток хороший, лёд сверкает, как. (Стекло.) 4. Тот, кто учится в школе. (Ученик.) 5. Побежал он на перрон, влез в отцепленный . (вагон). 6. Домашнее животное семейства псовых. (Собака.) 7. При ясном солнышке и (. ) краснеет. (Ягода.)

1. О.Д. Ушакова «Этимологический словарик школьника»

2. В.В. Волина «Этимологический словарик»

3. Н.М. Шанский, В.В. Иванов, Т.В. Шанская «Краткий этимологический словарь русского языка»

4. Н.М. Шанский, Т.А. Боброва «Школьный этимологический словарь русского языка

Источник

Как быстро выучить любой текст: делимся секретами успеха!

В школе, в университете или просто в обычной жизни часто возникают ситуации, когда нужно быстро усвоить большой объем информации. Но у многих бывает так, что после прочтения текста информация быстро забывается, и становится невозможно воспроизвести его в памяти. Но есть некоторые способы исправить такое положение дел. А выбирая способ быстрого запоминания текстов, нужно учитывать, что способности у всех разные, и следует ориентироваться на свои ощущения и возможности.

Простой и действенный способ запомнить текст

Существует классический способ быстрого запоминания текста. Необходимо подобрать место, где ничего не будет отвлекать. Перед началом работы рекомендуется немного прогуляться или посвятить 20-30 минут легким физическим нагрузкам. Внимательно прочитайте подготовленный текст, вникая в смысл. Краткосрочная память может удержать от 7 до 9 потоков информации. Поэтому разделите текст на такое количество абзацев, озаглавьте каждый цитатой, наиболее подходящей по смыслу. Таким образом, получаете план. Попробуйте пересказать каждый абзац максимально приближенно. После того как каждый абзац запомните, приступайте к пересказу всего текста. Если какие-то фразы никак не хотят оставаться в голове, выпишите их на листочек и немного подглядывайте. Дальше нужно сделать 30-минутный перерыв, и в течение этого времени не думать о тексте. После отдыха повторите пересказ. Такая техника позволит быстро запоминать даже очень сложные тексты.

Ассоциации

Этот способ запоминания также называется древнеримским. В среднем память человека удерживает более 100 образов. Ключевые части текста следует связать с каким-либо образом. Желательно, чтобы он был из хорошо знакомого места, например, комната в доме. Так легче представлять предметы и связывать их с текстом.

Улучшайте память с Викиум

Выше указаны два самых действенных способа быстрого запоминания текстов. Однако добиться желаемого можно просто регулярно делая упражнения для улучшения памяти. На сайте Викиум много интересных тренажёров, которые отлично улучшают память. Упражнения на запоминание помогут быстро усваивать любую визуальную информацию. При этом они достаточно простые и интересные. Легкие задания постепенно переходят в сложные упражнения. И с каждым шагом ваша память становится лучше.

Источник

Читайте также:  англ язык причастие упражнения
Adblock
detector