Меню

упражнение на невербальное поведение

Невербальное общение: приемы, упражнения.

Упражнение «Поддержание разговора»

Говорят, что разговор становится бесконечным, если люди начинают говорить о себе. Попробуйте задавать вопросы о собеседнике.

Упражнение «Письмо психолога»

Напишите несколько писем, выбрав возможных адресатов из следующего списка, обсудите тексты писем в группе:

1. Любительнице чистоты, которую раздражает любой непорядок (38 лет).

2. Мальчику (13 лет), который не знает, как понравиться девочке.

3. Девочке (9 лет), которая украла деньги и на них купила гостинцев всему классу.

4. Подростку (15 лет), который ненавидит людей.

5. Девочке (13 лет), которая очень некрасива.

6. Девочке (14 лет), которая больше всего на свете боится, что она некрасива.

7. Маме мальчика (9 лет), который не хочет быть мальчиком.

8. Папе девочки (7 лет), который не живет с ней.

9. Папе мальчика (10 лет), который не верит в разум сына.

10.Бабушке девочки (7 лет), которую она воспитывает одна, и терпение ее

Возможный алгоритм написания письма:

Обозначить распределение ответственности.

Уточнить возможности психолога и адресата.

Сообщить безоценочно психологическую информацию.

Обозначить свою позицию через обратную связь.

Наметить перспективы адресата.

Упражнение «Гимнастика с запаздыванием»

Вся группа повторяет обычное движение или физическое упражнение, отставая от ведущего на одно движение. Темп упражнение постепенно нарастает.

Упражнение «Передача ритма по кругу»

Вслед за одним из участников группе все ее члены поочередно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм.

Упражнение «Передача движения по кругу»

Один из участников начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы действие можно было продолжить, сосед продолжает действие, и воображаемый предмет обходит весь круг.

Участники группы разбиваются на пары и по очереди повторяют движение своего партнера.

Упражнение на понимание чувств другого человека

1. Разговор через стекло — договориться о чем-либо с помощью жестов.

2. Изобразить то или иное состояние человека, например, радость, гнев, обиду, сочувствие, ненависть и т.п. Изобразить психологические особенности другого человека и себя: каков я есть, каким я был, каким я кажусь другим, каким хочу быть и т. п.

3. Понять, какое чувство хотел выразить другой человек.

4. Обратить на себя внимание группы.

Упражнение «Невербальное поведение»

Ведущий задает тему, остальные выражают ее пантомимой.

Примеры тем: 1) «Преодоление трудностей» — все участники в пантомиме по очереди изображают, как они это делают; 2) «Запретный плод» — все по очереди показывают, как они себя ведут в ситуации, когда их желание расходится с внешними или внутренними нормами — роль запретного плода играет любой предмет; 3) «Моя семья» — методика «социальный атом»: каждый по очереди выбирает членов группы и рассаживает их в пространстве так, как это, по его мнению, отражает в пространстве отношения эмоциональной близости между членами семьи, полученный рисунок обсуждается в группе; 4) «Скульптор» — один участник выступает в роли скульптора, то есть придает членам группы позы, которые выражают его представление об особенностях членов группы и их конфликтах; 5) «Чувства» — выразить или понять отношение к каждому члену группы; 6) «Моя группа» — выразить или понять свое отношение к членам группы, расставить их в пространстве. Физически расстояние характеризует степень эмоциональной близости.

Все переживания участников группы и результаты их действий являются предметом обсуждения в группе — предметом группового взаимодействия.

Упражнения на установление невербального контакта

1. Проводится в группе. Группа делится на подгруппы, в каждой из которых три человека. Эти люди будут выполнять роли испытуемого, экспериментатора, протоколиста. В ходе работы они могут поменяться ролями после двух серий эксперимента.

В первой серии протоколист выполняет пассивную роль наблюдателя за воздействием экспериментатора.

Экспериментатор просит испытуемого, сидящего в удобной позе против него, вспомнить человека, с которым ему (испытуемому) было приятно работать вместе. Экспериментатор смотрит на невербальное поведение испытуемого и просит его выполнить следующее задание, когда сам будет уверен, что запомнил невербальное поведение в ситуации припоминания приятного человека. Затем испытуемого просят вспомнить человека, с которым ему было неприятно работать. Экспериментатор наблюдает невербальное поведение испытуемого до тех пор, пока не убедится, что запомнил выражение его отношения к этому человеку. Затем он просит прервать припоминание и дает следующее задание: вспомнить свою совместную работу с человеком, к которому у него нейтральные чувства, как бы «нет никаких чувств». Испытуемый припоминает такого человека до тех пор, пока экспериментатор не запомнит его способа выражать свое отношение к такому человеку.

Читайте также:  контроль эмоций игры и упражнения

Затем наступает вторая серия эксперимента: испытуемый, не разглашая вслух, записывает на листе бумаги для протоколиста порядок, в котором он будет демонстрировать свое отношение к людям, естественно, что последовательность должна быть не такой, как в первой серии эксперимента. После каждой демонстрации состояния экспериментатор фиксирует на бумаге, не разглашая вслух, свое решение о том, какое состояние демонстрировал испытуемый. Затем записи сравниваются и обсуждаются. По аналогии со структурой этого задания можно сделать предметом демонстрации и последующего угадывания следующие объекты: один неодушевленный предмет из числа широко известных предметов; один предмет из серии одушевленных и неодушевленных предметов, например, после демонстрации думания о кошке и колбасе отгадать, о каком предмете думает человек; о дин из одушевленных предметов, например, после демонстрации думания о змее, крокодиле и корове отгадать, о каком существе думает человек; одного из литературных героев и т. п.

2. На установление невербального контакта при работе с группой. Выучите всей группой несколько коротких стихотворений, например, Агнии Барто. Затем, выбрав, любой из текстов, прочитайте его перед группой без слов. Задача группы — узнать соответствующий текст, объяснить, как он был узнан.

3. Один из участников составляет рассказ, используя следующие персонажи: Я, МЫ, ОНИ. Рассказ сообщается невербально. Задача группы — восстановить логику сюжета, последовательность событий, объяснить, как она восстановлена.

4. Три – пять человек выходят из аудитории и готовят задание для группы. Содержание задания представляет невербальную демонстрацию одного из сюжетов, которые сообщаются группе. Задача группы — отгадать сюжет и объяснить, как они принимали решение. Сюжеты: 1) Ящик Пандоры. 2) Нить Ариадны.3) Сизифов труд. 4) Полет Икара. 4) Авгиевы конюшни.

5. Три игрока садятся спиной к группе. Ведущий предлагает им думать об одной из объявленных группе тем. (Предварительно ведущий договаривается с одним из игроков о том, что он по его команде сменит тему). Через 3 минуты ведущий объявляет о смене тем для размышления. При этом вся группа знает, что только один из игроков должен поменять тему, а двое других тем не меняют. Задача группы — угадать в течение 5 минут после смены темы, кто из игроков стал думать по-другому. Примеры тем: соревнование, разлука, боль, борьба и др.

6. Ведущий предлагает одному из игроков выйти за дверь. Вся группа делится на 2 команды. Одна должна будет думать на одну тему, а другая — на синонимичную. Игрок входит в комнату, ведущий объявляет темы, игрок должен отгадать, на какие темы размышляют команды. Примеры тем: Север — Юг. Взрослый — Ребенок. Жизнь — Смерть. Любовь — Ненависть.

Ведущий договаривается с игроком-экспертом о том, какой предмет они будут передавать. Игрок невербальными средствами обрисовывает предмет и передает его в группу. Группа сидит так, что только один человек видит предмет. Этому человеку эксперт и передает предмет, тот передает следующему. Последний возвращает его эксперту, называя его. Затем в группе обсуждают свои впечатления от передаваемого предмета.

Один игрок выходит из класса. Ведущий предлагает всем выразить к нему отношение, при этом называются возможные виды отношений, и группа выбирает возможное (удивление, радость, разочарование). Когда игрок

входит в аудиторию, он должен угадать отношение, которое невербально

Один игрок делает доклад на свободную тему перед группой. Задача группы – проявить один из видов отношений (отношение задается ведущим). Задача игрока – идентифицировать отношение, назвать его.

Источник

Тренинг для студентов : «Вербальное и невербальное общение»

Тренинг: Овладение способами невербального общения.

Цель : продолжить развитие навыков эффективного общения. Продемонстрировать, что средствами общения выступают не только слова, но и интонации, жесты, контекст общения и т. д.

— Правильно общаться друг с другом;

— Давать и получать обратную связь;

— Развивать чувство открытости и доверия;

— Проявлять уважение к индивидуальности других;

1.Начальная дискуссия. Мы сегодня поговорим об общение, не о речевом (вербальном), а о невербальном.

Невербальными средствами общения являются жесты, позы, мимика и другие двигательные действия. Арсенал невербальных средств общения достаточно широк. Он включает в себя:

Паралингвистические средства: культура голоса, тембр, регистр, интонация, пауза, темп, громкость, ритмика, тональность, мелодика.

Читайте также:  день ног упражнения видео

Экстралингвистические средства: смех, плач, постукивания, вздохи, дыхание, касание и т.д.

Кинетические средства: жесты, мимика, пантомимика, позы, взгляд и т.д.

Проксемические средства: расстояния между участниками, пространственные передвижения.

Все эти средства имеют в общении существенную роль, они могут выразить то же, что и речь, превосходить то, что будет, сказано, акцентировать сказанное и т.д.

В невербальном общении можно особо выделить некоторые элементы: жесты и поза. Люди оценивают друг друга еще до того, как заговорят. Так, одной только позой или походкой можно создать впечатление уверенного в себе или, наоборот, суетливого человека. Жесты позволяют подчеркнуть смысл сказанного, расставить акценты, выразить эмоции, но нужно помнить, что, например, в деловом общении их не должно быть слишком много. Также важно то, что разные народы могут иметь одни и те же жесты, которые означают совсем разные вещи. Мимика, взгляд и выражение лица. Лицо человека – основной передатчик информации о настроении, эмоциях и чувствах человека. Глаза так вообще называют зеркалом души. Не зря многие занятия на развитие понимания эмоции у детей начинаются с распознавания основных чувств (гнев, страх, радость, удивление, печаль, тоска и т.д.) по лицам на фотографиях. Дистанция между собеседниками и прикосновения. То расстояние, на котором человеку комфортно общаться с окружающими, и возможность прикосновений люди определяют для себя сами в зависимости от степени близости того или иного собеседника. Интонация и характеристики голоса. Этот элемент общения словно объединяет вербальные и невербальные средства общения. С помощью различной интонации, громкости, тембра, тона и ритмики голоса одну и ту же фразу можно произносить настолько по-разному, что смысл сообщения изменится прямо на противоположный. Важно уравновешивать в своей речи вербальные и невербальные формы общения. Это позволит максимально полно доносить свою информацию до собеседника и понимать его послания. Если человек говорит безэмоционально и монотонно, его речь быстро утомляет. И наоборот, когда человек активно жестикулирует, часто вставляет междометия и только изредка произносит слова, это может перегружать восприятие собеседника, что оттолкнет его от такого экспрессивного партнера по общению.

2. Упражнение «Эмоциональное знакомство».
Представляясь, каждый произносит свое имя дважды. Первый раз произносит с положительными чувствами, как хотел бы, чтоб к нему обращались, второй раз – с отрицательными.

Ребята, я буду задавать вам вопросы, а вы должны будете делать определенные действия.

Прикоснитесь к кончику носа те, кто сегодня проснулся рано,

Похлопайте в ладоши те, кто вчера вечером;


Прикоснитесь к правому уху те, у кого сегодня хорошее настроение;


Топните одной ногой те, кто сегодня был активен на ;


Улыбнитесь те, кто сегодня был вежлив;

Цель : развитие способностей эффективно общаться, осознавая действия партнера.

Работа осуществляется в тех же парах. Партнеры встают друг напротив друга. Один показывает какое-то движение, а другой повторяет его, как в зеркале; затем они меняются ролями. Участникам предлагается обратить внимание на то, что показалось трудным, вызвало максимальные затруднения.

4.Упражнение «Угадай эмоцию».

На столе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка — узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
На первых порах взрослый может помочь ребенку.
Остальные дети-зрители должны угадать, какую эмоцию изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

4. Упражнение «Говорящее тело»

Участники сидят в кругу. Каждый из них получает написанное на листке бумаги задание (см. приложение) изобразить позу человека в какой-то ситуации. Задания не оглашаются для всех. Участники продумывают и показывают с помощью невербального поведения (без слов) обозначенною в задании позу тела, другие участники должны определить, что именно показывает участник.

— Изобразите позу человека, читающего увлекательный роман

— Изобразите позу человека, читающего сложный учебник

— Изобразите позу человека, читающего юмористический журнал

— Изобразите позу человека, пишущего письмо другу

— Изобразите позу человека, ждущего вызова в кабинет стоматолога

— Изобразите позу человека, сдающего государственный экзамен в ВУЗе

— Изобразите позу человека, стоящего долгое время в очереди

— Изобразите позу человека, выигравшего в лотерею

Человек читает (любовную записку, учебник, неприятное сообщение);

— Человек пишет письмо (любимой, другу, врагу);

Читайте также:  определение лица глаголов упражнения

2 задание: На скамейке сидят двое людей. Следует выявить их отношения (в ссоре, не знакомы, но хотят познакомиться, один хочет познакомиться, а другой нет). Работа в парах. Следует выразить позой их отношение к процессу общения и партнеру:

Если оба заинтересованы разговором.

Если один из партнеров реагирует негативно.

Если разговор идет через силу.

Если один из партнеров хочет закончить разговор.

5.Упражнение «Разговор через стекло».

Для этого упражнения по желанию выбирается пара участников, остальные будут зрителями. Крут из стульев превращается в полукруг, обращенный к импровизированной «сцене». Двоим «актерам» дается инструкция. Они находятся в аэропорту. Один из них улетает, другой — его провожает. И вот, когда проводы закончены, и отлетающий уже перешел в отсек для отлетающих, за стекло, он внезапно вспоминает, что забыл передать провожающему очень важную информацию. Он может это сделать сейчас, он видит провожающего через стекло. Однако сложность заключается в том, что стекло звуконепроницаемое, и передать информацию можно только жестами и мимикой, без слов. Один из партнеров передает информацию, другой должен его понять и ответить (тоже без слов ). Затем они меняются ролями, и принимавший информацию теперь будет ее передавать (информация будет уже новая, какую он придумает). Остальных участников просят сохранять молчание и просто наблюдать за происходящим.

Дискуссия по упражнению. Сначала вопросы актерам: что они чувствовали, легко ли было передавать информацию? Легко ли было расшифровывать информацию? Что удалось? Что не удалось? Почему? Вопросы зрителям: какие впечатления? Удалось ли самим расшифровать информацию? Какие были версии? Почему? Что понравилось? Что бы вы сделали по-другому? При желании зрителей и резерве времени можно повторить упражнение еще с одной-двумя парами.

6.Упражнение «Мокрая собака»

Ведущий предлагает участникам образовать круг и представить следующее: «Вы мокрая собака, вышедшая из воды. Сейчас стряхните воду с головы, теперь с правой лапки, с левой, с задних лапок, по всему телу». Упражнение можно повторить несколько раз.

7.Упражнение «Инсценировка песни».

Участники разделяются на две-три команды, и каждая получает задание подготовить и затем показать инсценировку какой-либо известной песни. Остальные участники должны угадать эту песню. Инсценировка происходит без слов. На подготовку каждой команде дается 10—15 минут. После подготовки каждая команда по очереди показывает свою инсценировку.Участники обмениваются мнениями . Кому удалось донести смысл песни? За счет чего? Кому не удалось? Почему? Какие были трудности при передаче и расшифровке информации? Какая команда лучше справилась с заданием? Почему? Как происходит передача информации в жизни? А получение ее? Замечаем ли мы сигналы жестов, мимики? Насколько часто в жизни мы пользуемся этими каналами передачи информации?

8. Релаксация. Круг уверенности.

Мы оправляемся на прогулку по тропинке в лес. Светит солнышко, теплый ветерок касается наших щек. Мы идем по мягкой лесной тропинке, мягкая травка касается наших ног, лес наполняется приятными звуками: щебечут птички, стрекочет кузнечик, впереди слышен шум отдаленного водопада. Мы ощущаем приятный аромат сосновых почек, чистого воздуха. На душе приятно и спокойно. Мы выходим на лесную полянку. Перед нами на траве появляется, очерченный лучами солнца, большой круг. Он притягивает нас к себе. Мы входим в круг и чувствуем, как нас обволакивает большой, приятный, льющийся с небес столб света. Нам тепло и приятно. Мы глубоко вдыхаем и чувствуем, как наполняемся его силой. В нас появляется энергия, смелость, уверенность в себе. Мы делаем шаг и отправляемся в обратный путь по мягкой лесной тропинке, выходим на опушку леса, присаживаемся на травку, стараемся запомнить состояние, которое нам дал солнечный свет и медленно открываем глаза.

Упражнение “Передай другому”

Участники занятия-тренинга сидят в кругу и по очереди каждый без слов передает соседу какой-либо воображаемый предмет. Сосед должен “взять” его соответствующим образом и назвать. Затем он предлагает уже другой, свой предмет следующему по кругу. Упражнение повторяется до тех пор, пока все не примут участие.

Легко или трудно было передавать предмет?

А в чем были трудности?

Легко или трудно было отгадывать предмет?

А в чем заключались трудности?

9. Рефлексия. Все берутся за руки и по часовой стрелке каждый высказывается о тренинге, о своем участии в нем.
Прощание проходит по ритуалу «Подари улыбку соседу».

Источник

Adblock
detector