Меню

упражнение на не выученные правила

Учим скучные правила русского языка весело

Скучные правила в веселых стихах

Обратите внимание: если написано КРАСНЫМ цветом — то так писать и говорить нельзя, а можно и нужно так, как написано ЗЕЛЕНЫМ.

Глагол «победить»

Глаголы «победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить» и некоторые другие, принадлежащие к так называемым недостаточным глаголам (т. е. глаголам, ограниченным в образовании или употреблении личных форм) , не образуют формы 1-го лица единственного числа настоящего-будущего времени. Если необходимо употребить эти глаголы в указанной форме, используется описательная конструкция, например: сумею победить, хочу (стремлюсь) убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутить, не буду чудить.

Правописание частицы НЕ с глаголами

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Правописание частиц НЕ и НИ

Частица не употребляется для отрицания, например: Не я говорил об этом. Я не говорил об этом. Я говорил не об этом.

Частица ни употребляется для усиления отрицания, например: Ни косточкой нигде не мог я поживиться (Крылов).

Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах

Наличие Ь знака перед суффиксом -ся на конце глаголов

что делать? — любоваться, что делает? — любуется

что сделать? — вернуться, что сделает? — вернётся.

Ударение в личных формах глагола «позвонить»

Ударение в личных формах глагола «позвонить» падает на звук И.

Глаголы надеть и одеть

Надеть (что?) одежду; одеть (кого?) Надежду

Прийти — приду

Глаголы класть и положить

Глагол «класть» употребляется без приставок, а «(по)ложить» — только с приставками.

Раздельное и слитное написание что бы/чтобы, то же/тоже, так же/также

Союзы также и тоже пишутся слитно, если являются синонимами и легко заменяют друг друга.

Правописание приставки пол и полу

В русском языке большинство приставок пишутся слитно со словом, но не в данном случае. Если слово начинается с любого согласного, кроме л, тогда напишем пол- слитно, например:

полчайника, полстакана, полряда, полкувшина.

Если же корень слова начинается с согласного л, с гласной или прописной буквы, то приставку пол- напишем с дефисом:

пол-лимона, пол-листочка, пол-лукошка;

пол-огурца, пол-апельсина, пол-ящика;

пол-Европы, пол-Петербурга, пол-России.

Если же между приставкой и словом появляется прилагательное или местоимение, «третий лишний», то все слова пишутся раздельно:

пол морского побережья, пол фруктового сада, пол чайной ложки.

Приставка полу- пишется слитно со словами всех частей речи:

полупальто, полусерьезный, полусидя, полушутя.

Родительный падеж множественного числа существительных «носки», «чулки», «сапоги», «туфли»

Правильно говорить и писать: носков, чулок.

носок (носки) в родительном падеже множественного числа (нет чего?) носков,

а чулок (чулки)в родительном падеже множественного числа (нет чего?) чулок.

Суффиксы имен существительных -ОНК-, -ОНОК-

Суффикс -онок- пишется после твердых согласных и шипящих корня существительных, суффикс -ёнок — после мягких согласных, кроме «ч», в названиях птенцов и детенышей животных.

Ударение в слове ТОРТЫ

Русское словесное ударение торт, -а; мн. тОрты, -ов

Правописание непроизносимых согласных

Чтобы написать непроизносимую согласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово, в котором хорошо слышен согласный звук. Запомни слова, которые нельзя проверить: лестница, чувство, праздник.

Источник

Лайфхаки для запоминания некоторых правил русского языка

Лайфхаками уже давно пользуются учителя всех предметов. Предлагаю некоторые лайфхаки для русского языка.

Кто не знает легендарную фразу «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку», которая помогает запомнить падежи? Или «ФоКа, ХоЧеШь ПоеСТь ЩеЦ?», содержащую глухие согласные? И таких приемов в арсенале у учителей-словесников довольно много, ведь русский язык – наука сложная, без «палочки-выручалочки», облегчающей понимание, не обойтись.

Читайте также:  комплекс упражнений для бокса дома

Возможно, я не открою для вас Америку, рассказав о некоторых таких приемах. Тем более не претендую на авторство. Какие-то из них я вычитала в книгах, какие-то подсмотрела на уроках у коллег, некоторые придуманы самостоятельно. Я предлагаю своим читателям дополнить статью своими методическими лайфхаками в комментариях, создав таким образом маленькую копилку интересных идей.

Суффиксы -а, — о в наречиях

Чтобы правильно написать эти суффиксы, надо запомнить приставки. Если в наречиях приставки из-, до-, с-, то пишем суффикс –а. Если приставки на-, за-, в-, то пишем –о. Часто эти приставки путаются у детей в голове, поэтому на помощь можно позвать слово «ОКНО». Надо просто поставить после приставки это слово, и сомневаться в гласной на конце не придется. Например: слев(?) – с окнА, значит, пишем слевА; налев(?) – на окнО – пишем налевО.

Чтобы правильно написать букву Ч или Щ в суффиксе, надо посмотреть, какая согласная стоит перед ним. Но сложность заключается в том, что дети не всегда запоминают эти самые буквы. Тогда можно дать фразу: «я ТоЖе ЗДеСь». В ней содержатся все согласные, после которых пишется суффикс –чик. Например: налаДчик, закаЗчик, лёТчик.

Безударные гласные в личных окончаниях глаголов

Часто бывает, что дети без труда ставят глагол в неопределенную форму, определяют спряжение, а вот соответствующее окончание вспомнить не могут. Да, может, и не надо запоминать целую таблицу со всеми окончаниями? Можно ведь запомнить всего шесть букв с помощью двух слов «цЕлУЮ» — гласные 1 спряжения, «мИлАЯ» — гласные 2 спряжения.

Склонение сложных числительных со вторым корнем –ст-

При склонении сложных количественных числительных нужно изменить каждый корень. С первым корнем проблем, как правило, не бывает, а вот второй (-ст-) доставляет немало хлопот, потому что учеников сбивает числительное «сто», имеющее всего две формы, в отличие от своего родственника, входящего в состав сложных числительных. Так вот, чтобы не ошибиться со склонением этого корня, поставим вместо него слово «ноты». Какое окончание будет в этом слове, такое и в числительном. Например: нет восьмисот или восьмиста? Заменяем: нет восьми НОТ. Значит, восьмиСОТ.

Чтобы ученики легче запомнили все сонорные, можно предложить им красивое и интересное слово «ЛаМиНаРиЙ».

Сколько же проблем доставляют нам эти причастия! Суффиксы, конечно, все равно придется выучить – не так уж их и много. А вот определять по суффиксам разряд причастий поможет такой лайфхак. Все действительные – «шипят»: ущ, ющ, ащ, ящ, вш. А вот страдательные – нет. А сама шипящая в действительных причастиях может помочь определить время. Настоя Щ ее – это суффиксы с буквой Щ – ущ, ющ, ащ, ящ. А про Ш едшее – это суффикс с буквой Ш – вш.

Читайте также:  упражнение на икру на степе

Определение границ причастного и деепричастного оборота

Чтобы ученики не потеряли зависимые от причастия и деепричастия слова, называем их «соседями». Предлагаем найти причастие (деепричастие) и задать вопрос к «соседу слева» и к «соседу справа». А потом, когда предполагаемые «соседи» найдены, прочитать предложение, исключив найденный оборот. Если останется нормальное предложение, значит, оборот найден верно.

А какие приемы используете вы? Поделитесь своими идеями, которые можно использовать в качестве лайфхаков на уроках русского языка.

Другие статьи о школе, образовании и воспитании читайте на канале «REALITY ШКОЛА» .

Источник

Пять способов научить ребенка писать грамотно без ошибок

Всегда огорчает такая ситуация, когда вы весь вечер с ребенком учили правила и писали упражнения, а назавтра он принес очередную двойку по русскому языку. К сожалению, постоянные занятия «через не хочу» заставляют ребенка еще больше возненавидеть русский и увериться в собственном бессилии. Тройки, поставленные из жалости, не выход из положения. Ребенку в любом случае придется писать ВПР, сдавать ОГЭ и ЕГЭ. Логопеды центра развития «Каркуша» рассказывают, что такое дисграфия и как можно научить ребенка писать без ошибок.

Что такое дисграфия?

Дисграфия – это частичное нарушение письменной речи, вызванное несформированностью высших психических функций. Ребенок будет повторять одни и те же ошибки, даже если выучит все правила русского языка. Он просто не может их применить там, где необходимо. По грубой оценке, дисграфия в той или иной мере наблюдается почти у трети младших школьников.

Письмо – очень сложный процесс, в котором участвует сразу несколько высших психических функций:

  • сначала надо мысленно разделить слово на звуки;
  • нужно вспомнить, какая буква соотносится с конкретным звуком;
  • вызвать в воображении образ буквы, то есть вспомнить, как она пишется;
  • мозг подает команду руке;
  • применить соответствующее правило, а часть орфограмм строится на подборе проверочного слова, то есть память снова включается в работу.

Если на каком-то этапе происходит сбой, то ребенок начинает писать с ошибками, несмотря на все старания учителей и родителей.

Определить, ребенок ленится и не учит или у него дисграфия, можно по следующим признакам этого нарушения:

  • ошибки в ударных словах, когда написание очевидно: «корава» вместо «корова»;
  • пропуски одной или нескольких букв;
  • недописывание слогов, букв, окончаний слов: «сумк» вместо «сумка»;
  • перестановка слогов и отдельных букв: «собака» вместо «сокаба»;
  • дублирование букв: «домкрад» вместо «домкрат»
  • зеркально перевернутые буквы и цифры;
  • замена одних звуков другими, близкими по звучанию: «дорашка» вместо «дорожка»;
  • пропуск букв, которые используются сравнительно редко – «ъ», «э», «ь»;
  • неаккуратное грязное письмо, ребенок «не видит» полей, строчек и пр;
  • он не понимает принципов переноса слова, пишет слова без пробелов;
  • не ставит точки и большие буквы в конце и начале предложения.

Конечно, коррекция такого серьезного нарушения, как дисграфия, должно проходить под контролем логопеда, но кое-что вы можете сделать и в домашних условиях. Вот что советуют логопеды центра развития «Каркуша»:

1. Напишите необычный диктант

Это упражнение помогает детям, которые делают пропуски букв. Взрослый читает короткие предложения, ребенку нужно простучать карандашом слоги в каждом слове, чтобы почувствовать ритм. Затем он записывает каждый слог в виде черточки пунктира. Далее диктант можно усложнить: записать каждое слово в виде точек, количество точек равно числу букв.

Читайте также:  какие упражнения снимут головную боль

2. Работаем над образом слова

Это упражнение напоминает игру в города. Попросите ребенка подобрать слово, которое будет начинаться на вторую или третью с конца букву задуманного слова. Если слова объединить тематически, то вы сможете отработать навык классификации.

3. Тренируемся запоминать словарные слова

Запомнить трудные слова поможет игра в веселых мультипликаторов. Ребенку нужно закрыть глаза и мысленно представить себе слова, которые вы будете диктовать, как сменяющие друг друга кадры мультфильма, их должен связывать какой-то сюжет. Проговаривайте слова очень четко, выделяя голосом каждую букву. Затем ребенок расскажет придуманный им мультик, запишет на бумаге прозвучавшие слова и сам проверит получившийся текст. В случае ошибки словарные слова следует нарисовать так, чтобы через рисунок обозначить орфограмму. Например, букву Ю, которая спускается с неба на парашюте.

4. Переписывайте классику

Запомнить графический облик слова хорошо помогают упражнения на списывание текста. Их лучше выполнять в каникулы, когда много свободного времени. Для того чтобы повысить интерес ребенка к занятию, выберите что-нибудь из детской классики. Обязательно сначала убедитесь, что в издании нет опечаток.

5. Шифруем

Лучше запомнить правила русского языка и закрепить навык их применения поможет следующее упражнение. Создайте шифровальный алфавит, в котором вместо букв будут определенные символы. Предложите ребенку написать «секретную записку», в тексте которой обязательно нужно использовать определенное правило.

Что еще можно сделать?

Ошибки в письменных работах также часто связаны со страхом провала. Дети так боятся написать слово неправильно, что из-за волнения путают буквы, не дописывают слова, переставляют слоги. Поэтому упражнения на раскрепощение, преодоление стеснительности очень полезны.

Давайте ребенку больше гулять на свежем воздухе, чтобы мозг получал максимум кислорода. Ходите на спортивную площадку. Тренировки помогают привыкнуть к соблюдению правил, улучшают внимание и реакцию.

Залог грамотного письма – произвольная регуляция. По наблюдениям логопедов нашего центра развития, практически все младшие школьники, у которых диагностирована дисграфия, не умеют играть в сюжетно-ролевые игры. Им сложно усвоить и соблюдать правила даже самой простой детской игры. Поэтому позволяйте ребенку играть со сверстниками столько, сколько он захочет, помогайте ему освоить правила, научиться произвольной регулировки своих действий и поведения.

Запишите ребенка в музыкальную школу. В игре на музыкальном инструменте, как правило, задействованы обе руки, а значит, работает и правое, и левое полушария. Кроме того, занятия положительно влияют на мелкую моторику. Это, в свою очередь, улучшает кровоснабжение речевого и моторного центров мозга.

Когда ребенок приходит из школы, делайте ему массаж шеи и затылка, чтобы размять мышцы и улучшить поступление кислорода и питательных веществ в клетки мозга.

И, самое главное, занятия, должны быть неутомительными, регулярными, проводиться под контролем опытного логопеда. Только в этом случае можно ожидать повышения грамотности и общего уровня успеваемости.

Остались вопросы? Приходите на консультацию в центра развития «Каркуша». Наши специалисты всегда готовы помочь и детям, и взрослым!

Источник

Adblock
detector