Меню

упражнение на нахождение синонимов

Система упражнений по теме « Синонимы»

Предлагаем систему упражнений, игр и творческих заданий для начальной школы, которая используется в ходе эксперимента, а также на уроках русского языка и развития речи с целью формирования у младших школьников лексических знаний о синонимах.

Просмотр содержимого документа
«Система упражнений по теме « Синонимы»»

Система упражнений по теме « Синонимы»

Учитель начальных классов

МОУ «СОШ №5» г. Саратов

Предлагаем систему упражнений, игр и творческих заданий для начальной школы, которая используется в ходе эксперимента, а также на уроках русского языка и развития речи с целью формирования у младших школьников лексических знаний о синонимах.

Комплекс специальных упражнений и заданий направлен:

а) на нахождение и подбор синонимов в тексте.

Цель: формировать знания о синонимических связях между словами, навыки использования синонимов в речи.

Задание № 1. Раздели текст на предложения. Подбери к выделенным словам в тексте синонимы.

Не видно конца прозрачным далям в вышине кувыркаются желтые и багряные листья они задевают друг друга и за оголенные ветки со всех сторон слышится легкий шорох.

Задание № 2. Прочитай группы слов. Найди и подчеркни синонимы.

Спасает, охраняет, выручает, освобождает;

Интересный, интенсивный, занимательный, знатный;

Активный, веселый, энергичный, забота;

Темнота, туманность, тьма, темень, мрак;

Наряд, украшение, убор, пальто, одеяние [Иванкина 2005].

Задание № 3. Сравни попарно ряды слов. Подчеркни глаголы-синонимы.

1. Гремел, прогремел, отгремел; гремел, грохотал, рокотал.

2. Шел, зашел, ушел; брел, шагал, тащился.

Задание № 4. Подчеркни синонимы. Почему разные формы одного и того же слова не являются синонимами по отношению друг к другу?

Приглашать, приглашаю, приглашаем, звать;

Отдых, отдыха, передышка, покой, об отдыхе.

б) на образование синонимического ряда.

Цель: сформировать умение составлять ряды синонимов путем моделирования, используя словарь синонимов; развивать конструктивное мышление.

Задание № 5. Подбери синонимы к словам задира, загораться, застенчивый. По синонимическому словарю выясни, все ли возможные синонимы ты рассмотрел. Составь модели синонимических рядов по схеме: О – О – О – О.

Задание № 6. Выдели главное слово в каждом ряду.

Хныкать, реветь, рыдать, плакать, выть, кричать, скулить;

Бормотать, лопотать, бурчать, бубнить;

Раздаваться, звучать, слышаться, разноситься.

в) на работу со словарями.

Задание № 7. Замени данные словосочетания одним словом, близким по значению.

Изображение человека на картине – … (портрет);

Относящийся к проведению торжества – … (торжественный);

Внутренняя сторона кисти руки – … (ладонь).

Задание № 8. В школьном словаре синонимов М.Р. Львова найди ряды синонимов к слову неуклюжий (о человеке – нескладный, мешковатый, неловкий). Составь диалог на тему «Дима наступил мне на ногу!» и употреби не менее двух слов из этого ряда.

Задание № 9. Объясни значение каждого слова. Он разорился, обнищал, по миру пошел. Что это значит? Обратись за помощью к школьному словарю синонимов и антонимов М.Р. Львова.

Аналогичные упражнения встречаются в академическом школьном учебнике русского языка авторов Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной (УМК «Перспектива»).

г) на составление сочетаемости синонимов с другими словами.

Задание № 10. Составь сочетания синонимов со словами, помещенными в скобках. Меняй форму слов.

Полный – толстый (дерево, бумага, луна);

Задуть – погасить (свет, пламя, долг);

Мрачный – угрюмый (лес, человек, вид, ночь);

Знойный – горячий (лето, привет, суп);

Дремучий – густой (волос, туман, лес);

Темный – смуглый (переулок, небо, лицо);

Пожилой – старый (дуб, учебник, дедушка).

д) на определение оттенков значений слов-синонимов.

Задание № 11. Найди для слова точное определение. Установи соответствие.

а) думать о возможной угрозе

б) испытывать страх

в) испытывать страх неожиданно

а) настойчивая просьба о чем-либо

б) призыв исполнить желание

в) горячая, страстная просьба

е) на замену слов в предложении синонимами.

Задание № 12. Замени выделенные прилагательные словами, близкими по значению:

Это был совсем крошечный песик. У него были огромные глаза, прохладный нос и оглушительный голос.

Задание № 13. Каким из слов-синонимов, данных в скобках, можно заменить выделенное слово? Подчеркни.

Стояло жаркое (безоблачное, знойное, чудесное) лето.

У меня есть верный (преданный, надежный, добрый) друг.

Из своей берлоги вышел на поляну неуклюжий (неповоротливый, огромный, добродушный) медведь.

Читайте также:  интересные упражнения на запоминания

Задание № 14. Замени синонимами выделенные слова в рассказе.

Открыли весну грачи. На всех проталинах появились их темные стаи. Зиму грачи провели на юге нашей большой страны. По дороге они не раз попадали в сильную метель. Многие птицы выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные грачи. Теперь они расхаживают по дорогам и ковыряют своими крепкими носами землю (В. Бианки).

ж) на распределение синонимов по градации какого-либо признака.

Цель: закреплять умение правильно располагать синонимы по возрастанию/убыванию признака; формировать представления о системности лексики.

Задание № 15. Подбери к словам огромный, крохотный синонимы. Расположи их по возрастанию и убыванию качества.

Задание № 16. Прочитай примеры, взятые из литературных произведений. Объясни различие значений выделенных слов.

1. Он едва сдерживал раздражение.

2. Вне себя от ярости, Миша размахнулся и ударил Никиту.

3. В гневе Саша сказал другу обидные слова.

Расположи синонимы раздражение, ярость, гнев по степени возрастания недоброго чувства. Изобрази модель синонимического ряда, указав направление степени возрастания с помощью стрелок [Иванкина 2005].

Задание № 17. Прочитай группы синонимов голубой, синий, небесный, васильковый. Составь ряд синонимов по изменению яркости и насыщенности цвета, начиная с самого светлого. Дети располагают слова так: васильковый, небесный, голубой, синий.

з) на распределение синонимов по смысловым группам.

Задание № 18. Распредели синонимы по смысловым группам.

1. Боязливый, любезный, трусливый, учтивый, вежливый, пугливый;

2. Активный, бесконечный, энергичный, бескрайний, безграничный, необъятный, деятельный, необозримый;

3. Толковый, энергичный, умный, толковый, активный, смышленый.

и) на составление синонимического ряда к антонимической паре.

Цель: формировать умения и навыки правильного определения значения слов; учить сопоставлять ряды синонимов с антонимическими парами слов.

Задание № 19. Сравни синонимический ряд с антонимической парой. Подумай, кого можно назвать данными словами? К кому следует обращаться со словом дружище?

Приятель, дружище, друг, товарищ; враг, недруг, неприятель.

к) на подбор синонимов к многозначным словам.

Задание № 20. Подбери к прилагательным богатый, мягкий, крепкий, большой в словосочетаниях синонимы. Установи соответствие.

Образец: добрая мысль – светлая мысль.

Источник

Дидактический материал для уроков русского языка в 3–4 классах «Синонимы»

Сысуева Надежда
Дидактический материал для уроков русского языка в 3–4 классах «Синонимы»

Упражнения с именами существительными – синонимами

Прочитайте, назовите слова, употреблённые в значении «дорога». Что общего между ними и в чем разница.

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне.

Подберите к данным словам синонимы. Составьте словосочетания.

А) Строение – постройка.

Ряд. Рубеж. Препятствие. Балл. Наступление. Крыша. Сердечность.

кровля, шеренга, атака, оценка, граница, преграда, доброта.

Поклажа. Стужа. Половодье. Достижение. Столетие. Путешественник. Пламя. Тревога.

беспокойство, багаж, турист, век, холод, разлив, успех, огонь.

Подберите к данным словам синонимы. Составьте предложения.

Образец: Вещи – багаж.

Буря. Неприятель. Режим. Странник. Друг. Предатель. Одногодок. Дорога. Боязнь. Игра. Мрак. Преграда. Несчастье.

путешественник, приятель, помеха, ураган, ровесник, противник, распорядок, изменник, путь, страх, забава, мгла, беда.

Прочитайте, подумай, какое слово надо вставитьте в предложение. Сравните оттенки значений этих слов.

1. Завтра молодые воины будут принимать … .

Солдаты дали … сражаться до конца за честь Отчизны.

Мы с друзьями дали … — всегда помогать друг другу.

(Клятва, присяга, обещание)

2. Землетрясение – стихийное … .

Семью потрясло большое … .

Прочитайте предложения. Выпишите из них синонимы к слову сражение. Сравните оттенки значений этих слов.

Для битвы нам нужны не дубинки, а мечи булатные. Я на страшный бой иду. Отдохните воины после такого побоища. Ведь были схватки боевые? И вот на поле грозной сечи ночная пала тень.

Употребите синонимы тишина, затишье, безмолвие предельно точно в тексте.

Ты в лесу. Ветер так слаб, что едва-едва слышен шелест листьев. Изредка где-то вдалеке появляется невнятный звук. В лесу …? Сильный ветер шумит в кронах деревьев, вот он замирает на несколько минут. Наступило …. ни единый звук не доходит до слуха. Всё замерло. В лесу царит … .

Игра «Кто внимательнее?»

Определите, синонимы это или антонимы.

Азбука – алфавит, утро – вечер, беда – горе, ночь – день, война – мир, холод – жара, конец – начало, труд – работа, врач – доктор, радость – печаль, ураган – буря.

Читайте также:  упражнение для ляшек чтоб похудели

К данным существительным-синонимам подберите однокоренные глаголы. Проверьте правильность написания гласной в корне.

Образец: смеется – хохочет.

Смех – хохот. Беспокойство – волнение. Борьба – сражение. Работа – труд. Горе – печаль. Рокот – грохот. Сторож – охрана. Укор – упрек.

Упражнения с именами прилагательными – синонимами

Найдите в предложениях слова, близкие по смыслу. Проанализируйте разницу в употреблении слов.

Задача трудная. Задача сложная. Щенок робкий. Котёнок боязливый. Шары красные. Цветы алые. Громадный айсберг. Огромный корабль. Чудесный день. Хороший человек. Весёлое настроение. Радостное событие. Грустное событие. Печальное лицо. Хмурая осень. Ненастная погода.

Спишите предложения парами. Найдите и подчеркните во втором предложении прилагательные-синонимы, выделенным в первом предложении. Пронаблюдайте за разницей в оттенках значений.

Вся страна весенним утром, как огромный сад стоит. В центре города выстроили громадный универсам.

— Что, дремучий лес, призадумался?

Грибники вошли в густой, глухой лес.

Жил на свете рыцарь бедный, молчаливый и простой.

Хороший человек мой брат, да уж больно бесхитростный.

Жизнь дана на смелые дела.

В бой вступили отважные лётчики, бесстрашные моряки, храбрые танкисты.

Спишите, вставляя подходящие по смыслу прилагательные из скобок.

… взрыв потряс воздух. Раздался … вой сирены. Во дворе были слышны … голоса ребят.

(звонкий, оглушительный, пронзительный)

Эта лошадь очень …. Ночь была … и тёплая. Война оборвала … жизнь. Мне понравилась … речь.

(спокойная, смирная, тихая, мирную)

Молния ударила в … дуб. На краю деревни стояла … избушка. В музее была … мебель.

(старинный, ветхий, старый)

Составьте словосочетания. С этими словосочетаниями составьте предложения.

Образец: Густой туман. Дремучий лес. В дремучем лесу стоит густой туман.

Густой, дремучий (лес, туман);

Старый, пожилой (человек, парк);

Коричневый, карие (костюм, глаза);

Смуглый, тёмный (лицо, волосы);

Горячий, знойный день (чай, день);

Серый, пасмурный (день, платье);

Влажный, мокрый (воздух, трава);

Голубые, лазурные (небо, глаза).

Прочитайте предложения. Скажите, каким из слов, данных в скобках, можно заменить выделенные прилагательные, чтобы не изменился смысл. Лишнее исключите.

Стояло жаркое лето (чудесное, знойное, безоблачное). В овраге был студёный ключ (быстрый, прозрачный, холодный). Проворная белка перепрыгивала с одного дерева на другое (быстрая, маленькая, весёлая). Неповоротливый медведь встал на задние лапы (огромный, неуклюжий, добродушный).

Включите в предложение подходящее слово из скобок. Объясните свой выбор.

В (сырой, мокрый) климате многие чувствуют себя плохо. В помещении сделали (сырая, влажная) уборку. Пассажиры приехали в Москву на (скорый, стремительный) поезде. Бойцы бросились в (скорая, стремительная) атаку. Секретарь положил на стол (жирная, толстая) папку. В духовке жарился (жирный, толстый) гусь.

Составьте словосочетания и объясните свой выбор.

Жаркий, горячий, жгучий (солнце, день, привет);

Густой, глухой, дремучий (старик, туман, тайга);

Толстый, жирный (книга, мясо);

Аккуратный, чистый (воздух, ученик);

Румяный, багряный, рубиновый (закат, яблоко, звезда);

Обрывистый, отвесный (берег, скала).

Сравните словосочетания, заменяя прилагательные синонимами.

Тихая езда, тихий голос.

Густой лес, густой туман.

Горячая вода, горячее лето.

Темное небо, тёмное лицо.

Старая книга, старый человек.

Верный друг, верный ответ.

Крепкая верёвка, крепкий организм.

Свежий ветер, свежая газета.

Чёрное пятно, чёрный конь.

Упражнения с глаголами – синонимами

Выпишите синонимы парами. Составьте словосочетания.

Искриться, нестись, воевать, страшиться, беспокоиться, волноваться, взлететь, бояться, сражаться, мчаться, сверкать, засмотреться, посетить, успокоить, приглашать, звать, заглядеться, побывать, вспорхнуть, утешить, угощать, потчевать.

Спишите. Вставьте подходящие по смыслу глаголы, объясняя разницу их значений.

Ласточка … над гнездом. Над цветами … бабочки. Земля … вокруг солнца. … шар голубой.

(Вращаться, вертеться, кружиться, виться).

Сестра … своё новое платье. Пограничники … наши границы. Сторож … колхозное добро. Собака … дом.

(Охранять, беречь, сторожить).

Составьте с данными глаголами словосочетания

Удивился (чему, поражаться (чем);

Хотеть (чего, стремиться (к чему);

Беспокоиться (о ком, тревожиться (за кого);

Захватить (что, завладеть (чем);

Продавать (что, торговать (чем).

Подберите к данным глаголам подходящие по смыслу существительные. Напишите, где нужно предлоги. Составьте с полученными словосочетаниями предложения.

Посетить, побывать (Москва, друг);

Заботиться, беспокоиться (дети, здоровье);

Вращаться, виться (колесо, ласточка);

Читайте также:  вес штанги при упражнении на ноги

Охранять, караулить (склад, покой);

Унять, успокоить (ребёнок, больной).

Выберите из скобок подходящие по смыслу глаголы и замените ими глаголы в данных предложениях. Лишнее исключите.

На деревьях сверкал пушистый иней (искрился, сиял, блистал);

Мать опасалась за здоровье ребёнка (страшилась, пугалась, боялась);

Быстро бежало время (торопилось, мчалось, спешило);

Над головой гремел оглушительный гром (шумел, грохотал, рокотал);

Прочитайте и найдите в предложениях однородные глаголы.

Затужили старик со старухой, загоревали. – Иван лежит в избушке – не спиться ему, не дремлется. – Смотрит – под кустом старший брат спит, во всю мощь храпит. – Едем мы с поганым чудом-юдом биться, сражаться, родную землю защищать. – Соскочил он с коня и принялся мечом сечь да рубить этот колодец. Завыл колодец, заревел дурным голосом.

Расположите глаголы по степени усиления обозначенного ими действия.

Составьте с ними словосочетания.

Кричал, шептал, говорил;

Мчался, шагал, бежал;

Смеялся, улыбался, хохотал;

Рассвирепел, разозлился, рассердился;

Накрапывал, лил, моросил;

Тлел, горел, полыхал;

Поразил, удивил, ошеломил;

Хвалил, одобрял, превозносил.

Выпишите из каждой пары предложений глаголы-синонимы. Проанализируйте оттенки их значений.

Образец: Ругайте – браните.

Не ругайте меня понапрасну. Не браните меня целый день. – Я отыщу секрет и ларчик вам открою. – Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы. – Чтоб концы его владений охранять от нападений, должен был он содержать многочисленную рать. – В кузнице молот стучит. – Кто-то барабанит в дверь. – Скрыла солнце туча грозовая. Женя спрятала игрушки от маленькой сестренки.

Упражнения с наречиями-синонимами

Составь предложения с каждым из этих слов. Составьте группы родственных слов по образцу: вежливый – вежливо – вежливость.

Вежливо – учтиво – любезно – приветливо.

Подберите к наречиям из левого столбика наречия-синонимы из правого столбика и запишите парами. Составьте словосочетания.

Образец: отлично — прекрасно.

Отлично, вверху, быстро, сзади, близко, грустно, бессердечно, назойливо, безмолвно, разумно, бесстрашно, трудно.

Тяжело, прекрасно, наверху, храбро, беззвучно, скоро, позади, рядом, печально, жестоко, надоедливо, умно, важно.

Составьте предложения с данными наречиями.

Второпях, вскорости, быстро, впопыхах.

Невзначай, неожиданно, наспех.

Вверх, ввысь, вверху, наверх, доверху.

Спишите предложения парами. Подчеркните наречия-синонимы.

1. Моряк твёрдо стоял на ногах. Я так прочно не качающейся палубе стоять не мог.

2. Петя отважно вступил в бой. Его друзья воевали не менее храбро.

3. Грозно в синей вышине стояли тучи в стороне. Зловеще ветер выл в трубе.

4. Над рекой тихо светит луна. По реке бесшумно скользят парусные лодки.

5. Куда не оглянись, повсюду рожь густая. Во время праздника везде люди поют, танцуют, смеются.

«Мой выбор-учитель-логопед» Размышление о педагогической работе учителя-логопеда. В пятнадцать — шестнадцать лет, вероятно, сложно выбрать ту, неповторимую профессию,.

Дидактический материал для занятий по экологическому воспитанию Когда я а старшей группе занималась с детьми экологией,решила сделать своеобразные карты-диагносты. Ребенку,который занимается с воспитателем.

Дидактический материал своими руками В нашей группе очень много дидактического материала изготовленного своими руками. Для центра «Математического развития» представляю следующий.

Дидактический наглядный материал для обучения грамоте Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста достаточно сложен и велик. Необходимо не только дать основные понятия нашего великого.

Эссе «Моя профессия учитель-логопед» «Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми». Оскар Уайльд Когда я окончила школу, я твёрдо знала, кем хочу быть.

Развлечение «Приключения в зимней сказке» в подготовительной группе для детей с ОНР Разработала: учитель-логопед Е. Н. Чупрова Коррекционно-образовательные цели. Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов.

Эссе «Я учитель-логопед» Александр трифонович твардовский:Нельзя научить любить то, чего сам не любишь или не умеешь любить Кто такой логопед? С научной точки.

Эссе «Моя профессия-учитель-логопед» В поселке нашем есть садик отличный Давно его мы «Северяночкой» зовем У логопеда здесь работа С детьми мы очень весело живем Ведь детский.

Эссе «Моя профессия учитель-логопед» Эссе «Моя профессия учитель-логопед» Давайте познакомимся! Я, Чурбанова Елена Владимировна, учитель-логопед детского сада «Сказка»! К.

Эссе «Моя профессия — учитель-логопед» Современный логопед является педагогом, который, работает с детьми и совершает вклад в их будущее, формируя навыки владения красивой и правильной.

Источник

Adblock
detector