Меню

упражнение на нахождение ошибок в словах

Ищем и исправляем грамматические ошибки.
Система упражнений

Предлагаемая вашему вниманию система упражнений появилась как результат наблюдений над ошибками в работах выпускников, выполнявших задание С на ЕГЭ по русскому языку в 2007 – 2008 годах. При проверке сочинений эксперты, как правило, отмечают, что ребята делают большое количество грамматических ошибок (при допустимых двух). Это, конечно, всем известно и не вызывает удивления: при насыщенности современных программ теоретическим материалом на уроках в средних классах, когда изучается грамматика, трудно выделить достаточное количество времени не только на развитие практических умений и формирование навыков, но даже и на выполнение специальных упражнений, позволяющих научить применять полученные знания. А это означает, что приходится обращать внимание на грамматику, языковые нормы при написании сочинений, при подготовке к выпускным экзаменам, то есть уже в старшем звене. И тогда жизненно необходимой оказывается система работы по совершенствованию устной и письменной речи.

Сложность положения и учителя, и ребят состоит еще и в том, что, к сожалению, разного рода ошибками (в том числе и грамматическими) пестрят тексты, появляющиеся перед глазами учеников, выступления в СМИ. У нас с ребятами, например, есть своеобразное соревнование: кто какие ошибки обнаружит в объявлениях в городском транспорте?

Как сделать грамотнее устную и письменную речь учеников, как уменьшить количество грамматических ошибок? Добиться этого можно лишь в том случае, если дети научатся видеть нарушения языковых норм сначала в специально составленных упражнениях (заметила, что ребятам легче анализировать чужие тексты), затем станут находить в собственных работах и будут знать разные способы их устранения. То есть требуются особые упражнения, материал которых был бы по лексическому и грамматическому строю приближен к тому, что выходит из-под пера самих учеников. Очень полезными могут оказаться уже проверенные и оцененные сочинения выпускников на ЕГЭ. Их много, они различны по уровню, по исполнению, невелики по объему, позволяют выявить типичность и распространенность в регионе той или иной ошибки, а потому содержат богатейший материал для наблюдений и дальнейшей работы.

Новизна предлагаемой системы как раз и состоит в том, что упражнения в большинстве своем составлены из фрагментов сочинений самих выпускников, ровесников наших учеников, то есть носителей языка, близких им по уровню владения. Наиболее распространенные грамматические ошибки из задания части С ЕГЭ по русскому языку были выявлены, сгруппированы и классифицированы, подобраны наиболее яркие примеры, включены в задания и предложены учащимся для работы с ними. Считаю это полезным, так как ребята имеют дело с теми ошибками, которые могут допустить (и допускают) сами.

В настоящее время, как известно, нет единого подхода к классификации грамматических ошибок и речевых недочетов. Поэтому здесь требуется оговорка. Поскольку грамматика – раздел лингвистики, изучающий «строй языка», т.е. систему «морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства» (Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. 2-е изд. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 113), то, соответственно, к грамматическим ошибкам мы будем относить такие, которые связаны с нарушением структуры языковой единицы: слова, словосочетания, предложения, – то есть нарушение словообразовательных, морфологических и синтаксических норм.

Сделаем поправку и на то, что точно разграничить грамматические и речевые ошибки эксперту сложно, потому что он не может установить причину нарушения норм. Не зная детей, писавших работу, в ряде случаев нельзя быть полностью уверенным в том, чем вызвано появление той или иной ошибки: особенностями речи данного носителя или незнанием языковых норм.

Предлагаемая система упражнений создавалась с учетом последовательности изучения и уровня сложности основных единиц грамматики – начинаем работать над образованием форм слов, затем над составом словосочетаний и, наконец, над построением предложений. Некоторая однотипность заданий объясняется целями, стоящими перед преподавателем: научить обнаруживать и исправлять грамматические ошибки. Но в этом есть и положительная сторона. Мы имеем возможность одновременно готовиться к выполнению нескольких тестовых заданий группы А (А4, А5, А6 в 2007–2008 гг.).

Читайте также:  видео упражнения с обручами с детьми

Работу с предлагаемыми упражнениями можно выполнять различными способами: отводить специальные занятия, вводить отдельные задания в ходе уроков повторения и обобщения, предложить в качестве самостоятельной работы.

Упражнение 1. Найдите и устраните ошибки в образовании грамматических форм.

1. В данном тексте автор поднимает проблему необходимости говорить людям слова, которые помогут воспрять духом, понять, что ты не один и кому-то нужен.

2. Сейчас, не брав в руки книжку, можно все узнать с помощью компьютера.

3. Именно при чтении настоящей поэзии мы начинаем чувствовать глуботу слов, употребляемых в произведении.

4. Автор пытается подробно разобрать проблему и ставит вопрос о том, кто и зачем уезжает из России. Он рассматривает двадцатый век, когда были эмигрированы такие люди, как Ростропович, Барышников, Бродский, и многие другие.

5. Человек не может жить без природы, без взаимоотношения с ней.

6. Заведующая библиотекой имени Достоевского испытывала глубокое любопытство к нескладистым подросткам.

7. Невольно задумываешься о жизни людей, как им тяжело жить, считав себя ненужными.

8. Почему люди на праздники приносят букеты? Зачем мы, гуляя, нарываем полевые цветы и ставим их в вазу на подоконник?

9. В данном тексте Лаптев поднимает проблему невостребования великих людей в свое время.

10. Ехав угрюмо в карете мимо ревущей толпы и глотая горькие слезы, Барклай-де-Толли верил в правоту своего решения: именно эта вера дает человеку силы идти до конца, даже если приходится идти в одиночку.

11. Я согласна с автором, что истории Прометея и Барклая-де-Толли являются яркими примерами непонимания, а порой равнодушности и жестокости людей.

12. Бесстрастное время всем воздаст по заслугам, справедливый суд истории обязательно оправдает тех, кто был несправедливо обвинен, оклевечен.

Упражнение 2. В каких предложениях имеются ошибки в образовании грамматической формы? Ответ дайте в виде цифрового ряда.

1. Чтобы сделать свою мысль выразительнее, автор использует разные синтаксические и лексические средства, эмоциональные окраски.

2. А если русские войска наступили бы на французов и проиграли сражение Наполеону?

3. Своим рассказом автор хотел показать нам, как всего один случай изменил судьбу человека.

4. Как жесток мир с людьми, которые его усовершенствывают!

5. Особенно много полководцев попало под расстрел во время правления Иосифа Сталина. Об этом свидетельствуют документы тех годов.

6. В данном тексте автор рассказывает о судьбе командира русской армии Михаиле Богдановиче Барклае-де-Толли, который, знав, что у французской армии несокрушимая мощь, отступил, решил наступать потом, когда русская армия накопит сил.

7. В.Амлинский с теплотой вспоминает о своем послевоенном детстве, о людях, оставивших след в его жизни.

8. Евгению приходилось воровать и выпрашивать милостыни у прохожих, чтобы жить самому и кормить маленьких сестер.

9. Автор привел в пример войну с Наполеоном, в частности, историю военноначальника Барклая-де-Толли.

10. Книги рассказывают нам о различных жизненных ситуациях, учат нас разрешать любые проблемы.

11. Еще один яркий пример – Сталин. Все его знают как тирана, репрессиониста.

12. Задача библиотекаря состоит в том, чтобы показать значимость книги в жизни людей.

13. К сожалению, в нашем мире существует много людей, оставшихся без внимания близких.

14. А родители даже не знали, чем занимаются ихние дети каждый день.

15. Есть люди, способные к укреплению, к восстановлению духовных ценностей в самом человеке, приукрашая этим внешний и внутренний мир личности.

Ошибки допущены в предложениях:______ .

Ключ: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 14, 15.

Читайте также:  комплекс упражнения в рабочее время

* Предложите способы устранения имеющихся грамматических ошибок.

Упражнение 3. Найдите и устраните ошибку в построении словосочетаний.

1) Тревожиться за исход сражения; 2) уверенность в победу российских футболистов; 3) обижена на оказанный прием; 4) уделяем внимание на учебу; 5) обрадоваться приездом друга; 6) рецензия дипломной работы; 7) отзыв на статью; 8) препятствовать продвижение по службе; 9) отличать буквы и звуки; 10) рассержен на опоздание; 11) оплатить за проезд; 12) правый тапочек; 13) встретить по окончанию лекции; 14) скучаю по вам; 15) не имеете право; 16) заверил о готовности участвовать; 17) занят на вечернем представлении; 18) повесить новую тюль; 19) принять меры о распространении гриппа; 20) свойственный для исследователя.

Упражнение 4. Определите, в каких словосочетаниях нарушены нормы сочетаемости слов. Ответ дайте в цифровой форме.

1) Отзыв на дипломную работу;

2) уделять внимание на воспитание сына;

3) уверенность в победе;

4) управляющий компании;

5) более высший уровень образования;

7) подвести итог сказанного;

8) различать добро и зло;

9) заведующий кафедры;

10) выяснить о причинах опоздания;

11) указать разницу звуков и букв;

12) доставить удовольствие;

13) провести аналогию статей Белинского и Добролюбова;

14) извиниться за причиненное неудобство;

15) указать о дате проведения конференции;

17) заслужить уважение окружающих;

18) удостоен званием «Герой России»;

19) установить время написания контрольной работы;

20) понимать о необходимости преобразований;

21) достоин награды;

22) проявлять заботу к домашним питомцам;

23) отправиться на поиски вопреки предостережениям;

24) понимать необходимость встречи;

25) уделять внимание на внешность;

26) заплатить за билеты;

27) удостоен доверием.

* Запишите обнаруженные вами неверные словосочетания, устранив грамматические ошибки.

Ключ: 1, 2, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 15, 18, 20, 22, 25, 27.

Источник

Исправь ошибки в тексте
картотека по русскому языку (3, 4 класс) на тему

Данные тексты представлены для 3- 4 классов. Задача ученика — найти все ошибки , исправить их, написать все слова правильно и объяснить свои действия.

Скачать:

Вложение Размер
isprav_oshibki.docx 15.26 КБ

Предварительный просмотр:

Найди и исправь орфографические ошибки. Запиши исправленный текст

Время лесных малышей.

Пришло теплое лето. На лисной опушке распускаюца калаколчики, незабутки, шыповник. Белые ромашки пратягивают к сонцу свои нежные лепески. Вылитают из уютных гнёзд птинцы. У зверей взраслеет смена. Мидвежата старше всех. Они радились еще холодной зимой в берлоге. Теперь они послушно следуют за строгай матерью. Рыжые лесята весело играют у нары. А кто мелькает в сасновых ветках? Да это лофкие бельчята совершают свои первые высотные прышки. В сумерках выходят на охоту колючии ежата.
Необижайте лесных малышей. Приходите в лес верными друзями.

Унас под крыльцом живут ежы. По вечерам вся семья выходит гулять. Взрослые ежи роют землю маленькими лапами. Они достают корешки и едят. Маленкие ежата в это время играют, резвяца.
Аднажды к старому ежу подбежала сабака. Ёж свернулся вклубок и замер. Собака осторожно покатила ежа кпруду. Ёш плюхнулся в воду и поплыл. Я прогнал сабаку. На следующюю весну остался под крыльцом один старый ёжек. Куда девались остальные? Они переселились в другое место. Старый ёж незахотел покинуть мой дом.

Выплыла из-за леса сонце. Повеселела лесная паляна. Капельки расы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала тучя и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столп пыли полетел к озиру. От реского ветра с деревьев посыпались сухие сучя. Лес глухо и грозно зашумел. На земле поевились мокрые пятна. С халмов потикли ручьи. Удары грома аглушили всю месность. Но граза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце.

Надень рождения коле подорили маленького щенка. коля очень любил своего жжульбарса.

Началась вайна. Тижело было расстаться с собакой, но коля сам отвёл своего любимца в школу служебных собак. джульбарса на учили там находить мины.

И вот первое задание. Отступая, враги заминировали лётное поле. Пашёл сильный дождь, потом у дарил морос. Поле покрылось толстой коркой льда. Только сабака смогла обнаружить мины.

Всю войну джульбарс верно служыл людям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дорогие ребята! Представьте, что вы — учитель! Вам предстоит исправить ошибки в работе ваших учеников! Удачи.

Тренажёр по русскому языку для учащихся 3 класса. Даны предложения из диктанта с ошибками на безударные гласные, парные согласные, удвоенные согласные , правописание предлогов. С помощью клавиат.

Даны тексты с разными ошибками. Дети сначала исправляют ошибки на листе, а потом списывают.

Материал для работы на уроке русского языка во 2 классе.

Исправь ошибки. Рабочие листы.

Задание по русскому языку. Исправь ошибки в тексте.

Тексты для детей и родителей, в которых нужно найти и исправить ошибки.

Источник

Тренировочные упражнения «Речевые ошибки»

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

МБОУ «СОШ №12» г.Обнинск Кирпичева Е.П.

Речевые ошибки (тренировочные упражнения)

Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова.

1. Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный, искусный). 4. … женщина. … слово (обидный, обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры против нарушителей дисциплины (эффектный, эффективный). 6. Наблюдать за … развития растений. Идти впереди … (процесс, процессия). 7. Оказаться человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть … (невежа, невежда). 8. Писатель И.С.Тургенев рассказал о трагической судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник, крепостной). 9. В больнице работает опытный … . В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал). 10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть, надеть).

Прочитайте и найдите речевые ошибки. Перепишите, внося необходимые исправления.

1. Друзья, попробуем оглянуться в будущее. 2. Через весь роман проходит фабула патриотизма. 3. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука. 4. С первого момента он может показаться даже очень прекрасным человеком. 5. Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о приезде настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение. 6. Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Ноздревым, Плюшкиным. 7. Автор по-новому решает вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве поэзии.

Прочитайте. Укажите, какие речевые ошибки допущены, исправьте и перепишите.

1. Повесть написана калорийным языком. 2. Среди соучастников соревнований было много молодых спортсменов. 3. При выплавке стали была применена новая, более эффектная технология. 4. Большое значение в романе играют женские образы. 5. Критики оказали высокую оценку новым стихам поэта. 6. Учащиеся нашей группы нанесли визит заболевшему преподавателю. 7. Чичиков не скоро сообразил, из чего состоит одежка Плюшкина.

Перепишите, исправляя речевые ошибки и распределяя предложения по трем типам: употребление слов иной стилевой окраски, тавтология, плеоназм.

1. По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось так, что именно как раз в эти дни открылась выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне молодые патриоты организовали подпольную организацию “Молодая гвардия”. 7. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого. 8. Им овладела ностальгия по родине.

Источник

Adblock
detector