Меню

упражнение на морфологические ошибки

Занимательные упражнения по предупреждению морфологических ошибок у обучающихся

Филологические науки. /8. Методика преподавания языка и литературы

Лесосибирский педагогический институт- филиал СФУ, Россия

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ОШИБОК У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Известно, что одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам.

Именно в школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств

Введение в процесс обучения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) [3] привело к признанию важности осуществления систематического языкового образования и речевого развития школьников. В этой связи актуальным является организация образовательно-воспитательного процесса, направленного на активное овладение школьниками языковыми знаниями и умениями.

Морфология представляет собой важный раздел русского языка, который изучается основной школе. При изучении данного раздела у школьников часто возникают в речи морфологические ошибки. Занимательные упражнения являются важным средством предупреждения и преодоления морфологических ошибок школьников.

По определению Е.Н. Ремчуковой, под морфологией понимается часть грамматического строя речи, которая объединяет грамматические классы слов (части речи), принадлежащие этим классам грамматические (морфологические) категории и формы слов [1, с.39].

Основными задачами морфологии являются: определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры. Кроме описания формальных свойств слов и образующих их морфем (звуковой состав, порядок следования и др.), в задачи морфологии включается изучение грамматических значения, которые выражаются внутри слова (морфологические значения) [2, с.9].

Анализ методических пособий по методике обучения русскому языку позволил выделить в качестве особого раздела – методику морфологии — раздел методики грамматики, исследующий процессы усвоения учащимися грамматических понятий и закономерностей при изучении частей речи, способы выработки практических умений и навыков в употреблении частей речи, образовании и употреблении форм склонения, спряжения и т.д., возникающие при этом типичные трудности и ошибки, их частоту, причины и пути их устранения.

В ходе изучения морфологии в 5-6 классах у школьников вырабатывается представление о морфологии, школьники изучают состав частей речи в русском языке, их деление на знаменательные и служебные, усваиваются основные формы словоизменения определённых частей речи, учатся правильно употреблять эти формы при построении словосочетаний и предложений, вырабатывается ряд орфографических умений, опирающиеся на правила правописания, которые связаны с морфологией.

В речи детей школьного возраста достаточно часто встречаются ошибки, которые относятся к морфологическим. Наиболее распространёнными являются:

— ошибки словообразования («трудолюбимый»);

— ошибки образования формы существительного («опытные бухгалтера»);

— ошибки образования формы прилагательного («более красивее», «слаже»);

Читайте также:  как предотвратить инсульт упражнения

— ошибки образования формы числительного («с пятистами рублями»);

— ошибки в образовании формы местоимения («ихнюю вещь»);

— ошибки в образовании формы глагола («махают руками»).

Кроме представленных выше ошибок, встречаются ошибки, которые могут быть отнесены к грамматико-морфологическим. Таковыми являются:

— неправильное употребление форм именительного падежа множественного числа («ухи», «трактора»);

— искажённое употребление форм родительного падежа множественного числа существительных («В магазине не было покупателев.»);

— употребление одного рода вместо другого («стол была большая», «у утки была крыла»);

— образование формы единственного числа от существительных, имеющих исключительно форму множественного числа («ножница пропала»);

— неправильное употребление предлогов в сочетании со знаменательными словами («к мне подошла сестра», «с мной не разговаривает») [2, с.10] .

С целью предупреждения морфологических ошибок и формирования учебно-языковых умений в современной методике обучения русскому языку используются специфические методы, называемые в отечественной науке упражнениями. Основными упражнениями в области морфологии являются: опознание части речи, того или иного разряда этой части речи, подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи, постановка слова в указанной форме, группировка слов по частям речи, их разрядам, составление таблиц и заполнение готовых таблиц данными примерами, полный или частичный морфологический разбор слова [2] .

С целью развития познавательного интереса учащихся к изучению морфологии используются занимательные упражнения, основная цель которых заключается в предупреждении морфологических ошибок обучающихся. Нами был подобран ряд упражнений, которые могут быть использованы в 5-6 классах при изучении морфологии.

Укажите, какие из следующих пар слов являются словами однокоренными и какие – словами разных корней: подлить-продлить, конец-кончаться, проданный-преданный, смешить-смешать, слеза-слезать, левый-львиный, нервный-неровный.

определи часть речи, что является основой выбора?

Дали, стекло, пила, звонок. (Омонимия, необходим контекст)

Можно ли переделать существительное «дом» таким образом, чтобы оно осталось в им. п. ед.ч., но приобрело окончания –а, -е, -о? (ответ: можно. Домина, домище, домишко.)

Назовите одушевлённые существительные среднего рода. (ответ: дитя, чудовище, насекомое, животное, существо).

В каких баснях И.А. Крылова встречаются имена существительные общего рода? Назовите эти слова. (ответ: зевака, забияка («Слон и Моська»), кривляка («Зеркало и Обезьяна»), невежда («Петух и Жемчужное зерно»).

Являются ли родовыми антонимами слова:

машинист – машинистка? (ответ: нет, у них разное лексическое значение).

Итак, изучение и анализ литературы позволили определить основные морфологические ошибки школьников, были представлены упражнения занимательного характера, направленные на формирование морфологических умений школьников 5-6 классов.

Ремчукова, Е.Н. Морфология современного русского языка. Категория вида глагола: учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности 032900 «Русский язык и литература» / Е. Н. Ремчукова. — 2-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2007. — 144 с.

Токарева, И. Ю. Новое в обучении русскому языку: учебный концептуальный анализ [Текст] / И. Ю. Токарева // Рус. яз. в шк. — 2010. — № 7. — С. 9-11.

Читайте также:  программа упражнений для аквааэробики

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480).

Источник

Подготовка к ЕГЭ. Грамматические нормы. Упражнения

Грамматические нормы Морфологические нормы

Морфологические нормы — это нормы правильного употребле­ния частей речи и их грамматических форм. Ошибки, связанные с нарушением морфологических норм, возникают в словообразовании, а также в образовании форм сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий. Может быть нарушена морфологическая норма и при употреблении словосочетания с зависимым существи­тельным, при образовании падежной формы существительного или местоимения.

В устной и письменной речи часто допускаются ошибки, свя­занные с употреблением числительных, а также ошибки при образо­вании глагольных, причастных форм, форм имен существительных.

1. Образуйте простую и составную формы сравнительной степень прилагательных.

2. Образуйте простую и составную формы превосходной степени прилагательных.

3. Исправьте ошибки в употреблении сравнительной и превосход­ной степени прилагательных и наречий.

1.Постарайтесь выражать мысли более точнее и короче.

Наиболее быстрейший способ передвижения — авиаперелет.

Русский легкоатлет достиг финиша быстрее всего.

4.Есть путь более ближе, чем предложенный вами.

5. Надо искать менее затратнее проекты реформирования обра­зования.

4. Выберите существительные или местоимения в нужной форме и составьте предложения с полученными словосочетаниями.

1. Много (мест, местов)

2. Корзина (помидор, помидоров)

4. Пара (чулок, чулков)

5. Несколько (кур, курей)

5. Найдите ошибки в употреблении формы местоимений и числи­тельных, замените их нормативными. Запишите предложения.

1. У ней и снегу зимой не выпросишь.

2. По обеим берегам реки растут ивы.

3. Все трое сестер очень похожи.

4. Добирался я до дому около полтора суток.

5. В лесу мы встретили двоих медведей.

6. Запишите, заменяя цифровые обозначения буквенными.

1.С 2007 года он учится в университете.

2.Более 20% избирателей проголосовали в первой половине Дня.

3. В 58 случаях из 100 причиной аварий становится человече­ский фактор.

4. Более 300 пассажиров задержались в аэропорту на 2 суток.

5. Это здание построено более 85 лет назад.

7. Образуйте словосочетания и запишите их.

8. Образуйте только с помощью приставок глаголы от данных ниже слов.

1.Класть — 2. Положить —

9. Среди данных существительных найдите те, которые употребля­ются только во множественном числе, выпишите их и образуйте форму родительного падежа.

Брызги, брюки, строчки, сумерки, крошки, каникулы, сани, носки, хлопоты, ноги, бусы, шахматы.

10. Образуйте от существительных форму именительного падежа единственного числа, определите род.

Банкноты, каскады, оладьи, мозоли, шампуни, перчатки, мла­денцы, пельмени, туфли, ладони, браслеты.

11. Найдите ошибки в употреблении глаголов. Запишите в исправ­ленном варианте.

1. Учебники можно покласть на место.

2. В этом поединке я его победю.

3. Ляжьте поудобнее и не вылазьте из-под одеяла.

Читайте также:  комплексы упражнений с мячами для детей

4. Бежите быстро сюда, будем играться вместе.

5. Ты не ездий быстро, а едь потихоньку.

12. Запишите предложения, ставя глагол в нужную форму.

1.Мы не (хотеть) здесь оставаться.

2.На кухне бабушка (печь) оладьи.

3.Река с холма (течь) в долину.

4.Парикмахер (стричь) очень аккуратно.

5.Собака (глодать) кость, лежа у двери

13. Образуйте от данных глаголов возвратную форму. Укажите, в каких случаях это невозможно.

14. Укажите, какие возвратные глаголы могут иметь невозвратную форму, запишите их.

Передвигаться, улыбаться, слушаться, надеяться, строиться, приблизиться, спрятаться, бороться, остановиться, упражняться.

15. Исправьте ошибки, связанные с нарушением словообразова­тельной нормы. Запишите правильные варианты.

1. Я с трудом разбираю твой подчерк. _.

2. В гололед можно подскользнуться и упасть.

3. Хотелось бы прийдти пораньше.

4. Не надо надсмехаться над чужими недостатками.

5. Не нужно ложить деньги в карман.

Выберите книгу со скидкой:

ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Рисуем по клеточкам и точкам

ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1548128

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Adblock
detector