Меню

упражнение на лишнее в ряду

Игры и упражнения на развитие мышления у детей

Упражнение «Найди лишнее слово»

Упражнение «Поезд»

Упражнение «Сложи узор»

Упражнение «Закончи предложение»

Игра «Кем (чем) был раньше?»

Упражнение «Что было раньше»

Игра «Говори наоборот»

Просмотр содержимого документа
«Игры и упражнения на развитие мышления у детей»

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ МЫШЛЕНИЯ

Упражнение «Найди лишнее слово»

Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков объ­ектов.

Примерные серии слов:

• старый, дряхлый, маленький, ветхий;

• храбрый, злой, смелый, отважный;

• яблоко, слива, огурец, груша;

• молоко, творог, сметана, хлеб;

• час, минута, лето, секунда;

• ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

• платье, свитер, шапка, рубашка;

• мыло, метла, зубная паста, шампунь;

• береза, дуб, сосна, земляника;

• книга, телевизор, радио, магнитофон.

Цель: развитие у детей логического мышления.

Для игры необходимы картинки в форме вагончиков с изображением различных предметов, свя­занных между собой по смыслу. По 5 картинок на каждого ребенка. Все картинки должны быть оди­накового размера.

Упражнение «Сложи узор»

Цель: развитие у детей логического мышления.

Детям предлагается набор «Сложи узор» (если данный набор отсутствует, можно заменить его ква­дратами и треугольниками из цветного картона). Далее по образцу детям необходимо сложить узор.

Упражнение «Закончи предложение»

Цель: развитие у детей понятийного мышления.

Дети садятся в кружок. Педагог кидает одному из них мяч и говорит начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить его. После этого он возвращает мяч педагогу. И так далее.

Варианты предложений: Лимоны кислые, а сахар. У человека две ноги, а у собаки. Собака лает, а кошка. Птицы живут в гнездах, а люди. Ночью темно, а днем. Зимой идет снег, а летом. Трава зеленая, а небо. Из шерсти вяжут, а из ткани. Зимой холодно, а летом. Балерина танцует, а пиа­нист. Ты ешь ртом, а слушаешь. Дрова пилят, а гвозди. Утром мы завтракаем, а днем. Певец поет, а строитель. Птица летает, а змея. Композитор сочиняет музыку, а музыкант. Лодка плывет, а машина. В России говорят по-русски, а в Англии. Ты смотришь глазами, а дышишь. Книгу читают, а музыку.

Цель: развитие у детей внимания и быстроты мышления.

Игра «Кем (чем) был раньше?»

Цель: развитие у детей внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

Дети садятся в круг. Педагог, по очереди обращаясь к каждому ребенку, задает вопрос: «Кем (чем) был раньше?».

Варианты слов: цыпленок (яйцом), хлеб (мукой), лошадь (жеребенком), шкаф (доской), корова (теленком), велосипед (железом), дуб (желудем), рубашка (тканью), рыба (икринкой), ботинки (ко­жей), яблоня (семечком), женщина (девочкой), лягушка (головастиком), листок (почкой), бабочка (гу­сеницей), собака (щенком).

Упражнение «Что было раньше»

Цель: развитие у детей связной речи, умения устанавливать причинно-следственные отношения.

Детям раздается комплект из 4-х последовательных картинок. Задание: «Посмотрите на эти картинки. По ним можно придумать рассказ, но для этого их нужно выложить по порядку происходящих событий. Попробуйте это сделать самостоятельно». Далее каждый ребенок рассказывает свою историю.

Игра «Говори наоборот»

Цель: развитие у детей сообразительности.

Педагог или ведущий кидает детям мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать противоположное по значению слово.

Источник

Упражнение на развитие словесно-логического мышления
учебно-методический материал на тему

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3 – 4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Упражнение на развитие словесно-логического мышления:

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3 – 4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, обобщение и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развиваются у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимодействий, способность рассуждать. Ребенок может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака и т.д.

Предлагаем игры и упражнения, направленные на развитие связной речи, мышления, обогащения лексического словарного запаса дошкольников.

Читайте также:  деформация плечевого сустава упражнения

Упражнения на развитие мыслительной операции:

Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» после таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предложите их сравнить. Снова задайте ему вопросы: «Похоже ли муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

Проанализируйте ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия?

Ребенок 6 – 7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

Лингвистическая игра на развитие скорости мышления :

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет.

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков:

«Найди лишнее слово».

Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».

· Старый, дряхлый, маленький, ветхий

· Храбрый, злой, смелый, отважный

· Яблоко, слива, огурец, груша

· Молоко, творог, сметана, хлеб

· Час, минута, лето, секунда

· Ложка, тарелка, кастрюля, сумка

· Платье, свитер, шапка, рубашка

· Книга, телевизор, радио, магнитофон

· Мыло, метла, зубная паста, шампунь

· Береза, дуб, сосна, земляника

«Найди лишнюю картинку».

Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя. (см. Приложение).

Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите ему лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

Отметьте, выделяет ли ребенок существеннее признаки, правильно ли группирует предметы.

Если вы видите, то ребенку трудно достается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное заинтересовать ребенка игровой формой задания.

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

· Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…)

· Назови, слова, обозначающие домашних животных

· Назови, слова, обозначающие диких животных

· Назови, слова, обозначающие наземный транспорт

· Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт

· Назови, слова, обозначающие водный транспорт

· Назови, слова, обозначающие овощи

· Назови, слова, обозначающие фрукты

· Назови, слова, относящиеся к сорту (футбол, хоккей…)

«Как это можно использовать?»

Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет.

Ребенок называет такие варианты:

· Использовать, как палочку,

· Градусник для куклы и т.д.

Выучите с ребенком стихотворение.

Скажу я слово «ВЫСОКО»

Скажу я слово «ДАЛЕКО»

Скажу тебе я слово «ТРУС»

Теперь «НАЧАЛО», я скажу,

Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.

Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки не несут никакой умственной нагрузки. А вот такие, например, заставляют задуматься не только ребенка, но и взрослого:

Два соболя хвостами друг к другу лежат. (БРОВИ)

Не на полу, не на потолке, а смотрит и в дом, и на улицу (ОКНО)

Свернется – с кошку, развернется – с дорожку. (ВЕРЕВКА)

Упражнение на развитие словесно-логического мышления:

Ребенку предлагаются следующие наборы слов:

· Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;

· Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой

· Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус

Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значение ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово».

Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»

Помогайте ребенку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому.

Читайте также:  слова с приставкой пол упражнения

Коррекционные упражнения на развитие мышления

1. Упражнения на развитие мыслительной операции:

» Сравнение предметов»
Пары слов.
1) Муха и бабочка 6) Топор и молоток
2) Дом и избушка 7) Пианино и скрипка
3) Стол и стулья 8) Шалость и драка
4) Книга и тетрадь 9) Щекотать и гладить
5) Вода и молоко 10) Город и деревня
Методика.
Ты видел муху? А бабочку?
Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи?
А чем отличаются друг от друга?
При сравнении предметов учить находить черты сходства и черты различия по главным признакам.
2. Упражнения на развитие скорости мышления:

4. Упражнения на беглость мышления

«Назвать слова с заданной буквой».
ВАРИАНТЫ:
1) Назвать слова, начинающиеся на букву «а».
2) Назвать слова, оканчивающиеся на букву «т».
3) Назвать слова, в которых третья от начала-буква «с».

5. Игры развивающие мышление, сообразительность

а) Игра. «Как это можно использовать».
Предложите ребенку игру: найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета.

Коррекционные упражнения для развития речи и логического мышления

Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа, подбирая имена прилагательные и наречия с противоположным значением.

2. Расширять и активизировать словарный запас

Ход игрового упражнения.

Взрослый предлагает ребенку подбирать слова с противоположным значением.

Источник

Упражнение «Что лишнее в ряду?»

Ведущий предлагает детям посмотреть на рисунок и догадаться, что лишнее в каждом ряду (рис. 57).

Рис. 57

Рис. 58

Упражнение «Сосчитай всех животных»

Детям нужно обвести и сосчитать всех животных, изображенных на рисунке (рис. 58).

Упражнение «Сделай всех рыбок одинаковыми»

Дети дорисовывают рыбок так, чтобы все они стали одинаковыми (рис. 59).

Рис. 59

Упражнение «Найди картинки»

Детям нужно найти картинки с противоположными действиями и соединить их линиями (рис. 60).

Упражнение «комплименты»

Сидя в кругу, все берутся за руки, затем, глядя в гла­за соседу, говорят ему несколько добрых слов, можно за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение прово­дится по кругу.

На этом наше занятие завершается. До свидания!

Рис. 58

ЗАНЯТИЕ 22

Приветствие. Игра «ладошки»

Сказка «Шапка-невидимка»

Ведущий: «В начале занятия я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки. »

В «Лесной школе» появился еще один новый ученик., Это Мышонок.

Мышонок был очень способным ребенком. Об этом ему постоянно говорили мама с папой, а дедушка с бабушкой всегда восхищались им. «Самый умный, самый находчивый, самый веселый. »твердили они ему. Пропищит Мышо­нок пронзительно, а дедушка ликует: « Ты просто соловей у нас!»

Перекувырнется Мышонок через хвостик, а бабушка радуется: «Ой, акробат!» Да и родители говорили, что он точно будет отличником, ведь учится почти с пеленок и все уже знает. И Мышонку на самом деле стало казаться, что он исключительный. Осталось только дождаться того дня, когда будет возможность доказать это всем жите­лям леса.

В «Лесной школе» его почему-то приняли без востор­гов и восхищения. Учитель Еж спрашивал всех учеников. Если Мышонок выкрикивал ответ, перебивая школьников, учитель расстраивался и все равно дожидался ответа других учеников. Мышонок, конечно, тоже отвечал, но ему казалось, что недостаточно часто. И если ответ был вер­ный, то Мышонок гордо вертелся во все стороны, чтобы насладиться вниманием одноклассников. Но ожидания не оправдывались: ни ученики, ни учитель не замечали «гени­альности» Мышонка.

Тогда Мышонок решил удивить всех своим «соловьи­ным» писком. И это ему удалось/ Учитель внимательно и строго посмотрел на Мышонка, а ученики громко рассме­ялись. «Вот, наконец-то,думал Мышонок,все заме­тили меня!» Он, забыл об уроке, начал мучительно думать, чем еще поразить окружающих. Особенно Мышонку понра­вилось, когда Белочка рассмеялась над его прыжком через хвостик во время урока. Только учитель не улыбался, он подошел и тихо спросил проказника:

Почему ты нам мешаешь?

На следующий день учитель Еж начал урок с истории о «шапке-невидимке», которая хранилась в самом секрет­ном месте кабинета директора школы. Эта шапкане­видимая, и она делает невидимыми тех, кто ее надевает. Еж «держал» ее в своих руках и готовился надеть на голову ученику, который всем мешает учиться. Мышонок захотел, чтобы надели ему, в ней он еще больше поразит окружающих. Еж с грустью подошел к парте Мышонка и дотронулся до его головы. Казалось, что ничего особенно­го не произошло, только ребята-зверята перестали об­ращать внимание на кривляния Мышонка, да и на звуки тоже. Мышонок старался проказничать изо всех сил, но потом ему это надоело (ведь никто уже не смеялся, не обращал на него внимания). Через некоторое время он стал прислушиваться к заданиям учителя. Пытался их выполнить правильно и захотел выйти с ответом к дос­ке. Но его желания никто не заметил. Мышонок обиделся и надул щеки: «Ну и пусть, они еще пожалеют/» Наконец прозвенел звонок, началась перемена. Когда ученики ушли играть в коридор, учитель вновь дотронулся до головы Мышонка и «снял» шапку.

Читайте также:  стройные ножки и попа упражнения

— Правда, грустно чувствовать себя в одиноче­стве,тихо сказал Еж и добавил:Порадуй ребят на перемене, поиграй, отдохни вместе с ними, а когда про­звенит звонок на урок, «шапка-невидимка» вновь вернет­ся к тебе, пока ты не научишься помогать друзьям в уче­бе, а не мешать им.

Мышонок сидел молча и к ребятам играть не пошел. Он думал.

Так прошла перемена, потом прошел урок, на кото­ром всем было интересно. Перед уроком математики Мышонок вновь остался в классе, не играл с ребятами и чувствовал себя самым несчастным. Но вдруг он заме­тил Белочку, которая никак не могла решить домашнюю задачку.

Что, пропрыгала дома, а теперь пытаешься задач­ку решить?ехидно спросил Мышонок.

Нет, я вчера весь вечер решала, но ничего не получается!обиженно ответила Белочка.

Мышонок подошел к Белочке и посмотрел ее решение:

Хочешь, я помогу тебе?

Белочка молча кивнула. Они вместе справились с за­дачкой, и Мышонок вновь услышал звонкий, радостный смех Белочки и увидел благодарность в ее глазах! Никогда Мы­шонок не чувствовал себя таким нужным и взрослым! Ему было очень приятно!

На уроке математики Зайчонок отвечал у доски, а помогать ему учитель Еж пригласил Мышонка. И вновь Мы­шонок почувствовал себя нужным и увидел благодарность в глазах Зайчонка! Ведь он не отвечал за товарища, не перебивал его, а добавлял и вопросами помогал быстрее вспомнить необходимое. После того как учитель побла­годарил Зайчонка и Мышонка за хорошую работу и пригла­сил их сесть на места. Мышонок вдруг вспомнил про «шап­ку-невидимку».

Что же с ней случилось, почему и куда она исчез­ла?удивлялся Мышонок.

А учитель Еж и ребята-зверята дружелюбно улыбались.

После того как дети прослушали сказку, ведущий просит их поделиться впечатлениями от услышанного.

Игра «Составь картинку»

Для этой игры ведущему потребуются: разрезанная на несколько частей пиктограмма «Самодовольство», целая пиктограмма «Самодовольство» (рис. 61).

Психолог предлагает детям собрать картинку и до­гадаться, какое чувство на ней изображено (после выполнения задания он показывает пиктограмму «Самодоволь­ство»): «А вот еще одно лицо. Этот человек хочет с нами общаться или нет. Почему вы так решили. Как вы думаете, он хочет поиграть с кем-то в свою любимую иг­рушку или всем покажет и никому не даст. Да, этот человек, скорее всего, никому не даст свою игрушку. Чувство на его лице называется самодовольство. Да-да, когда вы хвастаетесь, на вашем лице появляется такое же или очень похожее выражение. Теперь по кругу мы с вами будем хвастаться, кто чем захочет. Можно хвастать­ся тем, что у вас есть, можно что-то придумать. Я начну. Замечательно!»

Рис.61

Игра со шляпой

Дети сидят в кругу. Ведущий включает музыку, и дети начинают передавать друг другу шляпу-невидим­ку. Как только ведущий останавливает музыку, тот из детей, у кого в этот момент оказалась шляпа, надевает ее на себя и проходит по кругу, изображая самодовольного Мышонка.

Упражнение «Сделай все мячики одинаковыми»

Детям нужно дорисовать все мячики так, чтобы они были одинаковыми (рис. 62).

Рис. 62

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Adblock
detector