Меню

упражнение на культурный шок

Внеклассное мероприятие Тема: «Культурный шок». «СМИ и Я».

Тема: «Культурный шок». «СМИ и Я».

Преподаватель: Гитинова С.М.

Цель: способствовать формированию информационной грамотности; критического отношения к СМИ.

Технические средства: мультимедийный проектор, экран, компьютер с колонками.

Давайте проведем маленький эксперимент.(слайд №1)

Сядьте поудобнее, закройте глаза, расслабьтесь. Солнце греет вам лицо. Чувствуете тепло?

Представьте себе, что вас сейчас подхватывает какая-то неведомая сила, небойтесь. Она переносит вас в какой-нибудь город мира. Вы в Токио.… Нет в деревушке в Африке, смотрите, прямо на вас идет в пестрой одежде толстая чернокожая женщина. теперь вы Нью-Йорке, в центре Манхеттена. Над вами буквально нависли небоскребы – эти громадные монстры из бетона, стекла и стали. Чувствуете, какие вы стали маленькие….

Теперь это тихий уютный город в Швейцарии – Женева. Вы на берегу очень красивого озера, ее синяя гладь исчезает вдали в дымке тумана, за которым высятся белоснежные Альпы. За вашей спиной очень красивый старинный город. Улицы его полны людей. Они чистенькие, ухоженные, улыбчивые. От них веет добротой и покоем…

Вы наслаждаетесь этой красотой. В руках у вас в руках салфетка. Она Вам надоела. Вы комкаете ее в руке и, не задумываясь, швыряете прочь.

Вы поворачиваете голову Ваша скомканная салфетка огромным пятном сверкает на чистой брусчатке. Вам она кажется огромной. Только что симпатичные для Вас лица помрачнели. В их глазах Вы читаете укор и презрение. Какие они вдруг стали огромные. Ваш мозг готов взорваться. Вы незнаете, куда себя деть, куда спрятаться. Вы чувствуете свое ничтожество и сжимаетесь до размеров букашки…

Ладно, проснитесь. Все нормально. Вы здесь.

Обычная нам здесь ситуация, которую мы просто не замечаем, вдруг при смене обстоятельств привела, если конечно я смогла заставить вас почувствовать это, в состояние смятения и внутреннего дискомфорта. Вот это и есть одно из проявлений культурного шока.

Культурный шок – эмоциональный или физический дискомфорт, дезориентация индивида, вызванная попаданием в иную культурную среду столкновением с другой культурой, незнакомым местом.

Впервые термин введен американским антропологом Калерво Обергом для обозначения общей ситуации, когда человек вынужден приспосабливаться к новому порядку, при котором не работают ранее усвоенные культурные ценности и модели поведения, требуется преодолеть языковые преграды…

Мы не собираемся на Килиманджаро и нам не нужна сегодня Европа. У нас нет языковых проблем. Но последние 15- 20 лет мы существуем в условиях культурного шока. Дело в том, что за этот, с точки зрения истории, миг мы оказались в ситуации, когда окружающий нас мир тотально изменился. Изменился во всем – в потреблении, в отношениях, в образе жизни, в общении. Напротив наше внутреннее содержание, система ценностей, нравственные и этические нормы во многом остались те же. Мы, особенно старшее поколение люди прежней культуры, а через нас во многом и вы, во всяком случае мы стараемся не терять нас в вас… А мир другой…

Я не знаю – хороший или плохой. Он другой.

Но есть ведь вечные ценности и на наш взгляд не было бы ничего страшного, если бы новое время преподносило их или через них новое содержание. Оно, к сожалению, бросает очень серьезные вызовы. Понять их, значит уже приобрести определенный иммунитет, нащупать ориентиры, которые бы позволили избежать многие подводные камни времени.

Век нынешний – информационный. Современные масс-медиа – главный генератор и популяризатор нового времени. Осмыслить и попытаться соотнести себя с вызовами и угрозами, таящимися в них и задача сегодняшнего классного часа.

Читайте также:  гимнастика ушу упражнения с картинками

Провокация № 1 (студент):

Если перефразировать известное изречение классика, а будь телевидение во времена В.И. Ленина, то оно прозвучало бы именно так: « Из всех искусств важнейшим является телевидение». Но телевидение давно во многом уже не искусство. Это фабрика по производству культурного продукта – информационного, идеологического, развлекательного, развивающего.

Подсчитано, что 80% населения, так или иначе, смотрят телевизор. Достаточно значительно и количество людей (порядка 45%) в какой- то мере просматривают газеты и журналы, причем доля, так называемой желтой прессы здесь очень высока – минимальная оценка свыше 70%.

Что несет нам телевидение. Каков вектор его влияния. Давайте посмотрим следующие точки зрения.

Фрагмент 2. (Слайд №3)

Если кратко резюмировать то

Первая точка зрения:

Телевидение – благо, средство информирования населения, организации её досуга, развлечения, развивая в нем качества адекватные времени. Телевидение не влияет радикально на сознание зрителя, ведь у зрителя всегда есть пульт. Он волен смотреть или не смотреть. Выбирать. Оно лишь корректирует его. Оно воспитывает его, развивает кругозор. Телевидение – зеркало, в котором отражаются ценности времени.

Какая точка зрения вам ближе? С каким из этих мнений вы согласны? Давайте проголосуем.

Кто считает, что первая точка зрения ему ближе поднимите руки: ____

Кому ближе вторая точка зрения? _______

Кто не согласен ни с тем ни с другим? ______

(обсуждения: 3-4 мнения «за»; 3-4 – «против»; 1-2 – «не присоединившиеся»)

Мы предварительно проводили анкетирование в курсе с целью исследования наших телевизионных предпочтений. Опрос состоял всего из двух вопросов:

Первый вопрос: (Слайд №4)

Какому типу вы бы отнесли эти передачи? Если к информационным, то ставим напротив букву «и», развлекательному – букву «р», познавательному – букву «п».

И далее шел список передач разных каналов на ТВ.

В целом ответы позволяют говорить о репрезентативности группы и значит ответы на второй вопрос вполне адекватно отражают и ценностные ориентации в вашем телевизионном времени.

Какого характера ценностную нагрузку несут следующие передачи?

Если положительную – знак «+»; отрицательную знак – «минус»; затрудняюсь ответить «?».

Здесь просматривается следующая картина (слайды №7):

передачи развлекательного характера особенно популярны, так как здесь меньше всего ошибок в оценке. Какие же передачи на ваш взгляд из них позитивны по содержанию: «Жди меня», «Минута славы», «Пусть говорят», «Право на защиту», «Хочу знать», «Большая разница». Т.е. передачи преимущественно развлекательного характера. То, что передача типа «Дом-2» попали в рейтинг наихудших (Слайд №8) (даже постоянные зрители передачи, за редким исключением пытаются их защитить) объяснимо, к тому же ясно, что признаться девочкам в симпатиях к передачам фривольного толка затруднительно. Тем не менее попадание в лучший рейтинг передачи «Пусть говорят» уже говорит о нечеткости ценностных ориентиров, а вот, то, что передачи информативно познавательного характера пошли в негативный список – это конечно уже серьезный симптом, говорящий, что телевизор лишь средство развлечения заполнения досуга, причем качество досуга явно неудовлетворительное, т.к. во-первых довольно успешные и очень качественные развлекательные передачи «Ледниковый период»)находятся по рейтингу ниже чем те, что навязчиво формирует очень упрощенное представление о юморе, мире, жизни; более того практически нет упоминания о передачах «вечных ценностей».

Читайте также:  трицепс упражнения разгибание гантелей

Ответы на второй вопрос также подтвердили, что передачи канала культура практически не знакомы. (Слайд №9)

Кл. рук.: Мы конечно не решим столь тяжелый вопрос сейчас и здесь. Лично мне больше импонирует позиция неопределившихся. И все же

Ложь, что вы управляете телевизором пультом в ваших руках. Это телевизор вашими руками управляет пультом. А чтобы не было так, нужно чтоб ваш телевизор стоял на хороших книгах, на знании своей семейной самобытности, традиций и обычаев, села, района, своей национальной культуры, истории Дагестана и России. На тех ценностях, которые испокон века присущи всем религиям. Вот тогда будете выбирать вы. И тогда не будет необходимости разбегаться по углам в семье, когда включен телевизор и найдется много чего смотреть вместе и даже обсуждать между собой.

Провокация №2 (студент): (Слайд №10)

Телевидение пусть и существенный, но один из сегментов современных информационных средств. Новейшие технологии быстро входят в наш быт и становятся одним из основных средств общения. Темп роста их роли столь высок, что он существенно уже сказывается в нас. Мы подготовили для вас инсценировку реального общения в сети, которое легко доступно с помощью любого мобильного устройства.

а че ты у меня списала

3.Dжамuля u эmuм vсе сkaзано )))

у меня тоже этат статус

1Самые красивые БомбочКи

1Самые красивые БомбочКи

3.Dжамuля u эmuм vсе сkaзано )))

повторюшка

3.Dжамuля u эmuм vсе сkaзано )))

1Самые красивые БомбочКи

Хх

3.Dжамuля u эmuм vсе сkaзано )))

да оставь

Люше поделите его на обоих,так будет проще!

1Самые красивые БомбочКи

ты этого очень хочешь.

3.Dжамuля u эmuм vсе сkaзано )))

убири

1Самые красивые БомбочКи

если хошь я могу убрать

3.Dжамuля u эmuм vсе сkaзано )))

1Самые красивые БомбочКи

3.Dжамuля u эmuм vсе сkaзано )))

и воще у меня первой стоял этат статус

1Самые красивые БомбочКи

1.Самые красивые БомбочКи

1.Самые красивые БомбочКи

3.Dжамuля u эmuм vсе сkaзано )))

Че вы из-за статуса плачете не пойму

1.Самые красивые БомбочКи

а теперь я не пойму кто плачет

3.Dжамuля u эmuм vсе сkaзано )))

Да шучу я. Вот ты тоже

1.Самые красивые БомбочКи

3. Dжамuля u эmuм vсе сkaзано )))

ого

1.Самые красивые БомбочКи

Класс воше супер

1.Самые красивые БомбочКи

3.Dжамuля u эmuм vсе сkaзано )))

конечно

3.Dжамuля u эmuм vсе сkaзано )))

ты та хоть че зубы показываш?

Конечно, в сети есть намного похлеще диалоги. Но ведь их на суд не вынесешь.

И здесь у меня несколько вопросов для обсуждения. Начнем с такого: не ведет ли эта развязанность в виртуальном мире и к развязанности в обыденной жизни? Сторона для тех, кто считает да слева, нет – справа.

(1-2 с обеих сторон и 1 из общего числа)

(1-2 с обеих сторон и 1 из общего числа)

Посмотрите отрывок из фильма по поэме «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя. Вдумайтесь, какие эмоции вызвал у режиссера текст великого писателя. (Слайд №11)

Вот он этот текст в сокращении сценариста фильма: (Слайд №12)

Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал?
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Дай ответ. Не дает ответаСколько эмоций и размышлений в этом тексте?! Теперь посмотрите, как привыкаем мы передавать эмоции в чатах и социальных сетях

Читайте также:  диск здоровья комплексы упражнений

А вот тот же текст переделанный нашими студентами в язык чатов и социальных сетей. Может и вызовет это такие же мощные эмоции как и классический тест, но, наверное, не скоро.

Впрочем новый язык уже живет своей жизнью! Вот реальный текст (Слайд №13) из форума болельщиков футбола. Равзве это не речь фиолетовых человечков:

Вот и оцените: Не меняется ли сам язык?

(1-2 с обеих сторон и 1 из общего числа).

Конечно в этом есть очень много положительного. Люди знакомятся, общаются между собой, находят настоящих друзей, влюбляются, интегрируются в чужую среду. Уже сегодня даже среди наших знакомых довольно часты случаи когда молодые люди находят друг друга в сети, затем женятся, выходят замуж. Но анонимность и отсутствие визуального контакта девальвирует во многом ценность дружбы – ведь неизвестное лицо ничему не обязывает, позволяет распространять заведомо ложную порочащую информацию по пустяковым поводам, а значит порождает и трагедии для других. Оно увлекательно, возможностью свободного самовыражения, самовыражения без цензуры, но и оно опасно возможностью втянутся просто физически, получить зависимость этой мнимой свободой, опасно возможностью втянутся в ложные «истины» и ценности.

Язык? Он достаточно быстро трансформируется в своеобразное новое ЭСПЕРАНТО, что несомненно изменит и саму культуру, правда неизвестно в каком направлении, ведь язык основа ее. Хотите потерять старую культуру – измените язык.

Наверное выход в том, чтобы быть избирательным и к подбору групп общения и подбору друзей, и ни в коем случае не допускать, чтобы оно поглотило тебя, сделало зависимым.

Провакация 3 (студент).

Интернет, не успев еще утвердиться уже получил все возможные эпитеты: это и всемирная паутина, и мировая информационная помойка, и неисчерпаемый информационный ресурс, и способ самоорганизации общества – от самых черных, до самых восхитительных. Самое удивительное то, что все это правда. Он действительно именно таков. Хотя бы вспомним события в арабских странах, да и у нас в последние дни. Именно через социальные сети ( Facebook ) организованы массовые выступление граждан, через интернет и платежные средства собраны на них деньги. Сегодня многие и различные покупки делают через интернет, к вам на экран без всякого на то вашего позволения лезет всякая чушь…

Давайте поспорим вместе с участниками передачи от ____«Культурная революция» канала «Культура». Кстати вы можете его посмотреть и сейчас по адресу:

(2-3 с обеих сторон и 1-2 из общего числа).

И опять тот же вопрос. Стоит ли интернет того, чтобы им пользоваться? Ответ на него абсолютно такой же как и раньше (см. первый вывод), причем и хорошие книги и историю края в интернете сколько угодно, плюс и Лувр и ЛаСкала и Большой театр и даже редькие сейчас старые записи любимых ранее певцов и певиц (Доку асадулаева, Марьям Дамдамаева) Ищите и обрящете говорится в тысячелетней мудрости.

В заключение посмотрите еще один сюжет по мотивам сказки братьев Гримм:

Мне кажется здесь есть о чем подумать. (Все хорошо в меру).

Спасибо всем участникам за работу. Спасибо всем кто слушал. Я надеюсь мы сегодня сделали пусть маленький, но шаг к тому, чтобы задуматься о простых но очень важных в нашей жизни вещах.

Источник

Adblock
detector