Меню

упражнение на кружок по психологии

Программа психологического кружка
рабочая программа по психологии на тему

Программа предназначена для учащихся 5-6 классов, затрагивает школьные и социальные трудности данного возраста, способствует их разрешению в игровых и тренинговых формах

Скачать:

Вложение Размер
zerkalo_dushi_.docx 34.53 КБ

Предварительный просмотр:

У каждого ребенка имеются свои школьные и социальные проблемы и трудности, но подростков объединяет то, что в этом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. Центральное личностное новообразование периода отрочества — становление нового уровня самосознания, «Я-концепции». Этот новый уровень характеризуется стремлением понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость.

У младших подростков активно развивается самостоятельность мышления, что позволяет рассматривать этот возраст как сензитивный период для развития творческого мышления. Развитие рефлексии — способности делать предметом своей мысли саму мысль, — дает средство, с помощью которого подросток может размышлять о себе, т. е. делает возможным развитие самосознания.

Занятия с психологом призваны помочь школьнику наиболее полно реализовать свои познавательные и личностные возможности, выработать эффективные, конструктивные способы преодоления трудностей, что необходимо для полноценного перехода к взрослости.

В работе с подростками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения психологических занятий, т.к. общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное и является ведущей деятельностью данного возраста.

Основной целью программы является оказание психолого-педагогической помощи подросткам в формировании собственного «Я», а также в подготовке их к самостоятельной жизни.

  • Обучение принятию самого себя и других людей;
  • Формирование умения осуществлять различные умственные действия;
  • Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве.
  • Осознание креативности в себе и ее развитие;
  • Развитие рефлексии;
  • Развитие самостоятельности детей, способности к рассуждению.
  • Содействие принятию школьником на себя ответственности за свои поступки;
  • Формирование психологической культуры для обеспечения эффективного взаимодействия в социуме;
  • Формирование потребности в самоизменении и личностном росте.

Программа «Зеркало души» сочетает элементы традиционного урока с игровыми и тренинговыми фрагментами. Предлагаемые занятия способствуют познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей учащихся. Кружковая деятельность строится так, чтобы ребёнок почувствовал, что учение и общение – это радость, а не долг или проблема. Занятия по психологии помогут учащимся 5-6 классов не только разобраться в своих чувствах и желаниях, на новом уровне научиться строить взаимоотношения с окружающими, но и устранить некоторые трудности в обучении за счет развития интеллектуальных способностей.

Программа разработана на основе программ «Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5-6 классы)» О.В. Хухлаевой и «Уроки психологического развития в средней школе: 5-6 классы » Н.П. Локаловой.

Основные принципы программы:

  • Принцип гуманизации – опора на возможности и ресурсы подростка, акцент на самоопределение.
  • Принцип индивидуализации – учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы.
  • Принцип системной дифференциации. Когнитивно — личностные структуры обладают внутренним потенциалом развития, так как: формирование обобщенных знаний о способах интеллектуальных действий стимулирует потребность в их использовании для получения новых конкретных впечатлений, фактов, знаний.
  • Принцип психологической безопасности . Проводя работу по оказанию помощи детям в лучшем понимании себя, психолог должен позаботиться о том, чтобы «боль самопознания» не оказалась для них разрушительной, травмирующей. Переживания должны оказаться продуктивными, стимулирующими саморазвитие.

Режим занятий: программа подразумевает одно занятие в неделю. Длительность занятия — 45 минут. Программа рассчитана на учебный год и состоит из 34 занятий для 5 классов.

Формы занятий: групповые.

На занятиях используются разнообразные и взаимодополняющие методы и приемы:

— формирования (развития) творчества;

— тренинги внимания, памяти и других мыслительных операций;

Универсальные учебные действия:

Личностные результаты. Предполагается, что в результате прохождения программы, ее участники осознают феномен творчества, скорректируют собственное поведение, разовьют умения и навыки управления механизмами, обуславливающими их успешное функционирование, что может быть использовано для развития гибкости, прочности, восприимчивости мышления, выработки стратегии решения жизненных проблем.

Регулятивные умения. У школьников улучшатся способности к организации своей деятельности и управлению ею, сможет осознавать причины своих поступков, регулировать свое поведение и гибко взаимодействовать с внешним миром.

Познавательные результаты : познание внутреннего мира личности, умение находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы, устанавливать закономерности, выделять существенные признаки и несущественные, анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать.

Результативность определяется посредством:

— анализа результатов анкетирования;

— мониторинг, включающий самооценку обучающегося, ведение творческого дневника обучающегося.

Учебно-тематический план программы кружка «Зеркало души».

Введение в программу. Что такое психология?

Развиваем внимание и мышление.

Я имею право чувствовать.

Я имею право выражать свои эмоции.

Развитие пространственных представлений.

Я и мой внутренний мир.

Развитие внутреннего плана действия.

Кто в ответе за мой внутренний мир?

Установление закономерностей и развитие гибкости мышления.

Мы начинаем меняться.

Как работать с книгой.

Агрессия и ее роль в моей жизни.

Развиваем внимание, учимся сравнивать.

У меня появилась агрессия.

Как реагировать на агрессию?

Существенное и несущественное.

Развиваем внимание и логическое мышление.

Развиваем умение различать виды поведения.

Познание своего поведения.

Развиваем умение различать виды поведения.

Развиваем логическое мышление.

Уверенность в себе.

Учимся договариваться и уступать.

Развиваем логическое мышление.

Учимся решать проблемы вместе.

Мои достоинства и недостатки.

Итоговое занятие. Я повзрослел.

Содержание программы направлено на создание условий для личностного развития обучающегося, а также имеет практико-ориентированную направленность: в ней использованы как оригинальные разработки авторов, так и хорошо известные психологические упражнения и игры, головоломки, ребусы, психотехники.

Занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием, в зависимости от этапа работы, его целей и задач, от индивидуальных особенностей учащихся.

По своей структуре урок делится на вводную часть, основную и заключительную.

Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. В качестве приема создания положительного эмоционального фона может выступить просьба учителя улыбнуться друг другу и сказать добрые слова (Латохина Л.И., 1993). Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности (Деннисон П., Деннисон Г., 1992). Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.

Задания для основной части занятия подобраны с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Также сюда входит изучение некоторых важных для подросткового возраста психологических понятий, игры, позволяющие развивать способности в общении, помогающие самоутвердиться, попробовать разные роли, тематические дискуссии, работа со сказками и психотехнические упражнения.

Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном уроке. В этой части подростки учатся пользоваться речевым общением, учатся проявлять свои эмоциональные ощущения, учатся признавать себя личностью.

Методическое обеспечение программы. Организационно-методические аспекты работы по программе «Зеркало души» предусматривают организацию специальной пространственно-предметной среды. Для проведения занятий желательно наличие специального помещения, пригодного как в качестве традиционного учебного класса, так и в качестве игровой аудитории.

Оборудование: стол и стул на каждого ученика, доска, стенд для вывешивания плакатов, цветные карандаши (или фломастеры), краски, листы, листы плотной бумаги в достаточном количестве (формата А-4 и А-3).

Программа «Тренировка для ума» должна быть обеспечена такими методическими материалами, как:

— методическое пособие для психолога «Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы)» Локалова Н.П включающее теоретическое обоснование содержания программы, методические рекомендации по каждому разделу, примерные конспекты занятий;

— методическое пособие «Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (5-6 класс)» О.В. Хухлаева.

Комплексное психодиагностическое обследование необходимо проводить два раза в год с использованием диагностического минимума. Диагностический минимум подобран в соответствии с направлениями работы, поставленными целями и задачами.

— Школьный тест освоенности мышления учащихся 5 класса (ШТОМ – 5)

Источник

Программа психологического кружка «Познай себя»

Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, так как 13-16 лет оценивается как момент наибольшего “смятения”, “сумятицы”, связанной с собственным «Я».

Если среда неблагоприятна, а интеллектуальный уровень низок, то проблема самопознания и адекватной идентификации себя по отношению к окружающим людям встает наиболее остро.

Подростки очень часто в погоне за успехом, склонны преувеличивать свои возможности, склонны к риску и не в состоянии оценивать эту степень, чувство ценности собственной жизни еще недостаточно сформировано, и если среда плюс к этому недостаточно благоприятна, часто подросток отвергает себя как значимого для близких, а неуверенность в себе часто приводиткгиперкомпенсированному,аддиктивному,патохарактерологи-ческому или делинквентному поведению, что не способствует прогнозированию и анализу собственных поступков.

Именно поэтому предполагается, что изучение основ психологии повысит уровень социальной компетентности учащихся, ориентирует их на саморазвитие, самосовершенствование. Данный учебный курс направлен также на развитие творческого мышления учащихся, способности к выработке собственной позиции и критической переработке информации, помогает научиться принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность, моделировать свое будущее, ощущать себя полноправными гражданами общества, способными отстаивать свои права конструктивными способами и участвовать в общественной жизни.

Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить отношения с окружающими – все это относится к необходимым компонентам успешной личности.

Скачать:

Вложение Размер
Дополнительная общеобразовательная программа психологического кружка «Познай себя» 49.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

Россия, 108811, г.Москва, г.Московский, 3-й микрорайон, дом 8.

ИНН 5003096290; КПП 775101001; ОГРН 1115003007790

тел. / факс: 8 (495)410-38-95;

web: www.sch 2065tn.mskobr.ru

______________ Урсегов К.Б.

протокол от 27.08.2018 года №10

приказ от 30.08.2018 года № 38/01-ВР

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Возраст обучающихся: 13-16 лет

Срок реализации: 1 год

педагог дополнительного образования

Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, так как 13-16 лет оценивается как момент наибольшего “смятения”, “сумятицы”, связанной с собственным «Я».

Если среда неблагоприятна, а интеллектуальный уровень низок, то проблема самопознания и адекватной идентификации себя по отношению к окружающим людям встает наиболее остро.

Подростки очень часто в погоне за успехом, склонны преувеличивать свои возможности, склонны к риску и не в состоянии оценивать эту степень, чувство ценности собственной жизни еще недостаточно сформировано, и если среда плюс к этому недостаточно благоприятна, часто подросток отвергает себя как значимого для близких, а неуверенность в себе часто приводиткгиперкомпенсированному,аддиктивному,патохарактерологи-ческому или делинквентному поведению, что не способствует прогнозированию и анализу собственных поступков.

Именно поэтому предполагается, что изучение основ психологии повысит уровень социальной компетентности учащихся, ориентирует их на саморазвитие, самосовершенствование. Данный учебный курс направлен также на развитие творческого мышления учащихся, способности к выработке собственной позиции и критической переработке информации, помогает научиться принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность, моделировать свое будущее, ощущать себя полноправными гражданами общества, способными отстаивать свои права конструктивными способами и участвовать в общественной жизни.

Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить отношения с окружающими – все это относится к необходимым компонентам успешной личности.

Цель программы : создание специальной образовательной среды, способствующей саморазвитию каждого ученика через реализацию себя как субъекта собственной жизни, деятельности, общения и самосознания на основе индивидуально психологических особенностей.

Программа направлена на решение следующих задач :

  • сформировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;
  • активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций;
  • развивать умение чувствовать и понимать другого;
  • повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
  • способствовать развитию творческих способностей и воображения, индивидуальному самовыражению детей;
  • развивать любознательность, наблюдательность;
  • способствовать сплочению коллектива;

Программа курса «Познай себя» построена и модернизирована с учѐтом возрастных особенностей и интересов учащихся старших классов на основе программы «Развитие временной перспективы и способности к целеполаганию для учащихся» (автор программы Толстых Н.Н., 1995 г.) и на основе программы А.В. Микляевой «Программа уроков психологии ». Рассчитана на 1 год обучения (41 неделя), всего 82 часа в год (по 2 часа в неделю).

Форма занятий: групповая. Программа предполагает дискуссии, сюжетно-ролевые игры, в ходе которых учащиеся будут иметь возможность проверить эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения. В занятия включѐн блок упражнений и игр, способствующих развитию внимания, памяти, мышления, воображения; упражнений и игр, требующих взаимодействия и сотрудничества детей, совместного поиска решений или их вариантов, соревновательные ситуации и т.д. В структуре урока выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с детьми: 1. Теоретическая часть. 2. Групповые дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия. 3. Практическая часть: — Ролевые игры (разыгрывание ситуаций, психологические упражнения, мозговые штурмы). — Работа по теме занятия (объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение и / или обсуждение, благодаря которому учащиеся получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой).

Ожидаемые результаты : обучающиеся должны знать:

— анализировать и обобщать информацию, полученные данные о себе, делать по ним выводы;

— раскрытие своих творческих способностей и возможностей;

— использовать полученные знания для саморазвития и самовоспитания;

— понятие термина «психология», что изучает;

— место психологических знаний о человеке в процессе социализации личности;

— о роли своих возможностей и способностей в развитии личности человека;

— понятия самовоспитания, способностей, характера.

Обучающиеся должны научиться :

— владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

— способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе ценностных представлений

— развить такие качества, как сотрудничество, терпимость, внимательность;

— формирование уверенности в своих силах;

— развить чувства ответственности и самостоятельности;

— способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы – познавательные результаты).

Формы подведения итогов реализации программы :

• выполнение творческих работ;

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

Источник

Читайте также:  упражнение для тренировки объема памяти
Adblock
detector