Меню

упражнение на функцию организации

Тренинги на сплочение коллектива. 8 примеров

Благоприятный климат в коллективе – важный показатель успешного трудового процесса.
От психологического комфорта напрямую зависит рабочий процесс и результат совместного труда, поэтому задачей руководителя является организация качественного взаимодействия среди сотрудников.

Цели и методы тренингов на сплочение коллектива (командообразование, тимбилдинг)

Каждый человек обладает индивидуальным характером и точкой зрения, воспринимая рабочий процесс по-своему. Для продуктивного производства необходимо эффективное взаимодействие личных особенностей, поэтому основной целью тренинга является выявление ценных качеств сотрудников и их внедрение в общий рабочий механизм.

Задачами организатора и ведущего являются:
– создание неформальных связей и межличностных симпатий;
– помощь участникам в выборе комфортного положения в коллективе;
– формирование умения действовать сообща и решать текущие проблемы вместе;
– налаживание оптимального уровня психологической и эмоциональной совместимости в команде.

Тренинги проводятся в разных форматах. Это могут быть спортивные и интеллектуальные состязания, деловые игры, общее творчество (сознание коллажей, видеороликов, конкурсов) или мероприятия с коллективным выездом.

План занятий.
1. Ознакомление сотрудников с целью и задачей тренинга.
2. Обсуждение групповых норм (неразглашение процесса за пределами коллектива, искренность, уважение к другим участникам, свобода слова и выбора).
3. Упражнения.
4. Результаты. В конце подводятся итоги (впечатления, мнения о тренинге, пожелания).

Пример №1

Цель: Снятие напряжения

Задание: ведущий задает счет по количеству участников. Считать необходимо поочередно, но не сговариваясь.

Правила:
• если оба члена команды называют цифру вместе, игра начинается сначала;
• разговаривать запрещено;
• допустимо использование мимики, жестов.
• задача усложняется – всех участников просят играть с закрытыми глазами.

Результат: во время упражнения сотрудники вынуждены предугадывать действия друг друга, обращать внимание на невербальные обращения, манеры коллег. В конце задания игроки обсуждают итоги и основные проблемы, препятствующие выполнению задания.

Пример №2

Задание: Ведущий выбирает песню, слова которой знают все участники тренинга. Каждый участник по очереди говорит следующее слово в песне в след за предыдущим участником по часовой или против часовой стрелки. В случае сбоя или ошибки в слове одного из участников, игра начинается сначала.

Пример №3

Задание: все участники строятся в круг, закрывают глаза. Следует построиться в любую заданную фигуру (квадрат, треугольник и другие).

Результат: как правило, выполнение задачи сопровождается суетой и спорами. Это происходит до тех пор, пока не будет выявлен лидер игры, который расставит участников. После того как задание будет выполнено, сотрудники должны ответить на вопрос, уверены ли они в том, что фигура ровная. Открывать глаза нельзя до тех пор, пока вся команда не будет убеждена в победе. По окончании игры устраивается обсуждение, главная цель которого выяснить варианты более быстрого и качественного прохождения испытания.

Пример №4

Цель:Построение коммуникации в группе

Задание: Участники рассаживаются в круг. Ведущий подходит к одному из участников и передает воображаемый предмет в руки участнику (жестом) и сообщает направление передачи (по часовой стрелке или против). Каждый участник должен передать предмет следующему игроку. По сигналу ведущего «Стоп. У кого сейчас предмет?» участник должен поднять руку. В качестве предмета нельзя использовать физический предмет, только воображаемая передача.

В первый раунд ведущий запускает один предмет «кошка» по часовой стрелке. По сигналу «стоп», руку поднимает участники у которого «кошка». В первый круг всегда проблем не возникает. И ведущий удостоверяется, что все поняли правила.

Два предмета. Начинается с запуска двух предметов (кошка и щенок) в разных направлениях и от разных участников.

Самое интересное начинается, когда ведущий запускает несколько предметов в разных направлениях и от разных участников. В момент, когда предметы встречаются у одного игрока, начинается путаница, что кому передал и верно ли. После сигнала «стоп» в большинстве случаев, игроки не могут достоверно сообщить, у кого какой предмет.

Узким местом оказывается участник, к которому предметы приходят с разных сторон и он должен правильно их раздать соседям справа и слева.
Между раундами ведущий дает время на обсуждение группой взаимодействия по передачи, использования других способов коммуникации, чтобы не терять предметы.
И игра начинается заново, с постепенным добавлением количества предметов.

Результат: Как правило игра сопровождается смехом и юмором. В перерывах между раундами участники бурно обсуждают, каким образом им взаимодействовать, чтобы не терять очередность передачи и предметы. Ведущий оценивает вовлеченность участников в решении проблемы и выявляет лидеров в группе. По окончанию ведущий опрашивает участников об игре, сложностях и как вы их решали.

Пример №5

Задание: участники делятся на команды по 5–6 человек. Каждый их группы должен отвернуться и упасть на руки коллегам. Правила:
• члены команды должны удержать падающего человека;
• при падении необходимо скрестить руки на груди, чтобы никого не ударить;
• «принимать» коллегу следует не на ладони, а предплечья, держась за запястья друг друга сцепленными руками.
Можно упасть с высоты (например, с подоконника) или просто откинуться назад. Упражнение вызывает множество эмоций и впечатлений, которыми по завершении игры делятся все участники.
После проведения тренинга коллеги обсуждают наблюдения и стратегии выполнения заданий, оценивают свою и чужую работу в коллективе. Во время процесса каждый вправе отказаться от участия в игре, заявив об этом всей команде.

Пример №6

Задание: коллеги встают в ряд по росту. По команде ведущего все перестраиваются в заданном порядке. Движения осуществляются молча.

Перестановка происходит по следующим параметрам:
• по первой букве имени, фамилии или отчества (в алфавитном порядке);
• по цвету волос (от светлого оттенка к более темному);
• по месяцу рождения;
• по возрасту.

Результат: члены команды учатся взаимодействию и пониманию, больше узнают друг о друге. Сотрудники находят схожие черты с коллегами, что способствует развитию личной симпатии.

Пример №7

Цель:Общее дело
Задание: все участники тренинга делятся по двое и берутся за руки с партнером. Свободными руками (у одного из пары это левая рука, а у другого – правая) необходимо упаковать подарки: обернуть бумагой, завязать бант. Конкурс на скорость и качество исполнения.
Результат: для победы в игре партнеры должны понимать друг друга с полуслова, жеста, взгляда. Соревновательный дух улучшает отношения и способствует сплочению команды.

Пример №8

Задание: организатор заранее готовит необходимые атрибуты — ватманы, картинки, наклейки, кусочки ткани и другие предметы, которые могут использоваться для декора картины. Все участники тренинга собираются вокруг стола и создают общую работу на заданную тему («Дружный коллектив», «Один за всех…», «Трудовые будни»).

Результат: совместное творчество помогает сплотиться, реализовать свои способности, продемонстрировать коллегам умения и таланты. Участникам необходимо прислушиваться друг к другу, искать компромиссные решения для создания целостной и гармоничной картины.
Во время тренингов сотрудники должны уважительно относиться ко всем членам группы. Недопустимо перебивать и оскорблять коллег, высмеивать чужое мнение, упоминать об участниках в третьем лице.

Предполагаемый результат тренингов

Определение текущей обстановки в коллективе осуществляется на основании наблюдений за участниками во время тренинга и теста. Такое исследование проводится анонимно, сотрудникам предлагается объективно оценить показатели психологической атмосферы (дружелюбие, продуктивность, враждебность и другие).

На основании полученных данных определяются основные проблемы группы и формируются последующие занятия, направленные на корректирование «слабых мест» команды.

Грамотный и деликатный подход позволит сплотить работников и сформировать взаимопонимание между ними в краткие сроки.

В результате ожидается:
– оптимизация отношений внутри коллектива;
– развитие умения действовать сообща;
– возможность грамотного выхода из конфликтных ситуаций;
– высокий КПД каждого сотрудника и отдела;
– продуктивный рабочий процесс.

Оценить результаты проведенной программы можно путем повторного исследования (наблюдения психолога, личное мнение участников).

Источник

Часть 2. Сценарий тренинга. 1-й день

Блок «Основные управленческие функции»

Мини-лекция «Управленческие функции»

Деятельность руководителя включает 4 основные функции: планирование, организация, мотивация, оценка и контроль подчиненных. Остановимся на каждой из них поподробнее.

1. Планирование. Эта функция представляет собой подготовку решений. Планирование — многоэтапный процесс определения и постановки целей, учета и анализа имеющихся ресурсов, расстановки приоритетов. Это одна из ключевых компетенций руководителя. Поставить цель, рассчитать все возможные риски, спрогнозировать и, наконец, получить желаемый результат не так просто. Перед тем как приступить к непосредственному планированию, важно точно определить цель. Поскольку цели бывают двух видов 2 : реальные и идеальные, — от этого во многом будет зависеть результат планирования. Идеальная цель — это то, что выходит за пределы имеющихся возможностей; конечно, она может быть реализована, но потребует большого количества ресурсов и не всегда напрямую связана с вашими реальными целями (рабочими задачами), хотя может мотивировать и стимулировать в процессе выполнения реальных целей. Реальная цель — достижимая, конкретная, но она, конечно, также требует определенных усилий. Главное различие состоит в том, что идеальную цель представляют, а реальную — ставят, формулируют. Подробнее о целях мы поговорим чуть позже.

2 Рысёв Н. Ю. 11 правил руководителя № 1. — СПб.: Питер, 2007.

2. Организация. Эта функция прежде всего нацелена на упорядочение деятельности руководителя и исполнителей. Организация — это распределение задач, нагрузки подчиненных в соответствии с их возможностями: расстановка сил в отделе, делегирование полномочий и др. При неправильной организации работы возможны два наиболее частых исхода. Первый — руководителю приходится выполнять всю работу отдела самому потому, что подчиненные не успевают, не справляются и т. д. А причина в том, что изначально задачи были распределены неграмотно и не учтены индивидуальные особенности сотрудников. Второй — руководитель находится в неведении относительно того, как сотрудники выполняют задачу, а потом получает результат, не соответствующий его ожиданиям.

3. Мотивация. До и после проведения подготовительных мероприятий руководитель должен обеспечить успешное выполнение работы. Вспоминается известный афоризм. Императрицу Екатерину II один иностранный посол как-то спросил: «Как Вы, Ваше Величество, добиваетесь того, что Ваши непослушные дворяне Вас всегда слушаются?» — «Я никогда не заставляю их делать то, что им невыгодно», — ответила государыня. Мотивирование — особый навык, освоение которого может даваться с трудом. Особенно трудно мотивировать людей, если в компании царит неопределенность или планируются изменения не в лучшую сторону. Тут руководителю в первую очередь важно самому сохранять оптимизм и находить плюсы в сложившихся обстоятельствах.

4. Оценка и контроль. Эту функцию, как правило, называют в числе первых, когда речь идет об управленческих навыках. Но это не менее сложный навык, чем все предыдущие. Здесь, прежде всего, важно не переборщить — не переоценить (в ту или иную сторону), не прибегать к тотальному контролю или попустительству. Цели могут быть достигнуты только при условии обеспечения эффективной обратной связи, т. е. надежного контроля. Эффективный контроль — это всегда совет, помощь, своевременная подсказка, поощрение и т. д.

На каждой из функций мы остановимся подробнее, будем отрабатывать навыки на практических упражнениях. А сейчас предлагаем вам сделать упражнение «Собрать пазлы», чтобы вы могли наглядно оценить свои управленческие навыки.

Читайте также:  сухое плавание упражнения брасс постовой

Источник

Упражнения для тренингов

Упражнения, представленные в данной главе, имеют ко мне разное отношение. Большинство из них я прожила в тренингах, а затем модифицировала «под себя»; некоторые были мной разработаны; а о некоторых я узнала из литературы. В последнем случае я даю ссылку на автора. В первом же случае это не всегда возможно, что, вместе с тем не является показателем моей претензии на авторство.

Глава 3.1.Упражнения, направленные на знакомство участников

Цель данной группы упражнений: знакомство и сближение участников, создание атмосферы безопасности и доверия.

1 этап. Группа делится на пары и в течение 20-30 минут внутри пар происходит общение, направленное на узнавание друг друга.

2 этап. По истечении времени все участники собираются в общий круг и представляют своих напарников как «Звезд», акцентируя внимание на самых ярких положительных качествах.

Обсуждение строится вокруг вопросов: «Что чувствовал, когда тебя представляли?»; «Какие испытал трудности в процессе выполнения упражнения?»

2. Герб и девиз [10, С. 172]

Оборудование: листы чистой бумаги, карандаши и ручки.

1 этап. Участники сидят в общем кругу. Инструкция: «Вообрази, что ты потомок древнего рода. У тебя есть свой герб и девиз. Придумай и изобрази их. Изображение на гербе включает: традиции рода, личные достижения, актуальные цели.» Ориентируясь на изображенное, участники представляются друг другу.

2 этап. Участники разбиваются на микрогруппы по созвучию гербов и девизов. Каждая микрогруппа создает единый герб и девиз.

Обсуждение строится вокруг вопросов: «Что нового узнал о себе?» «Чье представление особенно заинтересовало?»

Оборудование: листы чистой бумаги и карандаши.

1 этап. Участники сидят в кругу. Инструкция: «Подумай, каким именем ты хотел бы, чтобы тебя называли в этом кругу. Вслушайся в его звучание и нарисуй свои ассоциации.»

2 этап. В общем кругу участники представляются, демонстрируют свои рисунки и рассказывают о предъявленном имени.

Обсуждение строится вокруг увиденного на рисунках и услышанного от их авторов.

Оборудование: листы чистой бумаги и ручки.

1 этап. Участники сидят в общем кругу. Инструкция: «Напишите на листе 7 предложений, начинающихся со слов: «Я люблю…». Прицепите свой листок к груди.

2 этап. Все участники ходят по помещению и читают листы друг у друга, пока не ознакомятся со всеми записями и не найдут себе пару по интересам.

3 этап. Участники разбиваются по парам и в течение 15 минут знакомятся друг с другом более обстоятельно.

4 этап. В общем кругу участники коротко представляются сами или их представляют их напарники.

Обсуждаются чувства, испытанные участниками в процессе упражнения и по его завершению.

Участники сидят в общем кругу.

Инструкция: «Изобразите себя жестами. Первый раз – покажите такого себя, с которым знакомы только Вы. Второй раз – изобразите те черты и качества, которые Вы обычно презентуете окружающим. Третий раз – продемонстрируйте себя идеального.

Обсуждение строится вокруг вопросов: «Какие трудности испытали в процессе работы?» «Изменились ли Ваши чувства после выполнения упражнения?»

Оборудование: листы чистой бумаги и ручки.

1 этап. Участники сидят в общем кругу. Инструкция: «Выберите из круга наиболее интересного для Вас человека. Подумайте, что Вы хотели бы о нем узнать. Напишите для него три вопроса. Постарайтесь, чтобы они были яркими и интересными.»

2 этап. Инструкция: «Есть предположение, что на эти вопросы будет интересно ответить и их авторам. Представьтесь, ориентируясь на них как на план рассказа.

Обсуждение строится вокруг вопроса: «Изменилась ли атмосфера в группе после выполнения упражнения?»

1 этап. Участники делятся по парам, и в течение 15-20 минут внутри пары происходит общение на свободную тему. Цель напарников: как можно лучше узнать и почувствовать друг друга.

2 этап. Все собираются в общий круг. При этом один из участников сидит на стуле, а другой стоит у него за спиной. Сидящим во внутренним кругу остальные участники задают вопросы, а их напарники отвечают за них. Когда круг закончится, напарники меняются местами.

Обсуждение строится вокруг вопросов: «Что чувствовал, когда тебя представляли?»; «Какие испытал трудности в процессе выполнения упражнения?»

Участники сидят в общем кругу. Инструкция: «Расскажите о себе в третьем лице так, как будто Вам надо заинтересовать других персоной человека, отсутствующего здесь. В повествование включите наиболее яркие характеристики, касающиеся любых сторон жизни. Посплетничайте о себе.»

Обсуждение строится вокруг вопросов: «Что нового узнал о себе?» «Чье представление особенно заинтересовало?»

9. Знакомство в парах [9, С. 106]

(Для небольших групп).

Участники сидят в общем кругу. После первого приветствия все встают и перемещаются по комнате. После специального сигнала все останавливаются и каждый общается в течение 7 минут с тем человеком, который оказался ближе всего. Действие продолжается до тех пор, пока все не перезнакомятся.

В общем кругу называется только имя участника.

Обсуждение строится вокруг вопроса: «Изменилась ли атмосфера в группе после выполнения упражнения?»

Глава 3.2.Игры, направленные на сплочение группы.

Цели данной группы упражнений: познание себя, познание других, развитие эмпатических способностей, создание атмосферы доверия, и на базе всего этого – сплочение группы.

10. Надпись на футболке

Оборудование: листы чистой бумаги и ручки.

1 этап. Участники разбиваются на микрогруппы. У участников каждой из них есть своя подшефная микрогруппа, членам которой они должны дать обратную связь.

Инструкция: «Внимательно присмотритесь к участникам своей подшефной микрогруппы. Вам нужно обсудить каждого. Сначала вы все вместе обсуждаете одного из них, а квинтэссенцию своих размышлений записываете на два листа бумаги. На первом из них – главный принцип жизни, который демонстрируется человеком перед окружающими (так называемая «надпись на футболке»); на втором – его основное внутреннее качество, диктующее такое поведение. Например, на первом листе: «Всегда и всем улыбаюсь», а на втором: «Мне необходимо, чтобы меня все любили» или «Я очень доверчив» или «Боюсь показать свою слабость» и т.д. Затем ту же работу проделываете по отношению к следующему участнику.

Когда на каждого участника подшефной группы будет написано по два листа, передайте всю пачку этой команде».

2 этап. В результате первого этапа работы у каждой микрогруппы есть пачка листов, характеризующих ее членов. Инструкция: «Ваши листы не подписаны. Ваша задача – найти те записи, которые характеризуют ваш внутренний и внешний мир. Вы не должны разобрать листы по остаточному принципу. Отберите для себя только те, которые, с вашей точки зрения, действительно характеризуют вас. В результате у одних листов будет несколько хозяев, а другие записи останутся невостребованными».

3 этап. Участники работают в общем кругу. Все по очереди зачитывают записи, которые отобрали для себя, а микрогруппа, писавшая это, дает обратную связь.

Обсуждение строится вокруг столкновения «Я-концепции» участников с полученной ими обратной связью.

Участники делятся по парам, садятся друг напротив друга и в течение 5 минут внимательно рассматривают своего напарника. По истечении времени они высказывают предположения относительно своего визави :

— каковы его сильные и слабые качества;

— какие есть устремления и мечты;

— каким он был в детстве;

— каким может стать через 5-10 лет.

После чего «ясновидящий» получает обратную связь.

Обсуждение проводится в общем кругу и строится вокруг вопросов: «Что чувствовал, когда про тебя рассказывали?», «Что помогло или помешало построить правильные предположения по поводу другого человека?»

12. Я знаю, что ты знаешь [50, С. 133].

Участники делятся на микрогруппы. Каждый из микрогруппы по очереди становится главным участником, высказывающим свои предположения относительно того, что о нем думают остальные. Он обращается к каждому из своей группы со словами: «Таня, я думаю ты считаешь меня…»; «Дима, мне кажется, ты думаешь, что я…». В конце круга группа дает ему обратную связь.

В общем кругу обсуждаются вопросы доверия.

13. Все равно ты- молодец

Участники сидят в общем кругу. Им дается задание: вспомнить свой самый насущный недостаток. После чего группа получает инструкцию: «Сейчас один из Вас назовет свой недостаток; а сосед справа отреагирует: «Все равно ты — молодец», и затем объяснит в чем достоинство данного качества. (Например: «Я не умею сдерживаться; если меня задевают, сразу расскажу, что о них думаю.» «Все равно ты молодец: не оставляешь внутри себя ничего, что бы могло разъедать тебя. Сразу выпускаешь пар и, тем самым, избавляешься от обид и раздражения». или «Все равно ты молодец: окружающим с тобой легко, т.к. ты не держишь камня за пазухой».)

Если тебя устроил ответ соседа, поблагодари его, и тогда круг продолжится дальше. Если же осталось неудовлетворение, скажи об этом, чтобы сосед справа и другие участники продолжили искать варианты.»

В обсуждении затрагиваются вопросы самооценки.

Оборудование: легкий мяч.

Участники сидят в общем кругу и перебрасывают друг другу мяч. Бросающий называет качество (положительное или отрицательное) того, к кому летит мяч. Ловящий бросает его следующему, если он согласен с тем, что это качество ему присуще, или возвращает его обратно, если не знает у себя такого качества.

— Кому чаще бросали мяч и почему?

— Какие качества называли чаще: положительные или отрицательные?

— С чем связаны случаи возврата мяча?

— Узнали о себе и о других что-нибудь новое?

15. Ты имеешь ввиду

Участники делятся на две равные микрогруппы и образуют два круга: внешний и внутренний. В процессе игры участники из внешнего круга продвигаются на один стул вправо. Инструкция: «Участники внутреннего круга задумывают одно из своих реальных состояний (например: «Я хочу пить» или «У меня отличное настроение» или «Я страшно устал» или «Беспокоюсь о том, как сдам экзамен» и т.д.) и каким-нибудь образом, не преувеличенно, изображают его внешне. Участники внешнего круга должны отгадать состояние того человека, который сидит напротив. Для этого используются закрытые вопросы, начинающиеся со слов: «Ты имеешь ввиду…». Через определенное время круг движется дальше, и теперь уже участники внешнего круга загадывают свое состояние. Таким образом, по окончанию игры каждый участник имеет опыт и в той, и в другой роли.

— Как часто угадывали твое состояние и почему?

— Насколько часто отгадывал ты сам состояние другого? Что помогало или мешало этому?

Участники сидят в общем кругу. Один из них выходит за дверь, а остальные выбирают одного из участников, которого ушедший должен отгадать по ассоциациям. Для этого водящий возвращается в комнату и задает вопросы типа: «На какое животное он похож?», «На какую еду?», «Из какого он века?», «Какого он цвета?» и т.д. При этом водящий показывает, от кого он ждет ответа. Если загаданный человек узнан, то он становится водящим. Если же – нет, то продолжает отгадывать тот же человек, но уже нового участника.

— Что нового узнал о себе и других?

— Насколько легко было отгадывать? Что мешало или помогало этому?

— Если загадывали тебя, что чувствовал в то время, когда тебе давали характеристики?

17. Мне кажется [7, С. 171].

Участники сидят в общем кругу. Один из них называет имя другого участника. И тот должен отреагировать: «Мне кажется, что ты хочешь сказать мне… (дальше идет предположение)». После чего он получает обратную связь от своего респондента. Игра идет дальше по кругу.

Читайте также:  встаем на пуанты упражнения

Обсуждение касается вопросов эмпатии и внутригруппового доверия.

Участники сидят в общем кругу. Им дается инструкция: «Сейчас мы будем сочинять историю. Одну на всех. Для этого один из участников начнет рассказ и передаст эстафету сидящему рядом. Каждый имеет право на одну фразу. Будет здорово, если вы станете реагировать быстро и спонтанно. Но если какому-то участнику потребуется время на разбег, не торопите его и не спешите подсказывать идеи.»

Игра может продолжаться не один круг (если группа маленькая), а заканчивается она на заторе мысли или логическом завершении истории.

— Вам понравился получившийся рассказ? Про что он?

— Можно ли сказать, что он про нашу группу?

— Кто из участников определял основные повороты сюжета?

— Как оцениваете свой вклад в создание истории (и в развитие группы)?

Глава 3.3.Упражнения, ориентированные на снятие напряжения

Цель данной группы упражнений: создание атмосферы доверия и безопасности, повышение спонтанности участников и их раскрепощение, снижение усталости и повышение настроения, сближение группы.

Упражнения не обсуждаются, используются как разрядка в ситуации усталости или напряжения.

Участники, выстраиваются в шеренгу, изображая элементы скалы, нависшей над пропастью. По своему выбору они могут стать отвесной стеной без выступов, раскидистым деревом, удобным пеньком, горным цветком, альпинистом и т.д. На очень небольшом расстоянии от шеренги рисуется параллельная ей линия, символизирующая край горной тропинки.

Инструкция: «Игрок, стоящий крайним в шеренге, должен пройти по тропинке. Дошедшим считается тот, кто ни разу не заступил за черту. Можно сделать две попытки. Прошедший становится в начало ряда, и тогда начинает свой путь очередной крайний игрок. Остальные участники должны вести себя в соответствии с выбранной ролью: отталкивать путника, прижимать его к пропасти, протягивать руку помощи и т.д.

20. Пусть встанут те…

Участники сидят в общем кругу. Тренер убирает свой стул и, стоя, дает инструкцию: «Сейчас я скажу: «Пусть встанут те…» и добавлю какой-нибудь признак (кому нравится тренинг; кто любит себя; у кого красивые глаза…). Те из вас, к кому это имеет отношение, должны быстро встать и перебежать на новое место. Поскольку я тоже попытаюсь сесть на чей-то стул, одному из вас места не хватит. Он то и будет следующим ведущим. Итак, пусть…»

Участники делятся на микрогруппы по 6-8 человек. Каждая микрогруппа выстраивается плотным кольцом. Один из участников становится внутрь круга, он закрывает глаза, скрещивает на груди руки и, не отрывая ног от пола, отдается на волю рук остальных, которые мягко отталкивают, ловят и передают его друг другу. Через некоторое время этот участник становится рядом с остальными, а его место занимает другой человек.

Инструкция главному игроку: «Чем больше Вы доверитесь чужим рукам, тем меньше они будут ощущать Ваш вес, и тем слаженнее будут их движения, что, в свою очередь, позволит Вам сильнее расслабиться и обрести больше энергии.»

22. Найди пару [50, С. 35]

Участники сидят в общем кругу. Им дается инструкция: «Сейчас я раздам Вам карточки с названием животного. Вы должны прочитать их в полном одиночестве. После чего Вы все по команде встаете и начинаете изображать это животное. Пользоваться можно только невербальными способами.

Все названия в карточках повторяются дважды, поэтому каждое животное будет изображаться двумя участниками. Ваша задача – найти свою пару и встать рядом, ничего не обсуждая. Затем я подойду к каждой паре и задам вопрос: «Кто Вы?».

23. Испорченный телевизор

Участники сидят в общем кругу. Инструкция: «Сейчас мы с Вами выберем главного участника, который задумает какой-нибудь предмет. После чего все честно закроют глаза. Главный участник дотронется до своего соседа, тот откроет глаза и больше не будет их закрывать до конца игры. Главный участник должен невербальными средствами изобразить ему задуманный предмет, и когда сосед что-нибудь поймет для себя, он дотрагивается до следующего участника… Игра продолжается в полном молчании (смех не возбраняется) и в быстром темпе (чтобы не заскучали последние игроки). По завершении круга все участники, начиная с последнего, рассказывают, что они получили и передали.

Участники сидят в общем кругу. Инструкция: «Сейчас мы с Вами выберем главного участника, который задумает какую-нибудь свою эмоцию. После чего все честно закроют глаза. Главный участник дотронется до своего соседа, тот откроет глаза и больше не будет их закрывать до конца игры. Главный участник должен невербальными средствами изобразить ему задуманную эмоцию, и когда сосед что-нибудь поймет для себя, он дотрагивается до следующего участника, чтобы передать ту же эмоцию, но своими методами. Игра продолжается в полном молчании и в быстром темпе. По завершении круга все участники, начиная с последнего рассказывают, какую эмоцию они получили и передали.

1 этап. Все участники стоят в общем кругу. Инструкция: «Сейчас я Вам буду давать команды (например, «Хвост к хвосту!», «Нос к носу!», «Правая рука к левой ноге!»…), и Вы, в соответствии с моими словами, должны очень быстро образовать пары, прикоснувшись к напарнику оговоренной частью тела.»

2 этап. Инструкция: «Сейчас мы продолжим игру, но теперь Вы попробуйте изменить свою модель поведения. Те участники, которые занимали активную позицию, подождите, пока Вас выберут; те, кто выбирал только рядом стоящих или знакомых, расширьте свой ареал и т.д. Отследите, как Вы себя чувствуете в новой роли».

26. Прорвись в круг [58, С. 326]

Все участники стоят в общем кругу. Один из них выходит за пределы круга, а остальные берутся за руки и плотно прижимаются друг к другу. Задача главного игрока – любыми средствами (уговорами, силой, манипуляцией) прорваться в круг.

27. Атомы и молекулы

Все участники стоят в общем кругу. Инструкция: «Сейчас мы поиграем в «атомы и молекулы». Изначально каждый из Вас изображает атом, в хаотическом порядке бродящий по комнате. По моей команде (по хлопку) Вы очень быстро должны собраться в молекулы, взяв за руки близстоящих людей. Количество атомов в каждой молекуле будет заключено в моей команде. Если я хлопну и назову цифру «три!», то Вы должны объединиться в группы по три человека и т. д.

28. Встань в шеренгу [50, С. 27]

Участники делятся на две микрогруппы, каждая из которых выстраивается в шеренгу. Инструкция: «Сейчас я буду давать задания; их надо выполнять быстро, точно и молча. Суть заданий в том, что вы внутри своей шеренги должны переструктурироваться в соответствии с определенным признаком. Задание 1: выстройтесь по росту; самый высокий участник занимает крайнюю левую позицию.

Задание 2: выстройтесь по цвету волос; участник с самыми темными волосами занимает крайнюю левую позицию.

Задание 3: выстройтесь по цвету глаз; участник с самыми темными глазами занимает крайнюю левую позицию.

Задание 4: выстройтесь по цвету одежды; участник в самой темной одежде занимает крайнюю левую позицию.

Глава 3.4.Игры, направленные на организацию дискуссии.

Упражнения данной группы направлены на сплочение группы, прояснение запутанных отношений в группе, развитие эмпатии, групповую динамику.

29.Кораблекрушение [58, С. 318]

Оборудование: копии инструкций, листы бумаги и ручки.

1 этап. Участники сидят в общем кругу. Им дается инструкция: «Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Представьте, что Вы вместе с другими участниками дрейфуете на яхте по океану… Начинается пожар, который уничтожает большую часть яхты и груза. Яхта медленно тонет. Вам в срочном порядке нужно пересесть на спасательный плот и взять часть оставшихся вещей. Предметы, из которых нужно выбрать самое необходимое, перечислены в Вашей инструкции. Ваша задача: за 10 минут проранжировать перечисленные предметы в соответствии с их значением для выживания. На первое место поставьте предмет, самый необходимый с Вашей точки зрения и т. д. Открывайте глаза, и за дело…»

2 этап. Участники разбиваются по микрогруппам. Задача каждой из них: придти к согласию по поводу классификации предметов. Время работы – 30-40 минут.

Перечень из инструкции:

— зеркало для бритья;

— коробка с армейским рационом;

— канистра нефтегазовой смеси;

— репеллент, отпугивающий акул;

— кусок непрозрачного пластика;

— бутылка рома крепостью 80 градусов;

— две коробки шоколада;

Обсуждаются вопросы: «Какая из групп достигла согласия, какая – нет и почему?»; «Какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия?»; «Какая была в группе атмосфера во время обсуждения?»; «Чье мнение оказалось неучтенным, и что они при этом чувствовали?»; «Чье мнение оказалось решающим, и что он теперь чувствует?»

30. Необитаемый остров

1 этап. Участники сидят в общем кругу. Им дается инструкция: «Представьте, что в результате кораблекрушения Вы вместе с другими участниками оказались на необитаемом острове. В ближайшие годы Вы не сможете вернуться домой, и Вам нужно наладить сносную жизнь в этих краях. Для начала продумайте:

— какую социальную нишу Вы можете занять в этом сообществе;

— какие правила и нормы совместной жизни для Вас особенно значимы.

2 этап. Участникам предлагается обсудить свои предложения и выработать общие нормы жизни. Время работы – 40 минут.

Обсуждаются вопросы: «Какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия?»; «Какие появились паттерны лидерства?»; «Кто и почему оказал наибольшее влияние?»; «Какой была атмосфера в группе во время дискуссии?»; «Какие действия предпринимали участники для утверждения своего мнения?»; «Как улучшить принятие решений группой?».

Участники сидят в общем кругу. Им дается инструкция: «Представьте, что в результате кораблекрушения Вы вместе с другими участниками оказались на льдине. Она не выдерживает ваш общий вес; и у вас есть выбор: погибнуть всем вместе через 30 минут или расстаться с двумя товарищами. Критерии для выбора тех, кто покинет льдину, принимаются любые; исключается только вариант самоубийства. Ваше время пошло.»

Обсуждаются вопросы: «Как чувствовали себя во время обсуждения?»; «Кто взял на себя лидерские функции?»; «Кто уклонялся от обсуждения?»; «Кто рискнул взять на себя ответственность?»; «Какие критерии оказались значимыми для группы?»; «Как изменилась атмосфера в группе?».

Оборудование: листы бумаги и ручки.

1 этап. Участникам предлагается индивидуально решить задачу: «Цыган купил лошадь за 6 тысяч и продал ее за 7 тысяч; спустя год вновь купил ее за 8 тысяч, а продал за 9 тысяч. Получил ли цыган прибыль? Если – да, то – сколько? Время для раздумий – 10 минут.»

2 этап. Участники собираются в общий круг. Им предлагается в течение 30-40 минут выработать единое мнение.

Обсуждаются вопросы: «Кто взял на себя лидерские функции?»; «Кто уклонялся от обсуждения?»; «Какие критерии оказались значимыми для группы?»; «Какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия?»; «Какой была атмосфера в группе во время дискуссии?»; «Какие действия предпринимали участники для утверждения своего мнения?»; «Чье мнение оказалось неучтенным, и что они при этом чувствовали?»; «Чье мнение оказалось решающим, и что он теперь чувствует?»

Читайте также:  комплексные упражнения для каждого дня

Участники сидят в общем кругу. Ведущий раздает им карточки с названием ролей, которые они будут играть в процессе дискуссии, и предупреждает, что со своей карточкой каждый должен познакомиться в одиночестве. Затем выбирается тема, значимая в данной группе, и начинается дискуссия. Задача для каждого: быть убедительным в своей роли и отгадать, какую роль играют остальные участники. Время для дискуссии – 30-40 минут.

Варианты ролей: «лидер», «серый кардинал», «сомневающийся», «пессимист», «вечный оппозиционер», «задира», «соглашающийся», «инициатор», «голубь мира»; «аутсайдер» и т.д.

Обсуждаются вопросы: «Как чувствовал себя в этой роли?»; «Насколько часто приходится играть ее в жизни?»

Участники делятся на две микрогруппы, образуя внутренний и внешний круги. Члены внутреннего круга садятся лицом друг к другу и выбирают тему, значимую для обсуждения. Члены внешнего круга становятся за их спинами, получают от ведущего карточки и держат их над головами своих напарников из внутреннего круга так, чтобы содержание карточки мог прочитать каждый, кроме того, к кому она относится. На карточке написана роль, которую ее хозяин должен исполнять в процессе дискуссии. Отгадать свою роль участники должны, ориентируясь на обращение к ним других членов дискуссии. Время для дискуссии – 30-40 минут.

Варианты ролей: «отстаньте от меня»; «слушайтесь меня»; «игнорируйте меня»; «любите меня»; «не верьте мне»; «уговаривайте меня»; «восхищайтесь мной»; «не принимайте меня всерьез» и т.д.

Обсуждаются вопросы: «Что помогло узнать свою роль?»; «Как чувствовал себя в этой роли?»; «Насколько часто приходится играть ее в жизни?»

Участники делятся на две микрогруппы: активных участников и наблюдателей. Активные участники садятся лицом друг к другу и выбирают тему для дискуссии, значимую в данной группе. Наблюдатели получают инструкцию: «Во время дискуссии внимательно наблюдайте за каждым участником. Постарайтесь увидеть: какие высказывания повлияли на эмоциональную атмосферу в группе; какая модель поведения способствовала согласию, а какая – вызывала обострение конфликта?».

Обсуждаются чувства активных участников и мысли наблюдателей.

36.Поменяйся ролями

1 этап. Выбирается тема для дискуссии, значимая в данной группе. Участники делятся на две микрогруппы, занимающие противоположные позиции по выбранному вопросу. Начинается дискуссия.

2 этап. На высшей точке накала ведущий просит участников поменять свои позиции на противоположные. Дискуссия продолжается.

Обсуждаются вопросы: «Удалось ли прийти к согласию?»; «Изменилась ли ваша модель поведения в споре во второй части игры?»; «Насколько подобные паттерны характерны для вас в реальной жизни?»; «Эффективны ли они?»; «Как изменилась атмосфера в группе?».

В упражнения № 33-36 участникам предлагается для обсуждения любая тема, порождающая двойственное отношение и значимая в данной группе.

Возможные темы для дискуссии:

1. Манипуляция другими – за и против.

2. Ложь во спасение.

3. Мир – зеркален (все хорошие поступки вознаграждаются).

4. Все, что с нами случается, происходит не снами, а для нас.

6. Дети – смысл жизни.

7. Детство – самая счастливая пора.

8. Конфликт между отцами и детьми – надуман.

9. Деньги – залог счастливой жизни.

10. Мужчины – с Марса, женщины – с Венеры.

11. Доброта – одно из самых ценных качеств человека.

12. Сексуальная жизнь до брака.

13. Альтруизм – сила или слабость.

14. Какая она – настоящая женщина.

15. Остались ли еще Мужчины.

16. Любовь к себе и эгоизм.

Глава 3.5.Сюжетно-ролевые игры.

Упражнения данного блока направлены на раскрепощение участников, повышение их спонтанности и креативности, диагностику и коррекцию внутренних проблем.

37.Мафия

Оборудование: карточки с ролями.

Участники сидят в общем кругу. Ведущий раздает им карточки с ролями, предупреждая, что прочитать их надо в одиночестве. Роли, необходимые для игры: «Комиссар» — 1 карточка; «Мафиози» — 3-5 карточек (в зависимости от численности группы); «Честный житель» — все остальные карточки.

Инструкция: «Мы с вами – жители небольшого городка; и у нас – горе: в город приехала мафия, цель которой – перебить всех честных жителей. Члены мафии действуют тайком, они маскируются под обычных людей, и их очень трудно вычислить. На наше счастье, в город приехал комиссар с целью обезвредить мафию, он также прячется под видом обычного человека, чтобы его не убрали раньше времени. Как вы видите цель у всех одна: поубивать друг друга, но средства для этого используются разные. Мафия и комиссар могут это делать тайком ночью, а жители, обремененные своей честностью, должны пользоваться только легальными методами: убеждением и открытым голосованием. Как именно мы будем это делать, вы поймете из хода игры (я буду ее вести), от вас требуется лишь стопроцентная честность: вы можете открыть глаза только по моей команде. Итак, начинаем…»

1. «Мы все собрались на Народном Вече, чтобы решить насущный вопрос. Вы уже знаете, что в городе орудует мафия, ее члены среди нас; и может быть у вас уже появились первые предположения, кто бы это мог быть (по тому, как вели себя люди в процессе чтения своих карточек, по тому, как они ведут себя сейчас). Свои предположения вам надо рассказать в убедительной форме, т.к. все вопросы мы будем решать голосованием». Предположения обсуждаются, затем проводится голосование, и если большинство – за то, чтобы считать данного человека членом мафии, его «убивают» (т.е. он выходит за пределы круга и в игре не участвует). Содержимое его карточки участники читают только после того, как решение об «убийстве» уже принято.

2. «Наступила ночь (все честно закрыли глаза). Не спит только мафия (игроки-мафиози открывают глаза). Договоритесь между собой и дайте мне понять, кто будет вашей первой жертвой. Постарайтесь это сделать таким образом, чтобы честные жители не услышали вас… Светает, мафиози с удовлетворением отходят ко сну. Наступает утро (все игроки открывают глаза). Я должна вам с прискорбием сообщить, что нас стало на одного меньше.» «Убитый» игрок выходит из круга.

3. «Теперь, когда вы убедились в кровожадных намерениях мафии, постарайтесь быть более активными и убедительными в своих предположениях. Может быть, вы что-то слышали во сне, или кто-то из окружающих вас людей ведет себя необычно; доверяйте своей наблюдательности и интуиции.» Предположения обсуждаются, голосование проводится, «убитые» отсаживаются, их карточки читаются.

4. «И вновь наступила ночь (все закрывают глаза). Не спит только комиссар (открывает глаза), ему надо принять нелегкое решение: угадать убийцу и обезвредить его, указав мне этого человека… Сделав свое дело, комиссар отправляется спать. Пришло утро (все открывают глаза), и вам стало известно, что этой ночью был убит… (читаем карточку).»

Затем все ходы повторяются вновь, пока не останется один победитель.

Обсуждаются вопросы: «Кто победил и почему?»; «Кто проявлял активность, кто отмалчивался во время игры и почему?»; «По каким признакам можно было вычислить мафию и комиссара?»; «Кого интуиция не обманула, и он с самого начала знал, кто есть кто?»; «Кто воспользовался своей интуицией, эмпатией и наблюдательностью?».

Из участников выбираются два главных игрока (таможенники), а остальные делятся на микрогруппы по 2-3 человека.

Инструкция: «Мы с вами в аэропорту. Прежде, чем выехать в другую страну, каждая группа пассажиров должна пройти таможенный досмотр. Задача таможенников: выявить пассажиров, везущих контрабанду. Задача всех остальных – ее провезти. До начала действия каждая группа пассажиров должна продумать свою легенду (куда и зачем едете, кто вы по отношению друг к другу). Затем вам надо определиться, какая группа будет провозить контрабанду (ключ). После чего вы по очереди проходите таможенный досмотр. Таможенники не имеют права обыскивать пассажиров, в их распоряжении интуиция, эмпатия, наблюдательность.»

Обсуждаются вопросы: «Кто и почему оказался победителем?»; «На какие признаки ориентировались таможенники, чтобы угадать контрабандиста?»

1 этап. Из участников выбирается «Король», который садится на самое высокое место. Он выбирает двух подчиненных, которые садятся чуть ниже. Те в свою очередь выбирают себе по одному помощнику, которые садятся еще ниже, и так продолжается до тех пор, пока не распределятся все участники.

2 этап. Каждому участнику дается один ход, с помощью которого он может изменить свое или чужое положение в государстве (повысить, понизить, убить, оживить, уволить. ). Когда заканчивается круг, то участники получают еще по одному ходу.

Обсуждаются вопросы: «Кем был?»; «Кем хотел стать?»; «Стал?»; «Если нет, то почему?»; «Как коррелируют полученные роли с ролями, используемыми в реальной жизни?»; «Как изменилась атмосфера в группе?».

Из участников выбирается «Бармен», все остальные – посетители кафе, мечтающие о чашке кофе. Интрига в том, что у бармена осталось всего три чашки кофе, и отдать он их должен по собственному усмотрению.

Инструкция просящим: «Вы можете придумать легенду, которая облегчит вашу задачу; можете обойтись без нее, уговаривая бармена или угрожая ему. Главное: будьте максимально убедительны.»

Инструкция бармену: «Слушай свою интуицию. Отдай чашку тому, кому действительно захочется ее отдать. Тебе не обязательно делать свой выбор сразу; можешь сначала выслушать каждого, а потом все взвесить.»

Обсуждаются вопросы: «Что помогло победителям и помешало проигравшим?»; «На какие критерии при выборе делал упор бармен?»; «Как коррелирует ваша манера поведения в игре с устойчивыми паттернами поведения в реальной жизни?».

1 этап. Все участники разбиваются по парам, и в течение 20 минут каждая пара в общении выявляет сильные качества друг друга (внешние и внутренние).

2 этап. Все собираются в общий круг, и им дается инструкция: «Вы все встретились на аукционе, где работорговцы пытаются продать свой живой товар. Один в вашей паре – раб, а другой – его хозяин. Хозяева, разрекламируйте ваш товар так, чтобы его захотелось купить. При рассказе о своем напарнике опирайтесь на его реальные качества.»

Обсуждаются вопросы: «Кто-нибудь захотел купить «раба»?»; «Как чувствовали себя «рабы», когда их расхваливали?»; «Легко ли нашли «хозяева» то, за что можно похвалить?»; «Как изменилась атмосфера в группе?».

42.Встреча в аэропорту

Оборудование: бланки с инструкциями.

Выбираются две пары игроков. В каждой паре есть руководитель фирмы и его подчиненный. Все четыре игрока получают бланки с инструкциями, отправляются за дверь и там, не общаясь друг с другом, читают только свои бланки. Также ведущий дает им устную инструкцию: «После того, как вы поймете свои роли, первая пара заходит в комнату и начинает разыгрывать ситуацию с того места, на котором закончились ваши письменные инструкции. Вторая пара в это время не общается друг с другом и ждет, пока мы пригласим ее, затем также разыгрывает свое действие.»

Пока пары готовятся к выходу, ведущий читает те же бланки остальным участникам и дает им инструкцию: «Поскольку, главные игроки не знают текста своих напарников, их ситуация представляется им как конфликтная. Ваша задача: увидеть, выйдут ли пары из этого конфликта; что им поможет или помешает это сделать.»

Источник

Adblock
detector