Меню

упражнение на формирование техники речи

Картотека игр и упражнений «Культура и техника речи»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Картотека игр и упражнений для среднего и старшего возраста на развитие речевого дыхания, артикуляции, на свободу звучания, на опору дыхания и т.д..

Скачать:

Вложение Размер
kartoteka_kultura_rechi.doc 79 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений

«КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА

(средний, старший возраст)

Упражнения на развитие речевого дыхания:

Цель: Развивать правильное речевое дыхание.

Ход игры: Дети распределяются на две команды. Первая команда с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает «мыльные пузыри». Надо стараться, чтобы они лопались не сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки, улетали. Дети второй группы следят за их действиями и одновременно хором или по ролям читают стихотворение Э. Фарджен «Мыльные пузыри»:

— Мой – не лопнул дольше всех.

«Считай до пяти»
Цель: развивать речевое дыхание.
Дети делают бесшумный вдох через нос, затем на выдохе считают от 1 до 5.
В дальнейшем упражнение усложняется: счет на выдохе от 1 до 5 и обратно; от 1 до 10 и обратно; проговаривание на выдохе поговорок, скороговорок и стихов.

Глубоко вдохнуть и, медленно выдыхая, произнести «пых…».

Глубоко вдохнуть, затем, прерываясь, медленно выдыхать и произносить «пых – пых – пых – пых…».

Ход: Педагог – «насос». Дети (сидят) – «не надутые мягкие игрушки». Игрушки внимательно слушают голос «насоса». «Насос» говорит громко, тяжело Ш, Ш, Ш …

«Игрушки» тихонько отвечают: ш, ш, ш … И немного надуваются, постепенно поднимаясь и поднимая кверху руки. Педагог произносит: с – с – с (резко), как будто открывает пробку из игрушек. Дети продолжительно произносят «с», постепенно приседая и «сворачиваясь».

Ход: Дети берут в руки «косу» и произносят: ссс! ссс! ссс. ( Звук отрывистый, короткий. Движения рук размашистые и резкие)

Ход игры: Воспитатель: «Осенние листочки на веточках сидят Осенние листочки детям говорят: Осиновый – а- а – а – а. Рябиновый – и – и — и.

Берёзовый – о – о — о. Дубовый – у – у — у. Вот какой у нас хороший получился осенний хор:

Упражнения на развитие артикуляции:

а) Этот маленький дружок –

Твой веселый язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом, шутя!

Наша сказка – вам подсказка,

Ведь зарядку каждый день

Должен делать непослушный язычок

б) Вот проснулся язычок, выглянул в окошко.

Видит: спинку выгнула

(Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счет 5-7.)

В) Расстелил половичок

На крылечке язычок.

И пошел чинить забор.

(Улыбнуться, приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет от 1 до 5-10.)

«Веселый пятачок» (для губ)

а) на счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;

б) сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;

в) пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.

Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

Чередование «Улыбки», «Трубочки», «Рупора», «Окна»
«Улыбка» — руки в это время разводятся в стороны, пальцы поочередно образуют с большим пальцем колечки.
«Трубочка» — пальцы обеих рук собираются в щепоти и соприкасаются на уровне груди. Выполняется 3-5 раз.
«Рупор» — зубы слегка разомкнуты, губы слегка вытянуты и округлены. Ладони в это время перед грудью сложены корабликом.
«Окно» — рот широко открыт (верхние и нижние зубы видны в «окне»), прямые руки подняты вверх над головой, пальцы с силой разведены.

Упражнения на свободу звучания:

Ход: Детям изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.

«Больной зуб»
Цель: преодолевать твердую атаку гласных.
Ход игры: Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб. Они начинают постанывать на звуке [м]. Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.

«Укачиваем куклу»
Цель : та же, что и в игре «Больной зуб».
Ход игры: Дети стоят, спины прямые; на руках держат кукол, укачивают их, распевая: «а-а-а».

Упражнения на опору дыхания:

Ход: Дети воображают, что попали на большой деревенский двор, они должны позвать и покормить всех его обитателей. Дети коллективно или по одному зовут уток (уть-уть-уть-уть), петушка (петь-петь-петь-петь), цыплят (цып-цып-цып), гусей (тега-тега-тега-тега), голубей (гуль-гуль-гуль), вдруг появилась кошка (кис-кис-кис-кис), она попыталась поймать цыпленка (брысь! брысь!). Курица зовет разбежавшихся цыплят:

«Эхо» (по Н. Пикулевой)

Собирайся, детвора! Ра! Ра!

Начинается игра! Ра! Ра!

Да ладошек не жалей! Лей! Лей!

Бей в ладошки веселей! Лей! Лей!

Сколько времени сейчас? Час! Час!

Сколько будет через час? Час! Час!

И неправда: будет два! Два! Два!

Дремлет ваша голова! Ва! Ва!

Как поет в селе петух? Ух! Ух!

Да не филин, а петух? Ух! Ух!

Вы уверены, что так? Так! Так!

А на самом деле как? Как! Как!

Если кто-то закукарекал, отдает фант, и игра начинается сначала.

Упражнения на расширение диапазона голоса:

Ход игры: каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса.

Пря-мо к солн-цу-я-ле-чу!

«Самолет»
Цель: расширять диапазон голоса.
Ход игры: В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу. Движение руки сопровождается тянущимся звуком [а] или [у]. Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз.

Ход игры: Жужжать, как будто рядом летает муха. Хватательным движением как бы поймать муху и жужжание прекратить. Затем опять «выпустить муху» и начинать жужжать. При этом менять силу голоса и воспроизводить жужжание мухи то громче, то тише, то совсем едва слышно.

Творческие игры со словом

Цель: Тренировать слуховое внимание.

Ход игры : Сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в комнате в течение определенного времени. Вариант: слушать звуки в коридоре или за окном.

Цель: развитие слухового, зрительного внимания.

Ход игры: Ведущий отворачивается спиной к детям. Один из детей громко его зовет. Ведущий должен отгадать.

1. Едет с косой козел.

2. Ехал Пахом на козе верхом.

3. Ткач ткет ткани на платок Тане.

4. Все бобры добры до своих бобрят.

5. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

6. Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

7. Дали Клаше каши с простоквашей.

8. Не любила Мила мыло, мама Милу мылом мыла.

9. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

10. Маша дала Ромаше сыворотку от простокваши.

11. Купила бабуся бусы Марусе.

12. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

13. Шапкой Мишка шишки сшиб.

14. Маленькая болтунья молоко болтала – болтала, не выболтала.

15. Если бы да кабы, во рту выросли бобы, и был бы не рот, а целый огород.

16. Осип охрип, Архип осип.

17. Летели лебеди с лебедятами.

18. Волки рыщут – пищу ищут.

19. Лыжи, ужонок, кружок, утюжок,

Рожица, жук, моржонок, флажок.

20. Виноград, трава, топор,

Шар, крапива, помидор,

Сковородка, ранец, груша,

Крыша, радуга, Каркуша.

21. Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

22. Маша шла, шла, шла

Кошку, матрешку, шишку, мартышку,

Мышку, машинку, пушку, зайчишку,

Шар неваляшку, катушку, лягушку, —

Кто потерял столько игрушек?

«Мяч эмоций»
Цель : Учить четкости дикции, интонационной выразительности речи.
Ход: Дети стоят по кругу. Педагог, находясь в центре круга, бросает ребенку мяч и называет одну из эмоций (грусть, радость…). Ребенок произносит скороговорку с названной интонацией.

«Звериные скороговорки»
Цель: Учить четкости дикции, интонационной выразительности речи.
Ход: Дети надевают маски разных животных («лисички», «медведя», «волка») и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты.
Ткет ткач ткани на платок Тане.
От топота копыт пыль по полю летит.
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Слишком много ножек у сороконожек.
Наш Полкан попал в капкан.
Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.
У четырех черепашек по четыре черепашонка.
Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела.

«Диалогические скороговорки»
Цель: та же, что и в игре «Фантазии о…»
Дети делятся на пары и проговаривают диалогические скороговорки.
— Расскажи мне про покупки.
— Про какие про покупки?
— Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
Или:
Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, не
спишь!»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».

Цель: Учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера, развивать быструю реакцию.

Ход игры: Ведущий (сначала взрослый, потом ребенок) произносит реплику и бросает мяч выбранному партнеру, который должен, поймав мяч, ответить на его вопрос. Выполнив задание, ребенок, в свою очередь, бросает мяч после своей реплики другому партнеру и т.д..

Цель: развивать воображение, фантазию, связную образную речь.
Дети, превращаясь во что- или кого-либо, рассказывают, что вещь чувствует, что ее окружает, волнует, где и как она живет. Например: «Я — утюг», «Я — кошка», «Я — кукла» и т.д.

Цель : Развивать воображение и фантазию, пополнять словарный запас, развивать образное мышление.

Ход игры: Группе детей предлагается вытянуть карточки с изображением разных персонажей какой-нибудь известной сказки. Каждый ребенок должен рассказать сказку от имени своего героя.

Предложенные стихотворения, считалки и скороговорки могут быть дополнены или заменены педагогом по своему усмотрению.

Ход: 1. Краски с … (кисточкой).

Автобус с … (колесами).

Стол со … (скатертью) и т. д..

2. Не бывает сливы без … (косточек).

Не бывает часов без … (стрелок).

Не бывает стула без … (спинки) и т. д..

3. Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь «низко».

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь … («близко»).

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь … («пол»).

Скажу я слово «потерял»,

Ответишь ты … («нашел»).

Скажу теперь я слово «трус»,

Ответишь ты … («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу,

Ответишь ты … («конец»).

Цель: Тренировать четкое произношение согласных на конце слова, учить детей подбирать рифму к словам.

Ут-ут-ут-ут — на лугу цветы цветут,

Ют-ют-ют-ют — птички весело поют,

Ят-ят-ят-ят — злобно комары звенят,

Ит-ит-ит-ит — заяц под кустом сидит.

Ёт-ёт-ёт-ёт — соловей в лесу поет,

Ут-ут-ут-ут — у пенька грибы растут,

Ат-ат-ат-ат — под кустом ежи шуршат,

Ит-ит-ит-ит — дятел на сосне стучит.

Ит-ит-ит-ит — полосатый тигр рычит,

Ёт-ёт-ёт-ёт — медленно змея ползет,

От-от-от-от — пасть разинул бегемот,

Ут-ут-ут-ут — быстро лебеди плывут,

Ят-ят-ят-ят — обезьянки там шалят.

Цель: Развивать слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, упражнять в правильном произношении звука «р», учить говорить то громко, то тихо.

Вот под елочкой зеленой Дети бегают, размахивая

Скачут весело вороны: руками, как крыльями.

«Кар – кар – кар!» (Громко).

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

«Кар – кар – кар!» (Громко)

Только к ночи умолкают Садятся на корточки, руки

И все вместе засыпают: под щеку – засыпают.

«Кар – кар – кар!» (Тихо).

Цель: Развивать речевую активность, быстроту мышления.

Ход игры: Педагог говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мама купила»… («книжки, тетради» — продолжают дети).

Цель: учить детей понимать причинные связи между явлениями, упражнять в правильном подборе слов.

Ход игры: Педагог начинает предложение: «Я надела теплую шубу, чтобы…» и предлагает детям закончить его. Дети говорят: «… чтобы было тепло,… чтобы пойти погулять, … чтобы не замерзнуть». «Мы зажгли свет, потому что…». «Полили рассаду, чтобы…». В следующий раз можно предложить детям самим придумывать незаконченные предложения.

Цель: учить детей подбирать рифмующиеся слова.

Ход игры: Педагог читает стихи, дети заканчивают строчки.

Мы щенка в воде и в мыле

Два часа с мочалкой… (мыли).

Каждый тут в лесу талант –

И певец, и… (музыкант).

Без работы, хоть убей,

Жить не может… (муравей).

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для… (нас).

Кто один имеет рог?

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я… (осьминог).

В реке большая драка:

Поссорились два… (рака).

Слон шагает по дороге

\Вот так хобот! Вот так ноги!

Под слоном прогнулся мост.

У слона огромный… (рост).

Если будешь ты все знать,

То получишь в школе… (пять).

«Узнай по интонации»

Цель: развитие интонационной выразительности речи.

Ход игры: Сначала педагог, а потом дети по очереди изображают больного, сердитого, грустного, удивленного, веселого человека. При этом нужно произносить с определенной интонацией коротенькие слова: «Ай – ай – ай», «Ой – ой – ой», «Ох – ох – ох» и т. д.. Дети отгадывают, кого изображал говорящий.

«Мы большой построим дом»

Эту игру можно использовать как предварительный этап подготовки театрализованной сказки, поскольку в процессе ее дети легко осваивают текст и жесты.

Мы большой построим дом,

Заживем все вместе в нем. — дети собираются в хоровод

Детки собираются, двери закрываются. – дети берутся за руки

Двери открываются, — отпускают руки

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! — дети ударяют кулачком одной руки о кулачок другой

Кто стучится в гости вдруг? — подносят руку к ушку , как бы прислушиваясь

Вот забавные ребята

Эти серые зайчата! — дети руками изображают «уши зайчиков»

Шустро скачут по опушке, — дети прыгают

Из травы видны их ушки.

Мы большой построим дом,

Заживем все вместе в нем. — дети собираются в хоровод

Детки собираются, двери закрываются — дети берутся за руки

Двери открываются, — отпускают руки

Кто стучится в гости вдруг?

Ты рукой меня не трожь! — дети грозят указательным пальчиком

Быстро по лесу хожу! — двигаются маленькими шагами

А устану – посижу! — садятся на корточки

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Кто стучится в гости вдруг?

Может, косолапый мишка?

Я медведь косолапый,

У меня большие лапы. — дети выставляют ладошки перед собой

И малину ищу! — дети «собирают малину»

Дальше можно добавить любые другие четверостишия. Игра заканчивается следующими словами:

Вот какой чудесный дом!

В нем мы весело живем!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коррекционно- развивающего направления работы с детьми связано с поиском новых форм, методов и средств образовательной деятельности. Одним из вариантов подобной работы для нас оказалось участ.

Техника речи -это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил ораторского искусства, связанные с силой, высото.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия р.

Театрализованные упражнения и игры помогают детям сформировать правильное четкое произношение (дыхание, ар­тикуляцию, дикцию, орфоэпию), научить точно и выразитель­но передавать мысли автора (интонаци.

Картотека логопедических тренингов на развитие связной речи у детей с нарушением речи«От прилагательных – к рассказам – описаниям»Включает в себя логопедические тренинги первого уровня сложности, втор.

Картотека загадок по теме » Бытовая техника&quot.

В данном материале вы можете познакомиться с играми, которые помогут развить творческие способности детей старшего дошкольного возраста.

Источник

Читайте также:  dativo acusativo в испанском упражнения
Adblock
detector