Меню

упражнение на фонематический слух звук с

Картотека игр для развития фонематического восприятия и дифференциации звуков «С-Ш».
статья

Картотека игр для развития фонематического восприятия и дифференциации звуков «С-Ш».

Слинкина Л.А., учитель-логопед ГБОУ ТРОЦ «Солнышко».

Скачать:

Вложение Размер
kartoteka_igr_dlya_razvitiya_fonematicheskogo_vospriyatiya_i_differentsiatsii_zvukov_s-sh.doc 28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для развития фонематического восприятия и

дифференциации звуков «С-Ш».

Слинкина Л.А., учитель-логопед ГБОУ ТРОЦ «Солнышко».

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Фонематический слух — это способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем, и иностранным языкам.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Ниже приведены игры и упражнения для развития фонематического восприятия и дифференциации звуков «С-Ш».

1. Вариации игр «Слушай, звуки различай и движения выполняй».

Логопед закрывает губы листом бумаги, чтобы ребенок ориентировался на слух, и предлагает ребенку выполнить следующие задания:

— Послушай ряд звуков. Если услышишь звук «С» — топни правой ногой, а если звук «Ш» — хлопни в ладоши: С-Ш-Ш-С-С-Ш-С-Ш

— Послушай ряд слогов. Если в слоге услышишь звук «С», топни левой ногой, если звук «Ш» -хлопни в ладоши: СА-ША-ША-СА-СО-ШО-ШО-СО-СУ-ШУ

— Скажи наоборот: СА-ША, СО-. АС-АШ, ОС-.

— Послушай слова. Если слышится «С» -сделай хлопок перед грудью, если «Ш» — сделай хлопок за спиной: Сайка-шайка, сок-шок, суд-шут, шутки-сутки, мишка, миска, каска-кашка.

— Полслушай слова. Подними руки вверх и помаши, если в слове встречаются оба звука «С» и «Ш»: Сад, шум, оса, уши, суша, кокос, солнышко, пастушок, кошка, шоссе, миска.

— Найди лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков «С» и «Ш»: машина, усы, кошка, крышка, самолет, самокат, шкаф, сумка.

— Повторить за логопедом пару слов: сила-шило, сапер-шофер, миска-мишка, маска-Машка, касса-каша.

— Заменить звук «С» в словах на звук «Ш», придумать с каждой парой слов предложение: сутки -. споры — . вас — . нас — . крыса — .

— Составить предложение из «разбросанных» слов. Найти в них звуки «С» и «Ш»:

Саша, ехать, машина, на.

Шура, ехать, санки, на.

Шура, собака, видеть, скамейка, под.

2. Игра «Смотри и называй»

Для игры нужно приготовить 2 карточки со стрелочками. Логопед показывает ребенку карточки и напоминает, что при произношении «С» нужно опустить кончик языка вниз, за нижние зубы (карточка со стрелкой вниз), а при произношении звука «Ш» -поднять язык вверх, в виде чашечки (карточка со стрелкой вверх). Карточки нужно показыывать в любой последовательности 10-15 раз.

— Присядь на корточки и произнеси «С», если увидишь стрелку, направленную вниз. Поднимись на носочки и произнеси «Ш», если увидишь карточку со стрелкой, направленной вверх.

3. Игры с мячом «Выбери звук».

Логопед бросает ребенку мяч и произносит слово, не называя последний звук. Ребенок возвращает мяч, заканчивая слово подходящим звуком «С» или «Ш»: ду. (ш), коко. (с), малы. (ш), фин и. (ш), матро. (с), крепы. (ш), реди. (с), коло. (с), выигры. (ш).

4. Игра с мячом «Доскажи словечко».

Логопед бросает ребенку мяч и произносит начало слова, задача ребенка — закончить слово походящим слогом «СА» или «ША»: Са. (ша), колба. (са), копу. (ша), небе. (са), о. (са), Да. (ша), поло. (са), лап. (ша).

— Послушай начало слова и закончи его слогом «СЫ» или «ШИ»: мы. (ши), вопро. (сы), калош. (ши), подно. (сы), коко. (сы).

— Та же вариация с слогами «СО» и «ШО»: коле. (со), хоро. (шо), мя. (со).

5. Игра «Волшебный мешочек».

Логопед кладет в мешочек равное количество кружков разного цвета (например, желтые, фиолетовые). Ребенок вытаскивает кружки из мешка по очереди. Если он достает желтый кружок, оо ему нужно придумать слово, начинающееся на «С», если фиолетового, то с «Ш».

6. Игра «Назови звуки по порядку».

Логопед предлагает ребенку послушать слово и сказать, в каком порядке в слове встречаются звуки «С» и «Ш».

— Послушай и повтори слова, в каждом из которых спрятались «хитрые»звуки — «С» и «Ш». Определи, какой слог мы слышим первым, а какой вторым. На звук «С» ударь кулачком левой руки, а на звук «Ш» -кулачком правой: Саша, сушка, спешка, сынишка, шелест.

— Произнеси слово по слогам, хлопая в ладоши на каждый слог: Са-ша, су-ша, шест, шерсть, ша-лость, спеш-ка, суш-ка.

7. Игра «Улавливай шепот».

Логопед предлагает ребенку присесть и закрыть глаза, а затем шепотом произносит предложение. Задача ребенка — понять и запомнить предложение, открыть глаза, встать и правильно его повторить.

— Присядь, закрой глаза и внимательно слушай предложение. Если ты его запомнил, открой глаза, встань и повтори: Маша ест сушку. Машина едет по шоссе. Лиса видит петушка. Саша нашел шишку. Миша принес шашки. У Антошки большая ложка.

8. Разучивание чистоговорок.

Разучивание и быстрое вопроизведение ребенком чистоговорок:

а) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

б) На дворе — травушка, в сундуке — Савушка.

в) Шесть мышат к миске спешат.

г) Под горой у сосновой опушки

Жили-были четыре страушки,

Все четыре — большие болтушки.

9. Игра «Отыщи слова».

Логопед предлагает ребенку послушать небольшой рассказ и выполнить следующие задания:

— Послушай рассказ. Когда услышишь слова, в которых встречаются оба «хитрых» звука «С» и «Ш», хлопни в ладоши над головой и повтор эти слова.

— Прослушай рассказ еще раз и перескажи его с помощью вопросов (ребенок должен отвечать на вопросы полным ответом).

У Саши есть кошка Лушка. У Лушки есть усы и ушки. Усами шевелит Лушка. Ушками внимательно слушает. У кошки пушистый хвост. Когда Лушка сердится, она шевелит хвостом. Саша дает Лушке сметану и кашу.

2. Что есть у Лушки?

3. Что она делает ушками?

4. Какой хвост у Лушки?

5. Что Лушка делает, когда сердится?

6. Что Саша дает Лушке?

Итак, мы привели примеры нескольких игр на развитие фонематического слуха у детей. Игры связаны с выполнением различных движений, это позволяет не только закреплять навыки различения звуков, но и поддерживать физическую активность ребенка. Сначала дети учатся различать два смешиваемых в произношении звука в ряду звуков, потом в слогах, а затем в словах и словосочетаниях. Эти навыки последовательно закрепляются на материале предложений, чистоговорок и текстов.

1) Агранович З.Е. «В помощь логопедам и родителя. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематичекой стороны речи у страших школьников». — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2018.

2) Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий III периода обучения в старшей логогруппе». — М.: Издательство Гном, 2018.

3) Позднякова Л.А. «Учимся различать звуки, которые дети часто путают». — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2018.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Планирование составлено на два года коррекционного обучения (старшая и подготовительная логопедическая группа).

Тема: Гласные и согласные звуки.

Обучение грамоте на русском языке осуществляется аналитико-синтетическим методом, основы которого были заложены отечественным педагогом К. Д. Ушинским. Известный психолог Д.Б.Эльконин, про.

Картотека дидактических игр, направленных на развитие зрительного восприятия и восприятия формы.

Картотека игр по формированию фонематического восприятияМараховская Ольга Анатольевна учитель-логопед Картотека игр по формированию фонематического восприятия Картотека игр по формированию .

Фонематическое восприятие – это специально выработанные умения дифференцировать фонемы и определять звуковой состав слова. Фонематическое восприятие спонтанно не ф.

Источник

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”м” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.

Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

  1. Игра «Поймай нужный звук хлопком».

Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове — хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .

То же с любыми другими звуками:

Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…

Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…

  1. Игра «Придумать слова на заданный звук».

Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.

Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)

  1. Игра «Определить место звука в слове».

Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . .

Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.

  1. Повторение цепочек слогов.

Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА). Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са,

са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п.

Примеры слоговых цепочек:

Са-за-за, за-за-са, са-за-са, за-са-за

Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша

Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла

Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща

За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа (Аналогично с другими парами звуков)

  1. Отхлопать слоги со звуком«Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.
  1. Назвать слово со звуком «Б»: утка – бант – кит; «П»: банка – палка – белка. Т.е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.

Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком.

Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.

с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с

р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а, н-о-т-ы, ш-а-р-ы

п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т , л-а-с-к-а, п-а-р-к, и-г-р-а и т.п.

  1. Произнести по порядку все звуки в слове. Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м
  1. Игра «Четвертый лишний»

Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна — не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.

  1. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой.

Бросаете мяч ребёнку и задаете ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].

-Откуда ты приехала?

Эта игра — аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист — тарелка — арбуз. Вспомнили?

  1. Игра «Починим испорченный телефон»

Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”.

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Вагон — вакон — фагон — вагом». Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и называет: «Бумага — пумага — тумага — пумака — бумака». Игра очень нравится детям и проходит весело.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

  1. Игра «Будь внимателен» Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет 3-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик — по вашей инструкции).
  1. Игра «Подбери по звучанию» Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды картинок:
    ком бак сук ветка каток горка
    дом рак лук клетка платок корка
    сом мак жук пятка листок норка
    лом лак бук плетка моток марка
  2. Игра «МАГАЗИН»

Игры на выделение звука на фоне слова.

Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].

Покажите ребенку продукты, которые вы купили в магазине, и пусть он перечислит те из них, в названия которых есть звук [Р] или другой звук.

Игра для развития звукового различения

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы (картинки), названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.

Источник

Читайте также:  тренажер housefit на пресс упражнения
Adblock
detector