Меню

упражнение на энергию в группе

ГРУППОВАЯ ЭНЕРГИЯ

Работа с энергетикой группы — это увлекательный и эффективный способ помочь участникам включиться в процесс вдохновляющего тренинга. Нам необходимо иметь достаточное количество собственной энергии, чтобы распоряжаться ею и направлять ее туда, где, как мы чувствуем, она может понадобиться.

Люди лучше обучаются, когда они бодры, и хуже, когда они устали. Задача тренера — помочь им оставаться на оптимальном для них уровне восприимчивости к происходящему. Кроме того, при правильном регулировании энергии мы помогаем и самим себе.

Главное в умении управлять энергией — это способность считывать энергетический уровень группы и умение переключать энергию в нужное русло. Иногда полезно усмирять или успокаивать группу. Но чаще всего бывает необходимо повысить ее энергетический уровень.

Во время лекций, проводимых в традиционном стиле, энергия подавляется, так как студенты слишком много времени проводят без движения. Они ограничены как в свободе движения, так и в свободе дыхания, а количество перерывов, скорее всего, недостаточно. Избыток энергии начинает проявляться в форме ерзанья на стуле или в виде множества рисунков на полях и перешептывания с соседями. Слушатели могут остановить выход энергии и совсем затихнуть, при этом даже сползти вниз с кресла или просто заснуть. Вы можете противодействовать такому эффекту даже в том случае, если у вас много лекционного материала: для этого следует устраивать частые перерывы и обеспечить доступ в помещение свежего воздуха.

Что еще может сделать тренер? Как мы можем использовать наши знания о групповой энергии для улучшения качества нашего курса, если мы не хотим разбивать процесс обучения перерывом?

Упражнения для повышения уровня энергии

Если мы чувствуем, что энергетический уровень группы снизился — об этом свидетельствует тот факт, что люди начинают зевать и менять позы, — нам следует что-то предпринять.

Некоторые группы удивляются, когда я предлагаю им выполнить двигательное упражнение. Они настолько не привыкли к подобному, что считают достаточным свое интеллектуальное присутствие в помещении, т. е. только их разум задействован в процессе обучения, но никак не их тело. Я объясняю, что, несмотря на очевидные параллели с физзарядкой в школе, от участников практически ничего не потребуется, к тому же существует правило «стоп» и они могут отказаться от участия в упражнении, но если они согласятся, они могут вынести из него много полезного для себя.

Следующие двигательные упражнения могут быть использованы в качестве «ледоколов» в начале семинара или как способы повышения уровня энергии группы на любом этапе тренинга.

Земля, воздух, огонь, вода

Это короткое разогревающее упражнение, помогающее настроить участников на дальнейшее обучение.

УПРАЖНЕНИЕ «СТИХИЙНАЯ» РАЗМИНКА

Объясните группе, что вам необходимо хорошо подготовиться к предстоящему семинару и что эффективнее всего это можно сделать при помощи методики, восходящей к Средневековой международной конференции, имевшей место около 1142 года. (Такой подход особенно приветствуется служащими компаний, связанных с медициной или с высокими технологиями.)

Начните с «Воздуха», выражающегося в форме глубокого дыхания. Все встают и делают глубокие вдохи и выдохи, позволяя кислороду проникнуть в тело и повысить уровень энергии. Попросите участников представить, что все их тело —это большие легкие, по которым проходит воздух — от кончиков пальцев до макушки.

Возможно, участникам поможет, если вы будете называть части тела по ходу воображаемого «воздушного пути»: «Вы вдыхаете грудью, плечами, пропускаете воздух через предплечья, локти и выдыхаете через руки прямо в пальцы, через лицо и голову, через ваш живот, таз, бедра и колени, через ноги, лодыжки, ступни, прямо в кончики пальцев». Это сделает упражнение более осязаемым (и менее теоретическим).

Вы также можете предложить участникам позевать: сначала просто изобразить два глубоких зевка и потянуться, полностью вытянув руки вверх, а затем уже по-настоящему позевать. Зевок — это наилучший способ быстрой компенсации нехватки кислорода. Когда вы читаете сложный курс, который может временами быть немного утомительным, объявите, что будете весьма признательны за «сигнальные» зевки. Намеренные зевки особенно хорошо помогают в начале семинара, который начинается рано утром.

«Земля» — это установление контакта с поверхностью пола. Здесь мы можем говорить об ощущении «заземления». Эта часть упражнения возвращает нас к исходному смыслу этой метафоры и делает ее значение буквальным.

Попросите участников начать с ударов ногами по полу, топанья и прыжков. Затем попросите всех потереть ступнями по полу (желательно без обуви, если нет вероятности получить занозы), вытянуть ступни и ощутить соприкосновение с полом всеми сторонами треугольника (внешняя и внутренняя стороны ступни, начиная от пятки, и линия пальцев). Задача — постараться лучше ощутить наши ноги и нашу связь с полом, что приведет к ощущению большей стабильности и устойчивости всего нашего тела.

Упражнение «Земля» полезно всем, кто нервничает перед презентацией, особенно если их нервозность выражается в подергивании всего тела, дрожи или чем-то подобном. Такие люди сразу чувствуют, что успокоились и стали более уверенными. Они отмечают мгновенное изменение в манере подачи информации, а аудитория начинает воспринимать их как более спокойных и убедительных ораторов.

При выполнении упражнения «Огонь» мы двигаемся: резко, покачиваясь из стороны в сторону и размахивая руками, как если бы танцевали какой-то безудержный дикий танец. Вы можете сказать участникам: «Мы на дискотеке» (или где-то еще в зависимости от возраста группы). Попросите каждого фиксировать изменение энергии в разных частях тела; пусть участники предста

вят, что они сотканы из огня (что они и есть огонь) и являются его таинственной яркой сущностью.

Это упражнение может фантастическим образом повысить уровень энергии тихих и спокойных участников, которые в принципе с неохотой выходят из своего привычного, удобного состояния, удовлетворяясь лишь несколькими вспышками энергии, до тех пор пока общая групповая волна не захлестнет и не унесет их с собой.

Так же как воздушная легкость контрастирует с земной основательностью, так мерцание огня контрастирует с плавностью потока воды.

УПРАЖНЕНИЕ

Попросите участников двигаться с изяществом и элегантностью, плавно перемещаться, двигать руками, запястьями и локтями, затем устремляться в другую часть комнаты, как если бы участники и все вокруг них было водой. Это напоминает Цзин или «Юритми», которому обучают в школах Рудольфа Штайнера.

Читайте также:  белый пояс по дзюдо упражнения

Упражнение заканчивается восстановлением гармонии. Мы достигаем чувства равновесия, вспоминая каждый элемент и сочетая их в себе.

УПРАЖНЕНИЕ

Спросите у участников, как они ощущают все стихии в своем теле, какая из них доминирует, а какая менее всего выражена. Сделайте акцент на том, что они могут сознательно сбалансировать эти элементы. Мы можем преобразовывать наше внутреннее содержание в ту комбинацию элементов, которая нам необходима. Для составления нужной комбинации непосредственно в данный момент попросите участников снова мысленно повторить все четыре части упражнения, чтобы соприкоснуться с каждым из элементов. Такой обзор нужен еще и для того, чтобы зафиксировать новый опыт в памяти.

Разным участникам могут быть полезны различные элементы, так как это зависит от их сильных и слабых сторон на настоящий момент. Расскажите им древнегреческий миф о Геракле, который сражался с Антеем, постоянно сбивая его с ног, но каждый раз проигрывая сра

жение. Наконец он понял, что Антей — сын Геи и каждый раз, прикасаясь к ней (т. е. к земле), он получает силу. Тогда Геракл поднял Антея в воздух и держал до тех пор, пока тот не был побежден.

Выходите из помещения

Один из самых эффективных способов повышения уровня энергии — отправиться вместе с группой на свежий воздух. Если вам повезло с погодой, то сессия особенно запомнится участникам, а энергия группы повысится за счет свежего воздуха. На уровень энергии также оказывает влияние окружающая обстановка. Одна из причин, по которой мы ищем зрительных впечатлений и наслаждаемся видом бескрайнего моря, — это та энергия, которую мы получаем, находясь под впечатлением этого зрелища. На несколько мгновений мы можем ощутить себя хозяевами положения, что особенно приятно, так как это чувство представляет собой прямую противоположность состоянию беспомощности, возникающему у группы, работающей в ситуации повышенного стресса или постоянных изменений.

Очень полезно выходить на свежий воздух для работы в парах, особенно если комната недостаточно хорошо освещена или в ней не очень хорошая акустика. Наши легкие, глаза, уши очень хорошо реагируют на подобные изменения, что оказывает положительное влияние на наше душевное состояние и, следовательно, на процесс обучения.

Добейтесь состояния равновесия

Мы можем почувствовать равновесие и как непосредственное физическое ощущение. Когда речь заходит о самоосознании или самообладании (уравновешенности), например на занятиях, посвященных навыкам самопрезентации или способности идти на риск, вы всегда можете предложить участникам нижеследующее упражнение, которое подготовит их к соответствующему семинару.

УПРАЖНЕНИЕ

Попросите всех встать на одну ногу и вытянуться до предела, стараясь сохранять равновесие. Задание заключается в том, чтобы продолжать тянуться вверх и одновременно медленно и осторожно поворачиваться, чтобы найти такую позицию, в которой равновесие теряется» и вы либо начинаете падать, либо помогаете себе рукой или другой ногой. Затем попробуйте повторить

упражнение, стоя на другой ноге. Обратите внимание на то, какая из ваших ног более устойчива.

Обычно люди много смеются, выполняя это упражнение, особенно когда они пытаются вытянуться и принять непривычную для них позу. Попросите их отметить для себя, насколько сильно они растягиваются, чтобы использовать эти ощущения для сравнения при следующем выполнении этого упражнения.

Следующее задание требует большей точности исполнения. Попросите участников обнять свое колено обеими руками и приподнять его немного выше, но так, чтобы сохранились комфортные ощущения. Затем попросите их опустить руки, оставив колено в том же самом положении, а затем вытянуть руки в стороны. Смысл заключается в достижении и возможном удержании равновесия в этом положении. Некоторые люди начинают шататься, поскольку поза может оказаться довольно сложной. Повторите это упражнение, стоя на другой ноге.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

4.7. Игровые разминки и упражнения-энергизаторы

4.7. Игровые разминки и упражнения-энергизаторы

Игры и упражнения-энергизаторы (далее – энергизаторы) используются после перерывов, иногда в рамках знакомства в начале тренинга, а также в ситуациях, когда необходимо встряхнуть группу, добавить динамики и снять напряжение.

Энергизаторы позволяют тренеру решить ряд задач, помогая:

• быстрее и легче пройти начальные стадии формирования группы, когда происходит знакомство, установление контактов между участниками и ориентировка;

• вовлечь участников в действие, повысить общую активность;

• снять напряженность и усталость;

• переключиться с одной темы или ситуации на другую;

• создать «мостик» для перехода к проработке новой темы на тренинге;

• создать атмосферу открытости и сотрудничества;

• сформировать малые группы для последующей работы на тренинге.

Есть очень много различных игр и игровых упражнений для группы, которые можно использовать в качестве энергизаторов. Выбирая из них те, которые вы включите в свой «багаж» бизнес-тренера, руководствуйтесь следующими основными критериями:

• энергизатор должен нравиться, быть комфортным для самого тренера. Не стоит проводить игры, в эффективности которых вы сами не уверены;

• игра-энергизатор должна быть динамичной, соответствовать своей основной функции – «разогреву» участников. Динамичность может быть задана через двигательную или умственную активность участников. Игры, основанные на соревновании, следует использовать осторожно, чтобы не навредить групповой динамике;

• энергизатор должен быть интересен участникам и приносить им удовлетворение. Поэтому следует иметь в своем арсенале игры разного типа, чтобы была возможность подобрать подходящую для каждой группы;

• энергизатор должен быть позитивным, не подразумевать возможности совершения участниками неуспешных действий или попадания в обидные, ущемляющие интересы ситуации;

• энергизатор должен вовлекать всех участников. Следует полностью исключить игры, в которых возможно выбывание участников;

• энергизатор должен быть коротким, обычно продолжительностью 3–5 минут и точно не более 10 минут;

• игра-энергизатор должна быть доступной для всех участников. Встречаются группы, где некоторые участники имеют физические или эмоциональные ограничения (например, не любят игры, в которых необходимо находиться близко или прикасаться друг к другу). Арсенал тренера должен позволить выбрать энергизатор, не ущемляющий ни одного из участников;

Читайте также:  быстро похудеть упражнения для мальчика

• энергизаторы должны быть легкими для объяснения, понимания и участия;

• по возможности энергизаторы должны быть связанными с содержанием тренинга, чтобы использовать их для перехода к следующей теме.

Проводя энергизатор, тренер сам должен быть энергичным и стараться, чтобы игра шла динамично.

Тренер может столкнуться с ситуацией, когда группа или некоторые участники не хотят по тем или иным причинам участвовать в энергизаторах. В этом случае важно не навязывать необходимость игры. В зависимости от причин тренер может либо использовать другой тип энергизаторов, либо решать задачи формирования групповой динамики и энергизации участников другими инструментами. Например, изменить методы проведения тренинга так, чтобы после перерыва использовать не мини-лекцию и даже не обсуждение, а более активный метод, например ролевую игру.

• «Самурай, принцесса и дракон». Участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Тренер объясняет, что это две команды, игра идет до трех побед одной из команд или максимум пяти раундов (если много «ничьих»). Тренер рассказывает, что, как и любая японская игра, эта игра театрализована и в ней есть три фигуры («самурай», «принцесса», «дракон»), которые надо запомнить. Он показывает участникам, как изображаются фигуры, и просит повторить (для изображения фигур могут быть использованы различные позы и жесты). Он поясняет, что игра проходит в несколько раундов, перед каждым из них участники команд будут совещаться между собой и выбирать одну из фигур («самурай», «принцесса» или «дракон») для показа. Затем участники встанут в две шеренги и одновременно, по команде тренера, покажут ту фигуру, которую планировали. Если в одной из групп участники покажут разные фигуры – значит, команда проиграла в данном раунде, поскольку не смогла договориться. Иначе выигрывает та команда, которая показала более сильную фигуру. Все фигуры находятся в определенных отношениях друг к другу: «самурай» побеждает «дракона», «дракон» – «принцессу», а «принцесса» – «самурая».

• «Встаньте те, кто…». Участники сидят в кругу на стульях. Ведущий без стула (то есть одного стула не хватает). Первый ведущий – тренер. Он говорит: «Встаньте те, кто…» и называет тот или иной признак. Например: «Встаньте те, кто в джинсах»; «Встаньте те, у кого хорошее настроение»; «Встаньте те, кто считает, что овладел техникой парафраза». Участники, которые считают, что названный признак к ним относится, встают со своих стульев и меняются местами. Ведущий стремится сесть на один из освободившихся стульев. В любом случае, поскольку стульев на один меньше, чем участников, кто-то остается «лишним». Он и будет следующим ведущим.

• «Фруктовый салат». Упражнение, аналогичное предыдущему. Разница состоит в том, что участники изначально рассчитываются (делятся) на «яблоки», «бананы», «апельсины». Ведущий может назвать один из фруктов, например «яблоки» (тогда «яблоки» меняются местами), или сказать «фруктовый салат» – тогда все участники меняются местами. Как и в предыдущей игре, одного стула не хватает и тот, кто не успел сесть, становится следующим ведущим.

• «Хвост дракона». Участники встают друг за другом, держа впереди стоящего за талию. Первый участник – «голова дракона», последний – «хвост». «Голова» пытается поймать «хвост», первая половина участников помогает «голове», вторая – «хвосту». Цепочка не размыкается, в процессе игры все участники продолжают держать впереди стоящего за талию.

• «Люди-домики». Все участники разбиваются на тройки. Каждая тройка образует определенную фигуру: двое стоят друг напротив друга и держатся за руки, третий стоит между их сцепленных рук. Держащиеся за руки – «домики», стоящие в «домиках» – «люди». Ведущий (он меняется или весь энергизатор ведет тренер) может сказать одно из трех слов: «люди» – тогда «люди» меняются местами; «домики» – тогда «домики», не размыкая рук, должны «поймать» другого человека, «люди» при этом остаются на своих местах; «землетрясение» – тогда все тройки участников рассыпаются и собираются в новые тройки.

• «Броуновское движение». Участники представляются атомами, хаотично перемещаются в определенном пространстве, а затем по команде тренера образуют молекулы-группы из стольких атомов-человек, сколько назвал тренер. Энергизатор позволяет разделить участников на малые группы для дальнейшего тренинга.

• «Дотронься до…». Ведущий называет признак (например, «дотронься до белого… золотого… приятного…»). Все участники должны быстро найти и дотронуться до того, что обладает данным признаком. Правила – дотрагиваться надо только на людях, а не на себе. Последний, кто дотронулся, становится ведущим.

• «Плечом к плечу». Ведущий (начинает тренер, затем ведущий может меняться) называет часть тела (например, «ладонь к ладони», «плечо к плечу», «ухо к уху»). Участники должны найти пару и в паре соприкоснуться соответствующими частями тела.

• «Ловим палец». Участники встают в круг, ставят палец правой руки на ладонь левой руки соседа справа. Таким образом, палец правой руки каждого участника стоит на ладони соседа справа, а палец соседа слева – на его ладони. По команде ведущего «раз-два-три» надо одновременно поймать чужой палец и не дать поймать свой.

• «Разминка». Участники встают в круг. Тренер просит каждого загадать кого-нибудь из группы. Затем он дает команду всем участникам одновременно обежать три раза вокруг того, кого они загадали.

• «Электрическая цепь». Участники образуют две команды и встают в шеренгу друг напротив друга («стенка на стенку»). Все члены каждой из команд держатся за руки, образуя «электрическую цепь». На равном расстоянии от крайних участников ставится маркер или другой предмет, который легко схватить рукой. Все участники, кроме первых в цепочке и крайних, закрывают глаза. Крайние в цепочке смотрят друг другу в глаза. В это время тренер-ведущий подбрасывает монету, ловит ее и показывает одновременно первым участникам. Их задача: если выпадает «орел» – запустить сигнал по цепи своей команды, пожав руку соседу; если «решка» – ничего не делать. Задача остальных участников – получив сигнал, максимально быстро передать его дальше по цепочке, пожав руку своему соседу. Если сигнал доходит до крайних игроков в каждой из команд, они должны схватить маркер. Выигрывает команда, которая первая схватит маркер. В случае запуска ложного сигнала (когда выпала «решка») команда, допустившая это, проигрывает. Игра включает несколько раундов.

Читайте также:  понятие об объеме упражнений

• «Льдинка». Тренер расстилает на полу лист флипчарта и просит участников группы встать на него так, чтобы все уместились. Затем он раунд за раундом постепенно складывает лист, уменьшая площадь, на которой должна уместиться вся тренинговая группа.

• «Сколько ног?» Тренер последовательно дает группе задания придумать и продемонстрировать такую комбинацию, чтобы на полу осталось все меньше ног участников. Обычно первое задание тренера начинается с количества ног n/2, где n – число участников в тренинговой группе. Далее убавляется по несколько ног до тех пор, пока группа увлеченно играет. Существуют варианты, когда на группу в 15–20 человек на полу остается всего две ноги.

• «Распутай клубок». Участники группы встают в круг, все вытягивают обе руки вперед, закрывают глаза, идут к центру круга. Сближаясь друг с другом, каждый находит чью-то руку. После того как все участники «переплелись», схватив чьи-то руки, они открывают глаза и должны не размыкая рук распутаться.

• «Хвост ослика Иа». Участники в парах (тройках) держатся, обнимая друг друга за талию, у одного из них прикреплен «хвостик» из бумаги или веревки. Задача каждой из мини-команд – сорвать «хвостик» другой команды. Если он сорван, команда прикрепляет себе новый и продолжает игру. Побеждает команда, собравшая больше всего «хвостиков».

В качестве энергизаторов могут выступать логические и интеллектуальные задачи, а также упражнения на координацию.

• Участники встают в круг или сидят в кругу. Все по очереди последовательно называют числа начиная с единицы. Участник, на чью очередь приходится задача назвать число, содержащее цифру или число, делящееся на три, должен молча хлопнуть в ладоши. Если кто-то ошибся – счет начинается сначала.

• Задача – соединить все точки четырьмя прямыми линиями, не отрывая руки:

• Задача «Узники». Четырех узников закопали по шею в землю (см. рисунок ниже). У каждого из них на голове колпак, причем у двух черного цвета, у двух других – белого. И узники знают об этом. Каждый из них не может смотреть по сторонам: первый и второй видят только стену, третий – второго, четвертый – третьего и второго. Узникам поставили условие: каждый из них может назвать цвет своего колпака. Если он угадает – всех отпустят, если нет – всем отрубят голову. Какой узник смог уверенно назвать цвет своего колпака и спасти остальных?[14]

• Упражнение на координацию «Грека». Участники встают в круг, и тренер просит их произнести вслух хором известную скороговорку: «Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап». Далее тренер просит еще раз повторить скороговорку, но слово «грека» заменяется определенным движением или жестом. В следующий раз участники повторяют скороговорку, и уже два слова заменяются разными движениями – «грека» и «рука». В третий раз движениями заменяются три слова – «грека», «река», «рука». Тренер участвует в упражнении, демонстрируя движения и помогая группе.

Примеры упражнений-энергизаторов, которые могут быть связаны с содержанием тренинга.

• «Армрестлинг» – энергизатор для тренинга по разрешению конфликтов. Участники делятся на пары, участники в паре встают боком друг к другу и берут одной рукой руку другого. Инструкция звучит следующим образом: «Задача каждого участника – выиграть, набрав как можно больше очков. Очки олицетворяют нечто очень важное для каждого, поэтому чем их больше, тем лучше». Сама игра длится 10 секунд. В течение этого времени, если одному из игроков удается притянуть руку другого к себе, он получает одно очко. После игры тренер может обсуждать стратегию поведения в конфликте: почему одни выбрали борьбу, другие уступили, а третьи договорились и, реализуя стратегию сотрудничества, стали быстро перемещать руки друг к другу, набирая очки.

• «Паровозы» – энергизатор для тренинга по менеджменту. Участники по трое встают «паровозиком», держа впереди стоящего за талию. Все закрывают глаза, кроме последних в шеренге. Далее «паровозики», следуя командам тренера, начинают перемещаться по помещению. Команды в каждом из «паровозиков» отдаются последним, «зрячим» участником посредством сигнализации среднему руками на талии, который также руками на талии первого участника передает ему сигналы, куда двигаться. Через некоторое время участники меняются местами. Желательно, чтобы каждый побыл в трех ролях – «зрячего», первого и среднего. Участники могут рассказать, в какой роли им было легче и почему, обсудить, как себя чувствуют сотрудники, находящиеся «на передовой», не до конца понимающие задачи и уверенные в правильности распоряжений вышестоящего руководства, подчеркнуть важность доверия к руководству.

• «Прыжки» – энергизатор на командное взаимодействие и учет интересов других членов команды. Участники встают в две шеренги, тренер разворачивает некоторых людей в каждой из групп в разные стороны. По хлопку тренера каждый из участников обязательно делает поворот на 90 градусов влево или вправо либо поворот на 180 градусов, на месте оставаться нельзя. Задача обеим шеренгам – встать лицом друг к другу. Выигрывает та из команд, которая первая выстроится в шеренгу лицом к другой. Игровая интрига состоит в том, что тренер разворачивает только часть участников, остальные на момент начала игры остаются стоять в шеренге «как надо», лицом к другой команде. Если участники думают только о себе, воспринимая задачу индивидуально, то они стараются сразу повернуться лицом внутрь шеренги, как требуется, а другие вынуждены отворачиваться. Игра продолжается до тех пор, пока участники не осознают необходимость думать не только о том, как каждый из них может выполнить задачу, но и о том, как всем вместе ее решить.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Adblock
detector