Меню

упражнение на чувства других людей

Тренинг «Учимся понимать друг друга»
план-конспект на тему

Тренинг «Учимся понимать друг друга»

Скачать:

Вложение Размер
trening_uchimsya_ponimat_drug_druga.docx 76.71 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Берегиня»

«Учимся понимать друг друга»

Цель тренинга: Развитие способности к пониманию, сопереживанию и сочувствию.

Занятие 1. Учимся сочувствию

Задача: Развитие способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию

Задачи: Знакомство с понятием эмпатии; развитие у участников навыков эмпатии; осознание необходимости эмпатийного отношения к другим.

Занятие 3. Сотрудничество.

Задачи: Осознание необходимости развивать навыки группового взаимодействия; развитие умения уважать достоинства других; развитие коммуникативных навыков.

Задачи: Развитие у школьников социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать другого человека.

Занятие 1. Учимся сочувствию

Упражнение «Быть внимательным»

Процедура проведения. Участники становятся в круг как можно плотнее друг к другу. Один из участников выходит в центр круга. Он пытается максимально расслабиться, а остальные игроки, вытянув руки перед собой, покачивают участника, находящегося в центре, из стороны в сторону, поддерживая его и не давая упасть. В центре круга могут побывать все желающие. Затем начинается обсуждение.

Вопрос к обсуждению:

— Кто действительно сумел расслабиться, снять зажимы, довериться людям в кругу?

Участникам необходимо оценить степень своего доверия по 5-балльной системе, подняв руку с соответствующим числом пальцев. Участников с низкой степенью доверия можно спросить, почему они не сумели расслабиться, что им мешало.

Упражнение «Точный пересказ»

Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает кратко рассказать о ситуации, когда с ним поступили несправедливо. Сосед, сидящий слева, должен пересказать эту историю наиболее точно, а также попытаться понять и передать чувства рассказчика. Автор истории должен в свою очередь оценить точность пересказа. Упражнение можно проводить по кругу.

Упражнение «Глаза в глаза»

Процедура проведения. Участник разбиваются на пары. В течение трех минут смотрят друг другу в глаза, не используя слов, пытаясь понять мысли и чувства партнера, как бы общаясь глазами. Затем участник делятся своими ощущениями с группой.

Вопросы для обсуждения:

– Удалось ли понять друг друга без слов?

– Какие чувства испытывают люди при длительном контакте глазами?

– Возникают ли ощущение понимания, доверия, духовной близости?

Упражнение «Как вы выражаете свои чувства»

Процедура проведения. Участники делятся на группы по три человека. Каждому участнику дается карточка с записанными на ней ситуациями. Участникам предлагается описать на бланке, как бы они выразили свои чувства, возникающие в ответ на эту ситуацию. Каждое чувство должно быть выражено двумя способами: с помощью слов и с помощью действия. Участники заполняют карточки и обсуждают свои ответы в микро группах. Вариант: можно не делиться на «тройки» и после заполнения карточек устроить общее обсуждение.

Ситуации для исследования выражения чувств:

1. Если вам становится скучно во время дискуссии, как вы обычно выражаете свои чувства?

2. Когда вас раздражает человек, с которым вы хотели бы иметь лучшие отношения, как вы обычно выражаете свои чувства?

3. Когда другой человек говорит или делает что-то, что очень обижает вас, как вы обычно выражаете свои чувства?

4. Знакомый просит вас сделать что-то. Вы боитесь, что не сможете сделать хорошо. Вы также хотите скрыть, что чувствуете себя неспособным выполнить дело. Как вы выразите свои чувства?

5. Ваш близкий друг надолго уезжает из города. Вы чувствуете, что остаетесь в одиночестве. Как вы в подобной ситуации выразите свои чувства?

Вопросы для обсуждения:

– Что вы узнали о способах, с помощью которых вы обычно выражаете свои чувства?

– Каким образом было бы полезно изменить ваши негативные способы выражения чувств?

— Запишите на доске (групповое обсуждение) как можно больше правил конструктивного выражения чувств.

1. Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживания?

2. Какие группы людей особенно нуждаются в сочувствии, поддержке и понимании?

Упражнение «Построиться по росту»

Процедура проведения. Участникам группы предлагается закрыть глаза и построиться по росту (другой вариант встать в круг). Группа может сделать несколько попыток.

Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенными умениями и качествами. Например: «Встаньте все те, кто умеет вышивать (кататься на горных лыжах, смотреть сериалы и др.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.

Упражнение «Школа эмпатии»

Процедура проведения. Ведущий говорит группе примерно следующее: «Давайте представим себе, что в некой Академии неопознанного есть лаборатория паранормальных возможностей человека. Эта лаборатория занимается изучением таких таинственных феноменов, как гипноз, предвидение будущего и другие. Недавно в этой лаборатории появилось новое направление исследований – эмпатия. Эмпатия – это постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживание другого человека. Это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так как, если бы они были вашими собственными. Этим даром обладают немногие люди – эмпаты. В жизни рядом с эмпатами человек чувствует себя услышанным, понятым, принятым. Поговорив с эмпатом, ты испытываешь облегчение. Принимая чужие радости и страдания как свои собственные, они всегда находят нужные слова, чтобы поддержать другого. Поскольку эмпаты очень тонко чувствуют внутренний мир другого человека, они часто могут предугадывать поведение людей. Один из первооткрывателей эмпатии, кстати, сам великий эмпат и психолог Карл Роджерс, писал: «Эмпатия означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения». Одним словом, эмпатия — весьма ценный дар.

Вскоре в лаборатории было сделано грандиозное открытие: оказалось, что эмпатия не является врожденным даром, любой человек при желании может развить у себя эту способность. Перед учеными встала задача – как можно человека научить эмпатии? Решая эту задачу, они решили создать школу эмпатии.

Ведущий предлагает участникам посетить несколько уроков в первой школе эмпатии.

Урок 1«Телесная поддержка»

Процедура проведения. Участникам предлагается разбиться на пары, стать спиной друг к другу и опереться на партнера плечами, поддерживая друг друга. Время проведения упражнения 5 – 10 мин.

Рефлексия проводиться в парах

– Было ли эмоционально комфортно?

– Было ли взаимодействие «на равных»? Если – нет, что мешало?

Урок 2 «Как настроиться друг на друга».

Процедура проведения. Участники, разбившись по парам, садятся напротив друг друга. Закрыв глаза, протягивают руки друг другу. По сигналу ведущего выполняют ряд действий:

1. Познакомьтесь друг с другом.

2. Боритесь друг с другом.

На каждое действие по 3 минуты.

— Что было трудно делать?

— Какое упражнение показалось длинным, а какое коротким?

— Что вы чувствовали в каждой позиции?

— Кто был ведущим, а кто ведомым?

Урок 3 «Как быть внимательным к другому».

Ведущий говорит, что одним из важнейших аспектов эмпатии является чувствительность к изменяющимся переживаниям другого человека. Эмпатичный человек может сделать некоторое предположение о том, что чувствует другой человек, до того, как он сам рассказывает об этом, основываясь на его позе, выражении лица и других невербальных признаках.

Для проведения упражнения участники садятся в круг. Им предлагается прислушаться к своему состоянию и сесть так, чтобы их поза и выражение лица соответствовали этому состоянию. Ведущий просит участников не слишком утрировать позы, чтобы выполнение упражнения не показалось легким. Один из участников начинает упражнение первым. Он должен внимательно посмотреть на своего соседа справа и, основываясь на своих наблюдениях, сделать предположение относительно состояния и чувств, испытываемых соседом в данный момент. Затем упражнение продолжает следующий участник (тот, о состоянии которого говорил первый участник) и так далее. После этого участники по кругу дают обратную связь относительно своего состояния, поясняя, что было сказано, а что нет. Обычно участники бывают воодушевлены тем, что в большинстве случаев им удается сделать правильные предположения о состоянии другого. После этого участники обсуждают полученный опыт.

Вопросы для обсуждения:

— Легко ли было догадаться о переживаниях другого человека?

— Насколько точно было угадано ваше собственное состояние?

— Что именно в позе и выражении лица другого позволило вам сделать предположение о его чувствах? На какие признаки вы ориентировались в наибольшей степени?

Урок 4 «Как поставить себя на место другого»

Ведущий говорит участникам, что очень важно уметь поставить себя на место другого, прикоснуться к его чувствам и безоценочно принять их, и предлагается разбиться на пары и разместиться по комнате так, чтобы пары могли разговаривать не мешая друг другу. В парах один из участников первым рассказывает о каком-либо случае из своей жизни, когда он испытывал какие-то интенсивные чувства. Причем эти чувства нельзя называть. Второй участник, выступающий в роли слушателя, должен внимательно выслушать собеседника, высказать свои предположения относительно его переживаний.

Рассказчик выражает свое согласие или несогласие с предложениями, при желании дает уточнения или пояснения. Слушатель имеет возможность уточнять свое предположение, после чего вновь должен получить обратную связь от рассказчика, и так до тех пор, пока чувство не будет названо точно. Затем участники меняются ролями.

Вопросы для обсуждения:

1. Что помогло вам лучше понять рассказчика и его переживания?

2. Как вам кажется, насколько важно сообщать собеседнику ваши впечатления о его чувствах?

Урок 5 «Как правильно слушать другого»

Ведущий говорит группе о том, что при общении люди могут слушать друг друга и слышать друг друга. Между этими похожими фразами есть существенное различие. Ведущий спрашивает у участников, было ли с ними так, что кто-то слушал их и при этом не слышал. Участники рассказывают о таких ситуациях и о чувствах, которые они испытывали при этом. Группа делает вывод о том, что для эффективного общения необходимо, чтобы собеседники внимательно слушали и слышали друг друга, в точности понимая смысл сказанного.

Процедура выполнения. Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает каждому по очереди рассказать о ситуации, когда с ними поступили несправедливо. Сосед, сидящий слева, должен пересказать эту историю как можно точнее, а также попытаться понять и передать чувства рассказчика, начав свою речь со слов «Я понял, что…» Автор истории, в свою очередь, оценивает точность пересказа. Затем группа переходи к обсуждению.

Вопросы для обсуждения:

– Часто ли с вами бывает так, что когда вы слушаете кого-то, понимаете смысл сказанного неточно или неверно?

– Каких правил надо придерживаться, чтобы достичь большего взаимопонимания в общении?

– Как еще можно сделать так, чтобы собеседники более точно понимали друг друга?

Упражнение «Ассоциация в подарок»

Участники говорят, какие ассоциации, символы возникают у них с тем или иным участником группы таким образом, чтобы эти ассоциации осталась в памяти как подарок.

— Какие люди или социальные группы в наибольшей степени нуждаются в эмпатийном отношении, сопереживании?

— Как вы думаете, нужна ли школа эмпатии в современном мире?

Занятие 3. Сотрудничество

Упражнение «Найди себе пару»

Процедура выполнения. Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает опустить голову вниз. На счет «один» нужно поднять голову и взглядом найти себе пару, а на счет «три» одновременно показать руками друг на друга.

Процедура выполнения. Ведущий предлагает разбиться на пары участникам и выполнить следующие задания:

Вариант 1 . В течение 4 минут молча смотреть друг на друга.

Вариант 2. В течение 4 минут рассказать своему собеседнику, кого вы видите перед собой. Рассказ надо начинать словами «Я вижу перед собой…», говорить только о внешнем облике, не включая в рассказ оценочных понятий, а также слов, которые содержат информацию о личностных особенностях, например, «добрый взгляд». Потом поменяться ролями.

Вариант 3. В течение 5 минут рассказать своему собеседнику, каким он был, когда ему было 5 лет. Можно говорить не только о внешнем облике, но и об особенностях поведения, характера. Слушателю необходимо отметить, что в рассказе было наиболее точно, а что не совсем так. После этого пары меняются ролями.

Вариант 4. Ответить на вопрос: «Какой человек мой собеседник?»

В заключение ведущий предлагает в течение 1 минуты представить своего партнера группе.

Вопросы для обсуждения:

— Что вы чувствовали, когда слушали рассказ о себе?

— Выполнение какого задания вызвало наибольшие трудности?

— Какие впечатления возникли у вас в ходе выполнения упражнения?

Упражнение. «Ответы за другого»

Процедура выполнения. Ведущий обращается к участникам: «Проверим себя – насколько хорошо мы можем проникнуть в глубины души человека и понять его вкусы и пристрастия. Способны ли вы на основе той информации, которая уже у вас есть о человеке, предугадать, как он ответит на вопросы». Участникам предлагается разделить лист бумаги вертикально на три части. В верхней части среднего вертикального столбика запишите свое имя. Вверху левой части листа – имя человека, сидящего слева от вас, но не ближайшего, а через одного. Вверху правой – имя человека, сидящего справа. Таким образом, у каждого участника есть два человека, глазами которых он будет смотреть на мир. Участникам даются карточки с вопросами на листе бумаге нужно записать ответы, которые, по их мнению, дадут участники. В средней части ответить за себя и записать.

1. Ваш любимый цвет

2. Ваше любимое мужское имя

3. Самая неприятная для вас человеческая черта?

4. Самое ценное качество?

5. Какого жанра книги вы предпочитаете?

6. С симпатией ли вы относитесь к домашним животным? Если да, то кого предпочитаете: собак, кошек, птиц, рыбок?

7. Смотрите ли вы какой-нибудь телевизионный сериал?

По окончании нужно сравнить результаты и подсчитать количество совпавших ответов.

Вопрос для обсуждения:

– Легко ли было смотреть глазами другого человека и чувствовать его?

Процедура выполнения. Участники делятся на команды по четыре человека и садятся вместе. Каждой группе вручается по большому конверту. Участники выкладывают на стол разные предметы, которые у них при себе есть: монеты, билетик, пилочку для ногтей, губную помаду. Потом они отбирают пять вещей, которые кажутся наиболее интересными, и кладут их в конверт.

Каждая команда передает свой конверт другой группе и сама получает новый конверт. Участники представляют себе, что вещи, которые лежат в конверте, принадлежат одному человеку. Они должны придумать, что это за человек и сочинить о нем историю. В рассказе должны упоминаться все предметы, находящиеся в конверте.

У каждой группы есть полчаса, чтобы сочинить историю, записать и озаглавить ее. В работе должны принять участие все игроки.

После этого команды собираются вместе и зачитывают получившиеся рассказы.

1. Что нового вы узнали о другом человеке и о себе?

2. Подтвердились ли ваши первоначальные представления о другом человеке?

3. Интересно ли было работать в группе?

Процедура выполнения. Участникам предлагается найти себе партнера, который ему интересен. Участники получают по 5 — 10 мин. Они не должны говорить или объясняться письменно, даже когда получат карандаш и бумагу. С помощью рисунков каждый участник должен суметь сообщить другому несколько фактов о себе.

В заключение каждый участник представляет своего партнера и сообщает то, что узнал о нем. Затем партнер может сам дополнить рассказ.

Упражнение «Моя самая большая ценность»

Процедура выполнения. Каждый участник рисует самую значимую ценность, то, что ему дорого. Это может быть человек, убеждение, надежда. После завершения все участники собираются в кругу, показывают и описывают свою ценность.

Упражнение «Ассоциация в подарок»

Процедура выполнения. Участникам предлагают придумать ассоциации, символы, которые возникают у них в связи с тем или иным участником группы, таким образом, чтобы все это осталась в памяти как подарок.

Упражнение «Рассказываем вместе»

Процедура выполнения. Участникам предлагается составить коллективный рассказ. Проводится короткий «мозговой штурм», чтобы собрать несколько предложений, с которых будут начинаться все рассказы. Можно использовать домашние заготовки:

— Для нее было полной неожиданностью, что…

— Дверь медленно открылась…

Участники сидят в кругу. У одного из них в руках мяч. Он рассказчик. Высказав все, что придумал, рассказчик передает мяч другому игроку, но не своему соседу слева или справа. Получив мяч, участник не должен медлить с продолжением истории.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие чувства возникают при совместном творчестве?

2. Были ли в вашей жизни ситуации, в которых вы испытывали сходные чувства?

3. Что полезного дала вам игра? Рефлексия тренинга.

Упражнение «Обратная связь»

Процедура выполнения. Ведущий обращается к участникам: «Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате».

Варианты неоконченных предложений:

— Я нашел подтверждение тому, что…

— Я был удивлен тем, что…

— Я был разочарован тем, что…

— Самым важным для меня было…

После завершения работы ведущий зачитывает все ответы.

Если вам становится скучно во время дискуссии, как вы обычно выражаете свои чувства?

Когда другой человек говорит или делает что-то, что очень обижает вас, как вы обычно выражаете свои чувства?

Знакомый просит вас сделать что-то. Вы боитесь, что не сможете сделать хорошо. Вы также хотите скрыть, что чувствуете себя неспособным выполнить дело. Как вы выразите свои чувства?

Ваш близкий друг надолго уезжает из города. Вы чувствуете, что остаетесь в одиночестве. Как вы в подобной ситуации выразите свои чувства?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для обучающихся 6 класса по нравственному воспитанию.

Урок-концерт, посвящённый Б.Окуджаве. Можно провести как внеклассное мероприятие.

Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается методическая разработка занятия из цикла коррекционно-развивающих занятий с элементами диагностики и тренинга, направленного на коррекцию по.

Mutial understanding. Difficulties.

Люди общаются друг с другом всю жизнь, используя при этом не только слова, но и мимику, жесты. На занятии дети разбирают, что помогает в общении, а что мешает. Участники наблюдают за мимикой и жестами.

Интегрированное занятие по познавательному развитию и развитию речи.

Данный проект рассматривает причины возникновения конфликтов в школьном сообществе и пути их преодоления. Рассмотрение данного вопроса особенно актуально, так как совреме.

Источник

Читайте также:  кыргызский язык в упражнениях
Adblock
detector