Меню

упражнение на чередование пира пер

Правописание и – е
в корнях с чередованием

1) обучающая: дать понятие об условии выбора орфограммы, составить опорный конспект, запомнить корни с чередованием, отработать навыки правописания на практике, закрепить изученную орфограмму при выполнении коллективных, индивидуальных и самостоятельных заданий;

2) развивающая: развивать наблюдательность и внимание к слову, любознательность, смекалку, умение аналитически мыслить и быстро ориентироваться при выборе правильного ответа;

3) воспитательная: воспитывать трудолюбие, внимание друг к другу, доброжелательность, самодисциплину и способность к самоанализу.

Оборудование: учебник, доска, мел, тетрадь по теории, рабочая тетрадь, тесты, раздаточный материал, карточки № 1 и 2, призы.

2. Проверка домашнего задания (упр. 457) (взаимопроверка + устная проверка сильным учащимся) + запись встретившихся орфограмм в домашнем упражнении (слабым учащимся).

3. Мини-тест (дифференцированный) на проверку теоретических знаний (первые пять вопросов базового уровня (на 3), следующие пять – повышенного уровня (4, 5).

Выделите кружочком правильный ответ:

1. Глагол отвечает на вопросы:

а) кто? что?; б) каков? чей?; в) что делать? что сделать?.

2. Глагол изменяется:

а) по временам; б) по родам; в) по числам; г) по лицам; д) по падежам.

3. Чаще всего глагол в предложении является:

а) сказуемым; б) подлежащим; в) определением.

4. Какой глагол пишется с не слитно?

а) (Не)было; б) (не)волит; в) (не)хватает.

5. Какой глагол совершенного вида?

а) Ненавидеть; б) переделывать; в) решить.

6. Морфологические признаки глагола определяются:

а) по корню; б) по окончанию; в) по приставке.

7. Можно ли составить словосочетание

8. С помощью чего можно изменить вид глагола насыпать?

а) Приставки; б) суффикса; в) ударения.

9. Сколько морфем в глаголе беречь?

10. Какой глагол соответствует характеристике: сов. вид, изъявит. наклон., пр. вр., возвратн.?

а) Смыться; б) улыбнулся бы; в) занялся; г) прислушиваюсь.

Ключ к тесту: 1 – в; 2 – а, б (в пр. вр.), в, г; 3 – а; 4 – б; 5 – в; 6 – б; 7– б; 8 – в; 9 – а; 10 – в.

4. Объяснение нового материала.

Для начала расслабимся и вспомним: как говорит ослик? И-а. Ослик нам сегодня поможет выучить правило правописания и – е в корнях с чередованием. Каким образом? А вот смотрите: в слове собирал в корне -бир- пишется и потому, что далее идет суффикс -а-, а в слове соберешь пишется е, потому что суффикса -а- нет. Получается, что если есть и – а, то пишем в корне безударную и, а если ослик молчит (нет и – а), то пишем е. То же самое происходит и с другими словами с подобными корнями. Я вам сейчас спою веселую песенку ослика, а вы выпишите в столбик пары слов, подобных нашему примеру. Итак, слушаем:

Ослик говорит: «И-а!»
Так и ты пиши в словах:
Соберу, но собирал,
Замереть, но замирал,
Затереть, но затирал,
Запереть, но запирал,
Расстелить, но расстилал,
Разжечь, но разжигал,
Заблестеть, но заблистал,
Выдеру, но выдирал.
На приставку не гляди,
Крики ослика ищи.

Составление опорного конспекта:

Читайте также:  различные упражнения на снарядах

Работа с учебником:

А как об этом говорится в учебнике? Давайте сверим. Какое правило вам больше нравится?

1. В ряде слов еще «спряталось» имя девочки. Найдете его? (Это имя – Ира.)

2. А еще этому правилу подчиняются слова поднять – поднимать, память – запоминать, сжать – сжимать, начатьначинать и т.п. Как вы думаете, какими морфемами являются -им- и -ин-?

3. И есть еще одна особенность у этих слов с чередованием. Может, кто-то сумел догадаться?

Ответ. Глаголы с и в корне и суффиксом а – это глаголы несовершенного вида, а глаголы с е в корне – глаголы совершенного вида.

Давайте в тетрадь по теории запишем такую схему:

5. Тренировочные упражнения (работа у доски).

Учитель диктует слово, ученик составляет с ним словосочетание, записывает на доске, объясняя устно и графически условие выбора орфограммы.

Например, взб_раться – взбираться в гору.

Нап_рать, расст_лить, расст_лать, бл_стеть, прод_раешься, пост_ лешь, соб_решься, проб_рает, заж_гает, забл_стел, бл_стать, зам_реть, заст_лать, выт_реть, ум_раешь, нат_реть.

6. Упражнение из учебника на закрепление – 462 (комментирование, по цепочке – устное объяснение, запись после объяснения).

7. Игра «Верю – не верю» (устная отработка правила).

На середину класса выходят двое (трое) учеников, которые на слух должны определить правильность утверждения и сказать «Верю» или «Не верю», если утверждение неверно. При правильном ответе ученики делают шаг вперед. Кто дойдет до черты первым, тот выиграл и получает приз.

1. В слове бирка пишется и, потому что далее идет суффикс -а-. (Нет, —а – это окончание.)

2. Слово зажигалка не подчиняется «ослиному правилу», потому что это существительное. (Нет, подчиняется.)

3. В слове блестящий надо писать и, потому что я обозначает звук [а] и мягкость предыдущего согласного. (Нет.)

4. Слово примирение надо писать с и, потому что гласная в этом корне проверяемая. (Да, мир.)

5. Слово собиратель надо писать с и, потому что здесь действует «ослиное правило». (Да.)

8. Групповая работа с дидактическим материалом (каждой группе – цветную карточку с заданием: руководит группой сильный ученик, записывают все, проверяет руководитель группы).

9. Магический квадрат.

Учитель диктует по одному слову, ученики анализируют его и в клеточку вписывают только чередующуюся корневую гласную букву. Затем соединяют все буквы и и получают одну большую букву И. У кого она получится, тот сегодня молодец.

Слова для магического квадрата

Выдирать, приберу, отпереть, вытер, натирать.

Расстилает, блестящий, зажечь, зажигательный, отмирают.

Читайте также:  1 упражнение к толковому словарю

Блистательный, заблестеть, выжигать, взберешься, взбираться.

Продираешься, отпираешь, расстелю, выжег, стираем.

Отдирает, натереть, разберешься, уберет, выпирает.

10. Самостоятельная работа.

Вставьте пропущенные буквы:

На 4 и 5:
Карточка № 2

Распределите слова в две колонки: в одну – с чередующимися гласными в корнях, в другую – с проверяемыми гласными корня.

Соб_ру ко_екцию, сп_шу на работу, зап_-вать водой, пост_лить простыню, раст_реть в порош_к, бл_стеть на со_нце, выб_раю ка_ету, выт_реть п_тно, изб_рательная к_мпания, бл_стящий ответ, ум_рать от нет_рпения, прим_рять к_стюм, прим_рить поссорившихся друзей, соб_ратель марок, зап_вать песню, сп_шу задачу, ч_стота пульса, ч_стота комнаты, посв_тить фонарем, посв_тить стихи маме, разв_вать память, разв_ваться на ветру, быть ст_рожилом, ст_рожить дачу, ув_дал Петю, ув_дал цветок, ст_ранные дж_нсы, зап_-реть в кл_довке, зап_вать л_карство, зап_рать на ключ, зам_реть от ужаса, соб_рать грибы, бл_снуть умом, мета_ическая заж_галка, ож_г руку, расст_лать постель, ож_г руки, ст_лить ц_новку, выт_райте ноги, поп_рчить суп, п_ровать на свежем воздухе, вып_рает лопатка, какая-то неразб_риха, скр_петь зубами, скр_пить подписью, выж_чь знак, выж_гание по дереву.

11. Подведение итогов урока.

1. Что нового вы узнали на уроке?

2. Как ассоциативное мышление поможет вам запомнить это правило?

3. С какими трудностями вы столкнулись в процессе выполнения заданий?

4. Какие приемы на уроке вам показались интересными, какие нет?

5. Какую вы себе оценку ставите за урок?

12. Домашнее задание. Выучите правило, выполните упр. 471.

Задание для любознательных

Ира и Кира – неразлучные друзья. Но вчера они поссорились. Ира сказала, что есть такое слово – собирание и нет слова собрание, а Кира утверждала, что есть слово собрание, но нет слова собирание. Кто из них прав? Разрешите спор двух девочек.

Источник

Опорные конспекты и упражнения по теме «Корни с чередованием» 9-11 кл
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9, 10, 11 класс) на тему

правила в кратких схемах и практические упражения по теме «КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ» при подготовке к экзаменам ГИА и ЕГЭ 9-11 класс

Скачать:

Вложение Размер
opornye_konspekty_i_uprazhneniya_po_teme_korni_s_cheredovaniem_9-11_kl.docx 65.63 КБ

Предварительный просмотр:

КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

1 ( от согласной в корне слова )

-Р А СТ- — РОС — р о сток, Р о стислав, Р о стов, р о стовщик, на выр о ст,

-Р А Щ- подр о стковый; отр а сль

— Л А Г- пол о г

-СКА К- ск а чок, ск а чу, ск а чи,

— СКО Ч- ск а чкообразный

——————————————————————————————————-

2 ( от А )

-Б ИР А — — Ж И Г А убирать, сжигать,

-П ИР А- — БЛ И СТ А упираться, блистать,

-М ИР А- — СТ И Л А замирать, застилать,

-Д ИР А- — Ч И Т А соч е тать, соч е тание удирать, стирать,

-Т ИР А- — К А С А касаться, занимать

— И М А — — И Н А- в производных формах –ИМ- сохраняется: сниму, сними

В безударном положении пишутся корни:

-Г О Р- выгарки, изгарь, пригарь несгораемый

-КЛ О Н- склониться

-ТВ О Р- утварь творец

-З А Р- зоревать — не спать на заре зарница

4 ( от значения )

-МАК- (макать, погружать в жидкость) обмакнуть

-МОК- (мокнуть, пропускать жидкость) непромокаемый

сровнять с землёй

-РАВН- (равный, одинаковый) поровну, ровесник, уровень

-РОВН- (ровный, гладкий) равнина, держать равнение

-ПЛАВ- , но пловец, пловчиха, пловцы, плывуны !

  1. Лёгкое прик сновение, бл стающий на балу, вым кший под дождём, ур внять в правах, соч тание звуков, непром каемая накидка, р весник века, в ющееся р стение, заг реться от искры, зам реть от восторга, разж гать вражду, плоская р внина, обг ревшая свеча , соприк саться с трудностями, бл стящие украшения, зам рающие шаги , прим рять поссорившихся ребят, известные пл вцы, зан мающаяся з ря, проб рались в зар слях, бл снула молния, выр щенный р сточек, любоваться з рницей, к сание сетки, пр тв рять в жизнь, ум рать от жары, к снуться вопроса .

2) Предл..гать, р..стет, ук..ризна, насл..ждение; пол..гать, оч..ровательный, р..скошный, вопл..щение; сокр..щать, ср..стание, нас..ждать, об..ятельный; погл..щать, сн..ряжать, заст..влять, отв..рить дверь, к..рикатура, погл..щать, вопл..тить, тр..нслировать, безотл..гательный, заг..рать, пор..жать, к..рнавал; прик..саться, преод..леть, раздр..жаться, распозн..вать; предпол..гать, сост..влять, к..ммюнике, од..ренный, декл..мация, отр..стить, нав..ждение, обн..житься, разб..раю, обж..гать, изв..нить, ут..шать; ф..олетовый, забл..стать, разв..вать (память), от..гощать; расст..лаю, рассв..репеть, объед..нить, пал..садник; соб..рать, сотр..сти, аккомпан..мент, разж..гать.

  1. Лёгкое прикосновение, бл и стающий на балу, вымокший под дождём, ур а внять в правах, сочетание звуков, непром о каемая накидка, р о весник века, в ь ющееся р а стение, заго- реться от искры, зам е реть от восторга, разж и гать вражду, плоская р а внина, обг о ревшая свеча , соприк а саться с трудностями, бл е стящие украшения, зам и рающие шаги , прим и рять поссорившихся ребят, известные пловцы, зан и мающаяся з а ря, проб и рались в зар о слях, блеснула молния, выр а щенный р о сточек, любоваться з а рницей, к а сание сетки, пр е тв о рять в жизнь, ум и рать от жары, коснуться вопроса .
  1. Предлагать, растет, укоризна, наслаждение; полагать, очаровательный, роскошный, воплощение; сокращать, срастание, насаждать, обаятельный; поглощать, снаряжать, заставлять, отворить дверь, карикатура, поглощать, воплотить, транслировать, безотлагательный, загорать, поражать, карнавал; прикасаться, преодолеть, раздражаться, распознавать; предполагать, составлять, коммюнике, одаренный, декламация, отрастить, наваждение, обнажиться, разбираю, обжигать, извинить, утешать; фиолетовый, заблистать, развивать (память), отягощать; расстилаю, рассвирепеть, объединить, палисадник; собирать, сотрясти, аккомпанемент, разжигать.

Источник

Adblock
detector