Меню

упражнение для повышения самопринятия

Тренинг Самопринятие. 1-ое упражнение из 5

Побудьте психологами сами для себя. Научитесь принимать себя, любить и самосовершенствоваться без посторонней помощи. Мы регулярно (на самом деле нет) тренируем своё тело, но наша душа, психика остаются не тронутыми и беззащитными перед обстоятельствами, агрессией других. Более того, большинство людей и не предполагают, что что-то можно сделать: «Ну вот таким я родился, вот таким меня воспитали, такой уж у меня характер» Нет и нет, над характером можно и нужно работать, с психологом это пойдёт быстрее и качественнее, но и самостоятельно много что можно сделать.

Приступим. Тренинг «Самопринятие»

Для кого он?

С раннего детства мы получаем в своей адрес огромное количество критических замечаний, кто-то больше, кто-то меньше. Но к сожалению, критики обычно больше, чем позитивных установок. Это в какой-то мере понятно — родители и учителя хотят остановить негативное поведение, которое может нам повредить (про случаи самодурства взрослых говорить не будем), но вырастая, мы не можем избавиться от этого маленького — кто-то от очень громкого — недовольного голоса в своей голове, и так и не можем прийти к гармоничному восприятию себя. Критиковать, ругать, обвинять, ощущать недовольство собой (привет, аутоагрессия) нам гораздо легче, чем принимать, любить, хвалить и мотивировать себя.

Проблема в том, что нам кажется — принять свои недостатки — означает не работать над собой, сложить ручки и сидеть таким, какой есть — у каждого свой список плохих качеств. Но, нет для эффективной работы над собой, в первую очередь нужно принять свои недостатки, понять, что они есть. Как правило, в части принятия своих недостатков, то есть признания, что — да, я не идеален, действуют все психологические защиты разом (ссылки на статьи о псих. защитах в конце). Они не дают трезво взглянуть в глаза проблеме и работать с ней.

Итак, для всех, кто хочет принять себя, повысить свою самооценку и начать эффективно работать над собой — упражнение первое (всего их будет 5):

Начнём с практики прощения

— Возьмите лист бумаги и напишите не менее 5 предложений , каждое начинается словами «Я прощаю себя за…» . Перечисляйте всё, что вас огорчает в себе, за что вы злитесь на себя. Какие бы ни были вами совершены ошибки, помните, вы заслуживаете того, чтобы принять себя вместе с ними.
— Через неделю вместо местоимения «Я» пишите тех людей, которые вас раздражают, бесят, обижают, притесняют. Это важно, т.к в других мы реагируем на то, что осуждаем и отвергаем в себе, так вы сможете увидеть то, что закрываете сами от себя.
— Затем пишите не менее 5 предложений , начинающихся со слов: «Мне нравится в себе…».
— Аналогично в неприятных вам людях ищите достоинства. Помимо развития объективности восприятия происходящего, вы таким образом, и в себе будете легче находить позитивные вещи. Необязательно искать какие-либо грандиозные достоинства. Обращайте внимание на любые мелочи. Это упражнение рекомендуется выполнять ежедневно в течение 1-2 месяцев.

Читайте также:  пампинг на трицепс упражнения

Источник

Упражнение для самопринятия «Нелюбимое тело»

Цель: интеграция отчуждаемых частей тела и личности, восстановление целостности образа Я, повышение самопринятия.

Инструкция: Упражнение можно делать лежа или сидя в удобной позе. Прикройте глаза, настройтесь на себя, на свое тело – постарайтесь хорошо его ощутить.

Подумайте, какие части вашего тела вам не нравятся? Сколько их, насколько большую площадь тела они занимают?

Как правильнее сказать : они вам не нравятся, раздражают, вы их ненавидите, испытываете отвращение, неприязнь. Возможно, у вас есть собственное определение.

Можно ли составить иерархию : самая нелюбимая часть тела, затем – вторая по нелюбимости и т. д. Составьте иерархический список этих частей тела, запишите его. Записи помогут вам ничего не забыть, а через какое-то время отследить, есть ли динамика. Подумайте, полный ли это список? Может, вы про что-то забыли? Дополните его.

А теперь ваша задача – поработать с каждым пунктом списка, с каждой нелюбимой счастью описанным способом. Не обязательно проделать всю работу за один раз, это может быть серия шагов.

Внутренний диалог

Сосредоточьтесь на какой-либо части тела из списка. Попробуйте установить с ней диалог. Пофантазируйте, какие ответы она может дать? Фантазии не бывают случайными, доверяйте тем мыслям, которые приходят в вашу голову, даже если они сперва кажутся странными.

Спросите, какое у этой части тела настроение? Что ей хочется? На что она хотела бы пожаловаться? Что хочет вам сказать? Как может вам помогать, для чего может быть вам полезной?

Попробуйте мысленно улыбнуться этой части тела и сказать ей что-то хорошее, поблагодарить за то, что она есть. Как она откликается на позитив? Как тогда меняется ваше состояние в целом?

Читайте также:  упражнение 424 по английскому языку

Комментарии

  • Каждая часть тела имеет свою психологическую символику. Отчуждая какую-то часть тела, мы лишаем себя контакта с этой психологической темой.
  • Отчуждение может начинаться с телесного уровня. Например, ребенка дразнят за выдуманный или реальный недостаток. «Недостаток» означает несоответствие неким стандартам, которые в каждую эпоху свои. В приводимом примере ребенок начинает искажать эту часть тела в своем бессознательном образе Я – скорее всего, она «разрастется». Начнет отчуждать свой таз, и тогда искажаются темы, связанные с этой частью тела. Сексуальность начнет или игнорироваться, или ей будет придаваться сверхзначимость.
  • Может быть и наоборот: отчуждение части тела начинается с пласта психологического. Ребенок растет в семье со строгими сексуальными табу, которые он начинает разделять и отчуждать свою тазовую область: она станет искаженной в образе тела.
  • Принятие нелюбимых частей тела помогает восстановить целостность: и образа тела, и личности в целом.
  • Часто по отношению к своему телу мы бываем неблагодарными. Что-то требуем от него, забывая про заботу и благодарность, а оно ведь служит нам верой и правдой, выполняя положенный функционал. Мы бываем недовольны тем, что оно не дотягивает до идеала.

В одном интервью американская актриса Мерил Стрип сказала: «Раньше я переживала, что мои ноги не такие длинные и красивые, как у других актрис. А теперь я радуюсь тому, что у меня есть ноги».

  • Когда мы требуем от тела то, что оно не должно, оно начинает нам «мстить». Органы нужны для того, чтобы выполнять определенные функции, они не должны соответствовать социальным шаблонам представления о красоте. Уши должны «слышать», а не быть маленькими, большими, оттопыренными, с большими или маленькими мочками – как это может быть принято у того или иного племени, в ту или иную эпоху. Если мы требуем, чтобы орган выполнял дополнительную функцию, его основная функция может давать сбой. Когда мы относимся к телу с вниманием и принятием, оно начинает нас благодарить, даря здоровье, хорошее самочувствие, интуицию и т. д.
Читайте также:  офп комплекс упражнений баскетбол

Фрагмент из новой книги психолога Ирины Соловьевой «Работа с зависимостью и созависимостью: теория и практика»

Источник

Упражнение для развития самопринятия «Рука мешающая и рука помогающая»

Цель: расширение образа Я, самопринятие.

Упражнение подходит как для людей с зависимостями, так и для здоровых людей, желающих лучше узнать себя.

Как выполнять

Каждый участник берет лист бумаги и на нем обводит обе свои ладони. При этом одну руку можно обводить только 1 цветом (можно обе руки одним, но нельзя двумя цветами одну руку).

Ведущий говорит о том, что у каждого из нас есть 2 стороны: светлая и темная, плохая и хорошая. И у зависимого человека также есть 2 части: больная и желающая выздоравливать. Важно быть знакомым с обеими своими частями.

Далее участникам предлагается представить одну из своих рук как «мешающую выздоровлению», а вторую как «помогающую выздоровлению». И каждый палец надо подписать как какое-то качество характера, которое способствует (на одной руке) или мешает (на другой руке) выздоровлению. Потом – раскрасить руки. И в завершение – найти общий фон для них.

В общем кругу участники представляют свои рисунки остальным, рассказывают о своих «руках» и качествах характера – как они проявляются в контексте развития болезни и выздоровления от нее.

Комментарии

  • Можно просить обвести руки на разных листах, а потом склеить их. Это дает метафорическое послание: «Даже если ты чувствуешь себя расщепленным, на самом деле ты все равно един, целостен». Но тогда нужно по 2 листа, а еще клей или скотч с ножницами.
  • Важно уделить внимание интеграции личности и самопринятию. Послания, исходящие от ведущего: ты такой, какой ты есть, ты имеешь право быть собой.
  • В некоторых реабилитационных центрах есть таблицы с качествами характера, можно выдать их в этом тренинге в качестве раздатки.
  • При отработке в общем кругу можно спросить группу – очевидно ли по рисунку, какая рука «мешающая», а какая «помогающая», что помогает это различить – или что мешает.
  • Общий фон дает интеграцию этих расщепленных частей аддикта. В итоговом круге нужно уделить внимание и общему фону – удалось ли его найти?

Фрагмент из новой книги психолога Ирины Соловьевой «Работа с зависимостью и созависимостью: теория и практика»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector