Меню

Соотношение ивл и непрямого массажа сердца у новорожденных

ИВЛ и непрямой массаж сердца новорожденному.

Показание: асфиксия.

Оснащение: дыхательная аппаратура: «спирен», «пенлон», мешок «Амбу», детский ларингоскоп, эндотрахеальные трубки (одноразовые стерильные, разных размеров), электроотсос, набор катетеров для отсасывания слизи, фонендоскоп, секундомер, стерильные салфетки, пеленки, грушевидный баллончик.

Подготовительный этап.

1. Включить обогреваемый стол

2. Подготовить аппаратуру к работе.

Техника выполнения манипуляции.

1. Сразу после рождения отсосать слизь, околоплодные воды из носа и рта ребенка электроотсосом или грушевидным баллончиком.

2. Поместить ребенка под источник лучистого тепла, обтереть.

3. Придать ребенку правильное положение: валик под плечи, голова запрокинута.

5. Приступить к ИВЛ: на рот и нос ребенка наложить маску, соединенную с дыхательной аппаратурой или стерильную салфетку, сложенную в 4 слоя.

6. Проводить ритмичное введение воздуха путем нажатия на саморасправляющийся мешок, либо через салфетку изо рта в нос ребенку. Частота дыхательных движений 40 в минуту (10 вдохов за 15 секунд). Проводить ИВЛ 30 секунд.

7. Оценить ЧСС. Если ниже 80 в мин., начать непрямой массаж сердца, не прекращая ИВЛ.

9. Проводить ИВЛ и непрямой массаж сердца 30 секунд.

Подготовка матери и ребенка к кормлению грудью.

Показание:грудное вскармливание

Подготовка ребенка: перед кормлением ребенка пеленают и проводят туалет

Подготовка матери:мать моет руки с мылом и сцеживает из молочной

железы несколько капель молока для очищения протоков.

Техника выполнения.

1. Мать ложится на кровать на тот бок, грудью которой кормит.

2. Ребенка укладывают на чистую пеленку параллельно матери.

3. Рукой мать придерживает грудь, вкладывает сосок в рот ребенку так, чтобы он захватил и околососковый кружок. 2,3,4,5 пальцами мать снизу поддерживает грудь, 1 (большим) пальцем придерживает сверху, чтобы ребенок мог дышать.

5. После кормления грудь оставляет открытой для контакта с воздухом на 10-15 минут.

6. В это же время ребенка держит вертикально до пустой отрыжки, а потом укладывает в кроватку на бок.

7. После кормления оставшееся молоко сцеживает.

Примечания:

■ Положения при кормлении могут быть любыми удобными для матери и ребенка.

■ Детей, которые засыпают при кормлении (вялые сосуны), будят, вытаскивая сосок из его рта или слегка похлопывая его по щеке.

Кормление ребенка с ложки.

Показания: введение прикорма и докорма.

Оснащение:чистая чайная ложка, пища (овощное пюре, молочная каша, молочная смесь).

Техника выполнения.

2. Приготовить пищу для ребенка.

3. Надеть на ребенка нагрудник.

4. Усадить ребенка или взять его на руки.

5. Зачерпнуть 1/2 ложки пищи и осторожно влить ребенку в рот.

6. Убедиться, что ребенок проглотил пищу.

7. Подобным образом вливать ребенку следующие порции пищи.

8. После кормления убедиться, что во рту не осталось пищи.

9. Снять нагрудник, при необходимости умыть ребенка.

10.После кормления ребенка в возрасте до 6 месяцев подержать вертикально

до пустой отрыжки, затем положить ребенка на бок в кроватку.

11. Детей старше 6 месяцев посадить в кроватку.

Осложнения и их профилактика:

■ Профилактика: набирать в ложку небольшое количество пищи, не торопиться и убеждаться, что пища проглочена.

Особенности разведения и введения антибиотиков новорожденным.

Цель:выполнение назначений врача.

Оснащение:флакон с антибиотиком, ампула или флакон с новокаином (0,25%, 0,5% раствор), пилка, щприц одноразового применения, 2 игла одноразового применения, стерильны ватные шарики, лоток для стерильного материала, лоток для использованного материала, спирт 70°.

Подготовительный этап.

1. Вымыть и просушить руки.

2. Поставить на предметный столик необходимое оснащение.

3. Рассчитать дозу антибиотика: дозу антибиотика во флаконе разделить на назначенную дозу антибиотика, полученное число = количеству

•растворителя в мл, а в шприц для инъекции набрать 1 мл полученного раствора. (Например, во флаконе 500000 БД а/б, а назначено 200000 ЕД. 500000 ЕД: 200000 ЕД = 2,5 мл растворителя).

4. Распеленать ребенка и положить на живот.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источник

Сердечно-легочная реанимация у новорожденных и детей

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Несмотря на проведение сердечно-легочной реанимации, летальность при остановке кровообращения у новорожденных и детей остается на уровне 80-97 %. При изолированной остановке дыхания летальность составляет 25%.

Около 50-65 % детей, требующих сердечно-легочной реанимации, составляют возрастную группу младше года; из них большинство младше 6 мес. Около 6 % новорожденных после рождения нуждаются в проведении сердечно-легочной реанимации; особенно если масса новорожденного меньше 1500 г.

Необходимо создание системы оценки исходов сердечно-легочной реанимации у детей. Примером может служить оценка по модифицированной Питтсбургской шкале исходов (Pittsburgh Outcome Categories Scale), основанной на оценке общего состояния и функции ЦНС.

[1], [2], [3]

Проведение сердечно-легочной реанимации у детей

Последовательность трех важнейших приемов сердечно-легочной реанимации сформулирована P. Safar (1984) в виде правила «АВС»:

Мероприятия, направленные на восстановление проходимости дыхательных путей, проводят в такой последовательности:

Обеспечив проходимость дыхательных путей, немедленно приступают к ИВЛ. Существует несколько основных ее методов:

Первые имеют в основном историческое значение и в современных руководствах по сердечно-легочной реанимации вообще не рассматриваются. Вместе с тем не следует пренебрегать ручными приемами ИВЛ в трудных ситуациях, когда нет возможности оказать пострадавшему помощь другими способами. В частности, можно применить ритмические сжатия (одновременно обеими руками) нижних ребер грудной клетки пострадавшего, синхронизированные с его выдохом. Этот прием может оказаться полезным во время транспортировки больного с тяжелым астматическим статусом (пациент лежит или полусидит с запрокинутой головой, врач стоит спереди или сбоку и ритмично сдавливает его грудную клетку с боков во время выдоха). Прием не показан при переломах ребер или выраженной обструкции дыхательных путей.

Читайте также:  Рудн курсы медицинского массажа

Преимущество методов прямого раздувания легких у пострадавшего состоит в том, что с одним вдохом вводится много воздуха (1-1,5 л), при активном растягивании легких (рефлекс Геринга-Брейера) и введении воздушной смеси, содержащей повышенное количество углекислого газа (карбоген), стимулируется дыхательный центр больного. Используются методы «изо рта в рот», «изо рта в нос», «изо рта в нос и рот»; последний способ обычно применяется при реанимации детей раннего возраста.

У младенцев один вдох приходится на 3-4 сжатия грудной клетки, у детей старшего возраста и взрослых это соотношение составляет 1:5.

Об эффективности непрямого массажа сердца свидетельствуют уменьшение цианоза губ, ушных раковин и кожи, сужение зрачков и появление фотореакции, повышение АД, появление у больного отдельных дыхательных движений.

Вследствие неправильного расположения рук реаниматора и при чрезмерных усилиях возможны осложнения сердечно-легочной реанимации: переломы ребер и грудины, повреждение внутренних органов. Прямой массаж сердца делается при тампонаде сердца, множественных переломах ребер.

Специализированная сердечно-легочная реанимация включает более адекватные приемы ИВЛ, а также внутривенное или внутритрахеальное введение медикаментов. При внутритрахеальном введении доза препаратов должна быть у взрослых в 2 раза, а у младенцев в 5 раз выше, чем при внутривенном введении. Внутрисердечное введение препаратов в настоящее время не практикуется.

При асистолии используется внутривенное или внутритрахеальное введение следующих препаратов:

При ЭМД у детей с отсутствием пульса на сонной и плечевой артериях используются следующие методы интенсивной терапии:

В настоящее время не существует законных оснований для прекращения начатой и активно проводимой интенсивной терапии у детей до естественной остановки кровообращения. Реанимация не начинается и не проводится при наличии хронического заболевания и патологии, несовместимой с жизнью, что заранее определено консилиумом врачей, а также при наличии объективных признаков биологической смерти (трупные пятна, трупное окоченение). Во всех остальных случаях сердечно-легочная реанимация у детей должна начинаться при любой внезапной остановке сердца и проводиться по всем правилам, описанным выше.

Продолжительность стандартной реанимации при отсутствии эффекта должна быть не меньше 30 мин после остановки кровообращения.

При успешном проведении сердечно-легочной реанимации у детей удается восстановить сердечную, иногда одновременно и дыхательную функции (первичное оживление) по меньшей мере у половины пострадавших, однако в дальнейшем сохранение жизни у пациентов наблюдается значительно реже. Причиной тому служит постреанимационная болезнь.

Осложнения постреанимационной болезни:

Восстановление ОЦП и реологических свойств крови осуществляется гемодилютантами (альбумин, протеин, сухая и нативная плазма, реополиглюкин, солевые растворы, реже поляризующая смесь с введением инсулина из расчета 1 ЕД на 2-5 г сухой глюкозы). Концентрация белка в плазме должна быть не ниже 65 г/л. Улучшение газообмена достигается восстановлением кислородной емкости крови (переливание эритроцитной массы), ИВЛ (с концентрацией кислорода в воздушной смеси желательно менее 50%). При надежном восстановлении спонтанного дыхания и стабилизации гемодинамики возможно проведение ГБО, на курс 5-10 процедур ежедневно по 0,5 АТИ (1,5 АТА) и плато 30-40 мин под прикрытием антиоксидантной терапии (токоферол, аскорбиновая кислота и др.). Поддержание кровообращения обеспечивается малыми дозами допамина (1-3 мкг/кг в минуту длительно), проведением поддерживающей кардиотрофной терапии (поляризующая смесь, панангин). Нормализация микроциркуляции обеспечивается эффективным обезболиванием при травмах, нейровегетативной блокадой, введением антиагрегантов (курантил 2-Змг/кг, гепарин до 300 ЕД/кг в сутки) и вазодилататоров (кавинтон до 2 мл капельно или трентал 2-5мг/кг в сутки капельно, сермион, эуфиллин, никотиновая кислота, компламин и др.).

Профилактика постгипоксического отека мозга: краниальная гипотермия, введение мочегонных средств, дексазона (0,5-1,5 мг/кг в сутки), 5-10% раствора альбумина.

Проводится коррекция ВЭО, КОС и энергетического обмена. Осуществляется дезинтоксикационная терапия (инфузионная терапия, гемосорбция, плазмаферез по показаниям) для профилактики токсической энцефалопатии и вторичного токсического (аутотоксического) поражения органов. Деконтаминация кишечника аминогликозидами. Своевременная и эффективная противосудорожная и жаропонижающая терапия у детей раннего возраста предупреждает развитие пост- гипоксической энцефалопатии.

Необходимы предупреждение и лечение пролежней (обработка камфорным маслом, куриозином мест с нарушением микроциркуляции), госпитальной инфекции (асептика).

В случае быстрого выхода больного из критического состояния (за 1- 2 ч) комплекс терапии и ее продолжительность должны корригироваться в зависимости от клинических проявлений и наличия постреанимационной болезни.

[4]

Лечение в позднем постреанимационном периоде

Основные отличия сердечно-легочной реанимации у детей и взрослых

Состояния, предшествующие остановке кровообращения

После адекватной оксигенации и вентиляции препаратом выбора является адреналин.

АД необходимо измерять правильно подобранной по размеру манжеткой, измерение инвазивного АД показано только при крайней степени тяжести ребенка.

[5], [6], [7], [8], [9], [10], [11], [12]

Оборудование и внешние условия

Размер оборудования, дозировка леарственных препаратов и параметры сердечно-легочной реанимации зависят от возраста и массы тела. При выборе доз возраст ребенка нужно округлять в меньшую сторону, например, в возрасте 2 лет назначается доза для возраста 2 года.

У новорожденных и детей теплоотдача повышена из-за большей поверхности тела относительно массы тела и небольшого количества подкожножировой клетчатки. Температура окружающей среды во время и после сердечно-легочной реанимации должна быть постоянной в пределах от 36,5 «С у новорожденных до 35 «С у детей. При базальной температуре тела ниже 35 «С СЛР становится проблематичной (в отличие от благоприятного действия гипотермии в постреанимационном периоде).

[13], [14], [15], [16], [17]

Дыхательные пути

У детей имеются особенности строения верхних дыхательных путей. Размер языка относительно полости рта непропорционально велик. Гортань расположена выше и больше отклонена вперед. Надгортанник длинный. Самая узкая часть трахеи расположена ниже голосовых связок на уровне перстневидного хряща, что делает возможным использовать трубки без манжетки. Прямой клинок ларингоскопа позволяет лучше визуализировать голосовую щель, так как гортань располагается более вентрально и надгортанник очень подвижный.

Нарушения ритма

При асистолии не используется атропин и искусственное навязывание ритма.

ФЖ и ЖТ с нестабильной гемодинамикой встречается в 15-20 % случаев остановки кровообращения. Вазопрессин не назначается. При использовании кардиоверсии сила разряда должна быть 2-4 Дж/кг для монофазного дефибриллятора. Рекомендуется начинать с 2 Дж/кг и по мере необходимости увеличивать максимально до 4 Дж/кг при третьем разряде.

Читайте также:  Обучение тайскому массажу в иркутске

Как показывает статистика, сердечно-легочная реанимация у детей позволяет вернуть к полноценной жизни не менее 1% больных или пострадавших от несчастных случаев.

Источник

Глава 32. Сердечно-легочная реанимация новорожденных

Г. Грин, Г. Карлович, Э. Кароткин

I. Цель СЛР— как можно скорее устранить гипоксемию, гиперкапнию и нормализовать микроциркуляцию. Это позволяет предотвратить гипоксическое поражение головного мозга и других органов. Реанимационные мероприятия проводят в следующем порядке: 1) для уменьшения потребности в кислороде ребенка быстро вытирают насухо и укладывают на обогреваемый столик; 2) восстанавливают проходимость дыхательных путей — отсасывают их содержимое (слизь, меконий); 3) обеспечивают поддержку дыхания; 4) обеспечивают поддержку кровообращения. В данной главе описаны основные реанимационные мероприятия у новорожденных. Особое внимание уделено ряду физиологических изменений, имеющих место при асфиксии новорожденного и после ее устранения.

II. Угнетение дыхания и сердечной деятельности, асфиксия новорожденного

А. Этиология.Причинами асфиксии новорожденного могут служить действие лекарственных средств и наркотиков, травма, кровоизлияние, пороки развития, инфекции и диагностические вмешательства (см. табл. 32.1).

Б. Патогенезасфиксии новорожденного изучали экспериментально, вызывая асфиксию у млекопитающих (см. рис. 32.1). При недостатке кислорода первоначально возникают кратковременное повышение АД и одышка. Если гипоксия нарастает, развивается первичное апноэ с одиночными агональными вдохами. Затем, если недостаток кислорода не восполняется, развивается вторичное апноэ. Дальнейшее снижение ЧСС с падением АД сопровождается гипоксическим поражением головного мозга и других органов. Если на этой стадии не начать реанимационные мероприятия, ребенок погибает. Снижение мозгового кровотока и гипоксемия приводят к отеку головного мозга и гипоксической энцефалопатии. Может развиться геморрагическое пропитывание ишемизированной ткани мозга.

III. СЛР.В данном разделе кратко изложены указания по СЛР новорожденных, разработанные Американской кардиологической ассоциацией совместно с Американской академией педиатрии.

А. Основные принципы

1. Подготовка.Важны предварительная оценка клинической ситуации и заблаговременная подготовка медперсонала.

2.В родильном отделении всегда должен быть неонатолог, владеющий навыками СЛР новорожденных.

3.Всегда должны быть наготове оборудование и лекарственные средства, необходимые для проведения реанимационных мероприятий (см. табл. 32.2).

4. Реанимационные мероприятияпроводят в строго определенном порядке.

а. Обеспечение проходимости дыхательных путей.Ребенка укладывают так, чтобы облегчить движение воздуха при дыхании. Отсасывают содержимое носо- и ротоглотки. В некоторых случаях могут потребоваться интубация и санация трахеи.

б. Дыханиестимулируют при помощи тактильного раздражения. В отсутствие дыхания начинают ИВЛ дыхательным мешком через маску или эндотрахеальную трубку.

в. Для поддержания кровообращенияиспользуют непрямой массаж сердца. Начинают инфузионную терапию.

Б. Прежде чем приступить к СЛР, ребенка укладывают на обогреваемый столик и вытирают насухо.

1. Оценку состоянияребенка проводят в течение первых секунд его жизни. При определении показаний к СЛР в первую очередь учитывают частоту дыхания, ЧСС и окраску кожных покровов. Если с помощью этих параметров асфиксию диагностируют уже в течение первой минуты жизни ребенка, СЛР начинают сразу, до оценки состояния ребенка по шкале Апгар (см. табл. 32.3). Если на 5-й минуте состояние ребенка по шкале Апгар ниже 7 баллов, оценку повторяют каждые 5 мин в течение 20 мин или до тех пор, пока она не составит 7 баллов или выше. Оценка состояния ребенка по шкале Апгар на 5-й и 10-й минуте жизни помогает судить о риске острой полиорганной недостаточности.

2. Первые мероприятияне должны занимать более нескольких секунд.

а.Ребенка укладывают на обогреваемый столик и насухо вытирают заранее подогретыми пеленками. Придавать ребенку положение Тренделенбурга не рекомендуется.

б.Ребенка укладывают на спину или на бок. Голову слегка запрокидывают. Отсасывают содержимое носо- и ротоглотки. Чтобы предупредить попадание содержимого верхних дыхательных путей в нижние, сначала очищают рот при помощи резиновой груши. Для облегчения движения воздуха через дыхательные пути под плечи ребенка подкладывают сложенное в несколько раз полотенце.

в.При большом количестве содержимого в ротоглотке голову ребенка поворачивают набок во избежание аспирации.

г.Обтирание тела и санация дыхательных путей рефлекторно стимулируют дыхание. Если после этих манипуляций ребенок не начал дышать, его слегка похлопывают по стопам и растирают спинку теплым полотенцем. Другие методы стимуляции дыхания применять не следует из-за опасности осложнений. Если в течение 10—15 с дыхание не появилось, начинают ИВЛ.

В. Дальнейшие этапы СЛР

1.Оценивают частоту дыхания, ЧСС и окраску кожных покровов. Проводят постоянную регистрацию ЧСС и сердечного ритма.

2.При нарушении частоты и ритма дыхания начинают ИВЛ 100% кислородом при помощи дыхательного мешка и маски. При нормальной экскурсии грудной клетки оценивают ЧСС.

4.Центральный цианоз при ЧСС выше 100 мин –1 — показание к увеличению содержания кислорода (более 80%) во вдыхаемой смеси.

5.При падении частоты дыхания, отдельных агональных вдохах и полном отсутствии дыхания либо при падении ЧСС ниже 100 мин –1 начинают ИВЛ. Используя ингаляцию кислорода и надеясь стимулировать самостоятельное дыхание, можно упустить время для эффективных реанимационных мероприятий (см. рис. 32.2), что приведет к гипоксическому поражению головного мозга и других органов.

Е. Интубация трахеи

1. Показания. Интубация трахеи может потребоваться при неэффективности ИВЛ дыхательным мешком (нет повышения ЧСС или недостаточная экскурсия грудной клетки), при необходимости санации трахеи, непрямом массаже сердца, обструкции дыхательных путей увеличенным языком (например, при синдроме Беквита—Видемана), а также при грыже Бохдалека.

Подготовка

а.Размер эндотрахеальной трубки подбирают в соответствии с гестационным возрастом или весом ребенка (см. табл. 32.5). Трубку обрезают на уровне 13 см и надевают на нее переходник. Для облегчения интубации используют проводник для эндотрахеальной трубки.

б.Ребенка кладут на спину на обогреваемый столик, слегка запрокидывают ему голову.

в.Ларингоскоп держат левой рукой, а правой удерживают голову. Клинок ларингоскопа проводят за корень языка и подводят под надгортанник, отодвигая его кверху так, чтобы была видна голосовая щель.

г.Эндотрахеальную трубку продвигают вдоль клинка и вводят между голосовыми связками. Глубину введения трубки (от ее дистального конца до губ ребенка) рассчитывают следующим образом: к весу ребенка в килограммах прибавляют 6. Результат выражают в сантиметрах.

Читайте также:  Шарики для массажа стоп

д.Проксимальный конец введенной трубки придерживают, а ларингоскоп и проводник удаляют.

е.К эндотрахеальной трубке подсоединяют дыхательный мешок и начинают ИВЛ.

ж.Убеждаются в том, что дыхание хорошо проводится, а экскурсия грудной клетки достаточна.

з.Трубку закрепляют пластырем.

и.Положение трубки проверяют при помощи рентгенографии.

Ж. Медикаментозное лечениевключает кровезаменители и инотропные средства. Они улучшают сердечную деятельность и кровоснабжение тканей, восстанавливают кислотно-щелочное равновесие. Медикаментозное лечение назначают в случаях, когда эффекта от ИВЛ 100% кислородом и непрямого массажа сердца не наблюдается в течение 30 с (сердечные сокращения отсутствуют либо ЧСС остается ниже 80 мин –1 ).

1. Вводить лекарственные средстваудобнее в пупочную вену, поскольку в нее легче установить катетер. Адреналин можно вводить через эндотрахеальную трубку. Особое внимание, особенно у недоношенных, уделяют скорости введения лекарственных средств, поскольку резкие перепады АД и осмоляльности крови могут вызвать у них нарушение мозгового кровообращения. В табл. 32.6 дана характеристика отдельных лекарственных средств, применяемых для СЛР новорожденных.

3. Введение кровезаменителейпомогает устранить гиповолемию и улучшить доставку кислорода тканям. Острая кровопотеря может развиться вследствие фето-материнской трансфузии до родов. Гиповолемию следует заподозрить в случаях, когда реанимационные мероприятия неэффективны или наблюдается артериальная гипотония. Обычно используют физиологический раствор, раствор Рингера с лактатом, 5% раствор альбумина или другой кровезаменитель. Вводят 10 мл/кг в/в в течение 5—10 мин.

4. Нарушения кислотно-щелочного равновесия. Метаболический ацидоз следует заподозрить при неэффективности СЛР, введения адреналина и кровезаменителей. При подозрении на метаболический ацидоз вводят бикарбонат натрия (см. табл. 32.6). Этот препарат применяют только в отсутствие респираторного ацидоза. При недостаточной вентиляции легких не происходит полного удаления углекислого газа, развивается смешанный ацидоз. Добавление бикарбоната натрия в этой ситуации может усилить смешанный ацидоз в венозной крови и усугубить снижение pH в тканях.

5. Налоксон — блокатор опиатных рецепторов. Препарат используют при угнетении дыхания у новорожденного, вызванном введением матери наркотических анальгетиков в течение последних 4 ч перед родами. При угнетении дыхания в первую очередь начинают ИВЛ, затем вводят налоксон, 0,1 мг/кг в/в или эндотрахеально, можно повторять каждые 2—3 мин. Допустимо также п/к или в/м введение. Поскольку длительность действия наркотических анальгетиков может превышать длительность действия налоксона, после введения препарата за ребенком наблюдают в течение по крайней мере 6 ч. Введение налоксона противопоказано при подозрении на наркоманию у матери, поскольку у ребенка может развиться синдром отмены, сопровождающийся тяжелыми судорогами. В этих случаях новорожденному проводят ИВЛ до тех пор, пока ребенок не начнет дышать самостоятельно.

IV. Ведение в постреанимационном периоде. Новорожденных, которым проводили интенсивные реанимационные мероприятия, оцененных по шкале Апгар ниже 7 баллов на 5-й минуте жизни, переводят в отделение реанимации. В отделении за ними тщательно наблюдают по меньшей мере в течение суток для своевременной диагностики и лечения осложнений асфиксии. Лабораторные исследования включают общий анализ крови, определение глюкозы плазмы, уровня кальция в сыворотке, газов артериальной крови. Кроме этого, проводят рентгенографию грудной клетки.

А. Артериальная гипотония.Назначают кровезаменители и вазопрессорные средства. Улучшить микроциркуляцию и нормализовать АД удается при помощи длительной инфузии дофамина. В течение инфузии контролируют ЧСС и АД. Дозы и метод расчета концентрации раствора дофамина приведены в табл. 32.6. Инфузию начинают с дозы 5 мкг/кг/мин, постепенно повышая ее до максимальной — 20 мкг/кг/мин.

Б. ОПН — частое осложнение тяжелой асфиксии. Следят за диурезом и регулярно определяют уровень электролитов и креатинина в сыворотке. ОПН вследствие асфиксии редко сопровождается олигурией и, если не контролировать уровень креатинина ежедневно, может остаться недиагностированной.

В. Гипогликемия — частое осложнение асфиксии. Назначают 10% глюкозу, 2 мл/кг (200 мг/кг) в/в струйно или в/в капельно со скоростью 6—8 мг/кг/мин.

Г. Гипокальциемияобычно возникает в первые 24—48 ч после реанимационных мероприятий. Может потребоваться введение препаратов кальция.

Д. Метаболический ацидоз.После нормализации дыхания, сердечного выброса и кровоснабжения тканей вводят бикарбонат натрия.

Е. Поражение ЦНС. Могут развиться отек головного мозга, внутримозговое кровоизлияние, судороги и синдром гиперсекреции АДГ. Первоочередные меры включают ограничение жидкости до 50—60 мл/кг/сут. Дальнейшую тактику ведения определяют индивидуально, в зависимости от состояния ребенка.

Ж. Стойкая легочная гипертензияобусловлена спазмом легочных сосудов. Возникает сброс крови справа налево с последующим развитием гипоксии и ацидоза. Проводят ИВЛ 100% кислородом, в отдельных случаях используют экстракорпоральную мембранную оксигенацию.

З. Документация.Все назначения, результаты наблюдения и обследования заносят в медицинскую карту.

V. Прогноз

А. Продолжительность СЛР.Насколько долго следует продолжать СЛР при тяжелой асфиксии новорожденного, точно не установлено. Небольшое количество исследований по этой проблеме не позволяет сформулировать четкие сроки. В одной из работ описаны 93 случая асфиксии новорожденного. СЛР начинали в отсутствие сердечных сокращений. 61% из 23 выживших детей развивались нормально. Среди 58 детей, у которых сердцебиение отсутствовало в течение 10 мин, выжил только один и в дальнейшем страдал детским церебральным параличом. Результаты исследования свидетельствуют о том, что при неэффективности СЛР ее можно прекращать через 10 мин. Некоторые исследователи рекомендуют продолжать СЛР в таких случаях в течение 15—20 мин.

Б. Детский церебральный паралич.В большинстве случаев детского церебрального паралича анамнестические указания на асфиксию отсутствуют. Хотя известно, что асфиксия новорожденного приводит к стойким неврологическим нарушениям, они обычно появляются вскоре после рождения. Характерно следующее.

1.Низкая оценка по шкале Апгар на 10—15-й минуте жизни.

2.Проявления ишемической энцефалопатии — мышечная гипотония, вялое сосание и снижение рефлексов.

3.Судороги в первые 36 ч после рождения.

За последние 20—30 лет, несмотря на значительные достижения в акушерстве и неонатологии, распространенность детского церебрального паралича среди доношенных детей не изменилась. Эпилепсия и умственная отсталость, как правило, не связаны с асфиксией новорожденного.

Источник

Adblock
detector