Автор — врач остеопат
1996 год окончила Высшее медицинское образование получила в Российском государственном медицинском университете по специальности «педиатрия».
1997 год окончила клиническую ординатуру по специальности детская неврология на базе Морозовской детской городской клинической больницы.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Морозовская детская городская клиническая больница г. Москвы
В течении 18 лет занималась восстановительным лечением детей с различной патологией. С 2000 по 2014 год руководила отделением ЛФК и медицинской реабилитации стационара.
В 2008 году присвоена Высшая квалификационная категория по специальности лечебная физкультура и спортивная медицина
Институт восстановительной медицины
2004-2008 год руководитель практики по детскому массажу и руководитель кафедры детского массажа в Институте восстановительной медицины.
2012 год эксперт по массажу, лечебной физкультуре и детской неврологии журнала «Здоровый малыш» в рубрике «массажный кабинет» издающийся в России, Белоруссии, Украине.
Преподавательская деятельность по теме детского массажа и ЛФК с 2000 года на базе московского медицинского колледжа в курсе «сестринское дело в медицинской реабилитации».
С 2009 по 2014 год вышла серия моих книг и фильмов по детскому массажу, лечебной физкультуре и мануальной терапии для специалистов, студентов-медиков и родителей. В книгах описаны авторские методики работы с детьми, имеющими перинатальную патологию.
Являюсь членом Совета Московского профессионального объединения мануальных терапевтов и Национальной Федерации массажистов
Клиника «Институт остеопатии Мохова»
2016-2018 гг. врач-остеопат в остеопатической клинике экспертного уровня СПб-Москва.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
2004 г. Профессиональная переподготовка в РМАПО по лечебной физкультуре и спортивной медицине на кафедре физической реабилитации и спортивной медицины
2007 г. Профессиональная переподготовка в ММА им. И.М. Сеченова по специальности мануальная терапия на базе специальности неврология. Врач мануальной терапии.
2012-2016 гг. Профессиональная переподготовка в ЧОУ ДПО «Институт остеопатии» СПбГУ. Диплом врача-остеопата и сертификат специалиста (Минздрава России) с правом на ведение профессиональной деятельности в сфере «Остеопатия». (руководитель Мохов Д.Е. Санкт-Петербург)
2015-2017 гг. Обучение в остеопатическом колледже «OSTEONAT» (Париж. Франция) по программе «Перинатальная остеопатия», под руководством D.O., M.R.O.F. Тьерри Лебурсье и D.O., M.R.O.F. Жан-Мари Бриан. Прошла аттестацию по международным стандартам с получением сертификата по следующим направлениям: «Особенности применения остеопатической концепции к новорожденным”- Тьерри Лебурсье (Франция). “Беременность, роды и соматические дисфункции антенатального периода” — Жан-Мари Бриян (Франция). “Остеопатическая концепция в перинатологии: подходы к беременным и новорожденным” — Мишель Барро (Франция).
2017 г. «Осцилляторные техники или техники тканевой ритмической дезагрегации». Автор программы Мохов Дмитрий Евгеньевич— доктор медицинских наук, врач-остеопат, невролог. Главный внештатный специалист по остеопатии Минздрава России, руководитель Института остеопатии СПбГУ (Санкт-Петербург)
2018 г. «Лимфатическая система: остеопатические техники прошлого и будущего». Автор программы Раймонд Перрин — доктор остеопатии (Великобритания), международный лектор.
2019 г. Прикладная кинезиология: повышение квалификации в Академии медицинской кинезиологии и мануальной терапии. Руководитель — Васильева Л.Ф., профессор, доктора мед наук, академик РАМТН, зав. кафедрой мануальной терапии Российского государственного медицинского университета.
2019 г. «Остеопатическое сопровождение беременности» Автор программы Давид Санчес Риенда— доктор остеопатии и преподаватель Европейского института остеопатической медицины (EIOM, Италия) и Бельгийско-испанской остеопатической школы (FBEO) в Мадриде.
ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ
+7-903-778-81-54 (Telegram) Москва, метро Тропарево, Ленинский проспект, 158
Если у вас есть необходимость заранее узнать подробности и возможности моего приема, оставьте сообщение с вопросом в контактной форме, я отвечу вам при первой возможности.
Массаж рук
Массаж рук начинаем с массажа ладони. Возьмите руку, которую будете массировать в области запястья, пальцами другой руки начните поглаживание от кончика к основанию каждого его пальца по очереди.
Повторите прием 2-3 раза
Затем перейдите к легкому растиранию каждого пальчика. Для этого подушечками своих пальцев продвигайтесь поступательными движениями от кончика к основанию массируемого пальца
Повторите прием 2-3 раз.
После растирания следует слегка сдавить подушечку каждого пальца по очереди своими большим и указательным пальцами.
Повторите прием 2-3 раза.
Затем перейдите к массажу большого пальца. С помощью поглаживающих и растирающих движений у его основания отведите палец от ладони и задержите на несколько секунд в этом положении.
Перейдите к разминанию мышцы у основания большого пальца. Для этого обхватите его так, чтобы ваш большой палец находился на ладони, а указательный и средний с наружной стороны кисти.
Разминание произведите поступательными движениями. Повторите прием 4-5 раз
Далее проводим массаж предплечья. Для этого переложите свой большой палец в ладонь массируемой руки. Ладонью второй руки начните с поглаживания по направлению от кисти к локтевому суставу, пройдите как с внутренней, так и с наружной стороны руки. Область локтевого сустава затрагивать не рекомендуется. Повторите прием 2-3 раза
Растирание проведите подушечками пальцев поступательными спиралевидными движениями в том же направлении как при поглаживании. Растирайте только наружную поверхность предплечья. Повторите прием 2-3 раза
Теперь переходим к массажу плеча. Поглаживание проводим ладонью от локтевого сустава к плечу по внутренней и наружной поверхности руки.
Повторяем прием 2-3 раза
Растирание проводим подушечками пальцев только по наружной поверхности плеча, такими же поступательными спиралевидными движениями как на предплечье. Повторите прием 2-3 раза.
Далее переходим к более интенсивному кольцевидному растиранию. Для этого своими руками, расположенными поперек, обхватите плечо ребенка чуть выше локтевого сустава. Ваши руки должны находиться близко друг к другу и совершать встречные движения. Растирание проводится по всему плечу по направлению к плечевому суставу и повторяется в 2-3 прохода.
Следующий прием разминание. Для этого, между своим 1 пальцем с одной стороны и 2-4 с другой стороны, захватите мышцы плеча над локтевым суставом по наружной поверхности. Поступательными движениями пройдите мышцы до плечевого сустава. Повторите прием 2-3 раза.
Заканчиваем массаж рук обязательно поглаживанием всей конечности от пальцев к плечу и легким потряхиванием руки.
Гипертонус мышц у ребенка
У ребенка грудного возраста могут быть разные варианты мышечного тонуса. В норме в первые три месяца жизни у малыша выражен физиологический гипертонус, который постепенно снижаясь приходит к физиологическому или нормотонусу. Если были проблемы во время перинатального периода, то последствием может стать следующие изменения мышечного тонуса:
Обычно педиатр, невролог, ортопед обращают внимание на мышечный тонус и определяют его изменения. Сами родители так же могут увидеть изменения мышечного тонуса у малыша. Какие отклонения можно заметить читайте по ссылке. Далее я расскажу, какие занятия рекомендую родителям, если был определен гипертонус мышц у ребенка.
Если гипертонус мышц у ребенка в ногах
Упражнение 1
Положите малыша на спину. Одну ногу выпрямите и придерживайте в области коленного сустава. Другую ногу согните в коленном суставе, и бедро отводите в сторону с потряхивающими движения с легким давлением на внутреннюю поверхность бедра и задержитесь на несколько секунд в положении максимального отведения. Затем ноги поменяйте. Повторите упражнение по 5 раз с каждой стороны.
Упражнение 2
Затем поднимите прямые ноги ребенка под прямым углом к поверхности стола и разведите их в стороны. Повторите упражнение 5-7 раз
Упражнение 3
Теперь разведите выпрямленные ноги малыша, при этом пятки должны скользить по поверхности стола. повторите упражнение 5-7 раз.
Рекомендации остеопата для родителей
1.Детям до трех месячного возраста – широкое пеленание.
2. Детям после трех месяцев широкое пеленание можно заменить положением на руках так, чтобы бедра ребенка были в положении разведения на боку у матери.
3. Детям второго полугодия можно сидеть верхом на мягкой игрушке с широкой спиной.
Упражнение 4
Ребенок лежит на спине. Возьмите ноги ребенка так, чтобы ваши руки располагались в области коленных суставов. Медленно поднимите ножки над поверхностью стола, сгибая их только в тазобедренных суставах, коленные суставы фиксированы. На определенном этапе вы ощутите сопротивление движению и начало сгибания ног в коленных суставах. оказывайте противодействие сгибанию ног в коленных суставах, увеличивая на несколько сантиметров амплитуду движения, растягивая мышцы-сгибатели. Задержитесь на несколько секунд и возвратите ножки в исходное положение. Повторите упражнение 4-5 раз. С каждым занятием угол свободного подъема ног будет увеличиваться.
Упражнение 5
Малыш лежит на спине. Растягиваем икроножные мышцы. Для этого сгибаем стопы в голеностопных суставах до прямого угла. Ноги при этом должны быть выпрямленными в коленных суставах. Повторить упражнение 7-10 раз.
Упражнение 6
В положении ребенка лежа на спине с согнутыми ногами покатайте маленький массажный мячик. Для этого обхватите рукой стопу ребенка, установите ее на мячик в прямом положении и при движении от себя доводите стопу до соприкосновения пятки со столом. При движении к себе с поверхностью стола соприкасается мысок ребенка. Повторите упражнение 10 раз с каждой стороны
Дополнительно приемами массажа активно стимулируем тыльное сгибание стоп. Для этого ноги малыша согните в коленях и стопы поставьте на стол. Интенсивно и одновременно растирайте наружный и внутренний края стопы своими 1 и 2 пальцами. Ответная ожидаемая реакция – приподнимание мыска над поверхностью стола при опирающейся на стол пятке
Положите ребенка на животе с выпрямленными ногами, стопы при этом должны свешиваться с края стола. Производите поглаживающие движения по подошве, от пятки к мыску с легким давлением в конце, добиваясь расслабления мышц.
Необходимое условие выполнения пассивного сгибания конечности в суставах для растяжения мышц – это отсутствие активного сопротивления со стороны ребенка выполняемому движению. В противном случае можно получить обратный эффект до появления мышечной контрактуры в икроножной мышце
Рекомендации остеопата для родителей
Во время курса коррекции не давать нагрузку на ноги ребенка. Не допускать прыжковых движений при поддержке. Не использовать прыгунки и ходунки.
Если гипертонус мышц у ребенка в руках
В положении лежа на животе массажными приемами разминания и растягивания прорабатываем заднюю поверхность шеи верхний плечевой пояс и верхнюю половину туловища. При правильном выполнении приемов массажа голова и плечи начинают опускаться, шея визуально удлиняется.
В положении лежа на животе массажными приемами разминания и растягивания прорабатываем заднюю поверхность шеи верхний плечевой пояс и верхнюю половину туловища. При правильном выполнении приемов массажа голова и плечи начинают опускаться, шея визуально удлиняется.
Упражнение 1
После массажных приемов, сначала одну руку (со стороны гипертонуса) вытяните вперед, сопровождая движение медленным поглаживанием с дополнительным растягиванием мышц, начиная от предплечья и заканчивая у гребня подвздошной кости. Задержите руку в этом положении на несколько секунд, туловище выведите в прямое положение. Далее такое же растягивание произведите снизу вверх, т.е. от гребня подвздошной кости до подмышечной области, но при этом своей рукой придерживайте таз ребенка. Затем повторите тот же прием но с другой стороны.
Упражнение 2
После получения эффекта расслабления ребенок может непродолжительное время сохранять приданную позу. Поэтому переходим к следующим пассивным движениям: выпрямите руки в локтевых суставах, затем согните их, имитируя движения пловца «брасом». Затем ладонями ребенка при вытянутых руках удерживаем игрушку, хлопаем ладошками. Повторяем упражнение 5-7 раз.
Рекомендации остеопата для родителей
Необходимы условием для сохранения равномерного распределения мышечного тонуса по сторонам и формирования симметричного мышечного корсета является положение туловища ребенка во время его активного бодрствования, например, на руках у родителей. Если ребенка носить на одной руке лицом к себе, то его желание увидеть происходящее стимулирует поворот головы в одну сторону с разворотом туловища при фиксированном тазовом поясе. При длительном несимметричном положении ребенка на руках родителей оно будет сохраняться и в положении лежа, как на спине, так и на животе. В соответствии с этим родителям даются следующие рекомендации:
Оптимальное положение на руках у родителей это, когда ребенок находится спиной к родителю, одна рука фиксирует грудную клетку ребенка, другая поддерживает в области ягодиц или бедер. При этом поворот головы не будет ограничен, а запрокидывание головы назад будет не возможным. Будут также свободны для манипуляций и руки ребенка. Позвоночник будет находиться по средней линии, без вертикальной нагрузки и без разворотов.
Первые шаги ребенка
Заблуждение 1
«Лучше ходить позже, чем раньше» Это ошибочное мнение. Все хорошо вовремя. Большинство детей начинают ходить в возрасте 12 месяцев. Но, как и в любых возрастных требованиях, тут есть интервалы. Ребенок может начать ходить раньше, например, в 9-10 месяцев. Может пойти в 14 месяцев. И это тоже норма. А вот, если позже, то уже должен возникнуть вопрос почему? Малышу 16-18 месяцев, а он самостоятельно не пошел. Дело в том, что по сроку формирования любых моторных навыков, в том числе и ходьбы, можно судить о благополучии в здоровье ребенка.
Если первые шаги ребенок не сделал до 1 года 4 месяцев — это считается задержкой моторного развития. Это не пустой звук. Следовательно, должен возникнуть вопрос: ПОЧЕМУ не пошел? И на этот вопрос надо дать ответ. Не нужно эту ситуацию пускать на самотек, услышав, что у дяди Пети дети пошли в полтора года, вот и хорошо. И так почему?
Первые шаги ребенка. Причины мешающие их сделать:
Если родители не задумываются над возможностями своего ребенка, они не ставят себе этот вопрос и не приходят на консультацию к врачу с этим вопросом. Значит упускают драгоценное время, данное ребенку для его развития.
Итог: утверждение, что лучше пойти позже, чем раньше – ошибка, приводящая к отрицательным последствиям.
Первые шаги ребенка важный этап развития. Если у вас возник вопрос, почему ребёнок вовремя не пошел и как ему помочь запишитесь на консультацию по ссылке
Заблуждение 2
«Если ребенок начнет ходить до года, у него будут кривые ноги». Это ошибочное мнение. В данном случае перепутаны следствие и причина.
Я слышала неоднократные рекомендации всячески препятствовать желанию ребенка вставать на ноги и сделать первые самостоятельные шаги, если он не достиг годовалого возраста. Объясняют, что это вредно для костно-мышечной системы. Но при этом никто не гарантирует что, если ребенок пойдет после года, его ноги будут стройными и прямыми.
Почему возникла путаница. Что мы имеем на самом деле.
1. Возникновение О-образной деформации нижних конечностей связанно с недостаточностью витамина Д и нарушением кальциевого обмена. Чаще всего проявляется у ребенка в возрасте 1, 5 лет под вертикальной нагрузкой на ноги. Ходьба всего лишь является провокатором деформации ног, но не причиной. То есть если у ребенка есть нарушение кальциевого обмена на момент начала активной ходьбы — возникнет деформация, что до года, что после года. Чаще встречается второе.
2. Другой вариант – Х-образная деформация нижних конечностей. Возникает также не от возраста самостоятельной ходьбы. Причина: дисплазия соединительной ткани, мышечная гипотония, последствия родовой травмы. Если эти проблемы есть у ребенка, то они с ним останутся и после года. То есть, если ребенку разрешать ходить в 1.5 года, у него все равно возникнет деформация нижних конечностей, потому что причина возникновения никуда не исчезнет. Кстати возникнет еще быстрее, потому что вес тела ребенка, а значит и нагрузка на ноги с возрастом только увеличивается.
Заблуждение 3
«Ребенок ходит на мысочках, волноваться не стоит, со временем пройдет. Ведь взрослые на мысочках не ходят.» Это ошибочное мнение!
Если первые шаги ребенка были сделаны на мысочках, ходьба на мысочках может продолжаться и в школьном возрасте. А это значит, что промежуток времени, который был отпущен ребенку для формирования сводов стоп и правильной походки, хорошей осанки, ровных ног, он проходил на мысочках. Правильная ходьба с опорой на полную стопу важна для правильного распределения нагрузки на весь позвоночник, нижние конечности и в частности на стопы. Ко мне на консультацию приходили дети, у которых длительная ходьба на мысочках приводила к остеопорозу пяточной кости и к перегрузке переднего отдела стопы с деформацией мелких суставов. Икроножные мышцы ног были укорочены на столько, что эффективность консервативных мероприятий вызывали сомнение. Оставалось только оперативное лечение- это подрезание ахиллова сухожилия и наложение гипса. Поэтому правильным будет не пускать дело на самотек.
Как только вы заметили, что ребенок стал ходить на мысочках, нужно попытаться исправить ситуацию, не дожидаясь, пока он повзрослеет. Правило гласит: чем раньше начать исправляющие мероприятия, тем легче будет исправить отклонения.
*Статьи по массажу, ЛФК и рекомендации врача носят информационный характер, не являются рекламой услуг.
Основные приемы массажа
Данный раздел будет посвящен введению в основы массажа. Здесь будут собраны основные приемы массажа, которые далее мы будем использовать для исправления той или иной проблемы в развитии малыша. Будет описана техника выполнения каждого приема и его лечебное действие.
В классическом массаже выделяют четыре основных приема: поглаживание, растирание, разминание, вибрацию. Эти основные приемы массажа имеют по несколько разновидностей.
На самом первом курсе, если он пришелся на возраст до 4 месяцев, а также если малыш родился недоношенным или плохо набирает вес, используют самые нежные и легкие приемы массажа: это поглаживание и легкое растирание. В последующие курсы по мере роста ребенка, набора им веса тела и созревания его нервной системы, приемы массажа становятся более интенсивными по своему воздействию, добавляются: разминание, пиление, рубление, стегание и т.д.
Поглаживание
Это первый прием, который является обязательным в массаже, с него начинается процедура, этим приемом завершают процедуру. Поглаживание проводят одной или двумя руками, по очереди или одновременно.
поглаживание вдоль позвоночника
Направление движений может быть продольное и поперечное в области туловища. Продольное, от кончиков пальцев в сторону туловища при поглаживании конечностей. Кругообразное по ходу часовой стрелки в области живота.
Поглаживание проводят медленно, ритмично, спокойно. Рука не отрываясь скользит по ходу лимфатических сосудов к ближайшим лимфатическим узлам. Поглаживание мышц проводят по ходу мышечных волокон.
Действие поглаживания болеутоляющее, оно улучшает крово и лимфообращение, питание тканей, благотворно влияет на нервно-мышечную систему.
Растирание
Следующий прием, который заключается в смещении или растяжении кожи вместе с подлежащими тканями в разных направлениях. Выполняется с большей силой надавливания на ткани, чем при приеме поглаживания. В зависимости от растираемой поверхности прием проводят подушечками пальцев, фалангами согнутых в кулак пальцев или ребром ладони. Направление движений может быть прямолинейное, кругообразное, спиралевидное.
Одним из разновидностей растирание является прием, который называется «пиление». Осуществляется он ребром ладони, при этом руки движутся параллельного друг другу, но в противоположных направлениях, на расстоянии 1-2 см друг от друга. Прием используют чаще в области спины и ягодиц.
Действие растирания обусловлено притоком крови к массируемому участку. При этом происходит покраснение и разогревание данной поверхности тела, местная температура массируемой ткани может повышаться на 2-5 градусов. При этом ваши руки вовремя массажа тоже будут ощущать появление местного тепла. Усиление кровоснабжения способствует обменным и питательным процессам в тканях. За счет разогревания мышцы становятся более эластичные, увеличивается объем движений в суставах.
Разминание
Это более глубокий и сложный прием, с помощью которого лучше всего массируются мышцы. При выполнении этого приема руки захватывают ткани вместе с мышцами, приподнимают или оттягивают их и совершают S-образные движения, при этом одна рука отжимает ткани от себя, другая рука тянет их к себе, затем направление движения рук меняется на противоположное.
Движение производят медленно, плавно, без рывков, не перескакивая с одного участка на другой, а продвигаясь по ходу мышц. Прием используют в основном в области спины и конечностей. В зависимости от положения рук к протяжённости мышцы различают продольное и поперечное разминание. Если руки захватывают мышцу вдоль ее направления, то разминание будет продольным. Если руки захватывают мышцу поперёк ее волокон, то разминание будет поперечным. Действие разминания заключается в улучшении питания тканей. Разминание снимает мышечное утомление, укрепляет мышцы, улучшает функциональное состояние нервно-мышечной системы.
Вибрация
Вибрация – это прием, который заключается в том, что массируемой части тела руками передаются колебательные движения. Эти движения распространяются за пределы массируемой области. Различают много разновидностей вибрации. Мы будем использовать основные из них. Это приемы: рубление, похлопывание, стегание, встряхивание.
Рубление
Похлопывание
Похлопывание проводят ладонной поверхностью кистей, согнутых в форме крыши домика, оставляя внутри ладони пустое пространство.
Похлопывать можно одной рукой или двумя руками попеременно в области спины и ягодиц. Все ударные приемы нельзя проводить в области почек.
Стегание
Прием выполняют несколькими пальцами или всей ладонью, опуская их на тело в косом направлении.
Применяют прием в области спины и ягодиц.
Встряхивание
Прием встряхивание применяют на конечностях (руки и ноги). Для встряхивания рук их захватывают в области кисти, затем колебательными движениями отводят в сторону и возвращают обратно. Для встряхивания ног их захватывают в области пятки и придерживают стопу.
Встряхивающими движениями конечность поднимается и опускается. Эти движения проводятся медленно, для достижения расслабления мышц конечности, снижения их повышенного тонуса.
Рекомендации
Перечисленные приемы не должны вызывать болезненных ощущений у ребенка. Все движения ваших рук должны быть не быстрыми, а прикосновение к телу крохи нежным, но обязательно уверенным, ритмичными и целенаправленными. Всегда ориентируйтесь на восприятие малыша, на его эмоциональную реакцию, и на местную реакцию кожи. Массаж должен быть приятным и не вызывать негативных эмоций, иначе не будет положительного эффекта. Что делать, если все таки ребенок плачет. В первую очередь выяснить причину. Надо уточнить, не хочет ли он есть или спать, не болит ли у него животик, не режутся ли у него зубы. Если с этим проблем нет, то следует подумать о правильности проведения массажа и адекватности нагрузки.
Если ребенок начинает улыбаться и гулить на процедурах, а кто-то из малышей расслабился и заснул на массаже, это будет свидетельством адекватной реакции на ваши манипуляции, а значит вы на верном пути.