Меню

психотехнические упражнения с педагогами

Психотехнические игры для педагогов как средство гармонизации внутреннего мира педагога

марина герасименко
Психотехнические игры для педагогов как средство гармонизации внутреннего мира педагога

Цель: — посредством психотехнических игр учить педагогов правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их и эффектно управлять собой;

— познакомить с приемами, способствующие ослаблению психического напряжения, с упражнениями, нацеленными на развитие внутренних психических сил, расширение его профессионального самосознания;

— отработать способы саморегуляции, достижения психологического контроля.

Психогеометрический тест

Психогеометрия – уникальная практическая система анализа личности

Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг, изображенных на листе бумаги. (Приложение 1) Выберите из них ту,в отношении которой Вы можете сказать: Это – «Я»! Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под №1. Теперь проранжируйте оставшиеся фигуры в порядке Вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами.

Итак, самый трудный этап работы закончен. Какую бы фигуру Вы не поместили на первое место, это – Ваша основная фигура или субъективная форма. Она дает возможность определить Ваши главные доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры – это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию Вашего поведения. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для Вас наибольшие трудности. Однако может оказаться, что ни одна фигура Вам полностью не подходит. Тогда Вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм. (Приложение 2)

Современная жизнь с ее многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители педагогическоготруда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи с тем, что их труд, даже в стабильные времена, отличается высокой эмоциональной нагруженностью и стрессонасыщенностью. Отрицательноокрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье. Сейчас мы с вами познакомимся с упражнениями, регулярное выполнение которых позволит педагогу скорректировать свое психоэмоциональное состояние, выработать навыки психологического воздействия с целью снятия эмоционального и физического напряжения.

Игры-формулы или формулы самовнушения.

Когда у педагога нет возможности, места и времени проводить психотехнические игры, можно использовать формулы, которые могут быть произнесены «про себя» или вслух утром и вечером, по дороге на работу, в процессе рабочего дня, перед трудной беседой.

Упражнение 1. Утренние и вечерние игры-формулы

Утром, перед вставанием, когда Ваш организм находится в своеобразном «переходном» состоянии уже не сна, но еще и не полноценного бодрствования, заведите себе правило прочитывать две основные формулы. Эти же формулы могут быть повторены Вами в постели перед сном.

Формула 1. Уверенность в себе

«Я человек смелый и уверенный в себе. Я все умею, все могу и ничего не боюсь» (Последняя фраза может быть повторена несколько раз).

Формула 2. Любовь к ученикам.

«Я люблю своих воспитанников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыт к диалогу с моими воспитанниками».

Упражнение 2. «На работу»

Формула 1. «Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является для меня высшим смыслом моей жизни».

Упражнение 3. Игры-формулы в течение рабочего дня

Формула 1. Спокойствие, стабильность.

«Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе».

Формула 2. Любовь к своей работе

«Я очень люблю свою работу, она доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь радостью постоянных побед и большим смыслом».

Упражнение 4. «Перед сложным разговором»

Формула 1. Спокойствие

«Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию».

2) Для развития внутренних средств саморегуляции можно использовать так называемые «адаптационные игры». Использование их полезно как для молодых специалистов в период адаптации, так и для уже опытных воспитателей.

Упражнение 1. «Фокусировка»

Упражнение выполняется за 10-15 минут до начала занятия. Удобно расположитесь в кресле или на стуле. Отдавая самому себе команды, сосредоточьте свое внимание на том или ином участке тела и почувствуйте его теплоту. Например, по команде «Тело!» сосредоточьтесь на своем теле, по команде «Рука!» — на правой руке, «Кисть!» — на кисти правой руки, «Палец!» — на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде «Кончик пальца!» — на кончике указательного пальца правой руки. Команды следует подавать самому себе с интервалами 10-12 секунд (найдите при этом благоприятный для Вас ритм).

Читайте также:  качаем плечи и ноги упражнения

Упражнение 2. «Дыхание».

Упражнение желательно выполнять перед началом занятия. Устройтесь в кресле или на стуле. Расслабьтесь и закройте глаза. По своей собственной команде постарайтесь отключить свое внимание от внешней ситуации и сосредоточьтесь на своем собственном дыхании. При этом не следует специально управлять своим дыханием, не нужно нарушать его естественный ритм. Упражнение выполняется в течение 5-10 минут.

Игры – релаксации

В течение 2-5 минут, затраченных на выполнение психотехнических упражнений, воспитатель сможет снять усталость, и обрести состояние внутренней стабильности, свободы, уверенности в себе. Как рабочий, который после трудового дня в горячем цеху принимает душ, так и педагог, выполняя в ходе своей работы и после нее специальные психотехнические упражнения, прибегает к методу «психологического душа», очищающего его психику и способствующего быстрому и эффективному отдыху.

Упражнение 1. «Голова».

Встаньте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор двумя руками и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем резко опустите руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук в землю, — вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по Вашим рукам. Посидите так минуты 1,5-2, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь по классу.

Упражнение снимает усталость, способствует установлению психического равновесия, баланса.

Упражнение 3. «Ритм» (формирование открытости к собеседнику)

Два человека встают лицом друг к другу и договариваются о своих ролях: один – ведущий, второй – «зеркало». Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий начинает осуществлять произвольные движения руками, а играющий роль «зеркала» пытается отразить их в том же ритме. Роли несколько раз меняются.

Цель: Углублять эмоциональное состояние и создавать условия для его поддержания вне занятия.

1) Упражнение «Осознание своего дыхания»

Инструкция. Сделайте глубокий вдох животом, дайте воздуху заполнить всю грудную клетку и даже пространство над ключицами. Затем начните медленно выдыхать воздух, произнося мягкий согласный звук «с-с-с». Следите за ритмом дыхания. Воздух входит. «С-С-С».Спросите с5ебя: что я чувствую, когда дышу? Что происходит во мне? Делайте это упражнение так долго, как сможете.

2) Упражнение «Настроение» (как снять неприятный осадок после разговора).

Нарисуйте свое эмоциональное состояние после занятия.

Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет – линии, цветные пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите ваше грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с вашей стороны.

После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте в урну.

Вы заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально-неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в ваш рисунок, и было уничтожено вами.

1. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М. : Нов. Школа, 1993 г.

Читайте также:  дыхательные упражнения в постели

2. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. — М. : Владос, 1996

3. Дошкольное образование. — №8,№11 2004 г.

Презентация проекта: «Миницентр психологической разгрузки для детей дошкольного возраста» Задачи: * формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях ; * Обучение умениям определять свое настроение; * обучение.

Синдром и профилактика эмоционального выгорания педагогов Консультация для воспитателей и руководителей по проблеме профессионального выгорания педагогов, а также этапы и способы решения данной.

Источник

Психотехнические упражнения для снятия напряжения и усталости у педагогов.
методическая разработка по психологии по теме

Практические рекомендации по снятию усталости у педагогов

Скачать:

Вложение Размер
psiholog.seminar-praktikum.doc 44 КБ

Предварительный просмотр:

Психотехнические упражнения для снятия напряжения и

усталости у педагогов.

К ряду профессий, подверженных стрессовыми ситуациями, относится и работа школьного учителя. Важным условием сохранения и укрепления психического здоровья педагога является его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, усталость и расслабляться. Для этого педагогу предлагаются специальные психотехнические упражнения, которые ослабляют психическую напряженность, снимают некоторые невротические реакции, т.е. выполняют психотерапевтическую роль. Регулярное выполнение учителем этих упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, управлять ими и, как следствие этого, достигать успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии. В течение 3-5 минут, затраченных на выполнение упражнений, педагог сможет снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, уверенности в себе.

Вот несколько упражнений, предложенных И. Е. Шварцем, немецким психотерапевтом:

Займите на кресле удобную для себя позу. Опустите голову слегка вниз. Руки положите на колени. Закройте глаза. Начинайте выполнять первое упражнение « физический покой». Расслабьте мышцы тела. Шепотом произнесите: «Мои мышцы расслаблены», постарайтесь почувствовать расслабление. Сконцентрируйте внимание на руках. Произнесите: «Руки расслаблены». Сделайте паузу. Постарайтесь почувствовать расслабление рук. Произнесите: «Руки расслабленные, вялые».

Ваше внимание устремилось к ногам. Произнесите: « Расслаблены ноги, мышцы ног, расслаблены пальцы ног, расслаблены мышцы бедер, все мышцы ног расслабленные, вялые».

Шепотом сказали эти фразы и почувствовали расслабление рук и ног. Продолжайте расслабление всего тела. Произнесите: «Расслабились мышцы спины, расслабились шейные мышцы. Все тело расслабленное и вялое».

Представьте себе, что вы лежите на пляже, закрыли глаза, и все тело , согретое солнцем, расслабилось. Произнесите шепотом несколько раз с паузами: «Каждый мой мускул расслаблен и вял. Невесомость. Я как парящая птица в воздухе».

Через 5-6 минут вы добьетесь отчетливого состояния отдыха всего тела.

Вы уже научились расслаблять мышцы и вырабатывать физический покой. Теперь следует научиться вырабатывать психический покой.

Займите позу пассажира в самолетном кресле. Закройте глаза. Проведите первое упражнение.

Итак, вы расслабились. Шепотом скажите: «Полный физический покой». Почувствуйте состояние покоя. Шепотом скажите: « Все мышцы ушли. Я сосредоточена на покое. Все тревоги, заботы ушли. Покой, как одеялом, окутал меня». Шепотом скажите: «Сливаюсь с природой. Растворилась в природе. Покой, отдых. Я отдыхаю». На выработку состояния психического покоя надо затрачивать 5-6 минут. Если всё делалось правильно, с желанием, вы достигли состояния релаксации – физического и психического расслабления.

Шёпотом произнесите: « Мои руки тяжелые, в руках вёдра с водой, тяжелые руки. Кисти рук тяжело давят на бедра, чувствую тяжесть в правой руке». Мышцы напрягать не надо. Представьте, что в правой руке тяжелый портфель, набитый книгами. Портфель своей тяжестью тянет правую руку вниз. Правая рука давит на колено правой ноги. Рука приятно отяжелела. Рука неподвижная, тяжелая. Сосредоточьте свое внимание на выработке состояния тяжести рук. Затем шепотом скажите: «Тяжелые ноги. Ноги наливаются свинцом. Тяжесть».

Продолжать упражнение до тех пор, пока не почувствуете тяжесть рук и ног. Шепотом произнесите: «Все тело тяжелое. Тяжелые руки, тяжелые ноги, все тело тяжелое».

На фоне состояния физического и психического покоя, тяжести тела начинайте самовоздействие, направленное на выработку состояния тепла. Шепотом произнесите : « Полный физический и психический покой, тело тяжелое. Руки теплеют. Руки в теплой воде. Теплая вода согревает руки. Вода приятно щекочет кончики пальцев. Кисти рук теплые. Ладони на горячей батарее. Чувствую приятное тепло в правой руке. Моя правая рука погружена в нагретый солнцем песок. Песок нагревает правую руку, кровеносные сосуды в руке расширились. Приятное тепло струится с плеча в предплечье, из предплечья в кисть правой руки. Правая рука теплая».

Постарайтесь после каждой произнесенной фразы почувствовать тепло. Шепотом скажите: «Теплые ноги, теплые стопы ног. Теплые голени ног. Теплые бедра. Теплая волна прошла по ногам. Все тело тяжелое и теплое. Горячая кровь согревает правую руку. Приятное тепло проходит по рукам. Тепло доходит до пальцев. Чувствую тепло в кончиках пальцев. Я научилась расширять сосуды в руке. Я сама выработала состояние физического и психического покоя, тяжести и тепла правой руки».

Ваше внимание, как теплый луч света, которым вы медленно проводите по всем мышцам тела. Через 5-6 минут вы должны отчетливо почувствовать состояние тепла.

Тренировку четырехэлементного сеанса проводите ежедневно на протяжении всей недели. Постепенно сокращайте на 1-2 минуты время, отводимое на каждое упражнение. Доведите время до 10-15 минут.

Помимо интеллектуального напряжения, педагог вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на учеников, подавлять их чрезмерную активность, в чем то сдерживать. Это вызывает у него перенапряжение, и различные физические недомогания. Мы предлагаем упражнение, помогающее снять болезненные ощущения в данной ситуации: « Встаньте прямо, расправив плечи и слегка откинув голову назад. Постарайтесь понять, в какой части головы ощущаете тяжесть. Представьте себе, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите этот головной убор, выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, поправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли».

У вас идет урок. В классе тишина и вы можете несколько минут уделить себе. Сегодня у вас это пятый урок и вы устали. Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что усталость струится от головы к плечам, затем по предплечьям, достигает локтей, далее кистей рук и вытекает через кончики пальцев. Вы физически ощущаете тяжесть , скользящую по вашим рукам. Посидите так одну-две минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, пройдитесь по классу. Порадуйтесь вопросам, которые задают дети. Это упражнение снимает усталость, способствует установлению психического равновесия.

Предлагаем упражнение, хорошо снимающее депрессию и плохое настроение. Возьмите любую из книг: « Русские пословицы», « Мысли великих людей», « Афоризмы».Читайте пословицы или афоризмы в течение 25-30 минут, ,пока не почувствуете внутреннее облегчение. Возможно, кроме успокоения, та или иная пословица натолкнет вас на правильное решение.

Это упражнение выполняется за 10- 15 минут до начала урока. Удобно расположитесь на стуле. Отдавая самому себе команды, сосредоточьте свое внимание на том или ином участке тела и почувствуйте его теплоту. Например, по команде « Тело!» сосредоточьтесь на своем теле, по команде « Рука!» — на правой руке, « Палец!»- на указательном пальце правой руки. Команды следует подавать самому себе с интервалами 10-12 секунд.

Как снять осадок после неприятного разговора с кем-либо? Впереди еще несколько уроков, и необходимо сохранить внутреннее спокойствие и работоспособность. На перемене сядьте в учительской, возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте линии, цветовые пятна, фигуры. Попробуйте представить себе, что вы переносите на бумагу ваше тревожное настроение, как бы материализуя его. Важно при этом выбрать цвет в полном соответствии с вашим настроением. А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны.

После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросите в урну.

Ваше эмоционально неприятное состояние исчезнет, оно перейдет в рисунок и будет уничтожено вами.

А теперь, успокоившись, идите на урок.

Эти упражнения взяты из американской системы арт-терапии Н. Роджерс и адаптировано для педагогической деятельности.

Эти психотехнические упражнения можно выполнять в учебном кабинете, в учительской перед уроком или сразу же после его окончания, по дороге домой, в транспорте, в лифте. Вы почувствуете, что быстро отдохнули, если примените одно-два таких упражнения.

Источник

Adblock
detector