Меню

Послеоперационный массаж при ринолалии

Влияние логопедического массажа при ринолалии на функции мышечной системы. Приемы массажа.

Чувствительность неба после операции помогает восстановить массаж. Разминание рубцов вызывает прилив крови в область раневой поверхности, что улучшает питание тканей. Рубцы становятся мягче, небная занавеска пластичной и обретает чувствительность. Массаж делает сам ребенок, поглаживая небо по всей поверхности влажной подушечкой большого пальца в направлении от альвеол к краю мягкого неба. Затем делает надавливающее движение в области рубцов. Начинают массаж с 1-5 минут один раз в день (один раз проглаживают и разминают нёбо) и доводят до 10 раз в день по 3 минуты (10 раз в день с интервалом в один час проглаживают и разминают нёбо по 3 раза подряд).

Массаж верхней губы после уранопластики
— проводится в послеоперационный период после снятия швов;
— является основным методом профилактики возникновения рубцов на верхней губе;
— способствует развитию артикуляционной функции губы.
Массаж включает:
• продольное поглаживание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа в стороны по направлению к углам рта) – 10 сек.
• поперечное поглаживание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа до красной каймы верхней губы перпендикулярно линии рта вниз и вверх) – 10 сек.
• прямолинейное растирание (указательными пальцами обеих рук производится движение от основания носа вниз к краю верхней губы и в стороны по направлению к носогубным складкам и обратно) – 20-30 сек.
• круговое и спиралевидное растирание (указательными пальцами обеих рук производятся круговые и спиралевидные движения в области основания носа и верхней губы) – 10 сек.

Массаж нёба после уранопластики
— является действенным способом профилактики вторичных деформаций верхней челюсти и вечевой реабилитации
— следует начинать через 2-3 дня после снятия операционных швов
— сроки начала массажа следует уточнить с хирургом, производившим операцию
— первые 5-7 дней массаж в боковых отделах неба проводят щадяще (т.к. там заживление идет за счет вторичного натяжения)
— массаж наиболее эффективен в первые 6 мес. после операции
— процедура массажа проводится до еды, с соблюдением всех гигиенических требований
— продолжительность сеанса до 10 мин 1-2 раза в день
— интенсивность массажа должна возрастать от сеанса к сеансу
Массаж включает:

• продольное поглаживание (указательным пальцем проводятся движения по направлению от резцов верхней челюсти вдоль границ расщелины по линии послеоперационного шва с обеих сторон к глотке) – 10-20 сек.
• поперечное поглаживание (указательным или средним пальцем проводятся движения по направлению от средней линии неба до шеек зубов) – 10-20 сек.
• кругообразное поглаживание (указательным или средним пальцем проводятся круговые движения по направлению от средней линии неба от резцов верхней челюсти к глотке) – 10-20 сек.
• прямолинейное растирание (указательным или средним пальцем проводятся движения по направлению от резцов верхней челюсти по линии послеоперационного шва с обеих сторон к глотке и обратно) – 10-20 сек
• круговое растирание (указательным или средним пальцем проводятся круговые растирающие движения по направлению от средней линии неба от резцов верхней челюсти к глотке) – 10-20 сек.
• спиралевидное растирание (указательным или средним пальцем проводятся движения по спирали по направлению от резцов верхней челюсти к глотке и от средней линии неба к шейкам зубов) –10-20 сек.
• продольное разминание (указательным или средним пальцем проводятся плавные неторопливые движения по направлению от средней линии неба от резцов верхней челюсти к глотке) – 10-20 сек.

Массаж при мышечном напряжении в области лба, носа и щечно-скуловой области
— массаж проводится в положении лежа на спине при полном расслаблении мышц тела
— используются приемы поглаживания, вибрации, слабого «пальцевого душа»
— поглаживание лба осуществляется концами 3-4 пальцев, направление движений – от средней линии лба к волосистой части головы
— поглаживание носа осуществляется концами 2-3 пальцев, направление – от кончика носа к переносице
— поглаживание щечной области осуществляется концами 2-3 пальцев, направление движений: от спинки носа к височным областям, от средней линии верхней губы к уху, от средней линии подбородка к мочкам ушных раковин
— приемы вибрации и пальцевой душ осуществляются концами двух и четырех пальцев. Движения идут по тем же линиям лица, как и при поглаживании
— массажные движения следует сочетать с мимической гимнастикой
Самомассаж верхней губы:
— языком в преддверии полости рта
— полоскательные движения водой, удерживая ее во рту под губами
— пальцевой душ – постукивание около рубцов подушечками пальцев
— щипки 1 и 2 пальцами.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Влияние логопедического массажа при ринолалии на функции мышечной системы. Приемы массажа.

Влияние логопедического массажа при ринолалии на функции мышечной системы. Приемы массажа.

Источник

Дыхательные упражнения при ринолалии

Ринолалия – очень редкая патология развития артикуляционного аппарата, характеризуется нарушением произношения звуков, письма, физиологическими дефектами. Данное заболевание может поразить 1го ребенка из 1000. Коррекция патологии должна быть комплексной, часто, из-за физиологических несовершенств речевого аппарата, ребенку требуется хирургическая операция. Данный дефект речи может быть врожденным или приобретенным, имеет несколько видов, от чего зависят прогноз и методы лечения.

Особенности ринолалии и ее классификация

Ринолалия отличается сильнейшей симптоматикой, которую родители замечают сразу после первых проявлений. Основные признаки заболевания: в раннем возрасте малыш начинает поздно произносить звуки, проявляется невнятная, жующая слоги речь. Искажение произношения в данном случае обусловлено нарушением механизма артикуляции и голосообразования. Это физическое отклонение, при котором взаимодействие резонаторов ротоглотки не происходит так, как должно.

Диагностика заболевания, как правило, не является проблемой, сложности начинают проявляться при определении разновидности патологии. Лечение заболевания и выявление этимологии должно проводиться несколькими специалистами.

Нарушение взаимной работы носоглотки и ротоглотки, определяет классификацию ринолалии. По типу проявления и причин возникновения патология может быть функциональной (приобретенной) или органической (врожденной).

Причиной возникновения такого вида заболевания, обычно, становится изменение строения в носоглотке, например, разрастание полипов или аденоидов, этот процесс органический. Смешанная форма – признается не всеми специалистами. В данном случае встречаются два нарушения – непроходимость воздуха между носом и ртом и недостаточность развития носоглотки. Состояние характеризуется полным исчезновением носовых звуков, наблюдается понижение тембра голоса и разговор «в нос».

Правильно определить вид ринолалии помогут посещения нескольких специалистов сразу, от разновидности патологии зависит метод коррекции и протокол лечения.

Виды лечения и коррекции

Коррекция данного нарушения потребует много сил и времени, главное условие выздоровления – это комплексное воздействие. В лечение ринолалии, обычно, входят следующие меры:

Читайте также:  Полный курс массажа виды техника

Включение тех или иных мер коррекции в лечение зависит от формы и вида заболевания.

Массаж

Массаж при ринолалии, в основном, выполняется после операции, для восстановления и функционирования мышц речевого аппарата. Период сразу после снятия швов ответственный в плане предупреждения гипертрофии мышц и появления рубцов на верхней губе.

Массаж в послеоперационный период бывает двух видов:

Логопедический массаж при ринолалии помогает восстановить артикуляционные функции мышц губ, предотвратить появление осложнений после хирургического вмешательства. При перенапряжении мышц речевого аппарата и лица проводится массаж лба и щек. При ринолалии после операции есть опасность возникновения гипертонуса лицевых мышц, для того чтобы их расслабить, логопед использует приемы поглаживания, надавливания, вибрации.

Правила проведения массажа в послеоперационный период:

Упражнения

Логопетерапия при ринолалии должна начинаться до оперативных вмешательств, такой подход поможет наладить активность языка, размягчить нёбо, усилить мышечную артикуляцию губ. Кроме того, логоритмические упражнения при ринолалии в дооперационный период помогают подготовить речевой аппарат и избежать осложнений после хирургических вмешательств.

После операции возобновить занятия с логопедом можно через 10 дней, в зависимости от прогноза и эффективности хирургического лечения.

Комплексная работа логопеда включает в себя:

Работа логопеда с ребенком, страдающим ринолалией, очень важна и сложна, от логопедической коррекции зависит правильность работы лицевых мышц, произношение и тембр голоса. Важно выбрать стоящего специалиста, заниматься с ребенком на постоянной основе, времени на коррекцию может уйти много.

Важно! По мере взросления и становления активной речи у ребенка с ринолалией показатели устной и письменной речи могут только ухудшаться. Важно начать лечение при первых проявлениях заболевания, при таком условии возможно избавиться полностью от патологии.

Дыхательная гимнастика при ринолалии обычно включает в себя упражнения на умение контролировать силу вдоха и выдоха. Дети, страдающие ринолалией, не умеют правильно дышать при разговоре, в послеоперационный период, когда все физические несовершенства удалены, особенно важно уделить внимание упражнениям на дыхание.

Хирургическое лечение

Хирургическое лечение ринолалии разнообразно, виды операций зависят от множества факторов заболевания. Основные направления в оперативном лечении заболевания:

Противопоказания к уранопластике:

Успешность хирургического лечения ринолалии зависит от качества проведения логопедических упражнений, от квалификации хирурга и вида деформации. В некоторых случаях проводят коррекцию или повторное оперативное вмешательство.

Профилактика

Прогнозы лечения достаточно позитивные, если коррекция подобрана правильно и вовремя начата. Профилактические меры состоят из предупреждения развития заболевания в раннем возрасте и в период беременности:

В заключение

Родители должны понимать, что хирургия – это не панацея от ринолалии, операция лишь поможет убрать физические недостатки, а постановка правильной дикции и развитие артикуляции – долгий процесс работы логопеда, психолога и родителей.

Источник

Массаж при ринолалии.

Массаж: верхней губы после уранопластики

В послеоперационный период, после снятия швов, массажу придается большое значение. Он является одним из основных методов профилактики возникновения гипертрофических и келлоидных рубцов верхней губы, порой сводящих на нет достигнутый косметический эффект. Кроме того, массаж способствует развитию артикуляционной функции губы и уменьшает нарастание явлений остаточных и послеоперационных деформаций верхней губы и носа.

1. продольное поглаживание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа в стороны по направлению к углам рта). Выполняется в течение 10 с;

2. поперечное поглаживание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа до красной каймы верхней губы перпендикулярно линии рта вниз и вверх). Выполняется в течение 10 с;

3. прямолинейное растирание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа вниз к краю верхней губы и в стороны по направлению к носо-губным складкам и обратно). Выполняется в течение 20—30 с;

4. круговое и спиралевидное растирание (указательными пальцами обеих рук производятся круговые и спиралевидные, движения в области основания носа и верхней губы). Выполняется в течение 10 с;

5. растирание пилением (указательными пальцами обеих рук производятся «пилящие» движения в поперечном и продольном направлении от основания носа вниз до края верхней губы и в стороны к носо-губным складкам). Выполняется в течение 10—20 с;

6. поперечное разминание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа до края верхней губы и обратно). Выполняется в течение 10—20 с;

7. продольное разминание (указательными пальцами обеих рук производятся движения от основания носа в стороны к носо-губным складкам и обратно). Выполняется в течение 20—30 с;

8. разминание сдвиганием (указательными пальцами обеих рук производятся движения со сдвиганием тканей вверх-вниз и в стороны). Выполняется в течение 20—30 с;

9. разминание надавливанием (указательными пальцами обеих рук производятся движения с легким давлением на ткани от основания носа до края верхней губы и в стороны к носо-губным складкам). Выполняется в течение 10—20 с;

10. щипцеобразное разминание (указательным и большим пальцами одной или обеих рук производятся легкие пощипывающие движения от основания носа к краю верхней губы и в стороны к носо-губным складкам). Выполняется в течение 20 с;

11. вибрация непрерывистая (указательными пальцами обеих рук производятся безотрывные вибрирующие движения по направлениям вверх и вниз от основания носа к краю верхней губы и в стороны к носо-губным складкам). Выполняется в течение 10—20 с;

12. вибрация прерывистая (шальцевой душ» — указательными пальцами обеих рук производятся движения в области верхней губы в продольном и поперечном направлениях). Выполняется в течение 10—20 с;

13. вибрация поколачиванием (указательными пальцами обеих рук производятся движения в области верхней губы и основания носа в продольном и поперечном направлениях). Выполняется в течение 10—20 с;

14. разминание послеоперационного рубца (указательный палец располагается на слизистой оболочке верхней губы под рубцом, а большой палец — на коже над рубцом; проводятся разминающие движения между подушечками пальцев). Выполняется в течение 10—20 с;

15. массаж крыла и купола носового хода стороны расщелины проводится при помощи какого-либо плотного эластичного предмета несколько меньшего по диаметру, чем носовой ход (например, кончика резиновой спринцовки маленького размера). Кончик резиновой спринцовки, предварительно смазанный вазелином, вводится в носовой ход на глубину 3—5 мм, и производятся тянущие движения от основания крыла носа к его кончику вверх и в здоровую сторону. Выполняется в течение 10—20 с;

16. массаж, кончика и крыльев носа (кончик и крылья носа захватываются подушечками большого и указательного пальцев, производятся легкое разминание и потягивание). Выполняется в течение 10—20 с.

Массаж неба после уранопластики

Целью уранопластики является оперативное достижение анатомической целостности неба и создание оптимальных условий для речевой реабилитации. При этом важными являются также профилактика возникновения и минимизация существующих вторичных деформаций верхней челюсти, поскольку патолого-анатомическая сущность врожденных орофациальных расщелин способствует их возникновению в процессе развития ребенка, особенно после неудачных оперативных попыток устранения расщелины.

Читайте также:  Реклама массажа примеры текстов

Послеоперационный массаж неба является одним из самых действенных способов профилактики вторичных деформаций верхней челюсти и речевой реабилитации.

Массаж неба после уранопластики следует начинать через 2—3 дня после снятия швов. В некоторых случаях (при осложнении операции, возникновении изъяна неба) сроки и приемы массажа необходимо уточнить с челюстно-лицевым хирургом. В первые 5—7 дней массаж в боковых отделах неба, где заживление идет за счет вторичного натяжения, проводят щадяще. Массаж наиболее эффективен в первые 6 месяцев после операции, однако положительное воздействие он оказывает и в более отдаленный период.

Процедура массажа проводится до еды, с соблюдением общепринятых гигиенических требований. Продолжительность сеанса до 10 мин с кратностью 2—3 раза в день. Интенсивность массажа должна возрастать от сеанса к сеансу.

1. продольное поглаживание (указательным пальцем проводятся движения по направлению от резцов верхней челюсти вдоль границ расщелины по линии послеоперационного шва с обеих сторон к глотке). Выполняется в течение 10—20 с;

2. поперечное поглаживание (указательным или средним пальцем проводятся движения по направлению от средней линии неба до шеек зубов). Выполняется в течение 10—20 с;

3. кругообразное поглаживание (указательным или средним пальцем проводятся круговые движения по направлению от средней линии неба от резцов верхней челюсти к глотке). Выполняется в течение 10—20с;

4. прямолинейное растирание (указательным или средним пальцем проводятся движения по направлению от резцов верхней челюсти по линии послеоперационного шва с обеих сторон к глотке и обратно). Выполняется в течение 10—20с;

5. круговое растирание (указательным или средним пальцем проводятся круговые растирающие движения по направлению от средней линии неба от резцов верхней челюсти к глотке). Выполняется в течение 10—20 с;

6. спиралевидное растирание (указательным или средним пальцем проводятся движения по спирали по направлению от резцов верхней челюсти к глотке и от средней линии неба к шейкам зубов). Выполняется в течение 10—20 с;

7. продольное разминание (указательным или средним пальцем проводятся плавные неторопливые движения по направлению от средней линии неба от резцов верхней челюсти к глотке). Выполняется в течение 10—20 с;

8. разминание сдвиганием (указательным или средним пальцем проводятся движения с легким сдвиганием тканей твердого и мягкого неба в разных направлениях). Выполняется в течение 10 с;

9. разминание надавливанием (указательным или средним пальцем проводятся движения с легким надавливанием на ткани твердого и мягкого неба в разных направлениях). Выполняется в течение 10 с;

10. разминание растягиванием (указательным или средним пальцем проводятся движения с легким растягиванием (без давления) тканей твердого и мягкого неба в разных направлениях). Особое внимание при этом приеме массажа уделяется области на границе твердого и мягкого неба. Проводится постепенное увеличение нагрузки на ткани мягкого неба и растягивание-надавливание их по средней линии и в стороны от средней линии кверху. Выполняется в течение 10—20 с;

11. разминание диагональное (указательным или средним пальцем проводятся движения по диагонали средней линии твердого неба по направлению к глотке вправо от и влево до краев небной занавески). Выполняется в течение 10 с;

12. разминание пружинное (указательным или средним пальцем проводятся движения с резким отрыванием от тканей по направлению от средней линии неба к шейкам зубов). Выполняется в течение 10с;

13. прерывистая вибрация (ударная) (кончиками указательных или средних пальцев обеих рук производятся легкие удары по твердому и мягкому небу по направлению от резцов верхней челюсти к глотке). Выполняется в течение 10с;

14. вибрация пунктированием (указательные или средние пальцы обеих рук производят движения подобно выбиванию дроби на барабане, короткими отрывистыми касаниями от передних резцов по направлению к глотке). Выполняется в течение 5 с;

15. непрерывная вибрация (лабильная) (указательным или средним пальцем тканям сообщаются безотрывные колебательные движения в области выхода сосудисто-нервного пучка неба (большое небное отверстие) и далее по его ходу);

16. разминание-надавливание в области крыло-челюстных складок. При некоторых методиках уранопластики производятся так называемые разрезы Эрнста, которые проходят по крыло-челюстным складкам. В случае интенсивного рубцевания возможно развитие внесуставной контрактуры нижней челюсти. В профилактических целях проводят массаж крыло-челюстных складок (указательный или средний палец ставят на область крыло-челюстной складки (между последними зубами верхней и нижней челюсти) и проводятся разминающие движения по рубцам). Выполняется в течение 10—30 с с каждой стороны.

Источник

Коррекционная работа при ринолалии

Как отличить парез (паралич) мягкого нёба от функциональной гнусавости?

Важно отграничить парез (паралич) мягкого неба от функциональной (привычной) гнусавости. Сделать это можно следующими способами:

— Ребенок широко открывает рот. Логопед (родитель) нажимает шпателем (черенком ложки) на корень языка. Если мягкое небо рефлекторно поднимается к задней стенке глотки, можно говорить о функциональной гнусавости, если же нёбо остается неподвижным, не остаётся сомнения, что гнусавость органического происхождения (парез, либо паралич мягкого неба).

— Ребенок лежит на спине и произносит какую-то фразу в этом положении. Если гнусавость исчезает, значит, можно предположить парез (паралич) мягкого неба (гнусавость исчезает вследствие того, что при положении на спине мягкое небо пассивно припадает к задней стенке глотки).

Устранение носового оттенка голоса с помощью массажа и упражнений

Для устранения носового оттенка голоса придётся немало потрудиться и ребёнку, и логопеду, и, конечно же, любящим родителям.

В первую очередь, надо будет активизировать мягкое нёбо, заставить его двигаться. Для этого понадобится специальный массаж. Если ребёнок слишком мал, массаж делают взрослые:

1) чистым, обработанным спиртом, указательным пальцем (подушечкой) правой руки, в поперечном направлении, производят поглаживание и растирание слизистой оболочки на границе твёрдого и мягкого нёба (в этом случае происходит рефлекторное сокращение мышц глотки и мягкого нёба);

2) те же движения проделывают при произнесении ребёнком звука «а»;

3) произвести зигзагообразные движения по границе твёрдого и мягкого нёба слева – направо и в обратном направлении (несколько раз);

4) указательным пальцем произвести точечный и толчкообразный массаж мягкого нёба недалеко от границы с твёрдым нёбом.

Если ребёнок уже достаточно большой, то он может проделать все эти приёмы массажа сам: кончик языка прекрасно справится с этой задачей. Важно правильно показать, как всё это выполняется. Поэтому понадобится зеркало и заинтересованное участие взрослого. Сначала массаж с помощью языка ребёнок делает при широко открытом рте, а затем, когда проблем с самомассажем уже не будет, он сможет выполнять его уже с закрытым ртом, и совершенно незаметно для окружающих. Это очень важно, так как чем чаще будет выполняться массаж, тем скорее появится результат.

Читайте также:  Сколько раз массаж делать детям до года

При выполнении массажа надо помнить, что у ребёнка можно вызвать рвотный рефлекс, поэтому не проводите массаж сразу после еды: между приёмом пищи и массажем должен быть хотя бы часовой перерыв. Будьте крайне осторожны, избегайте грубых прикосновений. Не делайте массаж, если у Вас длинные ногти: они могут поранить нежную слизистую оболочку нёба.

Кроме массажа, мягкому нёбу понадобится и специальная гимнастика. Вот несколько упражнений:

1) ребёнку даётся стакан с тёплой кипяченой водой и предлагается выпить её маленькими глоточками;

2) ребёнок полощет горло тёплой кипячёной водой маленькими порциями;

3) утрированное покашливание при широко открытом рте: на одном выдохе не менее 2-3-х покашливаний;

4) позёвывание и имитация позёвывания при широко открытом рте;

5) произнесение гласных звуков: «а», «у», «о», «э», «и», «ы» энергично и несколько утрированно, на так называемой «твёрдой атаке».

Восстановление дыхания

В первую очередь, необходимо устранить причины: провести соответствующие операции, избавиться от аденоидов, полипов, фибром, искривления носовой перегородки, воспалительного отёка слизистой носа при насморке и аллергическом рините, а уже потом, — восстановить правильное физиологическое и речевое дыхание.

Маленькому ребёнку бывает трудно, а порой и неинтересно выполнять упражнения просто по показу. Поэтому используйте игровые приемы, придумывайте сказочные истории, например такие:

«Проветриваем пещеру»

Язычок живёт в пещере. Как и любое помещение, её необходимо часто проветривать, ведь воздух для дыхания должен быть чистым! Есть несколько способов проветривания:

-вдохнуть воздух носом и медленно выдохнуть через широко открытый рот (и так не менее 5 раз);

-вдох ртом и медленный выдох через открытый рот (не менее 5 раз);

-вдох и выдох носом (не менее 5 раз);

-вдох носом, выдох ртом (не менее 5 раз).

Взрослый привязывает на ниточки кусочки ватки, свободные кончики ниток закрепляет на своих пальцах, таким образом, получается пять ниточек с ватными шариками на концах. Рука держится на уровне лица ребёнка на расстоянии 20 – 30 сантиметров. Малыш дует на шарики, они кружатся и отклоняются. Чем сильнее будут кружиться эти импровизированные снежинки, тем лучше.

Проделывается аналогично предыдущему упражнению, но вместо ниточек с ваткой используется лист бумаги, нарезанный снизу бахромой (помните, когда-то такую бумагу прикрепляли на форточки, чтобы отпугивать мух?). Ребёнок дует на бахрому, она отклоняется. Чем более горизонтальное положение примут при этом полоски бумаги, тем лучше.

У Язычка самая любимая игрушка- мячик. Он такой большой и круглый! С ним так весело играть! (Ребёнок как можно сильнее «надувает» щёки. Следите, чтобы обе щеки раздувались равномерно!)

«Мячик сдулся!»

После продолжительных игр, мячик у Язычка теряет свою округлость: из него выходит воздух. (Ребёнок сначала сильно раздувает щёки, а затем медленно выдыхает воздух через округлённые и вытянутые трубочкой губы.)

Мячик приходится надувать с помощью насоса. (Руки ребёнка выполняют соответствующие движения. Сам он при этом произносит часто и отрывисто звук «с-с-с-…»: губы растянуты в улыбке, зубы почти сжаты, а кончик языка упирается в основание нижних передних зубов. Воздух выходит изо рта сильными толчками).

«Язычок играет в футбол».

Язычок любит играть в футбол. Особенно ему нравится забивать голы с пенальти. (Поставить на противоположной от ребёнка стороне стола два кубика. Это — импровизированные ворота. Перед ребёнком на стол положить кусочек ватки. Малыш «забивает голы», дуя с широкого языка, просунутого между губами на ватный тампон, стараясь «довести» его до ворот и попасть в них. Следите, чтобы щёки при этом не раздувались, а воздух струйкой стекал посередине языка.)

При выполнении этого упражнения надо следить, чтобы ребёнок нечаянно не вдохнул в себя ватку и не подавился.

«Язычок играет на свирели»

А ещё Язычок умеет играть на свирели. Мелодия при этом почти не слышна, зато ощутима сильная струя воздуха, которая вырывается из отверстия свирели. (Ребёнок сворачивает из языка трубочку и дует в неё. Наличие струйки воздуха малыш проверяет на своей ладошке).

«Суок и ключик»

Ребёнок знает сказку «Три толстяка»? Если да, то он наверняка помнит, как девочка-гимнастка Суок играла на ключике замечательную мелодию. Ребёнок пробует это повторить. (Взрослый показывает, как можно свистеть в полый ключик).

Если ключика под рукой не окажется, можно использовать чистый пустой пузырёк (аптечный или из-под духов) с узким горлышком. При работе со стеклянными пузырьками надо быть крайне осторожными: края пузырька не должны быть отколотыми и острыми. И ещё: внимательно смотрите, чтобы ребёнок случайно не разбил пузырёк и не поранился.

В качестве дыхательных упражнений можно использовать и игру на детских музыкальных духовых инструментах: дудочке, губной гармошке, горне, трубе. А также надувание воздушных шариков, резиновых игрушек, мячей.

Все приведённые выше дыхательные упражнения должны выполняться только в присутствии взрослых! Помните, что при выполнении упражнений у ребёнка может закружиться голова, поэтому внимательно следите за его состоянием, и при малейших признаках усталости прекращайте занятие.

Артикуляционные упражнения при ринолалии

При открытой и закрытой ринолалии бывает очень полезно выполнять артикуляционные упражнения для языка, губ и щёк. Часть этих упражнений вы можете найти на страницах нашего сайта в разделах «Классическая артикуляционная гимнастика», «Сказочные истории из жизни Язычка».

Вот ещё несколько. Они призваны активизировать кончик языка:

1) «Лиана»: свесить длинный узкий язык вниз, к подбородку, удерживать в таком положении не менее 5 секунд (повторить упражнение несколько раз).

2) «Удав»: медленно высунуть длинный и узкий язык изо рта (проделать упражнение несколько раз).

3) «Язык удава»: длинным и узким языком, высунутым как можно больше изо рта, проделать несколько быстрых колебательных движений из стороны в сторону (от одного угла рта до другого).

4) «Часики»: рот широко открыт, узкий язык совершает круговые движения, как стрелка часов, касаясь при этом губ (сначала в одну, а потом в другую сторону).

5) «Маятник»: рот открыт, узкий длинный язык высунут изо рта, и двигается из стороны в сторону (от одного угла рта до другого) под счёт «раз – два».

6) «Качели»: рот открыт, длинный узкий язык то поднимается вверх, к носу, то опускается вниз, к подбородку, под счёт «раз – два».

7) «Укол»: узкий длинный язык изнутри надавливает то на одну, то на другую щёку.

Так же можно разнообразить артикуляционную гимнастику

ГАСТРОНОМИЧЕСКИ-ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!

УНП 2080457
Заславль, Минск, Заславская сш №2

Источник

Adblock
detector