Меню

Медитация в конце йоги

Основы медитации. Что желательно знать

У медитации только одно предназначение — выйти за пределы ума и стать свидетелем. В твоём свидетельствовании сокрыто чудо, всё таинство жизни.

Э та статья довольно необычная. В ней вы не прочтёте про то, как важно заниматься медитацией, потому что автор статьи никого не пытается в этом убедить. Это и так широко известный факт, что медитация несёт в себе огромное количество положительных аспектов. Из представленного материала вы узнаете о том, с чего начинается настоящая медитация, в чём её основа и когда нужно приступать к её практике.

Основы медитации для начинающих

Река, которая начинается в горах и впадает в море, течёт как единый поток. Когда-то прочитав это изречение, мне невольно пришло на ум, что это есть не что иное, как метафора занятий йогой, но комплексных занятий, практикуя все ступени аштанга-йоги. Мы пока не будем касаться наивысшей 8-й ступени самадхи, т. к. называть её практикой было бы по меньшей мере странно, ведь самадхи — это не техника и не практика, а состояние ума, к которому приходит практикующий через многие годы усиленной практики предыдущих ступеней аштанга-йоги.

Что такое основы медитации для начинающих? Можно было бы описать это так, как вам обычно встречается на страницах книг или в интернете, где представлена инструкция, конкретные шаги для того, чтобы помочь начинающим достичь медитационного состояния сознания, отключить мысли и выйти за пределы разума.

Но давайте пойдём дальше этого и посмотрим на тему медитации не как на отдельный, независимый элемент системы, но как на интегральную составляющую аштанга-йоги. Почему большинство школ и инструкторов преподносят практику медитации как нечто совершенно самостоятельное и почти магическое, то ли практика, то ли тайное учение, которое позволит вам возвыситься до небес и открыть перед собой новые миры? Почему бы не представить практику медитации так, как она есть, откуда берёт свои истоки и каким образом связана со всей йогической системой. Ведь мало кому известно, что медитация — это в первую очередь часть йоги, её высший уровень, к которому нужно прийти, и готовят к этому другие ступени всё той же аштанга-йоги:

Вот список ступеней, предшествующих дхьяне, или по-современному — медитации. Без прохождения через все шесть предыдущих ступеней нет шансов полностью подготовиться к овладению медитацией. Когда люди записываются на курсы медитаций, игнорируя такие важные составляющие, как яма и нияма, то и результатов не стоит ждать через день. Люди мучаются, гонят мысли подальше, пытаются сосредоточиться, обрести связь с Высшим. Но каким образом, скажите, пожалуйста, эти люди хотят моментально преобразиться с помощью практики медитации, не уделяя внимания другим аспектам формирования личности?!

Ведь несмотря на то, что медитация считается чем-то очень возвышенным, в реальности достижение состояния пустоты ума — «безмыслия» — является результатом развития самой личности. Чем выше требования к себе, чем более человек развит духовно, до того момента, когда он впервые подключает в работу определенные техники медитации, такие как медитация на мантру или динамичная медитация и т. д., тем больше шансов на то, что сам процесс медитации будет результативным, а не просто борьбой с самим собой против банального засыпания или бегством от лавины мыслей, которые неизвестно откуда, теперь в молчании, хлынули непрекращающимся потоком.

Поймите, что борьба с собой и своими мыслями происходит у начинающих в силу того, что предыдущие процессы, которые предписаны в системе аштанга-йоги и рекомендованы для практики большинству начинающих заниматься медитацией, просто не были ими пройдены. Они даже не задумываются над этим, не считая нужным попрактиковать, к примеру, асаны и пранаяму прежде, чем переходить к самой медитации.

Основы медитации: теория и практика

Для того чтобы объяснить более подробно сказанное выше, нужно теоретически объяснить, каким образом яма, нияма, асаны, пранаяма, пратьяхара и дхарана влияют на успехи дальнейшего медитационного процесса, той самой глубокой медитации, которую иначе называют дхьяна.

Итак, давайте представим, что вы уже практикуете яму и нияму, т. е. ведёте правильный образ жизни, нравственные ценности у вас на высоте, вероятно, вы уже подкорректировали свою диету и исключили из неё мясные продукты, значит, можно подходить к рассмотрению третьей ступени аштанга-йоги и её влияния на подготовку к глубокой медитации.

Через практику асан вы уже начинаете освоение начальных этапов медитации. Именно поэтому хорошо начинать знакомство с настоящей медитацией через практику асан. Непременным условием выполнения йогических поз является концентрация внимания на том или ином органе или части тела. Идёт в целом погружение во внутренний мир.

Другой способ, который может одновременно практиковаться с предыдущей концентрацией, — это внимание, направленное на процесс дыхания во время выполнения асан, что в свою очередь ведёт к подготовке и практическому освоению пранаямы — следующей ступени йоги, которая иначе называется «искусство контроля и управления дыханием». При этом сам процесс концентрации есть ни что иное, как дхарана — ступень, непосредственно предшествующая дхьяне, т. е. медитации.

Читайте также:  Храм тишины медитация прослушать

Концентрация сама по себе очень важна для того, чтобы подготовиться к погружению в достаточно глубокую медитацию. Если вы не умеете концентрироваться, то вы всё равно будете тратить на это время, выполняя ту или иную технику медитации. Но при отсутствии опыта и способности к продолжительной концентрации на чём-то, скажем, на объекте или осознавании себя, своего мыслительного процесса, сложно сделать выход за пределы собственных чувств и мыслей. Для начала, вы должны научиться быть сосредоточенным на чём-то одном. В этом плане концентрация во время выполнения асан служит отличным стартовым пунктом для развития этой способности.

Если к тому же вы подключите к практике асан занятия пранаямой, то результат превзойдёт ваши ожидания, и вместо того, чтобы ждать того момента, когда наконец можно будет заниматься «настоящей» медитацией, вы фактически уже будете ею заниматься, первоначально не отдавая себе в этом отчета. Многие новички даже не осознают, что выполняя асаны правильно, подключая дыхание уджайи, как это практикуется в Виньяса-флоу йоге, они находятся у истоков занятий медитацией, на которую выходят через серьёзную практику концентрации внимания, а это означает, что они практикуют дхарану. Выходит, что, занимаясь асанами, вы сразу же развиваете в себе несколько способностей, которые в будущем позволят вам наиболее естественным образом перейти к высшим практикам медитации.

Основа медитации: простая медитация, ее сила и влияние

Что лежит в основе практики медитации? Объяснить практический аспект медитационного процесса словами довольно трудно, можно даже сказать, что невозможно. Это так же, как пытаться описать словами состояние самадхи, всё равно, что пытаться объяснить необъяснимое, непередаваемое, состояние, совершенно непохожее на то, с чем вы встречаетесь в обычной жизни, поэтому с практической стороной бытия несоотносимое. Да, конечно, практическая польза от выполнения медитации неоспорима, т. е. занятия медитацией приносят пользу для тела и психики. Доказано, что они полезны для людей со слабым сердцем и для тех, кто страдает диабетом. Также практика медитации повышает интеллектуальные способности человека, в том числе улучшается память. Всего и не перечислишь.

Результаты от практики медитации проявляются на физическом уровне, но само «действие» происходит на более высоких частотах. Изменение в высших областях приводит и к положительным результатам на более грубом уровне, физическом. И всё-таки это своеобразный побочный эффект от выполнения медитации. Самое важное происходит в вашем сознании, оно меняется, а с ним меняется и ваш внутренний мир, и сама личность. Суть медитации, процесс успокоения ума и остановка мыслительного процесса в том и состоит, что в этот момент происходит трансформация и выход сознания на более высокие уровни. Часто люди настолько вовлекаются в практику медитации, что это превращается чуть ли не в зависимость.

Разумеется, это не тот вариант зависимостей, от которых стоит бежать и по возможности предотвращать, но тем не менее психологическая потребность в более частых занятиях медитацией, чем это требуется, может означать одну важную вещь — человек неудовлетворён окружающим его миром, и медитация играет роль уютного прибежища, в которое можно скрыться, если потребуется.

Следует помнить, что смысл медитации не в том, чтобы разобщить человека с реальным миром, а наоборот, сделать его более крепким, менее уязвимым перед лицом судьбы. Медитация — это не ваш необитаемый остров, на который можно спрятаться и не выезжать оттуда годами, только потому, что теперь вам не нужна компания других людей. Вы стали в полной мере самодостаточным.

Потому и говорят, что проще стать монахом, буддийским монахом: есть, пить, выполнять простые обязанности общины, а остальное время проводить в медитациях. Оставаясь в социуме и практикуя медитацию, гораздо сложней удерживать найденный в медитации баланс или состояние блаженства, потому что реальность постоянно пытается нас выбить из этого эквилибриума. Поэтому, занимаясь медитацией, воспринимайте её как отличный метод для погружения в себя, изучения своей сути, приближения к слиянию с Абсолютом, но при этом помните, что полученный через медитацию духовный опыт нужно проявить в физической действительности, иначе для чего человек наделён физическими характеристиками. Если бы вся суть состояла в том, чтобы реализовываться в духовной ипостаси, то само тело не должно было бы существовать. И всё-таки оно есть, и мы в нём находимся. Значит нужно использовать его ресурсы, и опять же с помощью реализации, на физическом уровне делать вклад в развитие своей энергетики и укреплять дух.

Читайте также:  Медитация перед сном для здоровья

Источник

Медитация для начинающих в домашних условиях

«Медитация». Многие из нас часто слышали это слово. В сознании сразу всплывают пейзажи Индии, странные люди в оранжевых одеждах или сам Будда, пребывающий в созерцании под широким раскидистым деревом. Большинство людей, незнакомых с практиками йоги, слабо себе представляют, что такое медитация. В сознании большинства медитация — это «сидеть и ни о чём не думать» или «пребывать в состоянии безмыслия», а то и вовсе «расслабиться и получать удовольствие». И все эти формулировки в какой-то мере отражают истину. Действительно, если достичь глубинного расслабления, то можно получать удовольствие. Правда, об этом чаще всего говорят люди, которые никогда в жизни даже не пробовали закрыть глаза и успокоить свой ум. А ведь только в успокоенном уме может возникнуть состояние счастья. «Нет счастья, равного спокойствию», — говорил Будда Шакьямуни, и что ещё можно постигнуть сверх этого?

На самом деле, фактически всю повседневную жизнь можно отнести к беспокойству ума. Привязанности, страсти, страхи, гнев, раздражение, сомнения, желания, переживания, обида, ревность, навязчивые воспоминания, неотвязные идеи, мысли о прошлом, постоянное планирование будущего — это всё беспокойство ума. Человек постоянно пребывает своими мыслями либо в размышлениях о прошлом, либо в планах на будущее. Редко кто счастлив в настоящем моменте: человеку всегда чего-то не хватает. Всегда существует иллюзия, что если я обрету то или это, тогда я буду счастлив. Это и есть беспокойство ума, который, подобно назойливой мухе, всё время досаждает нам своей деятельностью. Помните, как это бывает?

Вы, к примеру, читаете книгу в знойный летний день, и тут залетает муха и начинает вам досаждать: то на одно плечо сядет, то на другое, то на лоб, то на щёку, то просто жужжит над ухом. И этими хаотичными действиями муха постоянно заставляет вас совершать телодвижения, раздражаться и гневаться. Примерно так действует наш ум: он постоянно вынуждает нас действовать, причём неважно, на внутреннем плане — в виде мыслей и размышлений — или на внешнем — в виде необдуманных, хаотичных действий.

Что же делать? Как же приструнить эту муху, чтобы она не мешала нам читать увлекательную книгу? Для этого и существует медитация. В этом и есть суть йоги. Это кратко изложил в своих «Йога-сутрах» мудрец Патанджали. Всего лишь четырьмя словами он изложил всю суть йоги: «Йога читта вритти нироддха», что означает: «Йога — это устранение (обуздание) беспокойства (волнений) ума». Именно это и является целью медитации — успокоить ум и обуздать его волнения. Да, можно сказать, что медитация — это «сидеть и ни о чём не думать». Но это очень примитивное понимание такого сложного процесса, как медитация. И оно не даёт нам понимания, как такого состояния достичь, а самое главное — зачем вообще нужно «ни о чём не думать».

Медитация для начинающих в домашних условиях

Итак, как же освоить медитацию с нуля? Для начала следует разобраться, зачем же успокаивать свой ум. Как уже говорилось выше, беспокойство ума причиняет нам определённые страдания. Представьте, что нам, к примеру, нужно решить сложную математическую задачу. Помните, как это было в школе? Вот перед нами вызывающе лежит открытый учебник, вот чистый тетрадный лист, вот ручка, циркуль, карандаш, условие задачи уже написано. Мы аккуратно выводим посередине слово «решение», задумчиво ставим двоеточие и погружаемся в попытки решить задачу. И тут начинает действовать наш ум: он напоминает нам о том, что сейчас разгар выходного дня, что ребята пинают мяч во дворе, что вчера куплено мороженое и терпеливо ждёт в морозилке, что вечером будет интересный фильм. И вместо того чтобы поскорее расправиться с задачей и заняться другими делами, мы сидим и мысленно уже гоняем с ребятами во дворе, одновременно поедая мороженое за просмотром интересного фильма.

Всё это крутится в нашем уме, а открытый учебник остался где-то в параллельной Вселенной. И так порой проходит 10 минут, 20, 30, а то и час. Постоянно одёргивая себя, мы пытаемся вернуться в эту реальность и хоть как-то запихать себе в голову условие задачи, которое, подобно мыльным пузырям, расплывается в воздухе в разные стороны. Ум наш скачет везде где угодно, только не там где нужно; время идёт, ребята во дворе уже заканчивают футбольный матч, а любимый фильм скоро начнётся, но воз, что называется, и ныне там. Мы раздражённо захлопываем учебник, швыряем его, открываем холодильник, берём мороженое и включаем фильм.

Но удовольствия снова не получаем, потому что наш ум теперь рисует нам другие картины — о том, как мы в понедельник получим двойку, и о том, какие за этим последуют меры воспитательного воздействия со стороны мамы. Снова беспокойство ума, снова страдания. Это яркий пример того, как действует наш ум. И так практически всегда. Он отвлекает нас от данного момента, от конкретной задачи, заставляя совершать тысячи умственных или физических действий, 90 % которых являются просто бессмысленной тратой энергии.

Читайте также:  Ищу партнера для медитации

Как же обрести контроль над умом? Философ Шантидэва очень кратко изложил, как это сделать: «Дабы уничтожить омрачения, буду я постоянно сосредоточивать ум на совершенном объекте, отвращая его от ложных путей». Возникает вопрос: что же такое совершенный объект? Дело в том, что медитация работает по простому принципу: «О чём мы думаем, тем мы и становимся». Концентрируясь на чём-то, мы обретаем качества этого объекта. Именно поэтому крайне не рекомендуется осуждать кого-либо или критиковать: концентрируясь на негативных качествах человека, мы взращиваем их в себе. Из этого простой вывод: чтобы воспитать в себе позитивные качества, надо концентрироваться на «совершенном объекте» — носителе таких качеств.

Для этого можно взять любой образ, который вас вдохновляет, будь то образ Будды, Иисуса, Кришны или ещё кого-либо, кто для вас является «совершенным объектом». Концентрируясь на «совершенном объекте», мы как бы становимся с ним одним целым и обретаем его качества. И наш ум, подобно паруснику, гонимому сильным ветром, перестаёт проявлять беспокойство и хаотичность.

Медитация дома для начинающих

Как же самостоятельно приступить к практике медитации? Для начала следует развить концентрацию. Тут вариантов может быть несколько. Один из самых эффективных — практика «Тратака». Это концентрация на пламени свечи или на точке на стене. Она позволяет научиться контролировать ум и сосредотачивать его на объекте. Когда вы научились сосредотачивать ум на проявленном объекте, начинайте усложнять практику. К примеру, можно начать концентрироваться на повторении мантры. Более лёгкий вариант — повторение мантры вслух, более сложный —про себя.

Тут важно не делать это механически и бездумно, это лишает практику смысла. Важно погружаться в смысл мантры, концентрироваться на её значении, глубоко размышлять над её смыслом. Это будет не только развивать концентрацию, но и возвышать наш разум, потому что — помните? — «о чём мы думаем, тем мы и становимся». И к примеру, концентрируясь на повторении мантры Ом, мы будем перенимать качества Абсолюта, звуком которого и является эта мантра. Развив в себе навыки концентрации на физическом объекте и на мантре, можно попытаться медитировать на какой-либо внутренний образ. Это должен быть тот образ, который вас вдохновляет и качества которого вы хотели бы перенять.

Правильная медитация для начинающих

Итак, что значит «концентрация на образе»? К примеру, концентрируясь на образе Будды, нужно ли визуализировать его в сознании? И да, и нет. С одной стороны, именно так это и происходит, но медитация — это не просто визуализация. Это, в первую очередь, глубокие размышления и созерцание. И визуализируя, к примеру, образ Будды, мы глубоко погружаемся в размышления, концентрируясь на тысяче совершенных качеств Татхагаты –— сострадании, безмятежности, спокойствии, равностном отношении, желании счастья всем живым существам, непривязанности и так далее. Такая медитация позволяет взращивать в себе эти благородные качества и ведёт к успокоению ума и трансформации личности.

Также концентрация на высшем объекте достигается с помощью мантры. При этом мы глубоко размышляем над её смыслом и теми явлениями, которые символизирует мантра. Аналогичным образом можно концентрироваться и медитировать на образ любого божества или духовного учителя. Во-первых, вы будете выстраивать энергетическую связь и энергообмен с ним, а во-вторых, перенимать его качества. Так и реализуется на практике главный принцип медитации «о чём мы думаем, тем мы и становимся».

Практиковать медитацию лучше всего дважды в день — утром и вечером. Утренняя медитация позволяет настроить ум на позитивную волну и удерживать его на этой волне в течение дня. А вечерняя медитация позволяет очистить ум от всего, что было накоплено за день, и подготовить себя к спокойному сну. Регулярно практикуя медитацию дважды в день, уже в течение одного-двух месяцев можно достичь очень хороших результатов в плане контроля над своим умом. Вы заметите, что стали более спокойными и осознанными. Начнут уходить назойливые мысли, возможно, станут исчезать зависимости и навязчивые модели поведения.

В практике главное регулярность — тогда будет эффект. Но важно понимать, что контроль ума в медитации — это лишь тренировка. А настоящая борьба начинается тогда, когда вы выходите из медитации. И все навыки, которые вы приобрели в медитации, нужно применять в жизни. И тогда вся жизнь будет одной сплошной медитацией и состоянием блаженства, независимо от внешних обстоятельств. В этом и есть суть йоги.

Источник

Adblock
detector