Меню

Медитация в древней индии

Какие медитации практиковали в древние времена?

Существует много древних техник медитации, которые практикуются представителями разных философских школ. В то же время нельзя утверждать, что древние йоги и мудрецы практиковали техники медитации именно так, как описано ниже. Как в книги и рукописи, посвящённые духовным практикам, с течением времени вносились изменения, так и знания, передавшиеся от учителя к ученику в устной форме, объективно не могли сохраниться в изначальном виде.

Все описанные ниже техники подходят для разных типов личности, что является отражением множества различных культур и традиций, и все они заслуживают тщательного изучения и рассмотрения.

Некоторые методы и техники медитации акцентируются на внешних образах и свободном течении мысли, другие виды связаны с сосредоточением на внутренней природе человека.

Независимо от причины использования того или иного вида медитации, каждый из них открывает уникальный путь познания мира.

Медитация с помощью мантры

Древняя техника медитации с помощью мантры включает в себя сознательное повторение вслух или мысленно определенного звука, слога, слова или фразы.

Мантра – это не просто религиозные песнопения. Мантра может быть дана персональным гуру – духовным учителем – и в этом случае такая мантра будет обладать мощным влиянием на разум и психоэмоциональное состояние ученика. Мантру также возможно подобрать самому для того, чтобы инициировать желаемые перемены во внутреннем духовном мире.

Индийский мыслитель Свами Вивекананда, популяризировавший йогу и медитацию для людей западной цивилизации, рекомендовал медитацию с помощью мантры для всех духовных искателей. Основное условие для такой медитации – чистые помыслы и тяга к познанию внутреннего “я”.

Медитация випассана

Слово “випассана” означает “проницательность”, “проникновенное видение”. Это древняя техника медитации, которая относится к способности видеть вещи такими, какие они есть на самом деле. В процессе медитации випассаны обнажается собственная внутренняя природа человека, распознаются и растворяются мешающие прогрессу стороны личности.

Випассана – это техника медитации, свободная от ритуалов, приоткрывающая завесу над тем, “кто ты есть на самом деле”.

Даосский метод медитации

Это еще одна древняя техника медитации, имеющая много общего с индуистской и буддийской системами. Однако даосский метод более практичен, чем созерцательные традиции, сложившиеся в Индии. Основными особенностями даосской техники медитации являются распознавание и управление внутренней энергией.

Как только этот уровень энергии достигнут, известный как “дэ-чи” (“deh-chee”), он может быть применён для улучшения здоровья и достижения долголетия, или того, что медитирующий посчитает нужным достичь. Тишина, неподвижность, спокойствие, а также концентрация, сосредоточенность являются основными принципами в этой технике медитации.

Медитация тратака

Это древняя техника медитации, которая знакома представителям различных духовных традиций, в том числе суфиям и христианам.

Тратака медитация часто рекомендуется учителями как начальная практика для концентрации внимания.

Эта техника заключается в том, чтобы сосредоточить взгляд на конкретном объекте. Часто таким объектом становится пламя свечи, в связи с чем отмечают позитивное влияние на зрение – с соблюдением мер предосторожности, разумеется. Тратака является очищающей сознание и ум техникой. Регулярная практика тратаки медитации поднимает ученика до более высоких уровней медитации.

Медитация на чакры

Слово “чакра” переводится как “колесо”, оно используется для обозначения центров жизненной силы человека на тонком плане. В восточной традиции считается, что вдоль позвоночного столба располагается 7 основных чакр, отвечающих за физическое здоровье, психическое и ментальное состояние. С помощью медитации на конкретную чакру достигаются перемены, необходимые для духовного развития.

Основная цель этой техники медитации – помочь человеку открыть, исследовать и очистить чакры.

Медитация в раджа-йоге

Это техника выводит человека, практикующего раджа-йогу, на высокий уровень единства со всем миром. Она наполняет йога несравнимым чувством радости, освобождая психику от удовольствий плоти и влияния низменных привычек.

Медитация в раджа-йоге базируется на “Йога сутрах” Патанджали – древнего мудреца, в письменной форме изложившего знания о йоге и медитации. Практика медитации в сутрах Патанджали – это высшая ступень, к которой приступает ученик после длительного соблюдения внутренней и внешней чистоты. Установив связь со своим высшим “я”, йог, отказавшись от мирских удовольствий, жертвует свою энергию ради духовного прогресса всех живых существ.

Читайте также:  Медитация полюбить себя для женщин слушать

Вышеприведенные техники медитации являются лишь кратким описанием каждой из них. Чтобы полностью понять и освоить их, необходимо провести тщательные исследования. В некоторых случаях желательны помощь и поддержка учителя.

Источник

Медитация в буддизме. Ключевые моменты

«Когда я через три года вернулся, мои друзья спрашивали, чего я достиг там, на своей горе. Я не мог сказать, что достиг чего-то особенного. Я не научился летать и творить чудеса. Но я стал немного мудрее». Геше Джампа Тинлей

Медитация — это состояние, в котором миры, Внешний и Внутренний, соединяются в Пустоту. И это состояние, эта практика выходит за пределы всех религиозных догм. И одновременно с этим представляет суть всех религий.

Это практика, которая позволяет тем, кто ей занимается, войти в прямой контакт со своей истинной сущностью. Возможно, получить ответ на вопрос: Кто ты есть? Если такой вопрос имеется.

Две основные практики буддийской медитации называются на санскрите Шаматха и Випашьяна. По-тибетски: Шинэ и Лхатонг.

Перевод с тибетского:

Ши — замедление, отдых, расслабление;
Нэ — удержание, соблюдение;
Шинэ — тип медитации, ставящий целью достижение ментального покоя;
Лхаг — ясный, высший;
Тонг — узреть;
Лхатонг — «медитация прозрения».

Тело и Ум

Существует связь между позой тела и позицией ума. Правильная поза в медитации служит для того, чтобы направить наш ум в требуемое русло. Если посмотреть тханки и статуи Будды и других божеств — когда тело изображено сидя, ноги всегда скрещены в падмасане. Это в некоторой степени является визуальным руководством. Любая сохранившаяся буддийская живопись — это «зашифрованная» техника для практики. В данном случае — практики медитации.

Согьял Ринпоче в «Тибетской книге жизни и смерти» пишет:

Спина должна быть прямой, как «стрела», тогда «внутренняя энергия», или прана, легко будет течь по тонким каналам тела, и ваш ум найдёт своё истинное состояние покоя.

Геше Джампа Тинлей говорит:

Центральный канал, Авадхути, должен быть прямым. Если он хотя бы немножко изогнут, то в этих местах могут появляться дополнительные ветры — энергии, которые будут искажать процесс медитации.

Если мы занимаемся йогой недавно и тело не готово к продолжительному нахождению в медитативной позе, возникает естественное препятствие в виде дискомфортных ощущений, и все мысли заняты только своими конечностями. Лучше на некоторое время найти такое положение с прямой спиной, которое позволит не отвлекаться на страдания в ногах, позволить себе поменять положение ног, сесть удобнее, постараться не обращать на тело внимание.

Что касается восприятия любых других проявлений окружающей действительности: если мы слышим звуки, шумы, не оценивать эти явления, не думать, что они нам мешают, нам мешают не они, а наша на них реакция. Можно попробовать отпустить какие бы то ни было эмоциональные оценки — «нравится/не нравится», «мешает медитации». Мы наблюдаем своё присутствие в настоящем моменте, наблюдаем то, на чём мы концентрируемся. Наблюдаем за своими мыслями, как бы со стороны, не увлекаясь.

Если в какой-то момент, занимаясь медитацией, мы получаем определённое переживание, это, конечно, будет для нас радостью, открытием, чем-то удивительным — так вот, здесь важно не привязываться к этому переживанию. Иначе нам, как с любым позитивным опытом, захочется повторить это. Когда мы будем приступать к медитации в следующий раз, бессознательно мы будем ждать момент, который наступил в прошлый раз, а это уже лишнее напряжение. Чтобы в медитации что-то «случилось», проявилось, нужно отпустить любые ожидания.

Это медитация с опорой на объект. Для реализации шаматхи лучшей целью (объектом) является тело Татхагаты.

Геше Джампа Тинлей в тексте «Шаматха. Основы тибетской медитации» говорит:

Читайте также:  Медитация великая мантра полностью очищающая чакры

«Существует много объектов медитации для шаматхи. И великие мастера, с точки зрения сутры, предлагают обычно выбрать для медитации образ Будды. На уровне тантры иногда рекомендуют концентрироваться на букве А или на Ясном Свете.

Объект медитации, образ Будды, должен быть небольшим, размером с большой палец. Золотого цвета. И вы должны чувствовать, как из него исходят лучи. При этом вы не должны визуализировать его как статуэтку. Вы должны визуализировать живого, настоящего Будду. Он находится от вас где-то на расстоянии вытянутой руки. Кроме того, рекомендуется визуализировать Будду не слишком высоко и не слишком низко, — на уровне лба.

Почему образ Будды визуализируется таким маленьким? Это тоже имеет причину. В визуализации нет случайных деталей. Маленьким мы визуализируем его для того, чтобы улучшить концентрацию: если бы мы визуализировали большой образ Будды, внимание рассеивалось бы. Итак — это объект медитации для развития шаматхи.

Чтобы сделать процесс медитации легче, очень хорошо на первое время иметь перед собой статуэтку. Вы смотрите на эту статуэтку время от времени, а потом пытаетесь ее воспроизвести при визуализации. По мере того, как ум будет привыкать к образу, визуализировать будет все легче.

Наверное, никому не составит труда представить себе образ друга, которого вы хорошо знаете и помните. Ваш ум с ним хорошо знаком. Также и здесь: чем больше ваш ум будет привыкать к образу статуэтки, тем легче будет визуализировать её. Поэтому рекомендуется вначале использовать статуэтку».

Руководство к технике визуализации можно также найти у Ело Ринпоче в «Комментарии к практике осуществления безмятежности»:

«Когда вы визуализируете, опираясь сначала на изображение или статую, в вашем уме этот образ не должен проявляться как нарисованный или как статуя. Он должен проявляться в образе живого Будды, который не является нарисованным, не является изображением, не является сделанным из золота, серебра или глины. Это настоящее тело Будды, радужное тело, от которого идут лучи, и это тело не из обычной плоти. Это действительно тело Будды».

Удерживание образа тела Будды, Татхагаты — способ проявить определённую связь с этим «явлением». Чем больше мы практикуем, тем яснее и стабильнее удерживается образ. В буддизме есть точка зрения: у человека, установившего связь с определённым божеством, есть возможность в момент смерти — направить свои мысли к этому божеству и таким образом «проявиться» в измерении последнего.

Это можно по-разному воспринимать. Если допустить что сущность человека — тончайшее сознание, настолько тонкое, что в материальной реальности даже нет аналогов, продолжает своё существование после смерти физического тела, то оно («сознание», если это так назвать ) попадает в состояние Бардо.

Это то промежуточное состояние, после которого сознание имеет возможность «проявиться» снова, например, в Мире Людей — в момент соединения мужского и женского частей — направиться в ту точку, из которой начинает формироваться будущее человеческое существо.

То, куда сознание перерождается, определяется так называемым «кармическим ветром». Здесь можно говорить о карме, о том благостно ли мы жили и т. д., но по сути — направление, куда ты отправляешься, зависит от «тяжести» тела.

Тела в данном случае не физического — грубой материи — а тела, можно сказать духовного, то есть той самой тончайшей частички. Чем более грубые эмоции, мысли посещают человека, тем тяжелее его вибрация. Чем «сознание» легче, тоньше, тем в более тонкий мир оно способно попасть.

Иногда люди говорят, что чувствуют связь с определённым проявлением, например, когда человек читает или видит образ Падмасамбхавы, Миларепы или Тары, он может ощущать радость, подъём, то, о чём говорят «родное». Тогда можно, концентрируясь на этом образе, перемещать своё сознание от проявленной, материальной реальности вокруг в более тонкую.

То есть божество, образ является Проводником.

Возникает вопрос: проводником к чему? К Абсолюту? Что есть Абсолют? Что есть Пустота?

Читайте также:  Медитация для восстановления жизненной энергии

В разных учениях, религиях, философиях об одном и том же говорят разными словами. Первоматерия, первоприрода, из которой состоит всё сущее. В Дзогчен это называют Ригпа, в буддизме — Шуньята. Термины могут быть разные, любые слова — форма, словесная в данном случае.

Есть нечто, что человеку сложно описать — это можно только Пережить.

Люди, пробуя присвоить символ, словесную форму необъятному, дают имя этим состояниям. Но их невозможно понять с помощью Ума, чтения или объяснения, это именно тот опыт, переживание которого с человеком может «случиться» как бы само.

Переживание пустоты или как угодно по-другому названное состояние — это нечто, которое, если ни испытал, объяснить не сможешь. Интеллектуально не постичь — у нашего Ума нет аналогов. Все сравнения недостаточны. Любые сравнения ограничены.

А это то, в чём нет ограничений как таковых.

Здесь нет ответов, потому что уже нет вопросов.

Источник

Теория Бытия. Глава 14. Индуизм и Буддизм

Теория Бытия. Глава 14. Индуизм и Буддизм.

Основы индуизма произрастают на индийском субконтиненте еще в ведийскую, хараппскую и дравидскую цивилизации, предположительно, около 4-5 тысяч лет назад. Индуизм представляет из себя определенную систему знаний об устройстве мира, а также свод законов общественной морали, целью которых являются рациональное объяснение человеку что есть хорошо и что есть плохо, что можно, а чего нельзя делать, что есть добро и что есть зло?

С точки зрения единобожия, индуизм не является классическим видом монотеизма, хотя в индуизме говорится о едином боге, который способен проявлять себя в разных ипостасях. С точки зрения политеизма, индуизм представлен множеством богов, которые покровительствуют человеческим качествам, а также покровительствуют элементам природы, что говорит о связи индуизма с ранними формами религиозного мышления, истоки которых исходят от периода поклонения элементам природы и мифическим качествам человека. Индуизм тесно переплетен с философией, множеством наук, эзотерикой и атеизмом. Это пестрая и многогранная палитра представлений о целях задачах человеческого бытия, в условиях многогранного общества.

Одним из основных отличий индуизма от других религий является кастовая система. Согласно основателями индуизма, общество делится на 4 основные касты:

Брахманы, к которым относятся учителя и священники.
Кшатрии, к которым относятся правители, дворяне и воины.
Вайшьи, к которым относятся земледельцы, предприниматели и торговцы.
Шудры, к которым относятся рабочие и слуги.

Но за эту стабильность обществу пришлось заплатить высокую цену. Разделив общество по социальному статусу, где переход из одной касты в другую был практически невозможен, индуизм существенно ограничил возможности общества в саморазвитие. Достаточно сказать, что многие открытия мирового уровня в математике, астрономии, медицине, литературе и многих других направлениях, не стали достоянием государств, исповедующих индуизм. Индуизм не имел социальных механизмов, которые позволяли бы ему научные достижения конвертировать в реальные преимущества!

В индуизме широко представлена модель мироустройства, основанная на обмене тончайших энергий. Человек и мир окружающей его гармонии взаимодействуют посредством механизма обмена энергий. Переселение душ, перерождение, множество культовых действий и медитаций направлены на то, чтобы изменить карму и соотнести ее с требованиями окружающей человека гармонии. В индуизме существует несколько направлений, которые отличаются друг от друга по форме, но практически не отличаются по содержанию.

Буддизм возник в VI веке до нашей эры в Древней Индии и представляет из себя сложную систему духовных практик, основанных на изменение сознания, очищения его от пороков человеческого бытия и улучшения ее посредством преодоления страданий, выпавших на человека при его рождение. Новая модель атома, как и новое определение материи, анонсированные в книге «Теория Всего», способны объяснить и этот, весьма тонкий механизм функционирования человеческого сознания, который формируется не только под действием искаженного социума, но и подвержен влиянию совокупного разумного поля человеческой цивилизации. А оно, вероятней всего, и является исходным кодом человеческой души!

Источник

Adblock
detector