Меню

Медитация расслабления для детей

12 медитаций в игровой форме для детей

К аждый йог-родитель наверняка хоть раз пытался приучить своего ребенка к практике. И если асаны детки могут выполнять с удовольствием, хоть и степень их концентрации обычно мала, то о медитации и вовсе не приходится говорить. Детям по их природе не свойственно сидеть и просто ничего не делать длительное время, не говоря уже о наблюдении и концентрации.

Предлагаем Вам 12 медитаций в игровой форме, которые помогут успокоить ребенка:

1. Третий глаз (от 2 лет)

Уложите ребенка на спину и положите ему на лоб камешек или кристалл. Пускай малыш закроет глаза, попытается представить и осознать цвет предмета, его вес, форму. Камень становится теплым, излучает свет, и ребенок весь заполняется этим теплом. Если надоело находиться в одном положении, то можно поменять его: например, запрокинуть ноги за голову или выйти в березку при этом, не сдвигая камень с места.

2. Остановись и послушай (от 2 лет)

Для этой практики Вам понадобится поющая чаша, колокольчик или какой-либо другой предмет, который будет издавать длительный звон. Дети бегают по комнате, играют, но как только зазвучит чаша или колокольчик, они должны остановиться, замереть и внимательно слушать этот звук, пока он не закончится.

3. Немой колокольчик (в группе от 2,5- 3 лет)

Сядьте с детьми в тесный круг и передавайте колокольчик из рук в руки, если ребенок захочет, он может зазвонить в него. Затем поменяйте правила игры, колокольчик нужно передавать таким образом, чтобы он не зазвонил, при этом нужно сохранять тишину, не разговаривать между собой. Если игра окажется легкой, то можно стремиться передать колокольчик ребенку, который находится дальше всех от вас. Такое упражнение учит детей контролю и осознанности своих движений.

4. Огонёк (в группе от 2,5-3 лет )

Предыдущее упражнение можно сделать со свечой, дети должны передавать ее друг другу так, чтобы огонь не погас.

5. Круг колокольчика (в группе от 4-5 лет)

6. Зоопарк (от 2,5- 3 лет)

Для этого упражнения Вам нужна будет поющая чаша. Выберите какое-то одно животное, и пусть дети изображают его, издают его звук. До тех пор пока не услышат звук чаши. Они должны замереть в животной позе и сохранять это положение до тех пор, пока не утихнет звук.

Для следующей практики Вам также будет нужна поющая чаша и повязки на глаза. Детям нужно лечь на спину с завязанными глазами (или можно просто выключить свет), вытянуть руки вдоль тела. Как только зазвучит поющая чаша, им нужно будет положить руки на живот и лежать так, пока звук не исчезнет. Они снова кладут руки вдоль своего корпуса. Игра продолжается несколько минут, пока Вы не заметите, что дети перестали быть концентрированными и устали от игры.

8. Спящие эльфы и феи (от 2 лет)

Дети лежат в позе ребенка (живот на коленях, руки вдоль тела) с закрытыми глазами, все они эльфы и феи. Вы аккуратно проходите мимо ребят и касаетесь их своими пальцами, как будто покрывая их волшебной пыльцой, дающей им силу находиться как можно дольше в неподвижном состоянии. Кто продержится дольше всех?

9. Я вижу красивое (от 2,5 лет)

10. Дыхание океана (от 2 лет)

Детям нужно сесть прямо или лечь на пол и закрыть уши и глаза. Затем пусть они дышат глубоко, ровно и постараются представить и услышать шум океана.

11. Найти центр (от 3 лет)

12. Доска Будды (от 1 года)

Это специальная доска, на которой можно рисовать водой, вода испаряется с поверхности через минуту. Такие доски продаются уже готовые в магазинах, можно также попробовать рисовать мокрой кисточкой на асфальте, школьной доске.

Будда говорил о непостоянстве, что все проходит. Так же и в этом упражнении: все нарисованные изображения, надписи испаряются. Перед тем, как нарисовать что-то новое, надо подождать, пока старое исчезнет и уступит место. Такие занятия помогут ребенку развивать осознанность.

Читайте также:  Трансцендентальная медитация видео уроки

Материал подготовлен преподавателем йоги: Инессой Илюткиной

Источник

Способы расслабления и медитации для детей

Способы расслабления и медитации для детей

Расслабление в позе «шавасана» под названием «Мистический сон йога», или «Йога-нидра».

Продолжительность расслабления зависит от того, сколько времени вы занимались. Если вы прошли все этапы и выполняли упражнения 1–1,5 часа, то расслабление должно занимать от 10 до 15 минут. Если у вас мало времени или вы занимались недолго, то расслабьтесь минимум на три минуты и более.

Описание. После выполнения асан лягте на спину, согните ноги в коленях и приблизьте поясничный прогиб к полу. Поместите руки вдоль ног и разверните ладони вверх. Выпрямите ноги и полностью расслабьтесь. Освободите шею и спину. Позвоночник понемногу возвращается в исходное положение (появляется небольшой прогиб) – это нормально.

Детям достаточно тяжело лежать и ничего не делать, при этом держа глаза закрытыми. Поэтому я придумываю различные сказочные путешествия или образы, которые легко и с большим удовольствием воспринимаются детьми.

Если расслабление короткое, то можно играть в игру «молчанка». Они должны притвориться мертвыми и находиться в пределах своего коврика. Тот, кто нарушит молчание, должен будет простоять в позе «дерево» на одной ноге все оставшееся время расслабления. Однако такое бывает редко – только на первых занятиях, пока дети еще не знают всей прелести расслабления.

Детям, которые находились в стрессовой обстановке, тяжело держать глаза закрытыми. По мере регулярных тренировок они раскрепощаются, и это станет получаться.

Существует несколько вариантов расслабления и медитации. В качестве примера приведу 3 из них. Однако напомню: будьте готовы к творчеству.

Перед тем как лечь, напомните детям, как делают брамари-пранаяму («жужжание пчелы»). Скажите, что сейчас они отправятся в путешествие на своем ковре-самолете. При полете нельзя вылезать за пределы коврика, иначе можно свалиться и не попасть в сказочное королевство. Необходимо использовать звук «ж», чтобы преодолеть рой пчел, охраняющий невидимый для обычных людей замок королевы. Еще есть пароль доступа в эту страну. У входа в замок ребят встретят стражи. Нужно трижды произнести слово «шанти» и улыбнуться. Тогда откроются двери, и начнется необычное путешествие. Скажите также, что все должны следовать инструкциям, иначе усилия будут напрасными и они не смогут встретиться с королевой и попасть в волшебный сад, где обитают диковинные звери и растут необычные растения.

Пусть дети лягут на спину и положат руки вдоль ног ладонями вверх. Попросите их закрыть и не открывать глаза до конца путешествия. Первое время некоторые будут периодически открывать глаза. Однако когда они расслабятся, смогут лежать с закрытыми глазами безо всякого усилия, и им это даже будет нравиться.

Спросите, все ли готовы. Чтобы начать полет, необходимо пристегнуть свои ремни и расслабиться. Давайте вместе расслабим правую ногу: поднимите ее немного, сильно напрягите на вдохе, задержите и на выдохе со звуком «ха» бросайте ногу на коврик. То же повторите с левой ногой. Теперь нужно надуть живот, как будто вы проглотили шарик, и выдохнуть через рот со звуком «ха». Поднимайте поочередно руки, сжимая их в кулак. Напрягите мышцы лица на вдохе, словно вы сильно разозлились, на выдохе с тем же звуком расслабьте и улыбнитесь. Напрягите все тело: от ног до головы. Приподнимите ноги, руки, сжатые в кулаках, голову на вдохе, задержите и опуститесь на коврик с выдохом «ха».

Теперь тело готово, и ковер-самолет поднимается. Нужно находиться в пределах своего коврика. Ковер-самолет входит в турбулентность, и начинается небольшая тряска. Пусть они покажут тряску всего тела, не покидая пределы ковриков. При этом нужно произносить звук «а» без перерыва, пока вы не скажете «стоп». Упражнение очень сильно расслабляет детей. Его можно делать от 20 секунд до 1 минуты и даже больше, если вы видите, что ребята после занятия возбуждены или напряжены.

Читайте также:  Play market медитация по чакрам

Итак, мы преодолели турбулентность и теперь можно просто расслабиться. Предложите детям посмотреть, над чем они сейчас пролетают. Подскажите: поле, луг, лес, река, озеро, облака, бескрайний океан и т. д. Представление связано с усилием, некоторым напряжением. Поэтому первое время некоторым детям с подавленной психикой это дается тяжело. На самом деле все очень просто, особенно для свободного, творческого ума и сознания. Дети реально могут пережить полет и даже видеть реальные картины, например, того, что происходит в соседнем доме. Нужно только научиться не думать, а видеть. Это упражнение способствует более широкому восприятию окружающего пространства.

Скажите, что дети приближаются к сказочной стране. Для приземления необходимо преодолеть пчелиный рой, который охраняет территорию от непрошеных гостей. Пусть изобразят пчелу и проделают «жужжание пчелы» 3 раза. Пчелы приняли их за своих и пропустили. Теперь мы плавно приземлились. Каждый прилетел в свою страну, которую знает только он. Поэтому все, что там можно увидеть, будет отличаться от того, что видят другие. Предложите детям рассмотреть, как выглядит замок, возле которого они оказались. Скажите голосом стражника: «Пароль!». Дети должны произнести «шанти, шанти, шанти» (означает: «пусть будет мир и покой в моем уме, моей душе и вокруг меня»). Стража их пропускает, и они оказываются в волшебном парке. Все животные и растения здесь необычные. В этом парке могут находиться только животные и растения. Одно из условий пребывания здесь – превратиться в какое-нибудь животное или растение. Пусть дети скажут, в кого они превращаются (конечно, если это небольшая группа). Превращение необходимо, чтобы никто не смог их узнать и они могли бы спокойно наблюдать за жизнью парка.

Следующее задание – обнаружить какое-нибудь необычное животное или растение. Дети могут сказать, например, о дереве, на котором растут шоколадки, или о слоне, у которого хвост как у лисы, а уши как у зайца, о летающей корове, разговаривающем цветке – все что угодно. Пусть они придумают имя этому. Предоставьте им 1–2 минуты и предупредите, что сейчас они должны не разговаривать, а только наблюдать и запоминать то, что видят, а по возвращении все рассказать и нарисовать.

Теперь в парк приходит время тишины, когда все звери и растения засыпают. Дети также должны оставаться без движения, притворившись, что спят. Иначе стражники, которые следят за садом, сразу распознают их, и тогда придется покинуть это место раньше времени, а в следующий раз сюда могут не пустить.

Медленно посчитайте до 60. Затем скажите, что стражники ушли и дети могут начинать шевелиться, потягиваться и зевать.

Время пребывания в волшебной стране заканчивается, и все должны срочно покинуть это место. Дети быстро оказываются в комнате на своем коврике.

Теперь они медленно должны сесть с закрытыми глазами в одну из поз. Предложите им, пока вы будете считать до 10, ни о чем не думать. Дети могут сделать глубокий вдох и задержать дыхание. Пусть они плавно откроют глаза и расскажут о своем путешествии. Заданием (возможно, на дом) будет нарисовать животных, которых они встретили в волшебной стране. Как правило, обсуждение происходит очень оживленно.

Дети могут нарисовать асаны, которые им запомнились на этом занятии, и повторить их дома самостоятельно.

В заключение расскажите мудрую историю или притчу, обсудите ее или дайте задание подумать об этом и обсудите на следующем занятии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Правила медитации

Правила медитации Все упражнения надлежит выполнять в тихой, спокойной обстановке, чтобы вам не мешали другие люди. Суета и шум людей вокруг вас, когда вы медитируете, — помеха, которая может быть небезопасной.В помещении должно быть тепло, сухо, воздух должен быть

Читайте также:  Медитация путешествие внутрь себя

Как выходить из медитации

Как выходить из медитации В медитации может так случиться, что вы войдете в состояние полного растворения себя в пространстве. Это прекрасное, целительное состояние, но надо помнить, что, пока мы живем на земле, мы всегда должны возвращаться к ощущению отдельности своего

Ошибки медитации

Ошибки медитации Главная ошибка — приступать к медитации, ожидая результата. Само по себе ожидание результата становится ловушкой ума, который привязывается к этому ожиданию и не может отпустить вас, дать вам войти в состояние медитации, потому что его держит мысль о

Древние и современные способы наречения детей

Древние и современные способы наречения детей Современные ученые считают, что родители, выбирая имя для своего ребенка, должны учитывать звучание собственных имен. Так, если хоть одна буква в имени ребенка и именах родителей повторяется, то родители будут довольны своим

Азы медитации

Азы медитации Сначала немного теории. Дело в том, что в толще коры человеческого мозга непрерывно проходят электрические токи различной частоты. Чем сильнее наши эмоции, тем выше их частота. Но есть режим, при котором мозг отдыхает, восстанавливая собственные силы. Такой

Медитации при косоглазии

Медитации при косоглазии Косоглазие – это отклонение зрительной оси одного из глаз от общей точки фиксации. Это чисто функциональная проблема, вызванная перенапряжением глазных мышц, которая может быть легко устранена при достижении расслабления и центральной

Техника медитации

Техника медитации Я практикую медитацию в покое и медитацию в движении, отдавая предпочтение последней. При выполнении медитаций особо чувствительные люди могут чувствовать тепло, покалывание в пальцах, мышцах, «мурашки», токи энергии или что-то подобное. Не советую вам

Мои медитации

Мои медитации Когда я не знаю, какое решение принять, я занимаюсь медитацией. Часто предметом медитации становится любая вещь из окружения – письменный набор, облако на небе, дерево. После медитации мне удается взглянуть на проблему со стороны, и я принимаю верное

690 километров медитации

690 километров медитации Ровно столько я проезжаю от своего дома в Питере до дома в Москве. Раз в месяц туда и через неделю обратно. Зимой, весной, летом и осенью наматываю на колеса километры, удлиняя свой духовный Путь каждый раз часов на восемь.Если все это время не

Страсти по медитации

Страсти по медитации В глухом непальском лесу уже два года медитирует мальчик. Он ушел из дома и уселся под деревом в медитативной позе, когда ему было пятнадцать. С тех пор не ест и не пьет, изредка отвечая на вопросы своего старшего брата. Что в этом примечательного? То,

Пример медитации на расширение сознания (можно использовать в качестве расслабления после занятий)

Пример медитации на расширение сознания (можно использовать в качестве расслабления после занятий) Иногда на индивидуальных занятиях (один на один с ребенком) мы делаем медитацию только в качестве расслабления.Лежа на коврике, вначале дети воображают себя мороженым или

Дополнительные медитации и пранаямы для детей

Дополнительные медитации и пранаямы для детей Медитация – это прежде всего то, что делается без всякого усилия. Вам не нужно что-либо представлять, достаточно направить внимание. В некоторых медитациях используется воображение, но так, как если бы это было что-то простое.

Варианты положений для дыхательных упражнений, медитации и расслабления

Варианты положений для дыхательных упражнений, медитации и расслабления Рассмотрим различные положения (и их варианты), наиболее удобные для выполнения дыхательных упражнений (пранаям) и медитации, а также для расслабления по окончании выполнения комплекса асан.Сядьте

Источник

Adblock
detector