Меню

Медитация полый и пустой

Медитация полый и пустой

Знаете, не так важно, как высоко или как низко мы сидим, до тех пор, пока мы чисты сердцем и умом. Вот что важно. Обычно, когда мы проводим конференцию религиозных лидеров, это такая головная боль… Кто будет сидеть высоко, и насколько высоко должно быть кресло каждого. Все эти установленные порядки… О Господи! Обычно я говорю им, что если сидеть высоко – это признак просветления, то ворон, рассевшихся на верхушках деревьев, следует считать самыми просветленными персонами. Я постоянно являюсь свидетелем серьезных столкновений и споров по поводу распределения мест. Даже на Конференции ООН, посвященной межрелигиозному диалогу. Где должен сидеть тот епископ, где должен сидеть этот священник, где должен сидеть тот имам… Боже мой! Мир разобщен, разделен на части таким большим количеством маленьких умов, узких идеологий, концепций и конфликтов. Мы должны изменить это к лучшему, вы так не думаете? Принести перемены, быть простыми, естественными и чувствовать связь с каждым в этом мире, вне зависимости от их религии, от их культуры. В основе своей каждый является частью одной большой человеческой семьи, одной прекрасной божественной семьи.

Вчера я говорил о трех видах знания. Три вида знания, связанных с тремя уровнями. Сегодня я хочу рассказать вам о трех видах пространства. Первое – это внешнее пространство, в котором существуют все оставшиеся четыре элемента.

Затем второй вид пространства – это внутреннее пространство, где возникают мысли и эмоции. Когда вы закрываете глаза, что вы ощущаете? Внутреннее пространство.

Посмотрите, с мобильного телефона вы посылаете сообщение. Пройдя огромное расстояние, оно высвечивается на экране другого телефона в точности слово в слово и тем же шрифтом. После того, как вы нажали кнопку, чтобы его отправить, оно попадает к другому абоненту. Каким образом оно перемещается? В пространстве! Итак, это пространство, в котором путешествуют все ваши телефонные разговоры, сообщения, было определено уже много тысяч лет назад.

Природой пространства является знание и звук. На санскрите есть поговорка: ‘Shabda gunaka mahakaasha’. Природа света – это зрение, зрение связано со светом. Звук связан с пространством, вкус связан с водой, а ощущение прикосновения связано с воздухом. Чтобы почувствовать прикосновение, необходимо наличие воздуха. В воде вы не чувствуете прикосновения, вы это замечали? Оно другое. В воде вы не можете почувствовать, мягкое оно или грубое. Вы не можете этого почувствовать. Хотя температуру воды вы, наоборот, можете чувствовать. Прикосновение относится к элементу воздуха, а звук относится к пространству. Таким образом, всё существует в пространстве. Например, объекты, о которых вы думаете, существуют в пространстве. Иногда вы приезжаете в какое-нибудь место, и к вам приходят какие-то мысли. И вы удивляетесь: «А почему ко мне пришли такие мысли?» Понимаете, о чем я говорю?

Так вот, этот Викрам Адитья был таким благочестивым, таким щедрым и великодушным королем и обладал такими прекрасными качествами, что сидел он на этом троне около 50 или 60 лет. Он управлял страной, восседая на этом троне, и поэтому вибрации короля все еще присутствовали в нем. И поэтому всякий раз, когда садовник не взбирался на верхушку холма, он становился таким щедрым. Он попадал в пространство щедрости. А когда он спускался, он становился злобным.

Поэтому пространство, в котором вы находитесь, имеет значение. Вы, возможно, замечали в своей жизни, что в каких-то местах вы становитесь нервными и раздраженными. Кто из вас имел подобный опыт? Что тогда происходило? В том пространстве находились люди, испытывающие гнев или раздражение. Поэтому, когда вы входили в это пространство, это влияло на все ваше поведение. А когда вы находитесь в хорошей компании, что происходит? Вы чувствуете себя намного легче, возвышенней, абсолютно спокойным и раскрепощенным. Разве это с вами не происходило? Скажите мне, кто из вас это чувствовал? Таким образом, компания имеет значение. На самом деле имеет значение.

Это не значит, что вы должны избегать людей, потому что они не являются для вас хорошей компанией. Вам также следует быть сильными и вместо того, чтобы убегать от негативного влияния, вы должны оказывать положительное воздействие на любую негативную среду. И то, что вы слушаете лекции «Семена мудрости», сидите и выполняете медитации «Полый и пустой», выполняете эти длинные медитации, поможет вам оставаться очень сильными и стабильными в этом пространстве. Поэтому куда бы вы ни шли, вы несёте с собой свое пространство, и вы больше сами оказываете влияние, нежели на вас оказывают влияние. Не будьте теннисным шариком, а будьте ракеткой, чтобы вы сами могли оказывать влияние на окружающее пространство. (Аплодисменты). Вы это должны очень хорошо осознавать, чтобы не убегать от ситуаций, пока они не стали настолько плохими, что затянут вас целиком. Поэтому мягко отстраняйтесь, изменяйте отношение к ним, но не убегайте. Вы понимаете, о чем я говорю?

Поэтому пространство, в котором играют дети, прекрасно. Когда вы поете все вместе одну и ту же мелодию, это порождает пространство гармонии и безмятежности, особенно, когда это древние песни, старые песни. Песнопения на санскрите обладают более сильным влиянием, потому что они содержатся в Хрониках Акаши последние 20000-50000 лет, может быть, даже больше. Неизвестно даже, с каких пор они там появились. Поэтому те вибрации, которые они производят, очень благостные и оказывают очень сильное воздействие на наш организм.

Таким образом, это вселенское знание не ограничено какой-то одной определенной культурой, религией или традицией. Оно просто универсально. К сожалению, люди начали об этом забывать, и они говорят: «Это не мое и это нехорошо. Это противоречит моей религии». Все это просто невежество. Все, что Божественно, всегда универсально. Вы понимаете, о чем я говорю? Это так! Культуры различны, религии различны, наряды отличаются, музыка отличается, места отличаются, но пространство одно и то же. Внутреннее пространство одно и то же. И это удивительно, что это знание было известно уже тысячи лет назад.

(После народных танцев и музыки коренных племен) Так прекрасно, что сохранены их традиции, их культура. Очень красиво! Знаете, это то, что нам необходимо поощрять. В каждой части света есть определенные специфические особенности, специфическая культура, специфические традиции. В качестве мировой семьи мы должны чтить каждую из них и поддерживать их. Если потеряна даже одна культура, то это потеря для всего мира, разве не так?

В: Джей Гурудев, пожалуйста, расскажите о психологической и физической зависимости от чего бы то ни было. Скажем, от табака, алкоголя или марихуаны. Как освободиться от нее, даже если кажется, что прошел ту точку, после которой процесс стал необратимым?

Шри Шри Рави Шанкар: Пранаямы и Сударшан Крия. Это помогло миллионам людей.

В: Дорогой Гуруджи, Вы сказали, что настоящий момент находится за пределами времени и пространства и обладает огромной глубиной. Я думаю, что Вы сказали, что все – и прошлое, и настоящее, и будущее находятся в этой глубине. Поскольку существуют различные измерения, возможно, другие реальности, можно ли войти в настоящий момент, как в точку входа в различные измерения существования, раз уж они все здесь существуют?

Шри Шри Рави Шанкар: Абсолютно верно, все существует в настоящем моменте. Существует только лишь настоящий момент.

В: Дорогой Гуруджи, я знаю, что это звучит немного смешно, но у меня возникают некоторые трудности с расслаблением. Вы часто упоминаете это слово в медитациях. Не могли бы Вы несколько расширить это понятие? У меня возникают трудности с расслаблением.

Шри Шри Рави Шанкар: Вы испытываете трудности с расслаблением? Тогда напрягитесь больше, еще больше, и еще больше. Как долго вы можете оставаться напряженными? В какой-то момент вам придется бросить напрягаться. Это и есть расслабление. Итак, если у вас возникают трудности с расслаблением, сделайте глубокий вдох и не выдыхайте, задержите дыхание! Вы будете точно знать, когда отпустить. А когда вы отпустите и выдохните, придет расслабление.

В: Дорогой Гуруджи, у меня большая проблема. Я не в состоянии справиться с ненавистью, которую я испытываю к одному человеку. Мне придется общаться с этим человеком всю жизнь, потому что она моя родственница. Каждая мысль о ней выводит меня из равновесия. Как мне справиться с этой ненавистью?

Шри Шри Рави Шанкар: Это вызов, проблема, над которой нужно работать. Это само по себе является вашей садханой (Духовными практиками). Просто рассматривайте этого человека как тряпичную куклу. Куклу на батарейках. А как работает кукла на батарейках? У нее есть определенная программа, согласно которой она и функционирует. Почему вы хотите, чтобы она поменялась? На самом деле, она может увеличить вашу терпимость, вашу способность приспосабливаться, которая на самом деле удивительна. Вам следует знать, что такие люди приносят больше умений в вашу жизнь.

Шри Шри Рави Шанкар: И то и другое возможно. Некоторые вдруг получают подобную вспышку, а некоторые постепенно двигаются в пространство, где они все время счастливы, ничто их не выводит из равновесия, ничто их не беспокоит. Такие рода вещи происходят спонтанно.

В: Вчера Вы поделились знанием о том, как интуитивное знание возникает из отпускания ума и интеллекта. Это нечто, что просто происходит, или можно что-то сделать, чтобы ускорить это?

Шри Шри Рави Шанкар: То, чем вы занимаетесь здесь – это именно то, что вам следует делать. Взять небольшой отпуск и погрузиться в более глубокие медитации и посидеть на сатсанге. Этого вполне достаточно.

В: Мое желание заключается в том, чтобы бросить работу и посвятить остаток моей жизни тому, чтобы облегчить Вашу жизнь, продвигая Ваши цели в мире. Возможно ли это? Если да, то когда?

Шри Шри Рави Шанкар: Что-что? Да, да, вы можете сделать многое. Если у вас нет других обязательств, то вы можете взять на себя еще большую ответственность. Больше работы ради высшей цели. Вы можете это сделать.

Читайте также:  Медитация это духовная практика

В: Дорогой Гуруджи, как человек может быть одновременно и привязан и отстранен в отношениях? Когда я говорю «отстранен», я имею в виду, что не слишком вовлечен в них, но всё же проявляет заботу. Пожалуйста, расскажите об этом побольше, потому что многие из наших участников курса имеют серьезные проблемы во взаимоотношениях, возникшие по различным причинам. Спасибо. Джей Гурудэв.

Шри Шри Рави Шанкар: Знаете что? Сейчас отстранитесь от этого вопроса. Давайте споем одну или две бхаджаны и посмотрим, как вы сможете некоторое время побыть отстраненным от получения ответа на этот вопрос. Понятно? Мы споем несколько песен, а потом еще поговорим.

Источник

Медитация: Пробуждение тонких слоев.

Медитация: Кружение

Когда вы кружитесь настолько быстро, что не может оставаться в вертикальном положении, ваше тело упадет само по себе. Не делайте это падение результатом своего решения и не пытайтесь организовать его поудобнее; если ваше тело расслаблено, вы упадете мягко и земля поглоти вашу энергию. Когда вы упали, начинается вторая стадия медитации. Тут же перевернитесь на живот, чтобы коснуться земли обнаженной частью пупка. Если кто-то чувствует сильное неудобство, лежа таким образом, он может лежать на спине. Чувствуйте, как ваше тело сливается с землей, будто малое дитя прижалось к материнской груди. Держите глаз закрытыми и оставайтесь пассивными и молчаливыми, в крайней мере, пятнадцать минут. После медитации будьте настолько тихи и неактивны, насколько возможно. Некоторые люди могут почувствовать тошноту во время медитации кружения, но это ощущение исчезнет через два-три дня. Если тошнота останется, прервите медитацию.

Медитация: Пойте

Мантра

Медитация: «АУМ»

Медитация: Имя Иисуса

Медитация: Гудение

Гудение может помочь совершенно удивительно, и вы можете заниматься им, когда угодно. По крайней мере, раз в день, а если вы сможете заниматься этим два раза- совсем хорошо. Оно является такой большой внутренней музыкой, что приносит всему вашему существу мир; тогда ваши конфликтующие части начинают настраиваться в лад, и мало-помалу в вашем теле возникает тонкая музыка, которую вы сможете услышать. Через три или четыре месяца вы просто будете тихо сидеть и сможете услышать тонкую музыку, внутреннюю гармонию, некое гудение. Все функционирует совершенно правильно, как хорошо работающий автомобиль, мотор которого гудит. Хороший водитель всегда знает, если возникают неполадки. Его пассажиры могут ничего не осознавать, но водитель знает тотчас же, как только меняется гудение двигателя. Тогда оно уже не гармонично, возникает новый шум. Больше никто этого не сознает, но тот, кто любит водить машину, немедленно понимает, что что-то не так. Двигатель работает не так, как должно.

Практикующий гудение постепенно начинает чувствовать, когда что-то происходит не так.

Медитация: Надабрама

Медитация: Надабрама для супружеских пар

Ошо дает великолепную разновидность этой техника для супружеских пар.
Партнеры сидят лицом друг к другу, накрывшись простыней и держась за руки крест накрест. Лучше не имет1 на себе никакой одежды. Пусть комнату освещают четыре маленьких свечи и окуривает особый вид благовоний, который применяется только для этой медитации. Закройте глаза и вместе гудите в течение тридцати минут. Через короткое время после того, как почувствуете! энергия, встретьтесь, слейтесь и соединитесь.

«Ошо, что делать с комарами?»

Медитация: Станьте полым бамбуком

Медитируйте на свет

Если вы смотрите на пламя в течение долгого времени, в течение нескольких месяцев по часу ежедневно, ваш третий глаз начинает действовать совершенно. Вы становитесь более бдительным, более наполненным светом. Слово тратак происходит от корня, означающего «слезы», так что вы должны глядеть на пламя, пока на ваших глазах не навернуться слезы. Продолжайте смотреть не мигая, и третий глаз начнет вибрировать.. Техника вглядывания в действительности не связана с объектом, она связана с самим вглядыванием. Когда вы смотрите не мигая, вы становитесь сфокусированными, а природа разума состоит в том, чтобы постоянно двигаться. Если вы в самом деле вглядываетесь, совершенно не двигаясь, ум будет в затруднении. Природа разума состоит в том, чтобы двигаться от одного объекта к другому, постоянно двигаться. Если вы вглядываетесь в темноту или свет или во что-то еще, если вы действительно вглядываетесь, движение разума останавливается. Ведь, если разум продолжает двигаться, вашего вглядывания не будет; вы будете продолжать терять объект. Когда разум движется куда-то еще, вы забудете, вы не в состоянии будете вспомнить, во что вы всматриваетесь.
Объект физически будет присутствовать, но для вас он исчезнет, так как вас там нет; вы двигаетесь в мыслях.

Вглядывание, тратак означает не позволять вашему сознанию двигаться.

Медитация: Вглядывание в зеркало

Источник

5. Медитация и особые состояния сознания

МЕДИТАЦИЯ И ОСОБЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ.

МЕДИТАЦИЯ (лат. meditatio, от лат. meditor — размышляю, обдумываю) — один из приёмов духовной практики, заключающийся в приведении своего сознания в сосредоточенное состояние, сопровождающееся подавлением крайних эмоциональных проявлений и снижением реактивности.

Принципиально медитация разделяется на два вида:

МЕДИТАЦИЯ НА ПУСТОТЕ, которая может вызвать вслед за собою особое состояние осознавания, называемого на Востоке «Просветление».

ОДНОНАПРАВЛЕННАЯ МЕДИТАЦИЯ — это созерцание конкретного объекта, например, собственного дыхания, сознания или визуального образа. При этом целью медитации «на одном» является погружение в медитацию «на пустоте», чтобы обрести состояние «Просветления».

В основном медитативные практики разделяются по объекту концентрации. Самыми популярными объектами являются следующие:

— внутренний звук (Наам, Шабд, Анахата Нада)

— свеча или отражение в зеркале (Тратака)

— собственное сознание (Випассана-медитация)

Состояние медитации — это прежде всего состояние углубленной сосредоточенности психики и ума, которое происxодит в определенной последовательности психофизиологических актов, складывающихся в единый целостный и непрерывный процесс.

Первичным этапом во всех вариантах практики является достижение медитирующим состояния расслабленности, пониженной чувствительности к внешним объектам, отрешенности от них, а также от других второстепенных внутренних переживаний. Это общее свойство, присущее всем религиозным, религиозно-философским, психотерапевтическим и другим медитативным практикам.

Другим общим свойством во всех типах практики выступает также заключительный или один из последних этапов медитации — озарение, просветление, прозрение, экстаз («Эврика!»). Это результат медитации и одновременно контроль ее правильности.

Особое развитие и конкретную направленность медитация получила в индийской йоге и буддизме (как одно из основных средств достижения религиозного освобождения).

Медитацию можно обнаружить и в античном «философском экстазе» платоников и неоплатоников (причём у платоников она выступала как необходимая предпосылка теоретического мышления, в частности математического), в «экзерцициях» (духовных упражнениях) иезуитов, в еврейской Каббале, в учении о «Пути» мусульман-суфиев. Сегодня медитация прочно вошла в национальные и религиозные культуры многих стран, особенно стран Востока.

В христинстве медитация служила основой исихазма – мистически погруженного сознания, направленного на единение с Богом.

В США огромный толчок популярности медитации дало в 1960-х и 1970-х годах движение хиппи. Хиппи считали медитацию одним из основных средств для достижения гармонии с собой и окружающими, и хотя популярность самого движения хиппи постепенно угасла, но именно с тех пор медитация получила такое распространение в развитых западных странах. В России интерес к медитации появился во время перестройки и достиг пика в начале 1990-х годов.

В современной психотерапии очень широко применяются медитативные методы. Считается, что медитация способствует расслаблению, освобождению от стресса, очищению сознания от ненужных мыслей и переживаний, получению душевного покоя и внутренней гармонии.

Медитация как средство достижения измененных состояний сознания (ИСС) является наиболее органичным и естественным методом. Вся же система ИСС в транскрипции трансперсональной психологии выглядит следующим образом:

— СОСТОЯНИЯ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ МИСТИЧЕСКИМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ.

— СОСТОЯНИЯ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ ПСИХОДЕЛИКАМИ.

Согласно общепсихологической классификации, ИСС выглядят несколько иначе:

— ОБЫЧНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ С НЕВРОТИЧЕСКИМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ,

— ТВОРЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ, ОБРАЩЕННЫЕ К ВНУТРЕННИМ ИМПУЛЬСАМ ЛИЧНОСТИ.

— ПСИХОПАТИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ, ВЫЗЫВАЕМЫЕ ГАЛЛЮЦИНОГЕНАМИ, АЛКОГОЛЕМ И НАРКОТИКАМИ.

В таком подходе к ИСС высшим и максимально значимым для человека признается некое «компьютерное» состояние полной рациональности – союза высокого интеллекта и научного метода познания мира.

«Обычная» рациональность всегда невротична, ибо базируется не столько на разуме, сколько на бессознательных побуждениях, инстинктах и малоуправляемых эмоциях, преобладающих в жизни большинства людей.

Значение и оценку творческих состояний трудно определить как-то однозначно, т.к. они появляются на высоте эмоционального накала, свойственного для людей с художественным типом восприятия, поэтому их возникновение трудноуловимо и непредсказуемо.

Мистические и религиозные состояния в данной классификации относятся либо к невротическим, либо к психопатическим, а о состояниях медитативных не упоминается вообще. Состояние полной рациональности не допускает существования чего-либо мистического и непознаваемого, считая, что всему должно быть «естественное» объяснение. Все, что не входит в эти рамки, признается либо невротическим, либо психопатологическим, либо продуктом невежества и суеверий.

Такое общественное сознание было характерным, например, для СССР с момента его образования до конца 80-х годов ХХ века. К этому периоду и «рациональность», и «естественное» объяснение смысла человеческого бытия стали по своей сути настолько иррациональными, что породили всеобщую невротизацию и даже психопатизацию, что дало начало всплеску интереса к всему «мистическому», «эзотерическому», «космическому» и т.д.

Таким образом, в обществе проявились два направления самоосознания: ортодоксально-рационалистическое и мистико-невротическое, находящиеся на разных полюсах и во всем противостоящие друг другу.

Можно ли сказать, что первое наилучшим образом служит целям выживания в условиях повседневности? Что делать, если вдруг эта «повседневность» перестает быть незыблемым и надежным основанием и личного, и общественного бытия? И можно ли сказать, что признание мистических переживаний высшими состояниями сознания является наилучшим путем к самореализации и самоактуализации?

Что можно сказать о прагматическом обществе, сознательно и целенаправленно трансформирующем своих членов, да и весь мир «по своему образу и подобию», сколь бы аморальными и бесчеловечными эти «образ и подобие» ни были? Что можно сказать о власти, культуре и государстве в целом, строящих такой мир?

Что можно сказать о странах, в которых наряду с многотысячелетней культурой и великими духовными традициями продолжают оставаться нормой жизни голод, нищета, бесправие большинства населения и бесконечные религиозные конфликты?

Читайте также:  Как медитация может изменить внешность

Что дало США движение хиппи, помимо взрыва наркотизации и широчайшего распространения буддистского мировоззрения, давшего начало движению «Нью Эйдж»?

Как расценивать появление феномена авторской песни в СССР – как особое творческое состояние немногих, ставшее катализатором изменения сознания целых поколений?

Как относиться к музыкальной культуре второй половины ХХ-го века, когда не в ходе религиозных обрядов, а в повседневности широчайшие человеческие массы стали искать музыкально-мистических и музыкально-медитативных состояний?

Как относиться к явной трансформации мировой литературы от ортодоксально-реалистической к экзистенциальной, мистической и фантастической?

Иными словами, осознание необходимости измененных состояний сознания для жизнедеятельности человека открыло заново целый спектр глобальных направлений и методов, служащих вхождению в эти состояния огромных человеческих сообществ не в религиозно-мистическом обряде, а в ходе обычной жизни и деятельности.

Отсюда и некая неопределенность, и несводимость медитации к чему-то одному, отсюда и ее избирательность и абсолютная обусловленность целью и намерениями человека, входящего в ее пространство.

Здесь очень важно понять, что отношение к медитации как к ИСС должно быть дополнено осознанием ее дискретности: медитирующее сознание восходит по определенной лестнице, на каждой из ступеней которой развертывается своя особая реальность, которая становится базовой для следующей, более высокой.

Существует два пути: либо максимальное освоение и «проживание» каждого из уровней, либо только их констатация. Во втором случае все мистическое, а также большинство пси-феноменов признаются несущественными и излишними, чем-то вроде «побочного продукта» восходящего сознания.

Все ощущения медитирующего сознания делятся на состояния, сохраняющие определеннные формы и содержание, и состояния вне формы и содержания. Речь идет именно о ступенях сознания, восходящего от общего до трансцендентального.

Инволюционный это путь или эволюционный, неясно. Скорее всего, не тот и не другой – все зависит от цели этого восхождения, а она различна в разных школах, например, в буддистском Пути Прозрения и Концентрации, в Учении Арики с его шестью уровнями сатори, в Каббале, Суфизме, Супраментальной Йоге и др.

Медитация обычно является сосредоточением на каком-либо определенном объекте: дыхании, образе, символе, звуке, чакре. Главным элементом служит ритмичное, монотонное, повторяющееся действие: джапа, молитва, перебирание четок, особые упражнения, ходьба и даже медленный бег.

Очень распространена концентрация на одной или нескольких чакрах, слагающаяся в определенный порядок движения – нисходящего или восходящего. Возможно сочетание этих направлений, а также контроль и управление «пульсацией астрального тела». Последняя методика применяется для достижения так называемого «астрального выхода из тела».

Под медитативным трансом понимается состояние сознания, при котором отсутствует мышление, исчезает ощущение «я» и времени, но сохраняется осознание. Такой транс сопровождается чувством освобожденности, радости и глубокого внутреннего покоя, а также слиянием собственного сознания со всем окружающим миром.

Например, целью трансцендентальной медитации является достижение предельной реальности – Абсолюта; целью исцеляющей медитации является купирование боли, излечение от того или другого недуга, достижение оптимального эмоционального состояния; в Бхакти-Йоге целью служит растворение в Божественной Любви; в Виджняна-Йоге – прямое постижение Истины-Знания и т.д.

Рассмотрим высшие состояния сознания, обретаемые на буддистском Пути Концентрации.

СОСТОЯНИЯ, СОХРАНЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ.

— Общедоступное состояние. Сосредоточение, преодоление мешающих мыслей, осознание ощущений. Невозмутимость. Устойчивое сохранение объекта концентрации.

— Угасание телесных ощущений, мыслей и эмоций. Устойчивое внимание. Ощущение восторга, блаженства.

— Ощущение блаженства. Сосредоточение и безучастность. Восторг утихает.

СОСТОЯНИЯ, УТРАТИВШИЕ ФОРМУ И СОДЕРЖАНИЕ.

— Безучастность и сосредоточенность. Блаженство. Прекращение телесных ощущений.

— Состояние бесконечности. Безучастность и сосредоточенность.

— Осознание пустотности и беспредметности. Безучастность.

— Нет ни ощущений, ни их отсутствия. Всеохватная безучастность.

Учение Арики, основанное на чувстве освобождения и концентрации в одном из центров сознания, имеет своей целью добиться соответствия с законами универсальной гармонии. Рассмотрим подробнее классификацию ИСС, предлагаемую этим учением.

— Невротическое состояние. Страдание, страх, вина. Обычные действия и эмоции. Снижение толерантности к алкоголю и наркотикам. Нарушения сна. Централизация психической энергии отсутствует.

— Нейтральное состояние. Человек способен усваивать новые идеи, программы, действия, учиться и обучать других. Психический центр – в области малого таза. Контакт с реальностью приземленный, натуралистический.

— Состояние гармонического единства, целостности. Деятельность растворяет в себе индивидуальное «Я». Наслаждение от дела, выполнение его наилучшим образом. Психический центр – в области солнечного сплетения.

— Блаженное состояние. Ощущение Божественной Милости, Космической Любви, Космической Энергии. Гармонизация личного и космического мировосприятия. Бытие в Любви. Психический центр – в области сердца.

Если Путь Концентрации основан на возрастающем уменьшении и сведении «Всего» к «отсутствию Всего», то в Учении Арики явно прослеживаются две составляющие. Первая состоит из трех нижних сатори и в целом отражает реальное состояние сознания живущего человека. Вторая значительно сложнее, причем преобладают высшие ступени ИСС.

Здесь необходимо уточнить, что вышеприведенная схема стала закономерным следствием эры психоделиков, с которыми целенаправленно работали выдающиеся исследователи человеческой психики: С.Гроф, Дж.Лилли, Г.Бейтсон и многие другие. Ценность этой работы в доказательстве того, что подобные состояния вполне возможны и у обычных людей, а также в попытке связать их с энергетической (чакровой) системой человека.

В основе другого вида концентрации лежит музыкальное восприятие, доведенное до совершенства. Сегодня доказаны универсальные законы воздействия гармонического звука на все формы жизни, и не только жизни в привычном понимании этого слова.

Исследования знаменитого японского ученого и целителя Масару Эмото показали, что вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции. Форма кристаллов льда, образующихся при замерзании воды, не только зависит от ее чистоты, но и изменяется в зависимости от того, какую над этой водой исполняют музыку, какие ей показывают изображения и произносят слова, и даже от того, думают люди о ней или не обращают на нее внимания.

Таким образом, получено экспериментальное подтверждение мощного воздействия эстетических, нравственных и звуковых факторов не только на психику человека, но и на окружающую среду в целом.

Что же касается йоги, то она всегда была избирательной, и каждая ее разновидность используется для достижения определенных целей. Например, Хатха-Йога, Пранаяма и Тантра-Йога имеют дело с физическими и витальными сферами и низшими энергетическими уровнями.

Более высокие разновидности йоги, например, Карма-Йога, Раджа-Йога, а также буддизм, воздействуют уже на кармические области. Цель медитации здесь – трансцендентное свидетельствование при полном прекращении любых форм субъективного дуализма.

Очень часто задается вопрос о продолжительности медитации. Здесь нет никаких строгих правил. Во-первых, есть люди, в принципе не способные к ней; во-вторых, важной является не столько ее продолжительность, сколько понимание медитации как очень нужного, незаменимого и ценного метода для целенаправленного достижения поставленной цели.

Основой такого понимания является стремление к росту и развитию, сущностная потребность в изменении собственной жизни не за счет внешних атрибутов, а в ходе глубинной внутренней трансформации.

Медитация происходит на разных уровнях и планах – физическом, витальном, ментальном, духовном, и на каждом из них можно испытать не только ананду (радость чистого существования, блаженство), но и целый спектр разнообразных и очень высоких переживаний.

В Супраментальной Йоге (Пурна-Йоге) поиск еще более сложен. Главная ее цель – полная трансформация всей природы человека, включая и физическую. Для достижения этой цели необходимо научиться использовать все виды энергий, как внутренних, так и универсальных, а также научиться способам использования нисходящей Силы-Истины для трансформации всех внутренних планов.

Без понимания сущности супраментальных миров и умения управлять их возможностями невозможно добиться согласованного динамического взаимодействия всех уровней человеческого существа.

Отсюда ясно, что одной только медитации, сколь бы высокой она ни была, совершенно недостаточно. Атман, Дух – лишь гарантия возможности восхождения, основными же героями этого восхождения становятся психическое существо и Душа.

На определенной стадии духовного поиска привычный мир человеческих отношений исчерпывает себя. Возникает или разочарование в них жизненной силы (витала), или непонимание других людей, или внезапное осознание того, что близкие люди, как и люди вообще, в целом не являются тем, чем пытаются казаться.

Однако основой этого процесса становится тайное разочарование какой-то части внутреннего существа, не переводимое или плохо переводимое на язык ума и чувства и ожидавшее от этих людей и этих отношений значительно большего, чем они могут дать.

Эта причина имеет место у многих, кто жаждет высокой духовной жизни либо подталкивается к ней изнутри. Следовательно, необходима кардинальная перемена: старое должно быть выброшено для освобождения себя-нового, себя-иного, себя-более высокого.

Именно здесь закладывается база для более истинных, высоких и чистых отношений и с миром, и с другими людьми. Это не цель и не средство, а закономерная и обусловленная стадия восхождения и трансформации.

Побуждения, приведшие человека в религию, йогу, теософию и эзотерику вообще, не всегда ясны и самому искателю. Еще не пробудилась Душа, не раскрылось психическое существо, а на уровне Сил действуют лишь внутренние, личностные силы.

Базовая триада здесь – Чувство, Желание, Мысль, за которыми скрывается Внутренний Человек – сплав тонкого физического, высшего витала, эмоционального существа и высокого разума. У каждого из них собственный путь роста и развития, свое детство, отрочество, юность и зрелость; «старости» же нет вообще.

Человек, движимый жаждой познания и поисками истины, всегда начинает с разума и разумного. У человека, влюбленного в жизнь во всех ее проявлениях и желающего изменить ее к лучшему, ведущим становится витал. Страстные, пламенные натуры не могут продвигаться вперед без эмоциональной «огненной» пищи. Люди мечтательные и обладающие чутким восприятием, почти сразу вступают в таинственные и полные чудес тонкие области. Слабый физически желает овладеть Силой, а сильный хочет поделиться своей Силой с теми, кто в ней нуждается.

Достигший значительного успеха в ментальной трансформации может надолго остановиться, т.к. не успел раскрыть витальный и тонкофизические центры. Самый сильный витал делает остановку в восхождении, пока не научится разумно использовать и контролировать свои энергии. Эмоциональное существо, подверженное драме, в ходе которой оно то и дело обрушивается в бездны отчаяния или же воспаряет к вершинам радости, вынуждено сделать длительную остановку, пока не научится держать душевное равновесие…

Читайте также:  Какие медитации помогают справиться с аэрофобией

Очень хорошо, когда все составляющие Внутреннего Человека обретают способность слышать и чувствовать друг друга и продолжают совместную работу, поочередно выдвигая в лидеры какую-то одну из них, наиболее подходящую для данного этапа восхождения.

Успокоение ума или полное ментальное молчание – только верхушка айсберга. На самом деле все гораздо сложнее. Тело с его потребностями и требованиями постоянной нагрузки («Чем больше, тем лучше. ») учится тратить свои силы не только на себя, но и концентрировать их, отдавая более слабым своим собратьям. Поэтический и художественный витал делает паузу для осмысления и себя, и всего, им прожитого и сотворенного. Эмоциональное существо уже не впадает в экстаз или безудержное отчаяние по любому поводу или без оного.

Но самые серьезные изменения происходят все-таки на уровне разума – иначе и быть не может, поскольку человек в первую очередь есть МАНОМАЙЯ ПРАНА ШАРИРА НЕТА – ментальный руководитель жизни и тела, Существо Разумное. Однако это не статическое образование, а растущий Гнозис, Сила Жизни и Радость Жизни. Это множество Сил и уровней, среди которых УЖЕ ЕСТЬ уровень супраментальный либо то, что готово войти в эту стадию.

Далее происходит внутреннее разделение. Часть бывшего ментала уходит вверх, становясь контролером и распорядителем; часть, оставшаяся внизу, осуществляет все виды коммуникаций, но лишь в пределах необходимого. Рассказать, КАК это происходит и как выглядит «изнутри», крайне трудно.

Дискурсивное мышление действительно исчезает – оно не только изжило себя, но и представляется теперь чем-то громоздким, неуклюжим, неэффективным и неистинным. Сам же этот первичный супраментальный уровень представляет собой сознание, но не инертное, безжизненное, монотонное и монохромное – в нем великое множество сочетаний жизни во всем ее великолепии…

ЭТО ИНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В АБСОЛЮТНО ИНОЙ СИСТЕМЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ.

Неизбежно меняется и эмоциональное восприятие – оно не прекращается, не выцветает, не становится безразличием, а является чем-то широким, глубоким и бескрайним, ничем не напоминающим прошлые эмоциональные штормы и «миротрясения».

У многих людей такие состояния бывали и прежде, хотя и очень кратковременно. В таких случаях они достаточно неприятны и очень напоминают некий ступор, в котором разум утрачивает способность управлять телом, а само тело как бы «забывает», что надо делать, как дышать, ходить, говорить, как и на что реагировать.

Вся эта перестройка занимает определенное время, и если приходится выполнять какую-либо умственную работу, то включиться в нее крайне трудно – разум как бы утрачивает эту способность. К счастью, возможность переключения на вновь обретенные виды той или иной деятельности развивается достаточно быстро, и все эти затруднения остаются в прошлом.

Это не просто важный, а решающий этап, без которого дальнейшее продвижение невозможно. И тело, и чувства, и витал, и разум должны создать и опробовать множество моделей, чтобы выбрать самую оптимальную из них и уже совместно начать претворять ее в жизнь.

Если говорить очень упрощенно, то теперь прежние горячо любимые «походы и путешествия» уже не привлекают; жадность к чтению «умных книг» и умственная медитация на их смысле и идеях исчезает; написание чего-либо «от себя» превращается в обременительную обязанность, а поэтический метод познания мира и себя в мире истощается, не в силах выразить новую реальность.

Все это не избыто, не вычеркнуто, не уничтожено как что-то ненужное, а стало прекрасным фундаментом, на котором выстраивается новая личность. И еще: не знаю, как у кого, а у меня в этом новом сознании сохранилась МУЗЫКА и ПОТРЕБНОСТЬ В МУЗЫКЕ, причем не только «духовной», а ВСЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ. Что будет дальше и во что трансформируется потом, я не знаю…

Уверен лишь в одном: все делается ПРАВИЛЬНО, ибо в этом новом сознании есть нечто, что можно назвать здравым смыслом – очень простым и в то же время бесконечно тонким, не имеющим ничего общего с хорошо знакомым здравым смыслом полной рациональности. Именно этот «рациональный здравый смысл» – источник и творец множества трагедий на пути духовного восхождения…

У кого-то был дар высокого мощного мышления… Затем он истощился, а выход не найден, и стала бессмысленность, и стала смерть… Поэт по самой сути своей, по жизни и дыханию, не смог удержать в себе Поэзию – и стала проза, и стала зима, холод и небытие… Гениальный писатель «исписался», а высокий мыслитель понял, что мысль остановилась, потому что выше для нее уже нет места… И не стало дома, ибо прежний разрушился, а новый не был выстроен…

И эту новую возможность БЫТЬ бесконечно удивляет широко тиражируемая псевдоистина: «Чтобы вечно жить и развиваться, надо столь же вечно умирать в себе, для себя и вне себя – умирать ежесекундно…». Я не знаю, ЧТО означает здесь понятие «умирать», тем более «ежесекундно», но ЗНАЮ, как ежесекундно РОЖДАТЬСЯ, потому что этому меня научили в первую очередь…

Да и говорю я все это лишь затем, чтобы стало понятным: и медитацию, и медитативный транс нельзя воспринимать как единственные универсальные механизмы и приемы – здесь нет и не может быть никаких шаблонов, стереотипов и одинаковых для всех рекомендаций.

Приступая к освоению всей сокровищницы мирового опыта, нужно предельно искренне ответить на один главный вопрос: чего вы в сущности хотите и к чему стремитесь? И в зависимости от полученного ответа вы сможете избрать тот метод, который будет наиболее эффективным для достижения поставленной вами цели.

У них наступает полная релаксация мышечного тонуса; снижается до минимума потребление кислорода и содержание серотонина в крови одновременно с массивным выбросом особых «эндорфинов покоя»; снижается содержание молочной кислоты; снижается артериальное давление; увеличивается электрическое сопротивление кожи; резко увеличивается потенциал так называемых «акупуктурных точек».

На нейрофизиологическом уровне отмечается активизация височных областей мозга в зонах внимания и памяти с одновременным торможением активности в теменных областях; резко усиливается амплитуда гамма-волн; отмечается сочетанная согласованная работа эпифиза и практически всех отделов «новой коры» головного мозга.

Комплексное динамическое исследование лиц, занимающихся медитацией не менее 10-ти лет, показало целый ряд существенных изменений функционирования организма, среди которых: усиление иммунитета; выраженная устойчивость к любым токсинам; перестройка мыслительной и эмоциональной сфер; уменьшение либо полная ликвидация множества висцеральных проявлений тех или иных болезней; снижение либо прекращение тяги к алкоголю и наркотикам; повышение творческих и интеллектуальных способностей; углубление самоосознания; отсутствие отождествления себя с телом; изменения пространственно-временных соотношений; изменение целеполагания; достижение высокой жизнеспособности; иное понимание жизни и смерти.

И, наконец, зафиксированы изменения на клеточно-анатомическом уровне: ликвидация последствий инфекционных болезней и сосудистых катастроф; увеличение доли серого вещества в лобной и височной долях правого полушария и правого таламуса со столь же значительным (на несколько порядков) ростом синаптических связей между всеми отделами и уровнями мозга.

Именно поэтому медитация и медитативный транс давно вышли за пределы чисто духовной практики, найдя широкое применение в терапии не только психогенных, но и всех других заболеваний. Они по-прежнему сохраняются как культовые, религиозные либо эзотерические приемы, в то же время войдя как необходимая составляющая в большинство психотерапевтических и биоэнергетических методик.

Это направление имеет самое непосредственное отношение к феномену контактерства (ченнелингу), где тоже используются методики вхождения в ИСС. Большая часть текстов различных откровений представляет собой именно подготовительный курс, введение в то или иное знание, направление, искусство.

В понятие «дидактика» входит также и понятие дидактической поэзии, т.е. прямого либо символического изложения обучающего и развивающего содержания в виде монолога или диалога. В человеческой истории множество примеров подобной поэзии, наиболее известным из которых является «Божественная комедия» Данте Алигьери.

Любые сомнения и неуверенность, вытесненные в подсознание, выйдут оттуда окрепшими, заодно приведя с собой еще более пагубные вещи. Самовнушение в духовной работе бесполезно либо действует в очень ограниченной степени. Осознанное сомнение означает в первую очередь СО-МНЕНИЕ, с которым можно поспорить и которое можно победить.

Нужны великое терпение и вера, кропотливая работа и самодисциплина, понимание сути и этапов собственного движения, понимание того предела, которого вы можете достигнуть сегодня, но за которым станут видимыми и достижимыми новые пределы… Нужно научиться радоваться тому, что есть, и не печалиться по тому, чего еще нет…

Поэтому я не стал анализировать раздел «Медитация», изложенный в «Проекте Атман» Кеном Уилбером. Он годится для психолога и психотерапевта, но совершенно непригоден для желающих превзойти эти уровни. Я уже говорил о том, что цель психологии – изучение психических процессов и универсальных законов и механизмов этих процессов. Вы изучаете материал и сдаете экзамен, результат которого оценивается профессиональной общностью (Сангхой), получая право обучать этому знанию других.

Путь через измененные состояния сознания – всегда острый эксперимент, где вы не «студент» и не «преподаватель», а нечто принципиально иное, и чем больше вы «знаете», тем путь труднее. В конце концов, вы приходите к необходимости собственного выбора, и ни вы-прежний, ни ваши прежние учителя уже ни в чем не смогут вам помочь. В доказатедьство приведу слова самого Кена Уилбера, ступившего ЗА порог, за которым нет ни психолога, ни разного рода психологий:

«Медитация – непрерывный инструментальный путь трансценденции. А поскольку трансценденция есть синоним развития, то и медитация есть непрерывное развитие и внутренний рост. Это естественное и упорядоченное развертывание последовательных и более высоких единств, пока все потенциальное не станет актуальным, а все фоновое бессознательное не развернется как сознание. Это именно то, что следует делать индивидууму на нынешней стадии человеческой эволюции».

Можно только порадоваться тому, что сегодня такое широкое распространение получило это древнейшее, но для большинства западных людей новое средство достижения особых состояний сознания. Именно СРЕДСТВО, но не цель. О том, что «следует делать индивидууму на нынешней стадии человеческой эволюции», мы поговорим дальше. Тех же, кто желает ознакомиться с медитацией и медитативными техниками, я адресую к надежным и основательным руководствам:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector