Меню

Медитация для творческого потенциала

Медитации для развития сверхспособностей

Сверхспособности – это способности человеческого организма, выходящие за грань доказанных и известных науке свойств человеческой психики и ощущений мира. Мы познаем мир через пять стандартных органов чувств: глазами (зрение), ушами (слух), языком (вкус), носом (обоняние), кожей (осязание, ощущение боли, температуры). Иногда в этот же ряд ставят наш вестибулярный аппарат. Но с древнейших времен были известны мистики и йоги, которые занимались развитием способностей человеческого организма, раскрытием его потенциала; и их способности тела перерастали в сверхспособности. Они умели предсказывать будущее, двигать предметы на расстоянии, поджигать свечи взглядом, а единицы умели даже левитировать!

Так что развитие сверхспособностей практиковалось еще в глубокой древности и древние мистики понимали, что потенциал человека намного больше, чем стандартный набор знаний и умений, который каждый человек нарабатывает в течение жизни. Только вот не каждый человек готов к раскрытию этого потенциала, поэтому долгое время знания о практиках, упражнениях, техниках для открытия в себе этих особенностей, оставались эзотерическими, закрытыми для большой толпы. Они передавались через древние тексты: таблички, папирусы и книги.

В наше время доступности информации часть закрытых знаний стала открытой и много людей узнало о том, что развитие экстрасенсорных способностей возможно у обычных людей. Многие ринулись практиковать и изучать способы достижения чудесных свойств организма, но единицы достигли результата. Почему?

Все дело в небольших нюансах, которые могут знать лишь мастера и обладатели этих самых способностей. Потенциал нашего организма нельзя раскрыть за пять секунд или пять дней. Порой и за пять лет не достигается необходимый результат. Терпение, внимательность, тотальность, спокойствие, вслушивание в интуицию – вот качества настоящего мистика, идущего путем знаний. А они доступны далеко не каждому человеку, живущему в огромном городе с бешенными ритмами.

Именно поэтому основой развития любых сверхкачеств является практика, известная как медитация. О ней много говорится, но мало кто знает, как правильно ее выполнять и вообще зачем она нужна.

Медитация в переводе с лат. meditatio означает «размышление». То есть медитация – это практика на спокойное думание или не-думание об объекте, наблюдение за ним.

Медитация и развитие сверхспособностей идут рука об руку прежде всего потому, что гармоничное развитие способностей человека возможно лишь в том случае, если человек начнет познавать самого себя изнутри. Мистики и эзотерики убеждены – не мы живем в окружающем мире, а этот мир – живет в нас и зависит от нас. То есть от того как мы мыслим, чувствуем, действуем зависит и то что творится вокруг.

Медитация – универсальная и древнейшая практика по наблюдению за собой и пониманию своего истинного я. Мы очень многого не знаем о самих себе! Чего по-настоящему хотим, о чем думаем, кем действительно являемся и какие, действительно, качества в нас есть. Медитации можно делать с учителем, в домашних условиях, на природе, даже коллективно в группах.

Техник медитаций существует очень много. Они делятся по происхождению (ведические, буддистские, китайские, христианские), по технике исполнения (динамические, статические, дыхательные, чакральные), принадлежности к какому-либо течению (медитации Ошо, медитации Рейки).

Надо сказать, что техники медитации применяются и в традиционной психологии, когда пациента нужно ввести в состояние спокойствия, различные трансовые состояния, когда необходимо получить от человека информацию, спрятанную глубоко в его психике.

Читайте также:  Техника медитации прибывающая вода

Новичкам лучше начать с самых несложных медитаций на развитие (скорее вспоминание) необходимых состояний для эзотерика. Это:

Эти медитации на развитие в человеке навыка осознанности. Мы часто направляем наше внимание во вне – но редко смотрим внутрь себя, прислушиваемся к тому, что нам говорит наш организм, наше тело, наша интуиция. Попробуйте практику наблюдения за собой – и вы узнаете о себе много нового! Важно лишь соблюдать несколько правил практики медитации.

1. Быть тотально в практике. Когда мы отвлекаемся – теряется сосредоточенность и концентрация. Поэтому вам не надо дергаться куда-то по каждому поводу. Отключайте телефоны, телевизоры, плееры во время практики (если только практикой использование их не предусмотрено).

2. Тело должно быть расслаблено или же быть в определенном положении. Медитацию не делают в напряженных позах или поджав одну ногу на стуле. Для медитации важно свободное течение энергии по телу. «Поза лотоса», как ее называют, лучшая для медитации: когда позвоночник прямой, а ноги скрещены на полу; ступни лежат либо под, либо над телом. Если неудобно, непривычно – можно медитировать лежа или сидя на стуле. Комфорт очень важен!

3. Практику надо выполнять регулярно и каждый раз – будто в первый раз. Иначе вы не заметите изменений. Одноразовая медитация не способна изменить вашу жизнь. Зато испортить медитацию могут ожидания.

Самое простое упражнение для развития себя, которое вы можете сделать: это погрузить ваше внимание внутрь себя. Заведите будильник на 15 минут, лягте, закройте глаза и начните наблюдать за собой. Не прячьте мысли, наблюдайте за телом и за эмоциями. И через некоторое время, через несколько практик вы заметите, что то что вы представляете из себя совсем отлично от того, что вы думали о себе раньше.

Путь через медитацию на развитие внутреннего потенциала позволит каждому в короткие сроки встретиться с собой настоящим. Помимо этого, практика медитации помогает накопить энергию, прочувствовать тотально ваши органы чувств, открыть «третий глаз» (канал внимания), понять где находятся блоки в теле и на энергетике; медитация учит развитию интуиции, а значит и сверхспособностей. Это один из поразительных путей, которым идут мистики к единению с миром и Богом.

Без нее развитие экстрасенсорных способностей невозможно, поэтому медитации сопровождают эзотериков на все пути развития и познания самих себя и мира вокруг. Если вы хотите добиться результатов в развитии сверхспособностей – медитируйте. И у вас все получится.

Источник

Медитируйте и созидайте: влияние медитации на линейное и творческое мышление

С приходом практики концентрации (медитации) в западный мир научный интерес к ней неуклонно возрастал. Было проведено множество исследований, доказывающих, что медитация может считаться эффективным инструментом для улучшения общего самочувствия. Практика улучшает когнитивные процессы, такие как управление вниманием во время выполнения задач, требующих повышенной концентрации. При этом связь между медитацией и творчеством менее ясна. До сих пор нет наглядной модели, объясняющей, как творческие процессы протекают в мозге и какое влияние на них оказывают различные типы практик концентрации. Для изучения этого вопроса учёные из Нидерландов исследовали влияние медитаций однонаправленного внимания (ОВ) и открытого присутствия (ОП) на творческие задачи, использующие конвергентное и дивергентное мышление.

Читайте также:  Что происходит с человеком при медитации

Конвергентное мышление — это линейное мышление, которое основывается на поэтапном выполнении задач, следовании алгоритмам. Дивергентное мышление — это творческое мышление; термин происходит от латинского слова «divergere», что означает «расходиться». Этот метод решения задач можно назвать веерообразным: при анализе причин и следствий отсутствует чёткая связь. Дивергентное мышление невозможно измерить классическими методиками, поскольку его основой являются случайные идеи. Именно поэтому, например, люди с гениальным складом ума могут плохо отвечать на тесты IQ, которые построены по классической конвергентной схеме.

Медитации однонаправленного внимания и открытого присутствия являются основными приёмами буддийских медитативных практик. В первом случае фокус направлен на конкретный объект или мысль, а всё остальное, что может привлечь внимание (телесные ощущения, шум или навязчивые мысли) следует игнорировать, постоянно перенаправляя концентрацию на одну и ту же точку фокусировки. В противоположность этому, во время медитации открытого присутствия практикующий открыт для восприятия и наблюдения любых ощущений или мыслей, не сосредотачиваясь на определённом объекте, поэтому внимание здесь ничем не ограничено.

Вернёмся к исследованию. В решении задач учёные оценивали дивергентное и конвергентное мышление. Например, дивергентное мышление в творческом процессе позволяет генерировать новые идеи в контексте, который предполагает одно или более правильное решение, например мозговой штурм. А конвергентное мышление, напротив, считается процессом генерации одного возможного решения конкретной проблемы. Оно характеризуется высокой скоростью и опирается на точность и логику. По результатам наблюдений нидерландские учёные пришли к выводу, что производительность различных типов внимания меняется в зависимости от экспериментальных условий. Этот результат подтверждает гипотезу о том, что конвергентное и дивергентное мышление представляют собой различные компоненты единого творческого мышления.

Применив эту теорию к практике медитации, можно было ожидать, что определённые её типы — однонаправленное внимание (ОВ) и открытое присутствие (ОП) — могут оказывать различное влияние на некоторые аспекты когнитивного контроля. Медитация ОП предполагает довольно слабый контроль практикующего над своими мыслями, позволяя свободно переходить от одной к другой. Напротив, медитация ОВ требует сильной концентрации и ограничения потока мыслей.

Исходя из этого, голландские исследователи предположили, что практика медитации ОВ должна облегчить выполнение задач, требующих более сфокусированного контроля (конвергентное мышление), а практика медитации ОП — благотворно повлияет на дивергентное мышление.

Эксперимент

В исследовании приняли участие 19 участников (13 женщин и 6 мужчин) в возрасте от 30 до 56 лет, практикующих медитацию ОП и ОВ в среднем 2,2 года. После сеансов медитации и упражнения по визуализации практикующие должны были выполнить задачи для оценки уровня дивергентного и конвергентного мышления.

Сеансы медитации

В качестве медитации ОВ использовалась шаматха (саматха) — тип буддийской практики, ставящий целью достижение ментального покоя посредством сосредоточения на конкретном объекте. В данном случае участники концентрировались на дыхании и на разных частях тела (во время вдоха и выдоха внимание направлялось на конкретную область). Целью практики было удержание фокуса на протяжении всего сеанса.

Читайте также:  Динамическая медитация ошо критика

В качестве медитации ОП использовалась адаптированная версия трансформационного дыхания, разработанная доктором Джудит Кравитц в 1980 году. Дыхание использовалось как средство для освобождения ума, при котором любые мысли, ощущения и эмоции могли возникать свободно. Наставник призывал практикующих быть открытыми к любому опыту и наблюдать за своими мыслями и эмоциями.

Упражнение по визуализации

Участников просили представить определённые домашние занятия, такие как приготовление пищи, приём гостей. Чтобы предотвратить сосредоточение внимания на одной точке или концепции, внимание периодически переключалось между визуализацией самого действия и размышлениями о нём. Например, с помощью инструкции: «Подумайте о том, кого вы бы хотели пригласить».

Задача отдалённых ассоциаций Сарноффа и Марты Медник (конвергентное мышление)

В этом задании участникам предлагалось три несвязанных слова (например, время, волосы и растяжение) с целью найти общую ассоциацию (длина, длительность). Голландская версия состояла из 30 пунктов, то есть в трёх сессиях участники выполнили 10 различных заданий.

Задача альтернативного использования Джоя Пола Гилфорда (дивергентное мышление)

Здесь участникам было предложено перечислить как можно больше вариантов использования шести предметов домашнего обихода (кирпич, туфля, газета, ручка, полотенце, бутылка). В каждой из трёх сессий участники выполняли по два разных задания.

Результаты

Предполагалось, что медитация открытого присутствия способствует состоянию когнитивного контроля, которое характеризуется слабым фокусом внимания на определённых мыслях, в то время как медитация однонаправленного внимания, наоборот, способствует сфокусированному состоянию. И по итогам исследования учёные сделали вывод, что практика медитации ОП способствует дивергентному (творческому) мышлению, то есть решению задач через поиск альтернативных вариантов.

Вторым прогнозом было то, что практика медитации ОВ должна способствовать конвергентному (линейному) мышлению. При этом учёными был замечен неожиданный эффект: при оценке эмоционального состояния участников замечено, что любая практика медитации значительно улучшала настроение. Учитывая, что повышенное настроение способствует расфокусировке внимания, вполне возможно, что практика медитации влияет на конвергентное мышление двумя противоположными способами: сосредотачивающий характер медитации мог положительно влиять на линейное мышление, в то время как расслабляющий аспект этой практики мог помешать этому. На данный момент это всё ещё предположение, требующее дальнейших исследований.

В любом случае, было доказано, что медитация оказывает определённое положительное влияние на творческое мышление. Важно отметить, что преимущества медитации ОП выходят за рамки простого расслабления. Судя по всему, практика медитации ОП реструктурирует когнитивную обработку информации в целом и влияет на производительность при выполнении других, логически не связанных заданий. Голландские исследователи предполагают, что такая практика приводит к более широкому спектру распределения ментальных ресурсов. Благодаря этому у практикующего развивается состояние когнитивного контроля, когда он способен фокусироваться не только на определённом объекте в процессе выполнения задач. Это значительно облегчает переход от одной мысли к другой, как того требует дивергентное мышление. Данное соображение согласуется с наблюдениями других учёных, согласно которым медитация ОП приводит к лучшему выполнению задачи распределённого внимания и укрепляет представление о том, что практика медитации в долгосрочной перспективе может оказывать положительное влияние на познавательные процессы.

Лоренца С. Кользато, Айка Озтурк и Бернхард Хоммель
Институт психологических исследований и Лейденский институт мозга и познания, Лейденский университет, Лейден, Нидерланды

Источник

Adblock
detector