Меню

Медитация для развития мышления

Медитация и мышление

Медитация и мышление

Отправляясь в первый монастырь, я был уверен, что медитация призвана научить меня не думать. Я слышал что-то о «спокойной пустоте сознания», которой можно достигнуть с помощью медитации, и страстно мечтал испытать это состояние. В прежние времена, во время ранних своих попыток научиться медитации, я пару раз вроде бы начинал чувствовать нечто подобное, но я грезил о том, чтобы подобное состояние продолжалось бесконечно, о некой сфере, в которой существует лишь пустота, сквозь границы которой не сумеет проникнуть ничто дурное. Я представлял эту сферу местом, свободным от мыслей и чувств. Не знаю, почему мне казалось, что вообще возможно жить без мыслей и эмоций, однако именно так я воспринимал медитацию в самом начале. Увы, попытки создать эту сферу, достигнуть «спокойной пустоты сознания» казались мне необходимой составляющей «правильной» медитации — одна из самых распространенных ошибок в представлении о медитации.

В то время я получил множество замечательных рекомендаций, однако стиль их подачи, к сожалению, только укрепил меня в заблуждениях. Каждый день я приходил к учителю, рассказывал, как продвигаются мои занятия медитацией, жаловался на непослушные мысли, не под дававшиеся любым попыткам остановить их. Каждый день учитель советовал мне проявлять больше упорства, тщательнее пытаться пресечь эти мысли в самом начале, в тот момент, когда они еще только формировались в моем сознании. Вскоре я превратился в сплошной комок нервов. Я оставался начеку час за часом. Я чувствовал себя как участник аттракциона «Поймай крота» на ярмарочной площади, напряженно подстерегая случайную мысль, дабы ухватить ее и уничтожить.

Восемнадцать часов медитации в день при трех с небольшим часах сна вскоре доконали меня. Я сидел в храме, пытаясь добиться хоть какого-нибудь результата. Но очередное усилие все дальше уводило меня от желанной цели. Местные монахи, окружавшие меня, были абсолютно спокойны и расслаблены. Некоторые из них, казалось, то и дело клевали носом. Теперь я понимаю, что это отнюдь не является целью медитации. Но в то время, когда я тратил столько отчаянных усилий в попытках научиться медитировать, сон казался недостижимой мечтой.

Через некоторое время учитель заметил чрезмерность моих усилий и посоветовал поменьше стараться.

Однако в тот момент я тратил слишком много сил на все, за что бы я ни взялся. Даже на то, чтобы поменьше стараться. Так продолжалось достаточно долго, пока я не встретил учителя, обладавшего замечательным даром рассказчика и сумевшего доступными словами объяснить мне суть проблемы. Сказанное им вызвало настоящий шок: ведь его объяснение медитации разительно отличалось от того, как я ее себе представлял.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ЧАСТЬ ВТОРАЯ МЕДИТАЦИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ И МЕДИТАЦИЯ

ЧАСТЬ ВТОРАЯ МЕДИТАЦИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ И МЕДИТАЦИЯ ТЕХНИКИ МЕДИТАЦИИ ПРИНОСЯТ ПОЛЬЗУ Техники медитации приносят пользу, потому что они научны. Благодаря ним вы избегаете ненужного блуждания, ненужного движения наощупь; если техники вам неизвестны, вы потратите много

ДИНАМИЧЕСКАЯ МЕДИТАЦИЯ (или «Хаотическая медитация»)

Мышление

Мышление Оставленный без присмотра ум —источник многих горестей. И нам будет очень полезно вкратце рассмотреть механизм работы беспокойного ума.Для того чтобы выполнить какое-то действие—скажем, встать со стула, пересечь комнату и включить свет,—что должно вначале

Мышление

Мышление — Почему ты так предубежден против мышления?

Глава 10 МЫШЛЕНИЕ И МЕДИТАЦИЯ

Глава 10 МЫШЛЕНИЕ И МЕДИТАЦИЯ Ошо, Ты говоришь, что развивать интеллект детей необходимо, но не следует ли одновременно обучать их медитации? Многие ищущие — люди семейные. Как им следует обращаться со своими детьми? Чему уделять основное внимание? Пожалуйста, пролей

Источник

Медитируйте и созидайте: влияние медитации на линейное и творческое мышление

С приходом практики концентрации (медитации) в западный мир научный интерес к ней неуклонно возрастал. Было проведено множество исследований, доказывающих, что медитация может считаться эффективным инструментом для улучшения общего самочувствия. Практика улучшает когнитивные процессы, такие как управление вниманием во время выполнения задач, требующих повышенной концентрации. При этом связь между медитацией и творчеством менее ясна. До сих пор нет наглядной модели, объясняющей, как творческие процессы протекают в мозге и какое влияние на них оказывают различные типы практик концентрации. Для изучения этого вопроса учёные из Нидерландов исследовали влияние медитаций однонаправленного внимания (ОВ) и открытого присутствия (ОП) на творческие задачи, использующие конвергентное и дивергентное мышление.

Конвергентное мышление — это линейное мышление, которое основывается на поэтапном выполнении задач, следовании алгоритмам. Дивергентное мышление — это творческое мышление; термин происходит от латинского слова «divergere», что означает «расходиться». Этот метод решения задач можно назвать веерообразным: при анализе причин и следствий отсутствует чёткая связь. Дивергентное мышление невозможно измерить классическими методиками, поскольку его основой являются случайные идеи. Именно поэтому, например, люди с гениальным складом ума могут плохо отвечать на тесты IQ, которые построены по классической конвергентной схеме.

Медитации однонаправленного внимания и открытого присутствия являются основными приёмами буддийских медитативных практик. В первом случае фокус направлен на конкретный объект или мысль, а всё остальное, что может привлечь внимание (телесные ощущения, шум или навязчивые мысли) следует игнорировать, постоянно перенаправляя концентрацию на одну и ту же точку фокусировки. В противоположность этому, во время медитации открытого присутствия практикующий открыт для восприятия и наблюдения любых ощущений или мыслей, не сосредотачиваясь на определённом объекте, поэтому внимание здесь ничем не ограничено.

Читайте также:  Баг с медитацией в пв

Вернёмся к исследованию. В решении задач учёные оценивали дивергентное и конвергентное мышление. Например, дивергентное мышление в творческом процессе позволяет генерировать новые идеи в контексте, который предполагает одно или более правильное решение, например мозговой штурм. А конвергентное мышление, напротив, считается процессом генерации одного возможного решения конкретной проблемы. Оно характеризуется высокой скоростью и опирается на точность и логику. По результатам наблюдений нидерландские учёные пришли к выводу, что производительность различных типов внимания меняется в зависимости от экспериментальных условий. Этот результат подтверждает гипотезу о том, что конвергентное и дивергентное мышление представляют собой различные компоненты единого творческого мышления.

Применив эту теорию к практике медитации, можно было ожидать, что определённые её типы — однонаправленное внимание (ОВ) и открытое присутствие (ОП) — могут оказывать различное влияние на некоторые аспекты когнитивного контроля. Медитация ОП предполагает довольно слабый контроль практикующего над своими мыслями, позволяя свободно переходить от одной к другой. Напротив, медитация ОВ требует сильной концентрации и ограничения потока мыслей.

Исходя из этого, голландские исследователи предположили, что практика медитации ОВ должна облегчить выполнение задач, требующих более сфокусированного контроля (конвергентное мышление), а практика медитации ОП — благотворно повлияет на дивергентное мышление.

Эксперимент

В исследовании приняли участие 19 участников (13 женщин и 6 мужчин) в возрасте от 30 до 56 лет, практикующих медитацию ОП и ОВ в среднем 2,2 года. После сеансов медитации и упражнения по визуализации практикующие должны были выполнить задачи для оценки уровня дивергентного и конвергентного мышления.

Сеансы медитации

В качестве медитации ОВ использовалась шаматха (саматха) — тип буддийской практики, ставящий целью достижение ментального покоя посредством сосредоточения на конкретном объекте. В данном случае участники концентрировались на дыхании и на разных частях тела (во время вдоха и выдоха внимание направлялось на конкретную область). Целью практики было удержание фокуса на протяжении всего сеанса.

В качестве медитации ОП использовалась адаптированная версия трансформационного дыхания, разработанная доктором Джудит Кравитц в 1980 году. Дыхание использовалось как средство для освобождения ума, при котором любые мысли, ощущения и эмоции могли возникать свободно. Наставник призывал практикующих быть открытыми к любому опыту и наблюдать за своими мыслями и эмоциями.

Упражнение по визуализации

Участников просили представить определённые домашние занятия, такие как приготовление пищи, приём гостей. Чтобы предотвратить сосредоточение внимания на одной точке или концепции, внимание периодически переключалось между визуализацией самого действия и размышлениями о нём. Например, с помощью инструкции: «Подумайте о том, кого вы бы хотели пригласить».

Задача отдалённых ассоциаций Сарноффа и Марты Медник (конвергентное мышление)

В этом задании участникам предлагалось три несвязанных слова (например, время, волосы и растяжение) с целью найти общую ассоциацию (длина, длительность). Голландская версия состояла из 30 пунктов, то есть в трёх сессиях участники выполнили 10 различных заданий.

Задача альтернативного использования Джоя Пола Гилфорда (дивергентное мышление)

Здесь участникам было предложено перечислить как можно больше вариантов использования шести предметов домашнего обихода (кирпич, туфля, газета, ручка, полотенце, бутылка). В каждой из трёх сессий участники выполняли по два разных задания.

Результаты

Предполагалось, что медитация открытого присутствия способствует состоянию когнитивного контроля, которое характеризуется слабым фокусом внимания на определённых мыслях, в то время как медитация однонаправленного внимания, наоборот, способствует сфокусированному состоянию. И по итогам исследования учёные сделали вывод, что практика медитации ОП способствует дивергентному (творческому) мышлению, то есть решению задач через поиск альтернативных вариантов.

Вторым прогнозом было то, что практика медитации ОВ должна способствовать конвергентному (линейному) мышлению. При этом учёными был замечен неожиданный эффект: при оценке эмоционального состояния участников замечено, что любая практика медитации значительно улучшала настроение. Учитывая, что повышенное настроение способствует расфокусировке внимания, вполне возможно, что практика медитации влияет на конвергентное мышление двумя противоположными способами: сосредотачивающий характер медитации мог положительно влиять на линейное мышление, в то время как расслабляющий аспект этой практики мог помешать этому. На данный момент это всё ещё предположение, требующее дальнейших исследований.

В любом случае, было доказано, что медитация оказывает определённое положительное влияние на творческое мышление. Важно отметить, что преимущества медитации ОП выходят за рамки простого расслабления. Судя по всему, практика медитации ОП реструктурирует когнитивную обработку информации в целом и влияет на производительность при выполнении других, логически не связанных заданий. Голландские исследователи предполагают, что такая практика приводит к более широкому спектру распределения ментальных ресурсов. Благодаря этому у практикующего развивается состояние когнитивного контроля, когда он способен фокусироваться не только на определённом объекте в процессе выполнения задач. Это значительно облегчает переход от одной мысли к другой, как того требует дивергентное мышление. Данное соображение согласуется с наблюдениями других учёных, согласно которым медитация ОП приводит к лучшему выполнению задачи распределённого внимания и укрепляет представление о том, что практика медитации в долгосрочной перспективе может оказывать положительное влияние на познавательные процессы.

Читайте также:  Медитация для органов дыхания

Лоренца С. Кользато, Айка Озтурк и Бернхард Хоммель
Институт психологических исследований и Лейденский институт мозга и познания, Лейденский университет, Лейден, Нидерланды

Источник

Шесть медитаций, меняющих жизнь

П ри слове «медитация» воображение рисует нам практика, который сидит в позе лотоса и умиротворённо дышит носом. Однако медитаций существует великое множество. Например, спортсмены, которые научились выступать на соревнованиях, пребывая в медитативном состоянии, достигают гораздо больших результатов. Потому что возможности нашего тела ограничены лишь рамками нашего собственного сознания. А чего стоят фотографии тибетских монахов, которые могут медитировать, находясь в котле с горячей водой.

Таким образом, в медитативном состоянии можно пребывать постоянно. В этом и суть медитации, когда она перестаёт быть самостоятельной практикой и становится именно состоянием. Ведь цель любой медитации — научиться быть спокойным и осознанным в повседневной жизни, а не только сидя в падмасане.

Легко быть умиротворённым и безмятежным, сидя высоко в Гималаях, но важно уметь сохранить свой покой и безмятежность на рыночной площади.

Итак, что же такое медитация? Попробуем выяснить, что объединяет все медитативные практики.

Медитация – прекращение колебаний ума

О том, что такое медитативное состояние, наверное, наиболее точно написал Патанджали: «Сitta-vritti-niroddhah», что в переводе означает: «Обуздание волнений, присущих уму».

«Нет ничего лучше покоя, нет ничего лучше пустоты», — говорил китайский философ Ян Чжу. То же самое говорил и Будда: «Нет счастья, равного спокойствию». И именно это — конечная цель медитации: обрести глубинный душевный покой и научиться пребывать в нём постоянно. И это самая главная цель йоги, ибо всё остальное уже из этого следует.

Какие же бывают медитации? Часто можно «поймать» некоторое состояние покоя и безмыслия, например, во время мытья посуды. Секрет прост: концентрируясь на чём-либо, мы обретаем состояние, которое в йоге называется «пратьяхарой» — отвлечение органов чувств от объектов, а затем обретаем и «дхарану» — процесс длительной концентрации на каком-либо объекте. В данном случае — на процессе мытья посуды. Но если намеренно концентрироваться на чём-либо возвышенном, то эффект от такой медитации будет гораздо больше. Это и есть то, что всё объединяет: любая медитативная практика включает в себя отвлечение органов чувств от внешних объектов и концентрацию на объекте медитации.

Итак, рассмотрим шесть медитаций, которые привнесут в вашу жизнь осознанность, гармонию и наполненность в каждом моменте.

Медитация при ходьбе

Как уже говорилось выше, медитация в падмасане — это лишь один из её видов. Не следует привязываться к форме, — важно видеть суть. Не каждый может облачиться в шафран, отречься от мира и уехать в Богом забытый ашрам, чтобы по 8-12 часов в день сидеть в медитации. Да и далеко не всем это нужно. И секрет в том, что медитировать можно практически в любой ситуации. Один из видов медитации — медитация при ходьбе. Особенно эта медитация будет полезна, когда ощущается крайняя степень беспокойства, и просто сесть и сразу успокоиться вряд ли будет возможно. Примерно час ходячей медитации позволит не только избавиться от лишней энергии, которая в данном случае во многом и даёт беспокойство, но и успокоить ум.

Также ходячая медитация будет эффективной во время ретритов: не каждый может весь день просидеть в медитации, поэтому лучше чередовать сидячую медитацию и медитацию при ходьбе. Для ходячей медитации не требуется никаких особых условий, — достаточно найти уединённое место с возможностью пройти по прямой примерно 10 шагов. Поскольку со стороны такая практика будет выглядеть весьма странно, лучше выбрать уединённое место, чтобы не привлекать внимания.

Голова и шея в процессе ходьбы должны быть расслабленными. Руки можно держать так, как удобно, — спереди, сзади, по бокам. Сам процесс ходьбы выглядит следующим образом: на вдохе следует поднять пятку одной ступни, затем на выдохе опереться на носок. Далее на вдохе нужно перенести ступню вперёд и на выдохе опустить на землю. Тот же самый процесс происходит и со второй ступнёй. И так нужно ходить из конца в конец, задерживаясь в крайней точке на минуту. Глаза следует держать открытыми, чтобы не терять равновесие, но не следует «цепляться» взглядом за что-либо конкретно. Нужно быть полностью расслабленным и ощущать процессы, происходящие в теле.

Важно концентрировать внимание на ступнях и ногах. В Казачьем спасе есть рекомендация: постоянно во время ходьбы ощущать процесс соприкосновения ступней с землёй. Считается, что характерники, которые в этом искусстве достигли высшего мастерства, могли держать внимание одновременно на десяти точках: темени, сердечном центре, пупочном центре (который называется «хара» — отсюда и название — «характерник»), ладонях рук, ступнях ног и так далее. И такая способность к концентрации позволяла им ощущать максимальную осознанность, в том числе и во время боя.

В случае ходячей медитации то же самое: следует погрузиться в процесс осознавания ощущений в теле. И чем больше внимания будет поглощено наблюдением за ощущениями тела, тем меньше в голове будет ненужных мыслей, и тем эффективнее будет медитация.

Читайте также:  Музыка для медитации и релаксации пианино

Положения тела

Ещё одна медитация в повседневной жизни — это концентрация на положениях тела. Так в течение дня мы постоянно меняем положение тела: ходим, сидим, лежим, стоим, бежим, и важно по возможности осознавать процесс смены положения тела. Следует как можно чаще вспоминать об этом методе и отмечать про себя, какую позу в данный момент занимает тело, что происходит с телом. Такая простая практика позволит существенно повысить уровень осознанности, и, возможно, человек осознает, что в жизни, в течение дня слишком много бесполезной суеты.

Замедленные действия

Ещё одна похожая практика — замедленные действия. Часто в кинематографе используется такой приём: чтобы привлечь внимание зрителя на какой-либо важный сюжетный момент, его показывают в замедленной съёмке.

В повседневной жизни можно применить тот же метод, но главным актёром будет сам медитирующий. Можно попробовать выполнять самые простые действия немного медленнее, чем обычно. Простой процесс завязывания шнурков в более медленном режиме позволит более осознанно пережить этот процесс, и, возможно, получится отслеживать свои мысли, ощущения и так далее. Это также существенно повышает уровень осознанности и позволяет избавиться от ненужной суеты.

Медитация на дыхание

Данный вид медитации является одним из наиболее простых, поэтому одним из наиболее популярных. Простая концентрация на дыхании с постепенным замедлением процесса нашла отражение во многих традициях. В даосизме данная практика называется «дыханием черепахи», в Казачьем спасе — «дыханием полоза», а в буддизме концентрация на замедленном дыхании называется «апанасати хинаяна», и считается, что эту практику дал своим ученикам сам Будда как самый простой, но эффективный метод саморазвития. Да даже психологи в стрессовых ситуациях рекомендуют «дышать глубже и считать до десяти», — это всё та же концентрация на дыхании, только в упрощённом виде.

Считается, что процесс мышления и дыхания связаны. Это объясняется движением «праны» в теле человека: ускоренное дыхание вызывает и беспокойство ума. Можно заметить, что в стрессовых ситуациях дыхание учащается, а, к примеру, в процессе засыпания — замедляется. И задача медитации на дыхание — осознанно замедлять дыхание, чтобы успокоить ум. Помимо повышения уровня осознанности, замедление дыхания также полезно для здоровья. Отмечено, что чем длиннее дыхательный цикл у живого существа, тем дольше оно живёт. Дыхательный цикл черепахи — примерно минута, то есть 30 секунд вдох и 30 секунд выдох. И продолжительность жизни некоторых видов черепах достигает 200-300 лет.

Медитация на каждом моменте

Каждый миг жизни уникален и не повторится снова. Пожалуй, эти слова как нельзя лучше позволяют понять практику медитации на каждом моменте. Медитировать и практиковаться в осознавании можно в любой ситуации. Это работает даже с какими-то условно негативными состояниями. Осознавать свой страх, гнев или обиду может далеко не каждый. Чаще всего присутствуют две крайности: люди либо дают волю своим эмоциям, либо усилием воли стараются их подавить. Осознавание же своих негативных переживаний — это способность ощущать их, но абстрагироваться от них, занимая позицию «наблюдателя».

Занять позицию наблюдателя — это и есть медитация на каждом моменте. Следует как можно чаще осознавать, что происходит, какие возникают ощущения, и отслеживать связь между происходящим вовне и внутренними ощущениями.

Концентрация на всех действиях

В одном из направлений йоги есть такая практика: перед каждым действием рекомендуется повторять особенную мантру. Помимо эзотерического смысла, есть также и сугубо практический: повторяя мантру перед каждым совершаемым действием, мы позволяем себе на миг остановиться, задуматься о том, что мы делаем, сконцентрироваться на процессе и осознать само действие.

И это также очень мощная медитативная практика. Она позволяет каждый момент жизни пребывать в осознанности. И это то, о чём мы говорили в самом начале: задача в том, чтобы медитация перестала быть практикой, а стала состоянием. Пребывать в медитации постоянно, отслеживать каждое своё действие, ощущение, мысль — это и есть осознанность.

Мы рассмотрели медитации, меняющие жизнь, но, по большому счёту, каждое действие, мысль, ощущение может быть объектом медитации. Как уже говорилось выше, медитировать можно даже на негативные эмоции. И чудо заключается в том, что как только мы начинаем препарировать наш гнев или страх, он сразу теряет свою силу, потому что сила негативных эмоций — именно в неосознанности того, кто их испытывает.

А самая главная медитация, изменяющая жизнь, — это осознанное следование выбранному пути и отречение от всего, что этому пути препятствует. Практикуя осознанность в каждом моменте жизни, мы можем избавиться от всякой суеты, которая часто отнимает много энергии и мешает нам двигаться по выбранному пути.

В «обычном» состоянии сознания, которое крайне сегментировано и разрывается между множеством объектов, мыслей, чувств, человек неосознанно тратит время и энергию на постоянное обдумывание различных сознательных и подсознательных импульсов. Человек же с «пустым» сознанием, сияющим изначальным светом, как полуденное солнце, и беспристрастным, как арктические льды, способен действовать молниеносно и эффективно, находясь на самой вершине горы осознанности, созерцая голубое небо чистого сознания и сияние солнца изначальной истины. И это состояние доступно каждому.

Источник

Adblock
detector