Меню

Медитации для творческих людей

Медитируйте и созидайте: влияние медитации на линейное и творческое мышление

С приходом практики концентрации (медитации) в западный мир научный интерес к ней неуклонно возрастал. Было проведено множество исследований, доказывающих, что медитация может считаться эффективным инструментом для улучшения общего самочувствия. Практика улучшает когнитивные процессы, такие как управление вниманием во время выполнения задач, требующих повышенной концентрации. При этом связь между медитацией и творчеством менее ясна. До сих пор нет наглядной модели, объясняющей, как творческие процессы протекают в мозге и какое влияние на них оказывают различные типы практик концентрации. Для изучения этого вопроса учёные из Нидерландов исследовали влияние медитаций однонаправленного внимания (ОВ) и открытого присутствия (ОП) на творческие задачи, использующие конвергентное и дивергентное мышление.

Конвергентное мышление — это линейное мышление, которое основывается на поэтапном выполнении задач, следовании алгоритмам. Дивергентное мышление — это творческое мышление; термин происходит от латинского слова «divergere», что означает «расходиться». Этот метод решения задач можно назвать веерообразным: при анализе причин и следствий отсутствует чёткая связь. Дивергентное мышление невозможно измерить классическими методиками, поскольку его основой являются случайные идеи. Именно поэтому, например, люди с гениальным складом ума могут плохо отвечать на тесты IQ, которые построены по классической конвергентной схеме.

Медитации однонаправленного внимания и открытого присутствия являются основными приёмами буддийских медитативных практик. В первом случае фокус направлен на конкретный объект или мысль, а всё остальное, что может привлечь внимание (телесные ощущения, шум или навязчивые мысли) следует игнорировать, постоянно перенаправляя концентрацию на одну и ту же точку фокусировки. В противоположность этому, во время медитации открытого присутствия практикующий открыт для восприятия и наблюдения любых ощущений или мыслей, не сосредотачиваясь на определённом объекте, поэтому внимание здесь ничем не ограничено.

Вернёмся к исследованию. В решении задач учёные оценивали дивергентное и конвергентное мышление. Например, дивергентное мышление в творческом процессе позволяет генерировать новые идеи в контексте, который предполагает одно или более правильное решение, например мозговой штурм. А конвергентное мышление, напротив, считается процессом генерации одного возможного решения конкретной проблемы. Оно характеризуется высокой скоростью и опирается на точность и логику. По результатам наблюдений нидерландские учёные пришли к выводу, что производительность различных типов внимания меняется в зависимости от экспериментальных условий. Этот результат подтверждает гипотезу о том, что конвергентное и дивергентное мышление представляют собой различные компоненты единого творческого мышления.

Применив эту теорию к практике медитации, можно было ожидать, что определённые её типы — однонаправленное внимание (ОВ) и открытое присутствие (ОП) — могут оказывать различное влияние на некоторые аспекты когнитивного контроля. Медитация ОП предполагает довольно слабый контроль практикующего над своими мыслями, позволяя свободно переходить от одной к другой. Напротив, медитация ОВ требует сильной концентрации и ограничения потока мыслей.

Исходя из этого, голландские исследователи предположили, что практика медитации ОВ должна облегчить выполнение задач, требующих более сфокусированного контроля (конвергентное мышление), а практика медитации ОП — благотворно повлияет на дивергентное мышление.

Эксперимент

В исследовании приняли участие 19 участников (13 женщин и 6 мужчин) в возрасте от 30 до 56 лет, практикующих медитацию ОП и ОВ в среднем 2,2 года. После сеансов медитации и упражнения по визуализации практикующие должны были выполнить задачи для оценки уровня дивергентного и конвергентного мышления.

Сеансы медитации

В качестве медитации ОВ использовалась шаматха (саматха) — тип буддийской практики, ставящий целью достижение ментального покоя посредством сосредоточения на конкретном объекте. В данном случае участники концентрировались на дыхании и на разных частях тела (во время вдоха и выдоха внимание направлялось на конкретную область). Целью практики было удержание фокуса на протяжении всего сеанса.

В качестве медитации ОП использовалась адаптированная версия трансформационного дыхания, разработанная доктором Джудит Кравитц в 1980 году. Дыхание использовалось как средство для освобождения ума, при котором любые мысли, ощущения и эмоции могли возникать свободно. Наставник призывал практикующих быть открытыми к любому опыту и наблюдать за своими мыслями и эмоциями.

Читайте также:  Медитация на мужчину чтобы встретить

Упражнение по визуализации

Участников просили представить определённые домашние занятия, такие как приготовление пищи, приём гостей. Чтобы предотвратить сосредоточение внимания на одной точке или концепции, внимание периодически переключалось между визуализацией самого действия и размышлениями о нём. Например, с помощью инструкции: «Подумайте о том, кого вы бы хотели пригласить».

Задача отдалённых ассоциаций Сарноффа и Марты Медник (конвергентное мышление)

В этом задании участникам предлагалось три несвязанных слова (например, время, волосы и растяжение) с целью найти общую ассоциацию (длина, длительность). Голландская версия состояла из 30 пунктов, то есть в трёх сессиях участники выполнили 10 различных заданий.

Задача альтернативного использования Джоя Пола Гилфорда (дивергентное мышление)

Здесь участникам было предложено перечислить как можно больше вариантов использования шести предметов домашнего обихода (кирпич, туфля, газета, ручка, полотенце, бутылка). В каждой из трёх сессий участники выполняли по два разных задания.

Результаты

Предполагалось, что медитация открытого присутствия способствует состоянию когнитивного контроля, которое характеризуется слабым фокусом внимания на определённых мыслях, в то время как медитация однонаправленного внимания, наоборот, способствует сфокусированному состоянию. И по итогам исследования учёные сделали вывод, что практика медитации ОП способствует дивергентному (творческому) мышлению, то есть решению задач через поиск альтернативных вариантов.

Вторым прогнозом было то, что практика медитации ОВ должна способствовать конвергентному (линейному) мышлению. При этом учёными был замечен неожиданный эффект: при оценке эмоционального состояния участников замечено, что любая практика медитации значительно улучшала настроение. Учитывая, что повышенное настроение способствует расфокусировке внимания, вполне возможно, что практика медитации влияет на конвергентное мышление двумя противоположными способами: сосредотачивающий характер медитации мог положительно влиять на линейное мышление, в то время как расслабляющий аспект этой практики мог помешать этому. На данный момент это всё ещё предположение, требующее дальнейших исследований.

В любом случае, было доказано, что медитация оказывает определённое положительное влияние на творческое мышление. Важно отметить, что преимущества медитации ОП выходят за рамки простого расслабления. Судя по всему, практика медитации ОП реструктурирует когнитивную обработку информации в целом и влияет на производительность при выполнении других, логически не связанных заданий. Голландские исследователи предполагают, что такая практика приводит к более широкому спектру распределения ментальных ресурсов. Благодаря этому у практикующего развивается состояние когнитивного контроля, когда он способен фокусироваться не только на определённом объекте в процессе выполнения задач. Это значительно облегчает переход от одной мысли к другой, как того требует дивергентное мышление. Данное соображение согласуется с наблюдениями других учёных, согласно которым медитация ОП приводит к лучшему выполнению задачи распределённого внимания и укрепляет представление о том, что практика медитации в долгосрочной перспективе может оказывать положительное влияние на познавательные процессы.

Лоренца С. Кользато, Айка Озтурк и Бернхард Хоммель
Институт психологических исследований и Лейденский институт мозга и познания, Лейденский университет, Лейден, Нидерланды

Источник

Развитие творческих способностей благодаря медитации

Развитие творческих способностей. Качества творческой личности. Как раскрыть творческие способности. Развитие творческих способностей и медитация.

Творчество

Но меняя окружающий мир, человек меняется и сам. Ведь по сути создание нового – это способность человека менять свой взгляд на окружающий мир.

Исследователи творческого процесса едины в том, что творчество базируется на внутренних умственно-духовных задатках человека, присущих каждому человеку, и высвобождается при определенных условиях окружающего мира.

Что, собственно, препятствует нам чаще изменять свой взгляд на мир, т. е. постоянно сохранять творческую активность? Или, говоря другими словами, что затрудняет раскрытие нашего творческого потенциала?

Творческие способности

Выделяют следующие признаки, присущие личности творческого характера:

Читайте также:  Медитации на сон мантры

Развитие творческих способностей и стресс

Мы уже упоминали, что источник творческих сил есть в любом человеке. И каждый человек, осознанно или нет, стремится созидать. Мы чувствуем себя хорошо лишь тогда, когда ощущаем прогресс в какой-либо области своей жизни.

Творческие способности раскрываются без особого труда в тех жизненных областях, в которых у человека меньше всего стрессов: внутренних блокад, напряжений, страха, давления со стороны окружения. Это объясняет, почему многие люди не достигают значительных успехов в своей профессии, но в то же время демонстрируют отличные результаты в своих увлечениях.

Задумайтесь также о том, почему процентное соотношение людей талантливых и одаренных среди детей значительно больше, чем среди взрослых. Почему юные вундеркинды, вырастая, пополняют ряды людей обыкновенных?

Причина не только в том, что школа как правило не занимается целенаправленно развитием творческих способностей и талантов. Главная проблема – в высоком уровне стрессовой нагрузки на учащихся, присущей всей современной системе образования.

Развитие творческих способностей и медитация

«Идеи подобны рыбам. Если хотите поймать мелкую рыбешку, оставайтесь на мелководье. Но если вам нужна крупная рыба, придется идти на глубину. Там, в глубинах, рыбы мощнее и чище. Они крупнее и абстрактнее. И невероятно красивы. Я ищу рыб определенного вида – тех, которых можно перевести на язык кино. Но на глубине плавают разные рыбы: для бизнеса, для спорта. Есть рыбы на все случаи жизни» (Из книги Дэвида Линча «Поймать большую рыбу. Медитация, осознанность и творчество».

Медитация важна как очищающее ум, расслабляющее и антистрессовое средство, помогающее творческим способностям проникнуть во все сферы человеческой деятельности.

Исследователи творческих процессов утверждают, что развитие творческих способностей берет свое начало в состояниях, при которых гармонично функционируют левая и правая части мозга – мозг в целом работает более когерентно. Но именно это происходит в спокойном состоянии ума, достигаемом в момент глубокого расслабления.

Жизнь человека базируется на смене покоя и активности. Творческие способности проявляются при раскрепощении, саморасслаблении и самораскрытии, т.е на основе привнесения качеств покоя в активность.

В ситуации, когда на пути вашего движения появляется стена, вы понимаете, что наскоком тут ничего не добьешься. Что действительно может помочь, так это новая перспектива, новый взгляд на «стену» или окружающее ее пространство. Может быть, при этом вы обнаружите пару веревок и крюк, на который можно их накинуть, или найдете лопату и выроете подкоп под стену, и вот вы уже преодолели препятствие.

Для творчества необходима определенная дистанция (отстраненность от проблемы). Об этом писал еще Г. Уоллес в 1926 г. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

1. Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.

2. Инкубация — временное отвлечение от задачи.

3. Озарение — появление интуитивного решения.

4. Проверка — испытание и/или реализация решения.

В медитации отвлеченность возникает сама собой. Когда вы откроете глаза после переживания опыта глубокого покоя, то сможете по-новому увидеть мир и соответственно по-другому вести себя. Творчество, развитие творческих способностей нуждается в «ситуации свободы в себе самом», т. е. во внутренней свободе, как говорит исследователь творческих процессов Хайнельт. И это обеспечит вам медитирование.

Источник

Творческая медитация

Все чаще мы слышим, что творческий подход становится наиболее востребованным качеством в современном мире. Очевидно, встает вопрос – как его развить.

Информация для размышления. В течение дня у нас возникает до 60 000 мыслей. 90% из них – повтор мыслей вчерашнего дня.

Творчество – это выход за рамки наших ограниченных представление о себе и мире. И для такого выхода, полезно осознавать, что мы видим и вообще воспринимаем не реальный мир, а модель этого мира.

Читайте также:  Гипноз медитация деньги изобилие благополучие

Возьмем простое яблоко. Мы привыкли думать, что это предмет. При этом, мы можем уточнить, к каким категориям предметов он относится. Что это еда, а еще уже – фрукт.

Но, думать о яблоке как о вещи – это всего лишь один вариант, один подход, который удобен, например, для кладовщика, который имеет с ним дело весьма ограниченное время.

Другой подход – думать о яблоке как о процессе. Например, как о процессе круговорота и преобразования вещества и энергии.

Яблоня использует воду, почву (вещества) и солнечный свет (энергия), чтобы преобразовать воду и питательные вещества из земли в плоды. Яблоко в свою очередь содержит вещества и энергию. Если вы его съедите, ваш организм возьмет из него определенные вещества, которые превратиться в ваше тело, а другие вещества (глюкоза) преобразуется снова в энергию.

Можно посмотреть на яблоко еще более необычным образом и увидеть в нем нематериальный мир. Это яблоко выращивали конкретные люди в конкретном месте. Если это яблоко, которое вам прислали родители и которое выросло на той самой яблоне, на которую вы лазили еще в детстве – это будет для вас очень особенное яблоко, даже если оно внешне как две капли воды похоже на то, что лежит на прилавке супермаркета. Т.е., оно несет в себе нечто, что физически в нем не содержится.

Все это забавно, скажете вы, но какой практический смысл в этих увлекательных мысленных упражнениях?

Честно говоря, мне бы очень хотелось ответить на этот вопрос в парадоксальном духе предыдущих абзацев и сказать, что искать во всем практический смысл – это тоже большое ограничение (кстати, я действительно так думаю). Но, в данном случае, как раз не сложно найти практически смысл.

Такие упражнения помогают увидеть в предмете или явлении или процессе новые свойства, особенности, которые вы не замечали раньше. А ведь именно на этом основаны все прорывы в изобретательстве, науке и творчестве.

И тогда, вы можете осознать, например, что люди покупают на самом деле не дрель, а дырки, которые она делает и создадите потрясающе эффективную рекламную компанию. Или, задавшись «глупым» вопросом о том, как снег может сам убраться из города, вы вспомните, что снег – это ведь еще и вода, просто замерзшая и если она растает, то спокойно сама потечет по дренажным трубам. И тогда вы могли бы придумать снегоплавильную машину, которые становятся сейчас так популярны в больших городах.

И конечно важно помнить, что творческий подходи – это навык. Это не секрет, который можно разгадать или открыть. Это навык, который необходимо развивать, в частности, упражнением, которое я здесь описал.

Итак, общая схема медитации

Возьмите или вспомните какой-то знакомый предмет и постарайтесь представить его как процесс. Например, процесс превращения исходных материалов, вещества, энергии в конечный продукт. Можно включить в этот процесс взаимодействие и труд людей.

Проработав таким образом два три предмета, окиньте взором окружающее пространство и постарайтесь целостно осознать, что все что вас окружает – не застывший мир предметов, а постоянно изменяющийся, хоть и с разной скоростью мир процессов.

Эту технику можно вполне выполнять как неформальную практику, т.е. между делом. Но, как это часто бывает, если я могу что-то делать когда угодно, то скорее всего не буду делать вовсе. Так что если хотите развить в себе этот новый способ мышления, поставьте себе четкую цель и обеспечьте напоминания.

Например, в течение месяца раз в день, сразу после обеда выполнять творческую медитацию, во время 10-минутной прогулки.

Пожалуйста, напишите в комментариях, интересны ли вам подобные практики и вообще, какие темы вы бы хотели, чтобы я раскрыл в этом году.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector