Меню

Махаси саядо практическая медитация прозрения

Махаси саядо практическая медитация прозрения

Влад Аскинази запись закреплена

Влад Аскинази запись закреплена
Открывая Буддизм Тхеравады

Влад Аскинази запись закреплена
Будда • Учение Будды • Буддизм

Досточтимый Мангало
ПРАКТИКА ПАМЯТОВАНИЯ
Перевод с английского Н. Б.
© 2010
Содержание
Показать полностью.
От издателя
Практика памятования
Введение
Предисловие
Безумная обезьяна
Прекращение концептуального мышления
Что такое памятование?
Основы памятования
Как взяться за курс памятования?
Предварительные ступени практики памятования
Основное дыхательное упражнение
Если ум отвлекается
Движения
Острые и ноющие боли
Основное упражнение при ходьбе
В повседневных действиях
Дополнительное дыхательное упражнение
В повседневной жизни
Пусть все идет свои чередом

От издателя
«Практика памятования», впервые опубликованная Центром Буддхадхаммы в Биддалфе, оказалась чрезвычайно ценной для изучающих медитацию; поскольку она вышла из печати некоторое время назад, читатели просили Буддийское Общество подготовить новое её издание. Автор был настолько любезен, что внёс в текст множество мелких исправлений и улучшений.

Влад Аскинази запись закреплена
Дорогой мудрости

Махаси Саядо
Медитация Сатипаттхана Випассана
Предисловие
Книга первая: через осознанность к видению-как-есть
(Нравственное поведение, сосредоточение и мудрость)
Показать полностью.
(Материя (рупа) и психика (нама))
(Иллюзия «я» (саккая-диттхи))
(Общая практика медитации випассана)
Упражнения для начинающих
(Упражнение «сижу-касается» («sitting-touching»))
(Упражнение «подымается-опускается» («rising-falling»))
(Основные упражнения)
(Отслеживание помех)
(Упражнение «Иду» («walking»))
(Упражнение «Сижу»)
(Упражнение «Лежит»)
(Упражнение «Сон»)
(Упражнение «Пробуждение»)
(Упражнения «Умывание» и «Еда»)
(Резюме самых существенных моментов)
Книга вторая: практика медитации видения-как-есть
Подготовительная ступень
Первое основное упражнение
Второе основное упражнение
Третье основное упражнение
Основное упражнение при ходьбе
Прогресс в созерцании
Четвертое основное упражнение
Часть вторая: Дальнейшая практика
Как достигается Ниббана
Знание плода (пхала-ньяна)
Пересмотр
Как достичь более высоких путей
Специальное примечание
Приложение
Техники медитации
Движения подъема и опускания стенки живота
Начиная с материи
Созерцание возникновения в шести дверях восприятия
Медитация випассана без предшествующего развития джханы
Достижение чистоты ума с помощью сосредоточения доступа
Об авторе
Предисловие

Не надо доказывать, что никому не нравится страдать и каждый стремится к счастью. В нашем мире люди делают все возможное, чтобы предотвратить и облегчить страдания, и наслаждаться счастьем. Тем не менее их усилия в основном направлены на физическое благополучие с помощью материальных средств. Счастье в конечном счете зависит от позиции ума, и все же лишь немногие по-настоящему задумываются о развитии ума, а еще меньше людей серьезно практикуют тренировку ума.
Для иллюстрации можно обратить внимание на повседневное очищение и приведение в порядок своего тела, бесконечную погоню за едой, одеждой и жильем; на невероятный технический прогресс, который на сегодня достигнут для повышения материального благополучия, для усовершенствования средств связи и транспорта, для профилактики и лечения болезней. Все эти усилия в основном связаны с заботой о теле и с уходом за ним. Нужно признать, что они необходимы. Но эти усилия и достижения человечества не могут облегчить или устранить страдания, связанные со старостью и болезнями, проблемами в семье и экономическими трудностями, короче говоря, связанные с неудовлетворенными потребностями и желаниями. Страдания такого характера невозможно преодолеть материальными средствами; они преодолеваются только тренировкой и развитием ума.
В таком случае становится ясно, что нужно искать правильный путь тренировки, уравновешивания и очищения ума. Этот путь указан в «Маха Сатипаттхана сутте», известном трактате Будды, произнесенном больше двух с половиной тысяч лет тому назад. Будда провозгласил:
«Существует однонаправленный путь очищения существ, преодоления печали и слез, устранения страданий и бед, выхода на правильный путь, достижения ниббаны, а именно – четыре основы осознанности».
Эти четыре основы осознанности –
(1) созерцание тела;
(2) созерцание чувств;
(3) созерцание ума;
(4) созерцание объектов ума.
Продолжение по ссылке ниже
https://dhamma.ru/lib/authors/mahasi/mahasi.htm

Влад Аскинази запись закреплена
Буддизм несектарный (несектарный подход)

Влад Аскинази запись закреплена
Буддизм несектарный (несектарный подход)

#Тхеравада@nesecta
Махаси Саядо
Медитация Сатипаттхана Випассана
Предисловие
Книга первая: через осознанность к видению-как-есть
Показать полностью.
(Нравственное поведение, сосредоточение и мудрость)
(Материя (рупа) и психика (нама))
(Иллюзия «я» (саккая-диттхи))
(Общая практика медитации випассана)
Упражнения для начинающих
(Упражнение «сижу-касается» («sitting-touching»))
(Упражнение «подымается-опускается» («rising-falling»))
(Основные упражнения)
(Отслеживание помех)
(Упражнение «Иду» («walking»))
(Упражнение «Сижу»)
(Упражнение «Лежит»)
(Упражнение «Сон»)
(Упражнение «Пробуждение»)
(Упражнения «Умывание» и «Еда»)
(Резюме самых существенных моментов)
Книга вторая: практика медитации видения-как-есть
Подготовительная ступень
Первое основное упражнение
Второе основное упражнение
Третье основное упражнение
Основное упражнение при ходьбе
Прогресс в созерцании
Четвертое основное упражнение
Часть вторая: Дальнейшая практика
Как достигается Ниббана
Знание плода (пхала-ньяна)
Пересмотр
Как достичь более высоких путей
Специальное примечание
Приложение
Техники медитации
Движения подъема и опускания стенки живота
Начиная с материи
Созерцание возникновения в шести дверях восприятия
Медитация випассана без предшествующего развития джханы
Достижение чистоты ума с помощью сосредоточения доступа
Об авторе
Предисловие

Читайте также:  Для чего нужна медитация и как правильно медитировать

Не надо доказывать, что никому не нравится страдать и каждый стремится к счастью. В нашем мире люди делают все возможное, чтобы предотвратить и облегчить страдания, и наслаждаться счастьем. Тем не менее их усилия в основном направлены на физическое благополучие с помощью материальных средств. Счастье в конечном счете зависит от позиции ума, и все же лишь немногие по-настоящему задумываются о развитии ума, а еще меньше людей серьезно практикуют тренировку ума.
Для иллюстрации можно обратить внимание на повседневное очищение и приведение в порядок своего тела, бесконечную погоню за едой, одеждой и жильем; на невероятный технический прогресс, который на сегодня достигнут для повышения материального благополучия, для усовершенствования средств связи и транспорта, для профилактики и лечения болезней. Все эти усилия в основном связаны с заботой о теле и с уходом за ним. Нужно признать, что они необходимы. Но эти усилия и достижения человечества не могут облегчить или устранить страдания, связанные со старостью и болезнями, проблемами в семье и экономическими трудностями, короче говоря, связанные с неудовлетворенными потребностями и желаниями. Страдания такого характера невозможно преодолеть материальными средствами; они преодолеваются только тренировкой и развитием ума.
В таком случае становится ясно, что нужно искать правильный путь тренировки, уравновешивания и очищения ума. Этот путь указан в «Маха Сатипаттхана сутте», известном трактате Будды, произнесенном больше двух с половиной тысяч лет тому назад. Будда провозгласил:
«Существует однонаправленный путь очищения существ, преодоления печали и слез, устранения страданий и бед, выхода на правильный путь, достижения ниббаны, а именно – четыре основы осознанности».
Эти четыре основы осознанности –
(1) созерцание тела;
(2) созерцание чувств;
(3) созерцание ума;
(4) созерцание объектов ума.
Продолжение по ссылке ниже
https://dhamma.ru/lib/authors/mahasi/mahasi.htm

Влад Аскинази запись закреплена
Буддизм несектарный (несектарный подход)

Предисловие
Показать полностью.
Не надо доказывать, что никому не нравится страдать и каждый стремится к счастью. В нашем мире люди делают все возможное, чтобы предотвратить и облегчить страдания, и наслаждаться счастьем. Тем не менее их усилия в основном направлены на физическое благополучие с помощью материальных средств. Счастье в конечном счете зависит от позиции ума, и все же лишь немногие по-настоящему задумываются о развитии ума, а еще меньше людей серьезно практикуют тренировку ума.
Для иллюстрации можно обратить внимание на повседневное очищение и приведение в порядок своего тела, бесконечную погоню за едой, одеждой и жильем; на невероятный технический прогресс, который на сегодня достигнут для повышения материального благополучия, для усовершенствования средств связи и транспорта, для профилактики и лечения болезней. Все эти усилия в основном связаны с заботой о теле и с уходом за ним. Нужно признать, что они необходимы. Но эти усилия и достижения человечества не могут облегчить или устранить страдания, связанные со старостью и болезнями, проблемами в семье и экономическими трудностями, короче говоря, связанные с неудовлетворенными потребностями и желаниями. Страдания такого характера невозможно преодолеть материальными средствами; они преодолеваются только тренировкой и развитием ума.
В таком случае становится ясно, что нужно искать правильный путь тренировки, уравновешивания и очищения ума. Этот путь указан в «Маха Сатипаттхана сутте», известном трактате Будды, произнесенном больше двух с половиной тысяч лет тому назад. Будда провозгласил:
«Существует однонаправленный путь очищения существ, преодоления печали и слез, устранения страданий и бед, выхода на правильный путь, достижения ниббаны, а именно — четыре основы осознанности».
Эти четыре основы осознанности –
(1) созерцание тела;
(2) созерцание чувств;
(3) созерцание ума;
(4) созерцание объектов ума.
Очевидно, что те, кто стремится к счастью, должны следовать этому пути, чтобы избавиться от загрязнений ума, вызывающих их страдания.
Если спросить кого-то, желает ли он преодолеть печаль и плач, он, конечно, ответит «Да». В таком случае ему, да и любому другому человеку, нужно практиковать четыре основы осознанности.
Если спросить кого-то, желает ли он устранить страдания и беды, он, не колеблясь, ответит положительно. В таком случае ему, да и любому другому человеку, нужно практиковать четыре основы осознанности.
Если спросить кого-то, желает ли он выйти на правильный путь и достичь Ниббаны, он, конечно, ответит «Да». В таком случае ему, да и любому другому человеку, нужно практиковать четыре основы осознанности.
Как практиковать четыре основы осознанности? В «Маха Сатипаттхана сутте» Будда сказал: «Постоянно практикуйте созерцание тела, созерцание чувств, созерцание ума и объектов ума». Но без руководства квалифицированного учителя обычному человеку будет нелегко практиковать эти созерцания систематически, чтобы достичь успехов в развитии сосредоточения и видения-как-есть.
Сам я прошел очень интенсивный практический курс медитации Сатипаттхана под личным руководством Мингун Джетаван Саядо из Тхантона. Начиная с 1938 года, я обучил этой технике медитации несколько тысяч йогинов, в личном общении, а также через книги и лекции. По просьбе участников первых групп, которым я давал личные указания, я написал монографию по медитации Випассана (видения-как-есть) в двух томах. Эта монография была завершена в 1944 году и выдержала семь изданий. Во всех главах, кроме пятой, приведены научные выкладки и рассуждения со ссылками на тексты на языке пали, комментарии и подкомментарии. Пятую главу я предпочел написать общедоступным языком, чтобы те, кто у меня обучается, могли легко понять, как им нужно начинать, и затем идти шаг за шагом, с полным описанием основных моментов, в соответствии с «Висуддхимаггой» и другими источниками. Перед вами перевод этой пятой главы. Первые четырнадцать страниц бирманского оригинала были переведены на английский в 1954 году У Пэ Тином, моим давнишним учеником, для тех, кто приезжал в наш центр медитации из-за границы. Страницы с 15 по 51 бирманского оригинала были по просьбе Ньянапоники Махатхеры переведены на английский моим учеником Мьянонг У Тином. Между прочим, можно упомянуть, что сейчас площадь нашего центра медитации Сасана Йейктха, — почти десять гектар, в нем больше пятидесяти зданий, в которых располагаются преподаватели медитации и йогины, монахи и миряне, и мужчины, и женщины.[1]
Почтенный Ньянапоника Махатхера привел этот перевод в окончательный литературный вид, получив одобрение по своим ценным предложениям. Перевод У Пэ Тина был отредактирован и улучшен стилистически, госпожой Мери МакКоллам, американской буддисткой. Она практиковала медитацию сатипаттхана под руководством Ангарики Муниндры в Бирма Вихаре, в городе Бодх-Гая, провинция Бихар, в Индии. Ангарика Муниндра долгое время находился в нашем центре. Он послал нам ее редакцию на рассмотрение и одобрение. После этого перевод был передан Ньянапонике Махатхере. Таким образом, эта книга, — это объединенное и совместное издание двух вышеупомянутых переводов, с добавлением моего предисловия. Пятая глава моей бирманской монографии, как я уже говорил, написана в общедоступном стиле. Я хотел бы сказать, что те буддийские термины, которые даны в этой книге без эквивалентов на языке пали, полностью объясняются в книге «Прогресс видения-как-есть» («The Progress of Insight»), переводе моей работы с пали на английский почтенного Ньянапоники Махатхеры. Его книга «Сердце буддийской медитации» — сама по себе настоящий клад информации и указаний по этой чрезвычайно важной теме.
В завершение я хотел бы:
(1) сказать, что я глубоко благодарен за помощь тем, кто выполнил перевод и редакции, а также тем, кто взял на себя издание этой книги,
(2) настоятельно попросить читателей этой книги не ограничиваться содержащимися в ней теоретическими знаниями, а применить это знание для систематичной и упорной практики, и
(3) выразить мое искреннее желание, чтобы они вскоре обрели видение-как-есть и получили все те преимущества, которые описал Будда во вступлении к «Маха сатипаттхана сутте».

Читайте также:  Медитация восстановления женского рода

Бхадданта Собхана
Агга Маха Пандита
Махаси Саядо
1 октября 1970 г.

Саасана Йита
16, Хермитейдж роуд
Рангун, Бирма

Книга первая: через осознанность к видению-как-есть

«Намо Буддхаса»
Слава Полностью Пробудившемуся

Нравственное поведение, сосредоточение и мудрость

Материя (рупа) и психика (нама)

Метод развития этой мудрости состоит в наблюдении материи (рупа)[13] и психики (нама)[14], — двух единственных элементов, из которых состоит живое существо, — с тем чтобы узнать их в их истинной природе. В наше время эксперименты по аналитическому наблюдению материи обычно проводятся в лабораториях с помощью разнообразных инструментов, но эти методы непригодны для работы с умом. Метод Будды не требует никаких инструментов или внешней помощи. В этом методе человек использует для анализа свой собственный ум, направляя обнаженное внимание на процессы материи и психики, происходящие внутри него. Постоянно повторяя такую тренировку, можно приобрести необходимое сосредоточение, и когда сосредоточение станет достаточно обостренным, будет отчетливо заметно непрерывное возникновение и исчезновение материи и психики.
Живое существо состоит исключительно из двух четко отличающихся групп, материи (рупа) и психики (нама). Твердое вещество тела, как обнаружено, относится к группе материи. В соответствии с традиционным списком материальных явлений, всего в этой группе двадцать восемь видов материи, но вкратце можно отметить, что тело — это масса материи. Например, это то же, что и кукла, сделанная из глины или пшеницы, — не что иное, как скопление частиц глины или муки. Материя меняет свою форму (рупатти) в физических условиях жара, холода, и т. д., и в связи с этой изменчивостью в различных физических условиях, на языке пали она называется рупа (форма). Она не обладает ни малейшей способностью знать объект.
В Абхидхамме[15] элементы психики и материи классифицируются как «состояния с объектом» (сараммана-дхамма) и «состояния без объекта» (анараммана-дхамма) соответственно. Элемент психики обладает объектом, удерживает объект, знает объект, тогда как элемент материи не обладает объектом, не удерживает объекта, не знает объекта. Таким образом ясно, что в «Абхидхамме» прямо сказано, что материя не обладает способностью знать объект. Йогин тоже аналогичным образом воспринимает, что «материя не обладает способностью знания».
Бревна и столбы, кирпичи, камни, комки земли — это масса материи. Они нисколько не обладают способностью знания. Аналогично и с материей, которая образует живое тело, — у нее нет способности знать. Материя в мертвом теле та же, что в живом теле, — она нисколько неспособна знать. Но у людей распространено представление, что материя живого тела обладает способностью знать объект, и что она теряет эту способность только в момент смерти. На самом деле это не так. В действительности материя не обладает способностью знать ни в мертвом, ни в живом теле.
В таком случае что же тогда знает объекты? Это психика, которая возникает на основе материи. На языке пали она называется «нама», потому что она склоняется («намати») к объекту. Психику еще называют мыслью или сознанием. Психика возникает на основе материи: на основе глаза возникает сознание глаза (процесс видения); на основе уха, возникает сознание уха (процесс слышания); на основе носа, возникает сознание носа (процесс обоняния); на основе языка, возникает сознание языка (процесс различения вкуса), на основе тела, сознание тела (процесс осязания). Есть много видов осязания, благоприятных и неблагоприятных.
В то время как чувство осязания имеет широкую область действия, проходя по всей длине тела, внутри и снаружи, чувства зрения, слуха, обоняния и различения вкуса возникают в своих собственных органах, — глазе, ухе, носе и языке, — каждый из которых занимает очень небольшую и ограниченную область тела. Эти чувства осязания, зрения, и т. д., — не что иное, как элементы психики. Кроме того, на основе интеллекта (манас) возникает сознание интеллекта, — мысли, идеи, воображение, и т. д. Все это элементы психики. Психика знает объект, а материя не знает объекта.

Читайте также:  Медитация на новое рождение

Иллюзия «я» (саккая-диттхи)

Люди обычно считают, что в случае видения, видит именно сам глаз. Они считают, что видение и глаз — одно и то же. Кроме того, они считают, что «тот, кто видит, — это я», «я вижу вещи», «глаз, процесс видения, и я, — это одно и то же». В действительности это не так. Глаз — это одно, а видение — это другое, и нет никакой такой отдельно существующей сущности, как «я» или «эго». Есть только реальность видения, возникающая на основе глаза.
В качестве примера можно привести человека, который сидит в доме. Дом и человек — две отдельные вещи: дом это не человек, а человек это не дом. Аналогично во время процесса видения. Глаз и видение — это две отдельные вещи; глаз это не видение, а видение это не глаз.
Можно привести ещ

Источник

Adblock
detector