Меню

Логос медитация древней церкви

Авраам Самуилович Позов (Позидис)

Авраам Самуилович Позов (Позидис) (17.12.1890–23.09.1984)

Биография

Период детства и юношества

Авраам Позов родился в 1890 году, на территории Закавказья, в городе Карсе, в семье Самуила Позидиса, государственного служащего. По происхождению последний был понтийским греком, как и его супруга, мать Авраама Позова.

До революции Карс входил в состав Российской Империи. Несмотря на греческое происхождение и на существование в Карсе греческой колонии, родители Авраама тяготели душой и сердцем к России.

Мать Авраама хотела было назвать его Владимиром, но её муж, Самуил, отец Авраама, решил вопрос иначе. Дело в том, что в его традиции было давать детям имена участников библейских событий.

Когда их сына крестили, и священник готов был уже погрузить его в крещальную купель, уже произнёс ключевые слова «крещается. », вдруг среди собравшихся для участия в Таинстве появился отец младенца, в состоянии легкого «веселья», и авторитетно воскликнул: «Авраам». Так предполагавшийся быть Владимиром стал Авраамом. Несмотря на это, мать продолжала звать сына Володей.

Родители Авраама, будучи православными людьми, с детства закладывали в него основы христианской веры и культуры. Когда он подрос, его определили в Тифлисскую гимназию. Здесь, наряду с прочими дисциплинами, Авраам изучал Закон Божий, и под наблюдением опытных преподавателей ещё больше проникся идеями Православия.

За время обучения в гимназии проявил себя с наилучшей стороны: старательно и усердно впитывал в себя то, чему учили; старался не нарушать дисциплину.

Помимо прочих предметов Авраам освоил несколько языков: древнегреческий, латинский, французский, немецкий (новогреческий он знал ещё с раннего возраста). Из гимназии он выпустился с золотой медалью.

В гимназии фамилия Авраама — Позидис — в видах удобства была изменена и адаптирована под русскую: Позов. Так он стал Авраамом Самуиловичем Позовым.

Молодые годы

По окончании гимназии перед А. Позовым встал непростой выбор: на получение какой специальности направить свои силы? Он имел немалое стремление к наукам умозрительного характера, но всё же выбрал для себя другой путь — путь врача, и поступил в Киевский императорский университет, на медицинский факультет.

Время окончания университета пришлось на начало страшной войны — Первой Мировой. В этот период А. С. Позов служил Родине в должности военного врача.

Обстоятельства сложились таким образом, что он оказался на Кавказе. Здесь он встретил Октябрьскую Социалистическую революцию. Какое-то время продолжал заниматься лечением людей. Нередко приходилось кочевать по горным дорогам и тропам, переходя из одного селения в другое.

В этот же период он познакомился, а затем и связал себя узами брака с энергичной талантливой женщиной, происходившей из рода Рыбкиных (саратовских купцов), Татьяной, овдовевшей после расстрела её мужа большевиками в 1918 году. По смерти мужа на руках у Татьяны осталась трехлетняя дочь, Нина. Также как и А. С. Позов, Татьяна была врачом.

На Кавказе Позовы прожили несколько лет, а в 1924 году решили перебраться в Петроград. Несмотря на сложность социальной обстановки, как врачи они нашли для себя надлежащую практику, дохода от которой вполне хватало на содержание семьи.

Между тем, нарастающее внутриполитическое напряжение в стране, связанное с поиском идеологических противников, притеснением интеллигенции, массовыми арестами и расстрелами, заставило Позовых искать возможность покинуть страну. По инициативе супруги и по её настоятельным увещеваниям Авраам Самуилович обратился в греческое консульство, с помощью которого официально подтвердил своё греческое происхождение и получил разрешение эмигрировать за рубеж.

Жизнь в эмиграции

В 1932 году семья Позовых осела в Афинах. Несмотря на солидный практический опыт врача, Авраам Самуилович долго не мог обеспечить себя хорошей работой: в отличие от его коллег, греков, ему не хватало предприимчивости, опыта конкурентной борьбы за клиентов. Кроме того к этому времени он решил посвятить себя литературному и научному творчеству. Одна только подготовка материалов для будущих книг требовала немало времени и сил.

Увлекаясь всё больше и больше идеей посвятить себя творчеству, он делал выписки из Патрологии Миня, исследовал немецкую и французскую литературу по психологии, изучал йогу и оккультизм.

С началом Второй Мировой войны условия жизни серьёзно ухудшились. В 1943 году семья Позовых перебралась в Лейпциг. В дальнейшем она проживала там вплоть до 1959 года.

Когда на территории подконтрольной СССР Германии у дочери Позовых, Нины, возникли недопонимания с органами МГБ (те стали задавать ей настораживающие вопросы, склонять её к сотрудничеству), она решилась на дерзкий побег в ФРГ. Тогда граница между двумя частями Германии ещё имела определенные бреши. В конце концов её желание и усилия увенчались успехом: ей удалось осуществить свои планы, бежать и добраться до Штутгарта.

Год спустя вслед за Ниной в Штутгарт приехал и А. С. Позов с женой. В Штутгарте супруги посещали русскую церковь, причём, старались бывать в ней по возможности чаще.

Рассказывают, что в 60-х годах Авраам Самуилович приезжал на Афон, встречался там с монахом-схимником, ища наставлений.

Писательская деятельность

Освоившись в Штутгарте, А. С. Позов обрёл, наконец, возможность вплотную заняться литературною деятельностью. Найдя на собственные средства издателя в Испании, он, будучи уже 70-летним человеком, приступил к написанию трудов.

Читайте также:  Медитация позитивный настрой для мышления

Последнее его произведение, посвященное анализу творчества русских литераторов, вышла в печать за два года до его кончины, в 1982 году.

В своих произведениях А. С. Позов стремился раскрыть и донести до читателя ряд основных положений христианской веры и мистики. Несмотря на то, что некоторые из изложенных в его сочинениях мыслей нельзя назвать безупречными и бесспорными с точки зрения ортодоксального богослова, в них содержится много полезного и поучительного.

А. С. Позов дожил до глубокой старости и умер в возрасте 93 лет 23 сентября 1984 года.

Источник

Основы древнецерковной антропологии Том I. Сын Человеческий

Содержание

Ершов С. А. Грек из России: врач и богослов

Как церковный человек, находясь на послушании принять участие в диалоге между Церковью и медициной, свои работы я посвятил психотерапии и антропологии, цель их – сделать понятнее язык богословия и естественных наук. Такая герменевтическая работа позволяет с научной корректностью идентифицировать сведения о внутренней психической деятельности человека с его невидимыми органами, зафиксированными в терминах «наивной анатомии». Образ человека по данным языка и по данным аскетического опыта позволяет понять духовную этиологию страдания и пути его преодоления. Подобно обычным органам органы невидимые обладают своими четко очерченными функциями, связанными, однако, не с материальными процессами внутри тела человека, а с его психикой, расширенной до понимания души и духа. Принципиально важным это является потому, что умозрительные и физиологически нелокализованные органы человека являются тем, на что и через которые в значительной мере направлено лечение, церковное и психотерапевтическое. Вне зависимости от концептуальных основ того или иного научно-практического направления структурирование способностей и сил души относительно таких органов является составлением атласа внутреннего человека.

В современной «Настольной книге священнослужителя», в 8 томе, вышедшей в 1988 году, в библиографии упоминается книга: А. Позов, «Основы древнецерковной антропологии». Мадрид, 1965, т. 1; 1966, т. 2. Русская фамилия автора, книга написана по-русски, но в российских библиотеках такой книги нет, нет и в каталоге книг Русской Зарубежной Церкви. Я искал книги в Испании, где А. Позов их напечатал, во Франции, известной русской богословской школой, но с трудом нашел только в Германии эти меня интересующие и важные «Основы древнецерковной антропологии».

Как член авторского коллектива «Психотерапевтической энциклопедии» под руководством и редакцией профессора Б. Д. Карвасарского, я оценил и воспользовался трудами нашего старшего современника Авраама Позова. Он внёс значительный вклад в православное богословие, в учение о человеке, основывающееся на данных Откровения, Нового Завета, святоотеческой письменности. Он построил междисциплинарную науку, имеющую точные определения, свой особый богословский язык, в то же время применяемую на практике, в духовной жизни. Труд Позова полезен тем, кто пришёл к вере после долгих поисков на «путях иных» – восточных учений, йоги, буддизма, пробовавшим раскрыть в себе экстрасенсорные способности и почувствовавшим ложность этого опыта. Кто же этот человек?

Изданные в России энциклопедические словари сообщают о нем скудные сведения. Но словарь П. В. Алексеева «Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды» 2 и словарь Б. В. Емельянова и В. В. Куликова «Русские мыслители второй половины XIX – начала XX века: Опыт краткого биобиблиографического словаря» 3 сообщают, что автор «Основ древнецерковной антропологии» – грек из России, врач и богослов.

Авраам Самуилович Позов (Позидис) происходил из понтийской греческой диаспоры города Карс, в Закавказье, входившем до революции в состав России. Городок этот был многонациональным: здесь жили русские, греки, турки, евреи. Семья была традиционно православной и имела русофильские симпатии. Отец, Самуил Позидис, был государственным чиновником, в семье было пятеро детей: два сына и три дочери; по традиции называли детей библейскими именами. Авраам родился 17 декабря 1890 года.

Он в такой степени овладел древними языками – латинским и греческим – что впоследствии читал в оригинале святоотеческую литературу и делал собственные переводы. В подготовке научного издания «Основ древнецерковной антропологии» я столкнулся с этой спецификой цитирования святых отцов и подвижников. Кроме того, он овладел современным немецким и французским, что пригодилось в повседневной жизни и научной работе, а новогреческий язык он знал с детства.

Позов выбирает очень практическую и вполне христианскую профессию врача и поступает на медицинский факультет Киевского императорского университета (в начале XX века здесь учился святитель архип. Лука (Войно-Ясенецкий) Окончание учёбы в университете совпало с началом Первой мировой войны, на которую он попал как военврач. Война забросила его на Кавказ, там он встретил революцию и остался лечить людей, преимущественно в небольших селениях. В это время в его жизни произошла важная перемена – он женился. Его супруга Татьяна, которой он посвятил «Основы древнецерковной антропологии», тоже была врачом. Происходила она из рода саратовских купцов Рыбкиных и, в противоположность созерцательному Позову, была характера деятельного и энергичного. Имела превосходные вокальные данные, но, покорившись воле отца, человека традиционно-консервативных взглядов, отправилась в Париж учиться не вокалу, а медицине. Вышла замуж за мелкопоместного дворянина из Грузии и вместе с ним уехала на родину. В 1918 г. мужа расстреляли большевики, и она осталась одна с трёхлетней дочерью Ниной.

Читайте также:  Медитация на раскрытие чакр аудио

Несколько лет Позовы прожили на Кавказе, а в 1924 г. перебрались в Петроград. Там они нашли хорошую практику, но общее положение постоянно ухудшалось, репрессии охватывали всё более широкие круги интеллигенции. Тогда жена, ставшая как бы двигателем семьи, настояла на том, чтобы Позов получил в консульстве Греции подтверждение своего греческого происхождения и право на эмиграцию. В 1932 г. они оказались в Афинах. Позов был хорошим врачом, но не обладал присущей грекам предприимчивостью и практичностью в приобретении пациентов. Другой причиной недостаточной профессиональной активности была литературная деятельность, которой он начал заниматься. Позов много работал в библиотеке, собирая материалы для будущих богословских книг. Он полностью переключается на научную работу. Делает выписки из «Патрологии» Миня (Migne), читает немецкие и французские журналы по психологии. Для сравнения стал изучать внецерковную мистику, оккультизм, йогу – всё это требовало времени и сил.

Началась Вторая мировая война. Выход нашёлся неожиданный. Оказалось, что в Германии, куда ещё не докатилась отступающая немецкая армия, было легче найти место, как врачу, и в 1943 г. семья переезжает в Лейпциг. Там он познакомился в библиотеке с трудами византийца иеромонаха Иосифа Вриенния (Bryennios), названого Позовым по-русски Иосифом Бриенским, изданного по-гречески в этом городе монахом Евгением (Булгарис) 5 в XVIII веке. Скитания Позова служили его будущим творениям. В Лейпциге он прожил до 1959 г. Но в подсоветской Германии начались новые проблемы. Вслед за дочерью жены Татьяны (тогда граница была ещё не на очень крепком замке) Авраам Самуилович с Татьяной перебрались в Штутгарт.

Позов был неизменным прихожанином церкви святого Николая в Штутгарте, он любил воскресные службы, любил молиться. Внутренняя жизнь человека часто остаётся незаметной для окружающих. Близкие замечали, что он бывал погружён в молитвенное состояние, но о силе и глубине его молитвы они ничего не знали. А. Позов был практиком Иисусовой молитвы. Монах из монастыря святого великомученика Пантелеймона на Афоне рассказал иеромонаху Иосифу (Киперману), что в 60-х гг. Позов приезжал на Афон, бывал в их обители. Там он сошёлся с одним схимником и подолгу с ним беседовал; по обширным знаниям Позова беседовать с ним не мог никто, только этот схимник. Практика умного делания отразилась в духовной составляющей антропологии.

В Штутгарте Позов получил, наконец, возможность работать над задуманными трудами. Он сократил медицинскую практику, стал подменять врачей, уходивших в отпуска. Заработанных средств хватило на то, чтобы в возрасте 70 лет он начал работу над книгами – случай небывалый в научной и писательской среде. Опыт врача и православного подвижника лег в основу его труда.

«Основы древнецерковной антропологии» выходят в России впервые. Пересказывать содержание книг в статье неуместно. А. Позов широко цитирует древнегреческих философов, средневековых схоластов, современных европейских психологов, психиатров, философов, классиков русской литературы, представителей восточных культов и, конечно же, святых отцов из необъятной Патрологии, изданной аббатом Минем (Migne) в XIX в. Он обращается к естественнонаучным источникам, что свидетельствует о довольно широкой информативной базе его трудов. Укажем на принцип и метод изложения А. Позовым в его научной монографии о Человеке: систасис, катастасис и апокатастасис.

В труде «Основы древнецерковной антропологии» врач А. Позов изложил обобщенные сведения о триаде духа в методологически удобном ракурсе: «Особенность каждой из духовных сил в том, что ум есть дух в духе, душе и теле; воля есть дух в душе и теле, а сила есть дух в теле. Отсюда – другая особенность духовных сил. Каждая из них сама по себе сознательна, но проявления их в человеке различны по степени сознаваемости их для «Я». Ум сознателен, потому что функция его протекает в духе; воля менее сознательна, она подсознательна, так как функция ее протекает в душе. Сила из всех трех духовных функций наименее сознательна, так как протекает в материальном теле. Разница в степени сознательности отдельных сторон духа – не в них

Природа и состав человека соотносится с эмпирическими данными древнецерковной антропологии.

Принцип триадичности существенно облегчает рассмотрение проблемы человека. Можно даже попытаться изобразить схему человека цельного, делая связи между элементами его природы прозрачными и наглядными. Из нее, в свою очередь, становится видно, что цельность сама собой не достигается – для ее поддержания человеку приходится затрачивать много усилий. Да и вообще цельный человек – это своего рода идеал, и каждый из нас в действительности лишь более или менее приближается к нему. Апокатастасис.

«Основы древнецерковной антропологии» А. Позова впервые выходят в России, так до сих пор фактически остаются труднодоступными не только для массового читателя, но и для богословов, философов и врачей. Правки, сделанные в книгах, комментарии и приложения – вклад научного издания, сделаны в России.

Посвящается светлой памяти жены и друга ТАТЬЯНЫ

Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Немного Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его.

Читайте также:  После медитации шум в ушах

Бог захотел украсить землю и послал человека, как украшение бессмертного тела. Человек превосходит животное и мир по своему рассудку и уму. Обрабатывая дела Бога, человек пришел в восторг от них и познал источника всего.

(Гермес Трисмегист, Кратер, 2–8).

Христианская антропология составляет третье звено в христианской онтологии после теологии и космологии. Теология получила законченные формы в творениях Св. Отцов Церкви и в последующие века. Космология и антропология существуют только в фрагментах в Евангелии, в апостольских посланиях и в аскетической литературе, и систематизация их составляет насущную задачу дня.

Свет Логоса освещает и самые темные и отдаленные уголки Бытия. Истины Логоса составляют основу всякого полного и цельного знания во все века и у всех народов, но во всей своей полноте они пришли вместе с воплощением Логоса.

По диалектической природе человеческого ума и мышления, по диалектической структуре человеческого сознания, знание от противоположного бывает часто доступнее и легче, чем непосредственное знание о предмете. От сравнения древнецерковной, медитативной, «науки Иисуса», например с индуизмом, выиграло понимание первой и в этом, быть может, заключается все значение индуизма для Европы наших дней. Индия, этот обломок древнего, до-христианского мира, сумела сохранить в целости все памятники своей духовной культуры, свой древнеарийский облик, несмотря на сильные монгольские влияния. В свете древнецерковной науки выиграло и понимание сущности индуизма, выяснение ее мистических корней.

Дохристианский, языческий, античный мир в лице Сократа, Платона, Аристотеля и стоиков пережил в обновленном Логосе научно-философское предвосхищение религии Логоса-Христа. Нельзя сказать того же об азиатском Востоке, здесь процесс обратный. Истины Логоса, древние, как мир, подверглись на протяжении веков и тысячелетий искажению и перерождению. Теоремы, теологемы и антропологемы Логоса даны в индуизме и буддизме в обратных положениях, в аспекте Анти-Логоса и Псевдо-Логоса, вплоть до полного или частичного приближения к «мудрости древнего Змея».

В конспективном изложении приведены достижения науки и философии XX столетия, главным образом в их сближении с древнецерковной точкой зрения. Нужно было перевести живительные положения древнецерковной антропологии на сухой и абстрактный современный научно-философский язык. Спекулятивно-философский багаж XVII-XIX вв., выброшенный историей за борт за ненадобностью, интересен только как свидетельство отрыва от христианской почвы в Европе, как рецидив «древней мудрости» и духовный атавизм европейской расы, с возвратом к архаическим древнеарийским источникам.

Использован сократо-платоновский научно-философский язык, единственный в мире по богатству, красоте и выразительности, доведенный Аристотелем до предельной точности и совершенства. Использован и прекрасный язык схоластики, второй по универсальности после платоно-аристотелевского.

Основные положения древнецерковной антропологии могут послужить не только стимулом к развитию научной психологии, до сих пор не имеющей точных и определенных понятий и концептов для многообразных проявлений душевной жизни, но могут дать и онтическую и метафизическую основу, которой в ней не хватает.

Прот. Иоанн Мейендорф. Православное богословие в современном мире // Православие в современном мире. Нью-Йорк, 1981. С. 175.

П. В. Алексеев. «Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды». 3-е изд., перераб. и доп. М.: Академический Проект, 1999.

Б. В. Емельянов, В. В. Куликов. «Русские мыслители второй половины XIX – начала XX века: Опыт краткого биобиблиографического словаря». Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1996.

Иеромонах Иосиф (Киперман). Путеводная нить истины: А. С. Позов: писатель, мистик, богослов. Истина и жизнь. 2001. №11. С. 26–33.

Евгений Булгарис (1716–1806), греческий православный богослов. Преподавал на Афоне и в Константинополе, затем в Германии и России, где в 1775 Екатерина II назначила его архиепископом новооткрытой епархии Словенской и Херсонской.

Иеромонах Иосиф (Киперман). Путеводная нить истины: А. С. Позов: писатель, мистик, богослов. Истина и жизнь. 2001. №11. С. 33.

Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1993. Слово 25, с. 124.

Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 2001. С. 36.

К. Ясперс. Общая психопатология, Москва, 1997, с. 379.

Настольная книга священнослужителя, т. 8, Издательский отдел Московского Патриархата, 1988. с. 206.

Например, труд Бычков В. В. Эстетика отцов церкви. М., 1995.

Позов А. Основы древнецерковной антропологии. Т. 1. Сын Человеческий. Мадрид, 1965. С. 13.

Киприан (Керн) архимандрит. Тема о человеке и современность // Русская религиозная антропология / Т. 2. М., 1997. С. 417–418. По: Православная мысль, вып. VI. Париж, 1948. С. 127–137.

Позов А. Основы древнецерковной антропологии. Т. 1. Сын Человеческий. Мадрид, 1965. С. 17.

Позов А. Основы древнецерковной антропологии. Т. 1. Сын Человеческий. Мадрид, 1965. С. 43.

В то время – преподаватель МДА.

Н. К. Гаврюшин. Самопознание как таинство. (Предисловие) // Русская религиозная антропология. Т. 1. М., 1997. С. 41.

Я. С. Рыбаков. Христианский мыслитель Авраам Самуилович Позов // Полигнозис. 2003. №1. С. 97–110.

Варнава (Беляев) епископ. Основы искусства святости. Т. 1. Нижний Новгород, 1995. С. 240–241.

Вам может быть интересно:

1. Свет во тьме – Семён Людвигович Франк

2. Бог и человечество – митрополит Каллист (Уэр)

4. О природе человека – епископ Немесий Емесский

7. Наука о человеке – профессор Виктор Иванович Несмелов

Источник

Adblock
detector